Доходы от приватизации в 1996 году (по материалам «Коммерсанта»)

Итоги приватизации 1995 года и перспективы

Надеявшиеся на то, что вчерашнее заседание правительства внесет-таки окончательную ясность в перспективы российской приватизации, ошиблись. Несмотря на горячие заявления премьера в том духе, что приватизацию останавливать нельзя, обсуждение членами правительства ее прошлогодних результатов и перспектив на этот год ощущения неотвратимости денационализации у корреспондента Ъ не вызвало.

Российское правительство решило обсудить приватизационные итоги 1995 года и задачи на 1996 год, пожалуй, в самый драматичный момент в истории российской приватизации вообще. К апрелю этого года денационализация в России была фактически приостановлена – хотя официальные лица сохраняли дежурный оптимизм и регулярно сообщали, что заминка лишь временная, и необходима она для того, чтобы «слегка откорректировать курс». Нарушить корпоративную этику решился лишь министр экономики Евгений Ясин, который накануне заседания заявил, что «приватизация фактически приостановлена». Впрочем, правительство, немало сделавшее для того, чтобы заморозить разгосударствление, тем не менее постоянно подвергалось критике со стороны парламента за слишком медленный отход от политики массовой приватизации.

Словом, правительство остро нуждалось в таком рассмотрении приватизационных перспектив, которое, с одной стороны, уменьшило бы подозрительность западных кредиторов (проведение приватизации остается одним из главных условий получения внешних займов), а с другой – успокоило бы оппозицию. В этом смысле прошедшее вчера заседание было более чем успешным.

Представлявший Госкомимущество Альфред Кох заявил, что его ведомство готово продолжать приватизацию. Но основываясь на принципиально иных принципах. Во-первых, ГКИ хочет отказаться от массовой приватизации и сделать упор на индивидуальные проекты, используя при этом «не совсем типичные способы размещения акций». Однако этого основополагающего принципа новой российской приватизации оказалось мало даже членам правительства.

Широкие дискуссии о результатах залоговых аукционов и их дальнейшей судьбе продолжились и на заседании правительства. Против схем, использовавшихся в 1995 году, выступили председатель антимонопольного комитета Леонид Бочин (он напирал на то, что на аукционах грубо нарушалось антимонопольное законодательство) и министр топлива и энергии Юрий Шафраник. Последний, по его собственному признанию, «долго, в течении трех лет, не скандалил на заседаниях, и вот наконец решился»: по его мнению, ухудшение всех показателей в нефтедобыче в первом квартале этого года связано только с тем, что акции компаний разошлись на залоговых аукционах.

Погасить скандал, который министр готовил несколько лет, удалось погасить самому премьеру буквально за несколько минут: «Ну, не преувеличивайте, Юрий Константинович, не преувеличивайте. Спад в нефтяной отрасли объясняется не только и не столько этим». Впрочем, хотя почти каждый из выступавших предъявлял свои претензии к приватизации (к слову, не очень-то оригинальные), в заключительном слове премьер постарался доказать собравшимся, что приватизация в России все же будет продолжена: «Пожара больше нет, но и останавливать приватизацию ни в коем случае нельзя».

Ирония же ситуации в том, что приватизации, по крайней мере в первой половине 1996 года, все равно не будет. Вне зависимости от желания правительства. Весьма удачным представляется определение сегодняшней ситуации, данное Альфредом Кохом: дело не в желании правительства продавать или не продавать акции, а в готовности инвесторов их покупать. Теоретические рассуждения о том, что в преддверии президентских выборов, на которых может победить коммунист, вкладывать в национальную экономику деньги будет либо дурак, либо тайный поклонник КПРФ, получили подтверждение в специальном исследовании Госкомимущества. Согласно его результатам, активный спрос на акции некоторых российских предприятий инвесторы готовы предъявить только во второй половине года – после выборов.

По оценкам Госкомимущества, общий инвестиционный потенциал всех категорий инвесторов в ценные бумаги 13 крупнейших приватизируемых предприятий (среди них «Газпром», «Роснефть», «СИДАНКО», «Связьинвест», «Росгосстрах») составляет 8,9 трлн руб. при среднемесячной инфляции в 1–2% и только 2,3 трлн руб. при 5-процентной инфляции. Инвестиционный спрос на акции других (читай – несырьевых) компаний оценивается в 3,3 и 2,9 трлн руб. соответственно. При этом почти половина потенциальных инвесторов объясняет свою осторожность нестабильностью политической ситуации и отсутствием законодательных гарантий инвестиций.

Другими словами, Госкомимущество уже сейчас решило снять с себя ответственность и заранее предупредить правительство, что выполнить бюджетное задание (доходы от приватизации должны быть 12,4 трлн руб.) нельзя даже теоретически. Получить можно максимум 8,5 трлн руб. – при условии, что президентские выборы не изменят принципиальным образом политическую ситуацию в России. Что же будет в том случае, если на выборах победит Геннадий Зюганов, эксперты предсказать не взялись.

Источник: «Коммерсант» № 67(1025) от 19.04.1996
* * *

Доходы от приватизации под вопросом

Вчера по итогам заседания правительства, на котором обсуждались вопросы приватизации, Госкомимущество провело пресс-конференцию. Солировал на ней, как, собственно, и на заседании правительства, первый заместитель председателя ГКИ Альфред Кох.

На вчерашней пресс-конференции Альфред Кох, не изменяя традициям чубайсовской команды, выглядел уверенным и вполне спокойным. В целом удовлетворенный результатами прошедшего заседания, он все же высказал определенную обеспокоенность по самому болевому вопросу – доходам от приватизации. Уже почти три месяца руководители ГКИ говорят о том, что заложенные в бюджет 12,7 трлн рублей – достижимая сумма, но превышающая реальный инвестиционный спрос на государственное имущество. По данным ведомства, оптимальный размер фискальной составляющей приватизации в 1996 году чуть выше 8 трлн рублей. Однако правительство настаивает на выполнении этой статьи бюджета в полном объеме, что по словам, г-на Коха, вынудит ГКИ «реанимировать» такие проекты, как приватизация «Росгосстраха» и нефтяных компаний. В свою очередь, в этот спор в скором времени может вмешаться Госдума, комитет по приватизации которой готов выступить с законодательной инициативой по уменьшению приватизационных доходов бюджета.

По-прежнему не утихает интерес журналистов к залоговым аукционам. По этому поводу Альфред Кох поделился довольно любопытной информацией: параллельно с поиском источников для возврата кредитов залогодержателям правительство будет вести переговоры с ними на предмет переноса срока возможной реализации предметов залога на следующий год. Он считает, что это наиболее приемлемый путь, так как и зайцы (госпакеты) будут целы, и волки (бюджет) сыты. Самим же банкам пока не выгодно продавать госпакеты, и они готовы управлять предприятиями довольно длительное время, что, в свою очередь, по мнению Альфреда Коха, способствует процессу слияния банковского и промышленного капиталов.

И все-таки наибольшее удовлетворение руководство ГКИ испытывает в связи с практически разрешенным конфликтом на РАО «Норильский никель». Альфред Кох, посетивший перед брифингом заседание совета директоров РАО, рассказал об основных принятых решениях: в повестку дня запланированного на 7 июля собрания акционеров внесен вопрос о переизбрании совета директоров. Кроме того, бывший президент РАО Анатолий Филатов смещен с должности директора Норильского ГМК. По сути такое решение означает окончательную победу ОНЭКСИМбанка, так как его представители в новом совете директоров смогут непосредственно влиять на управление никелевым комбинатом.

Источник: «Коммерсант» № 67(1025) от 19.04.1996
* * *

Основные источники поступлений от приватизации во второй половине 1996 года

В Госкомимуществе обсудили проблему бюджетных доходов от приватизации. На состоявшейся во вторник вечером коллегии ГКИ первый зампред Альфред Кох назвал основные источники поступлений от приватизации федерального имущества во второй половине 1996 года. Большие надежды по-прежнему возлагаются на реализацию крупных инвестиционных проектов (например, с АО «Связьинвест») и на акции крупных нефтяных компаний. Возможно использование и принципиально новых источников поступлений.

Любопытно, что в официальном пресс-релизе, подготовленном по итогам коллегии, нет прежнего оптимизма по поводу того, что бюджетное задание будет выполнено, но зато нет и паники, какая постигла ГКИ в августе прошлого года. Очевидно, что правительство не пойдет на снижение плановой суммы в 12 трлн рублей, и Госкомимущество будет вынуждено использовать все имеющиеся у него возможности для обеспечения поступления этой суммы в бюджет. Такие возможности, по мнению Альфреда Коха, имеются. Основные усилия будут направлены на осуществление инвестиционного проекта по АО «Связьинвест», хотя реализация этого проекта сопряжена с довольно большими трудностями. Наличие некоторых разногласий с Министерством связи (ГКИ считает, что министерство затягивает реструктуризацию компании) может помешать получить в бюджет очень значительные суммы – 2–3 трлн рублей.

Другим крупным источником поступлений ГКИ считает инвестиционные и коммерческие конкурсы по пакетам акций ряда нефтяных компаний. Чтобы государство получило наибольшую выгоду при продаже этих объектов, предложено изменить условия проведения конкурсов. Изменены будут начальные цены акций (на инвестконкурсах они продаются по номинальной стоимости). По мнению руководства ГКИ и Российского фонда федерального имущества, они должны быть максимально приближены к рыночным. Кроме того, признано необходимым предусмотреть в инвестусловиях погашение задолженности предприятий перед бюджетом.

В соответствии с меморандумом, подписанным в прошлом году Минфином, Госналогслужбой, ГКИ и РФФИ, суммы погашенной задолженности бюджету тоже считаются доходами от приватизации, поэтому использование именно такой схемы ГКИ очень выгодно. Однако для того чтобы привлечь инвесторов к покупке акций у государства, а не на фондовом рынке, ГКИ придется быть очень точным в оценке продаваемых пакетов. Скорее всего, суммарный размер инвестиций в предприятие и начальной стоимости этих пакетов не превысит гипотетической рыночной стоимости.

Любопытно, что члены коллегии не уделили практически никакого внимания подготовленному проекту указа о доверительном управлении, который мог заменить залоговые аукционы на более «безопасную» процедуру управления госсобственностью. Проект встретил сильное сопротивление в правительстве, а состояние банковской системы (на которую в первую очередь рассчитан указ) не внушает надежд на его эффективную реализацию.

Несколько изменилась позиция ГКИ и в отношении обмена федеральных пакетов на задолженность федерального бюджета регионам, предусмотренного февральским указом президента. По мнению вице-премьера Александра Казакова, в тех регионах, где такая возможность не вызвала энтузиазма, нужно приступить к активной продаже этих пакетов. Необходимо отметить, однако, что отсутствие энтузиазма у региональных властей вполне объяснимо – Минфин приступил к оплате предвыборных обещаний президента, и ожидание живых денег притупило интерес к пакетам акций предприятий.

По мнению выступавших на коллегии, у ГКИ есть и существенные резервы в обеспечении поступлений в бюджет, в частности, связанные с формированием земельного рынка и увеличением эффективности использования зарубежной собственности.

Особое внимание будет уделено находящимся за рубежом совместным предприятиям, созданным на базе государственного имущества. Предприятия, получающие прибыль, по всей видимости, будут вынуждены платить, а неэффективные станут продавать.

И все же самым нетривиальным можно считать решение коллегии ГКИ использовать опыт московского правительства по продаже арендаторам занимаемых ими помещений. Этот опыт отличается от общероссийского тем, что арендаторы могут выкупать занимаемые помещения без конкурса и по цене, рассчитанной московскими властями. Продажа федеральной недвижимости на территории Москвы будет сопровождаться и борьбой с ненадлежащими арендаторами (то есть с теми, кто не заключил договора непосредственно с ГКИ) – именно арендная плата составляет львиную долю доходов московского имущественного комплекса.

Любопытно, что на прошедшем во вторник заседании московского правительства в центре обсуждения стояли как раз вопросы борьбы с незарегистрированной сдачей в аренду помещений и нерациональным использованием муниципального имущества. Создав специальную инспекцию по контролю за использованием недвижимости, московское правительство выступило с предупреждением и в адрес федеральных органов власти. По словам Юрия Лужкова, руководство города станет «возмутителем спокойствия» в вопросе контроля за эффективностью управления федеральной собственностью на территории Москвы. Как показало заседание коллегии ГКИ, нынешнее руководство комитета думает так же, как московский мэр.

Источник: «Коммерсант» № 121(1079) от 18.07.1996
* * *

Органы приватизации решили бороться за каждый дополнительный рубль

Вчера завершилось расширенное совещание Госкомимущества, Российского фонда федерального имущества и их территориальных отделений. Второй день совещания был посвящен общению руководства ГКИ со своими подчиненными и первых лиц РФФИ – со своими. Перед каждым из ведомств стоят различные задачи, от успешного решения которых зависит выполнение годового бюджетного задания по доходам от приватизации. Несмотря на то что речь уже не идет о получении всей обозначенной в бюджете суммы, органы приватизации решили бороться за каждый дополнительный рубль.

В 1996 году каждая запланированная копейка достается федеральному бюджету с огромным трудом. Тяжелая ситуация сложилась не только с налоговыми поступлениями, но и с доходами от приватизации. Приватизационные ведомства ссылаются на объективные причины, и в общем-то нельзя не согласиться с тем, что экономическая ситуация никак не способствует выполнению амбициозных планов правительства по приватизации. Поставленные в трудную ситуацию (с одной стороны, правительство требует денег, а с другой – связывает по рукам и ногам), ГКИ и РФФИ вынуждены полагаться только на собственные силы. Новых залоговых аукционов не будет, а значит, не будет и триллионных сумм.

То есть, может, триллионы и будут, но только в том случае, если будут реализованы два крупных проекта (РАО «ЕЭС России» и АО «Связьинвест»). Однако если размещение еврооблигаций РАО «ЕЭС» дело принципиально решенное (хотя до его практической реализации еще далеко), то способ продажи 25-процентного пакета акций холдинга пока еще не утвержден. Известно лишь то, что целиком этот пакет продаваться не будет (на чем, собственно, и настаивало Минсвязи). По словам Альфреда Коха, пакет будет разбит на лоты и продан на аукционах. По-видимому, лоты будут «привязаны» к конкретным региональным телефонным компаниям, которые станут объектами последующих инвестиций.

Определенный резерв у ГКИ образовался и от передачи федеральных пакетов акций субъектам федерации в счет погашения им долгов федерального бюджета. На данный момент акций передано на 203 млрд рублей. В правительстве находятся проекты по передаче акций еще на 11 млрд рублей, на стадии завершения проекты постановлений о передаче акций на 100 млрд рублей. По планам ГКИ, до конца года можно передать акций на 0,5 трлн рублей, то есть зачет долгов в общей сложности едва превысит 700 млрд рублей. Но даже и эта скромная сумма (напомним, что весной этого года ГКИ рассчитывало на 4–5 трлн рублей) может оказаться недостижимой. По информации начальника управления ГКИ Ольги Вовченко, только у 43 регионов есть задолженность, которую можно обменять на акции.

Некоторые регионы вообще отказались участвовать в этом процессе. В большинстве субъектов Федерации хотя и не отказываются от самой идеи, но руководители территориальных комитетов имущества не занимаются этим вопросом, а значит, и результатов практически нет. Причина в том, что процедура согласования сложна и громоздка: размеры долга должны быть согласованы с Минфином, стоимость пакетов акций – с РФФИ. Особенно медленно работают в Минфине, что вполне объяснимо: с самого начала такой способ получения доходов от приватизации получил отрицательную оценку министерства.

В РФФИ ситуация не менее сложная. Планы-графики продаж выполняются из рук вон плохо. Уговаривать регионалов бесполезно: многие региональные комитеты планы-графики просто игнорируют. Особенно те субъекты федерации, где комитеты и фонды являются структурами местных властей, которые, как известно, ни материально, ни тем более морально не заинтересованы в продаже федеральной собственности.

У федеральных органов приватизации остался один способ заставить свои отделения действовать более активно – поставить дополнительное финансирование региональных комитетов в зависимость от конкретных результатов их работы. Для того чтобы на местах отчетливо представили себе масштабы этой работы, РФФИ подготовил план-график проведения продаж территориальными фондами имущества акционерных обществ с уставным капиталом более 100 млн рублей. По словам Альфреда Коха, сам он этого документа еще не видел, хотя должен его утвердить.

Хотя документ пока не завизирован главой ГКИ, ознакомиться с ним интересно, так как для территориальных агентств он является руководством к действию до конца года. В список вошло 304 предприятия федеральной собственности. Размеры выставляемых на продажу пакетов акций сильно разнятся по величине, но в основном не превышают 25% от уставного капитала. Преобладающий способ продаж – аукционы, довольно много инвестконкурсов (66) и коммерческих конкурсов (26). Абсолютный рекордсмен по планируемым продажам – Тульская область: за 1,5 месяца ей предстоит продать 30 федеральных пакетов акций.

Вряд ли в нынешнем году будут проведены все запланированные РФФИ мероприятия. Эта печальная мысль возникает при ознакомлении с данными РФФИ об итогах приватизации за 9 месяцев: из 341 запланированных аукционов состоялся 91, из 21 коммерческого конкурса – один. Вряд ли в последнее время ситуация принципиально изменится, а это значит, что акций будет продано немного. Первый заместитель председателя РФФИ Игорь Липкин пока настроен довольно оптимистично: по его словам, до конца года можно получить еще 500 млрд рублей помимо уже полученных 650 млрд.

Однако даже если все намеченные органами приватизации мероприятия будут реализованы, бюджетное задание по доходам от приватизации целиком выполнить не удастся, если только оно не будет уменьшено, как это было в конце прошлого года. А это маловероятно: если правительство внесет в Думу соответствующий законопроект, депутаты вряд ли его поддержат.

Источник: «Коммерсант» № 190(1148) от 06.11.1996