Выступление премьер-министра В.С. Павлова на заседании пятой сессии Верховного Совета СССР 18–19 февраля 1991 года

Заседание

Пятая сессия Верховного Совета СССР

Стенотчет. часть 1.

18 февраля 1991 года

Зал заседаний палат Верховного Совета СССР в Кремле. 16 часов.

Председательствует Председатель Верховного Совета СССР А.Н. Лукьянов.

Председательствующий.

Товарищи народные депутаты! Продолжаем нашу работу. Прошу членов Верховного Совета зарегистрироваться. Кворум имеется.

Результаты регистрации

Зарегистрирован 401 член Верховного Совета СССР

По палатам:

Совет Союза…. Кворум есть

Совет Национальностей Кворум есть

Товарищи депутаты! 15 февраля исполнилось два года со дня вывода, советских войск из Афганистана. Комитет по делам воинов-интернационалистов и Президиум Верховного Совета СССР предлагают почтить минутой молчания всех тех, кто до конца выполнил свой интернациональный долг. (Все встают. Минута молчания).

Прошу садиться. В соответствии с решением Верховного Совета СССР, принятым на прошлом заседании, мы переходим к сообщению Кабинета Министров СССР о мероприятиях, направленных на стабилизацию потребительского рынка, проведение ценовой политики и обеспечение социальной защищенности населения на основе решений Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.

Слово по этому вопросу предоставляется В.С. Павлову.

Павлов В.С., Премьер-министр СССР.

Уважаемые товарищи депутаты! В соответствии с решениями четвертого Съезда народных депутатов СССР и принципиальной договоренностью между Союзом ССР и республиками о необходимости проведения общей политики в области ценообразования и социальной защиты населения Кабинет Министров СССР подготовил соответствующие предложения и выносит их на ваше рассмотрение. Речь идет о реформе розничных цен в увязке ее с вопросами заработной платы и проблемами социальной защиты населения.

Хотелось бы еще раз вернуться к тому, чем вызвана необходимость проведения таких крупных социально-экономических мероприятий. Сегодня мы говорим не просто о реформе розничных цен, а о широкой реформе ценообразования в целом. Начинается, по существу, также реформа оплаты труда в народном хозяйстве. Поэтому была бы в корне неверно считать, что реформа ценообразования является лишь результатам введения навык оптовых и закупочных цен.

Дело не в том, что кто-то допустил ошибку, изменив без достаточных оснований оптовые и закупочные цены. Если бы эта было так, то в принципе положение можно была бы давно и легко исправить. Достаточно было отменить ошибочное решение или сместить людей, которые допустили просчеты. На эти мероприятия делались во исполнение решений высшего органа законодательной власти Союза – Съезда народных депутатов.

Суть дела в том, что оптовые и закупочные цены, действовавшие до 1 января текущего года, не отражали реальной стоимости труда шахтеров, металлургов, железнодорожников, крестьян, других представителей отраслей производственной сферы, не отражали они и стоимости природных ресурсов.

Вопрос стоял так: справедливо ли работу предприятий вышеназванных отраслей постоянно дотировать из бюджета? Было ли у нас основание считать, что в таких условиях мы сможем расширять производства, ускорять научно-технический прогресс, и при переходе к рыночным отношениям выйти из кризиса? Мы не можем принять упрек в адрес союзного правительства со стороны руководителей ряда краев, областей, Москвы и Ленинграда в там, что сдерживание решения вопроса о повышении розничных цен замедляет реализацию товаров народного потребления. Позволю себе напомнить вопрос, который был задан мне как Министру финансов СССР при обсуждении бюджета страны на 1991 год – куда идут 203 млрд. рублей дотации и разницы в ценах. Спросил об этом, по-моему, товарищ Лисицкий.

Должен уточнить, что в бюджете, определенном вами на 1991 год, была предусмотрена таких дотаций и разницы в ценах на различные виды продукции и товаров народного потребления на сумму 229 млрд. рублей. Неужели, спрашивается, этих средств не хватило даже на один месяц?

Думаю, что здесь действуют другие причины, на них я еще остановлюсь, но давайте вернемся к исходным основополагающим принципам. Подходы к реформе ценообразования, принятые Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, нам представляются правильными и подлежащими быстрейшей реализации на практике, несмотря на то, что к их ревизии активно призывают некоторые средства массовой информации, экономисты и даже депутаты.

Могу сказать, что причина, видима, заключается в там, что деньги, которые были предусмотрены на дотации розничных цен, ряд регионов и республик использовали на другие цели.

Действительно, средств у них сегодня не хватает. Поэтому вопрос в том, чтобы за счет повышения цен перекрыть эту нехватку путем неполной или, скажем, недостаточно полной компенсации отдельным слоям и категориям населения.

Я магу привести примеры. По Российской Федерации дотации должны были быть 116 млрд. рублей, а в бюджете РСФСР утверждено 69,7 миллиарда. Отсутствуют дотации на легкую промышленность, некоторые товары пищевой промышленности. На Украине, например, на мясомолочную продукцию вместо 26,7 утверждена 20,9 млрд. рублей.

Ват, собственно говоря, в чем причина и острота сегодняшней проблемы, и не хотелась бы развивать здесь эту полемику, поскольку глубоко уверен в том, что вопрос реформы не мажет быть подменен разговорам о том, кто и на что истратил деньги.

Исходя из этого, Правительство СССР совместно с правительствами союзных республик провело за последний месяц интенсивную доработку и согласование вопросов, касающихся реформы розничных цен. Эти вопросы дважды рассматривались в Совете Федерации. И Президент СССР, и высшие руководители республик, исходя из необходимости стабилизации потребительского рынка, усиления мотивации высокопроизводительного труда, наращивания производства товаров народного потребления, борьбы со спекуляцией и теневой экономикой, договорились о необходимости установить единые для всей территории страны пределы повышения государственных розничных цен на основные продовольственные и непродовольственные товары, определяющие жизненный уровень населения. При этом имеется в виду, что розничные цены и тарифы на товары и услуги должны формироваться с учетом реальной стоимости их производства и реализации, потребительских свойств, соотношения спроса и предложений.

По расчетам предполагается, что общий уровень розничных цен повысится примерно на 60 процентов. При этом на ряд товаров народного потребления, определяющих жизненный уровень населения, по нашему мнению, государство само должно устанавливать твердые прейскурантные цены и контролировать их рост. Учитывая национальные, региональные и производственные особенности, мы исходим из того, что на уровне Союза должен быть определен предельный размер их повышения. Имеется в виду, что республики могут устанавливать цены на такие товары и ниже определенного центром уровня. Речь, в частности, идет о мясе, молоке, яйцах, хлебе, муке, сахаре, чае, соли, белье, товарах для детей. В эту же категорию входят тарифы на внутриреспубликанские и пассажирские перевозки.

Было бы неправильно, если помидоры в местах их выращивания стоили столько же, сколько за Полярным кругом или в Москве, чтобы молоко в местах его товарного производства продавалось по тем же ценам, что и в крупных промышленных центрах. То есть нужно восстановить понятие реальной стоимости с учетом себестоимости, транспортных расходов и других элементов, входящих в стоимость товара, затрат.

Одновременно мы полагаем, что при формировании цен должно быть также учтено создание необходимой заинтересованности в увеличении товарности нашего сельского хозяйства. Но признаем необходимым, несмотря ни на какие затраты, не повышать действующие сегодня государственные розничные цены на медикаменты и изделия медицинского назначения, на кофе, ткани из синтетических волокон и изделия из них, на изготовленные из синтетических материалов обувь, меховые, трикотажные, чулочно-носочные изделия, игрушки, на бензин, керосин, электроэнергию, газ, уголь, печное топливо и дро_ ва, которые отпускаются населению, а также на водку.

Если депутатов будет интересовать причина, почему мы сгруппировали такой перечень товаров, я могу отдельно остановиться на этом вопросе. У каждого из этих товаров есть свои особенности и есть определенные причины такого решения. С одной стороны, в перечне есть высокодоходные товары, с другой -имеется и убыточная продукция. То есть осуществлен подход и с точки зрения социальной значимости для населения, и с точки зрения экономической.

(Оживление в зале).

Председательствующий.

Валентин Сергеевич, просто одним депутатам хочется несколько снизить эту цену, а другим – повысить. Давайте будем слушать дальше.

Павлов В.С.

Каждый из этих товаров предназначен для совершенно определенной группы населения.

Сколько бы мы с вами сегодня ни говорили о том, что водка это зло, тем не менее это зло существует, и всякое повышение сверх рамок разумного розничных цен на водку – это, во-первых, стимулирование самогоноварения и, во-вторых, так или иначе это ударит по бюджету семей. (Шум в зале).

В целях ограничения роста розничных цен мы полагаем необходимым в 1991 году сохранить государственные дотации на мясную, молочную, рыбную продукцию, медикаменты и некоторые другие социально значимые товары народного потребления. Мы считаем неправомерным устанавливать сегодня розничные цены на уровне, перекрывающем закупочные цены и издержки обращения. Мы полагаем, что в значительной мере в уровне этих цен присутствует элемент низкого качественного уровня развития нашего сельского хозяйства. Мы с вами знаем, что еще велики потери сельскохозяйственной продукции. Поэтому перекладывать эти потери на население через установление повышенных розничных цен было бы неправильно.

Поэтому мы считаем, что в 1991 году все дотации ликвидировать не следует, хотя продовольствие по разработанным ценам будет реализоваться безубыточно. Однако дотации на эти товары останутся. Они, правда, сократятся примерно в три раза.

Предполагается расширить круг товаров, которые реализуются населению по договорным (свободным) и регулируемым розничным ценам. По нашим расчетам, по таким ценам будет продаваться примерно 30 процентов товаров, исходя из их удельного веса в общем объеме товарооборота. По таким ценам будут, например продаваться натуральные ткани, новые, модные изделия из натуральных волокон, кожаная обувь для взрослых, модельная и высококлассная спортивная обувь, ковры и ковровые изделия, часы, некоторые марки холодильников, стиральных и швейных машин, электро- и радио измерительных приборов; сырокопченая колбаса, кондитерские изделия, живая рыба, импортные табачные изделия. Мы исходили из того, что правительства союзных республик могут дополнять и уточнять этот перечень,

Полагаем, что предлагаемые мероприятия по реформе розничных цен в совокупности со стабилизацией и наращиванием производства позволят нормализовать положение на потребительском рынке.

Сегодня говорят о том, что в ряде регионов кстати массовыми случаи, когда товары имеются на складах, но не реализуются в торговле со ссылкой на то, что на них не установлены розничные цены, которые позволяли бы предприятиям рентабельно работать. Имеется в виду продукция культурно-бытового и хозяйственного назначения. Должен откровенно сказать, что это, мягко говоря, неточно, поскольку в конце прошлого года Госкомцен СССР предоставил право промышленным предприятиям реализовывать свою продукцию в тех случаях, когда розничные цены на нее ниже оптовых, по этим новым оптовым ценам с торговой надбавкой 20 процентов. Следует отметить, что большинство местных органов не приняло к исполнению это решение. И в результате искусственно создалась кризисная ситуация с реализацией товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения.

Считаю принципиально важным доложить вам, товарищи депутаты, что реформа розничных цен и тарифов в соответствии с вашими решениями на этом этапе увязывалась прежде всего с проблемой заработной платы и социальной защиты населения, с вопросом упреждающего проведения компенсационных мероприятий.

Мы полагали, что совершенно справедливо говорят сегодня те, кто высказывается однозначно: до тех пор, пока человек не узнает заранее, сколько ему заплатят, а еще лучше – не получит на руки этих денег, в компенсацию никто не поверит.

Мы подходили к своей работе исходя из того, что компенсацию населению дополнительных расходов, вызываемых повышением розничных цен, нужно провести в соответствии со следующими основными принципами.

Полная компенсация населению удорожания товаров будет на основные продовольственные и непродовольственные товары – белье, массовые виды ткани, одежды и обуви, предметы личный гигиены, табака, строительные материалы, мебель, обои, посуду, товары бытовой химии, некоторые другие товары, а также на тарифы пассажирских перевозок.

Будет также полная компенсация удорожания товаров детского ассортимента с целевым направлением соответствующих средств семьям, имеющим несовершеннолетних детей.

Установление дифференцированных по социально-демографическими группам населения размеров компенсационных выплат за счет бюджета и других источников с приоритетом материальной поддержки, социально уязвимых слоев населения, прежде всего детей, учащейся молодежи, инвалидов, пенсионеров, неполных и многодетных семей.

Намечается, помимо этого, повышение зарплаты, оплаты труда работающим с одновременным уменьшением налогообложения прибыли предприятий, колхозов и доходов граждан. Предусматривается целевое направление части средств, которое получат наши предприятия от повышения цен и тарифов, на дополнительное;повышение уровня заработной платы работников ведущих профессий сферы образования, здравоохранения и социального обеспечения, культуры и архивных учреждений.

Предполагается повышение действующих и введение новых стипендий учащейся молодежи.

Увеличиваются размеры денежного довольствия, продовольственного, вещевого и других видов материального обеспечения военнослужащих.

Увеличиваются размеры всех видов пенсий, пособий и других социальных выплат, а также расширяется круг лиц, пользующихся материальной поддержкой государства за счет средств Фонда социального страхования СССР и Пенсионного фонда СССР.

Повышаются расходы на социальное обслуживание населения в больницах, интернатах, школах, домах для престарелых и инвалидов, дошкольных и других учреждениях социальной сферы.

Мы исходили из того, что денежная компенсация малообеспеченным слоям населения будет дополнена различными видами социальной и прежде всего натуральной помощи, которая оказывается местными органами.

Планируется отменить поясную дифференциацию государственных розничных цен на продовольственные товары и установить размеры компенсационных выплат с учетом действующих районных коэффициентов к заработной плате. Таким образом, мы не забудем о людях, которые трудятся в крайне тяжелых северных районах страны.

Размеры компенсации с учетом нестабильности сегодняшнего положения в экономике должны быть определены по соглашению Союза и республик на основе фактического потребления населением товаров и услуг из государственных ресурсов в 1990 году. Сознательно подчеркиваю то обстоятельство, что сегодня уровень потребления 1990 года нам удержать, пока не удалось.

Первые выплаты компенсации студентам и учащимся, пенсионерам, детям, другим лицам, получающим социальные пенсии и пособия, проводятся В упреждающем порядке до срока, с которого вводятся новые цены на потребительские товары и услуги. Конкретные размеры и порядок компенсационных выплат с учетом региональных условий и структуры потребления при этом будут устанавливать с республиканскими органами не ниже тех, которые приняты на общесоюзном уровне в качестве гарантированных размеров доходов соответствующих групп населения.

Работающим на государственных предприятиях, в организациях и учреждениях должны быть обеспечены минимальные гарантированные доходы путем пересмотра тарифных ставок и должностных окладов. При этом трудящимся должно быть компенсировано все удорожание товаров и услуг повседневного спроса в размерах, о которых мы договариваемся как о минимальных, с учетом возможностей этих предприятий. Ставки и оклады будут повышены в порядке в размерах, которые определит администрация предприятия по согласованию с профсоюзами на основе общих принципов, определенным союзным правительством и правительствами республик, но не менее чем на 60 рублей в месяц.

Мы учитываем также, что в ряде случаев, может быть, пересчет тарифных ставок и должностных окладов предприятия технически сделать не успеют. Поэтому в целях обеспечения упреждающей компенсации первые выплаты необходимо про водить в виде специальных доплат к зарплате по отдельной ведомости в абсолютных суммах с последующим включением этих сумм в ставки и оклады. Эти принципы можно было бы рекомендовать применить также в кооперативных и в коллективных хозяйствах.

После повышения ставок и окладов, проведенного по этому подходу, предприятия в дальнейшем могут самостоятельно устанавливать повышенные тарифные ставки и должностные оклады рабочим и служащим, сохраняя при этом действующие соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала, а также определять виды и размеры надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего характера, включая единовременные вознаграждения за выслугу лет. При этом конкретные размеры ставок и окладов, а также надбавок, доплат и премий для соответствующих профессионально-квалификационных групп работников будут определяться на предприятиях условиями коллективных, договоров и тарифных соглашений. Эти права предприятия будут реализовывать за счет средств, которые направляются на оплату тру да в соответствии с законами СССР «О предприятиях в СССР, о налогах с предприятий, объединений, организаций» и «О союзном бюджете на 1991 год».

В связи с этим нужно будет повысить базовый фонд оплаты труда, принимаемый для исчисления фонда потребления на 1991 год. По нашим подсчетам, ориентировочно его нужно определить приблизительно в 450–480 рублей.

Предприятия, организации и учреждения, финансируемые из бюджета, будут самостоятельно реализовывать свои права в пределах средств, которые им выделяются на эти цели в части, касающейся надбавок, доплат, премий и других видов поощрения. Что же касается ставок и окладов-то по согласованию с соответствующими органами, финансирующими эти предприятия, организации, учреждения.

В целях усиления социальной защиты работников образования, здравоохранения и социального обеспечения учреждений культуры и архивов необходимо устранить Сложившееся отставание в уровне оплаты их тру да, направив часть средств от повышения цен и тарифов на повышение заработной платы работников ведущих профессий этих отраслей. Нужно будет утвердить новые размеры тарифных ставок и окладов указанным категориям работников, повысив их в среднем на 60–80 процентов к тому, что было определено союзным правительством. Это позволит, с одной стороны, приблизить их уровень заработной платы к уровню оплаты труда работников производственных отраслей, а с другой стороны – выровнять подходы к оплате труда по разным регионам. Для вас не является секретом, что сегодня у нас в различных местах появилась разная оплата труда и учителя, и врача, поскольку отдельные регионы нашли какие-то дополнительные ресурсы ДЛЯ повышения зарплаты, в одном месте бастовали, в другом – работали и в результате появился разнобой. Представляется, что в этой сфере должен быть сохранен общегосударственный принцип единства оплаты труда за равный труд.

Мы полагаем также, что республики с учетом необходимых размеров гарантий, повышения доходов населения в связи с ростом цен повысят действующий сегодня предельный размер заработка в 300 рублей для начисления коэффициентов за работу в высокогорных, пустынных, безводных районах и процентных надбавок к зарплате за непрерывный стаж работы в северных и восточных регионах страны.

Необходимо особо выделить вопрос оказания помощи семьям с детьми – одной из самых больших социально незащищенных групп населения. В целях сохранения жизненного уровня этих семей нужно увеличить размеры социальных пособий им примерно на 60–80 процентов и ввести специальные компенсации или пособия на детей, которые сегодня таких пособий не получают в возрасте до 16 лет, а если ребенок учит-с я и не получает стипендию, то и до 18 лет.

До утверждения нового уровня минимальной зарплаты необходимо ввести государственные гарантии минимальных размеров ныне действующих пособий семьям в размере 250 рублей при рождении ребенка и 110 рублей – ежемесячно. Нужно повысить пособия матерям по уходу за ребенком, а также пособия для детей военнослужащих срочной службы, детей, находящихся под опекой, больных детей, для одиноких матерей, то есть следует осуществить широкомасштабную программу повышения устойчивости материального положения семей с детьми.

Сейчас нет необходимости подробно раскрывать всю программу.

Хотел бы подчеркнуть, что мы сознательно идем на определенное перераспределение средств в пользу таких семей. Включается в это понятие и учащаяся молодежь. Студентам вузов необходимо, 'по нашему мнению, установить стипендию 120 рублей, учащимся техникумов 100 рублей, а профтехучилищ – 80 рублей.

Особо выделяю проблему пенсионеров, инвалидов и семей, потерявших кормильца. Здесь тоже нужна соответствующая про грамма компенсация.

Что касается военнослужащих, то планируется повысить должностные оклады лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы на 80 рублей, а рядовому и начальствующему составу органов внутренних дел – на 60 рублей. Военнослужащим срочной службы, суворовцам, нахимовцам, музыкантским воспитанникам и курсантам увеличение составит 20 рублей в месяц, слушателям военных учебных заведений, которые пока не имеют офицерских званий,- 60 рублей в месяц.

Кроме того, надо соответственно увеличить расходы на продовольственное, вещевое, медицинское и другие виды материального обеспечения военнослужащих.

Следовало бы ввести также компенсационные выплаты в размере 60 рублей неработающим женам военнослужащих, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных гарнизонах и местностях, где нет возможности трудоустройства. Перечень таких точек должен быть определен Министерством обороны СССР, КГБ СССР и Министерством внутренних дел СССР.

Нужна также будет повысить пенсии пенсионерам из числа военнослужащих этих ведомств.

Впервые страна столкнулась с проблемой незанятости. Исходя из всестороннего рассмотрения этой проблематики, думаем ввести выплату компенсации в размере 50 рублей в месяц на период переобучения этих лиц. Тем, кто будет в установленном законом порядке признан безработным, эти 50 рублей выплачивать в дополнение к пособию па безработице.

Имеется также целый ряд мероприятий, который предусматривается для того, чтобы провести другие компенсационные выплаты. В частности, необходимо снизить ставку налога с прибыли предприятий до 35 процентов, повысить необлагаемый минимум заработка трудящихся да 160 рублей и, соответственна, понизить ставки подоходного налога с доходов граждан, превышающих 160 рублей в месяц.

Крупнейшая проблема, которая вызвала очень много дискуссий, защита сбережений граждан. Исходим: из тога, что во всех случаях владельцам вкладов и сертификатов должна быть обеспечена компенсация путем перерасчета их вкладов. Этот вопрос будет специально рассмотрен и решен Госбанкам СССР и Сберегательным банкам по согласованию с Кабинетом Министров СССР. Принципиальные вопросы нами обговорены. С учетам процентов и перерасчета вкладов по специально разрабатываемой шкале (или нескольким шкалам) будет обеспечиваться компенсация населению его сбережений.

Нужно сказать, что на сегодняшний день положение двоякое.

Большинство республик подтвердило свое согласие с уровнем новых цен, и па ним разногласий, можно сказать, нет.

Что касается вопроса компенсации, то он сегодня стал одним из наиболее принципиальных. 3десь совершенно открыто столкнулись две точки зрения. Мы полагали, что вопросы компенсаций должны быть решены по принципу единого подхода к общесоюзному рынку, как и вопрос с ценами. Не может быть единого экономического пространства, если оплата труда в соответствии с его количеством и качеством будет решаться на различных территориях по-разному, в то время как розничные цены (один из основных критериев оценки стоимости труда) – на единых подходах. Так не получится. Считаем, что решения, а ценах и о компенсациях должны быть приняты на том уровне, на котором это вытекает из Конституции СССР, в которой зафиксированы равные права граждан Союза ССР на труд, на его справедливую оплату и на социальную защиту. Такие подходы были заложены при ценообразовании, определении уровней защиты населения.

Но здесь, как я уже говорил, мы столкнулись с разными подходами. Ряд республик – Российская Федерация, Украина, Белоруссия предложили взять решение вопроса о повышении розничных цен Правительству СССР, а о компенсации – оставить республикам. С этим союзное правительство не может согласиться. Эта связана с различием в уровне развития наших регионов.

При изменении принципов ценообразования и уровня розничных цен доходы будут получены на территориях тех союзных республик, которые имеют более высокий удельный вес производства конечной продукции (прежде всего товаров народного потребления).

Есть же регионы, которые поставляют сырье для таких республик, и они окажутся без источников компенсации своему населению. В этом смысле республики окажутся как бы разделенными на два «лагеря». Одни будут иметь дополнительные средства для того, чтобы подстраховывать себя, иметь более защищенную позицию. Другие же республики – вольно или невольно – должны будут либо встать на путь повышения цен на сырье (и вновь начать гонку цен), либо просить компенсации у центра, понимая в данном случае под центром союзное правительство.

Поскольку сегодня у нас нет единого государственного бюджета, а доходы строго распределены между Союзом и республиками, то можно заранее сказать, что такой поддержки союзное правительство оказать этим республикам в достаточной мере не смажет. Значит, речь в этом случае будет идти, а втором варианте-то есть о том, что такую поддержку могут, если захотят, оказать те республики, которые являются «вывозными» С точки зрения производства товаров народного потребления. А это вольно или невольно означает фактическое перемещение функций союзного правительства на уровень отдельных республик.

Союзное правительства остается на своей точке зрения: решения и по ценам, и по компенсациям. И на уровне минимальной социальной защиты должны быть приняты в центре, на общесоюзном уровне.

Второй момент, на который мне хотелось обратить ваше внимание, заключается в том, что мы считаем необходимым решить и вопрос о взаимоотношениях между Союзом и республиками при проведении реформы ценообразования, поскольку придется в той или иной форме провести перераспределение между отдельными регионами дополнительных доходов, которые они будут получать в результате реформы розничных цен. Речь идет, я бы сказал, о создании своего рода союзно-республиканского фонда по осуществлению реформы, ибо проблема перераспределения ресурсов касается не только взаимоотношений между республиками на уровне Союз – республики, на и внутри самих республик.

Если взять для Примера Российскую Федерацию, то совершенно очевидно, что Якутия, где основной вывозной товар золото и алмазы, а 90 процентов всех товаров народного потребления завозится из других регионов, должна получить при повышении розничных цен прямую компенсационную дотацию либо со стороны союзного правительства, либо – правительства Российской Федерации, иначе население республики просто не выдержит такого повышения цен.

Хотелось бы остановиться еще на одном принципиальном вопросе. Многие депутаты слышали о том, что на определенном этапе назывались минимальные компенсации – на уровне 40 рублей. Дело в том, что в начале работы с республиками мы пошли по пути компенсации повышения государственных фиксированных розничных цен. При подведении итогов расчеты показали, что одновременно с повышением государственных розничных цен естественным образом повысятся все цены на товары, по которым государство будет переводить эти цены в категорию регулируемых или свободных.

Для нас не требовалось здесь никаких доказательств, но когда были сделаны расчеты, то оказалось, что из общей суммы повышения примерно треть попадает как раз на категорию свободных (договорных) цен. Стало очевидно, что откладывать компенсацию повышения свободных цен к этапу индексации было бы неправильным, поскольку количество переходит в качество. Пришлось признать также стихийность процесса роста цен путем их освобождения собственными решениями – на уровне краев, областей и даже предприятий. Вот почему в данном случае представляется необходимым включить в компенсацию не только стоимость, изменения государственных розничных цен, но и учесть спрогнозированный нами скачок цен на те товары, по которым мы отказываемся от твердой фиксации цен. При таком подходе получается по существу новый уровень минимальной компенсации для работающих – уже не 40, а 60 рублей.

Этот новый уровень и встретил возражения со стороны некоторых республик. Должен отметить, что на сегодня большинство республик сняло эти возражения, кроме Российской Федерации.

Республики считали, что у них не будет средств для компенсации на том уровне, который намечает союзное правительство. Должен доложить Верховному Совету, что все наши расчеты исходят из того, что мы будем компенсировать порядка 85 процентов повышения розничных цен.

Почему 85? Bo-первых, считаем, что не все товары, на которые будут повышены цены, надо компенсировать (некоторые из них я сегодня называл). Во-вторых, здесь надо принять во внимание и расчеты по уровню потребления 1990 года: фактически мы находимся на уровне 95 процентов по объему в натуральном выражении.

Мы пришли к выводу, что нужен определенный резерв для того, чтобы подстраховаться на случай возможных ошибок по территориальному размещению, по расчетам в части структуры товаров (с точки зрения производства и импорта). Полагали также, что какая-то часть повышения розничных цен, по существу, должна проявить себя как фактор, стабилизирующий рынок. То есть смысл задуманного в там, чтобы мы не «скатились» с реформы ценообразования как необходимого фактора перехода к рынку на конфискационную реформу розничных цен.

Таким образом, получается, что 85 процентов компенсации от стоимости повышения розничных цен, включая их освобождение, наиболее оптимальный размер. Предусматривается, что после проведения реформы ценообразования мы будем постепенно двигаться по пути дальнейшей либерализации цен – и оптовых, и розничных. Необходимо при этом решать вопрос об индексации, поскольку не исключена возможность дальнейшего роста цен. На рассмотрение Президента СССР представлен проект указа об общих принципах построения минимального потребительского бюджета, разработанный в соответствии с решениями четвертого Съезда народных депутатов СССР. На Съезде, как вы помните, говорилось о том, что минимальный потребительский бюджет должен быть построен на основе нормативов и определять прожиточный минимум граждан.

Уверен, что в ходе реализации программы перехода к рыночным отношениям мы будем стремиться к тому, чтобы соблюдать единство принципов ценообразования, оплаты труда и социальной защищенности граждан на всей территории страны. Это обязательное условие сохранения единого экономического пространства, единого государства. Просим Верховный Совет СССР поддержать наши предложения по про ведению реформы.

Председательствующий.

Таков доклад, товарищи. Записок настолько много, что я боюсь, если мы даже сегодня начнем отвечать на них, то это займет все время и мы не сможем обсудить тот вопрос, который наметили. Может быть, так условимся: передадим все имеющиеся записки В.С. Павлову с тем, чтобы он завтра на них ответил. Принимается, да? Тогда, я прошу, передайте, пожалуйста, записки. Итак, мы продолжим обсуждение этого сообщения, то есть ответы на вопросы будут даны на одном из завтрашних заседаний. Нет возражений?

(После перерыва)

Председательствующий.

Товарищи депутаты, как мы вчера условились, продолжаем обсуждение доклада Премьер-министра СССР о мероприятиях, направленных на дальнейшую стабилизацию потребительского рынка и проведение ценовой политики, определенной решениями Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. Сегодня мы заслушаем ответы на вопросы, которые поступили на имя Премьер-министра.

Слово предоставляется товарищу Павлову.

Павлов В.С., Премьер-министр СССР.

Уважаемые товарищи! К сожалению, из-за недостатка времени я не смог сгруппировать все вопросы по тематике, поэтому с вашего разрешения буду отвечать конкретно на каждый вопрос депутатов (как они заданы, а не по целевому признаку).

Вопросы депутата Баленко: «Каков будет механизм контроля за использованием государственных фиксированных и предельных цен? Каково распределение средств, полученных от повышения цен между бюджетами разных уровней? Будут ли облагаться налогом 60 рублей компенсации, когда они будут включены в заработную плату? Изменится ли структура цен в результате пересмотра? Приблизятся ли они к мировым?».

Сегодня можно ответить таким образом на эти вопросы. Мы создали (кстати, по решению Верховного Совета) систему органов контроля цен в центре и на местах, в которой насчитывается свыше 6 тысяч инспекторов. Поэтому одна из главных задач данной системы контроль за правильным применением государственных фиксированных и предельных цен. Хотя здесь можно откровенно сказать, что пока эта система работает неудовлетворительно.

Основная проблема – это произвольное применение договорных цен вместо утвержденных государственных. И таких фактов везде множество – во всех республиках и отраслях. Хотя органы контроля, скажем, за 1990 год изъяли полученную таким образом сверхприбыль в сумме свыше 350 млн. рублей. Для сравнения можно сказать, что в 1988 году был изъят 61 миллион, в 1989 году – 211 млн. рублей. Но я думаю, что это только «верхушка айсберга», на самом деле нарушений гораздо больше и по числу, и по масштабу.

По второму вопросу я должен сказать, что в результате пересмотра существенно изменится структура всех видов цен, хотя это изменение и неодинаково для различных отраслей и видов цен. Поэтому если говорить о продукции производственного назначения, то в ней значительно сократится налог с оборота, убыточность производства. Дотации в принципе остаются только в угольной промышленности и по некоторым социально значимым товарам, о которых я вчера вам докладывал.

Вместе с тем сегодня сказать с достаточной точностью, как распределятся средства, полученные от повышения цен, между бюджетами разных уровней, на данном этапе мы не можем, поскольку это потребует работы вместе с республиками, краями и областями. Поэтому мы можем сегодня сказать лишь в укрупненном масштабе, как распределятся средства между Союзом и республиками. Что касается распределения на уровне края, области, города, района, то мы на этом этапе таких данных не имеем, хотя можем заранее отметить, что действительно потребуется перераспределение ресурсов. Я вчера вам докладывал, что доходы, которые будут реализованы в основном по месту производства конечной продукции, территориально не совпадают с необходимостью в компенсации из-за структуры производства и размещением населения по месту жительства.

Вопрос третий – о компенсации в 60 рублей. Да, компенсацию предлагается включить в зарплату, как и все другие выплаты населению. Но с тем, чтобы они не были изъяты налогом, мы предусматриваем пересмотреть шкалу обложения подоходным налогом, подняв необлагаемый минимум до 160 рублей и соответственно снизив, так сказать, прогрессию, «растянув» ее по уровню заработка. Такой проект мы сейчас подготовили, имея в виду уточнить Закон СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». До введения в действие уточненного варианта мы считаем необходимым использовать временный порядок освобождения и компенсационных сумм от обложения.

Изменение структуры цен и приближение к уровню мировых цен было одной из задач реформы оптовых цен. Поэтому что касается уровня розничных цен, то здесь мы тоже стремились сблизить структуру наших цен с уровнем мировых цен. Но, думаю, однозначно можно сказать, что полного совпадения структуры не получится (так же, как и совпадения по уровням цен) именно в силу того, что у нас существуют очень большие различия прежде всего в производительности труда, в организации производства и в связи с этим в издержках. Это нормальное положение дел, и надо будет бороться, с одной стороны, с непроизводительными затратами, а с другой – использовать международное разделение труда и кооперацию.

Вопрос депутата Оразова: «Вы рассказали об основных принципах реформы цен и социальной защиты населения. Однако есть ли у Вас гарантии, что в результате принятых мер появятся товары и продукты на прилавках, и каким образом это будет происходить?»

Вообще данный вопрос – принципиального характера. Естественно, здесь могут быть разные пути. Правда, один из путей – это известный вариант «шоковой терапии», когда прилавки можно наполнить товарами, соответственно сделав их недоступными для населения, во всяком случае для значительной его части. Мы все-таки избрали другой путь – это комплекс мер, который позволяет вести процесс управляемо, соотнося динамику изменения цен с мерами по наращиванию производства. Поэтому предлагаемый вариант реформы розничных цен, по нашему мнению, создает как раз экономическую базу для решения такой важнейшей проблемы. Мы ждем от реформы также и быстрой отдачи, поскольку она решит сегодня для предприятий жизненно важную проблему, сделав производство потребительских товаров рентабельным, приведя в соответствие соотношение розничных, оптовых и закупочных цен.

Кроме того, надо иметь в виду, что мы ведем интенсивную полемику о реформе розничных цен, понимая под этим повышение розничных цен, уже не первый год. Поэтому всем известно о существовании ажиотажного спроса и перемещении запасов товаров из торговли в квартиры. Поэтому мы полагаем, что после принятия решения об изменении уровня розничных цен этот ажиотажный спрос (так сказать, «про запас») будет остановлен. Поэтому на какой-то период времени спрос упадет даже ниже нормального уровня в связи с тем, что люди начнут использовать накопленные запасы. Думаю, не открою секрета, что запасы продовольствия, какие бы они ни были (пожалуй, за исключением сахара и растительного масла, хотя и последнее, как правило, портится), люди сегодня как-то обновляют, но обновляют в повышенном размере. Я боюсь сегодня здесь с этой трибуны давать вам оценку, сколько это составляет сегодня в цифрах, но во всяком случае могу сказать, что любые эксперты дают свои оценки в десятках миллиардов.

Вопрос «Мы, народные депутаты, знаем (и Вы это подтвердили), что на местах – в магазинах и на базах – происходит накопление и сокрытие товаров. Как Вы считаете, не является ли это нарушением Закона СССР „Об усилении ответственности за спекуляцию, незаконную торговую деятельность и за злоупотребления в торговле“? Могу ли я, как народный депутат, потребовать от местных прокуратур привлечь к уголовной ответственности за это руководителей, давших такое указание?»

Должен сказать, что действительно я вчера говорил, что никаких решений центра о прекращении поставок товаров торговле и нереализации их населению не принималось. Превышение оптовых цен над розничными действительно учитывалось при формировании плана и бюджета, поэтому дотации должны были быть использованы. Товары населению должны были реализовываться нормально. Но в то же время факты задержки имеют место, и это следует, конечно, рассматривать как прямое нарушение. Думаю, что письменные указания вряд ли кто-нибудь давал. Если же есть письменное подтверждение, то привлекать к ответственности таких лиц можно без всяких дополнительных указаний. Но, как правило, таких письменных распоряжений никто не дает, дают устные, поэтому установить это сложно. При этом всегда руководители ссылаются на объективные причины разного рода, находят различные пути.

Вопрос, по-моему, депутата Шаповаленко: «Какие меры предпримет правительство по регулированию так называемых договорных цен на продовольственные товары, не вошедшие в названный Вами перечень? Для примера: сегодня пачка творога стоит более 2 рублей и при этом говорят „договорная цена“. Верховным Советом СССР еще не утверждено данное решение, но цены ежедневно повышаются, а компенсации нет».

Совершенно точно. Но должен сказать, что было принято решение, которое позволяет нам привлекать нецентрализованные ресурсы для снабжения населения крупных промышленных центров и городов.

Все, что идет не из госресурсов, то есть закупается у населения, сверхплановое производство в колхозах, совхозах и кооперации, было разрешено продавать по договорным ценам. Но сегодня, к сожалению, практика превратила это в противоположное. В магазинах равным образом продают продукцию – и государственную, и действительно привлеченную из нецентрализованных ресурсов, идет своего рода гонка или соревнование по применению договорных цен. Думаю, что после пересмотра уровней цен этот вопрос должен быть нормализован, поскольку продажа из госресурсов товаров по так' называемым договорным ценам является прямым нарушением действующего порядка ценообразования.

Вопрос депутата Сайдахмедова: «За счет чего, из каких источников планируется изыскивать денежные средства для компенсации населению в заработной плате при повышении цен? Вы не полностью раскрыли этот вопрос. Хотелось бы получить ответ подробнее. Когда планируется повышение тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным, воздушным, автомобильным транспортом и в каких размерах? Когда планируется полностью укомплектовать Кабинет Министров? Сами вы участвуете непосредственно в подборе членов Кабинета, и когда они будут представлены на утверждение?»

Источниками для компенсации будут прежде всего те дотации, которые сейчас выделяются на покрытие убытков от производства и реализации продукции, и кроме того – дополнительная выручка, которая связана с повышением розничных цен против действующего уровня. Наиболее ответственная и сложная задача – организовать перераспределение этих средств и использование их для компенсации населению.

Что касается железнодорожных, авиационных, морских тарифов, то предусмотрены новые тарифы на более высоком уровне. Речь идет о железнодорожных тарифах (в среднем 70 процентов), авиационных – (80 процентов) и морских – (140 процентов). Что касается автомобильного, речного, внутригородского транспорта, то это относится к компетенции союзных республик. По этим видам транспорта принимать решение будут они сами или по их поручению городские, областные и краевые Советы народных депутатов.

Мы предусматриваем целую систему мер защиты, связанную с особенностями транспортных услуг, для целого ряда категорий населения, прежде всего для тех, кто работает на Севере, на Дальнем Востоке, где, к примеру, единственный вид сообщения – это местная авиация, где есть вопросы, связанные с поездками в отпуск, с внутригородскими перевозками. Здесь предусматривается специальная система защиты. Все удорожания тарифов на перевозки мы включили в наши расчеты компенсации – 100 процентов.

О Кабинете Министров. Сегодня я собираюсь представить Президенту (хотя мы предварительно уже обсуждали этот вопрос) кандидатуры на посты в новом составе Кабинета. Этот вопрос непростой он требует очень деликатного отношения. Поскольку сама структура Кабинета еще не утверждена вами, то и представлять сегодня вам каких-то кандидатов мы полагали бы преждевременным. Поэтому мы, видимо, будем представлять их частями, но именно в ходе обсуждения структуры Кабинета и, соответственно, после того, как определится ваше отношение к этому вопросу, хотя решать его надо срочно.

Вопрос: «При установлении продукции с твердыми прейскурантными ценами используются материалы, закупаемые по договорным. ценам. Как будет компенсироваться удорожание? Повторите свой тезис по базовому фонду зарплаты, какие там цифры. Депутат Лисицкий».

Формируя номенклатуру фиксированных цен, мы вообще старались отследить цепочки производственных связей от сырья до важнейших видов конечной продукции, включая машины и оборудование. Естественно, производственные связи всегда сложнее любой схемы, и, . конечно, предприятия, которые сегодня реализуют продукцию по фиксированным ценам, испытывают достаточно сильный нажим со стороны поставщиков комплектации и отдельных видов материалов, где разрешено в той или иной форме применять договорные цены. К нам идет много обращений предоставить предприятиям и далее целым отраслям право перейти в свою очередь на реализацию продукции по договорным ценам. Мы очень много разбирались и сейчас продолжаем разбираться с этими ситуациями.

В принципе переход на договорные цены – это конечная цель, поскольку вся реформа направлена на то, чтобы перейти на цены спроса

и предложения. Но этого мы сделать не можем, как я вам докладывал, в силу монополизма в нашей экономике. Поэтому мы стараемся все-таки держать этот процесс под контролем и регулировать его, хотя регулируем мы пока в достаточна обоснованных случаях коэффициентами или надбавками к ценам там, где действительно это вызвана удорожаниями по независящим причинам, либо воздействиями на поставщиков, чтобы сдержать неправомерный рост договорных цен.

Нам нужна будет, конечно, ускорить в принципе формирование всего свода законов па регулированию хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. В эта число я включаю представленные правительствам на ваше рассмотрение проекты Основ законодательства о ценообразовании, законов об антимонопольной деятельности, о защите прав потребителей и другие.

Последний вопрос депутата Лисицкого задан в связи с тем, что в результате нашей проработки компенсационных мер предлагается увеличить ставки оклада минимально на 60 рублей. А раз так, то, естественно, необходимо увеличить и предел, и размер фонда зарплаты на работающего, относимого на себестоимость продукции.

В соответствии с Законом о налогообложении прибыли этот размер сегодня определен в 400 рублей. Если будет принято решение о повышении ставок и окладов в связи с изменением розничных цен так, как мы его предлагаем, та, естественна, нужно будет предусмотреть и повышение предельного размера для отнесения на себестоимость, имея в виду исключить эта при налогообложении прибыли. Мы полагаем, что это будет 460–480 рублей.

Вопрос депутата Данилова: «В случае реформы цен станут ли одинаковыми цены на продовольствие – мясо, молоко, сметану, масло, реализуемые населению в городах госторговлей и в сельских районах потребкооперацией? Сегодня продовольствие в городах реализуется из госфонда по низким ценам, что. вызывает разногласия между городским и сельским населением».

Вообще вопрос наболевший. Конечно, произойдет несомненное, по нашим расчетам, сближение цен на товары, продаваемые в госудapственной и кооперативной торговле. Сегодня через потребкооперацию продается примерно 21–28 процентов всех товаров. До этого года, по последним отчетным данным, говядина в потребительской кооперации стоила 3 рубля 80 копеек, а в госторговле – где-то 1 рубль 16 копеек или 1 рубль 80 копеек, то есть разница в цене примерно в два раза. Это те цены, по которым товары закупают у населения. Поэтому происходит перераспределение доходов между отдельными группами населения. На государство оно не выходит. Но тем не менее общий фонд товаров, которые реализуются населению (10 процентов с лишним), это госресурсы.

Поэтому повышение цен на эту часть товарооборота, несомненна, вызовет рост цен в потребкооперации, но в значительна меньших масштабах, чем это будет происходить в госторговле. Мы считаем, что цены в потребкооперации и в государственной торговле будут примерно на одном уровне, может быть, в разных районах немножко по-разному. В компенсациях мы эта учитываем как для того, так и для другого состава населения.

Вопрос депутата Красильникава: «Каков состав потребительской корзины? Когда она будет узаконена?»

В состав минимального потребительского бюджета входит примерно 300 наименований товаров и услуг. Все они объединены в трех укрупненных потребительских корзинах по продуктам питания, непродовольственным товарам и услугам. В частности, потребительская корзина по питанию включает в себя мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, рыбу и рыбопродукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, хлебопродукты,

масло растительное и маргарин, сахар и кондитерские изделия. Минимальный потребительский бюджет, как мы понимаем, это все-таки важнейший элемент системы социальной защиты населения. Поэтому его структуру, состав и принципы использования в практике хозяйствования предполагается на данном этапе узаконить с помощью Указа Президента об общих принципах определения минимального потребительского бюджета, который мы подготовили в Кабинете Министров и согласовали в принципе сегодня в Совете Федерации в ближайшие дни, если возражений по этому поводу не поступит, то, я думаю, Президент подпишет данный Указ. Мы имеем в виду, что минимальный потребительский бюджет должен разрабатываться как в целом по стране, так и по союзным республикам для различных социально-демографических групп населения в среднем на душу и на одного члена семьи различного состава. Думаю, что использование минимального потребительского бюджета позволят нам проводить адресную социальную политику, направленную на поддержание наиболее незащищенных слоев населения, в том числе устанавливать минимальные доходы граждан, то есть минимальные размеры зарплаты, пенсий, стипендий, пособий с ориентировкой на размер прожиточного минимума.

Депутаты Калашников и Панченко спрашивают: «Почему повышение зарплаты составит только 60 рублей и компенсируется лишь 85 процентов повышения розничных цен?»

Вопрос очень широкий. Я, правда, имел в виду, что в среднем по народному хозяйству зарплата у нас сегодня не 300 рублей, как пишут депутаты, а порядка 270 рублей. Средний рост цен зависит от потребительской корзины, которая выводится из потребления по семьям соответственно рабочего, колхозника или служащего. Кроме того, мы учитываем, что средняя зарплата у нас очень сильно дифференцирована по отраслям народного хозяйства. Она составляет примерно 347 рублей на водном транспорте, 324 в строительстве и, скажем, 177 рублей в здравоохранении, 155 в сфере культуры. Соответственно меняется и потребительская корзина. Поэтому мы полагаем, что потери надо в принципе считать не на отдельного работника, а на семью. А среднедушевой доход, по данным за 1990 год, на члена семьи составил у нас 160 рублей. При этом на питание в расчете на среднестатистического, так сказать, едока идет около 50 рублей, то есть примерно треть расходов семьи.

Возьмем для примера, как мы и рассчитывали, обычную семью отец, мать, двое детей и кто-то из стариков: бабушка или дедушка. При расчете компенсации мы считали, что отец получит независимо от своей зарплаты 60 рублей – может быть, больше, но не меньше. Если он работает в просвещении или здравоохранении, то там прибавка будет немного больше, чем в других сферах. Мать, если она ухаживает за ребенком до полутора лет, получит пособие 110 рублей, а на первого и второго ребенка до пяти лет – 80 рублей. Кроме того,: мы считаем, что этой семье нужно будет выплатить целевые компенсации в связи с удорожанием детской одежды, обуви, других товаров.

Вообще на эти цели мы наметили выделить 19 млрд. рублей. Семья, же получит по целевым дотациям на двух детей примерно 33–35 рублей в месяц; , то есть 400 рублей в год. Мы полагаем выплаты производить раз в квартал или раз в полгода, чтобы не «дробить» эти суммы. Пенсия кому-то из родителей должна быть дополнена 65 рублями. Итого, по нашим расчетам, такая семья в месяц дополнительно получит 250 рублей при нынешних затратах среднестатистической семьи на питание 140–150 рублей.

Таким образом, как вы видите, можно спорить – больше или меньше такое соотношение, но на лицо будет

превышение выплачиваемых компенсаций этой семье с детьми, если их сравнить с потерями из-за роста цен. То есть это в принципе та политика, которую мы закладывали в соотношение цен и компенсаций: сознательно дать преимущество наиболее незащищенным слоям. Мы думали, что работающим надо дать не только компенсацию, но и возможность зарабатывать, но данной категории людей надо во всех случаях дать гарантированную защиту. Вот почему именно так был построен наш подход к компенсации.

Но почему же все-таки 85 процентов? Я сказал вам вчера, что, во-первых, речь идет о доле общего объема средств по отношению к прогнозируемому объему роста цен. Здесь учитываются и свободные, нерегулируемые цены. Кроме того, существуют также отдельные виды товаров, цены на которые мы учитываем в общем росте цен, но не собираемся компенсировать. Мы имеем в виду деликатесы, изделия из драгоценных металлов, некоторые предметы, как мы их называем, «престижного характера». С учетом такого подхода и получается, что мы должны компенсировать, как обязательное условие, примерно 85 процентов общей стоимости повышения цен,

Депутаты Осипов, Яковлев, Золотков: «Будут ли учтены в размерах предложенных компенсаций применяемые в настоящее время коэффициенты к зарплате?»

Да, в районах и местностях, где применяются коэффициенты к зарплате за проживание в тяжелых природных климатических условиях, повышенные в соответствии с предложенным нами Постановлением стипендии, пенсии и пособия будут выплачиваться с учетом коэффициентов, которые применяются для работников непроизводственных отраслей. Что касается работающих, то я вчера говорил: компенсации для них будут учтены в повышенных на 60 рублей размерах тарифных ставок и окладов. Мы собираемся рекомендовать республикам повышать также действующий предельный размер заработка (сегодня он 300 рублей) для начисления коэффициентов и процентных надбавок к зарплате за непрерывный стаж работы в северных и восточных регионах страны на сумму размера гарантий повышения доходов населения в связи с ростом цен, который должен быть установлен республиками.

Депутат Бабченко спрашивает: «Вы отмечали, что вопросы оплаты труда на предприятиях должны регулироваться коллективными договорами, но в настоящее время нет Закона о коллективных договорах. Какой выход из положения?»

Проект Закона о коллективных договорах, насколько мы знаем, подготовлен, и, по-моему, его рассмотрение предусмотрено на этой сессии. Но в то же время я хотел бы подчеркнуть, что Основами законодательства о труде, которые действуют в настоящее время, и сейчас предусмотрено обязательное рассмотрение вопросов оплаты труда в коллективных договорах. Если взять, например, Кодекс законов о труде РСФСР, то в нем в статье 8 предусмотрено, что коллективный договор должен содержать основные положения по вопросам труда и заработной платы. Поэтому мы не видим каких-то серьезных юридических препятствий для проведения переговоров на конкретных предприятиях в этом году.

Еще один вопрос депутата Бабченко касается того, что многие предприятия легкой промышленности остановились – нет сырья. И такое же положение в сфере бытового обслуживания. Он спрашивает, что предпринимается в связи с этим.

Действительно, есть такой вопрос. Он связан прежде всего с нашими валютными делами. Как вы знаете, наша легкая промышленность все, что с ней связано, оказалась в очень сильной зависимости от импортных поставок, а с оплатой этого сегодня становится все труднее и труднее.

Если говорить об отечественном сырье, то легкая промышленность и бытовое обслуживание были обеспечены им в расчетах плане полностью. Но поскольку речь идет о горизонтальных связях, то они начали сбиваться, я должен прямо вам сказать, прежде всего из-за разногласий между республиками относительно цен и связанного с этим вопроса о доходах бюджетов, тогда, когда мы с вами отказались от единого государственного бюджета и от перераспределений средств между союзными республиками, когда каждая из республик стала отстаивать свое право на доходы, которые реализуются на eе территории. Отсюда, как вы помните, сразу возник вопрос о том, что поставки многих видов сырья, в том числе и для легкой промышленности, по действующим ценам не отражают реальных стоимостей усилий населения данной республики.

Поэтому целый ряд республик на часть или на всю продукцию стали требовать у потребителей повышенных цен (сверх тех, которые были предусмотрены в расчетах плана и прейскуранта). Такие проблемы возникли и с хлопком, и с шерстью, и с кожей. Получается, что сырье у нас есть, но для того чтобы его поставить, приходится каждый раз вести «дипломатические переговоры». Например, последние «дипломатические переговоры» по хлопку Ивановская область вела на прошлой неделе. Насколько мне известно, переговоры вроде бы закончились успешно, но как они поладили, я пока еще точно не знаю.

Что же касается импортных закупок, то в связи с тем, что валюты не было, вопрос очень долго не решался. Решение о закупке сырья по импорту Кабинет Министров принял 30 января 1991 года. Поэтому же авансовых закупок и поставок сырья не было. В связи с этим в январе – начале февраля стали уже четко просматриваться признаки остановки легкой промышленности. Вот какое решение мы приняли.

30 января: закупить сырья на сумму ни много ни мало 2,2 млрд. рублей. Из них нужно 1,7 млрд. рублей в свободно конвертируемой валюте.

Судите сами, какова зависимость нашей легкой промышленности от иностранных поставщиков. Сама она, как вы понимаете, эти деньги не зарабатывает и не в состоянии этого сделать. Но, кроме того, в настоящее время мы погашаем задолженность за 1990 год (поскольку пока она остается, никто, несмотря на наши решения, никаких контрактов, конечно, не подписывал и грузить товар не собирался). По состоянию на 15 февраля этого года наш долг составлял 326 млн. рублей в валюте. Сейчас поставки пошли, прежде всего шерсть и компоненты химической промышленности. И в основном заканчивается заключение контрактов на поставку сырья в счет лимитов текущего года.

Мы приняли решение оплатить импортное сырье и материалы в счет текущих поступлений на сумму более 400 млн. рублей. И в счет предоставляемых кредитов принято решение закупить еще на 250 млн. рублей. Но учитывая, что тут произошел сбой, естественно, этот провал остался. Видимо, надо реально оценивать, что сырье начнет поступать на предприятия где-то в середине марта. И до этого отдельные партии будут приходить, но я говорю о том, когда нормализуется положение.

Вопрос депутата Ополинского: «Как будет производиться компенсация пенсионерам, которые будут выходить на пенсию через год или позже?»

Мы полагаем, что расчет зарплаты для начисления пенсии должен будет производиться из размера средней зарплаты, которая у работника сложится с учетом повышения та рифа и оклада на 60 ру6Аей в последние годы его работы. То есть с учетом компенсации.

Есть еще вопрос – о том, как изменится зарплата работников социально- культурных отраслей.

Вчера я называл, что предусмотрено, но просил бы иметь в виду, что эти цифры пока ориентировочные, они еще не обсуждались. Называю цифры очень неохотно, потому что в данном случае боюсь «связывать себе руки» (может, потребуются какие-то коррективы, а тут уже возникнет вопрос). Тем не менее, учитывая остроту этого вопроса, и его социальную значимость, назову их, но прошу иметь в виду, что это действительно сугубо предварительный ориентир. Мы считаем, что в новых условиях, для примера, оклад у начинающего врача будет 250–260 рублей, а у хирурга высшей квалификации- где-то 450–460 рублей (в сельской местности должно быть около 500 рублей). Продолжительность рабочего дня при этом учитываем 6,5 часа. Учитель начальной школы: ориентируемся на 230–240 рублей, учитель высшей квалификации – примерно 350 рублей, имея в виду нагрузку в старших классах порядка 18 часов. Думаем, что оклад преподавателя высшей школы должен быть где-то на уровне 320–370 рублей, библиотекаря городской библиотеки – от 230 до 300 то рублей и так далее. В общем, это те цифры, на которые мы ориентируемся сегодня.

Полагаем, что сегодня это было бы справедливо, следует исправить то, что сложил ось на старте вхождения в рынок и при реформе ценообразования. Иначе эта и так ущемленная категория населения останется сзади. Мы полагаем, что на такое перераспределение надо идти. В конце концов пять рублей для большинства работающих не решат вопроса, а социальная справедливость в отношении названных выше людей того стоит. Мы больше теряем из-за больших социальных процессов далеко не позитивного характера, которые рождаются из-за низкой оплаты труда учителей, врачей…

Вопрос депутата Сапегина: «Планирует ли правительство повышение зарплаты работникам железнодорожного транспорта?»

Естественно, мы занимаемся этим вопросом, так же, как и вопросами других базовых отраслей, прежде всего социальной сферы. Полагаем, что здесь решение в том, что предприятия сами будут в рамках действия законов о предприятиях, о налогах и о союзном бюджете самостоятельно устанавливать рабочим и служащим тарифные ставки и оклады с учетом минимальных гарантий. Это даст возможность и железнодорожникам справедливо отрегулировать свою зарплату.

Хотел бы при этом обратить ваше внимание на следующее обстоятельство. В прошлом году правительство ввело в опережающем порядке новые повышенные тарифы на перевозки. Правда, это было встречено далеко не аплодисментами и вокруг этого было очень много различного рода разговоров (требовали и отставки правительства, и отмены цен и тарифов и чего только не говорили). Но тем не менее тарифы устояли и дали свой результат железнодорожный транспорт работал в прошлом году без перебоев, без единой забастовки. Обеспечив все виды перевозок, железнодорожники одновременно сумели отрегулировать свои социальные процессы. Средняя зарплата на железнодорожном транспорте в прошлом году повысилась на 14 процентов. Мы полагаем, что такой опережающий рост зарплаты по сравнению со всеми другими отраслями отражает и заботу Правительства об уровне оплаты труда железнодорожников.

«Если можете, ответьте на вопрос: где же зерно, мука, макароны, вермишель? Ведь похожи на издевательство установленные нормы их месячного распределения. И это при хорошем урожае зерна в 1990 году! Депутат Каторгин».

Естественно, в 1990 году мы получили один из наиболее высоких урожаев: 237 млн. тонн в бункерном весе и 218 млн. тонн – в амбарном. Это действительна один из наиболее высоких урожаев. Вместе с тем в госресурсы зерна поступило в прошлом году 66,8 млн. тонн, что на 18 млн. тонн меньше госзаказа и на 28 млн. тонн меньше, чем заготавливали в 1978 году, когда имели точна такой же урожай!

Значит, ответ на вопрос, куда делась зерно, ясен: оно осталось у производителей, а забота о снабжении населения – у государства.

Причина – в «издержках переходного периода», в общем-то крайне низкой дисциплине поставок. Сегодня зерно превратилось в валюту, его используют в качестве средства нажима и торговли.

Сейчас правительство приняло решение снять со всех, с кого можно, в том числе и с рыночных фондов, то количество материально-технических ресурсов, включая легковые машины, которое просит сельское хозяйства. Многие обижаются, что не могут получить легковые автомобили, что их не хватает, не хватает и техники… Но даже при этой нехватке мы решили все-таки снять ресурсы, выделенные даже на 1991 год, и передать сельскому хозяйству все, что оно попросило! (у нас это в основном три союзные республики: Россия, Казахстан и Украина), для того, чтобы в обмен на эти ресурсы получить хлеб. Мы полагаем, что на этих началах сможем получить примерно 3 млн. тонн зерна.

Но думается, что при всех условиях вопрос о дисциплине поставок и выполнении обязательств остается открытым. Сейчас мы взяли и отдали, а что будем делать дальше? Вопрос этот на будущее так или иначе все равно придется решать. На таких началах, когда в отдельных городах хлеба, грубо говоря, остается на два-три дня и в любую минуту эта «ниточка» может порваться, страна так жить не может.

Очередной вопрос – такой же: «Сможете ли Вы ответить, когда будет стабилизирована снабжение населения страны продовольствием хотя бы первой необходимости, а также почему сегодняшние талоны с мизерными фондами практически не отовариваются? Хотелось бы знать Ваше мнение, может ли человек, занятый физическим трудом, прожить на 250 граммов макаронных изделий, 200 граммов масла в месяц? Такого не была даже в годы войны».

Справедливо человек говорит. Подписи, правда, нет – эта вторая его записка, и тоже без подписи. Вообще-то надо все поставить на свои места. Союзное правительства никогда не разделяла и не разделяет мнения, а введении талонов, не говоря и о необходимости прежде всего гарантии их отговаривания. Мы-то всегда исходили из того, что в талонную систему легко войти, но крайне трудно будет выйти.

Кстати, не секрет и то, что там, где были введены талоны, ими началась спекуляция. Па существу, талоны превращаются в параллельные деньги. Помимо спекуляции продовольствием, спекулируют и талонами.

Выход, с нашей тачки зрения, не в талонах, а в увеличении производства товаров, соблюдении дисциплины поставок и заготовок. Они, как известно, повсеместна срываются. Обращаю ваше внимание и на то, что срываются в основном внутриреспубликанские поставки. Совсем недавно, к примеру, мне лично пришлась заниматься Челябинской Областью. Эта область должна обеспечиваться исключительно другими регионами Российской Федерации, соседями. Ростовская область выполнила поставки мяса в Челябинск в январе месяце на 78 процентов, собственное потребление – 107 процентов. Краснодарский край соответственно 81 и 120 процентов. Вот они и причины.

Когда такие вопросы и письма получаешь, та, может, это и не очень приятно, но приходится делать вывод, что мы имеем перед собой конкретное проявление «войны законов и приоритетов». Выходит, что собственное потребление ближе, и это самый высший приоритет. Поэтому нам надо, наверное, начинать прежде всего с того, что перевернутая пирамида приоритетов должна быть поставлена на свое твердое основание, а не стоять на острие. Если мы этого не сделаем, то порочный процесс не сломаем, и он будет перемещаться с одного региона в другой. Сейчас предприятиям, для которых выпуск товаров народного потребления является не основной номенклатурой, выгодно прекратить производство…

Есть вопрос о реформе розничных цен: «Реформу необходимо было бы проводить еще вчера. Однако увеличение оптовых и розничных цен само по себе еще не сможет решить главную проблему увеличение производства продовольствия и товаров. А в некоторых случаях может привести даже к снижению. В чем, Вы считаете, заключен основной экономический механизм расширенного производства дефицитных продуктов питания и товаров? Какие дополнительно необходимо провести экономические мероприятия для стимулирования расширенного производства?»

Я, конечно, могу ответить и на этот вопрос, но это не совсем по теме. Хотя можно сказать, что с 1 января, как вы знаете, мы ввели новые оптовые цены на продовольствие, которые обеспечивают возмещение всех издержек у нормально работающих предприятий и прибыль в размерах, достаточных для ведения расширенного воспроизводства. Предприятия АПК мы освободили от уплаты во внебюджетные фонды стабилизации экономики и 20 процентов суммы амортизации на полное восстановление основных фондов. Мы освободили кооперативы и малые предприятия по переработке сельхозпродукции от уплаты налога с прибыли на первые два года работы. И что немаловажно, как нам представляется, на 1991 год сохранили централизованное обеспечение предприятий АПК основными видами материально-технических ресурсов по твердым ценам.

Что касается непродовольственных товаров, то в прогнозе плана на 1991 год мы также предусмотрели подкрепить расчеты целым рядом рычагов и стимулов. По технически сложным изделиям и товарам повседневного спроса установили поставки государству, которые обеспечиваются централизованно распределяемыми материальными ресурсами. Кроме того, Верховный Совет СССР и правительство установили налоговые и иные льготы предприятиям, которые позволят создать заинтересованность в увеличении производства товаров. В частности, мы освободили, как вам известно, от налогообложения прибыль непрофильных предприятий, используемую на развитие мощностей по производству товаров. д, ля специализированных предприятий предусмотрели снижение ставки налога на прибыль за каждый процент роста производства товаров. Расширили, собственно, права предприятий в использовании тех товаров, которые выпускаются ими сверх достигнутого уровня, и некоторые другие. По этому вопросу можно делать отдельный доклад.

Депутат Рябков спрашивает: «О ком прежде всего должно беспокоиться правительство?»

Безусловно, о детях и стариках. Однако товары первой необходимости для них, особенно для стариков, почти исчезли с прилавков магазинов. Возникает вопрос: неужели ветеранам войны и труда, например Сибири и Дальнего Востока, надо ехать в Белоруссию, чтобы купить эти товары. На сегодня только Белоруссия включила производство товаров для ветеранов в госзаказ.

Депутат Ангапов спрашивает: «Что думает предпринять по этому очень актуальному вопросу Кабинет Министров?»

Эта проблема в общем-то не новая, и мы давно пришли к выводу о том, что до тех пор, пока для производителя товары для стариков и детей, то есть для лиц пожилого возраста и детей, будут не выгодны, сколько бы мы с вами ни бились, мы эту проблему не решим. И в связи с этим мы исходили из того, что нужно создать при реформе розничных цен систему, обеспечивающую равновыгодность производства всех товаров народного потребления, в том числе поставить их на единые рельсы не только с другими товарами легкой промышленности, но даже предусмотреть определенные приоритеты для этих товаров с точки зрения более льготных подходов к налогообложению и по другим вопросам. Одновременно, как я вам и докладывал, мы пошли по линии неслучайно целевых компенсаций повышения розничных цен, в частности на детей, то, что я вам докладывал вот сейчас, отвечая на вопрос, мы предусмотрели специально целевую компенсацию, при этом, видите, нужно будет использовать опыт и других стран, скажем, с бонами и с другими формами целевых дотаций. У нас есть даже такие, будем говорить, экспертные оценки, что в Москве, например, около 48 процентов детских товаров покупается не для детей. Всегда существует переходный момент, у нас сегодня все дети акселераты и носят обувь и одежду для взрослых. Здесь, на стыке, есть проблема. Но это частность, поэтому мы имеем в виду, что надо было бы как-то ее решить при помощи не только цен и компенсаций. Но в принципе мы в реформу ценообразования закладываем равный или даже преимущественный механизм заинтересованности в выпуске товаров для пожилых и для детей.

Вопрос депутата Шелухина: «В каком состоянии находится подписание экономического соглашения между республиками, на 1991 год оно подписано?» [

Председательствующий.

Депутаты просят вообще, чтобы это соглашение, если можно, было бы роздано. Думаю, это правильно е предложение, можно было бы его раздать, если товарищи настаивают.

Павлов В.С.

Депутат просит рассказать о том, что, кроме ценообразования, будет делать еще правительство для вывода экономики из кризиса. Я сейчас просто лишен возможности отвечать на такой вопрос.

Вопрос (подпись неразборчива): «Скажите, пожалуйста, как должна вырасти эмиссия денег на реализацию изложенных Вами мер? Эти выплаты приведут к огромному росту денежных выплат, и не усилит ли это инфляцию?» Мы рассчитали все мероприятие, и опережающая компенсация, которая должна быть выплачена сегодня, потребует увеличения примерно на 20 млрд. рублей наличных денег для прохождения пиковой нагрузки по выплатам. Что я имею в виду? Пиковая нагрузка по выплатам приходится на период с 20 по 22. В эти дни выплачивается наибольший объем зарплаты, пенсий и пособий. Еще не закончена выдача, зарплаты, а уже начинается выплата пенсий и пособий.

Для того чтобы пройти вот этот пик, нужно дополнительно иметь в запасе 20 млрд. рублей наличных денег. К инфляции это не имеет никакого отношения, поскольку деньги должны будут вернуться обратно через товарооборот, плату за услуги по новым ценам. Само по себе повышение рыночных цен и их компенсация – кратковременная мера. Всем сегодня понятно, что важнейшим стабилизационным моментом будет приватизация госсобственности и в первую очередь торговли.

«Когда начнется приватизация вообще и, в частности торговли? Депутат Гукасов».

Реформа ценообразования способна по крайней мере теоретически дать эффект в том случае, если она сопровождается целым комплексом мер по оздоровлению финансов и денежного обращения.

«Какие меры па стабилизации финансового положения в стране намерен принять Кабинет Министра в ближайшие месяцы в дополнение к реформе ценообразования? Депутат Станкевич».

Конечно, отрывочные меры ничего не дадут, нужна последовательная программа. Вы могли заметить, что мы действительно придерживаемся последовательной программы, на ясно и то, что оздоровление финансов каким-то одним чудодейственным средствам не достигнуть. Я бы сюда отнес те меры, которые мы предпринимаем, в первую очередь меры по поощрению сбережений, которые были приняты в конце прошлого года. Здесь имеется в виду повышение процентов по срочным вкладам, обмен денежных знаков, который, кроме повышения уровня их защиты в соответствии с нынешними требованиями, позволил нам изъять примерно 8 млрд. рублей, или около 29 процентов наличности. Кроме того, мы пошли на временное замораживание сбережений до определенного уровня.

Хотел бы доложить депутатам, что очень многие специалисты предсказывали такой обмен подорвет доверие населения к государству. Сегодня я должен сказать, что никаких «отливов» из сберегательных банков не произошло. Больше того, мы имеем прямопротивоположную тенденцию. После 23 января население за 8 дней внесло в сберегательные банки 5,3 млрд. рублей. Таких поступлений страна еще никогда не знала. Я уже говорил, что мы всячески будем поддерживать этот процесс. В там числе и при реформе ценообразования.

Но самое главное, конечно, здесь комплекс подготовленных законов, которые вы будете рассматривать в ближайшее время. Я уже говорил, а них: о разгосударствлении собственности, о предпринимательстве, о защите прав потребителя, об индексации доходов населения, о конверсии, об иностранной инвестиции, а банкротстве. Какова степень их готовности, вам судить. Я думаю, этот вопрос определится в ходе обсуждения.

У депутата Измоденова два вопроса. «Изменится ли дотация в местные бюджеты на мясо-молочную продукцию? Коков ее размер, а также принцип и механизм распределения?»

Па нашим расчетам, дотация должна сократиться на 130 млрд. рублей. Но тем не менее останется дотация 90 млрд. рублей. Эта требуется для того, чтобы покрыть разрыв между проектируемыми предельными ценами и фактическими издержками. Что касается порядка дотирования, та мы считаем, что его менять не надо. Нужна изменить только размер. Мы твердо убеждены, что датировать нужна конечную продукцию.

Па распределению. Я вчера докладывал вам, что действительно перераспределение нужна произвести в соответствии с расходами, чтобы поддержать определенные виды бюджета в по территории, но мы пока ничего, кроме межреспубликанского расчета, не имеем.

Председательствующий.

Валентин Сергеевич, на утреннем заседании очень остра стаял вопрос об исполнении бюджета за январь 1991 года, когда Союзный бюджет очень много недополучил. Передаю Вам этот вопрос.

Павлов В.С.

На такой вопрос я с ходу ответить не могу – должен посмотреть материалы, чтобы ответить взвешенно, с полной ответственностью.

Депутат Кустарев спрашивает: «Из каких источников будет производиться компенсация при увеличении цен работникам общественных организаций, профсоюзов?»

Мы имеем в виду, что компенсации нужно будет включить в зарплату, а источниками будут являться те средства, которые используются для покрытия расходов по осуществлению уставной деятельности.

Следующий вопрос: «Из Вашего доклада следует, что единственным источником увеличения тарифных ставок и окладов на предприятиях является снижение налогов на прибыль. Так как Вы знаете общую цифру налога, поступающего в бюджет, какую сумму составляло процентов и сколько это будет в рублях на одного работающего в сфере материального производства? Достаточно ли будет этого?»

Нет. Снижения одного налога на прибыль может быть недостаточно. Оно компенсирует повышение издержек только на 53 млрд. рублей. Видимо, нам придется оказывать отдельным предприятиям поддержку из фонда стабилизации или дополнительно создаваемого пере распределительного фонда, а также использовать другие налоги (кроме налога на прибыль), которые выплачиваются сегодня предприятиями. Возможно, на определенный период времени нам придется идти на поддержку предприятия за счет снижения налога с продаж или налога с оборота.

«Не считаете ли Вы, что необходимо срочно воспрепятствовать такому процессу разгосударствления, при котором госсобственность переходит в руки аппарата и дельцов теневой экономики?». Под вопросом – несколько подписей.

Что я должен сказать депутатам Ястребову, Осипову, Челышеву и другим? Как бы мы ни стремились ускорить процессы разгосударствления, нам представляется, что дискредитировать их ни в коей мере нельзя. Факты, о которых они пишут, имеют место. И, к сожалению, их немало. По существу, это следствие фактического отрицания законности под предлогом различного рода местных суверенитетов. Чтобы воспрепятствовать такому процессу, ввести его в нормальное цивилизованное русло, нужно принять подготовленные проекты законодательных актов о разгосударствлении. Иначе каждый из таких случаев имеет, я бы сказал, идеологическое прикрытие: мы, мол, тормозим процесс реформы, а люди идут впереди, хотят ее ускорить. В основном это касается правительства, которое якобы выступает в роли консерватора и не дает провести процесс разгосударствления и приватизации.

Если мы будем иметь законодательные акты, то соответственно приведем весь этот процесс к общему знаменателю. Я думаю, что при принятии этих законов нужно специально оговорить, что делать в тех случаях, когда на местах в той или иной форме уже осуществлены приватизация и разгосударствление, но осуществлены таким способом. Будем ли мы в таких случаях искать общий знаменатель или нет? Нам представляется – нужно его найти, но, прошу, не забудьте об этом, когда будете принимать закон.

«Еще раз заостряю вопрос о ценах на дрова и лес для сельских жителей Забайкалья. Вы в своем выступлении сказали, что на дрова и топливо цены не повышаются, но ведь с 1 января 1991 года действуют новые цены. Прошу Вас, объясните с трибуны, чтобы наши люди знали, кто виновен в этом. Прилагаю письма. Депутат Орехов».

Ну что я Вам должен доложить, уважаемый товарищ Орехов… Действительно, мы считали и считаем, что цены на котельно-печное топливо и дрова повышаться не должны. Они в принципе должны быть сохранены на том уровне, который определен еще, по-моему, в 1948 году. При утверждении бюджета всегда предусматривалось возмещение разницы между теми ценами, по которым реализуются населению дрова и другие виды топлива, и теми оптовыми ценами, по которым их реализуют производитель. Такая система действовала много лет. Я не вижу никаких оснований, чтобы сегодня от нее отказаться.

Дело в том, что те люди, которые пользуются котельным топливом, испытывают определенные трудности. Возлагать дополнительно еще и ценовую нагрузку мы считали неправильным. Мы всегда придерживались этой точки зрения и проводили в общесоюзных решениях.

В реформе ценообразования, о которой я вам сегодня докладываю, предусмотрено, что цены на дрова и котельно-печное топливо изменяться не должны. Должны быть coхрaнeны дотации по существу, социальный товар.

Следующий вопрос: «Знаете ли Вы, что в народном (…) страны есть внешкольные учреждения, где на добровольных началах занимаются миллионы детей и работают тысячи педагогов, профессиональных художников, артистов, инженеров, ученых? Что нужно для того, чтобы эти учреждения работали нормально? Нужны музыкальные инструменты, станки, концертные костюмы, бумага и так далее. На сегодня мы купить ничего не можем. Может быть, будет честно эти учреждения, о которых вы в своем докладе не сказал Разбивная» – непонятно.

Что я могу вам доложить сегодня с этой трибуны? То, что докладывал, когда вводился налог с продаж. Как вы знаете, был предложен на ваше рассмотрение при утверждении бюджета на 1991 год. Налог с продаж во всем мире всегда включался в цену покупки, и, естественно, его платит потребитель с общей цены продукции. Это соответствует всей международной практике.

Председательствующий.

Время заседания истекло. Ставлю на голосование предложение о том, чтобы прекратить вопросы к Премьер-министру. Кто за это предложение? Кто против? Кто воздержался! Принимается.

Результаты голосования

Кворум для голосования – 359

Кворум для принятия решения – 220

Зарегистрировано на 10 часов 06 минут – 438

Проголосовало «за» 250

Проголосовало «против» – 83

Воздержалось – 18

Всего проголосовало – 351

Не голосовало – 87