МЫ РЕКОМЕНДУЕМ

Эти книги никого не оставили равнодушным. Они стоят того, чтобы познакомиться с ними поближе.

Содержание

Эрик С. Райнерт. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными
пер. с анг. Н. Автономовой: под ред. В. Автономова. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». 4-е изд. М.: Изд. дом ВШЭ. 2016. – 384 с.

Автор доказывает, что успешное экономическое развитие страны невозможно без удачного сочетания государственного вмешательства, протекционизма и стратегических инвестиций. Просто развития свободной торговли недостаточно. Он критикует современных экономистов, которые со времени падение Берлинской стены считают рынок волшебным инструментом по созданию гармоничного экономического пространства. Перестало иметь значение, что производит страна, и какую политику проводит. Сейчас многие страны расплачиваются за это безумство.

«Сегодня мы заваливаем деньгами страны, в которых нет производственной структуры, пригодной для инвестирования, потому что им запрещено проводить промышленную политику, которую в свое время использовали все богатые страны. Развивающие страны получают займы, которые не могут выгодно употребить». «Африка и другие страны бедны, потому что им отрезаны либо не даны возможности развивать капитализм как систему производства». «Пока помощь в развитии бедным странам будет оставаться не стимулирующей настоящее развитие, а паллиативной, эта обманчиво щедрая и благонамеренная помощь непременно в итоге будет оборачиваться мощным контролем богатых стран над бедными».

«В 1950–1960-е годы, пока шла успешная индустриализация стран, смежных с коммунистическими, США отлично знали, что нужно делать, чтобы сделать бедную страну богатой. Они использовали ту же стратегию, которую в XIX веке применяли сами. Почему Запад, вместо того чтобы работать над созданием всемирного благосостояния (как США во время Второй мировой войны), устраивает чудовищные разборки в попытке силой насадить в доиндустриальных странах демократию? Страны не видят ничего, кроме угроз собственной сиюминутной выгоде. Некоторым странам в краткосрочной перспективе выгодна свободная торговля с отчаянно бедными странами. Однако капитализму как системе не может быть выгодно, чтобы половина населения земного шара не имела нормальной покупательной способности».

«В основе бедности лежит порочный круг отсутствия покупательной силы, а значит и спроса на продукцию и масштабное производство». «Стране надо обложить налогом деятельность с убывающей отдачей (производство сырьевых товаров) и выплачивать премии (субсидии) деятельности с возрастающей отдачей. Именно так возникали страны среднего достатка».

«Американским экономистам еще в 1820 году было очевидно, что страна, как и отдельный человек, не может разорвать порочного круга бедности, не сменив вид деятельности. Поэтому в Америке начался масштабный индустриализационный проект, который в следующие 100 лет был известен как Американская система обрабатывающей промышленности. Однако сегодня экономисты забыли успешные стратегии прошлого, они замечают только симптомы бедности, но не ее основные причины».

Эрик Райнерт приводит вольное изложение памятки для экономистов, разработанной Всемирным Банком и МВФ в 1989 году. В ней запрещается упоминать причины неравномерного развития, которые считались основными в течение последних 500 лет.

«Представьте, что вы экономист, который должен объяснить, откуда взялась пропасть между очевидным богатством Силиконовой долины и бедностью сельскохозяйственных районов Африки. Экономисты специально обучены игнорировать некоторые явления:

1. Запрещается утверждать, что между разными видами экономической деятельности есть разница, например, что группе людей может быть выгоднее производить платформы для программного обеспечения, чем пасти скот. Рынок, если его оставить в покое, самостоятельно выровняет эти различия.

2. Вследствие этого нельзя рекомендовать стране сменить специализацию. Каждая страна должна специализироваться на том виде деятельности, в котором у нее есть сравнительное преимущество, будь то скотоводство или производство компьютерного обеспечения. Благодаря этому должно произойти выравнивание цен на производственные факторы.

3. Используемый инструментарий не позволяет увидеть синергию, тогда нельзя говорить, что пастухи, живущие среди программистов, богаче пастухов, которые живут среди сородичей.

4. Запрещается прибегать к историческим примерам. Прошлое и будущее сведены к «здесь и сейчас». Аргумент, что страна, в которой расположена Силиконовая долина, в течение полутора веков субсидировала и защищала свои технические и высокотехнологичные отрасли, чтобы уйти от сельского хозяйства, силы не имеет. Из пунктов 1 и 3 понятно, что США разбогатели вопреки этой политике, а не благодаря ей.

5. Запрещается использовать факторы безработицы и частичной безработицы, которые принимались во внимание после Второй мировой войны, защищая ту или иную политику. Принятие в расчет безработицы вынудило бы принять в расчет «теневые цены» – запутанное понятие, которое в любом случае привело бы к нерыночной политике. Всемирный банк и МВФ при построении своих экономических моделей исходят из полной занятости населения.

6. Запрещается замечать причинно-следственные связи между экономическим и политическим строем. Парламентская демократия и любой другой институт могут с одинаковой вероятностью развиться в племени охотников и собирателей, при феодализме и в городском обществе.

По мере того как Всемирный банк и МВФ изобретают все новые отвлекающие маневры, правительства из самых лучших побуждений спешат финансировать все новые их проекты».

Об авторе. Эрик С. Райнерт – известный норвежский экономист, получил MBA в Гарвардской школе бизнеса, защитил диссертацию в Корнеле, многие годы работал экономическим консультантом в разных странах – от Перу до Монголии, основатель международного фонда «Другой канон».


Содержание

Млечин Л.М. Китай – великая держава номер один?
СПб: БХВ-Петербург, 2012. – 400 с.

Автор стремится развенчать расхожие домыслы и мифы о современном Китае, показать его истинное лицо, в частности, что представляет собой современная китайская компартия. В Китае страной управляет и определяет текущую политику не один вождь, а политбюро из 9 человек. Они не голосуют, решения принимают на советский манер – консенсусом, у каждого есть право вето. Отличительная особенность Китая – добровольная смена лидеров. После Мао Цзэдуна китайские лидеры стремятся свести срок пребывания у власти к одной десятилетке.

Партийный аппарат определяет все стороны жизни страны через государственные и правительственные учреждения. Отделы ЦК контролируют важнейшие структуры в стране – вооруженные силы, спецслужбы, средства массовой информации, суды и государственные предприятия. Но качество китайского авторитарного правления значительно выше, чем ближневосточного. Правительство отслеживает признаки социального недовольства и отвечает на него послаблениями, а не репрессиями. При вопиющих случаях коррупции и ущемления прав правительство сурово спрашивает с местных чиновников, применяет жестокие наказания, вплоть до смертной казни.

Экономические реформы подорвали могущество и всевластие компартии, но она нашла свою нишу. Ослаб идеологический контроль, что естественно при огромном наплыве иностранцев, и партийные задачи изменились. Теперь самое важное поручение партийцам – привлекать в страну как можно больше иностранных инвестиций, помогать людям богатеть. Первичные партийные организации есть повсюду – на производстве, в селе, в армии, научных институтах и даже на частных и совместных предприятиях. Членство в партии по-прежнему необходимо для успешной карьеры, без партбилета не продвинуться. Он позволяет богатеть и даже критиковать чиновников за бюрократизм. А вот выпасть из системы непозволительно – диссидентами занимается госбезопасность. Китайские коммунисты не смущаются: мало что свято, практически все продается…

Из опыта развала СССР извлечен важный урок: сохранение власти требует не жесткости и упорства, а гибкости и умения приспосабливаться к меняющемуся миру, но до определенной степени. Для китайских лидеров главное – стабильность в стране, то есть сохранение существующего режима. На любые иные перемены они готовы пойти. У них перед глазами пример СССР. Китайский партаппарат понял, что либерализация режима неминуемо ведет к его крушению. Потому ситуация с правами человека в стране оставляет желать лучшего.

Об авторе. Млечин Леонид Михайлович – писатель, историк, телеведущий.


Содержание

Ельцин Б.Н. Президентский марафон. Размышления, воспоминания, впечатления
М.: АСТ, 2000. – 426 c.

Первый демократически избранный президент России рассказывает личную историю, подводит итог своего десятилетия в российской политике, «изнутри» описывает судьбоносные для страны события, которые произошли после 1996 года. Быстрая смена правительств, финансовый кризис, «красный» премьер Примаков, попытка импичмента, мучительный поиск преемника, жестокая предвыборная борьба в 1999 году, досрочная добровольная отставка… Любопытно заглянуть в «кухню» этих событий, услышать суждение, оценки и объяснение поступков самого первого лица в государстве. Вот только некоторые из них.

«Осенью 1998-го ни в прессе, ни в Думе, ни в Совете Федерации, ни в социологических анализах, ни просто на улице не было разговоров о переделе власти и собственности, о необходимости введения каких-то чрезвычайных мер. (…) Политическое пространство частично отдано оппозиции, коалиционному правительству Примакова. Но отдано в очень нужный момент! Антикризисные меры – строгая вещь. Они не предполагают ни политиканства, ни революционного бреда.

Своей уверенной неторопливостью Евгений Максимович сумел приглушить царившее в обществе в сентябре–октябре настроение и убедить всех в возможности стабилизации обстановки. Честно говоря, именно на это я и рассчитывал. Словом, Примаков добился такой прочности положения, какой не было ни у одного из российских премьеров. Объективно для этого были все основания: поддержка самых разных политических сил, от Администрации Президента до Государственной Думы, высокий рейтинг доверия (…) я ждал от правительства Примакова не решительных действий, а их отсутствия. (…) Для меня главным оставалось то, что Примаков и его правительство будут держать политическую паузу (тем самым помогут экономике выбраться из кризиса) и что руки у коммунистов связаны участием их людей в правительстве. (…) Людям импонировали лозунги нового правительства: жить по средствам, производить и покупать отечественные товары. Правительство же помогало экономике тем, что, по сути, оставило ее в покое. (…)

Евгений Максимович, вольно или невольно, помогал мне в достижении главной политической цели – спокойно довести страну до 2000 года, до выборов. Затем, как я тогда думал, мы вместе найдем молодого сильного политика и передадим ему политическую эстафету. Дадим ему стартовую площадку, поможем раскрыть свой потенциал. И тем самым поможем выиграть выборы».

Об авторе. Ельцин Борис Николаевич – первый всенародно избранный президент России (с 10 июля 1991 года по 31 декабря 1999 года).