А. Цыганок. Основные проблемы российской армии (2010)
Источник: Полит.ру. 10.06.2010. http://polit.ru/article/2010/06/10/army/
Россия сейчас вступила в демографическую яму, и в этой яме она будет находиться еще не менее 5–6 лет. В этой ситуации надо было четко понять, какая нам нужна армия, но прежде определить, какие существуют реальные угрозы.
Проблемы призывного личного состава
Российских военнослужащих-срочников планируется перевести на пятидневный режим несения службы, предоставив два выходных в неделю. Это изменение позволит чаще бывать дома тем, кто служит поблизости, а вот остальных ставит в сложное положение. Также непонятно, как и за какой счет будет организован досуг военнослужащих и контроль за ними. На слушаниях в Совете Федерации принято решение повысить верхнюю планку призывного возраста с нынешних 27 лет до 30, сократить число вузов, предоставляющих отсрочку от армии, призывать студентов после второго курса.
Оптимизация военного образования, которая предусматривает сокращение количества военных кафедр с нынешних 229 до 68, нанесет колоссальный урон в подготовке специалистов новых специальностей для российской армии. Министр обороны принял решение в одностороннем порядке изменить отношения с Министерством образования, предупредив, что сохранятся военные кафедры в 35 российских высших учебных заведениях, где будет осуществляться подготовка офицеров запаса. Еще в 33 гражданских вузах военные кафедры будут преобразованы в учебно-военные центры (УВЦ), которые будут готовить как офицеров запаса, так и офицеров для службы в Вооруженных силах. На первый взгляд, логично при переизбытке офицеров запаса сократить лишние, по мнению военных, военные кафедры и студенческую армию в 170 000 человек, которая сейчас проходит обучение на этих кафедрах: ведь по некоторым специальностям за многие годы подготовлено до 17 мобилизационных комплектов.
На самом деле переход на новую систему подготовки офицеров запаса вводит деление вузов по их отношению к службе в армии на три сорта. Выпускники «вузов 1-го сорта» (тех самых, где сохранятся военные кафедры) по окончании военной кафедры сразу будут отправлены в запас. В этот список вошли 12 столичных вузов, пять петербургских, по два учебных заведения Казани и Новосибирска и по одному еще из 14 городов России. Ко «второму сорту» отнесены 33 вуза, при поступлении в которые молодые люди будут заключать контракт с Минобороны. Контракт означает для них повышенную стипендию в период обучения (в пять раз выше общефедеральной) и службу на офицерских должностях не менее трех лет. Если же выпускник захочет расторгнуть контракт, ему придется возвратить стипендию в полном объеме. Остальные вузы относятся к «третьему сорту». Их выпускники будут призываться и служить в армии на рядовых должностях. Фактически речь идет о введении (пусть негласно) своеобразного имущественного ценза: выходец из сельской местности, пусть одаренный и талантливый, но не имеющий средств (а поступить в московский или питерский вуз с периферийным образованием без взятки почти нереально), гарантированно попадает в армию на солдатские должности. Городские молодые люди при полном отсутствии способностей имеют возможность либо вообще избежать призыва, либо, получив образование в элитном вузе, сразу уйти в запас. Армия при этом превращается в «студенческую – рабоче-крестьянскую».
Я много лет преподаю и в свое время проводил опрос среди студентов 1-3-го курсов – они все наотрез отказываются идти в армию. А вот студенты 4-го и 5-го курсов уже готовы пойти служить. Нужно понимать, что мальчик, который идет в университет в 18 лет, и уже почти мужчина, который его оканчивает в 23 года, – это два совершенно разных человека. Я убежден, что в России нужно изменить возраст призыва. Раньше служить забирали в 21 год. Дело в том, что мальчик в возрасте от 18 и примерно до 21 года конфликтует со всем миром, в том числе и с собой. Но если дать возможность человеку доучиться, то к 23 годам он, скорее всего, окончит вуз, а кто не хочет учиться, тот никогда и не будет. Нам нужно добиться двух вещей: позволить человеку получить высшее образование и в то же время дать возможность нашему военно-промышленному комплексу научить высокообразованных специалистов военному делу.
Проблемы контрактного личного состава
Министерство обороны РФ не выполнило Федеральную целевую программу (ФЦП) «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004–2007 годы.. По условиям этой программы с 2003 по 2007 год на контрактный принцип комплектования должны были перевести 155,3 тыс. военнослужащих частей постоянной боевой готовности в морской пехоте, ВДВ, сухопутных войсках, в экипажах атомных подлодок со стратегическими ракетами на борту (всего 131,6 тыс. человек), а также части пограничных, внутренних и железнодорожных войск, ФАПСИ и Спецстроя России (еще 23,7 тыс. человек).
Это 10 дивизий, 7 бригад и 13 полков Сухопутных войск, ВДВ и морской пехоты, а также другие вооруженные формирования – всего 115 боевых частей, из которых 27 расположены в Северокавказском военном округе. Вместо 131,6 тыс. солдат и сержантов, которые, согласно ФЦП, должны были прийти на службу в Вооруженные силы, за четыре года набрали только 79 тыс. человек. Вместо 112 млрд. руб., что были первоначально запланированы бюджетом на решение этой задачи (на обеспечение контрактников жильем и их денежное содержание предназначались почти 50% от этой суммы, а на боевую подготовку – еще 30%), до армии и флота дошла даже не половина от запланированного, а значительно меньше – всего 40 млрд.
Рост преступлений среди этой категории военнослужащих составляет 11,3%. В частях постоянной боевой готовности – 21,7%. Преобладающими правонарушениями среди них стали уклонения от воинской службы (28% тех, кто бросается в бега), бесчинства по отношению к местному населению, бытовое пьянство. Вместо 130 тысяч контрактов подписано было только 9 тысяч: без громких слов ФЦП начала сворачиваться. В программе реформирования Вооруженных сил наступил длительный антракт.
Во-первых, переход на контрактную армию проводился слишком быстро. Программу надо было растянуть минимум на десять-пятнадцать лет. Во-вторых, контрактников не устраивали слишком скромное денежное довольствие и такие же жилищные и социальные условия для их семей. Наконец, выявлен низкий уровень образования контрактников. Российская армия превращается в люмпенизированную, поскольку служить идут те лица, которые не в состоянии на гражданке заработать 5-7 тысяч рублей в месяц. Минобороны провалило и Федеральную целевую программу подготовки младших командиров на 2009-2011 гг., разработанную на базе минобороновской Концепции по созданию нового института сержантов-контрактников. На нее собираются выделить 243,4 млрд. руб. Одной из составляющих этой ФЦП должен стать перевод на контрактный принцип комплектования всех младших командиров армии и флота, а в ВМФ – еще и всего плавсостава.
Новый перспективный облик Вооруженных сил предусматривает, что в войсках дополнительно к 79 тыс. сегодняшних «добровольцев» будет служить еще 105 тыс. сержантов-профессионалов. Причем одни из них должны будут пройти подготовку на специальных факультетах высших военных учебных заведений в течение 2 лет и 10 месяцев, чтобы занять должности командиров взводов, начальников мастерских и старших техников. Другие – в школах сержантов от 5 до 10 месяцев (планируется, что они заменят на боевых постах прапорщиков и мичманов). А третьи – за 5,5 месяцев закончат окружные учебные центры, чтобы стать командирами отделений, боевых машин и расчетов. Предполагается, что контрактник-матрос станет получать 16 тыс. руб. в месяц, а старшина – 20 тыс. руб.
Проблемы офицерского личного состава
Самое страшное, что случилось в рамках обновления Российской армии в 2009 году, – была ликвидирована военная интеллигенция и уничтожена военная наука. Сначала объясним смысл словосочетания «военный интеллигент». Во-первых, это обучение в Военно-учебном заведении (ВВУЗ) – от 4 лет в Общевойсковом вузе или 5- 6 лет (по инженерным дисциплинам). Во-вторых, обучение в академии 3-5 лет. Практически в Советской Армии имели академическое образование 15% офицерского состава. То есть все командиры батальонов боевого и тылового обеспечения, тыла, ремонта, все командиры полков и их заместители. Весь генеральский состав имел академическое образование, 10% из них обучались в Академии Генерального штаба, в Российской армии процент офицерского состава был значительно ниже 5-10%. Бывшая Военная академия им. М.М. Фрунзе, бывшая «Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ» с трехлетним ускоренным обучением, с января 2010 года превратилась в военный учебно-научный центр Сухопутных войск. Вероятно, по мнению Начальника Генерального штаба, с одним годом обучения. Ранее Военная академия им. М.М. Фрунзе имела пять факультетов. Только на общевойсковом факультете обучалось на двух курсах 160 военнослужащих. Ныне в военный учебно-научный центр Сухопутных войск поступили 44 курсанта в офицерском звании. Называть их «слушателями», язык не поворачивается. В академию Генерального штаба набрано 16 слушателей. Учебный план курсов предусматривает изучение трех основных циклов учебных дисциплин. Теоретическое и практическое обучение приведено к соотношению 30 на 70 процентов.
Практически, мы возвращаемся на 50 лет назад. 50 лет назад выпускников средних училищ так и называли «ВУ» – вроде учился. Всех сверхсрочнослужащих, после школы рабочей молодежи, заставляли заканчивать средние военные заведения. Учебный план курсов предусматривает изучение трех основных циклов учебных дисциплин. Первые – гуманитарные и социально-экономические дисциплины, на которые отводится примерно 14 процентов учебного времени. Второй цикл составляют общепрофессиональные дисциплины, на которые отводится около 10 процентов учебного времени. Третий цикл обучения – военно-профессиональные дисциплины, на которые отводится около 76 процентов учебного времени. Изучение учебных дисциплин этого цикла позволит слушателям приобрести глубокие теоретические знания и твердые практические навыки по организации боя и управлению подчиненными подразделениями и частями как в ходе боя и операции, так и в мирное время.
За такой явный вред, как «оптимизация военного образования», мне кажется, никто не будет нести ответственность. Ни лично Министр обороны Анатолий Сердюков ни, тем более, Начальник Генерального штаба.
С января 2010 года вся Российская армия переведена на новые штаты. Те офицеры, которые не имеют жилья и не пожелали служить, выведены за штат. Таких сейчас примерно 37 тыс. человек. Однако на конец года Минобороны реально получило менее 30 тыс. квартир. На следующий год опять обещано также 45 тыс. квартир.
Не выполнен федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», где предусмотрено выделение Министерству обороны РФ на жилищное строительство 135,8 млрд. руб., в том числе на строительство и приобретение постоянного жилья – 59,7 млрд. руб. (на 2009-2010 годы), на строительство служебного жилья – 76,1 млрд. руб. (на 2009-2011годы). К сожалению, Минобороны может купить квартиры только по цене в 30000 рублей за метр кв. В Москве жильё стоит не дешевле 87 тыс.руб., в Подмосковье – примерно 47 тыс. руб. за метр кв. На сайте Министерства обороны определено обеспечить жильем увольняемых в 2009-2010 гг. 90,7 тыс. военнослужащих. Собственное строительство Минобороны, (в том числе совместно с министерством регионального развития) составляет 59,5 тыс.; приобретаемое жилье составляет 17,8 тыс.; повторное заселение составляет 4,3 тыс.; реализация государственных жилищных сертификатов – 91 тыс. Существовавшая в прежнем Министерстве обороны система заказов на квартиры приказала долго жить после трагической и загадочной гибели генерала Власова и перенаправления денежных потоков с объектов, включённых в трёхлетний план, на строительство так называемых «площадок». К этому же можно отнести и замену старых, проверенных временем подрядчиков на новых «постоянных». Ведь ни для кого в стране не секрет, что Федеральный закон 94-ФЗ не работает. Также ни для кого не секрет, что откаты на разных уровнях в общей сумме составляют от 10 до 25 % от стоимости строительства.
Причиной является нетитульное строительство и увеличение незавершённого строительства. Минэкономразвития выделялись в полном объёме бюджетные деньги в соответствии с трёхлетним планом строительства. Однако по решению советников Министра и с его благословения вместо завершения титульного и незавершённого строительства жилья значительная часть денег была направлена на «площадки». Президента и Председателя Правительства РФ убедили, что комплексное строительство дешевле, а эти «площадки» обеспечат нормальное проживание офицерских семей. На словах министра обороны, конечно же, всё это было красиво преподнесено. На самом же деле эти «площадки» явятся анклавами, которые удалены от центров городов, где нет работы социальной инфраструктуры и готовых инженерных сетей. Всё это необходимо создавать. Поэтому пока трудно судить об экономической целесообразности предлагаемых решений, ведь расчётов по застройке этих площадок (наподобие планов застройки городов) никто, похоже, не проводил. Ко всему прочему, деньги, выделенные на проектно-изыскательские работы и начало строительства по этим «площадкам», уже были отправлены и по отчётам числятся как освоенные. Однако готовых и прошедших экспертизу проектов нет и по сей день, соответственно – строительство не ведётся.
Следующей причиной невыполнения поручения Президента явилось некорректное планирование инвестиций для строительства жилья, основанное на ожидаемых коэффициентах-дефляторах, рассчитанных Минрегионом. Фактические индексы, рассчитываемые региональными центрами ценообразования из года в год, выше тех, которые публиковал Минрегион. Думается, что с такими темпами мы и за 10 лет не выполним программу по обеспечению жилья. Ещё одна причина – цифры учёта нуждающихся в жилье военнослужащих, имеющиеся в Министерстве обороны, некорректны. По разным подсчётам, от 10 до 30% нуждающихся в жилье военнослужащих не учтены. Причины разные – это и вымогание взяток должностными лицами за постановку на учёт, и их откровенное бездействие или, если хотите, саботаж, мошенничество при оформлении документов на квартиры, отсутствие необходимых справок и сложность их получения в связи с нашей бюрократией, изменение состава семьи, и т.д.
Предложения нашего Премьера-министра Владимира Путина и Министра Обороны Анатолия Сердюкова, посетивших площадку строительства под С-Петербургом, вызывают удивление. Офицерам были предложены сборные дома, в справке для информирования покупателей «для летнего проживания», при условии рождения второго ребенка. МО попросило у премьер-министра оплатить по 5-6 млн. рублей. Следует напомнить, что фирма «Северная пальмира» (С-Петербург), возводящая дома, предлагает покупателям дома этого класса по 1.250 млн. руб. и 1.350 млн. руб. Дом «Оптимум», компания «А-Класс» (С-Петербург), общая площадь: 130 кв. м стоит 1,105 млн. рублей. Строительная компания ООО «Василек-Строй» (Москва) предлагает коттедж из профилированного бруса «Теремок», общая площадь дома 111 кв.м, стоимостью 0,630 тыс. рублей. Или вот: коттедж «Будёновка», срок постройки дома 14 дней, общая площадь дома 130,5 кв. м. Цена дома от 789 тыс. руб. Сравните цифры.
При этом ожидаемая замена многих офицерских должностей на гражданские привела к деморализации и «пофигизму» части офицеров. Часть лейтенантов, закончивших военные училища, занимает должности сержантского состава, чего в Советской Армии не было с 1947 года.
Социальное положение ветеранов военной службы
Только за два месяца текущего года от военной пенсии отказались 15 тысяч человек. Сегодня на пенсионном учете в Вооруженных силах находятся 1,131 млн. бывших военнослужащих. При этом, по словам генерала Кулакова, «около 519 тысяч человек получают пенсии ниже среднего уровня трудовых пенсий, что составляет 46% от общей численности военных пенсионеров». По официальным данным, средняя пенсия офицера запаса составляет около 7 тысяч рублей, и когда премьер Владимир Путин, отчитываясь в апреле перед депутатами Госдумы, заявил, что среднероссийская пенсия в 2010 году увеличена до 8100 рублей, ветераны военной службы стали отказываться от пенсии. Акции военнослужащих, военных пенсионеров и «яблочников» в поддержку обращения прошли в Башкирии, Чувашии, Татарстане, Ставропольском крае, Астраханской, Амурской, Челябинской, Рязанской областях, в ряде других регионов страны. В Москве два таких пикета были организованы у здания Минобороны. Такого в новейшей истории России еще не было, что треть ветеранов военной службы получает ниже среднероссийской пенсии.