Выступление премьер-министра В.С. Павлова на заседании Верховного Совета СССР 23 апреля 1991 года
Вечернее заседание 23 апреля 1991 года
Зал заседаний палат Верховного Совета СССР в Кремле. 16 Часов.
Председательствует Председатель Верховного Совета
Председательствующий.
Товарищи депутаты, прошу занять свои места и зарегистрироваться. Кворум имеется.
Результаты регистрации. Зарегистрировано 398 членов Верховного Совета СССР По палатам:
Совет Союза… Кворум есть
Совет Национальностей Кворум есть
Участвуют 87 народных депутатов СССР,
Итак, приступаем к завершению работы над проектом Программы действий Кабинета Министров СССР по выводу экономики из кризиса. Слово для заключения и ответа на вопросы депутатов предоставляется товарищу Павлову.
Павлов
Уважаемые товарищи депутаты! Наверное. правильнее будет совместить и ответы на вопросы, и заключительное слово.
Сначала о вопросах. В принципе, их надо разбить на две группы мя того, чтобы сэкономить и ваше время, и более организованно работать.
Частный характер носят вопросы, которые поступили от депутатов Брагина, Внебрачного, Демидова, Ивченко, Минаева, Цурюпы, Якушкина и других. Прошу депутатов не предъявлять претензий к Кабинету Министров и принять к сведению, что мы обязательно рассмотрим все, что нужно, и детально, предметно им ответим, чтобы не было никаких вопросов. Думаю, не надо перегружать сегодня обсуждение вопроса хоть и важными, но частными деталями.
Председательствующий.
Нет возражений? Договорились.
Павлов В.С.
Вторая часть вопросов, которые носят принципиальный характер, касается программы в целом. Они поступили от депутатов Волкова, Памфиловой, Панченко, Шелухина и других и относятся к вопросам соотношения программ союзного Кабинета Министров и республик. В чем союзная совпадает с программами республик, в чем отличается, и обсуждаласъ ли данная проблема с представителями республик, предприятий, организаций. И если да, то какое…
Председательствующий.
Погромче, если можно.
Павлов В.С.
Я думал, что слышно.
Председательствующий.
Исполнительные органы плохо контролируют работу микрофонов. (Оживление в зале).
Павлов В.С.
Я с этой трибуны трижды настаивал на расширении полномочий Кабинета Министров. (Оживление в зале). Должен сказать, что вообще представленная на ваше рассмотрение программа на заседании Кабинета Министров рассматривалась не один раз с участием руководителей всех союзных республик. Мы приглашали все автономии, которые в этом, конечно, непосредственно заинтересованы. В принципе вообще все ее поддерживают. Но вот возникают здесь некоторые недоуменные вопросы, в основном касающиеся Российской Федерации.
В связи с этим должен прямо сказать, что в нашей программе есть прямое заимствование из программы РСФСР. То, что мы считали правильным, нужным и логичным, что вписывающимся в общую программу страны. Просто брали из российской программы и не видели для себя ничего зазорного в этом. Считали, что это нормальный процесс работы.
Мы брали очень много из программ даже, я бы сказал, альтернативных. У нас любят обычно все сводить к персоналиям. Так вот в нашей рабочей группе (и у меня, кстати сказать) очень много было просьб обязательно обозначить личностные, так. сказать, моменты, указать персонально.
Кто входил в состав рабочей группы? На встрече журналисты интересовались (они обязательно все хотели узнать), а присутствует ли в составе разработчиков тот или иной человек. И обычно большинство из журналистов имели в виду товарища Кургиняна. Я честно сказал, что знаю его, очень уважаю, это очень интересный человек. У него есть свое, так сказать, видение проблем, но он в рабочей группе по подготовке программы не участвовал.
В данном случае могу и другое сказать. Например, в составе рабочей группы участвовал товарищ Ясин, который был одним из разработчиков и программы
Так что, в общем, мы не видели
Мы вообще исходили из следующего: уважаемые товарищи депутаты и просто граждане, хватит противостояния, хватит нам вот такой драчки. Жить надо, работать надо – страна
Есть вопрос депутата Панченко, которая спрашивает о том, как вообще правительство относится (и Совмин Российской Федерации в частности) к требованиям шахтеров о передаче угольной промышленности под юрисдикцию России? Депутат спрашивает: почему не ускорить этот процесс разгосударствления этой отрасли?
Это относится не только к шахтерам. Разгосударствление должно быть нами всеми принято, понято и однозначно реализовано. Ведь я пытался в докладе (может быть, мне не очень это удалось) сказать, что дело не в смене вывесок – это самое опасное, что вообще сегодня может быть в нашей стране. Дело не в том, что мы в очередной раз принципиальные изменения производственных отношений превратим, так сказать, в изменения этикеток. Это самое опасное, это реальная угроза.
Вы приняли, считаю, правильные законы, поэтому в чем вопрос?
Если предприятие хочет выйти из
Депутат Ангапов спрашивает: «Основывается ли антикризисная программа на принципах шоковой терапии? И если да, то вообще сможем ли мы выйти из кризиса собственными силами, без помощи
Я бы сказал так: в принципе у нашего народа шок сегодня может только вызвать или бездействие наше, или деструктивные, нескоординированные действия властей. В общем, как говорят, властей всех мастей. Поэтому хотел бы сказать откровенно, может быть, наша программа жесткая, но мы считали, что самое главное сегодня – сделать все для того, чтобы не довести наш народ до шока, до необходимости действовать в условиях шоковой терапии. Как оп умеет действовать, мы с вами, относясь к этому народу, думаю, знаем.
Депутат Маслин спрашивает о том, в каком состоянии находится сегодня рассмотрение вопроса об отмене налога с продаж.
На этот счет есть разные точки зрения. Думаю, что самой правильной из них будет такая: мы недоросли до того, чтобы отдать это полностью на усмотрение местных органов власти. Видимо, в этом смысле мы вообще переоценили их ответственность и инициативу. Думаю, союзные органы должны определить хотя бы минимальный перечень товаров, которые не должны облагаться налогом с продаж. А дальше уже дело местных властей региона – решать, что 13 конкретной ситуации •следует освобождать от налога. Видимо. ошибка центральных органов управления заключалась в том. что мы не обозначили минимальный перечень. И в результате у нас получилась всеобщая вакханалия.
Мы сейчас можем, видимо, быстро сделать все, что нужно в этом плане, то есть, как уже было сказано, определить минимум. Думаю, что сюда мы прежде всего отнесем товары для детей. Повседневные продовольственные товары без учета, конечно, некоторых специфических. И остальное все надо обозначить, чтобы действительно выполнить ту неформальную по сути своей задачу, которая была здесь принят, а, чтобы налог с продаж был источником перераспределения средств в пользу наиболее незащищенных слоев населения.
Депутат Ким спрашивает о том, готово ли Правительство к дополнительным закупкам зерна у сельских тружеников не за рубли, а в обмен на товары народного потребления и сельскохозяйственную технику.
Честно скажу, что на сегодняшний день готово. Не хочу перечислять (у меня есть здесь справка, если
потребуется, то, пожалуйста, могу и перечислить), сколько мы выделили легковых автомобилей, автобусов, тракторов и прочего. Хотел бы просто, чтобы депутаты меня понимали. На сегодняшний день правительство готово. Но я лично считаю, что это неправильно – это не способ и не метод. Покупать внутри страны
Депутат Шамихин задает вопрос: «Если нужно соблюдать соотношение роста зарплаты, доходов и роста производства, то какие меры – чрезвычайные и
Конечно соблюдать в 1991 году соотношение роста зарплаты и объема производства – вообще единственный способ не дать раскрутиться инфляционной спирали. Когда я докладывал вам об этом, то сказал о том, что мы за управляемую инфляцию. И ею надо управлять. Методы есть разные. Нравится
И здесь есть очень важный вопрос, который относится непосредственно к Bepxовному Совету. Ведь Госбанк СССР сегодня подчинен вам. Правительство, к сожалению, не может командовать ни Госбанком СССР, ни банками союзных республик. Если Вы хотите знать мое мнение, то я вам его откровенно выскажу: вы поторопились с этим решением. Выведя Госбанк из подчинения правительства, вы опередили события. Я лично глубоко убежден, что вообще один из центральных моментов сегодня заключается в том, что нужно ввести чрезвычайное положение в сфере банков и финансов и подчинить их непосредственно правительству, выведя из всех других видов подчинения. Если мы этого не сделаем, то инфляцию не остановить – это мое личное убеждение. Оно не относится к вопросам, заданным депутатами, но считаю необходимым сказать вам это.
Второй вопрос депутата Шамихина заключается в том, что компенсация роста цен, которая «легла» на фонды предприятий, негативно отразится на будущем социальном и техническом развитии, на качественном обновлении производства и так далее.
Мы
Нельзя нормально развивать интенсивную технологию, если для того, чтобы окупать в течение десяти лет стоимость элементарнейшего станка, нужно уволить сто человек. Так можно сделать только по принуждению. Но нельзя же всех принуждать. Поэтому если мы хотим перейти к нормальным отношениям, когда все заинтересованы в новых технологиях, в экономии ресурсов, то это можно сделать только человеку) должна стоить именно столько, сколько она стоит в народном хозяйстве, в стране, в мире.
Депутат Николайчук просит ответить сразу на пять вопросов. Вопрос первый: «Как, когда и на какай правовой основе предполагается вовлечь в оборот жилье и другие нетрадиционные ресурсы?»
Естественна, вы сами понимаете, что жилье – эта ресурс, вовлечение которого в оборот вообще относится к компетенции республик. И мы обязаны учитывать, что такое вовлечение связана прежде всего с темпами проведения реформы оплаты труда. Как «строилась» зарплата, думаю, сейчас нет необходимости обсуждать – вы все эта знаете, поскольку сами ее получаете. Итак, жилье должна быть превращена в товар, па нашему мнению,
Вопрос второй: «Какими методами и когда будут сняты барьеры, которые ставятся местными властями на пути движения товаров и ресурсов?»
Конечно, лучше всего, чтобы эти барьеры сняли те, кто их установил. Договоренность ведь была достигнута, соглашение все подписали и если не делают, та вопрос заключается в другом. Дайте право – и мы наведем порядок! Вам хорошо известна, что во время революции власть не дается – она берется, на вы же в этом зале неоднократно ставили Кабинету Министра в упрек то что он превышает свои полномочия. Так дайте нам их! Мы возьмем, не беспокойтесь, и в сумеем ими распорядиться. Вы все понимаете, и незачем мне объяснять. Вопрос третий: «Предусматривается ли снижение налагав на экспорт, импорт и таможенные тарифы?»
Видима, здесь взаимное недопонимание, и нам надо проста объясниться па этому вопросу. Что такое экспорт, импорт и все эти налоги? Очень часта говорят: «Вот, задушили налогами на экспорт, импорт и так далее». На ведь они все были построены па одному простому принципу: мы держали с вами цены. За рубежам – одни цены внутри страны – другие. И чтобы на этом спекулятивном элементе некоторые новоявленные миллионеры не наживались (не хочу называть фамилии, которые вам известны), мы и были вынуждены, хотя и не да конца, провести на практике этот налог на экспорт и импорт, который по сути сваей налогом не является.
Речь идет, а там, что здесь присутствует разница между мировыми и нашими внутренними, искусственна заниженными ценами, которые мы зафиксировали, и зафиксировали, мажет быть, из самых лучших побуждений. Правильные они или неправильные, но мы их зафиксировали. На если мы эта видим, та нельзя же была просто проходить мимо, когда, извините, вы сидите дома, а у вас выносят из квартиры мебель. Неужели вы будете просто так аплодировать этому?
Мы попытались хотя бы
Четвертый вопрос… Но чтобы не получилась так, что я отвечаю только на вопросы депутата Николайчука, объясню: я отобрал его вопросы, потому что очень многие товарищи задали аналогичные, так или иначе затрагивающие данные проблемы. Поэтому, отвечая емy, надеюсь, что отвечаю и всем
остальным…
Председательствующий.
Товарищи депутаты! Сколько еще дадим времени
Павлов В.С.
Если честно, то я рассчитывал часа на три (Оживление в зале).
Председательствующий.
Тогда даем еще 30 минут.
Павлов В.С.
Еще один вопрос насчет того, почему правительство «ополчилось» против бартерных сделок. Не знаю, как отвечать на этот вопрос. Думаю, ответ абсолютно ясен – дело не в первобытной экономике, Это грабеж страны, жульничество! Мне даже неудобно с такой трибуны объяснять, что бартер – это попытка обойти налоговое законодательство, попытка вообще обойти государственные интересы, попытка положить в карман деньги, которые тебе не принадлежат. Поверьте человеку, который посвятил финансам не один день жизни.
Я
С вашего позволения заканчиваю ответы на вопросы. Правда, мне положили еще вопросы, но я не читал их.
Председательствующий.
Есть вопрос группы депутатов, и Я прошу посмотреть его.
Павлов В.С.
Но здесь три вопроса.
Первый: «Парламентская группа
Докладываю Верховному Совету, что мы представили на рассмотрение Президента (как нам и было предписано) проект Указа о потребительской корзине. Почему? Мы считали и считаем (я не знаю, как вы это рассудите), что набор товаров в разных регионах нашей огромной страны разный и его нельзя декретировать из этого зала и сказать, что вот говядина входит, а баранина нет, и решать: ритуальный коврик – это предмет первой необходимости или нет. Поэтому мы считали и считаем, что в каждой республике должен быть утвержден свой набор потребительской корзины. И за ним надо следить. Механизм отслеживания тоже должен быть утвержден свой.
Конечно, можно рассуждать здесь или
Председательствующий.
А было семь тысяч.
Павлов В.С.
Сейчас четыре – остальные на пенсию отправлены.
Куда ей податься в гарнизоне она в чем она виновата? Нельзя все предугадать отсюда. Надо подойти к этому грамотно, взвешенно и ответственно. Вот это мы предлагаем сделать. Поэтому проект подобного указа не внесен Президенту. Надеюсь, он его подпишет.
Председательствующий.
Но депутаты спрашивают о Законе об индексации, а не об указе.
Павлов В.С.
Товарищи депутаты, не обижайтесь на меня, но ведь ваши ресурсные возможности тоже ограничены. И пока вы заседаете, жизнь идет дальше. Я не против Закона, мы представляем вам законопроект. Но дайте нам возможность работать и действовать. Ведь страна горит! Если мы
Если вы настаиваете, мы вам до 1 июня его представим…
Еще один вопрос: «Ваше личное отношение к предложению группы “Союз“ О немедленном введении чрезвычайного положения в стране для выполнения Программы Кабинета Министров СССР по выводу экономики из кризиса».
По всей стране чрезвычайное положение я бы не вводил, а, скажем, в отношении энергетики, транспорта, банков, налогов и в отдельных регионах ввел бы немедленно. Но ввели бы на некоторое время, а потом бы отменили. (Аплодисменты).
Комитет Верховного Совета СССР по делам ветеранов и инвалидов считает, что предложение Кабинета Министров о приостановлении всех программ, финансирование которых до 1 июля еще не начато, не должно касаться Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», введение которого в основном объеме предусмотрено только с 1 января 1992 года. Записку об этом мне прислал депутат Халилов.
Просил бы понять Кабинет Министров, правильно. Когда мы говорим о приостановлении программ, прежде всего имеем в виду инвестиционные программы. Мы не имели в виду, скажем, приостановить экологические программы. Например, меры, связанные с улучшением экологической ситуации в Магнитогорске или в Нижнем Тагиле. Кто же будет останавливать эти программы.
Это, наверное, было бы с нашей стороны просто безнравственно,
Председательствующий.
Эту формулировку надо уточнить, потому что вопросов поступило много.
Павлов В.С.
Уточним, если там не очень точно записано. Часть замечаний мы успели уже учесть. Но и в ходе обсуждения на сессии высказано очень много конструктивных предложений. Мы против абстракции, а конструктивные предложения всегда готовы
учесть, искать пути их реализации. Мы за то, чтобы у нас были честные отношения. Многим не нравится, когда мы говорим «нет». Я тоже думаю, что неправильно иногда говорим, «нет». Говорим «нет» не самой идее, не постановке вопроса. Наверное, и правительству, и ведомствам, и ведомственным чиновникам надо научиться говорить
Давайте посмотрим реально, что первое, что второе и что третье.
Давайте все взвесим, и тогда выберем все вместе: вот это будем делать сегодня. Вот это завтра, вот это послезавтра. А иначе получится так, что мы превратимся в «обещалкиных». Все обещаем, все мы можем, все готовы сделать. А на самом деле оказывается, что ни того, ни другого, ни третьего. Давайте уж если пообещали, то сделаем.
Кабинет Министров считает, что мы не стремимся дать вам все объемлющую и детализированную программy. Это невозможно. Общественная жизнь настолько сложна и конкретна, что в
Мы хотели бы обратиться сегодня ко всем, кто так или иначе причастен к решению задач по выводу экономики из кризиса, с предложением договориться о едином подходе к доработке программы, к ее целенаправленному проведению в жизнь. Я имею в виду то, что необходимо поставить во главу угла единство действий во имя общей цели – спасения страны и наших народов.