Гайдар Е.Т. Цивилизованный развод
Крах СССР не означал, что на его место приходит упорядоченная система отношений между бывшими республиками. Границы объявивших себя независимыми государствами не точны, исторически спорны, что несет потенциальную угрозу конфликтов, крови. Неопределенность в вопросе о границах — важнейшее препятствие на пути формирования стабильной демократии после краха авторитарной империи[1].
Новые государства сталкиваются со сложными проблемами в отношениях с органами власти субфедеративного уровня. Они особенно остры там, где речь идет о национальных автономных образованиях. Какие нормативные акты будут исполняться на их территории, никто не знает. Власти не способны обеспечить хотя бы минимальный уровень общественного порядка. Осенью 1991 г. речь шла уже не о возможности сохранения единого государства, а о том, как выйти из политического и экономического хаоса, и при этом избежать масштабных гражданских войн[2]. Если учесть размеры советского ядерного потенциала, разбросанного теперь по четырем государствам (России, Украине, Белоруссии, Казахстане), судьба цивилизации была под угрозой.
В XX в. до Советского Союза рухнули три территориально интегрированные империи:
Если бы в 1989 г. информированных аналитиков спросили, распад какой из двух многонациональных социалистических стран в большей степени чреват риском гражданской войны: Югославии, подошедшей ближе, чем любая другая страна Восточной Европы к вступлению в Евросоюз, имевшей относительно либеральную по социалистическим меркам политическую систему, сформировавшей открытую рыночную экономику, или Советского Союза, подавляющее большинство ответили бы, что это будет СССР. История распорядилась иначе.
Левым интеллектуалам, прожившим жизнь в стабильных, демократических обществах, трудно понять динамику процессов, происходящих на фоне кризиса и краха авторитарного режима. Их своеобразное видение картины мира иллюстрируют строки из популярной, в силу своей антиамериканской направленности, книги Э. Тодда «После империи». На протяжении трех страниц он упоминает о жестокой и бестолковой либерализации экономики России в
Почему же гражданская война началась в Югославии, а не на территории бывшего СССР? На этот вопрос точного ответа не знает никто. Это относится и к участникам процесса принятия ключевых решений. Можно лишь выдвигать различные гипотезы. Выскажу свою. Сказались субъективные факторы, различия в личных приоритетах Б. Ельцина и С. Милошевича, в их политической биографии. Для Милошевича, лидера сербских коммунистов, в условиях краха прежней идеологии ставка на радикальный сербский национализм была предпосылкой сохранения власти. Б. Ельцин, с точки зрения общественного мнения, бывший «падшим ангелом», пострадавшим за народ, мог сделать ставку на противостояние утратившему популярность и поддержку коммунистическому режиму.
Полагаю, что свою роль сыграл и факт наличия в бывшем СССР арсенала ядерного оружия. На Украине к концу 1991 г. была сосредоточена почти каждая пятая боеголовка наземного компонента средств стратегической триады. Общее число стратегических боезарядов там значительно превышало их численность в Англии и Франции вместе взятых.
Данные о распределении состава ядерных боеприпасов на территории бывшего Советского Союза не являются абсолютно надежными. Это еще одно свидетельство того, в сколь опасной ситуации страна находилась в конце 1991 г. Информированные исследователи, занимающиеся историей ядерного наследия СССР, приводят следующие не полностью, правда, совпадающие данные (см. табл. 8.6, 8.7).
Таблица 8.6. Размещение боезарядов советских СНВ по республикам
Республика | Виды СНВ | Количество | |
---|---|---|---|
носителей | боезарядов | ||
РСФСР | МБР | 1064 | 4278 | ПЛАРБ/БРПЛ | 62 / 940 | 2804 | ТБ | 101 | 367 |
Украина | МБР | 176 | 1240 | ТБ | 21 | 168 |
Казахстан | МБР | 104 | 1040 | ТБ | 40 | 320 |
Белоруссия | МБР | 54 | 54 |
Примечание. СНВ – стратегическое наступательное вооружение; МБР – межконтинентальные баллистические ракеты; ТБ – тяжелые бомбардировщики; БРПЛ – баллистические ракеты подводных лодок; ПЛАРБ – атомная подводная лодка с баллистическими ракетами.
Источник: Пикаев А., Савельев А. Ядерная мощь СССР: на земле, на море и в воздухе // Независимая газета. 1991. № 137. 2 ноября.
Таблица 8.7. Распределение стратегического ядерного оружия на территории СНГ, 1992 г.
Государство | Тип стратегического ядерного оружия | Всего | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
МБР наземного базирования | БРПЛ | СТБ | ||||||
Носители, шт./доля в % | Заряды, шт./ доля в % | Носители, шт./ доля в % | Заряды, шт./ доля в % | Носители, шт./ доля в % | Заряды, шт./ доля в % | Носители, шт./ доля в % | Заряды, шт./ доля в % | |
Россия | 1037 / 73 | 3919 / 62 | 914 / 100 | 3626 / 100 | 27 / 26 | 234 / 24 | 1978 / 81 | 7719 / 71 |
Украина | 176 / 13 | 1240 / 19 | – | – | 44 / 36 | 420 / 43 | 220 / 9 | 1660 / 16 |
Казахстан | 104 / 8 | 1040 / 17 | – | – | 40 / 38 | 320 / 33 | 144 / 6 | 1360 / 12 |
Белоруссия | 81 / 6 | 81 / 2 | – | – | – | – | 81 / 4 | 81 / 1 |
Итого | 1398 / 100 | 6280 / 100 | 914 / 100 | 3626 / 100 | 111 / 100 | 974 / 100 | 2423 / 100 | 10820 / 100 |
Источник: Составлена по данным: Первов М.А. Ракетное оружие ракетных войск стратегического назначения. М.: Виоланта, 1999. С. 213; Стратегическое ядерное вооружение России. М.: ИздАТ, 1998. С. 12.
Наиболее серьезными были не проблемы связанные со стратегическим ядерным вооружением. Оно эффективно контролировалось из Москвы. По оценкам советских военных экспертов, которых запрашивало российское правительство, для овладения новыми независимыми государствами возможностями его применения потребовалось бы немало лет. Сложнее была ситуация с тактическими ядерными зарядами. Решение о применении некоторых из них технически могли принимать командующие округами[4]. Если говорить точнее, они имели возможность применять по своему решению ядерные снаряды и мины. Использование тактических ракет технически контролировалось Москвой[5]. Но и это в условиях краха территориально интегрированной империи было угрозой цивилизации. Что означают риски вооруженного конфликта между ядерными постсоветскими государствами, участники процесса принятия решений понимали.
Угроза того, что развитие событий на постсоветском пространстве пойдет по югославскому сценарию, была реальной. 26 августа 1991 г.
Российское руководство осенью 1991 г. не обсуждало планов применения ядерных средств против других республик в случае возникновения территориальных споров. Однако важны ведь не только реальные факты, но и то, как происходящее воспринимается. Из статьи в «Независимой газете» от 24 октября 1991 г.: «…Даже такая демократическая газета (я считал раньше), как “Московские новости“ …на первой полосе опубликовала информацию из кулуаров российского руководства, что возможен превентивный ядерный удар по Украине. Когда мы с Иваном Плющом были в Москве, я спросил об этом Горбачева и Ельцина. Горбачев ответил: “Знаешь, Костя, меньше читай газеты, и тебе будет легче“. А Ельцин сказал, что он обсуждал эту возможность с военными и для нее нет технических возможностей. Ни одни, ни другой ответы не может удовлетворить ни меня, ни жителей Украины»[7].
Власти США, в 1991 г. смутно представлявшие, что происходит в противостоящей им на протяжении десятилетий империи, в одном отношении оказались прозорливыми. Они трезво оценили угрозы, связанные с неконтролируемым использованием тактического ядерного оружия на территории агонизирующей сверхдержавы. Осенью 1991 г. в предложениях Дж. Буша эта проблема занимает ключевое место. Американская администрация выступила с планом уничтожения всех видов наземных и морских тактических ядерных вооружений. Будучи реализованным, он позволял резко сократить размеры ядерного наследства СССР, на которое могли претендовать республики. Как это часто бывает в истории, даже сильное и новаторское предложение отстало от реального развития событий. Советский Союз уже не имел возможности реализовать подобного рода проекты.
Во внутренней переписке союзного и российского правительства конца 1991 г. проблема вывода ядерного оружия, в первую очередь тактического, из других республик занимала важное место. В качестве ключевых проблем рассматривались те, которые были связаны с наличием мощностей по складированию тактического ядерного оружия, вывозимого из других республик. После его эвакуации из Прибалтики и Закавказья они были перегружены. Обсуждались риски, связанные с тем, что при слабости центральной власти возможно сопротивление организованных групп населения его эвакуации. Именно поэтому был предусмотрен вывод ядерных боеприпасов под предлогом выполнения подписанных договоров о разоружении[8].
Ядерное оружие, задававшее границы возможных действий во время холодной войны, оказалось сдерживающим фактором и во время распада СССР. Руководство государств, обретающих независимость на постсоветском пространстве, оказалось достаточно зрелым, чтобы понять: когда речь заходит о границах, как бы ни были они условны и несправедливы, речь идет о войне. Договоренности, достигнутые в Белоруссии 8 декабря и подтвержденные 21 декабря в
Тактическое ядерное оружие, стоявшее на вооружении украинских ВС, было выведено в Россию к 6 мая 1992 г. Стратегическое вооружение Украина готова была передать России после получения компенсаций и гарантии безопасности со стороны США и России. Соответствующее соглашение было подписано 14 января 1994 г. в Москве. 3 февраля парламент Украины его ратифицировал. Вывод ядерного оружия из Украины в Россию и уничтожение пусковых шахт были завершены к 1 июня 1996 г.
Парламент Казахстана 2 июля 1992 г. принял решение о ратификации Договора
В Республике Беларусь вывод ядерных вооружений был начат в 1992 г. и к концу года в Россию была переправлена подавляющая часть ядерных вооружений. 4 февраля 1993 г. Верховный Совет Беларуси ратифицировал Договор
25 декабря 1991 г., после отречения М. Горбачева, независимость бывших республик Советского Союза становится не только политическим, но и юридическим фактом[12]. Это дает шанс на преодоление нарастающего хаоса, но не более. Проблемы, стоявшие перед Советским Союзом в начале осени 1991 г., – неуправляемые вооруженные силы[13], неспособность властей обеспечить общественный порядок, отсутствие валютных резервов, необустроенность и спорность границ, паралич системы
Как человек, знающий о происходившем не только из книг и архивных документов, могу сказать что, урок, который можно вынести из опыта последних лет существования СССР, заключается в том, что вырабатывая политические решения важно понимать, что казалось бы прочные – но не гибкие
В английской песенке есть такие известные строки (в переводе С. Маршака): «Не было гвоздя – подкова упала. Подкова упала – лошадь захромала. Лошадь захромала – командир убит. Конница разбита – армия бежит! Враг вступает в город, пленных не щадя. Оттого что в кузнеце не было гвоздя». Повод к началу тяжелого экономического кризиса, спровоцировавший крах мировой сверхдержавы, – падение мировых цен на нефть в середине
И. Сталин, выбрав модель индустриализации, противоположную бухаринской, заложил фундамент
[1] Rustow
[2] В записке, подготовленной в октябре 1991 г. о сложившемся положении в стране, названной «Стратегия России в переходный период», образцом для подражания, которым следует руководствоваться российским властям, была признана политика Великобритании 1940 – начала
[3] Тодд Э. После империи. Pax Americana – начало конца. М.: Международные отношения, 2004. С. 173–176.
[4] О возможности применения тактического и
[5] Об отсутствии эффективного контроля Москвы за отдельными компонентами тактического ядерного оружия, особенно их более старыми модификациями см. также: Ежегодник СИПРИ. 2002. М.: Наука, 2002. С. 572.
[6] Соколов М. Судьба Союза: «N+0» или «9–9» // Коммерсантъ. 1991. № 35. 2 сентября.
[7] Портников В. Ельцин обсуждал с военными возможность ядерного удара по Украине… // Независимая газета. 1991. 24 октября.
[8] Записка о ближайших действиях России в области военного строительства, разоружения и космоса; Вывод ядерных вооружений из бывших союзных республик. 1991 г. Материалы личного архива Гайдара Е.Т.
[9] Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия. См.: Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014–1 «О ратификации соглашения о создании Содружества независимых государств». О выводе тактического ядерного оружия к 1 июля 1992 г. на центральные предзаводские базы для его разукомплектования под совместным контролем см.: Давыдов
[10] Природа и закономерности международных отношений. Современные международные отношения / Под ред.
[11] 8 августа 1996 г. Лукашенко обратился в парламент с предложением провести референдум о внесении изменений в Конституцию. Конституционный суд признал, что референдум по столь серьезным вопросам не может носить обязательный характер – только консультативный. Власти Белоруссии делают вид, что не знают о решении высшего суда страны. 15 ноября глава государства отстраняет от должности руководителя Центризбиркома Виктора Гончара. Председатель правительства России Виктор Черномырдин, председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев и председатель Совета Федерации Егор Строев, летевшие по своим делам в другом от Белоруссии направлении, неожиданно изменили маршрут и приземлились в ночь с 21 на 22 ноября 1996 г. в столице Белоруссии. Российские власти делают явный сигнал белорусской элите и обществу, что оппозицию режиму А. Лукашенко не поддержат. На торжества, которые состоялись 27 ноября 1996 г. (после референдума) по случаю вывода с территории Беларуси последней стратегической российской ракеты, Александр Лукашенко не поехал. См.: Шеремет П., Калинкина С. Случайный президент. СПб.: Лимбус Пресс, 2004.
[12] 25 декабря 1991 г. М. Горбачев подписал Указ о сложении с себя полномочий Президента СССР. В 19 часов 38 минут по московскому времени над Кремлем был спущен красный флаг СССР и поднят трехцветный флаг России.
[13] В январе 1992 г. опрос участников всеармейского офицерского собрания показал, что 73% офицеров считают очевидным что в вопросах, касающихся будущего Вооруженных Сил, решающее слово должно быть за военными. О неконтролируемой ситуации в Вооруженных Силах СССР, потере союзным руководством контроля над войсками после августа 1991 г. см.: Россия сегодня. Политический портрет в документах / Отв. ред.
[14] Позиция автора этих строк, его единомышленников – ведущих специалистов Института экономики переходного периода – по ключевым вопросам постсоциалистического перехода в России наиболее подробно изложена в следующих работах: Гайдар