Амвросов И. Двадцать месяцев вражды

Предыстория событий 21.09.93 – 4.10.93

Стрельба 4 октября из танковых орудий по зданию Верховного Совета с целью подавления вооруженной оппозиции президенту поставила точку в недолгой истории российского советского парламентаризма. Такой финал не был неизбежен. Однако он по-своему логичен. И это доказывает хронология развития конфликта между исполнительной и представительной ветвями федеральной власти в России с первых дней существования самостоятельной российской государственности после упразднения СССР.

С понедельника 13 января 1992 года российский Белый дом стал местом размещения Верховного Совета Российской Федерации. Официальная резиденция президента была перенесена в Кремль, правительство въехало в комплекс зданий бывшего ЦК КПСС на Старой площади.

На состоявшемся в этот же день заседании ВС России Р. Хасбулатов критиковал начатую за десять дней до этого либерализацию цен и назвал «чудовищной глупостью» намерение правительства ликвидировать колхозы и совхозы и провести к весне 1992 года «фермеризацию республики».

Встречаясь в этот же день с делегацией итальянского сената, Р. Хасбулатов заявил, что ВС России необходимо «или предложить президенту сменить практически недееспособное правительство России, или, в соответствии с конституционным правом, самим сменить это правительство».

Занимавший тогда посты государственного советника по правовой политике, заместителя председателя правительства России С. Шахрай охарактеризовал оценки Р.Хасбулатова как «по меньшей мере безответственные». Эти оценки С. Шахрая развил вице-премьер Г. Бурбулис, назвав ВС России «оплотом тоталитарной системы».

В этот же день состоялось заседание Конституционного суда России, где впервые проверке на соответствие Конституции был подвергнут указ президента – о слиянии Министерства внутренних дел и Агентства Федеральной безопасности России. Указ был признан противоречащим Конституции, и президент согласился с вердиктом суда.

Видимо, все же случайным было то, что в один и тот же день все ветви федеральной власти сделали заявку на будущий конфликт. Закономерным, как показало дальнейшее развитие событий, выглядело другое: радикализм в оценках и поспешность выводов чиновников исполнительных и представительных структур. Именно этот радикализм впоследствии был доведен до абсолюта.

3 февраля, выступая на съезде Ассоциации крестьянских хозяйств России, Р. Хасбулатов заявляет, что Верховный Совет будет жестко критиковать правительственный курс, но в критические минуты поддержит правительство. Это не означает, продолжил Р. Хасбулатов, что ВС избрал тактику критики президента. «Если у меня появится когда-нибудь соблазн его критиковать,- сказал далее спикер, – я лучше уйду из парламента.»

19 февраля. Верховный Совет отменяет распоряжение вице-премьера А.Шохина об образовании ликвидационной комиссии в связи с упразднением Библиотеки им. В. И. Ленина. Депутат С.Бабурин заявляет, что отношение к Библиотеке им. В. И. Ленина символизирует отношение правительства к российской культуре, и, говоря о правительстве, впервые употребил выражение «правительство национальной измены».

23 февраля. Во многих городах России – митинги, участники которых высказываются за восстановление СССР, сохранение единых Вооруженных Сил, критикуют деятельность российского правительства. В Москве, где городские власти запретили патриотическим группировкам проведение митинга на Манежной площади, произошли столкновения демонстрантов с отрядами милиции особого назначения, препятствовавшими их прорыву через кордоны в центр столицы.

2 апреля. Встреча Р. Хасбулатова с послом США в России Р. Страуссом. Спикер заявляет, что парламент России весьма твердо поддерживает президента Б. Ельцина, но экономический курс правительства требует корректировки.

5 апреля. В Москве – «Собрание граждан Российской Федерации». Б. Ельцин на открытии форума выступил с лозунгами: «защитить радикальные преобразования, твердо поддержать тех, кто проводит их в жизнь, и прежде всего – правительство реформ». Президент говорит, что на открывающемся 6 апреля Съезде народных депутатов России будет предпринята попытка «реванша», которая должна получить отпор демократических сил.

В этот же день на собрании депутатских фракций Верховного Совета России парафирован протокол о взаимодействии коалиции реформ с президентом Российской Федерации. Именно с этого момента эксперты начинают отсчет начала дрейфа Б. Ельцина с позиций руководителя, представляющего интересы всех социальных слоев и политических групп России, к облику партийного лидера, выражающего интересы радикал-демократов.

6 апреля. В Москве открывается VI Съезд народных депутатов. Депутат от Петербурга П. Филиппов требует включить в повестку дня вопрос о доверии председателю ВС Р. Хасбулатову. Депутат С. Бабурин заявляет с трибуны съезда, что нарушения Конституции, допущенные президентом в последнее время, «чудовищны». Съезд признает деятельность правительства по осуществлению экономической реформы неудовлетворительной.

12 апреля. Первый вице-премьер российского правительства Е. Гайдар заявляет на пресс-конференции о невозможности продолжать курс реформ после решений, принятых VI Съездом народных депутатов, и зачитывает заявление кабинета об отставке. Президент РФ Б. Ельциин просит кабинет выполнять свои обязанности до конца работы съезда и обещает в этот срок «принять соответствующие решения».

15 апреля. На съезде принята Декларация о приверженности курсу реформ, призванная нейтрализовать предыдущее постановление, вызвавшее заявление об отставке правительства. В Декларации правительству рекомендовано выполнять постановление съезда поэтапно, с учетом реальных экономических условий.

23 апреля. Комментируя итоги съезда на заседании Президиума ВС РФ, Р.Хасбулатов заявляет: «Нет ни победителей, ни побежденных. Пострадало общество в целом, нанесена рана государственной власти как таковой, как законодательной, так и исполнительной».

30 апреля. В беседе с рабочими цеха холодной прокатки Череповецкого металлургического комбината президент России Б. Ельциин называет Съезд народных депутатов «большой говорильней, где мало что решается». Отвечая на вопрос рабочих, как следует решить судьбу съезда, президент говорит, что своей властью он этого сделать не может, и предлагает собрать миллион подписей избирателей за проведение референдума по новой Конституции, в которой не будет места съезду. Когде же один из рабочих спрашивает Б. Ельциина, за какой проект Конституции голосовать на референдуме, Б. Ельциин призывает собравшихся поддержать тот, «который предложит Президент».

18 мая. Опубликовано заявление состоявшегося в Краснодаре Всероссийского совещания руководства республик, краев, областей и национальных автономий. Участники совещания рекомендовали ВС РФ и правительству РФ «осуществить на согласованной основе срочную корректировку экономической реформы», проводя ее «не революционно-разрушительными, а комплексно-созидательными методами, не допуская дальнейшего ухудшения социально-экономического положения людей».

В этот же день Б. Ельциин, выступая в Барнауле перед руководством Алтайского края, хозяйственным активом, представителями политических движений, заявляет, что «де-факто в России существует конституционный кризис. Новая Конституция должна узаконить сильную президентскую форму правления – этого требует переходный период. Поскольку съезд не согласится с самоупразднением, нужно либо дать президенту право самому объявлять референдум, либо собирать подписи за проведение такого референдума».

5 июня. Координаторы 11 депутатских фракций парламента России подписывают обращение к президенту, в котором высказана обеспокоенность по поводу его заявления о необходимости «разогнать съезд». Авторы обращения пишут: «Мы убеждены, что в случае разгона съезда незамедлительно последует цепная реакция распада России… Если с Вашей подачи будет разогнан съезд, то и Вы как президент будете обречены».

23 июня. Парламентские слушания: «Угроза конституционному строю в стране в связи с активизацией экстремистских сил». Организаторы слушаний – представители фракций «Демократическая Россия» и «Радикальные демократы» – выступают за силовое подавление оппозиции, руководствуясь не cтолько законом, сколько «целесообразностью и необходимостью».

25 июня. Заявление Конституционного суда России: «Конституционный строй государства – под угрозой». В заявлении отмечается: «Отдельные должностные лица и политические лидеры различной ориентации выступают за устранение конституционных органов власти… Если Верховный Совет, президент и правительство будут и далее проявлять медлительность в осуществлении возложенных на них функций по защите конституционного строя, страна не гарантирована от социального взрыва, анархии и разрушения…».

8 сентября. На пресс-конференции координатора демократических фракций ВС РФ В.Волкова заявлено, что Р.Хасбулатов пытается осуществить государственный переворот. «Глава парламента постепенно концентрирует в своих руках диктаторскую власть. Этой цели служат ряд недавних распоряжений Хасбулатова, практика его авторитарного руководства ВС и третирование членов правительства», – говорит В.Волков.

21 октября. Серия скандалов в ВС РФ. Начало им положено требованием оппозиции дать оценку заявлению, сделанному 16 октября во время встречи с иностранными журналистами членами российского правительства М.Полтораниным, А.Чубайсом, А.Козыревым и госсекретарем Г. Бурбулисом, об опасности консервативного реванша со стороны ВС РФ. Они были вызваны в ВС для объяснений, где подтвердили, что считают эту опасность крайне серьезной.

Апофеозом дня стало прозвучавшее в конце заседания заявление депутата В.Волкова о том, что председатель Президиума ВС РФ Р.Хасбулатов находится в состоянии наркотического опьянения. В следующие несколько дней публикуются сообщения врачей о состоянии здоровья спикера, опровергающие версию В.Волкова.

28 октября. Президентом РФ Б. Ельцииным подписан указ о расформировании созданного 24 октября оргкомитета «Фронта национального спасения» и запрете структур этой организации. Позднее Конституционный суд признает данный указ в части, касающейся запрета оргкомитета ФНС, не соответствующим Конституции.

17 ноября. Встреча Б. Ельциина и Р.Хасбулатова. Обсуждены вопросы взаимодействия президента, Верховного Совета и правительства России. Встреча Б. Ельциина с членами Совета Национальностей ВС РФ. Президент отверг как безосновательные разговоры о возможности введении в РФ прямого президентского правления, роспуска съезда и Верховного Совета.

22 ноября. Госсекретарь при президенте Г. Бурбулис заявляет о заинтересованности Б. Ельциина в принятии на съезде конституционного соглашения между исполнительной и законодательной властью. «В нем, – говорит Г. Бурбулис, – должны быть очерчены полномочия президента, парламента и правительства, зафиксированы правила и нормативные ограничения, которые все будут соблюдать в течение стабилизационного периода, который продлится год-полтора

29 ноября. В Москве – форум сторонников реформ «Демократический выбор». Выступивший на нем Б. Ельциин отмечает, что радикальные преобразования нуждаются в укреплении социальной базы, которой должны соответствовать и определенные организационные структуры. Предлагает преобразовать коалицию сторонников реформ в общественное движение или партию. Заявляет, что он «должен быть и с ней, и в ней».

Конец ноября 1992 года отмечен двумя важными вехами в развитии конфликта федеральных ветвей власти.

Во-первых, президентом начинает разыгрываться идея конституционного соглашения как некоего нормативного акта, который будет действовать до принятия новой Конституции. При всей внешней компромиссности и привлекательности этой идеи содержание концепции конституционного соглашения базируется на идее сильной президентской власти с элементами чрезвычайных полномочий и с ограничением власти Верховного Совета, как она отражена в действующей Конституции.

И во-вторых, заявление Б. Ельциина, что он считает себя членом «партии сторонников реформ», знаменует завершение процесса дрейфа президента с декларированных на начальном этапе его президентской карьеры позиций служения интересам всего общества на позиции одной – радикал-демократической – части российского политического спектра.

1 декабря – начало работы VII Съезда народных депутатов.

3 декабря. Б. Ельциин вносит проект постановления съезда об обеспечении стабилизационного периода.

6 декабря. Распространено заявление пресс-службы правительства РФ, в котором указывается, что правительство в полном составе подаст в отставку, если съезд не утвердит на посту руководителя правительства Е. Гайдара, если за Гайдаром не будет сохранен пост и.о. председателя правительства и если ему будет предложен какой-либо иной пост в кабинете. На следующий день это заявление было под благовидным предлогом отозвано.

10 декабря. Б. Ельциин выступает на съезде с резким обращением к народу, призвав к проведению референдума по вопросу о том, какому курсу доверяют россияне – президента или же съезда, Верховного Совета и его председателя. При обсуждении этого обращения вице-президент РФ А.Руцкой, поддержав курс реформ, резко осуждает «кучку политических деятелей» из окружения Б. Ельциина, оказывающих, по его мнению, отрицательное влияние на президента.

Председатель Конституционного суда В.Зорькин предлагает немедленно начать консультации между председателем ВС и президентом с участием главы Конституционного суда с целью поиска компромисса и преодоления кризиса власти.

Руководители министерств безопасности, внутренних дел и обороны Баранников, Ерин и Грачев заверяют съезд, что силовые структуры верны Конституции и законам РФ.

12 декабря. Переговоры «команды» президента и «команды» съезда при участии председателя Конституционного суда. Достигнуто согласие по документу «О стабилизации конституционного строя РФ». Документ регулирует взаимоотношения исполнительной и законодательной власти, аннулирует предпринятые обеими ветвями власти в последние дни резкие заявления, «замораживает» принятые накануне поправки к действующей Конституции. Документ, согласованный двумя «командами», одобрен на съезде простым большинством голосов.

Наступивший 1993 год застает Россию в состоянии углубляющегося конфликта федеральных властей. Для многих очевидно, что временное перемирие, достигнутое на VII съезде, недолговечно: не устранена ни одна из причин, приведших к обострению кризиса, не просматривается и взаимоприемлемых путей выхода из политического и конституционного тупика.

14 января 1993 года. ВС РФ объявляет о проведении 11 апреля на всей территории России референдума по основным положениям проекта новой Конституции РФ.

В этот же день президент Б. Ельциин проводит встречу с лидерами блока «Демократический выбор». На встрече он заявляет, что считает этот референдум судьбоносным для России и поэтому призывает движение «Демократический выбор» сделать все для успеха референдума и явки на него избирателей.

30 января. Группа глав администраций областей РФ из «Союза губернаторов России» и группа председателей областных Советов народных депутатов выступают с инициативой отменить проведение референдума 11 апреля 1993 года и провести VIII внеочередной Съезд народных депутатов России с повесткой о внесении поправок в Конституцию РФ, закрепляющих разделение властей. На фоне подготовки к референдуму и дискуссий о целесообразности его проведения Россия вступает в очередной этап развития конфликта властей.

5 февраля. Р.Хасбулатов делает достоянием гласности пересмотр своего отношения к личности Б. Ельциина: на встрече с премьер-министром Швеции К.Бильдтом спикер российского парламента заявляет: «правительство надо освободить от опеки президента, который не справился со своей задачей…», «референдум нам навязал президент, и теперь сам не знает, как вылезти из этой ситуации…», «Гайдар со своим правительством нанес экономике огромный ущерб…», «Россия стремительно движется по латиноамериканскому пути, причем в его худшем, колумбийском варианте…» . Ответ президентской стороны на эти оценки Р.Хасбулатова был дан в форме заявления пресс-секретаря Б. Ельциина В.Костикова. Сам Костиков с этого момента превращается в рупор самых резких антихасбулатовских заявлений президентской стороны. (Словесная дуэль между Р.Хасбулатовым и представляющим президента Ельцина его пресс-секретарем В.Костиковым завершилась в сентябре 1993 г. финальным «обменом ударами»: образной жестикуляцией спикера в его описании состояния президента и заявлением пресс-секретаря с выпадами в адрес Р.Хасбулатова по поводу его нерусской национальности и, соответственно, неспособности «понять интересы России».)

8 февраля на совещании глав Советов всех уровней в Москве Р.Хасбулатов среди прочего заявляет, что непопулярность правительственных решений приводит к усилению коммунистических структур в России, и предлагает прекратить на местах банковские операции по президентским счетам. Последнее предложение бурно поддержано собравшимися. (По иронии судьбы, именно эта формула была взята на вооружение и в полной мере реализована президентом в его борьбе с Верховным Советом и местными советами, – в контексте указа #1400 от 21 сентября.)

18 февраля. Б. Ельциин выступает по российскому телевидению с призывом «если не разрешить, то заметно ослабить кризис», возникший в результате противоречий между исполнительной и законодательной властями. Одним из путей преодоления кризиса президент называет всероссийский референдум.

10 марта начинает работу VIII внеочередной Съезд народных депутатов. Съезд отменяет проведение 11 апреля референдума, назначенного предыдущим съездом.

20 марта. Б. Ельциин выступает по двум каналам центрального телевидения, объявляя о подписании им указа «об особом порядке управления» до преодоления кризиса власти в стране. Указ, как он изложен в телеобращении Б. Ельциина, немедленно расценен как антиконституционный Верховным Советом, вице-президентом А.Руцким, Конституционным судом, Генеральным прокурором В.Степанковым, секретарем Совета безопасности Ю.Скоковым.

Правительство РФ на специальном заседании принимает заявление, в котором содержится «единодушная поддержка позиции президента Б. Ельциина». (Позднее пресс-центр правительства распространяет поправку, согласно которой слово «единодушная» из заявления следует изъять.)

24 марта распространен текст указа Б. Ельциина, о котором он говорил 20 марта. Текст указа заметно отличается от его изложения в телеобращении президента. В указе отсутствует упоминание об «особом порядке управления», смягчен ряд других формулировок. И тем не менее телевыступление Б. Ельциина 20 марта становится рубежом, после которого сначала съеживается до минимума, а после вообще исчезает возможность «примирения» между президентом, съездом и Верховным Советом.

Лейтмотивом выступлений все большего числа парламентариев становится тема импичмента Б. Ельциина и его замены на президентском посту А.Руцким. Со своей стороны, пропрезидентские газеты, государственные радио- и телепрограммы, подконтрольные правительству, усиливают в этот же период создание образа парламента как «царства тьмы» во главе с окарикатуренными Р.Хасбулатовым и А.Руцким.

26 марта созывается IX внеочередной Съезд народных депутатов для рассмотрения вопроса «О неотложных мерах по сохранению конституционного строя Российской Федерации». Съезд отвергает все предложения по различным вопросам повестки дня, вносимые президентом.

28 марта. Съезд принимает решение о проведении всероссийского референдума 25 апреля. Вечером в Москве на Васильевском спуске – митинг в поддержку президента России. Участники акции требуют роспуска Съезда народных депутатов, отставки вице-президента А.Руцкого и спикера парламента Р.Хасбулатова. На митинге выступает Б. Ельциин. Он подчеркивает, что только народ, который избрал его президентом, может решать вопрос о референдуме 25 апреля. Если он скажет «да» на референдуме, то, как заявил Ельцин, он будет работать с еще большим рвением, если «нет» – уйдет в отставку.

10 апреля. А.Руцкой на пресс-конференции лидеров общественно-политического блока «Гражданский союз» заявляет, что он не видит возможности примирения с президентом Б. Ельцииным в оставшееся до референдума время.

22 апреля, возвращаясь в Москву из поездки в Ижевск, Б. Ельциин заявляет, что не планирует введение президентского правления, в чем его пытается обвинить оппозиция. Однако президент добавляет, что «готовит Конституцию, которая предусматривает возможность введения президентского правления».

25 апреля. Всероссийский референдум состоялся. Трактовка его достаточно двусмысленных итогов превращается в еще одну тему дискуссий между президентом и парламентом.

1 мая. Манифестация, организованная в Москве «Фронтом национального спасения», движением «Трудовая Москва» и другими оппозиционными организациями, завершается столкновениями демонстрантов с органами правопорядка. С обеих сторон имеются пострадавшие; один милиционер погиб.

6 мая. Сразу же вслед за объявлением окончательных итогов референдума, в целом позитивных для президента и системы его власти, Б. Ельциин выступает по телевидению, объявляя, что направил свой проект Конституции в Верховный Совет и в ближайшее время представит проект нормативного документа о выборах в федеральный парламент, не позже осени 1993 года, а также что он утратил доверие к А.Руцкому. С этого момента становится очевидным новый курс Б. Ельциина в его диалоге с Верховным Советом: полученное на референдуме большинство подается президентской стороной как получение мандата народа на принятие президентского варианта новой Конституции.

10 мая. Б. Ельциин подписывает указ «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации». Указом определено, что 5 июня в Москве созывается Конституционное совещание, которое проведет доработку президентского проекта.

14 мая. В парламенте намечается раскол по вопросу о том, как принимать новую Конституцию. Заместитель председателя Верховного Совета Н.Рябов считает инициативу Б. Ельциина о созыве Конституционного совещания «вполне оправданной», Р.Хасбулатов выражает несогласие с мнением своего заместителя, заявляя, что это «неконституционный путь».

20 мая. Б. Ельциин подписывает еще один указ о созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции, в котором предыдущие заявления и указы по данному вопросу подробно конкретизируются.

5 июня. Конституционное совещание начинает работу. Первое пленарное заседание омрачено скандалом с «захлопыванием» Р.Хасбулатова, пытавшегося выйти к трибуне в нарушение установленного президентом регламента, и с выносом из зала охраной Б. Ельциина автора одного из альтернативных проектов Конституции депутата Слободкина. C 6 июня Конституционное совещание приступает к работе в секциях.

16 июня. Пленарное заседание Конституционного совещания. Выступивший Б. Ельциин предлагает одобрить текст проекта Конституции с учетом внесенных поправок. Многие главы субъектов федерации голосуют против или не участвуют в голосовании, однако предложение Б. Ельциина принимается большинством голосов присутствующих на заседании представителей общественных организаций, товаропроизводителей, представителей органов местного самоуправления и федеральных органов власти. И тем не менее позиция в отношении президентского проекта Конституции руководства республик, краев и областей начинает выступать в качестве основного препятствия его принятию. Июль и август проходят в настойчивых попытках президента и Верховного Совета обеспечить себе поддержку субъектов федерации и тем самым склонить чашу весов соперничества за власть в Москве в свою пользу.

24 июля. Б. Ельцин подписывает указ «О порядке согласования проекта Конституции Российской Федерации», которым предписывается провести согласование проекта, одобренного Конституционным совещанием, с субъектами Федерации. К середине августа у наблюдателей начинает складываться впечатление, что работа президентских структур с субъектами федерации не приносит ожидаемых результатов. 13 августа в Петрозаводске проходит заседание Совета глав республик с участием президента Б. Ельцина. На этом заседании принимается решение о создании Совета Федерации как консультативно-совещательного органа при президенте с целью выработки предложений по ключевывм направлениям государственной политики. Среди экспертов начинает доминировать мнение о неудаче очередной попытки президента добиться принятия своего проекта конституции «в обход» Верховного Совета, через специально созданный институт Конституционного совещания, то есть «мирным» и относительно «ненасильственным» путем.

С середины августа из президентских структур начали просачиваться данные о завершении подготовки пакета указов и других документов о роспуске Верховного Совета и съезда, введении в стране президентского правления и проч. Источники утверждали, что объявления о принятии президентом соответствующих мер можно ожидать в любой день, начиная с конца первой декады сентября.

Многократные запугивания общественности подобным вариантом развития событий и столь же многократные опровержения такого рода слухов Б. Ельциным приучили общество и даже Верховный Совет относиться к соответствующим сигналам без должной тревоги. События 21 сентября показали, что сведения о готовности президента выйти за рамки действующей Конституции в разрешении его конфликта с Верховным Советом на этот раз оказались вполне достоверными.

Источник: old.russ.ru