Антимонопольная политика и регулирование предприятий в 1993 году
До 1993 г. широ
Некоторое дополнительное снижение уровней концентрации производства обеспечила экономическая реформа. Хотя она и не включала в себя специальной програм
Однако трудно отрицать, что степень монополизации отдельных видов промышленной продукции чрезвычайно высока (например,
Тем не менее, монополисты до последнего времени не могли проявить своей силы в полной мере. Конечно, здесь речь может идти только
Антимонопольная политика в России осуществляется на основе Закона «О конкуренции и ограничении монополистиче
В органы Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке, новых экономических структур (ГКАП) в 1993 г. от хозяйствующих субъектов поступило несколько сотен заявлений о нарушении Закона «О конкуренции…». Либо на их основе, либо по инициативе ГКАП возбужда
Многие споры по фактам нарушений Закона «О конкуренции…» удавалось решать по соглашению сторон без судебного разбирательства.
Наибольшая часть дел была возбуждена по фактам злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарном рынке (статья 5). Часто встречались нарушения, обусловленные навязыванием контрагенту не относящихся к предмету условий договоров: необоснованные требования передачи финансовых средств, сырья, материалов, квартир, рабочей силы
Менее заметное место занима
Еще менее заметное место в работе ГКАП занимали случаи возбуждения дел о соглашениях между хозяйствующими субъектами поводу цен и раздела рынков (статья 6). Кажется очевидным, что таких дел в ходе реформы должно становиться все больше. Однако ясны и трудности, которые возникают при выявлении подобных действий. Открытые соглашения редки, большая их часть искусно маскируется участниками, и требуется большая и кропотливая работа по их выявлению.
Под картельными соглашениями в России зачастую понимается не то, что традиционно определяет данное понятие в рыночной экономике. Наряду с горизонтальными соглашениями о прекращении конкуренции, картельными называют также договора по вертикали между поставщиками и потребителями об установлении цен взаимных поставок для сдерживания роста цены конечной продукции – такие соглашения могут способствовать повышению эффективности производства и конкурентоспособности производителей на рынке. Вместе с тем под «вертикальными картельными» соглашениями могут быть замаскированы и реальные картели, в которых производители одинаковой продукции сговариваются о приостановлении конкуренции с целью одновременного повышения цены и сокращения производства.
ГКАП и его территориальными управлениями на основе Закона «О конкуренции…» (статья 21) осуществлялась поддержка выхода структурных подразделений из состава государственных предприятий. Анализ показывает, что в данном направлении работает не только ГКАП, но и Госкомимущество (ГКИ). Например, спор между Мосметростроем и его структурным строительным подразделением закончился победой последнего при активном участии ГКИ и после соответствующего решения арбитражного суда.
Необходимость совершенствования антимонопольного законодательства не вызывает сомнений у специалистов. Действующий Закон был принят в 1991 г. Ход событий в прошедшие после принятия Закона более двух лет требует внесения ряда существенных изменений и дополнений. В 1993 г. были подготовлены поправки к Закону «О конкуренции…» Вместе с тем нестабильное политическое положение второй половины года не позволило дове
В июне Верховным Советом РФ была дополнена статья 4. Границы рынка теперь определяются, «исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующих территориях и отсутствия этой возможности за их пределами». Целью данной поправки должно было стать уточнение географических границ рынка – суды до последнего времени, используя определение
Эксперты утверждают, что арбитражные суды могут толковать понятие «экономическая возможность покупателя» очень широко, что позволит локальным монополистам легко уходить ответственности за нарушения Закона. К тому же, так и не был однозначно решен вопрос о включении в соответствующий рынок территорий, находящихся в составе разных единиц административ
Уже из вышеупомянутого примера ясно, что наряду с Законом, должны действовать и методические материалы по типу Руководства о слияниях министерства юстиции США («US Department of Justice Merger Guidelines»). Ссылка на подобные документы могла бы дополнить общие формулировки Закона «О конкуренции…», допускающие неоднозначные трактовки. Такая работа в настоящее время проводится в ГКАП. Вместе с тем, запаздывание с ее началом и развертыванием привело к тому, что Реестр предприя
Одной из основных проблем антимонопольной политики является затрудненный вход на товарные рынки, новых хозяйствующих субъектов. Препятствия для входа остаются весьма значительными и можно утверждать, что «высота барьеров» в ряде отраслей возрастала в 1993 г. Например, постановление правительства РФ «О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных ви
Средством борьбы с монопольными злоупотреблениями могла бы стать конкуренция импортных товаров. Однако летом 1993 г. предприятия автомобилестроительной, электронной, приборостроительной и текстильной промышленности требовали ввести сверхвысокие тарифы на импортные товары (от 50 до 150 процентов в зависимости отрасли). АвтоВАЗ в, нояб
ГКАП РФ получил право утверждать документы вновь образуемых холдингов, концернов и других видов объединений. При этом компетентные эксперты утверждают, что ГКАП РФ не в полной мере выполнял данную функцию, так как большинство объединений прошли процедуру утверждения без особых затруднений. Можно предположить, что этот процесс в значительной степени имел формальный характер и не учитывал препятствий для конкуренции, создаваемых горизонтально интегрированными объединениями.
Существуют примеры успешных действий территориальных управлений ГКАП в ходе приватизации. При активном участии московского управления ГКАП была проведена реорганизация объединений «Главмосстрой» и «Промстройматериалы». Все хозяйствующие субъекты, подчиненные данным объединениям, получили хозяйственную самостоятельность, а на базе бывших главков созданы муниципальные предприятия, выполняющие функции посредников и консультантов.
ГКАП и Госкомимущество сотрудничали в ходе утверждения планов приватизации предприятий, попавших в Государственный реестр предприя
Часть членов правительства и некоторые промышленники увлечены идеей формирования в России финансо
Успехом в работе ГКАП стало укрепляющееся взаимодействие между антимонопольными органами стран СНГ. Наметилась тенденция регулярных встреч их сотрудников и унификации антимонопольного законодательства. Очевидно, что проблема монополизма на многих товарных рынках должна решаться в рамках территории бывшего СССР, а не отдельно взятой республики.
В России потребуется большая исследовательская работа для выявления отраслей, которые без ущерба для состояния конкуренции и эффективности ведения хозяйства могли бы рассматриваться как естественные монополии. Оптимальным было бы, например, отделить транспортные сети от газовой и нефтяной промышленности и регулировать их как естественные монополии, позволив производителям соответствующих ресурсов свободно конкурировать.
В 1993 г. группа экспертов по заказу ГКАП подготовила проект Закона «О монополиях». Он противоречил закону «О конкуренции…» и содержал понятия «разрешенной» и «временной» монополии. Под подобные понятия можно подвести даже те отрасли, в которых есть не только потенциальная, но и реальная конкуренция,
Расширение круга регулируемых отраслей за счет «разрешенных» и «временных» монополий может быть весьма опасно для общего хода экономической реформы. Посредством его можно постепенно и «бескровно» вернуться к огосударствленной экономике. К счастью, данный проект был отвергнут самим ГКАП, а, новый проект закона «О естественных и государственных монополиях», подготовленный Российским центром приватизации отличается значительно более либеральным характером.
В ходе реформы имели место действия государственных органов, которые проводились под прикрытием борьбы с монополизмом, но по сути не способствовали развитию конкуренции, а во многих случаях создавали препятствия на ее пути. Среди них нужно особо отметить регулирова
Для лучшего понимания размеров сферы регулирования нужно рассмотреть Государственный реестр предприя
В феврале 1992 г. реестр содержал список около 2000 предприятий и объединений, лишь подозреваемых в том, что они занимали доминирующее положение на федеральных или региональных товарных рынках и совершали антиконкурентные действия. Наряду с промышленными предприятиями и объединениями, в реестр были включены государственные объединения, занимающиеся оптовой торговлей.
На 1 июня 1993 г. в республиканском разделе реестра находилось 641 предприятие и объединение, а в региональных разделах – 5000. Многие предприятия были исключены из реестра как на основе решений ГКАП, так и в результате соответствующих решений арбитражных судов. Вместе с тем реестр, особенно его региональные разделы, пополнялись, новыми предприятиями.
Работа с реестром сыграла определенную роль в формировании антимонопольной политики, позволила ГКАП работать с конкретными предприятиями и создала предпосылки для получения более достоверной информации о границах товарных рынков.
Заметим также, что регулирование предприятий появилось в России не
В
Соответствующие постановления и указы содержали целый ряд способов регулирования, которые в большинстве своем не могут применяться в рыночной экономике по причине ярко выраженной административной направленности: принудительное восстановление хозяйственных связей и распределение продукции, обязательная поставка части продукции в государственный резерв по государственным ценам, увольнение руководителей предприятий и принудительная реорганизация предприятий.
Чисто административные методы регулирования не нашли широкого распространения, так как не были выработаны конкретные механизмы их применения. Однако, наряду с этим, было заявлено о необходимости использовать и методы, известные из практики регулирования естественных монополий на Западе: установление фиксированных цен; задание предельного уровня цен или коэффициентов их повышения; определение предельного уровня рентабельности и предельного размера торговой надбавки, декларирование цен.
Практически регулирование стало применяться только, когда Роскомцен 8 мая 1992 г. принял постановление N 2 о поряд
Декларирование цен не могло быть распространено на все предприятия, включенные в реестр,
Декларирование цен представляло собой постоянную проблему для предприятий. Сначала было достаточно обращаться в органы ценообразования раз в квартал, но практически сразу предприятия стали сами настаивать
Большие трудности возникали у органов ценообразования при проверке обоснованности повышения цен. Оказалось практически невозможным проверить правильность калькуляции статей затрат, которые прямо не относятся на определенный вид продукции. В ряде случаев отсутствуют соответствующие сметы расходов, специалистам по ценам приходилось задавать произвольный темп роста к фактическому уровню, сложившемуся в предыдущем периоде.
Декларируя повышение цен, предприятия до двух месяцев ожидали решений соответствующих органов. Этого срока было вполне достаточно для того, что
Как ответ на вышеуказанные проблемы было решено сместить акцент в антимонопольной политике на регулирование более гибкого показателя,
Фактически широкомасштабное регулирование рентабельности началось после принятия 11 августа 1992 г. правительством РФ постановления N 576 от 11 августа 1992 г. «О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприя
Встречалось и умышленное занижение фактического уровня рентабельности. Например, предприятия просили своих потребителей задерживать оплату, если им грозило превышение пределов рентабельности. В результате рентабельность подгонялась под установленные пределы, а платежи за продукцию поступали в последующие месяцы.
Общим недостатком всех методов регулирования цен и рентабельности в России является то, что так называемые коммерческие структуры добирают доход, недополученный производителями и торговыми организациями.
Многие западные схемы регулирования предполагают ограничение входа на регулируемый рынок, новых фирм. В России вход был «открыт», и цены регулировались только для традиционных производителей, но для них искусственно создавались особенно выгодные условия хозяйствования. Новые конкуренты могли назначать любую цену и занимать отдельные ниши на соответствующем рынке, используя проблемы, создавае
Заметим, что срок действия августовского постановления 1992 г. истек в конце 1993 г. На момент подготовки данного материала не обсуждалось продление действия регулирования цен и рентабельности предприя
Вместе с тем при неблагоприятном развитии политических событий в России возможен возврат к различного рода схемам регулирования, которые могли бы охватывать сферы, значительно превышающие границы естественных монополий. Консерваторы могут постараться воспользоваться регулированием «естественных монополий» как средст
Из анализа антимонопольной политики в России можно сделать следующие выводы:
и,