Гайдар Е.Т. СССР и падение цен на нефть. Суть выбора
К моменту, когда Советский Союз столкнулся с внешнеэкономическим шоком середины
Таблица 5.6. Объем внешней торговли СССР по группам стран, 1980–1989 гг.
Показатели | 1980 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | |||||||
Экспорт, млрд руб. | 49,6 | 74,4 | 72,5 | 68,3 | 68,2 | 67,1 | 68,7 |
Импорт, млрд руб. | 44,5 | 65,3 | 69,1 | 62,6 | 60,7 | 65,0 | 72,1 |
Экспорт, млрд долл. | 76,4 | 91,5 | 87,0 | 97,0 | 107,8 | 110,7 | 108,5 |
Импорт, млрд долл. | 68,5 | 80,3 | 82,9 | 88,9 | 95,9 | 107,3 | 113,9 |
Экспорт, млрд долл. 2000 г. | 141,3 | 135,3 | 124,8 | 136,1 | 147,2 | 146,3 | 138,2 |
Импорт, млрд долл. 2000 г. | 126,8 | 118,7 | 118,9 | 124,8 | 131,0 | 141,7 | 145,0 |
Социалистические страны | |||||||
Экспорт, млрд руб. | 26,9 | 42,1 | 44,3 | 45,6 | 44,2 | 42,9 | 42,2 |
Импорт, млрд руб. | 23,6 | 38,2 | 42,2 | 41,8 | 42,1 | 43,4 | 44,7 |
Экспорт, млрд долл. | 41,4 | 51,8 | 53,2 | 64,8 | 69,8 | 70,8 | 66,7 |
Импорт, млрд долл. | 36,3 | 47,0 | 50,6 | 59,4 | 66,5 | 71,6 | 70,6 |
Экспорт, млрд долл. 2000 г. | 76,7 | 76,5 | 76,3 | 90,9 | 95,4 | 93,5 | 84,9 |
Импорт, млрд долл. 2000 г. | 67,3 | 69,5 | 72,6 | 83,3 | 90,9 | 94,6 | 89,9 |
Развитые капиталистические страны | |||||||
Экспорт, млрд руб. | 15,9 | 21,3 | 18,6 | 13,1 | 14,2 | 14,6 | 14,4 |
Импорт, млрд руб. | 15,7 | 19,6 | 19,3 | 15,9 | 13,9 | 16,3 | 20,5 |
Экспорт, млрд долл. | 24,5 | 26,2 | 22,3 | 18,6 | 22,4 | 24,1 | 22,8 |
Импорт, млрд долл. | 24,2 | 24,1 | 23,2 | 22,6 | 22,0 | 26,9 | 32,4 |
Экспорт, млрд долл. 2000 г. | 45,3 | 38,7 | 32,0 | 26,1 | 30,7 | 31,8 | 29,0 |
Импорт, млрд долл. 2000 г. | 44,7 | 35,6 | 33,2 | 31,7 | 30,0 | 35,5 | 41,2 |
Развивающиеся страны | |||||||
Экспорт, млрд руб. | 6,9 | 10,9 | 9,6 | 9,6 | 9,8 | 9,6 | 10,1 |
Импорт, млрд руб. | 5,1 | 7,5 | 7,6 | 4,9 | 4,7 | 5,3 | 7,0 |
Экспорт, млрд долл. | 10,6 | 13,4 | 11,5 | 13,6 | 15,5 | 15,8 | 16,0 |
Импорт, млрд долл. | 7,9 | 9,2 | 9,1 | 7,0 | 7,4 | 8,7 | 11,1 |
Экспорт, млрд долл. 2000 г. | 19,7 | 19,8 | 16,5 | 19,1 | 21,2 | 20,9 | 20,3 |
Импорт, млрд долл. 2000 г. | 14,5 | 13,6 | 13,1 | 9,8 | 10,1 | 11,6 | 14,1 |
Примечание. Перевод в доллары осуществлялся по официальному курсу Госбанка СССР.
Источник: Статистические сборники «Внешняя торговля СССР» за 1979–1987, 1989 гг. М.: Финансы и статистика, 1980–1990 гг.
Таблица 5.7. Импорт Советским Союзом оборудования для некоторых отраслей промышленности, 1980–1985 гг.
Оборудование для отраслей | Импорт, млн руб. | Импорт, млн долл. в номинальном выражении | Импорт, млн долл. 2000 г. | |||
---|---|---|---|---|---|---|
1980 | 1985 | 1980 | 1985 | 1980 | 1985 | |
Пищевкусовой | 455 | 830 | 701 | 996 | 1297 | 1429 |
Текстильной | 392 | 712 | 604 | 854 | 1117 | 1225 |
Химической | 1244 | 1043 | 1916 | 1251 | 3545 | 1795 |
Трубопроводы | 141 | 121 | 218 | 145 | 403 | 208 |
Примечание. Перевод в доллары осуществлялся по официальному курсу Госбанка СССР.
Источник: Статистические сборники «Внешняя торговля СССР» за 1979–1987, 1989 гг. М.: Финансы и статистика, 1980–1990 гг.
Вот что пишет о развитии событий в советской экономике середины
Важнейшим препятствием к увеличению экспорта советской машиностроительной продукции на конвертируемую валюту были низкий технический уровень и качество продукции. Она не удовлетворяла требованиям внешнего рынка. Проведенный союзными ведомствами анализ показал, что конкурентоспособны были лишь 12% изделий отечественного машиностроения. И это с учетом доработок, которые проводились за границей при предпродажной подготовке товаров. Советские специалисты считали, что 62% изделий, направляемых на внешний рынок, морально устарели. В первой половине 1988 г. на экспортируемую продукцию машиностроения поступило свыше 194 тыс. рекламаций
Противоречие между экономической неизбежностью и политической невозможностью осуществления стабилизационной программы – суть происходившего в СССР в конце
Таблица 5.8. Поголовье птицы в РСФСР/России, 1971–2000 гг.
Год | 1971 | 1976 | 1981 | 1986 | 1990 | 1996 | 2000 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Поголовье, млн голов | 358 | 394 | 564 | 628 | 660 | 423 | 339 |
Источник: Статистические сборники «Народное хозяйство СССР» за различные годы, 1971–1990; Российский статистический ежегодник 2004. М., 2004.
Когда цены на нефть падают, резко сократить импорт важнейших продовольственных товаров, в том числе зерна, невозможно. Поддерживать на прежнем уровне – тоже. Хорошие урожаи, обусловленные погодными условиями 1986 и 1987 гг., позволили советскому руководству сгладить последствия резкого падения цен на нефть, увеличить объем заготовок внутри страны, временно сократить закупки зерна за конвертируемую валюту. Расходы на его импорт снизились на 2–3 млрд долл. Однако 1988 г. показал, что это лишь короткая передышка (см. табл. 5.9).
Таблица 5.9. Государственные закупки основной сельскохозяйственной продукции у советских производителей (тыс. т)
1981–1985 гг. (среднее значение за период) | 1986 г. | 1987 г. | 1988 г. | 1988 г. в % к среднему значению за период 1981–1985 гг. | 1986–1988 гг. (среднее значение за период) | Среднее за 1986–1988 гг. в % к среднему за 1981–1985 гг. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Зерновые культуры всего | 66643 | 78787 | 73347 | 61375 | 92 | 71170 | 107 |
В т.ч. пшеница | 33684 | 43823 | 35195 | 34840 | 103 | З7953 | 113 |
Источник: Главное управление планирования социального и экономического развития агропромышленного комплекса. Социально-экономическое развитие Госагропрома СССР в 1988 году и за три года двенадцатой пятилетки. 20 января 1989 г. См.: РГАЭ. Ф. 650. Оп. 1. Д. 3848. Л. 27.
Зависимость урожаев от погодных условий, связанная в том числе с принятым в
Когда цены на нефть в
С точки зрения социальной политики, сохранение фиксированных цен на продовольствие в радикально изменявшихся условиях было линией абсурдной. Подавляющая часть продовольственных дотаций приходилась на десятую часть населения – причем, что важно, наиболее обеспеченную. По данным бюджетных обследований (1989 г.), семьи с доходом на одного человека менее 50 руб. в месяц платили за килограмм мяса и мясопродуктов в полтора раза дороже, чем семьи с душевым доходом свыше 200 руб.[4]. Но речь шла не о
В середине
Нормированное снабжение соответствовало духу раннего мессианского социализма. К середине
Однако вводить карточную систему снабжения населения по всей стране, включая привилегированные города, на
Идея организации общесоюзного карточного снабжения населения товарами народного потребления была популярной. По данным опросов ВЦИОМ, правда, проведенных уже в разгар кризиса (начало 1991 г.), ее поддерживало 60% опрошенных (идею повышения цен для появления товаров на прилавках – 16%)[6]. Однако не только на союзном уровне, но даже на уровне крупных городов, государство не обладало ресурсами позволяющими обеспечить удовлетворительное функционирование системы нормированного снабжения. Такой вариант развития событий неоднократно обсуждался на совещаниях руководства страны во второй половине
Сократить выпуск в обрабатывающих отраслях, направить часть высвобождаемых в этом случае сырьевых ресурсов, чтобы увеличить экспорт, было возможно. Резкое сокращение военных расходов, производства вооружений также позволило бы высвободить сырьевые товары, реализовать их на международных рынках, мобилизовать конвертируемую валюту. Однако, как и с гражданскими обрабатывающими производствами, рост предложения таких используемых в
Очевидными были и
Сокращение поставок нефти и нефтепродуктов социалистическим странам с середины
Таблица 5.10. Внешняя задолженность социалистических стран Западу (млрд долл. в номинальном выражении)
1981 | 1984 | 1986 | 1987 | 1988 | |
---|---|---|---|---|---|
Польша, всего | 25,9 | 26,9 | 33,6 | 39,3 | 38,9 |
в т.ч. чистая | 25,1 | 25,4 | 31,9 | 36,3 | 36,9 |
СССР – всего | 26,5 | 22,5 | 33,1 | 40,1 | 41,5 |
в т.ч. чистая | 18,1 | 11,2 | 18,3 | 26,0 | 27,2 |
Страны СЭВ в целом – всего | 99,2 | 87,6 | 120,5 | 142,7 | 140,5 |
в т.ч. чистая | 83,2 | 63,3 | 90,9 | 111,2 | 109,8 |
Все соцстраны – всего | 127,8 | 115,7 | 163,9 | 191,2 | 205,7 |
в т.ч. чистая | 105,0 | 71,7 | 119,7 | 143,4 | 154,1 |
Источник: 13 июля 1989 г. См.: ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 150. Д. 73. Л. 70, 71.
Для сохранения империи все в большей степени приходилось полагаться на «последний довод королей» – силу. А это в конце XX в. – ненадежная основа стабильного контроля над вассальными странами.
К началу 1987 г. руководство правительства начинает в общих чертах понимать масштабы финансовых диспропорций. Из выступления Председателя Правительства Н. Рыжкова на пленуме ЦК КПСС
Сокращение объема капитальных вложений, отказ от масштабных закупок технологического оборудования за рубежом с экономической точки зрения – естественный ответ на кризис, связанный с ухудшением торгового баланса, падением цен на сырьевые товары. С позиции отношения власти и общества – он наименее конфликтен. Однако руководству страны приходится думать и об отношениях с
Вопрос об объемах капитальных вложений в регионе или отрасли, о том, какие стройки должны быть начаты, с конца
Таблица 5.11. Вновь начинаемое строительство в СССР, 1986–1988 гг.
Год | Сметная стоимость вновь начинаемого строительства (всего по народному хозяйству), млрд руб. | Доля вновь начинаемого строительства в инвестициях в народное хозяйство, % | Доля вновь начинаемого строительства в ВВП, % |
---|---|---|---|
1986 | 48,5 | 25,0 | 6,1 |
1987 | 38,3 | 18,6 | 4,6 |
1988 | 59,1 | 27,1 | 6,8 |
Источник: Данные о сметной стоимости вновь начинаемого строительства из личного архива Е.Т. Гайдара.
Доля вновь начинаемого строительства в инвестициях в народное хозяйство и доля вновь начинаемого строительства в ВВП на основе данных из стат. сборника: Народное хозяйство СССР в 1990 г. М.: Финансы и статистика, 2000.
Даже на фоне катастрофического положения в финансовой области, сложившегося к
Госбанк СССР информирует советское правительство, что, по мнению экспертов ОЭСР, в 1985 и 1986 гг. произошло резкое ухудшение платежного баланса социалистических стран Европы, что в структуре их внешнего долга значительная часть приходится на краткосрочную задолженность со сроком погашения до одного года, о неустойчивости их
ОЭСР в первой половине 1988 г. отмечала продолжение роста внешнего долга социалистических стран в свободно конвертируемой валюте. Однако еще в сентябре 1988 г. в рейтинге платежеспособности СССР рассматривался как наиболее надежный финансовый партнер из числа социалистических стран, опережая по этому показателю Китай. Одним из факторов, облегчавших в
Западные наблюдатели обращают внимание на то, что за последние три года задолженность страны возросла на 17,6 млрд долларов. Из нее на долю краткосрочной приходится около 10 млрд долларов. Тем не менее банкиры и правительства капиталистических стран продолжали предоставлять новые кредиты СССР на относительно благоприятных условиях[13].
Это позволяло продолжать прежний
Продолжаются масштабные закупки импортного оборудования. Значительная часть его не используется. Из письма Председателя Госстроя В. Серова в Совет министров СССР: «В целом по народному хозяйству за 1989 г. запасы неустановленного импортного оборудования возросли на 1 млрд. руб. При этом план сдачи его в монтаж выполнен на 102,9% (план – 6,5, фактически – 6,7 млрд. руб.). Рост запасов произошел в основном за счет резкого увеличения объема его поступления в 1989 г. – на сумму 8,3 млрд. руб. или на 0,7 млрд. руб. больше, чем в 1988 г. Из запасов несмонтированного оборудования, имевшихся на конец 1988 г., в прошлом году было вовлечено в монтаж только 36,9% (на 1778,4 млрд. руб.), а остальное было смонтировано из нового поступления и на 1989 г. перешли остатки ранее закупленного импортного оборудования в объем 3 млрд. рублей, что составляет 52% от общих остатков на
Из письма руководства Внешэкономбанка в правительство: «По данным, имеющимся во Внешэкономбанке СССР, в настоящее время завершена или завершается работа над
Таблица 5.12. Суммарные затраты на создание нефтегазохимических комплексов на базе совместных предприятий, млн руб.
В сов. руб. | В инвалют. руб | |
---|---|---|
1. Тобольск (фаза 1)* | 1062 | 715 |
2. Сургут (фаза 1)* | 1103 | 1578 |
3. Новый Уренгой (фаза 1) | 353 | 311 |
4. Тенгиз (минимальная оценка) | 139 | 554 |
5. Сахалин–2 (2 месторождения) | 4895 | 3799 |
6. Шевченко (2 фазы) | 113 | 451 |
7. Шуртан (фаза 1) | 277 | 256 |
8. Нижневартовск (фаза 1) | 1816 | 1997 |
9. Уват (фаза 1) | 859 | 1300 |
Всего | 10617 | 10961 |
* по последним вариантам ТЭО, представленным в Госэкспертизу Госплана СССР.
Источник: Письмо Председателя правления Внешэкономбанка СССР Ю.С. Московского Председателю Государственной внешнеэкономической комиссии Совета министров СССР С.А. Ситаряну и заместителю Председателя Госплана СССР Ю.П. Хоменко от 22 ноября 1989 г. «О создании в СССР нефтегазохимических комплексов на базе совместных предприятий» // Личный архив Е.Т. Гайдара.
Финансирование проектов предполагается осуществить за счет кредитов иностранных банков и экспортных агентств под советские гарантии. Иностранные партнеры отказываются от предоставления гарантий по кредитам, в том числе и пропорционально своей доле участия. Это снимает с иностранных фирм финансовую ответственность за успешную реализацию проектов. По большинству проектов все риски ложатся на советскую сторону, а валютные затраты будут включены в задолженность СССР[17].
Сложившаяся ситуация – выбор между повышением розничных цен или сокращением капиталовложений и военных расходов – ставила советское руководство перед непростой дилеммой – решаться на конфликт с населением или с
Новое поколение руководителей этого явно не понимало. Здесь нет ничего удивительного. Традиционное управление советской экономикой было ориентировано на натуральные параметры. Вопросы развития животноводства обсуждались на высшем уровне гораздо чаще, чем бюджет страны. Финансы рассматривались руководством отраслей, предприятий как элемент неизбежной, но скучной бухгалтерии[19]. К тому же информация о реальном состоянии бюджета, валютных резервов, внешнем долге, платежном балансе была доступна крайне узкому кругу людей, многие из которых к тому же в ней ничего не понимали.
М. Горбачев в своих воспоминаниях пишет: «Андропов попросил нас с Рыжковым еще раз все взвесить и свои выводы доложить ему. Пытаясь понять существо дела, мы попросили дать нам возможность разобраться с состоянием бюджета. Но Андропов лишь рассмеялся: – Ишь, чего захотели. В бюджет я вас не пущу»[20]. При этом, как пишет один из ближайших соратников Ю. Андропова, В. Крючков, сам Андропов признавал, что в экономике он профан[21].
Линия на деинтеллектуализацию руководства последовательно проводилась коммунистическими властями. Кадровую политику партии хорошо иллюстрирует одна из записей в протоколах Президиума ЦК КПСС: «О товарище Засядько». «О Засядько: говорят, перестал пить. Тогда его министром на Украину»[22]. Доля выходцев из столиц и крупных университетских центров в руководящих органах партии последовательно сокращалась, доля выходцев из деревни, с низким уровнем базового образования, вплоть до начала перестройки росла[23]. Новое поколение руководителей, пришедших к власти в 1985 г., было образовано лучше своих предшественников[24]. Но качественной экономической подготовки ни они сами, ни их ближайшие соратники, отвечающие за экономику, не получили. Они не понимали, как устроен мировой рынок, как взаимосвязаны внешнеторговый баланс, бюджет и снабжение населения, не могли оценить стратегические угрозы, с которыми столкнулась страна. Им казалось, что главные проблемы – замедление темпов экономического роста, низкая эффективность, отставание от Запада – порождены некомпетентностью предшествующего руководства.
Слова, сказанные М. Горбачевым летом 1990 г. на Пленуме ЦК КПСС, можно интерпретировать как самооправдание. И тем не менее, он говорил правду: «Нам досталось крайне тяжелое наследие. Наша экономика и весь общественный организм изнемогали от хронических болезней. Запущенность деревни, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, плачевное состояние нашей природы, устарелая структура производства, отставание в науке и технике – разве все это не последствие экономической и технической политики, проводившейся десятилетиями»[25]. Другое дело, что в 1985 г. он вряд ли понимал остроту проблем, с которыми ему и его коллегам придется иметь дело.
Будущий Председатель Правительства СССР Н. Рыжков так оценивал экономическую ситуацию в СССР к концу брежневского времени: «Итак, мы начали. Ситуация в стране, повторю, и впрямь была сложной. Один только пример. В 1982 году, впервые после войны, остановился рост реальных доходов населения: статистика показала ноль процентов. …Состояние народного хозяйства страны можно было легко описать поговоркой: куда ни кинь – всюду клин. И в металлургии полно проблем, и в добыче нефти, и электроника требовала подпитки, и химия – да что угодно назовите, не ошибетесь»[26].
Тем не менее новые руководители, как видно по их выступлениям в
[1] Рыжков
[2] Серов В. «Произошли изменения в худшую сторону» // Социалистическая индустрия. 1989. 28 февраля.
[3] О взглядах тех, кто связывает колебания политического курса М. Горбачева с особенностями его личного характера см., например: Замятин
[4] Об уровне цен на мясо и мясопродукты, приобретаемые населением с различным уровнем дохода см.: Суринов А.Е., Дыбцына В.А. О питании населения с различным уровнем дохода (По материалам обследования Госкомстатом СССР 90 тыс. семейных бюджетов и анкетного обследования мнения 30 тыс. граждан о ценах на товары и услуги) // Бюллетень социологических и бюджетных обследований. 1991. № 1. С. 62.
[5] Ващенко Г.И. (министр торговли СССР) в Совет Министров СССР. О выполнении плана развития торговли за одиннадцатую пятилетку. 24 января 1986 г. См.: ГА РФ.Ф. 5446. Оп. 147. Д. 958. Л. 85.
[6] Космарский В.Л., Хахулина Л.А., Шпилько
[7] О мерах по оздоровлению экономики, этапах экономической реформы и принципиальных подходах к разработке тринадцатого пятилетнего плана см.: Доклад Правительства СССР второму Съезду народных депутатов СССР.М.: Известия, 1989. С. 16.
[8] Гаретовский Н.В. (Председатель правления Госбанка СССР) в Совет Министров СССР. Обзор
[9] Выступление Председателя Правительства Н. Рыжкова на пленуме ЦК КПСС
[10] Павлов В.С. О Государственном бюджете СССР на 1990 год и об исполнении Государственного бюджета СССР за 1988 год. М.: Финансы и статистика, 1990. С. 9, 15.
[11]
[12] Гаретовский Н.В. (Председатель правления Госбанка СССР) в Совет Министров СССР. Обзор
[13] Доклад Госбанка СССС О
[15] Госбанк СССР в Управление планирования и координации деятельности банков. Материал к докладу о
[16] Серов В.М. (Председатель Госстроя СССР) в Совмин СССР. О мерах по сокращению запасов не установленного импортного оборудования. 7 мая 1990 г. См.: ГА РФ.Ф. 5446. Оп. 162. Д. 1493. Л. 113.
[17] Письмо Председателя правления Внешэкономбанка СССР
[18] По свидетельству М. Горбачева, необходимость проведения линии на сокращение оборонных расходов в условиях падения цен на нефть отстаивал секретарь ЦК КПСС по экономике Н. Слюньков. Поддержки на заседании Политбюро эта позиция не получила. См.: Муратов Д. Вокруг Горбачева опять бушуют страсти // Новая газета. 2005. № 13. 21 февраля. По официальным выступлениям Председателя Правительства Н. Рыжкова и его последующим мемуарам можно судить, что он наиболее энергично отстаивал в советском высшем руководстве идею о необходимости повышения цен, как способе решения финансовых проблем СССР. Как и по вопросу о сокращении военных расходов, решение о начале практических действий по повышению цен не было принято вплоть до момента полного развала финансовой и денежной системы страны.
[19] Стилистика обсуждения финансовых вопросов в середине
[20] Горбачев
[21] Крючков
[22] Президиум ЦК КПСС. 1954–1964. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления. Т. 1. С. 151.
[23] Чернев А.Д. 229 кремлевских вождей. Политбюро. Оргбюро. Секретариат ЦК Коммунистической партии в лицах и цифрах. Справочник. М.: Редакция журнала «Родина»; Научный центр «Руссика», 1996.
[24] Из выступления Председателя Совета Министров СССР Н. Тихонова на заседании Политбюро ЦК КПСС от 11 марта 1985 г.: «Мы последнее время много работали вместе с Михаилом Сергеевичем Горбачевым. Особенно тесно мы узнали друг друга в период работы Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма. Что я могу сказать о Михаиле Сергеевиче? Это контактный человек, с ним можно обсуждать вопросы, обсуждать на самом высоком уровне. Это – первый из секретарей ЦК, который хорошо разбирается в экономике. Вы представляете, насколько это важно». См.: Заседание Политбюро ЦК 11 марта 1985 г. Рабочая запись. О Генеральном секретаре ЦК КПСС. РГАНИ.Ф. 89. Оп. 36. Д. 16. Л. 1, 2.
[25] Стенограмма заседания Пленума ЦК КПСС 29 июня 1990 г. РГАНИ.Ф. 2. Оп. 5. Д. 495. (микрофиша 2200685). Л. 14.
[26] Рыжков