Гайдар Е.Т. Крах
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой…
К. Симонов
§ 1. Политэкономия провалившегося переворота
17 июня М. Горбачев подписал, а 18 июня направил в Верховый Совет СССР и в Верховные Советы республик проект договора «О Союзе суверенных государств». После радикальных изменений, последний вариант был обсужден в
В канун подписания договора, оформляющего мирный, упорядоченный роспуск империи,
Провалившийся путч вспоминается многими как опереточный. Между тем перед его организаторами стояли непростые задачи – в развитом урбанизированном обществе трудно найти командиров, готовых отдать приказ давить танками сограждан, так же как и солдат, которые такие приказы выполнят. Офицеры, по опыту конца
Штурм Белого дома предполагалось начать в ночь на 21 августа. Указание о разработке его плана было дано Председателем КГБ В. Крючковым в 9 утра 20 августа. Это должно было быть совместной операцией армии, КГБ и МВД под условным наименованием «Гром». Решение обсуждалось в Генеральном штабе с середины до второй половины дня 20 августа. Генералы доложили, что с военной точки зрения взять Белый дом – не проблема. Но при этом массовые жертвы среди мирного населения неизбежны. Первоначально операция планировалась на 1 час ночи, затем была перенесена на 3 часа утра, но так и не состоялась. Главным фактором отказа от нее было нежелание лидеров переворота взять на себя ответственность за массовое кровопролитие. Армия ждала действий КГБ, КГБ – армии, а МВД – тех и других. К ночи стало известно, что подразделение КГБ «Альфа» от участия в штурме отказалось, дивизии МВД Тульская и им. Дзержинского не тронулись с мест, а бригада «Теплый Стан»
Г. Шахназаров пишет: «Если бы введенные в Москву танки открыли огонь по баррикадам и были поддержаны атакой с воздуха, почти мгновенно все было бы кончено. Покорились бы и республики, о чем свидетельствует их осторожная реакция, явно рассчитанная на то, чтобы выиграть время, посмотреть, как будут развиваться события в столице Союза. Ну, а найдись смельчаки, зовущие к сопротивлению, на них быстро накинули бы петлю»[3]. Это не так просто. В Петрограде в феврале 1917 г. были начальники, отдавшие приказ о стрельбе по демонстрантам[4]. В августе 1917 г. Главнокомандующий русской армией генерал Корнилов тоже был готов отдать такой приказ. Режим это не спасло. В таких ситуациях важно не только то, отдают ли подобные приказы, но и то, есть ли части, готовые их исполнять, и нет ли тех, кто готов перейти на сторону, противостоящую существующему режиму.
Три августовских дня 1991 г. показали, что М. Горбачев не применял силу для спасения режима не только потому, что не хотел, но и потому что и при желании не мог этого сделать. Известный политический обозреватель Максим Соколов сразу после провала путча так описывает его последствия: «Два последних дня в Москве стали днями похорон: идиотский режим умер идиотским образом. Путч оказался дурацким, потому что народ перестал быть дураком. […] Был создан важнейший прецедент – впервые за 73 года граждане сумели принудить до зубов вооруженное государство к капитуляции. Вместо инерции страха общественная жизнь начала определяться инерцией бесстрашия… Если в других странах путч обыкновенно является затеей дюжины злоумышленников, которых затем сажают в тюрьму и живут как жили, то августовский путч оказался беспрецедентен. Под различные статьи УК дружно подвело себя практически все союзное руководство: силовые структуры (верхушка армии, МВД и КГБ), власть исполнительная (Кабинет министров), власть законодательная (Лукьянов и „союзники“) и власть партийная (верхушка КПСС). А когда вся верхушка государства, состоящая либо из преступников, либо из их пособников, терпит от народа сокрушительное поражение, такое государство не может устоять. Все руководство государства проваливается в политическое небытие, и из политического вакуума возникает некоторое другое государство. Оно и возникло, причем не одно»[5].
Сложившаяся в СССР к августу 1991 г. экономическая ситуация устанавливала жесткие рамки возможных вариантов развития событий. Даже если бы организаторы переворота смогли удержать власть, это не меняло экономического положения страны, а его контуры к этому времени были строго заданы.
В начале августа М. Горбачев подписывает указ о безотлагательных мерах по увеличению производства товаров и услуг для населения. В нем
Председатель правления Госбанка СССР В. Геращенко – Председателю кабинета Министров СССР В. Павлову (июнь 1991 г.): «Решениями Правительства, принятыми в разное время, начиная с 1959 года, Госбанку СССР поручено осуществлять расходы бюджета по возмещению разниц в ценах на сельхозсырье и другую продукцию с особых счетов по регулированию разниц в ценах за счет кредитных ресурсов с последующим погашением образовавшейся задолженности из средств бюджетов.
Первый заместитель Председателя Кабинета министров СССР В. Щербаков – в Совет Федерации СССР (16 августа 1991 г., за три дня до попытки переворота): «Страна ускоренными темпами втягивается в глубокий финансовый кризис и развал денежного обращения. Эти факторы в настоящее время в решающей степени определяют ухудшение экономической,
«С конца 1989 года начались перебои с платежами по советскому импорту, задержки платежей по контрактам зачастую на несколько месяцев. На конец 1990 года сумма просроченных платежей составила 2,9 млдр рублей. Такая ситуация ставит под сомнение некогда безупречную репутацию Советского Союза на международных кредитных рынках. Впервые за всю историю советского государства долговые обязательства СССР (например, векселя внешнеторговых организаций МВЭС, гарантированные Внешэкономбанком) стали котироваться на рынках с дисконтом. Тем самым рынки оценили Советский Союз как ненадежного должника. Как и в начале
От банкротства, прекращения платежей по внешним долгам, страну отделяли недели – и то при полной остановке расчетов по импортным поставкам. О крупных западных кредитах в случае успеха ГКЧП думать не приходилось. Новым властям пришлось бы принимать решение о дальнейшем сокращении закупок продовольствия, сбросе поголовья скота, сокращении импорта других продовольственных товаров, остановке заводов
Один из организаторов ГКЧП, руководитель советского
Все это организаторам путча было хорошо известно. О. Лацис цитирует материалы справки, подготовленной КГБ СССР во время, близкое к осуществлению путча: «Программа капитального строительства 1991 года оказалась полностью разбалансированной. По имеющиеся прогнозным оценкам, ввод в действие основных фондов в 1991 году уменьшится по сравнению с прошлым годом на 30–35%, ввод жилых домов – на 20–22%, других объектов социальной сферы от 15 до 70%. Для обеспечения бесперебойной работы авиапредприятий по плану МГА необходимо поставить 1 миллион 938 тысяч тонн
Бюджетный дефицит в III квартале 1991 г. быстро приближался к 30% ВВП[14]. Это означало, что ситуация на потребительском рынке будет оставаться катастрофической. Без устранения структурных диспропорций, снижения оборонных расходов, дотаций селу, капитальных вложений, дальнейшее повышение цен будет лишь воспроизводить дефицит потребительских товаров на более высоком уровне. За все это должен будет отвечать непопулярный и нелегитимный режим. Если учесть то, что будет происходить на этом фоне в Прибалтике, Грузии, Армении, Западной Украине, его судьбу предугадать не сложно.
Один из близких помощников М. Горбачева В. Медведев во время августовских событий сказал участнику заговора В. Болдину: «Пиночетовский вариант с щедрой иностранной помощью не пройдет; напротив, внутренние беспорядки и неизбежное перекрытие каналов внешнеэкономической помощи быстро приведут экономику к катастрофе. Переворот не только не ослабит центробежные тенденции в Союзе, а, напротив, вызовет неминуемый развал Союза, ибо республики не захотят ходить под такой властью»[15].
Председатель Кабинета Министров СССР В. Павлов, лучше других участников заговора представлявший
§ 2. Политическая агония
После событий
Разумеется, советские власти могли бесконечно ссылаться на проведенный 17 марта референдум по вопросу о сохранении СССР[17], доказывать, что проведенный 1 декабря на Украине референдум, на который пришли 84% жителей республики, а 90,3% из них высказалось за независимость второй по величине союзной республики, противоречит союзному законодательству. К реальному политическому процессу все это уже отношения не имело. Когда рушатся империи, их судьба не решается на плебисцитах. Еще за пару недель до голосования 17 марта М. Соколов справедливо отмечал: «С точки зрения
Первое следствие провала путча – демонстрация неспособности союзных властей применять силу для обеспечения контроля над территорией. К концу августа 1991 г. то, что ни один танк, ни одна рота не двинется по приказу союзного руководства, чтобы защитить действующие власти и обеспечить общественный порядок, было данностью[19].
Это не ново для распадающихся империй. Опыт
И союзные, и республиканские власти осенью 1991 г. не имели возможности контролировать вооруженные силы. События в Чечне в ноябре 1991 г. это наглядно продемонстрировали. Попытка российских властей ввести войска, обеспечить режим чрезвычайного положения, провалилась, в частности, и потому, что союзные власти, были готовы дать военным повод бездействовать. Когда государство утрачивает не только монополию на силу, но даже способность ее применять, оно перестает быть государством в собственном смысле этого слова.
За августовскими событиями следует череда деклараций независимости, принятых республиканскими властями. Чтобы остановить ее, у Союза нет ни силы, ни авторитета. Происходящее наглядно демонстрирует и стране и миру, что Советский Союз не контролирует свою территорию, с точки зрения международного права не может быть признан его субъектом. В Прибалтике, на Украине союзные власти не управляют ситуацией на таможенных и государственных границах СССР. Оформленных и обустроенных границ между республиками не существует[20]. На деле это означает, что Советский Союз – государство без границ. 5 сентября Съезд Народных депутатов СССР самораспустился, подведя черту под семьюдесятью с лишним годами существования СССР. Так, по меньшей мере, принятые решения рассматривали средства массовой информации[21].
Подготовленные в начале октября руководителями части союзных республик положения Договора об экономическом сообществе были расплывчатыми. В 16 статье оформлена договоренность о необходимости сохранения рубля как единой денежной единицы. Там же предусматривалась возможность введения государствами – членами экономического сообщества национальной валюты. Для любого государства вопрос о деньгах – ключевой. Как его решать, было не определено, предполагалось впоследствии урегулировать это специальным соглашением. Создавался банковский союз, действующий на принципе резервной системы. То, как он будет принимать решения, прописано не было. Важнейшая для любого государства и межгосударственного образования проблема бюджета осталась нерешенной. В документе написано: «Бюджет Экономического сообщества формируется за счет взносов его членов, определяемых в виде фиксированных сумм. Размер и порядок формирования фиксированных взносов определяются специальным соглашением членов Экономического сообщества». Что это значит, понять трудно.
Руководство крупнейшей после РСФСР союзной республики, Украины, во время событий
8 ноября 1991 г. Председатель Верховного Совета Украинской ССР Л. Кравчук сказал: «Экономический договор, соглашение можно рассматривать всего лишь как общие принципы – не больше и не меньше. Мы будем выступать против того, чтобы создавались
§ 3. Политическая дезинтеграция: экономические последствия
Уже в первом полугодии 1991 г., еще до августовского путча, Россия получила из других республик лишь 22% запланированных поставок сахара, 30% чая, 19% крупы, 22% мыла. Все республики, кроме России, ввели таможни на своих границах, чтобы ограничить вывоз товаров соседям, в частности в Россию. Таможни работали в одну сторону – вывозить товары в Россию было нельзя, ввозить оттуда можно. В начале 1991 г. Украина и Эстония разместили за рубежом (в Канаде и Швеции) заказы на печатание собственных денег. В качестве подготовительной меры, Украина намечала в ноябре 1991 г. ввести в обращение купоны как временную валюту[24].
Бывший Заместитель Председателя Правительства СССР Л. Абалкин пишет: «В начале октября (1991 г. – Е.Г.), находясь в США, я встретился с господином Гринспеном – руководителем Федеральной резервной системы США, одним из опытнейших финансовых специалистов современности. Мы знакомы давно, хорошо понимаем друг друга и практически говорили на одном языке. Он спросил меня: „Понимаете ли вы, что остается всего несколько недель для того, чтобы предупредить финансовый крах?“. Я ответил, что, по нашим оценкам, этот срок измеряется двумя месяцами. Собственно говоря, различался только способ выражения мысли: несколько недель или два месяца – это практически одно и то же»[25]. Из записей Г. Шахназарова о заседании государственного совета 16 октября 1991 г.: «На заседании Госсовета об экономическом союзе докладывает Григорий Явлинский. Называет цифры: спад производства в 1991 году на 15 процентов, в 1992 году ожидается 23–25 процентов. […] Остановка производства и рост цен в 2–3 раза создадут тупиковую ситуацию»[26].
И без того скромные возможности союзных органов власти контролировать налоговые поступления, с начала осени 1991 г. сводятся к нулю. Союзное правительство получает от некоторых союзных республик небольшие суммы денег. Но речь уже идет не о налогах, а о дарах. К тому же их размеры несовместимы с потребностями союзного бюджета. Финансирование государственных расходов почти полностью обеспечивается за счет кредитов Госбанка.
В денежном хозяйстве союзные органы власти также утрачивают монополию, не контролируют создание безналичных денег центральными банками республик, являются лишь одним из конкурентов в наращивании денежного предложения. Из письма Председателя Правления Госбанка СССР В. Геращенко Президенту СССР М. Горбачеву от 9 августа 1991 г.: «В условиях использования общей валюты невозможно сдержать разрушительные действия тех республик, которые воспользуются своим правом осуществлять автономную
Автору этих строк сложившаяся осенью 1991 г. ситуация представлялась следующим образом: «К тому времени, когда V съезд, дав президенту дополнительные полномочия, открыл дорогу к углублению экономических реформ, шесть лет колебаний, нерешительности, компромиссов уже породили настоящий
Архивные материалы, с которыми я потом имел возможность ознакомиться, показывают – оценка сложившегося в это время в России положения, была верной. Приведу некоторые выдержки из документов. «По условиям учета запасы товаров определяются наличием их в торговле на начало дня. Учитывая, что большая часть товаров немедленно распродается, практически можно считать, что рубль не имеет на сегодня товарного обеспечения. […]
«На ситуацию с исполнением Союзного бюджета повлияло также ухудшение общеэкономической конъюнктуры и особенно снижение поступлений от внешнеэкономической деятельности, которые составляют существенную часть доходов Союзного бюджета. Только за 9 месяцев т. г. за счет снижения объемов и изменения цен на мировом рынке недополучено налога на экспорт – 15,1 млдр руб., доходов от импорта – 9,2 млдр рублей. По кредитным и прочим операциям недополучено 14,8 млдр рублей. Всего за 9 месяцев т. г. в Союзный бюджет поступило 80,2 млдр рублей доходов, или на 96,9 млдр рублей меньше сумм, предусмотренных к поступлению по уточненному бюджету на этот период. Совокупный дефицит финансовых ресурсов по союзному бюджету и общесоюзному фонду стабилизации экономики на 1991 год оценивается в 204,6 млдр рублей, в том числе за IV квартал т. г. 90,4 млдр рублей»[30].
Дефицит государственного бюджета СССР в 1991 г. с учетом фонда стабилизации экономики составил 156 млдр руб. Дефицит консолидированного бюджета государств, входивших в состав СССР в 1991 г., составил 197 млдр руб. с учетом дефицита фонда стабилизации и 296 млдр руб. с учетом расходов по субсидированию цен на сельскохозяйственную продукцию, произведенных за счет кредита Центрального банка[31].
Бюджетный кризис приводит к дальнейшему расстройству денежного обращения. Руководству Госбанка СССР сложившаяся ситуация представляется катастрофической. Из письма председателя Госбанка СССР В. Геращенко в Государственный совет СССР (октябрь 1991 г.): «Происходит неудержимый рост денежных доходов населения, которые за 9 месяцев 1991 г. возросли по сравнению с соответствующим периодом 1990 г. на 63%… В III квартале 1991 г. практически – в два раза. В октябре этот процесс продолжается. За первую половину октября 1991 г. прирост доходов против соответствующего периода 1990 г. оценивается в 2,2 раза… Потребительский рынок характеризуется дефицитностью практически по всем видам товаров, растет неудовлетворенный спрос на товары и услуги, усиливается спекуляция… Усилия Госбанка CСCP по регулированию массы денег в обращении не дают необходимых результатов, так как банковская система по существу разобщена, национальные банки республик в ряде случаев не выполняют указания Госбанка СССР и проводят свою политику, противоречащую интересам стабильности общей денежной единицы»[32].
Развитие событий в области денежных отношений, номинальных доходов населения и потребительского рынка иллюстрируют данные таблиц 8.1 и 8.2.
Таблица 8.1. Соотношение денежных накоплений населения с наличием товарных запасов в торговле и промышленности (на конец года)
1970 г. | 1980 г. | 1985 г. | 1990 г. | На 1 сент. 1991 г. | |
---|---|---|---|---|---|
Денежные средства населения (вклады, наличные деньги, млрд руб. | 73 | 228 | 320 | 568 | 854 |
Денежные средства населения, % ВВП | 19,3 | 36,8 | 41,2 | 55,4 | 69,5 |
Товарные запасы на 1 рубль денежных средств населения (руб.) | 0,62 | 0,29 | 0,3 | 0,13 | 0,14 |
Источник: ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 41. Л. 28. Расчеты по доле в ВВП по данным для 1970–1989 г. – Синельников С.Г. Бюджетный кризис в России. М.: Евразия, 1995; для 1990–1991 гг. – реконструкция ВВП по данным Статкомитета СНГ.
Население страны хорошо понимает критичность сложившейся ситуации. ВЦИОМ – руководству СССР: «…Потребительское поведение всех, без исключения слоев, населения характеризуются: ажиотажным характером спроса, бегством от денег, созданием товарных запасов (продовольствия, предметов одежды домашнего обихода,
Таблица 8.2. Прирост доходов населения, 1985–1991 гг.
Год | Прирост доходов населения, млрд руб. | Прирост доходов населения к уровню доходов предшествующего года, % |
---|---|---|
1985 | 14 | |
1986 | 15,1 | 3,5 |
1987 | 17,3 | 3,8 |
1988 | 41,5 | 8,4 |
1989 | 64,5 | 11,6 |
1990 | 94 | 14,4 |
1991 (оценка) | 570–590 | 517 |
Источник: ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 41. Л. 29, расчеты по данным из статистических сборников «Народное хозяйство СССР» за разные годы. М.: Финансы и статистика.
Стабилизация денежного обращения невозможна без радикального сокращения бюджетного дефицита, нормализации ситуации, сложившейся в области государственных финансов. Однако кризис в этой сфере продолжает углубляться. Из письма председателя Контрольной палаты СССР А. Орлова – председателю Межгосударственного экономического комитета СССР И. Силаеву (ноябрь 1991 г.): «Бюджетный дефицит и государственный долг за 9 месяцев 1991 г. многократно превысили показатели, утвержденные Верховным Советом СССР на конец 1991 года. Предельный уровень дефицита союзного бюджета на 1991 год был утвержден в сумме 26,7 млдр рублей. Фактически дефицит союзного бюджета по отчетности Минфина СССР на момент проверки по состоянию на 1 октября 1991 г. составил 84,5 млдр рублей превысив законодательно установленный уровень в 3,2 раза. Предельный уровень государственного внутреннего долга на 1 января 1992 г. был утвержден в сумме 567,6 млдр рублей. Фактически внутренний государственный долг увеличился с 566,1 млдр рублей по состоянию на 1 января 1991 г. до 890 млдр рублей […] на 1 октября 1991 г. По оценкам, государственный долг к концу года превысит 1 трлн. рублей. […] Принятие Верховным Советом СССР (прежнего состава) по представлению исполнительном власти страны нереального, прежде всего в отношении доходной части, союзного бюджета на 1991 год явилось главной предпосылкой кризиса
В. Геращенко и Ю. Московский докладывают И. Силаеву о получении телеграммы из Рияд Банка, в которой сообщается, что обстановка в СССР вынуждает его отложить предоставление второй и третьей очереди кредита (всего – 500 млн долл. США) на неопределенный срок[35].
Масштабы озабоченности международного сообщества финансовым положением СССР иллюстрирует письмо заместителя Председателя Правления Внешэкономбанка СССР Ю. Полетаева руководителю Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР И. Силаеву: «В связи с решением Президента США в конце августа с. г. об ускорении предоставления СССР гарантий в рамках программы Министерства сельского хозяйства США докладываем, что Внешэкономбанк СССР через свое представительство в
Осенью 1991 г. директор Института экономики АН СССР Л. Абалкин пишет: «У меня есть записка, подготовленная сотрудником института О. Роговой; из нее вытекает, что нам дается срока два месяца, после чего наступит развал экономики, коллапс. Это же подтверждают и другие расчеты. Можно спорить, насколько правилен этот прогноз в деталях. […] В течение всего 1991 г. месяц за месяцем, квартал за кварталом спад нарастал. Анализ данных напоминает наклонную плоскость, все более круто обозначающую этот спад. […] В течение 1991 г. такие оценки делались мною в январе, апреле, сентябре и, наконец, в ноябре. И каждый раз, анализируя ход развития событий, я делал все более мрачные оценки складывающихся перспектив. Однако и это не было простым плавным ухудшением ситуации.
Критичность сложившейся к концу осени 1991 г. ситуации в экономике страны хорошо понимают и последние советские власти. Из письма И. Силаева Президенту СССР М. Горбачеву «О чрезвычайном бюджете на IV квартал 1991 года» от 19 ноября 1991 г.: «Для характеристики тяжелейшего состояния финансов и денежного обращения приведу лишь несколько цифр. Если учесть дефицит общесоюзного фонда стабилизации экономики в размере 51,3 млдр рублей, то совокупный дефицит составит 204,6 млдр рублей. Увеличились по сравнению с запланированными и дефициты республиканских бюджетов. Каковы основные причины роста дефицита? Главная состоит в том, что в текущем году резко сократилась доходная база союзного бюджета. За 9 месяцев против расчетов в бюджет недопоступило 97 млдр рублей, а в расчете на год 147 млдр рублей, то есть в бюджет поступит менее 47% от первоначально запланированной суммы. Все мы – и исполнительная, и законодательная власть, внесли свою лепту в сокращение доходов. Я имею в виду принятые решения о практической отмене налога с продаж, о снижении ставки налога на прибыль с 45 до 35%, о предоставлении значительных налоговых льгот. Эти решения принимались как в центре, так и в республиках. Недовзнос Украины составит по году 8,8 млдр рублей. Эта республика прекратила перечисления средств союзному бюджету с июля т.г. Совершенно не рассчитываются с союзным бюджетом Грузия и государства Прибалтики… На союзный бюджет кроме того пришлось отнести и затраты единого фонда социальной поддержки населения. При подготовке проведения реформы розничных цен имелось в виду сформировать его за счет взносов республик. Однако впоследствии все республики, которые должны были перечислять средства в фонд, отказались от этой договоренности… И, наконец, в связи с ростом цен потребовалось увеличить расходы на оборону на 12 млдр рублей. Таким образом, совокупный дефицит союзного бюджета и фонда стабилизации только за 9 месяцев составляет 114,2 млдр рублей. Эмиссия наличных денег за 10 месяцев т. г. уже составила 82,6 млдр рублей, в том числе по РСФСР – 53,3 млдр рублей, Украине – 6,1, Узбекистану – 4,4, Казахстану – 5,6 млдр рублей. За год количество наличных денег в обращении возрастет на 110–140 млдр рублей»[38].
То, что справиться с нарастающими проблемами, связанными с развалом государственных финансов, денежного обращения, потребительского рынка без либерализации цен невозможно, союзным властям становится все более очевидно. Председатель Контрольной палаты СССР А. Орлов – Председателю Межреспубликанского экономического комитета (конец октября 1991 г.): «Основными источниками покрытия возникшего огромного дефицита союзного бюджета и внебюджетных фондов явились привлеченные заемные средства Госбанка СССР в виде запрошенных Президентом СССР и Минфином СССР кредитов (68,0 млдр рублей) и денежной эмиссии (40 млдр рублей), которая также носит кредитный характер. Все эти заемные кредитные средства (кроме 5 млдр рублей) не утверждены Верховным Советом СССР, а потому ставят Президента СССР в сложную ситуацию… По нашим расчетам, его (бюджетный дефицит. – Е.Г.) можно сократить в IV квартале на 15–16% без широкой приостановки работы оборонных предприятий и паники в самой армии. Принять финансирование по факту
Беспрецедентными для российской денежной истории (после гиперинфляции
Таблица 8.3. Ожидаемое исполнение cоюзного бюджета за 1991 г.
Утвержденный план на 1991 г., млрд руб | Ожидаемое исполнение за 1991 г., млрд руб | |
---|---|---|
Всего доходов | 250,1 | 112,1 |
Всего расходов | 276,8 | 256,7 |
Дефицит | 26,7 | 144,6 |
Источник: Раевский В.А. (Зам. министра финансов СССР) в Комитет по оперативному планированию народным хозяйством СССР. Ожидаемое исполнение Союзного бюджета за 1991 год. 12 сентября 1991 г. См.: ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 41. Л. 2, 3.
Состояние союзного бюджета на 1991 г. в сентябре виделось руководству Министерства финансов СССР следующим образом (см. табл. 8.3).
И. Силаев – М. Горбачеву: «Вместе с тем, в настоящее время в ряде отраслей экономики сферы ведения Союза ССР сложилось крайне сложное положение вследствие образования большой задолженности за выполненные работы и услуги. В связи с этим признано необходимым для осуществления финансирования самых неотложных расходов решить вопрос о дополнительном выделении кредита Госбанка СССР Союзному бюджету на октябрь месяц в размере до 20 млдр рублей, а также разрешить продлить до 31 декабря 1991 года кредит в сумме 5 млдр рублей, предоставленный в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР от 27 мая текущего года»[42].
Заместитель министра финансов СССР В. Раевский – в Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР: «Общая потребность в привлечении кредитных ресурсов Госбанка СCCP в октябре текущего года на цели бюджетного финансирования определяется в 30 млдр рублей»[43].
К ноябрю 1991 г. крах советских финансов и денежного обращения – свершившийся факт, широко обсуждающийся в открытой печати. Из статьи Г. Явлинского, написанной осенью 1991 г.: «Происходит лавинообразное нарастание денежной массы, которая за 9 месяцев увеличилась с 989 млдр рублей до 1,7 трлн., а к концу года может достичь 2 трлн. Мощнейшими генератороми этого процесса являются огромный дефицит как союзного, так и национальных бюджетов, усиливающаяся кредитная экспансия и „либерализация“ доходов. Все это привело уже к полной утрате рублем всех его функций. Именно поэтому хозяйственные связи либо разваливаются, либо во все большей степени заменяются бартером, а рубль все больше вытесняется с внутреннего рынка. Курс рубля на аукционах уже упал за отметку 100 рублей за 1 доллар. […] Экспорт за 10 месяцев сократился на 31%, ограничение валютных поступлений вызвало резкое сокращение импорта (на 43%), в том числе сырья и оборудования в легкой и пищевой промышленности, а также товаров народного потребления. В конечном счете все эти проблемы сказываются на людях. Потребление материальных благ и услуг населением за 9 месяцев (то есть еще накануне запуска настоящей инфляции) сократилось на 17%, а реальные доходы семей снизились по отношению к соответствующему периоду прошлого года во всех без исключения республиках»[44].
В первых числах декабря Госбанк СССР информирует руководство союзных органов власти, что он приостановил оплату расходов и выдачу средств, финансируемых за счет союзного бюджета на всей территории страны. Это относится к выплате заработной платы, стипендий, отдельным видов пенсий и пособий, денежного довольствия военнослужащим, финансированию общесоюзных программ[45].
Административный контроль за ценами еще позволяет удерживать инфляцию в подавленной форме, цены растут, но темпами существенно меньшими, чем денежное предложение. Но финансовая база гиперинфляции уже сформирована. Из записки Председателя Госбанка СССР – в Совет глав правительств – членов экономического сообщества: «Эмиссия наличных денег за 11 месяцев т. г. составила 102,4 млдр руб., что более чем в 4 раза превышает показатели соответствующего периода прошлого года… В результате этого на руках у населения и в организованных формах сбережений за январь–ноябрь 1991 г. дополнительно накопилось 225 млдр руб., что на 167 млдр руб. больше, чем за 11 месяцев1990 г. Прирост остатка наличных денег у населения за январь–ноябрь 1991 г. составил 98,6 млдр руб. (против 24,1 млдр руб. за соответствующий период 1990 г.)«[46].
К концу 1991 г. одной из важнейших проблем в области денежного обращения в СССР становится неспособность Гознака печатать деньги в масштабах, которые требуются для удовлетворения нужд Госбанка. В. Геращенко – М. Горбачеву (ноябрь 1991 г.): «Физический объем розничного товарооборота в январе–сентябре 1991 года сократился против соответствующего периода 1990 года на 12%, розничные цены на товары повысились в 1,7 раза. Потребительский рынок характеризуется дефицитностью практически по всем видам товаров, растет неудовлетворенность спроса на товары и услуги, усиливается спекуляция. В результате этого на руках у населения и в организованных формах сбережений на январь–октябрь 1991 года дополнительно накопилось 159,3 млдр рублей… Прирост остатка наличных денег у населения за январь–октябрь 1991 года составил 81,5 млдр рублей (против 20,3 млдр рублей в соответствующий период 1990 года). Таким образом, разрыв между денежными доходами и расходами населения увеличивается с каждым месяцем… Гознак не может обеспечить выполнение повышенных заказов Госбанка СССР на изготовление банкнот, так как производственные мощности бумажных и печатных фабрик Гознака перегружены, работа на них в 1991 году практически ведется в три смены… Прирост остатка денежных средств, принадлежащих населению, ожидается в размере 250–280 млдр рублей, что в 3,2–3,3 раза больше, чем в 1990 году. Количество наличных денег в обращении к концу 1991 года может достигнуть 270 млдр рублей, прирост за год составит 110–140 млдр рублей… Совокупная денежная масса оборота за 9 месяцев текущего года увеличилась с 989 млдр рублей до 1661,2 млдр рублей, то есть на 672,2 млдр рублей или на 70,2%… Более половины денежной массы, находящейся в обороте, направлено на покрытие внутреннего государственного долга и расходов бюджетного характера. Государственный внутренний долг банкам составил на 1 октября текущего года 843,7 млдр рублей и увеличился против 1 января текущего года на 325,1 млдр рублей или на 62,7%. […] Одной из основных причин ухудшения состояния денежного обращения в 1991 году являются растущие дефициты бюджетов республик и центра, которые оцениваются в совокупности за 1991 год в размере около 300 млдр рублей. Республики как бы соревнуются в размерах дефицитов своих бюджетов, проявляя повышенные требования на наличные деньги. Усилия Госбанка СССР по регулированию массы денег в обращении не дают необходимых результатов, так как банковская система фактически разобщена, национальные банки республик в ряде случаев не выполняют рекомендации Госбанка СССР и проводят свою политику, противоречащую интересам стабилизации общей денежной единицы»[47].
Помощник Президента СССР А. Черняев в своем дневнике: «Госбанк закрыл все платежи: армии, чиновникам, нам, грешным. Остаемся без зарплаты»[48].
В ходе опроса, проведенного ВЦИОМ в ноябре 1991 г., на вопрос: «Как вы думаете, мы переживаем сейчас самые тяжелые времена, или они позади / впереди?» 69% респондентов ответили, что они еще впереди, 21% – что мы их переживаем сейчас. ВЦИОМ осенью 1991 г. предупреждает власти о масштабах возможного социального протеста, рисках потери контроля над ситуацией в стране, о том, что царящая среди населения «латентная паника» может перерасти в настоящий социальный взрыв[49].
Министерство внешнеэкономических связей СССР 29 августа 1991 г. информирует Председателя Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР, что Внешэкономбанк прекратил выдачу гарантий по кредитным обязательствам СССР на закупленное импортное зерно, что это может привести к остановке его отгрузки и прекращению снабжения зерном предприятий страны[50].
В разговоре с послом Великобритании в СССР в конце августа 1991 г. М. Горбачев так описывает
Прокламированный золотой запас Госбанка СССР к середине 1937 г. составлял 374,6 т. После этого его пополнение было прекращено, а сам он передан на баланс Наркомфина СССР. С конца
На фоне нарастающих валютных трудностей Советского Союза в кризисную ситуацию попадают советские банки, работающие за рубежом. А. Бутин, исполняющий обязанности финансового директора Моснарбанка – в Правительство Российской Федерации: «Трудности в привлечении средств с межбанковского рынка Моснарбанк начал испытывать с середины 1990 года. Банк также был вынужден создавать в крупных размерах страховые резервы против задолженности бывших соцстран (Болгарии, Венгрии, Югославии). В этот же период он был взят Банком Англии под особый контроль. […] В 1991 году положение банка резко ухудшилось. Отток депозитов достиг сначала 40%, а затем и 75%. Продажа активов не могла в достаточной сумме и в короткие сроки решить проблему»[53].
К концу 1991 г. банкротство советской зарубежной банковской системы становится очевидной и почти неотвратимой угрозой. Представители коммерческих банков СССР за рубежом – Б. Ельцину (декабрь 1991 г.): «Сеть коммерческих банков за рубежом включает в себя банки в Австрии –
Из дневника помощника Президента СССР М. Горбачева А. Черняева: «Явлинский сообщает, что 4 ноября Внешэкономбанк объявляет себя банкротом: ему нечем оплачивать пребывание за границей наших посольств, торгпредств и прочих представителей – домой не на что будет вернуться… М.С. поручает мне писать Мейджору, координатору „семерки“: „Дорогой Джон! Спасай!“…»[55].
Время меняет видение ситуации. Вот что пишет о тех же реальностях Г. Явлинский 12 лет спустя: «Финансовая стабилизация, которая ценой огромных социальных жертв и деформаций, в том числе ценой дефолта по государственным облигациям, в основном была достигнута к концу
Заместитель Председателя Правления Внешэкономбанка СССР – в Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР в ноябре 1991 г.: «Как уже докладывалось Межреспубликанскому экономическому комитету, ликвидные валютные ресурсы полностью исчерпаны и текущие валютные поступления от экспорта не покрывают обязательства по погашению внешнего долга страны»[57].
Контроль союзного государства за товаропотоками стал малоэффективным уже в 1990 – начале 1991 г. Санкции по отношению к тем, кто срывает выполнение государственных заказов, были все менее действенными. После августовских событий способность союзных и республиканских министерств навязывать предприятиям объем производства, структуру распределения продукции приближается к нулю. Когда уходит страх перед властями, административная система регулирования товаропотоков перестает действовать. Одно из первых и тревожных последствий провала путча – резкое падение государственных закупок зерна в Российской Федерации в течение недели, последовавшей за этим событием.
Крах системы административного управления товаропотоками ведет к дальнейшему падению поступлений от экспорта. Из письма Заместителя министра экономики и прогнозирования СССР В. Дурасова заместителю руководителя Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР Ю. Лужкову от 28 ноября 1991 г.: «По итогам 9 месяцев текущего года против установленных графиков на экспорт недопоставлены металлопродукция, лесоматериалы, нефтепродукты, цемент, минеральные удобрения, каменный уголь и другие товары на сумму около 4 млдр рублей во внешнеторговых ценах, что создало критическую ситуацию с обеспечением обязательных платежей Внешэкономбанка СССР»[58].
15 ноября 1991 г. мэр
Ситуация с зерном становится все более напряженной. Первый заместитель Председателя Комитета СССР по закупкам продовольственных ресурсов В. Акулинин 6 сентября 1991 г. – Председателю Комитета по оперативному управлению народным хозяйством страны И. Силаеву и его заместителю Ю. Лужкову (6 сентября 1991 г.): «В целях стимулирования заготовок зерна и маслосемян в государственные ресурсы на 1991 год продлена практика закупки их у хозяйств на свободно конвертируемую валюту. Однако средства на указанные закупки не предусмотрены»[60]. Он же – в Комитет по оперативному управлению народным хозяйством страны (27 сентября 1991 г.): «Уважаемый Иван Степанович! Госкомпрод СССР ранее информировал Вас о критическом положении, сложившемся с ресурсами продовольственной пшеницы на мельзаводах… В настоящее время
Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР 31 августа 1991 г. принимает Постановление «О неотложных мерах по обеспечению населения продовольствием». Тем, кто знает отечественную экономическую историю ХХ в., оно до боли напоминает реалии
Прочитав этот текст, становится очевидным: у тех, кто его подписывал, нет уверенности в том, что они способны арестовать и расстрелять сотни тысяч людей, как это было сделано в
Нарастающие трудности с продовольственным снабжением создают взрывоопасную политическую ситуацию. Заместитель Министра внутренних дел В. Турбин – Председателю межгосударственного экономического комитета И. Силаеву (8 ноября 1991 г.): «По поступившим в МВД СССР сведениям положение с обеспечением населения хлебом и другими продовольственными товарами первой необходимости в ряде регионов страны остается сложным. […] У продовольственных магазинов создаются многочисленные очереди, в которых граждане в резкой форме критикуют местное и центральное руководство, отдельные из них призывают к проведению акций протеста»[63].
Из записки, подготовленной к заседанию Госсовета при Президенте РCФCР осенью 1991 г.: «Критическое положение может сложиться с обеспечением населения хлебопродуктами. Низкий урожай зерновых, невозможность резкого расширения импортных закупок в сочетании с отказом хозяйств сдавать зерно в счет госзаказа действительно могут поставить страну и республику на грань голода. В сложившейся ситуации административные меры едва ли могут дать ощутимый эффект. Единственный реальный выход из положения – разрешить хозяйствам свободную продажу хлеба по рыночным ценам с дальнейшей либерализацией розничных цен на хлебопродукты. Без перехода на свободные цены в сочетании с ускоренным разгосударствлением в сельском хозяйстве и торговле производство не будет получать активных импульсов для своего роста, в результате чего ситуация может еще более обостриться в 1992–1993 годах»[64]. Но как информирует власти ВЦИОМ: «…К проведению либерализации цен руководство России подходит, имея крайне обостренную социальную обстановку, которая характеризуется: отрицанием у значительной части населения идеи свободных цен; недоверием к любым мерам по социальной защите и поддержанию жизненного уровня; обескровленным потребительским рынком; ожиданием голода; ростом недовольства в самых широких слоях населения»[65].
В декабре 1991 г. ключевая проблема уже не мобилизация валюты для закупки продовольствия, а погашение задолженности по оплате фрахта судов, которые должны транспортировать его в Россию. В это время Внешэкономбанк СССР получает директиву использовать 80% от суммы еженедельных валютных поступлений на оплату фрахта советским и иностранных судовладельцам[66]. «Учитывая критическое положение с обеспечением платежей за зерно и его доставку, в дополнение к Постановлению Правительства РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 57 „О чрезвычайной ситуации по обеспечению РСФСР хлебопродуктами“: принять к сведению, что Внешэкономбанк СССР временно приостановил с 19 декабря все виды операций по валютным фондам предприятий и организаций и счетам коммерческих банков, не связанные с оплатой доставки (фрахта) зерна из США и Канады, а также с оплатой в отдельных случаях продовольствия и медикаментов, по ранее открытым аккредитивам, под гарантии Правительства РСФСР в счет Республиканского валютного резерва РСФСР»[67].
Одна из важнейших тем в переговорах западных
Таблица 8.4. Внешний долг бывшего Союза ССР в свободно конвертируемой валюте(1) (по состоянию на 1.01.92 г.) в млрд долларов США(2)
Внешний долг СССР, млрд долл. | по состоянию на 01.01.92 г. |
---|---|
Всего (1-7) | 83,4 |
в том числе: | |
1. Кредиты, привлеченные или гарантированные Правительством СССР, Госбанком СCСР и Внешэкономбанком СССР | 70,5 |
в том числе: | |
а) основной долг | 57,1 |
б) проценты по всем кредитам(3) | 13,4 |
2. Обязательства по импортным аккредитивам, открытым до 31.12.91(4) | 2,7 |
3. Открытые импортные аккредитивы в счет среднесрочных банковских кредитов | 2,3 |
4. Подтвержденные аккредитивы третьих стран (основной долг и проценты) | 1,2 |
5. Просроченные платежи по импорту(4) | 4,2 |
6. Кредиты, привлеченные непосредственно различными предприятиями и организациями, уполномоченными на это должным образом (оценка) | 2,4 |
7. Задолженность перед иностранными транспортными организациями за ранее осуществленные перевозки внешнеторговых грузов (оценка) | 0,1 |
Кроме того: | |
Ленд-лиз(5) | 0,8 |
Задолженность бывшим соцстранам (по сальдо)(6) | 33,7 |
Задолженность по клиринговым бартерным счетам(7) (без учета открытых импортных аккредитивов) | 5,9 |
Примечания.
Таким образом, долговые обязательства, не входившие в состав официального советского внешнего долга в конвертируемой валюте, но включаемые руководством Внешэкономбанка в состав долговых обязательств страны составили 40,4 млрд долл., а совокупный советский внешний долг тот же орган оценивал в 123,8 млрд долл.
В оригинале таблица включает большее число подразделов, но для понимания ситуации, сложившейся с советским внешним долгом, они не столь важны.
(1) Без учета обязательств, принятых отдельными Независимыми Государствами на себя самостоятельно без участия Внешэкономбанка.
(2) Пересчет в доллары США осуществлен по рублевым кросс-курсам на 26.12.91 г.
(3) Проценты, начисленные за весь остающийся срок действия кредитов (оценка). Сумма процентов будет увеличиваться в связи с начислением дополнительных процентов по отсрочке кредитов (уточнения будут производиться по согласованию с кредиторами).
(4) По документам, находящимся на учете во Внешэкономбанке СССР.
(5) Подлежит уточнению с компетентными органами США.
(6) Данные приводятся только по сальдо текущих расчетов в переводных рублях и по клирингу (данные предварительные и подлежат уточнению по суммам и курсу пересчета в ходе переговоров с бывшими социалистическими странами). Примерный курс: 1 переводной рубль – 1,795 долл. США)
(7) Задолженность по клиринговым и бартерным счетам в пользу СССР составляет 0,7 млрд. долларов США (Афганистан). Пересчет клиринговых валют в доллары США произведен по курсу международных рынков.
Источник: Пономарев Ю.В. помощнику Первого зампреда Правительства РФ Богданову В.Б. Материалы по внешнему долгу по состоянию на 1 января 1992 года. 15 мая 1992 г. Из личного архива Е.Т. Гайдара.
Таблица 8.5.Внутренний валютный долг Внешэкономбанка перед физическими и юридическими лицами в свободно конвертируемой валюте (на 1 января 1992 г.) в млн долл. США
Счета юридических лиц | Счета физических лиц | ||
---|---|---|---|
Всего | В том числе корреспондентские счета коммерческих банков и учреждений Внешэкономбанка | ||
Россия | 8856,3 | 2036,6 | 433,8 |
Украина | 462,1 | 421,1 | 45,8 |
Беларусь | 220,1 | 194,6 | 10,6 |
Узбекистан | 53,6 | 46,1 | 2,5 |
Казахстан | 68,2 | 31,5 | 0,9 |
Грузия* | 36,1 | 11,8 | 0,9 |
Азербайджан | 49 | 30,4 | 0,5 |
Литва | 68,9 | 61,8 | 9,6 |
Молдова | 16 | 15,3 | – |
Латвия | 39 | 15 | 0,9 |
Кыргызстан | 3,2 | – | – |
Таджикистан | 3,8 | 1 | – |
Армения | 33,3 | 31,6 | 3,2 |
Туркмения | 150,8 | 146 | – |
Эстония | 19,6 | – | – |
ИТОГО: | 10079,7 | 3042,8 | 508,7 |
Примечание. * данные на 1 декабря 1991 г.
Источник: Пономарев Ю.В. помощнику Первого зампреда Правительства РФ Богданову В.Б. Материалы по внешнему долгу по состоянию на 1 января 1992 года. 15 мая 1992 г. Из личного архива Е.Т. Гайдара.
§ 4. Цивилизованный развод
Крах СССР не означал, что на его место приходит упорядоченная система отношений между бывшими республиками. Границы объявивших себя независимыми государствами не точны, исторически спорны, что несет потенциальную угрозу конфликтов, крови. Неопределенность в вопросе о границах – важнейшее препятствие на пути формирования стабильной демократии после краха авторитарной империи[68].
Новые государства сталкиваются со сложными проблемами в отношениях с органами власти субфедеративного уровня. Они особенно остры там, где речь идет о национальных автономных образованиях. Какие нормативные акты будут исполняться на их территории, никто не знает. Власти не способны обеспечить хотя бы минимальный уровень общественного порядка. Осенью 1991 г. речь шла уже не о возможности сохранения единого государства, а о том, как выйти из политического и экономического хаоса, и при этом избежать масштабных гражданских войн[69]. Если учесть размеры советского ядерного потенциала, разбросанного теперь по четырем государствам (России, Украине, Белоруссии, Казахстане), судьба цивилизации была под угрозой.
В XX в. до Советского Союза рухнули три территориально интегрированные империи:
Если бы в 1989 г. информированных аналитиков спросили, распад какой из двух многонациональных социалистических стран в большей степени чреват риском гражданской войны: Югославии, подошедшей ближе, чем любая другая страна Восточной Европы к вступлению в Евросоюз, имевшей относительно либеральную по социалистическим меркам политическую систему, сформировавшей открытую рыночную экономику, или Советского Союза, подавляющее большинство ответили бы, что это будет СССР. История распорядилась иначе.
Левым интеллектуалам, прожившим жизнь в стабильных, демократических обществах, трудно понять динамику процессов, происходящих на фоне кризиса и краха авторитарного режима. Их своеобразное видение картины мира иллюстрируют строки из популярной, в силу своей антиамериканской направленности, книги Э. Тодда «После империи». На протяжении трех страниц он упоминает о жестокой и бестолковой либерализации экономики России в
Почему же гражданская война началась в Югославии, а не на территории бывшего СССР? На этот вопрос точного ответа не знает никто. Это относится и к участникам процесса принятия ключевых решений. Можно лишь выдвигать различные гипотезы. Выскажу свою. Сказались субъективные факторы, различия в личных приоритетах Б. Ельцина и С. Милошевича, в их политической биографии. Для Милошевича, лидера сербских коммунистов, в условиях краха прежней идеологии ставка на радикальный сербский национализм была предпосылкой сохранения власти. Б. Ельцин, с точки зрения общественного мнения, бывший «падшим ангелом», пострадавшим за народ, мог сделать ставку на противостояние утратившему популярность и поддержку коммунистическому режиму.
Полагаю, что свою роль сыграл и факт наличия в бывшем СССР арсенала ядерного оружия. На Украине к концу 1991 г. была сосредоточена почти каждая пятая боеголовка наземного компонента средств стратегической триады. Общее число стратегических боезарядов там значительно превышало их численность в Англии и Франции вместе взятых.
Данные о распределении состава ядерных боеприпасов на территории бывшего Советского Союза не являются абсолютно надежными. Это еще одно свидетельство того, в сколь опасной ситуации страна находилась в конце 1991 г. Информированные исследователи, занимающиеся историей ядерного наследия СССР, приводят следующие не полностью, правда, совпадающие данные (см. табл. 8.6, 8.7).
Таблица 8.6. Размещение боезарядов советских СНВ по республикам
Республика | Виды СНВ | Количество | |
---|---|---|---|
носителей | боезарядов | ||
РСФСР | МБР | 1064 | 4278 | ПЛАРБ/БРПЛ | 62 / 940 | 2804 | ТБ | 101 | 367 |
Украина | МБР | 176 | 1240 | ТБ | 21 | 168 |
Казахстан | МБР | 104 | 1040 | ТБ | 40 | 320 |
Белоруссия | МБР | 54 | 54 |
Примечание. СНВ – стратегическое наступательное вооружение; МБР – межконтинентальные баллистические ракеты; ТБ – тяжелые бомбардировщики; БРПЛ – баллистические ракеты подводных лодок; ПЛАРБ – атомная подводная лодка с баллистическими ракетами.
Источник: Пикаев А., Савельев А. Ядерная мощь СССР: на земле, на море и в воздухе // Независимая газета. 1991. № 137. 2 ноября.
Таблица 8.7. Распределение стратегического ядерного оружия на территории СНГ, 1992 г.
Государство | Тип стратегического ядерного оружия | Всего | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
МБР наземного базирования | БРПЛ | СТБ | ||||||
Носители, шт./доля в % | Заряды, шт./ доля в % | Носители, шт./ доля в % | Заряды, шт./ доля в % | Носители, шт./ доля в % | Заряды, шт./ доля в % | Носители, шт./ доля в % | Заряды, шт./ доля в % | |
Россия | 1037 / 73 | 3919 / 62 | 914 / 100 | 3626 / 100 | 27 / 26 | 234 / 24 | 1978 / 81 | 7719 / 71 |
Украина | 176 / 13 | 1240 / 19 | – | – | 44 / 36 | 420 / 43 | 220 / 9 | 1660 / 16 |
Казахстан | 104 / 8 | 1040 / 17 | – | – | 40 / 38 | 320 / 33 | 144 / 6 | 1360 / 12 |
Белоруссия | 81 / 6 | 81 / 2 | – | – | – | – | 81 / 4 | 81 / 1 |
Итого | 1398 / 100 | 6280 / 100 | 914 / 100 | 3626 / 100 | 111 / 100 | 974 / 100 | 2423 / 100 | 10820 / 100 |
Источник: Составлена по данным: Первов М.А. Ракетное оружие ракетных войск стратегического назначения. М.: Виоланта, 1999. С. 213; Стратегическое ядерное вооружение России. М.: ИздАТ, 1998. С. 12.
Наиболее серьезными были не проблемы связанные со стратегическим ядерным вооружением. Оно эффективно контролировалось из Москвы. По оценкам советских военных экспертов, которых запрашивало российское правительство, для овладения новыми независимыми государствами возможностями его применения потребовалось бы немало лет. Сложнее была ситуация с тактическими ядерными зарядами. Решение о применении некоторых из них технически могли принимать командующие округами[71]. Если говорить точнее, они имели возможность применять по своему решению ядерные снаряды и мины. Использование тактических ракет технически контролировалось Москвой[72]. Но и это в условиях краха территориально интегрированной империи было угрозой цивилизации. Что означают риски вооруженного конфликта между ядерными постсоветскими государствами, участники процесса принятия решений понимали.
Угроза того, что развитие событий на постсоветском пространстве пойдет по югославскому сценарию, была реальной. 26 августа 1991 г.
Российское руководство осенью 1991 г. не обсуждало планов применения ядерных средств против других республик в случае возникновения территориальных споров. Однако важны ведь не только реальные факты, но и то, как происходящее воспринимается. Из статьи в «Независимой газете» от 24 октября 1991 г.: «…Даже такая демократическая газета (я считал раньше), как „Московские новости“ …на первой полосе опубликовала информацию из кулуаров российского руководства, что возможен превентивный ядерный удар по Украине. Когда мы с Иваном Плющом были в Москве, я спросил об этом Горбачева и Ельцина. Горбачев ответил: „Знаешь, Костя, меньше читай газеты, и тебе будет легче“. А Ельцин сказал, что он обсуждал эту возможность с военными и для нее нет технических возможностей. Ни одни, ни другой ответы не может удовлетворить ни меня, ни жителей Украины»[74].
Власти США, в 1991 г. смутно представлявшие, что происходит в противостоящей им на протяжении десятилетий империи, в одном отношении оказались прозорливыми. Они трезво оценили угрозы, связанные с неконтролируемым использованием тактического ядерного оружия на территории агонизирующей сверхдержавы. Осенью 1991 г. в предложениях Дж. Буша эта проблема занимает ключевое место. Американская администрация выступила с планом уничтожения всех видов наземных и морских тактических ядерных вооружений. Будучи реализованным, он позволял резко сократить размеры ядерного наследства СССР, на которое могли претендовать республики. Как это часто бывает в истории, даже сильное и новаторское предложение отстало от реального развития событий. Советский Союз уже не имел возможности реализовать подобного рода проекты.
Во внутренней переписке союзного и российского правительства конца 1991 г. проблема вывода ядерного оружия, в первую очередь тактического, из других республик занимала важное место. В качестве ключевых проблем рассматривались те, которые были связаны с наличием мощностей по складированию тактического ядерного оружия, вывозимого из других республик. После его эвакуации из Прибалтики и Закавказья они были перегружены. Обсуждались риски, связанные с тем, что при слабости центральной власти возможно сопротивление организованных групп населения его эвакуации. Именно поэтому был предусмотрен вывод ядерных боеприпасов под предлогом выполнения подписанных договоров о разоружении[75].
Ядерное оружие, задававшее границы возможных действий во время холодной войны, оказалось сдерживающим фактором и во время распада СССР. Руководство государств, обретающих независимость на постсоветском пространстве, оказалось достаточно зрелым, чтобы понять: когда речь заходит о границах, как бы ни были они условны и несправедливы, речь идет о войне. Договоренности, достигнутые в Белоруссии 8 декабря и подтвержденные 21 декабря в
Тактическое ядерное оружие, стоявшее на вооружении украинских ВС, было выведено в Россию к 6 мая 1992 г. Стратегическое вооружение Украина готова была передать России после получения компенсаций и гарантии безопасности со стороны США и России. Соответствующее соглашение было подписано 14 января 1994 г. в Москве. 3 февраля парламент Украины его ратифицировал. Вывод ядерного оружия из Украины в Россию и уничтожение пусковых шахт были завершены к 1 июня 1996 г.
Парламент Казахстана 2 июля 1992 г. принял решение о ратификации Договора
В Республике Беларусь вывод ядерных вооружений был начат в 1992 г. и к концу года в Россию была переправлена подавляющая часть ядерных вооружений. 4 февраля 1993 г. Верховный Совет Беларуси ратифицировал Договор
25 декабря 1991 г., после отречения М. Горбачева, независимость бывших республик Советского Союза становится не только политическим, но и юридическим фактом[79]. Это дает шанс на преодоление нарастающего хаоса, но не более. Проблемы, стоявшие перед Советским Союзом в начале осени 1991 г., – неуправляемые вооруженные силы[80], неспособность властей обеспечить общественный порядок, отсутствие валютных резервов, необустроенность и спорность границ, паралич системы
Как человек, знающий о происходившем не только из книг и архивных документов, могу сказать что, урок, который можно вынести из опыта последних лет существования СССР, заключается в том, что вырабатывая политические решения важно понимать, что казалось бы прочные – но не гибкие
В английской песенке есть такие известные строки (в переводе С. Маршака): «Не было гвоздя – подкова упала. Подкова упала – лошадь захромала. Лошадь захромала – командир убит. Конница разбита – армия бежит! Враг вступает в город, пленных не щадя. Оттого что в кузнеце не было гвоздя». Повод к началу тяжелого экономического кризиса, спровоцировавший крах мировой сверхдержавы, – падение мировых цен на нефть в середине
И. Сталин, выбрав модель индустриализации, противоположную бухаринской, заложил фундамент
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВВО «Продинторг» – Всесоюзное внешнеторговое объединение
ВВО «Экспортхлеб» – Всесоюзное внешнеторговое объединение
ВНИИКТЭП – Всесоюзный институт комплексных
ВЦИОМ – Всесоюзный центр изучения общественного мнения по
ГА РФ – Государственный архив Российской Федерации
ИМЭМО – Институт мировой экономики и международных отношений
ЛПХ – Личное подсобное хозяйство
МВЭС – Министерство внешних экономических связей
ОПЕК – Организация стран – экспортеров нефти
ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития
РАГС – Российская академия государственной службы
РГАНИ – Российский государственный архив новейшей истории
РГАЭ – Российский государственный архив экономики
САНУ – Сербская академия наук и искусств
СЭВ – Совет экономической взаимопомощи
FAOSTAT – Статистическая служба FAO (Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству)
EIA – Управление энергетической информации США
IMF – Международный валютный фонд
IFS – Международная финансовая статистика
NBER – Национальное бюро экономических исследований США
OECD – см. ОЭСР
OPEC – см. ОПЕК
RAND – сокращение от Rand Corporation (некоммерческая исследовательская организация)
UN/DESA – UN Department of Economic and Social Affairs – Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН
WIDER – World Institute for Development Economics Research – Институт развития мировой экономики
USDA – Министерство сельского хозяйства США
WB WDI. World Bank – World Development Indicators – Показатели мирового развития, Всемирный банк
[1] Крючков В. Личное чело. М.: Олимп АСТ, 1996. Ч. 2. С. 184–200.
[2] Барсенков А.С., Шадрин
[3] Шахназаров Г. С вождями и без них. М.: Вагриус, 2001. С. 440.
[4] 25 февраля 1917 г. в Петрограде число участников забастовок достигло 200 тыс. человек. В девять вечера этого же дня
[5] Соколов М. Слава Богу, перестройка кончилась // Коммерсантъ. 1991. № 34. 26 августа.
[6] Горбачев М.С. О безотлагательных мерах по увеличению производства товаров и услуг для населения // Известия. 1991. 5 августа.
[7] Геращенко
[8] Записка Первого заместителя
[9] Г. Явлинский и М. Задорнов так оценивали валютное положение СССР в мае 1991 г.: «В начале 1990 года у СССР еще были валютные резервы – около 15 млрд. долларов, хранились в иностранных банках. К концу года их благополучно „проели“. И, напротив, с ноября прошлого года сумма неплатежей иностранным партнерам за уже поставленные товары колеблется в пределах 3–5 млрд. долларов». См.: Явлинский Г., Задорнов М. Плюс «Большая семерка»: программа организованного возвращения в большую экономику // Известия. 1991. 20 мая.
[10] Проект постановления Верховного Совета СССР «О главных направлениях единой государственной
[11] Геращенко
[12] Записка, подготовленная Отделом
[13] Лацис О. Когда начался кризис. О чем говорит справка КГБ СССР, написанная в сентябре 1991 года // Известия. 1993. № 70. 15 апреля.
[14] А. Илларионов оценивает совокупный дефицит российского бюджета, часть союзного бюджета, приходящегося на территорию России в 1991 г., в 31,9% ВВП. Среднемесячные темпы роста денежной массы в мае–декабре 1991 г. возросли до 8,1%, а отношение М2 к ВВП за 8 месяцев увеличилось до рекордного уровня 76,5%. В мае–декабре 1991 г. прирост денежной массы М2 составил 60,7% российского ВВП за соответствующий период. См.: Илларионов А. Попытки проведения политики финансовой стабилизации в СССР и в России. 1995 г. www.budgetrf.ru По расчетам С. Алексашенко размеры бюджетного дефицита по международной методологии в 1991 г. оценивались приблизительно в 34% ВВП. См.: Alexashenko S. The Collapse of the Soviet Fiscal System: What Should Be Done? // Review of Economies in Transition. 1992. Vol. 4. P. 39, 40. Мировой банк дает оценку доли бюджетного дефицита ВВП в России (с учетом вынужденных сбережений) за 1991 г. в размере 30,9%. См.: Russian Economic Reform. Crossing the Threshold of Sructural Change. World Bank, 1992.
[15] Медведев В. В команде Горбачева. Взгляд изнутри. М.: Былина, 1994. С. 195.
[16] Из воспоминаний Председателя КГБ СССР В. Крючкова: «Павлов подробно рассказал о положении в экономике, глубоком кризисе, в который страна уже вползла, который нас в ближайшее время в еще больших масштабах ожидает. Он подчеркнул, что на кредиты рассчитывать не приходится, нам их просто не дают, потому что мы больше неплатежеспособны. Советский Союз не имеет даже средств рассчитываться по процентам за ранее полученные кредиты». См.: Крючков В. Личное дело. Ч. 2. С. 151. О гипертоническом кризе премьера, связанном со злоупотреблением алкоголем см.: Там же. С. 182.
[17] На голосование был вынесен вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой в полной мере будут гарантированы права и свободы человека любой национальности?». 76,4% принявших участие в голосовании, ответили: «Да». В шести союзных республиках, официально референдум не проводился.
[18] Соколов М. Референдум: бросьте, ничего страшного… // Коммерсантъ. 1991. № 9. 4 марта.
[19] Из мемуаров помощника Президента СССР М. Горбачева Черняева: «ВС Украины заявил о подчинении себе всех вооруженных сил на ее территории и переходе в собственность всего их имущества – безумие
[20] М. Горбачев осенью 1991 г., пытаясь привести аргументы в пользу необходимости сохранения Союза, говорит лидерам республик вполне резонные вещи: «Границ внутри государства нет, у нас административные границы. Никому в голову не приходило
[21] Соколов М. Союз развалился республик свободных… // Коммерсантъ. 1991. № 36. 9 сентября.
[22] О позиции Л. Кравчука во время первых дней переворота см.: Kuzio T., Wilson A. Ukraine: Perestroika to Independence. New York: St. Martin’s Press, 1994. P. 171–172.
[23] Союз можно было сохранить. Белая книга. Документы и факты о политике
[24] Об экономической политике бывших союзных республик. 1991 г. Рабочие материалы правительства из личного архива
[25] Абалкин Л.И. К цели через кризис. Спустя год… М.: Луч, 1992. С. 176.
[26] Шахназаров Г. С вождями и без них. М.: Вагриус, 2001. С. 482.
[27] Письмо Геращенко В.В. (Председатель Госбанка СССР) Президенту СССР Горбачеву М.С. 9 августа 1991 г. Архив
[28] VI съезд народных депутатов Российской Федерации.
[29] Раевский В.А. (Зам. министра финансов СССР), Грибов В.Г. (Зам. министра экономики и прогнозирования СССР) в Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР. О мерах по преодолению инфляции и стабилизации денежного обращения (
[30] Раевский В.А. (Зам. министра финансов СССР), Грибов В.Г. (Зам. министра экономики и прогнозирования СССР) в Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР. О чрезвычайном Союзном бюджете и внебюджетных фондах на IV квартал 1991 года. 23 октября 1991 г. См.: ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 41. Л. 49, 62.
[31] Синельников
[32] Из письма Геращенко В.В. (Председатель Госбанка СССР) в Государственный Совет СССР. О денежном обращении в 1991 году. 24 октября 1991 г. РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 32. Д. 4006. Л. 65–68.
[33] Шпилько С.П., Хахулина Л.А., Куприянова З.В., Бодрова В.В., Зубова Л.Г., Ковалева Н.П., Красильникова М.Д., Авдеенко
[34] Орлов А. (Председатель Контрольной палаты СССР) в Межгосударственный экономический комитет тов. Силаеву
[35] Геращенко В.В. (Председатель Госбанка СССР) Московский Ю.С. (Председатель Правления Внешэкономбанка СССР) Силаеву И.С. (Руководитель Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР). Срочное донесение: Об использовании кредита, предоставленного Рияд Банком (Саудовская Аравия). 25 октября 1991 г. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 47. Л. 7.
[36] Полетаев Ю.В. (Зам. Председателя правления Внешэкономбанка СССР) Руководителю Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР тов. Силаеву И.С. О финансировании закупок зерна в США под гарантию Минсельхоза США. 11 сентября 1991 г. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 1436. Л. 12.
[37] Абалкин Л.И. К цели через кризис. Спустя год… М.: Луч, 1992. С. 135, 157, 162–164.
[38] Силаев И. Президенту СССР Горбачеву
[39] Орлов А. (Председатель Контрольной палаты) Председателю Межреспубликанского экономического комитета тов. Силаеву И.С. О состоянии союзного бюджета и мерах по законодательному оформлению финансирования расходов, сокращению дефицита в IV квартале 1991 года и принципах формирования федерального бюджета на 1992 год. 1 октября 1991 г. См.: ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 41. Л. 35, 37, 38.
[40] Силаев И. Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР. «О состоянии денежного обращения». Октябрь 1991 г. См.: ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 41. Л. 40.
[41] Куликов В.Н. (Первый Зампред Госбанка СССР) в Межреспубликанский Экономический Комитет тов. Силаеву И.С. О состоянии денежного обращения (Поручение Комитета по оперативному управлению народным хозяйством
[42] Из письма Силаева
[43] Из письма Раевского В.А. (Заместитель министра финансов) в Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР. В дополнение к письму Министерства финансов СССР от 3 октября 1991 г. № 01–01/121–1. 8 октября 1991 г. См.: ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 36. Л. 119.
[44] Явлинский Г. Рельсы кончаются, медлить нельзя // Труд. 1991. 27 ноября.
[45] Геращенко В.В. в Межгосударственный Экономический Комитет. О расходах по союзному бюджету. 2 февраля 1991 г. См.: РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 32. Д. 4006. Л. 99.
[46] Геращенко В.В. в Совет Глав Правительств Государств – Членов Экономического Сообщества. О денежном обращении. 9 декабря 1991 г. См.: РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 32. Д. 4006. Л. 103–104.
[47] Геращенко
[48] Черняев А.С. 1991 год: Дневник помощника Президента СССР. С. 280.
[49] Шпилько С.П., Хахулина Л.А., Куприянова З.В., Бодрова В.В., Зубова Л.Г., Ковалева Н.П., Красильникова М.Д., Авдеенко
[50] Мангазеев В.А. (Министерство внешних экономических связей СССР) Председателю Совета Министров РСФСР, Председателю Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР тов. Силаеву И.С. О Финансовом обеспечении поставок закупленного импортного зерна. 29 августа 1991 г. ГА РФ. Ф. 5446. Оп.163. Д. 1436. Л. 4.
[51] Braithwaite R. Across the Moscow River. The World Turned Upside Down. New Haven; London: Yale University Press, 2002. P. 249.
[52] Геращенко
[53] Бутин А.А. (и.о. финансового директора Моснарбанка). Справка для переговоров с Банком Англии по вопросу о сохранении Московского Народного Банка в Лондоне (Моснарбанк). 23 января 1992 г. Материалы из личного архива Гайдара Е.Т.
[54] Руководители коммерческих банков Президенту РСФСР Ельцину Б.Н. О коммерческих банках России за рубежом. 19 декабря 1991 г. См.: РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 32. Д. 4006. Л. 110–112.
[55] Черняев А.С. 1991 г.: Дневник помощника Президента СССР. М.С. 260.
[56] Явлинский Г. Периферийный капитализм. Лекции об экономической системе России на рубеже
[57] Носко А.П. (зам. Председателя правления Внешэкономбанка СССР) в Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР. Об исчерпании ликвидных валютных ресурсов. 26 ноября 1991 г. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 1504. Л. 11, 12.
[58] Дурасов В.А. (Зам. министра экономики и прогнозирования СССР) зам. руководителя Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР тов. Лужкову
[59] РГАЭ. Ф. 692. Оп. 1. Д. 5. Л. 32.
[60] Акулинин В.И. (Первый зам. Председателя Комитета СССР по закупкам продовольственных ресурсов) тов. Силаеву И.С. в Комитет по оперативному управлению народным хозяйством страны. О закупках зерна на свободно конвертируемую валюту. 28 августа 1991 г. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 1438. Л. 57.
[61] Акулинин В.И. (Первый зам. Председателя Комитета СССР по закупкам продовольственных ресурсов) руководителю Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР тов. Силаеву
[62] Постановление Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР от 31 августа 1991 г. № 4 «О неотложных мерах по обеспечению населения продовольствием».
[63] Турбин В.Б. (Зам. министра МВД) т. Силаеву И.О. (Председателю Межгосударственного экономического комитета). Об обеспечении населения хлебом и другими продовольственными товарами первой необходимости. 8 ноября 1991 г. См.: ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 562. Л. 141.
[64] Рабочая группа Госсовета. О взаимоотношениях России с другими республиками. К заседанию Госсовета при Президенте РСФСР. «Архангельское». 24 октября 1991 г. Материал из личного архива
[65] Шпилько С.П., Хахулина Л.А., Куприянова З.В., Бодрова В.В., Зубова Л.Г., Ковалева Н.П., Красильникова М.Д., Авдеенко
[66] Постановление Правительства РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 57 «О чрезвычайной ситуации по обеспечению РСФСР хлебопродуктами».
[67] Распоряжение Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. №
[68] Rustow
[69] В записке, подготовленной в октябре 1991 г. о сложившемся положении в стране, названной «Стратегия России в переходный период», образцом для подражания, которым следует руководствоваться российским властям, была признана политика Великобритании 1940 – начала
[70] Тодд Э. После империи. Pax Americana – начало конца. М.: Международные отношения, 2004. С. 173–176.
[71] О возможности применения тактического и
[72] Об отсутствии эффективного контроля Москвы за отдельными компонентами тактического ядерного оружия, особенно их более старыми модификациями см. также: Ежегодник СИПРИ. 2002. М.: Наука, 2002. С. 572.
[73] Соколов М. Судьба Союза: «N+0» или «9–9» // Коммерсантъ. 1991. № 35. 2 сентября.
[74] Портников В. Ельцин обсуждал с военными возможность ядерного удара по Украине… // Независимая газета. 1991. 24 октября.
[75] Записка о ближайших действиях России в области военного строительства, разоружения и космоса; Вывод ядерных вооружений из бывших союзных республик. 1991 г. Материалы личного архива Гайдара Е.Т.
[76] Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия. См.: Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014–1 «О ратификации соглашения о создании Содружества независимых государств». О выводе тактического ядерного оружия к 1 июля 1992 г. на центральные предзаводские базы для его разукомплектования под совместным контролем см.: Давыдов
[77] Природа и закономерности международных отношений. Современные международные отношения / Под ред.
[78] 8 августа 1996 г. Лукашенко обратился в парламент с предложением провести референдум о внесении изменений в Конституцию. Конституционный суд признал, что референдум по столь серьезным вопросам не может носить обязательный характер – только консультативный. Власти Белоруссии делают вид, что не знают о решении высшего суда страны. 15 ноября глава государства отстраняет от должности руководителя Центризбиркома Виктора Гончара. Председатель правительства России Виктор Черномырдин, председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев и председатель Совета Федерации Егор Строев, летевшие по своим делам в другом от Белоруссии направлении, неожиданно изменили маршрут и приземлились в ночь с 21 на 22 ноября 1996 г. в столице Белоруссии. Российские власти делают явный сигнал белорусской элите и обществу, что оппозицию режиму А. Лукашенко не поддержат. На торжества, которые состоялись 27 ноября 1996 г. (после референдума) по случаю вывода с территории Беларуси последней стратегической российской ракеты, Александр Лукашенко не поехал. См.: Шеремет П., Калинкина С. Случайный президент. СПб.: Лимбус Пресс, 2004.
[79] 25 декабря 1991 г. М. Горбачев подписал Указ о сложении с себя полномочий Президента СССР. В 19 часов 38 минут по московскому времени над Кремлем был спущен красный флаг СССР и поднят трехцветный флаг России.
[80] В январе 1992 г. опрос участников всеармейского офицерского собрания показал, что 73% офицеров считают очевидным что в вопросах, касающихся будущего Вооруженных Сил, решающее слово должно быть за военными. О неконтролируемой ситуации в Вооруженных Силах СССР, потере союзным руководством контроля над войсками после августа 1991 г. см.: Россия сегодня. Политический портрет в документах / Отв. ред.
[81] Позиция автора этих строк, его единомышленников – ведущих специалистов Института экономики переходного периода – по ключевым вопросам постсоциалистического перехода в России наиболее подробно изложена в следующих работах: Гайдар