В. Лебедев, А. Тихонов. Почему Кремлю не удалось предотвратить дефолт 1998 года

Источник  http://izvestiya.ru/economic/article191658/?print

ВЛАДИМИР ЛЕБЕДЕВ,АЛЕКСЕЙ ТИХОНОВ

В распоряжении газеты "Известия" оказалось конфиденциальное письмо, написанное 14 ноября 1997 года, ровно за девять месяцев до дефолта, Борису Ельцину заместителем руководителя администрации президента Александром Лившицем. Письмо не только определяет суть происходившего в то время в российской экономике, но и - что более важно - формулирует основную задачу государственной политики того времени: создание тотальной налоговой системы, подчиненной Министерству финансов России. Многое из того, о чем говорится в письме, было реализовано совсем в другие времена и совсем другими людьми. Но внимательное прочтение позволяет говорить о более глубокой преемственности курсов нынешней и тогдашней политических властей. "В основном согласен. Действуйте", - начертано на письме рукой Бориса Николаевича 17 ноября. Не получилось.

Приговор

Ноябрь 1997 года. Разгорается азиатский кризис, ставший началом великого падения цен на нефть. Его последствия для российской экономики еще не вполне очевидны. Но российская финансовая система уже в состоянии кризиса. "Реальность такова, что государство пока ничего не может поделать с огромными неплатежами в бюджет, не обеспечивает достаточного контроля за действительными доходами юридических и физических лиц, не в состоянии серьезно повлиять на организацию предприятиями финансовых потоков (для них по-прежнему выгодны неплатежи, бартер, увод денег на счета подставных фирм, включая зарубежные", - начинает послание Лившиц. Фактически это смертный приговор тогдашнему правительству, ведь налоговая функция - это основа основ существования любой государственной власти. Приговор, повторяем, вынесенный до того, как обрушились цены на мировом рынке нефти. 

"Да, было такое письмо, - вспоминает Александр Лившиц, к которому мы обратились за комментариями. - Я старался сделать все от меня зависящее, но вывести экономику из кризиса можно было только совместными усилиями правительства, Центробанка и Госдумы".

Проект властной вертикали образца 1997 года

"Ситуация небезнадежна", - констатирует Лившиц в своем послании. И далее излагает свою программу. Мы постарались изложить ее суть максимально близко к тексту письма самого Александра Яковлевича.

Первым делом Лившиц предлагал сосредоточить все фискальные функции государства в одном ведомстве - Министерстве финансов. Для него вместе с Центробанком и федеральным казначейством предполагалось создать собственную вертикаль власти - "аналогичную военным округам". Основу этой финансовой вертикали должны были составить фининспекторы - "способные "дотянуться" (так в письме. - "Известия") до каждого налогоплательщика". Властные фининспекторы - это возрождение института советской России эпохи НЭПа, прославленные в стихотворении Владимира Маяковского "Разговор с фининспектором о поэзии", написанном в 1927 году. Там есть и такая строчка: "я обложен и должен караться". 

Карать нерадивых налогоплательщиков должны были и фининспекторы 90-х. Поэтому ряды их должны были формироваться из числа офицеров, увольняемых в запас в связи с реформой. "Минобороны поддерживает", - говорится в письме. Усилить эффект финансового инспектората должны были и другие институты из ранней советской истории - ВЧК и ее региональные отделения (для "работы" с местными неплательщиками). Связку с современностью должно было обеспечить использование видео. "Публично (под телекамеры) арестовывать руководителей этих предприятий непосредственно после заседания ВЧК", - рекомендует автор письма. Дыхание гражданской войны 

"Без указанного комплекса мер уже в январе-феврале будущего года может наступить паралич товарных потоков, чего, разумеется, допустить уже нельзя", - прогнозирует Александр Лившиц. Он еще не знает, что страну уже очень скоро ждут 10 долларов за баррель. 

"Армия пока получает от Минфина средства в основном только на зарплату" - еще одна констатация послания президенту. В этот момент становится понятным, что суть выбора страны на рубеже веков - между гражданским миром и войной. 

Об этом надо помнить тем, кто силен на критику сегодня. Гражданская война в России в конце 90-х годов - это не плод больной фантазии, а один из сценариев развития внутриполитической ситуации в стране, предусмотрительно описанный Дэниэлом Ергиным и Тэйном Густавсоном из Cambridge Energy Associates в 1993 году. Тогда, как вспоминает один из авторов, "вообще было непонятно, почему в кранах течет вода и ходит общественный транспорт". Осенью 1997 года доведенная до финансового изнеможения власть обсуждает создание налоговых коллегий в арбитражных судах, для того "чтобы ускорить и упростить прохождение дел о взыскании налоговой задолженности, банкротстве". Предполагалось также проведение нескольких показательных банкротств предприятий-неплательщиков. Нормативную базу нового порядка должны были обеспечить новые законы, но для начала предполагалось оформить их президентскими указами. Ельцину предлагалось выступить со специальным радиообращением, в котором президент разъяснил бы, что "гибель юридического лица в условиях рынка в отличие от гибели человека - не есть потеря для общества". 

"В основном согласен, - поставил резолюцию президент. - Действуйте". 

Семь лет спустя

Консолидация фискальной власти в руках Минфина - главный пункт программы - произошла лишь спустя семь лет после появления идеи, в рамках административной реформы 2004 года. Запрет на отсрочку платежей удалось ввести в 2000 году. Тогда же правительство начало серьезно заниматься реструктуризацией задолженности и прекратило любые формы зачетов. Окружная вертикаль появилась на свет в ходе создания федеральных округов. Но к реализации самой эмоциональной части плана Лившица - показательных налоговых процессов - власть, похоже, только приступила.

Можно ли было спасти Россию от дефолта

Несмотря на высочайшую визу "в основном согласен", ни один из отмеченных президентской галочкой пунктов "плана Лившица" не был своевременно реализован. Сейчас Лившиц затрудняется сказать, смогли бы предложенные им меры предотвратить финансовый кризис 1998 года. "Ситуация была слишком запущенна, но мы бы как минимум получили отсрочку", - говорит он.

По мнению руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, представленные в "плане Лившица" меры не могли предотвратить финансовый кризис. "Большинство предложенных мер носят жесткий административный характер. Некоторые из них могли быть полезны в краткосрочной перспективе, но не смогли бы оздоровить экономику страны. Ряд мер, в первую очередь в отношении неплательщиков налогов, неизбежно спровоцировал бы отток капитала и ухудшил деловой климат", - считает Гурвич. 

Причинами кризиса 1998 года, напоминает Гурвич, стали завышенный обменный курс и хронический дефицит бюджета, достигавший 7-8% ВВП. Если бы не падение мировых цен на нефть, отмечает он, у правительства было бы несколько лет на решение этих проблем. 

Экономист считает, что смягчить последствия кризиса можно было девальвацией рубля и сокращением расходов бюджета. Но на девальвацию правительство не решилось, так как это подорвало бы и без того шаткое положение российских банков, а сокращение расходов бюджета было невозможно по политическим причинам.