Гайдар Е.Т. Политическая дезинтеграция: экономические последствия
Уже в первом полугодии 1991 г., еще до августовского путча, Россия получила из других республик лишь 22% запланированных поставок сахара, 30% чая, 19% крупы, 22% мыла. Все республики, кроме России, ввели таможни на своих границах, чтобы ограничить вывоз товаров соседям, в частности в Россию. Таможни работали в одну сторону – вывозить товары в Россию было нельзя, ввозить оттуда можно. В начале 1991 г. Украина и Эстония разместили за рубежом (в Канаде и Швеции) заказы на печатание собственных денег. В качестве подготовительной меры, Украина намечала в ноябре 1991 г. ввести в обращение купоны как временную валюту[1].
Бывший Заместитель Председателя Правительства СССР Л. Абалкин пишет: «В начале октября (1991 г. – Е.Г.), находясь в США, я встретился с господином Гринспеном – руководителем Федеральной резервной системы США, одним из опытнейших финансовых специалистов современности. Мы знакомы давно, хорошо понимаем друг друга и практически говорили на одном языке. Он спросил меня: „Понимаете ли вы, что остается всего несколько недель для того, чтобы предупредить финансовый крах?“. Я ответил, что, по нашим оценкам, этот срок измеряется двумя месяцами. Собственно говоря, различался только способ выражения мысли: несколько недель или два месяца – это практически одно и то же»[2]. Из записей Г. Шахназарова о заседании государственного совета 16 октября 1991 г.: «На заседании Госсовета об экономическом союзе докладывает Григорий Явлинский. Называет цифры: спад производства в 1991 году на 15 процентов, в 1992 году ожидается 23–25 процентов. […] Остановка производства и рост цен в 2–3 раза создадут тупиковую ситуацию»[3].
И без того скромные возможности союзных органов власти контролировать налоговые поступления, с начала осени 1991 г. сводятся к нулю. Союзное правительство получает от некоторых союзных республик небольшие суммы денег. Но речь уже идет не о налогах, а о дарах. К тому же их размеры несовместимы с потребностями союзного бюджета. Финансирование государственных расходов почти полностью обеспечивается за счет кредитов Госбанка.
В денежном хозяйстве союзные органы власти также утрачивают монополию, не контролируют создание безналичных денег центральными банками республик, являются лишь одним из конкурентов в наращивании денежного предложения. Из письма Председателя Правления Госбанка СССР В. Геращенко Президенту СССР М. Горбачеву от 9 августа 1991 г.: «В условиях использования общей валюты невозможно сдержать разрушительные действия тех республик, которые воспользуются своим правом осуществлять автономную
Автору этих строк сложившаяся осенью 1991 г. ситуация представлялась следующим образом: «К тому времени, когда V съезд, дав президенту дополнительные полномочия, открыл дорогу к углублению экономических реформ, шесть лет колебаний, нерешительности, компромиссов уже породили настоящий
Архивные материалы, с которыми я потом имел возможность ознакомиться, показывают – оценка сложившегося в это время в России положения, была верной. Приведу некоторые выдержки из документов. «По условиям учета запасы товаров определяются наличием их в торговле на начало дня. Учитывая, что большая часть товаров немедленно распродается, практически можно считать, что рубль не имеет на сегодня товарного обеспечения. […]
«На ситуацию с исполнением Союзного бюджета повлияло также ухудшение общеэкономической конъюнктуры и особенно снижение поступлений от внешнеэкономической деятельности, которые составляют существенную часть доходов Союзного бюджета. Только за 9 месяцев т. г. за счет снижения объемов и изменения цен на мировом рынке недополучено налога на экспорт – 15,1 млрд. руб., доходов от импорта – 9,2 млрд. рублей. По кредитным и прочим операциям недополучено 14,8 млрд. рублей. Всего за 9 месяцев т. г. в Союзный бюджет поступило 80,2 млрд. рублей доходов, или на 96,9 млрд. рублей меньше сумм, предусмотренных к поступлению по уточненному бюджету на этот период. Совокупный дефицит финансовых ресурсов по союзному бюджету и общесоюзному фонду стабилизации экономики на 1991 год оценивается в 204,6 млрд. рублей, в том числе за IV квартал т. г. 90,4 млрд. рублей»[7].
Дефицит государственного бюджета СССР в 1991 г. с учетом фонда стабилизации экономики составил 156 млрд. руб. Дефицит консолидированного бюджета государств, входивших в состав СССР в 1991 г., составил 197 млрд. руб. с учетом дефицита фонда стабилизации и 296 млрд. руб. с учетом расходов по субсидированию цен на сельскохозяйственную продукцию, произведенных за счет кредита Центрального банка[8].
Бюджетный кризис приводит к дальнейшему расстройству денежного обращения. Руководству Госбанка СССР сложившаяся ситуация представляется катастрофической. Из письма председателя Госбанка СССР В. Геращенко в Государственный совет СССР (октябрь 1991 г.): «Происходит неудержимый рост денежных доходов населения, которые за 9 месяцев 1991 г. возросли по сравнению с соответствующим периодом 1990 г. на 63%… В III квартале 1991 г. практически – в два раза. В октябре этот процесс продолжается. За первую половину октября 1991 г. прирост доходов против соответствующего периода 1990 г. оценивается в 2,2 раза… Потребительский рынок характеризуется дефицитностью практически по всем видам товаров, растет неудовлетворенный спрос на товары и услуги, усиливается спекуляция… Усилия Госбанка CСCP по регулированию массы денег в обращении не дают необходимых результатов, так как банковская система по существу разобщена, национальные банки республик в ряде случаев не выполняют указания Госбанка СССР и проводят свою политику, противоречащую интересам стабильности общей денежной единицы»[9].
Развитие событий в области денежных отношений, номинальных доходов населения и потребительского рынка иллюстрируют данные таблиц 8.1 и 8.2.
Таблица 8.1. Соотношение денежных накоплений населения с наличием товарных запасов в торговле и промышленности (на конец года)
1970 г. | 1980 г. | 1985 г. | 1990 г. | На 1 сент. 1991 г. | |
---|---|---|---|---|---|
Денежные средства населения (вклады, наличные деньги, млрд руб. | 73 | 228 | 320 | 568 | 854 |
Денежные средства населения, % ВВП | 19,3 | 36,8 | 41,2 | 55,4 | 69,5 |
Товарные запасы на 1 рубль денежных средств населения (руб.) | 0,62 | 0,29 | 0,3 | 0,13 | 0,14 |
Источник: ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 41. Л. 28. Расчеты по доле в ВВП по данным для 1970–1989 г. – Синельников С.Г. Бюджетный кризис в России. М.: Евразия, 1995; для 1990–1991 гг. – реконструкция ВВП по данным Статкомитета СНГ.
Население страны хорошо понимает критичность сложившейся ситуации. ВЦИОМ – руководству СССР: «…Потребительское поведение всех, без исключения слоев, населения характеризуются: ажиотажным характером спроса, бегством от денег, созданием товарных запасов (продовольствия, предметов одежды домашнего обихода,
Таблица 8.2. Прирост доходов населения, 1985–1991 гг.
Год | Прирост доходов населения, млрд руб. | Прирост доходов населения к уровню доходов предшествующего года, % |
---|---|---|
1985 | 14 | |
1986 | 15,1 | 3,5 |
1987 | 17,3 | 3,8 |
1988 | 41,5 | 8,4 |
1989 | 64,5 | 11,6 |
1990 | 94 | 14,4 |
1991 (оценка) | 570–590 | 517 |
Источник: ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 41. Л. 29, расчеты по данным из статистических сборников «Народное хозяйство СССР» за разные годы. М.: Финансы и статистика.
Стабилизация денежного обращения невозможна без радикального сокращения бюджетного дефицита, нормализации ситуации, сложившейся в области государственных финансов. Однако кризис в этой сфере продолжает углубляться. Из письма председателя Контрольной палаты СССР А. Орлова – председателю Межгосударственного экономического комитета СССР И. Силаеву (ноябрь 1991 г.): «Бюджетный дефицит и государственный долг за 9 месяцев 1991 г. многократно превысили показатели, утвержденные Верховным Советом СССР на конец 1991 года. Предельный уровень дефицита союзного бюджета на 1991 год был утвержден в сумме 26,7 млрд. рублей. Фактически дефицит союзного бюджета по отчетности Минфина СССР на момент проверки по состоянию на 1 октября 1991 г. составил 84,5 млрд. рублей превысив законодательно установленный уровень в 3,2 раза. Предельный уровень государственного внутреннего долга на 1 января 1992 г. был утвержден в сумме 567,6 млрд. рублей. Фактически внутренний государственный долг увеличился с 566,1 млрд. рублей по состоянию на 1 января 1991 г. до 890 млрд. рублей […] на 1 октября 1991 г. По оценкам, государственный долг к концу года превысит 1 трлн. рублей. […] Принятие Верховным Советом СССР (прежнего состава) по представлению исполнительном власти страны нереального, прежде всего в отношении доходной части, союзного бюджета на 1991 год явилось главной предпосылкой кризиса
В. Геращенко и Ю. Московский докладывают И. Силаеву о получении телеграммы из Рияд Банка, в которой сообщается, что обстановка в СССР вынуждает его отложить предоставление второй и третьей очереди кредита (всего – 500 млн долл. США) на неопределенный срок[12].
Масштабы озабоченности международного сообщества финансовым положением СССР иллюстрирует письмо заместителя Председателя Правления Внешэкономбанка СССР Ю. Полетаева руководителю Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР И. Силаеву: «В связи с решением Президента США в конце августа с. г. об ускорении предоставления СССР гарантий в рамках программы Министерства сельского хозяйства США докладываем, что Внешэкономбанк СССР через свое представительство в
Осенью 1991 г. директор Института экономики АН СССР Л. Абалкин пишет: «У меня есть записка, подготовленная сотрудником института О. Роговой; из нее вытекает, что нам дается срока два месяца, после чего наступит развал экономики, коллапс. Это же подтверждают и другие расчеты. Можно спорить, насколько правилен этот прогноз в деталях. […] В течение всего 1991 г. месяц за месяцем, квартал за кварталом спад нарастал. Анализ данных напоминает наклонную плоскость, все более круто обозначающую этот спад. […] В течение 1991 г. такие оценки делались мною в январе, апреле, сентябре и, наконец, в ноябре. И каждый раз, анализируя ход развития событий, я делал все более мрачные оценки складывающихся перспектив. Однако и это не было простым плавным ухудшением ситуации.
Критичность сложившейся к концу осени 1991 г. ситуации в экономике страны хорошо понимают и последние советские власти. Из письма И. Силаева Президенту СССР М. Горбачеву «О чрезвычайном бюджете на IV квартал 1991 года» от 19 ноября 1991 г.: «Для характеристики тяжелейшего состояния финансов и денежного обращения приведу лишь несколько цифр. Если учесть дефицит общесоюзного фонда стабилизации экономики в размере 51,3 млрд. рублей, то совокупный дефицит составит 204,6 млрд. рублей. Увеличились по сравнению с запланированными и дефициты республиканских бюджетов. Каковы основные причины роста дефицита? Главная состоит в том, что в текущем году резко сократилась доходная база союзного бюджета. За 9 месяцев против расчетов в бюджет недопоступило 97 млрд. рублей, а в расчете на год 147 млрд. рублей, то есть в бюджет поступит менее 47% от первоначально запланированной суммы. Все мы – и исполнительная, и законодательная власть, внесли свою лепту в сокращение доходов. Я имею в виду принятые решения о практической отмене налога с продаж, о снижении ставки налога на прибыль с 45 до 35%, о предоставлении значительных налоговых льгот. Эти решения принимались как в центре, так и в республиках. Недовзнос Украины составит по году 8,8 млрд. рублей. Эта республика прекратила перечисления средств союзному бюджету с июля т.г. Совершенно не рассчитываются с союзным бюджетом Грузия и государства Прибалтики… На союзный бюджет кроме того пришлось отнести и затраты единого фонда социальной поддержки населения. При подготовке проведения реформы розничных цен имелось в виду сформировать его за счет взносов республик. Однако впоследствии все республики, которые должны были перечислять средства в фонд, отказались от этой договоренности… И, наконец, в связи с ростом цен потребовалось увеличить расходы на оборону на 12 млрд. рублей. Таким образом, совокупный дефицит союзного бюджета и фонда стабилизации только за 9 месяцев составляет 114,2 млрд. рублей. Эмиссия наличных денег за 10 месяцев т. г. уже составила 82,6 млрд. рублей, в том числе по РСФСР – 53,3 млрд. рублей, Украине – 6,1, Узбекистану – 4,4, Казахстану – 5,6 млрд. рублей. За год количество наличных денег в обращении возрастет на 110–140 млрд. рублей»[15].
То, что справиться с нарастающими проблемами, связанными с развалом государственных финансов, денежного обращения, потребительского рынка без либерализации цен невозможно, союзным властям становится все более очевидно. Председатель Контрольной палаты СССР А. Орлов – Председателю Межреспубликанского экономического комитета (конец октября 1991 г.): «Основными источниками покрытия возникшего огромного дефицита союзного бюджета и внебюджетных фондов явились привлеченные заемные средства Госбанка СССР в виде запрошенных Президентом СССР и Минфином СССР кредитов (68,0 млрд. рублей) и денежной эмиссии (40 млрд. рублей), которая также носит кредитный характер. Все эти заемные кредитные средства (кроме 5 млрд. рублей) не утверждены Верховным Советом СССР, а потому ставят Президента СССР в сложную ситуацию… По нашим расчетам, его (бюджетный дефицит. – Е.Г.) можно сократить в IV квартале на 15–16% без широкой приостановки работы оборонных предприятий и паники в самой армии. Принять финансирование по факту
Беспрецедентными для российской денежной истории (после гиперинфляции
Таблица 8.3. Ожидаемое исполнение cоюзного бюджета за 1991 г.
Утвержденный план на 1991 г., млрд руб | Ожидаемое исполнение за 1991 г., млрд руб | |
---|---|---|
Всего доходов | 250,1 | 112,1 |
Всего расходов | 276,8 | 256,7 |
Дефицит | 26,7 | 144,6 |
Источник: Раевский В.А. (Зам. министра финансов СССР) в Комитет по оперативному планированию народным хозяйством СССР. Ожидаемое исполнение Союзного бюджета за 1991 год. 12 сентября 1991 г. См.: ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 41. Л. 2, 3.
Состояние союзного бюджета на 1991 г. в сентябре виделось руководству Министерства финансов СССР следующим образом (см. табл. 8.3).
И. Силаев – М. Горбачеву: «Вместе с тем, в настоящее время в ряде отраслей экономики сферы ведения Союза ССР сложилось крайне сложное положение вследствие образования большой задолженности за выполненные работы и услуги. В связи с этим признано необходимым для осуществления финансирования самых неотложных расходов решить вопрос о дополнительном выделении кредита Госбанка СССР Союзному бюджету на октябрь месяц в размере до 20 млрд. рублей, а также разрешить продлить до 31 декабря 1991 года кредит в сумме 5 млрд. рублей, предоставленный в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР от 27 мая текущего года»[19].
Заместитель министра финансов СССР В. Раевский – в Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР: «Общая потребность в привлечении кредитных ресурсов Госбанка СCCP в октябре текущего года на цели бюджетного финансирования определяется в 30 млрд. рублей»[20].
К ноябрю 1991 г. крах советских финансов и денежного обращения – свершившийся факт, широко обсуждающийся в открытой печати. Из статьи Г. Явлинского, написанной осенью 1991 г.: «Происходит лавинообразное нарастание денежной массы, которая за 9 месяцев увеличилась с 989 млрд. рублей до 1,7 трлн., а к концу года может достичь 2 трлн. Мощнейшими генератороми этого процесса являются огромный дефицит как союзного, так и национальных бюджетов, усиливающаяся кредитная экспансия и „либерализация“ доходов. Все это привело уже к полной утрате рублем всех его функций. Именно поэтому хозяйственные связи либо разваливаются, либо во все большей степени заменяются бартером, а рубль все больше вытесняется с внутреннего рынка. Курс рубля на аукционах уже упал за отметку 100 рублей за 1 доллар. […] Экспорт за 10 месяцев сократился на 31%, ограничение валютных поступлений вызвало резкое сокращение импорта (на 43%), в том числе сырья и оборудования в легкой и пищевой промышленности, а также товаров народного потребления. В конечном счете все эти проблемы сказываются на людях. Потребление материальных благ и услуг населением за 9 месяцев (то есть еще накануне запуска настоящей инфляции) сократилось на 17%, а реальные доходы семей снизились по отношению к соответствующему периоду прошлого года во всех без исключения республиках»[21].
В первых числах декабря Госбанк СССР информирует руководство союзных органов власти, что он приостановил оплату расходов и выдачу средств, финансируемых за счет союзного бюджета на всей территории страны. Это относится к выплате заработной платы, стипендий, отдельным видов пенсий и пособий, денежного довольствия военнослужащим, финансированию общесоюзных программ[22].
Административный контроль за ценами еще позволяет удерживать инфляцию в подавленной форме, цены растут, но темпами существенно меньшими, чем денежное предложение. Но финансовая база гиперинфляции уже сформирована. Из записки Председателя Госбанка СССР – в Совет глав правительств – членов экономического сообщества: «Эмиссия наличных денег за 11 месяцев т. г. составила 102,4 млрд. руб., что более чем в 4 раза превышает показатели соответствующего периода прошлого года… В результате этого на руках у населения и в организованных формах сбережений за январь–ноябрь 1991 г. дополнительно накопилось 225 млрд. руб., что на 167 млрд. руб. больше, чем за 11 месяцев1990 г. Прирост остатка наличных денег у населения за январь–ноябрь 1991 г. составил 98,6 млрд. руб. (против 24,1 млрд. руб. за соответствующий период 1990 г.)«[23].
К концу 1991 г. одной из важнейших проблем в области денежного обращения в СССР становится неспособность Гознака печатать деньги в масштабах, которые требуются для удовлетворения нужд Госбанка. В. Геращенко – М. Горбачеву (ноябрь 1991 г.): «Физический объем розничного товарооборота в январе–сентябре 1991 года сократился против соответствующего периода 1990 года на 12%, розничные цены на товары повысились в 1,7 раза. Потребительский рынок характеризуется дефицитностью практически по всем видам товаров, растет неудовлетворенность спроса на товары и услуги, усиливается спекуляция. В результате этого на руках у населения и в организованных формах сбережений на январь–октябрь 1991 года дополнительно накопилось 159,3 млрд. рублей… Прирост остатка наличных денег у населения за январь–октябрь 1991 года составил 81,5 млрд. рублей (против 20,3 млрд. рублей в соответствующий период 1990 года). Таким образом, разрыв между денежными доходами и расходами населения увеличивается с каждым месяцем… Гознак не может обеспечить выполнение повышенных заказов Госбанка СССР на изготовление банкнот, так как производственные мощности бумажных и печатных фабрик Гознака перегружены, работа на них в 1991 году практически ведется в три смены… Прирост остатка денежных средств, принадлежащих населению, ожидается в размере 250–280 млрд. рублей, что в 3,2–3,3 раза больше, чем в 1990 году. Количество наличных денег в обращении к концу 1991 года может достигнуть 270 млрд. рублей, прирост за год составит 110–140 млрд. рублей… Совокупная денежная масса оборота за 9 месяцев текущего года увеличилась с 989 млрд. рублей до 1661,2 млрд. рублей, то есть на 672,2 млрд. рублей или на 70,2%… Более половины денежной массы, находящейся в обороте, направлено на покрытие внутреннего государственного долга и расходов бюджетного характера. Государственный внутренний долг банкам составил на 1 октября текущего года 843,7 млрд. рублей и увеличился против 1 января текущего года на 325,1 млрд. рублей или на 62,7%. […] Одной из основных причин ухудшения состояния денежного обращения в 1991 году являются растущие дефициты бюджетов республик и центра, которые оцениваются в совокупности за 1991 год в размере около 300 млрд. рублей. Республики как бы соревнуются в размерах дефицитов своих бюджетов, проявляя повышенные требования на наличные деньги. Усилия Госбанка СССР по регулированию массы денег в обращении не дают необходимых результатов, так как банковская система фактически разобщена, национальные банки республик в ряде случаев не выполняют рекомендации Госбанка СССР и проводят свою политику, противоречащую интересам стабилизации общей денежной единицы»[24].
Помощник Президента СССР А. Черняев в своем дневнике: «Госбанк закрыл все платежи: армии, чиновникам, нам, грешным. Остаемся без зарплаты»[25].
В ходе опроса, проведенного ВЦИОМ в ноябре 1991 г., на вопрос: «Как вы думаете, мы переживаем сейчас самые тяжелые времена, или они позади / впереди?» 69% респондентов ответили, что они еще впереди, 21% – что мы их переживаем сейчас. ВЦИОМ осенью 1991 г. предупреждает власти о масштабах возможного социального протеста, рисках потери контроля над ситуацией в стране, о том, что царящая среди населения «латентная паника» может перерасти в настоящий социальный взрыв[26].
Министерство внешнеэкономических связей СССР 29 августа 1991 г. информирует Председателя Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР, что Внешэкономбанк прекратил выдачу гарантий по кредитным обязательствам СССР на закупленное импортное зерно, что это может привести к остановке его отгрузки и прекращению снабжения зерном предприятий страны[27].
В разговоре с послом Великобритании в СССР в конце августа 1991 г. М. Горбачев так описывает
Прокламированный золотой запас Госбанка СССР к середине 1937 г. составлял 374,6 т. После этого его пополнение было прекращено, а сам он передан на баланс Наркомфина СССР. С конца
На фоне нарастающих валютных трудностей Советского Союза в кризисную ситуацию попадают советские банки, работающие за рубежом. А. Бутин, исполняющий обязанности финансового директора Моснарбанка – в Правительство Российской Федерации: «Трудности в привлечении средств с межбанковского рынка Моснарбанк начал испытывать с середины 1990 года. Банк также был вынужден создавать в крупных размерах страховые резервы против задолженности бывших соцстран (Болгарии, Венгрии, Югославии). В этот же период он был взят Банком Англии под особый контроль. […] В 1991 году положение банка резко ухудшилось. Отток депозитов достиг сначала 40%, а затем и 75%. Продажа активов не могла в достаточной сумме и в короткие сроки решить проблему»[30].
К концу 1991 г. банкротство советской зарубежной банковской системы становится очевидной и почти неотвратимой угрозой. Представители коммерческих банков СССР за рубежом – Б. Ельцину (декабрь 1991 г.): «Сеть коммерческих банков за рубежом включает в себя банки в Австрии –
Из дневника помощника Президента СССР М. Горбачева А. Черняева: «Явлинский сообщает, что 4 ноября Внешэкономбанк объявляет себя банкротом: ему нечем оплачивать пребывание за границей наших посольств, торгпредств и прочих представителей – домой не на что будет вернуться… М.С. поручает мне писать Мейджору, координатору „семерки“: „Дорогой Джон! Спасай!“…»[32].
Время меняет видение ситуации. Вот что пишет о тех же реальностях Г. Явлинский 12 лет спустя: «Финансовая стабилизация, которая ценой огромных социальных жертв и деформаций, в том числе ценой дефолта по государственным облигациям, в основном была достигнута к концу
Заместитель Председателя Правления Внешэкономбанка СССР – в Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР в ноябре 1991 г.: «Как уже докладывалось Межреспубликанскому экономическому комитету, ликвидные валютные ресурсы полностью исчерпаны и текущие валютные поступления от экспорта не покрывают обязательства по погашению внешнего долга страны»[34].
Контроль союзного государства за товаропотоками стал малоэффективным уже в 1990 – начале 1991 г. Санкции по отношению к тем, кто срывает выполнение государственных заказов, были все менее действенными. После августовских событий способность союзных и республиканских министерств навязывать предприятиям объем производства, структуру распределения продукции приближается к нулю. Когда уходит страх перед властями, административная система регулирования товаропотоков перестает действовать. Одно из первых и тревожных последствий провала путча – резкое падение государственных закупок зерна в Российской Федерации в течение недели, последовавшей за этим событием.
Крах системы административного управления товаропотоками ведет к дальнейшему падению поступлений от экспорта. Из письма Заместителя министра экономики и прогнозирования СССР В. Дурасова заместителю руководителя Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР Ю. Лужкову от 28 ноября 1991 г.: «По итогам 9 месяцев текущего года против установленных графиков на экспорт недопоставлены металлопродукция, лесоматериалы, нефтепродукты, цемент, минеральные удобрения, каменный уголь и другие товары на сумму около 4 млрд. рублей во внешнеторговых ценах, что создало критическую ситуацию с обеспечением обязательных платежей Внешэкономбанка СССР»[35].
15 ноября 1991 г. мэр
Ситуация с зерном становится все более напряженной. Первый заместитель Председателя Комитета СССР по закупкам продовольственных ресурсов В. Акулинин 6 сентября 1991 г. – Председателю Комитета по оперативному управлению народным хозяйством страны И. Силаеву и его заместителю Ю. Лужкову (6 сентября 1991 г.): «В целях стимулирования заготовок зерна и маслосемян в государственные ресурсы на 1991 год продлена практика закупки их у хозяйств на свободно конвертируемую валюту. Однако средства на указанные закупки не предусмотрены»[37]. Он же – в Комитет по оперативному управлению народным хозяйством страны (27 сентября 1991 г.): «Уважаемый Иван Степанович! Госкомпрод СССР ранее информировал Вас о критическом положении, сложившемся с ресурсами продовольственной пшеницы на мельзаводах… В настоящее время
Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР 31 августа 1991 г. принимает Постановление «О неотложных мерах по обеспечению населения продовольствием». Тем, кто знает отечественную экономическую историю ХХ в., оно до боли напоминает реалии
Прочитав этот текст, становится очевидным: у тех, кто его подписывал, нет уверенности в том, что они способны арестовать и расстрелять сотни тысяч людей, как это было сделано в
Нарастающие трудности с продовольственным снабжением создают взрывоопасную политическую ситуацию. Заместитель Министра внутренних дел В. Турбин – Председателю межгосударственного экономического комитета И. Силаеву (8 ноября 1991 г.): «По поступившим в МВД СССР сведениям положение с обеспечением населения хлебом и другими продовольственными товарами первой необходимости в ряде регионов страны остается сложным. […] У продовольственных магазинов создаются многочисленные очереди, в которых граждане в резкой форме критикуют местное и центральное руководство, отдельные из них призывают к проведению акций протеста»[40].
Из записки, подготовленной к заседанию Госсовета при Президенте РCФCР осенью 1991 г.: «Критическое положение может сложиться с обеспечением населения хлебопродуктами. Низкий урожай зерновых, невозможность резкого расширения импортных закупок в сочетании с отказом хозяйств сдавать зерно в счет госзаказа действительно могут поставить страну и республику на грань голода. В сложившейся ситуации административные меры едва ли могут дать ощутимый эффект. Единственный реальный выход из положения – разрешить хозяйствам свободную продажу хлеба по рыночным ценам с дальнейшей либерализацией розничных цен на хлебопродукты. Без перехода на свободные цены в сочетании с ускоренным разгосударствлением в сельском хозяйстве и торговле производство не будет получать активных импульсов для своего роста, в результате чего ситуация может еще более обостриться в 1992–1993 годах»[41]. Но как информирует власти ВЦИОМ: «…К проведению либерализации цен руководство России подходит, имея крайне обостренную социальную обстановку, которая характеризуется: отрицанием у значительной части населения идеи свободных цен; недоверием к любым мерам по социальной защите и поддержанию жизненного уровня; обескровленным потребительским рынком; ожиданием голода; ростом недовольства в самых широких слоях населения»[42].
В декабре 1991 г. ключевая проблема уже не мобилизация валюты для закупки продовольствия, а погашение задолженности по оплате фрахта судов, которые должны транспортировать его в Россию. В это время Внешэкономбанк СССР получает директиву использовать 80% от суммы еженедельных валютных поступлений на оплату фрахта советским и иностранных судовладельцам[43]. «Учитывая критическое положение с обеспечением платежей за зерно и его доставку, в дополнение к Постановлению Правительства РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 57 „О чрезвычайной ситуации по обеспечению РСФСР хлебопродуктами“: принять к сведению, что Внешэкономбанк СССР временно приостановил с 19 декабря все виды операций по валютным фондам предприятий и организаций и счетам коммерческих банков, не связанные с оплатой доставки (фрахта) зерна из США и Канады, а также с оплатой в отдельных случаях продовольствия и медикаментов, по ранее открытым аккредитивам, под гарантии Правительства РСФСР в счет Республиканского валютного резерва РСФСР»[44].
Одна из важнейших тем в переговорах западных
Таблица 8.4. Внешний долг бывшего Союза ССР в свободно конвертируемой валюте(1) (по состоянию на 1.01.92 г.) в млрд долларов США(2)
Внешний долг СССР, млрд долл. | по состоянию на 01.01.92 г. |
---|---|
Всего (1-7) | 83,4 |
в том числе: | |
1. Кредиты, привлеченные или гарантированные Правительством СССР, Госбанком СCСР и Внешэкономбанком СССР | 70,5 |
в том числе: | |
а) основной долг | 57,1 |
б) проценты по всем кредитам(3) | 13,4 |
2. Обязательства по импортным аккредитивам, открытым до 31.12.91(4) | 2,7 |
3. Открытые импортные аккредитивы в счет среднесрочных банковских кредитов | 2,3 |
4. Подтвержденные аккредитивы третьих стран (основной долг и проценты) | 1,2 |
5. Просроченные платежи по импорту(4) | 4,2 |
6. Кредиты, привлеченные непосредственно различными предприятиями и организациями, уполномоченными на это должным образом (оценка) | 2,4 |
7. Задолженность перед иностранными транспортными организациями за ранее осуществленные перевозки внешнеторговых грузов (оценка) | 0,1 |
Кроме того: | |
Ленд-лиз(5) | 0,8 |
Задолженность бывшим соцстранам (по сальдо)(6) | 33,7 |
Задолженность по клиринговым бартерным счетам(7) (без учета открытых импортных аккредитивов) | 5,9 |
Примечания.
Таким образом, долговые обязательства, не входившие в состав официального советского внешнего долга в конвертируемой валюте, но включаемые руководством Внешэкономбанка в состав долговых обязательств страны составили 40,4 млрд долл., а совокупный советский внешний долг тот же орган оценивал в 123,8 млрд долл.
В оригинале таблица включает большее число подразделов, но для понимания ситуации, сложившейся с советским внешним долгом, они не столь важны.
(1) Без учета обязательств, принятых отдельными Независимыми Государствами на себя самостоятельно без участия Внешэкономбанка.
(2) Пересчет в доллары США осуществлен по рублевым кросс-курсам на 26.12.91 г.
(3) Проценты, начисленные за весь остающийся срок действия кредитов (оценка). Сумма процентов будет увеличиваться в связи с начислением дополнительных процентов по отсрочке кредитов (уточнения будут производиться по согласованию с кредиторами).
(4) По документам, находящимся на учете во Внешэкономбанке СССР.
(5) Подлежит уточнению с компетентными органами США.
(6) Данные приводятся только по сальдо текущих расчетов в переводных рублях и по клирингу (данные предварительные и подлежат уточнению по суммам и курсу пересчета в ходе переговоров с бывшими социалистическими странами). Примерный курс: 1 переводной рубль – 1,795 долл. США)
(7) Задолженность по клиринговым и бартерным счетам в пользу СССР составляет 0,7 млрд. долларов США (Афганистан). Пересчет клиринговых валют в доллары США произведен по курсу международных рынков.
Источник: Пономарев Ю.В. помощнику Первого зампреда Правительства РФ Богданову В.Б. Материалы по внешнему долгу по состоянию на 1 января 1992 года. 15 мая 1992 г. Из личного архива Е.Т. Гайдара.
Таблица 8.5.Внутренний валютный долг Внешэкономбанка перед физическими и юридическими лицами в свободно конвертируемой валюте (на 1 января 1992 г.) в млн долл. США
Счета юридических лиц | Счета физических лиц | ||
---|---|---|---|
Всего | В том числе корреспондентские счета коммерческих банков и учреждений Внешэкономбанка | ||
Россия | 8856,3 | 2036,6 | 433,8 |
Украина | 462,1 | 421,1 | 45,8 |
Беларусь | 220,1 | 194,6 | 10,6 |
Узбекистан | 53,6 | 46,1 | 2,5 |
Казахстан | 68,2 | 31,5 | 0,9 |
Грузия* | 36,1 | 11,8 | 0,9 |
Азербайджан | 49 | 30,4 | 0,5 |
Литва | 68,9 | 61,8 | 9,6 |
Молдова | 16 | 15,3 | – |
Латвия | 39 | 15 | 0,9 |
Кыргызстан | 3,2 | – | – |
Таджикистан | 3,8 | 1 | – |
Армения | 33,3 | 31,6 | 3,2 |
Туркмения | 150,8 | 146 | – |
Эстония | 19,6 | – | – |
ИТОГО: | 10079,7 | 3042,8 | 508,7 |
Примечание. * данные на 1 декабря 1991 г.
Источник: Пономарев Ю.В. помощнику Первого зампреда Правительства РФ Богданову В.Б. Материалы по внешнему долгу по состоянию на 1 января 1992 года. 15 мая 1992 г. Из личного архива Е.Т. Гайдара.
[1] Об экономической политике бывших союзных республик. 1991 г. Рабочие материалы правительства из личного архива
[2] Абалкин Л.И. К цели через кризис. Спустя год… М.: Луч, 1992. С. 176.
[3] Шахназаров Г. С вождями и без них. М.: Вагриус, 2001. С. 482.
[4] Письмо Геращенко В.В. (Председатель Госбанка СССР) Президенту СССР Горбачеву М.С. 9 августа 1991 г. Архив
[5] VI съезд народных депутатов Российской Федерации.
[6] Раевский В.А. (Зам. министра финансов СССР), Грибов В.Г. (Зам. министра экономики и прогнозирования СССР) в Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР. О мерах по преодолению инфляции и стабилизации денежного обращения (
[7] Раевский В.А. (Зам. министра финансов СССР), Грибов В.Г. (Зам. министра экономики и прогнозирования СССР) в Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР. О чрезвычайном Союзном бюджете и внебюджетных фондах на IV квартал 1991 года. 23 октября 1991 г. См.: ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 41. Л. 49, 62.
[8] Синельников
[9] Из письма Геращенко В.В. (Председатель Госбанка СССР) в Государственный Совет СССР. О денежном обращении в 1991 году. 24 октября 1991 г. РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 32. Д. 4006. Л. 65–68.
[10] Шпилько С.П., Хахулина Л.А., Куприянова З.В., Бодрова В.В., Зубова Л.Г., Ковалева Н.П., Красильникова М. Д., Авдеенко
[11] Орлов А. (Председатель Контрольной палаты СССР) в Межгосударственный экономический комитет тов. Силаеву
[12] Геращенко В.В. (Председатель Госбанка СССР) Московский Ю.С. (Председатель Правления Внешэкономбанка СССР) Силаеву И.С. (Руководитель Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР). Срочное донесение: Об использовании кредита, предоставленного Рияд Банком (Саудовская Аравия). 25 октября 1991 г. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 47. Л. 7.
[13] Полетаев Ю.В. (Зам. Председателя правления Внешэкономбанка СССР) Руководителю Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР тов. Силаеву И.С. О финансировании закупок зерна в США под гарантию Минсельхоза США. 11 сентября 1991 г. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 1436. Л. 12.
[14] Абалкин Л.И. К цели через кризис. Спустя год… М.: Луч, 1992. С. 135, 157, 162–164.
[15] Силаев И. Президенту СССР Горбачеву
[16] Орлов А. (Председатель Контрольной палаты) Председателю Межреспубликанского экономического комитета тов. Силаеву И.С. О состоянии союзного бюджета и мерах по законодательному оформлению финансирования расходов, сокращению дефицита в IV квартале 1991 года и принципах формирования федерального бюджета на 1992 год. 1 октября 1991 г. См.: ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 41. Л. 35, 37, 38.
[17] Силаев И. Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР. «О состоянии денежного обращения». Октябрь 1991 г. См.: ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 41. Л. 40.
[18] Куликов В.Н. (Первый Зампред Госбанка СССР) в Межреспубликанский Экономический Комитет тов. Силаеву И.С. О состоянии денежного обращения (Поручение Комитета по оперативному управлению народным хозяйством
[19] Из письма Силаева
[20] Из письма Раевского В.А. (Заместитель министра финансов) в Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР. В дополнение к письму Министерства финансов СССР от 3 октября 1991 г. № 01–01/121–1. 8 октября 1991 г. См.: ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 36. Л. 119.
[21] Явлинский Г. Рельсы кончаются, медлить нельзя // Труд. 1991. 27 ноября.
[22] Геращенко В.В. в Межгосударственный Экономический Комитет. О расходах по союзному бюджету. 2 февраля 1991 г. См.: РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 32. Д. 4006. Л. 99.
[23] Геращенко В.В. в Совет Глав Правительств Государств – Членов Экономического Сообщества. О денежном обращении. 9 декабря 1991 г. См.: РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 32. Д. 4006. Л. 103–104.
[24] Геращенко
[25] Черняев А.С. 1991 год: Дневник помощника Президента СССР. С. 280.
[26] Шпилько С.П., Хахулина Л.А., Куприянова З.В., Бодрова В.В., Зубова Л.Г., Ковалева Н.П., Красильникова М. Д., Авдеенко
[27] Мангазеев В.А. (Министерство внешних экономических связей СССР) Председателю Совета Министров РСФСР, Председателю Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР тов. Силаеву И.С. О Финансовом обеспечении поставок закупленного импортного зерна. 29 августа 1991 г. ГА РФ. Ф. 5446. Оп.163. Д. 1436. Л. 4.
[28] Braithwaite R. Across the Moscow River. The World Turned Upside Down. New Haven; London: Yale University Press, 2002. P. 249.
[29] Геращенко
[30] Бутин А.А. (и.о. финансового директора Моснарбанка). Справка для переговоров с Банком Англии по вопросу о сохранении Московского Народного Банка в Лондоне (Моснарбанк). 23 января 1992 г. Материалы из личного архива Гайдара Е.Т.
[31] Руководители коммерческих банков Президенту РСФСР Ельцину Б.Н. О коммерческих банках России за рубежом. 19 декабря 1991 г. См.: РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 32. Д. 4006. Л. 110–112.
[32] Черняев А.С. 1991 г.: Дневник помощника Президента СССР. М. С. 260.
[33] Явлинский Г. Периферийный капитализм. Лекции об экономической системе России на рубеже
[34] Носко А.П. (зам. Председателя правления Внешэкономбанка СССР) в Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР. Об исчерпании ликвидных валютных ресурсов. 26 ноября 1991 г. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 1504. Л. 11, 12.
[35] Дурасов В.А. (Зам. министра экономики и прогнозирования СССР) зам. руководителя Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР тов. Лужкову
[36] РГАЭ. Ф. 692. Оп. 1. Д. 5. Л. 32.
[37] Акулинин В.И. (Первый зам. Председателя Комитета СССР по закупкам продовольственных ресурсов) тов. Силаеву И.С. в Комитет по оперативному управлению народным хозяйством страны. О закупках зерна на свободно конвертируемую валюту. 28 августа 1991 г. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 1438. Л. 57.
[38] Акулинин В.И. (Первый зам. Председателя Комитета СССР по закупкам продовольственных ресурсов) руководителю Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР тов. Силаеву
[39] Постановление Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР от 31 августа 1991 г. № 4 «О неотложных мерах по обеспечению населения продовольствием».
[40] Турбин В.Б. (Зам. министра МВД) т. Силаеву И.О. (Председателю Межгосударственного экономического комитета). Об обеспечении населения хлебом и другими продовольственными товарами первой необходимости. 8 ноября 1991 г. См.: ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 562. Л. 141.
[41] Рабочая группа Госсовета. О взаимоотношениях России с другими республиками. К заседанию Госсовета при Президенте РСФСР. «Архангельское». 24 октября 1991 г. Материал из личного архива
[42] Шпилько С.П., Хахулина Л.А., Куприянова З.В., Бодрова В.В., Зубова Л.Г., Ковалева Н.П., Красильникова М.Д., Авдеенко
[43] Постановление Правительства РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 57 «О чрезвычайной ситуации по обеспечению РСФСР хлебопродуктами».
[44] Распоряжение Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. №