А. Витковский. Оборонно-промышленный комплекс России: состояние и законодательное обеспечение (2005)
Источник: О некоторых региональных аспектах реформирования оборонно-промышленного комплекса // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005. № 31 (283). http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2005/vestniksf283-31/vestniksf283-31020.htm
Ситуация в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) продолжает оставаться тяжелой. Представители оборонной промышленности, эксперты, аналитики называют ее кризисной. Руководитель департамента оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации Юрий Коптев отмечает, что более 80 процентов основных фондов российских оборонных предприятий полностью амортизированы, а оборудование, средний возраст которого менее 20 лет, составляет менее 40 процентов. Потеряно 500 наименований продукции четвертой кооперации, без чего нельзя сделать ни автомата, ни ракеты. Продукция производителя на уровне технологий, которые созданы до 1993 года.
В качестве примера кризисного состояния отрасли Юрий Коптев называет предприятия спецхимии и боеприпасов, которые задействованы в кооперации по производству твердотопливных ракет. Загрузка этой отрасли сегодня – 3-4 процента, 10 предприятий находятся в процедуре банкротства, 40 процентов – в предбанкротном состоянии.
В аналитическом докладе по стратегии развития оборонной отрасли, подготовленном Департаментом оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации отмечается, что треть предприятий ОПК – фактически банкроты. Финансовые вложения в исследования и разработки в России в 10 раз меньше, чем в развитых странах и в 5 раз меньше инвестиции в основные фонды. Более 50 процентов уникальных технологий, обеспечивающих потребности производства вооружений основных образцов, утрачены, либо физически и морально устарели. Состояние значительной части оборонных предприятий по многим показателям крайне неудовлетворительное – больше половины станочного парка изношено на 100 процентов. Отмечается крайне высокая затратность военного производства: в среднем на рубль прибыли приходится 97 копеек расходов, т.е. фактический доход многих предприятий составляет 0,03 процента.
В докладе также поднят вопрос кадрового обеспечения ОПК. Сегодня средний возраст его работников составляет 54 года. В оборонных НИИ этот показатель еще выше – 57 лет. Возраст 90 процентов научных сотрудников превышает 50 лет.
Вице-президент Коллегии военных экспертов Российской Федерации Александр Владимиров считает, что нынешнее состояние ОПК России можно характеризовать как системный кризис, имеющий тенденцию к дальнейшему углублению. Основными причинам и такого положения в ОПК, по мнению данного эксперта, являются:
отсутствие четкой государственной политики в потребном объеме мобилизационных мощностей и безусловном выделении средств на их содержание;
перманентное в последние 12 лет реформирование системы управления ОПК, что привело к серьезным кадровым потерям, нарушениям вертикальных и горизонтальных связей между предприятиями, все возрастающему отставанию России от ведущих промышленно-развитых стран в организации работ по созданию современных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ);
невнятная инновационная политика, серьезный разрыв между наукой и производством, бедственное положение отраслевых НИИ;
отсутствие обоснованной концепции в потребностях ОПК на ближайшую и долгосрочную перспективу;
непродуманная политика приватизации ряда предприятий оборонки, приведшая к разрушению необходимых технологических связей при создании и производстве ВВСТ;
самоустранение государства от эффективного контроля за ростом цен на сырье, энергоносители, транспортные перевозки, что приводит к удорожанию продукции военного назначения и понижению ее конкурентоспособности на международном рынке;
отсутствие четкой системы учета интеллектуальной собственности, принадлежащей России, что ведет к ее "утечке" за рубеж;
старение материально-технической базы научно-производственных структур и специалистов отрасли;
низкий уровень заработной платы и отсутствие стимулов у молодежи для работы на предприятиях комплекса;
ликвидация ряда организаций, занимающихся системным анализом развития отраслей ОПК.
Эксперт делает вывод, что действующие в настоящее время в России властные структуры не в состоянии предложить реального выхода из создавшегося положения, и что сегодняшней России нужен принципиально другой ОПК.
Оборонщики обвиняют Правительство Российской Федерации в безответственности. В период с 8 по 22 сентября 2005 года во многих городах России прошла всероссийская акция протеста. В заключительный день акции, прошедшей у дома Правительства Российской Федерации, председатель ассоциации оборонных профсоюзов Николай Соловьев отметил: “Мы пришли сюда не для того, чтобы поблагодарить родное правительство за работу, внимание и поддержку работников оборонных отраслей. Мы пришли выразить протест против целенаправленной политики развала оборонного комплекса, которую ведет правительство в течение последних 10-15 лет. Всем нам понятно, что без поддержки государства, без его внимания к проблемам ОПК невозможно обеспечить безопасность и обороноспособность нашей страны, заявили митингующие”.
На митингах резкой критике подверглись увеличение с 2006 года в 50 раз налогов на землю с оборонных предприятий, рост тарифов на энергоносители, на жилищно-коммунальные услуги, насильственное банкротство благополучных предприятий ОПК, увольнение специалистов высочайшей квалификации.
Важнейшая проблема ОПК – система управления этим комплексом. Многие эксперты эту проблему поднимали неоднократно. Предлагались различные варианты ее решения, вплоть до создания специального министерства. Однако оптимального решения пока не найдено.
Начальник вооружения Вооруженных Сил – заместитель Министра обороны генерал армии Алексей Московский систему управления оборонной промышленности отнес к одному из самых главных приоритетов в реформировании ОПК. Такое заявление не вызывает сомнений. Ведь сегодня отсутствует четкая вертикаль государственного управления оборонно-промышленным комплексом страны, отсутствует персональная ответственность членов Правительства Российской Федерации за результаты деятельности ОПК.
Система управления "оборонкой" в России пересматривалась уже шесть раз. В результате уровень этого управления снизился от заместителя Председателя Правительства Российской Федерации до руководителя департамента Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. Деятельность различных структур, занимающихся разработкой различных видов военной продукции, не скоординирована.
На отсутствие скоординированности военной реформы и реформы оборонно-промышленного комплекса указал и начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал армии Юрий Балуевский 9 ноября 2005 года на совещании, в котором принял участие Президент Российской Федерации В.В.Путин.
Кроме того, материалы проверок Счетной палаты показывают, что в ОПК ведомственные и внутрикорпоративные интересы зачастую ставятся во главу угла как при решении вопросов кооперации производства, так и при формировании директорского корпуса, отмечает аудитор Счетной палаты Александр Пискунов. В результате при резком увеличении расходов на государственный оборонный заказ темпы роста объемов военной продукции снижаются, а цены по ряду образцов оружия превышают мировые. В связи с этим переоснащение армии и флота современными средствами вооруженной борьбы к 2020-2025 году ставится под сомнение.
Можно предположить, что с наделением Министра обороны Сергея Иванова полномочиями заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, с поднятием статуса и роли Военно-промышленной комиссии, проблема управления ОПК получит свое разрешение.
На совещаниях различных уровней, во многих аналитических материалах, в средствах массовой информации многократно поднимается вопрос о принятии достаточной законодательной и другой нормативной правовой базы, обеспечивающей нормальные условия функционирования ОПК. На одном из заседаний Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации С.М.Миронов отметил, что существующие законы не решили в полной мере проблему функционирования ОПК и что нужен специальный закон, который мог бы вобрать в себя все правовые защитные механизмы из действующего законодательства.
Основная трудность разработки такого закона состоит в том, что экономика страны переходит на рыночные условия работы, а деятельность ОПК, из-за ее специфики, базируется на каких-то промежуточных условиях, зачастую на принципах социалистической системы. Поэтому существующая нормативная правовая база пока не обеспечивает деятельность ОПК в условиях рыночной экономики.
В материалах аналитического вестника Совета Федерации № 2 (254) за февраль 2005 г. приведен примерный перечень законодательных актов, принятие которых может способствовать выходу ОПК из кризиса. Давалась положительная оценка некоторым принятым федеральным законам, в том числе Федеральному закону от 26 сентября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Данный закон смягчил требования к стратегическим предприятиям ОПК в части признаков несостоятельности и установление увеличенного перечня мероприятий, направленных на предупреждение их банкротства.
Однако и этот закон требует ряда изменений. Особенно это относится к порядку предоставления государственных гарантий по обязательствам стратегических предприятий в период их финансового оздоровления, ограничению прав кредиторов по распоряжению имуществом должника, прав собственника мобилизационных (резервных) производственных мощностей. Предлагается, чтобы в скорректированном законе было прописано право инициирования банкротства стратегического предприятия только Правительству Российской Федерации, либо возбуждалось дело о банкротстве после снятия с предприятия стратегического статуса.
Несовершенство законодательства о банкротстве предприятий ОПК некоторые местные органы власти пытаются использовать в своих целях, игнорируя федеральные интересы. Например, в марте этого года руководство столицы Карелии обратилось к судостроительному заводу "Авангард" с предложением подписать двустороннее соглашение в целях объединения усилий для обеспечения устойчивого развития предприятия, а также развития инженерной, рыночной и социальной инфраструктуры города Петрозаводска. Правление ОАО "Судостроительный завод "Авангард" приняло решение поддержать такую инициативу с дополнением в договор двух пунктов, одним из которых предусматривалось обязать администрацию г.Петрозаводска прекратить попытки инициировать процедуру банкротства стратегического предприятия ОАО "Судостроительный завод "Авангард" в период выполнения им государственного оборонного заказа. Однако местные власти таких условий не приняли и направили в Москву предложение подвергнуть процедуре банкротства это предприятие.
Неудачная политика сложилась в области ценообразования на продукцию ОПК. Сейчас цены на военную продукцию утверждаются заказчиком в соответствии с ведомственными нормативами на основе расчетов себестоимости, представляемых головным исполнителем заказа. Зачастую утвержденные цены на продукцию ОПК не соответствуют росту тарифов естественных монополий. В результате цены на военную продукцию постоянно растут. Поэтому, несмотря на ежегодное увеличение расходов на государственный оборонный заказ, денег на закупку новых современных вооружений не хватает.
Выходом из сложившегося положения видится внедрение в систему государственного оборонного заказа рыночных принципов ценообразования. Для этого требуется внесение поправок в Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе". С соответствующей законодательной инициативой выступил член Совета Федерации Валерий Трушников. Предлагается определять цены на военную продукцию соглашением сторон, исходя из цен на аналогичную (а при ее отсутствии – однородную) продукцию (услуги), поставляемую на рынке. Если же заказчик и исполнитель так и не сойдутся в цене, то она может быть назначена уполномоченным правительства, а его решение можно будет обжаловать в суде.
Проект поправок Валерия Трушникова направлен в Государственную Думу. Его поддерживают Рособоронзаказ и Министерства обороны Российской Федерации. Однако, поскольку оборонный сектор "в целом нерыночный и неконкурентный", получить рыночные цены будет затруднительно.
Не находит пока решения такая важнейшая проблема для ОПК как налогообложение. Земельный налог, налог на имущество, другие виды налогов, которые стратегические предприятия ОПК сегодня обязаны платить, стали одним из главных тормозов его реформирования. Руководители оборонных предприятий уже много лет добиваются отмены налога на добавленную стоимость с авансовых платежей, которые ведутся по контрактам в рамках государственного оборонного заказа, по прибыли предприятий ОПК. Однако почему-то вопрос не решается. Многие эксперты уверены, что налогообложение для стратегических предприятий ОПК должно быть более льготным.
Вместе с тем, несмотря на наличие множества негативных проблем, благодаря титаническим усилиям "оборонщиков", российский ОПК продолжает жить и наращивать свои успехи. 2004-2005 годы были достаточно успешными для предприятий ОПК. Так, в прошлом году рост производства в оборонных отраслях (без учета предприятий атомной промышленности и ремонтных заводов Минобороны) составил почти 10 процентов. По прогнозам в текущем году прирост в ОПК может составить более 11 процентов: рост выпуска продукции военного назначения может достигнуть до 10 процентов, а гражданской – до 13 процентов. Таким образом, доля гражданской продукции в валовом производстве ОПК поднимется до 43 процентов.
Значительную роль в оживлении деятельности ОПК играет постоянный рост государственного оборонного заказа и совершенствование организации его исполнения. Впервые государственный оборонный заказ 2005 года был своевременно утвержден. Благодаря этому у производителей было достаточно времени для планирования и освоения выделенных средств. Если возьмем государственный оборонный заказ по Минобороны, то здесь наблюдается существенный рост: в 2003 году – 113 млрд. рублей, в 2004 году – 148 млрд. рублей, в 2005 году – 187 млрд. рублей. На финансирование государственного оборонного заказа в 2006 году планируется выделить около 237 млрд. рублей. При этом меняется структура государственного оборонного заказа, 70 процентов его ассигнований будет направлено на закупки и ремонт ВВСТ.
Главная задача ОПК – создание и производство современных конкурентоспособных видов ВВСТ, обеспечение перевооружения Вооруженных Сил России и усиление позиций на мировом рынке вооружений. Для выполнения этой задачи эксперты предлагают:
завершить формирование системообразующих интегрированных структур и предать ОПК новый облик, повысить эффективность государственной собственности;
форсировать техническое перевооружение и развитие производственных мощностей предприятий ОПК;
всемерно способствовать сохранению и развитию промышленных критических технологий в интересах обеспечения обороны и безопасности государства, создания конкурентоспособной наукоемкой продукции;
обеспечить обязательную финансовую поддержку государством своего ОПК, реализующего программы и проекты национального масштаба;
всемерно препятствовать распылению государственных ресурсов, способствовать повышению эффективности их использования путем объединения работ по созданию необходимых образцов ВВСТ в рамках комплексных целевых программ;
повысить скоординированность федеральных целевых и иных программ, выполняемых за счет федерального бюджета;
управлять инвестиционными потоками и создать механизмы межотраслевого перетока капиталов;
включить систему военно-технического сотрудничества в контур программно-целевого планирования развития вооружения, военной и специальной техники;
развивать интеграционные процессы в области создания ВВСТ для стран – членов СНГ;
осуществлять рациональную интеграцию России в мировое технологическое пространство;
приобретать в государственную собственность ключевые предприятия ОПК, внедрять на них новые технологии, имеющие ключевое значение для развития промышленности страны и обеспечивающие ее конкурентоспособность на мировых рынках;
содействовать широкой интеграции предприятий ОПК с высокотехнологичным гражданским сектором промышленности;
организовывать научно-техническое обеспечение процесса развития ОПК и создать для его развития необходимое правовое поле.
А.И. Витковский, советник направления отдела национальной безопасности Аналитического управления Аппарата Совета Федерации
О некоторых региональных аспектах реформирования оборонно-промышленного комплекса / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2005. -№ 31 (283)