Е. Аринархов. Россия и Латинская Америка: общее и особенное

Источник: Latin.ru. Мост дружбы между Россией и Латинской Америкой. 28.02.2008. http://www.latin.ru/publicacion/arinarjov.shtml

В конце второго тысячелетия человечество столкнулось с рядом новых социально-экономических явлений, среди которых особенно выделяются, во-первых, усиление взаимозависимости национальных экономических систем, породившее такой феномен как глобализация мирового хозяйства; и, во-вторых, многочисленные попытки трансформации национальных экономик, предпринимаемые странами разных уровней развития на протяжении последних десятилетий.

Экономическое реформирование - удел не только Российской Федерации. Начало 1980-х гг. ознаменовалось мировым экономическим кризисом, имевшим важные последствия для всех стран. Серьезнейшее влияние он оказал и на развивающиеся страны, где имели место политические и экономические потрясения. Обращает на себя внимание совпадение во времени начала "перестроечных" процессов в Советском Союзе и во многих развивающихся государствах, что служит дополнительным аргументом при обосновании тезиса об углублении экономической взаимозависимости между странами. Одновременность начала процессов трансформации, сходство поставленных целей и предлагаемых методов их достижения позволяют предположить, что мы имеем дело с неким глобальным социально-экономическим явлением, формы проявления которого варьируются от страны к стране под воздействием межстрановых различий.

Изучение процессов экономической трансформации в отдельных странах Латинской Америки представляется весьма актуальным в связи с возможностью сопоставления многих экономических, социально-политических, этнических и других характеристик данных стран с аналогичными российскими. Рассмотрение экономической политики правительств отдельных государств, столкнувшихся с проблемами идентичными тем, которые пытается решить наша страна (огромный внешний долг, низкая конкурентоспособность продукции на мировом рынке, хроническая инфляция, дефицит государственного бюджета) позволяет - с известной долей осторожности - экстраполировать результаты исследования на течение социально-экономических процессов в Российской Федерации, спрогнозировать их и избежать многих ошибок при реализации собственной экономической программы. 

1980-1990 гг. были периодом перелома в тенденциях социально-экономического развития большинства латиноамериканских стран (ЛАС). Традиционную, функционировавшую до это времени на протяжении полувека модель экономики этих государств можно назвать государственно-капиталистической.

Зарождение государственно-капиталистической модели в ряде стран региона началось еще в 20-30-е гг. двадцатого века. Это было связано с подъемом идеологии антиимпериализма и национал-реформизма в тот период и условиями мирового экономического кризиса 1929-33 гг., обнажившего недостатки односторонней аграрно-сырьевой специализации ЛАС. 

На определенной стадии развития госкапитализм сыграл важнейшую роль в формировании латиноамериканского частного предпринимательства (особенно в сфере промышленного производства), без которого невозможно представить современную рыночную экономику. При содействии государства в Аргентине, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Колумбии, Чили возникли мощные финансово-промышленные группы, играющие теперь ведущую роль в экономическом развитии этих стран и имеющие тесные партнерские отношения с крупнейшими западными кампаниями.

Ускоренное развитие в рамках госсектора производственной инфраструктуры и базовых отраслей производства, непосильное для частного отечественного предпринимательства, способствовало формированию благоприятных условий для его развития. Низкие тарифы на производственные услуги государственных предприятий оборачивались повышенной прибылью частных предприятий и, таким образом, форсировали процесс первоначального накопления капитала.

В течение нескольких десятилетий в ЛАС применялась система мер косвенного воздействия на процессы накопления частного капитала и его распределение. Во многих странах была создана сеть крупных государственных банков развития, которые финансировали на долгосрочной основе крупные инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики.

Характерными чертами традиционной государственно-капиталистической модели были регулирование взаимоотношений отечественного капитала с иностранным и высокий уровень таможенно-тарифной защиты внутренних рынков.

Следует отметить, что данная модель развития вплоть до начала 80-х гг. сохраняла свой динамизм. Так, например, если в США промышленное производство с 1955 по 1975 г. росло в среднем на 2,8% в год, а в Западной Европе - на 4,8%, то в ЛАС - на 6,9%. В начале 80-х гг. по темпам информатизации Бразилия не уступала многим развитым странам Европы, сосредоточив у себя более половины парка компьютеров всей Латинской Америки.

Точкой отсчета перехода ЛАС к новой модели развития явился кризис начала 1980-х гг., который был главным внешним фактором воздействия на эти страны. В условиях кризиса традиционная модель развития стала давать сильнейшие сбои: упали темпы роста производства, сократились капиталовложения, резко выросли дефициты платежных балансов, пришли в расстройство государственные финансы, прекратился поток иностранных кредитов, стремительно раскручивалась инфляционная спираль. Кризис подорвал платежеспособность ЛАС, поставив их в положение несостоятельных должников.

В то время как в 80-е гг. экономический рост в странах ОЭСР в среднем за год составлял 3,1%, темпы развития латиноамериканской экономики едва достигали 1,5% в год. При постоянном среднегодовом приросте населения в 2,2% столь низкие темпы развития привели к тому, что в 1989 г. ВВП в расчете на душу населения в ЛАС составлял лишь 11,45% к данному показателю по странам ОЭСР. Это соотношение было существенно ниже, чем в 1985 г. (15,4%), и не достигало даже уровня 1970 г. (13,3%). В 1988 г. ВВП всех ЛАС равнялся 808 млрд. долл., что было меньше ВВП Италии. Но если население Италии в том году исчислялось только в 57,4 млн. чел., то в Латинской Америке проживало 414 млн. чел.

Итак, становилось очевидно, что прежняя экономическая модель с присущими ей элементами автаркии и экономического национализма, с ориентацией на политику импортозамещающей индустриализации и жесткого регулирования предпринимательской деятельности стала неадекватной изменившимся условиям мирового хозяйства. На смену ей пришла неолиберальная модель развития, предполагавшая большую открытость по отношению к внешнему миру и использование преимущественно рыночных регуляторов экономической активности.

По мнению ряда ученых, распространение неолиберализма в Латинской Америке следует рассматривать в контексте перемен, имевших место на рубеже 1970-80-х гг. в развитых странах Запада, где данная концепция стала популярной в силу внутренних факторов: развития человеческого капитала, усиления роли ТНК, широкого внедрения в производство плодов НТР. В случае же с ЛАС речь, видимо, идет об "отраженной волне развития". Смысл данного тезиса состоит в том, что государства периферии мирового хозяйства перенимают процессы (часто вынужденно), происходящие в центрах. Действительно, широкой социальной базы для экономического либерализма в регионе в 80-е и в 90-е гг. не было. Неолиберальные преобразования там явились следствием сложившихся обстоятельств - кризиса этатизма и внешней задолженности.

Основными элементами неолиберального реформирования в странах Латинской Америки были: 1) приватизация, 2) финансовая стабилизация, 3) налоговая реформа, 4) реформа банковской сферы, 5) либерализация финансовых рынков, 6) либерализация внутренней и внешней торговли, 7) устранение препятствий для иностранных капиталовложений, 8) усиление законодательной базы защиты прав собственности, 9) структурная перестройка экономики в соответсвии с МРТ, сложившимся в мировой экономике к тому времени.

Таким образом, основными конечными задачами преобразований были: 1) усиление рыночного вида связей в экономике ЛАС, 2) усиление включенности в мирохозяйственные потоки товаров и услуг, 3) модернизация компонентов экономических систем в соответствии с международными стандартами. 

На наш взгляд, суть данного процесса заключается в том, что к началу 80-х гг. нынешнего века взаимодействие двух крупных подсистем мировой экономики - промышленно развитых стран Запада, включая Японию, и отстающих в экономическом развитии стран латиноамериканского региона - вступило в качественно новую фазу: наиболее продвинутая часть экономических структур Запада приобрела транснациональный характер и распространила свое влияние на всю планету, в том числе и на ЛАС.

Думается, что данный феномен может быть адекватно описан с позиций системного подхода: при достаточно тесном взаимодействии двух систем возможны три варианта развития событий: 1) обе системы взаимно корректируют свои внутренние характеристики, что приводит к "своего рода симбиозу"; 2) одна из систем полностью подчиняет себе развитие другой системы и перестраивает ее по своему усмотрению, однако в процессе такой перестройки возможно возникновение неуправляемых факторов, которые могут привести к непредсказуемым последствиям; 3) одна из систем не выдерживает давление другой и разрушается, а ее компоненты ассимилируются более мощной системой.

Представляется, что страны Латинской Америки стремятся к тому, чтобы не допустить усиление зависимости от государств развитого Запада путем корректировки своих экономических систем по образу и подобию последних и вступать с ними в обоюдовыгодные отношения, не допуская односторонней эксплуатации. В этом и состоят, на наш взгляд, истинные причины неолиберального реформирования в ЛАС.

Приватизация в Мексике началась еще в 1982 г. при президенте Мигеле де ла Мадриде с мелких и средних предприятий легкой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности.

В начале 90-х годов правительство К. Салинаса де Гортари взяло курс на ускорение приватизации, в результате чего в программу приватизации были включены крупнейшие предприятия горнорудной промышленности, черной металлургии, авиационного транспорта, связи, крупнейшие банки.

Пик приватизации пришелся на 1990-92 гг. Выручка от продажи активов госсектора составила в 1990 г. 3,2, в 1991 - 10,6, а в 1992 г. - 7 млрд. долл. Шесть крупнейших латиноамериканских государств - Аргентина, Венесуэлла, Бразилия, Колумбия, Мексика и Перу, в указанный период получили в общей сложности 40 млрд. долл., из которых 22 млрд. пришлись на Мексику. Широкое распространение в ходе приватизации получили сделки своп - обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий, т.е. одновременно решалась и другая задача - облегчение долгового бремени страны. Однако в результате подобных операций ЛАС в целом получили всего 10 млрд. долл. - сумму весьма скромную относительно общего объема долга этих государств.

Необходимым условием эффективной приватизации в любой стране является на только наличие достаточных финансовых средств у частного сектора, но и развитый национальный рынок капиталов с присущим ему институционным механизмом - банками, фондовыми биржами, брокерскими фирмами, являются посредниками в операциях с акциями приватизируемых компаний. По сравнению с другими ЛАС Мексика имеет наиболее развитую кредитно-банковскую систему и рынок ценных бумаг, причем в развитии и модернизации этой сферы значительную роль играло и продолжает играть государство. Данное обстоятельство (наряду с другими) обусловило широкие масштабы, которые приобрел процесс приватизации в этой стране.

В условиях формирования открытой экономики изменился и подход к вопросу о допуске иностранного капитала в национальную банковскую систему, остававшуюся вплоть до 90-х гг. одной из самых закрытых отраслей экономики в большинстве ЛАС. Открывая банковский сектор для иностранного капитала, национальные правительства преследовали следующие цели:

1. подключиться к международным финансовым потокам;
2. ускорить формирование высоко конкурентной среды в финансовой сфере;
3. стимулировать процесс концентрации банковского капитала для формирования жизнеспособных банковских структур;
4. использовать зарубежный потенциал для структурной перестройки национального кредитно-финансового сектора.

Стремясь избежать повторения острых кризисов, сопровождавшихся массовыми банкротствами кредитно-финансовых учреждений, которые пережило большинство ЛАС, правительства рассматриваемых государств существенно усилили роль центральных банков, делегировав им дополнительные полномочия и увеличив степень независимости от исполнительной власти. Соответствующие законодательные акты были утверждены в Чили в 1989, в Аргентине - в 1992, в Мексике - в 1993 г. Хотя новый закон о центральном банке и не был принят в Бразилии, де-факто его роль существенно трансформировалась с принятием в 1994 г. "Плана Реал" - программы экономической и валютно-финансовой стабилизиции.

В 1990-96 гг. в ЛАС поступило около 30% всех прямых иностранных инвестиций (ПИИ), приходящихся на развивающиеся страны, при этом в последние годы основным центром притяжения прямого зарубежного капитала стала Мексика, которая в период с 1994 по 1996 г. вышла по этому показателю на второе место после Китая - на нее приходилось более 10% всех ПИИ, полученных развивающимися странами, и около 40%, полученных странами Латинской Америки.

В последние годы американские корпорации активно строят в Мексике заводы по выпуску автомобилей на базе сборки из импортных узлов и деталей, в результате чего среднегодовое производство возросло со 140 тыс. ед. в 1983-87 гг. до 250 тыс. в 1997 г., причем более 50% всех автомобилей экспортируется. Доля автомобильной промышленности в экспорте страны возросла с 0,5% в 1985 г. до 16,6% в 1996 г.

Еще более динамично развивается "экономика макиладорос". Это особая приграничная с США хозяйственная зона по переработке поступающего с севера сырья при использовании дешевой рабочей силы мексиканцев сложилась в северных районах страны еще в 1960-х гг. В 1990 г. там насчитывалось около 1700 предприятий, а в конце 1997 г. - более 3500 с общим числом занятых 940 тыс. чел. Экспорт "макиладорос" в 1996 г. составлял 38,5% всего экспорта страны. Основными экспортными товарами этих предприятий являются деталь автомобилей, вычислительная техника, одежда.

Следует отметить, что доля нефти в экспорте Мексики снизилась с 75% в 1980 г. до 12% в 1997 г. По темпам развития экспортного сектора Мексика опережает другие латиноамериканские страны. Так, в 1997 г. ее экспорт вырос более чем в 2,7 раза по сравнению с 1990 г., тогда как по региону в целом - только в 2 раза. Сейчас до 85% экспорта Мексики приходится на товары обрабатывающей промышленности. 

В середине 1990-х гг. в отдельных странах Латинской Америки были проведены преобразования в аграрной сфере. Так, в Мексике в 1995 г. был принят закон, реорганизующий традиционную эхидальную (общинную) систему - наиболее инертный и отсталый сегмент в сельском хозяйстве. По этому закону, общинные земли, как и индивидуальные земли крестьян-общинников, стали объектом купли-продажи, поощряется создание разного рода ассоциаций производительного, обслуживающего и кредитного типа, кроме того, в целях повышения рентабельности сельского хозяйственного производства реструктуризируются долги сельхозпроизводителей, облегчается их доступ к новым кредитам, оказывается помощь в создании промышленных предприятий в сельской местности и в организации сбыта сельхозпродукции.

Реформы в Бразилии во многом схожи с мексиканскими. Приватизация стала важным направлением экономической политики в Бразилии с приходом к власти в марте 1990 г. президента Ф. Коллора и провозглашение плана "Новая Бразилия". Цель данного плана - изменение госкапиталистической модели развития страны, проведение рыночных реформ, модернизация бразильской экономики и включения ее в "первый мир".

С реализацией программы приватизации связывалось решение практически всех основных социально-экономических проблем.

Во-первых, благодаря приватизации предполагалось нанести удар по инфляции, которая в 1989 г. составляла 1287%, а в 1990 - 2937,8%.

Во-вторых, приватизация должна была способствовать модернизации национальной промышленности.

В-третьих, важная роль отводилась приватизации в решении внешней и внутренней задолженности благодаря частичной конверсии долговых обязательств в акции продаваемых компаний.

В 1992 г. доходы от приватизации составили 3,4 млрд. долл. вместо предполагаемых 18; к 1994 г. было получено 9,1 млрд. долл., а в 1997 г. Бразилия вышла на первое место в мире по объемам продажи госсобственности. К концу 2000 г. совокупный объем стоимости приватизированных компаний может дойти до 100 млрд. долл.

За 1991-1997 гг. объем внешней торговли Бразилии вырос более чем в два раза, однако при этом, объем импорта увеличился более чем в три раза, а экспорт только на 63%. Экспорт сельскохозяйственных товаров возрос примерно на 50%, а продукции обрабатывающей промышленности - на 10%. В целом, экспорт продукции обрабатывающей промышленности дал свыше 50% экспортных поступлений Бразилии.

Структура бразильского импорта в 1997 году была такова:
Сырье и полуфабрикаты - 45,5%
Машины и оборудование - 26,4%
Нефть и нефтепродукты - 9,5%
Потребительские товары - 18,6%.

В 1990 г. средний уровень бразильского таможенного обложения снизился до 32,2%, а в 1991 г. до 25,1%. Более того, политика внешнеторговой либерализации затронула и такую "священную корову" бразильцев как сфера информатики: в марте 1990 г. были сняты ограничения на импорт микроэлектроники. Однако низкая конкурентоспособность бразильской продукции по сравнению с импортной способствовала спаду национального производства на 4,4% в 1990 г. В Бразилии не только вырос импорт продовольствия, но и уменьшилось количество рабочих мест в сельской местности. Официальный уровень безработицы в стране возрос с 4,6% в 1995 г. до 5,7% в 1996 г. Внешний долг Бразилии, как и в конце 80-х, был втрое больше выручки от экспорта товаров и услуг. В 1990 г. долг составлял 123 млрд. долл., в 1996 г. - 170 млрд. долл., а в 1998 г. (по предварительным данным) - 225,5 млрд. долл. 

Таблица 1. Внешний долг отдельных стран Латинской Америки, млрд. долл.

Страна

1991 г.

1998 г. *

Бразилия

123,8

225,5

Мексика

117,0

158,0

Чили

17,3

30,7

 

*Предварительные данные
Источник: Красильщиков В.А. Латинская Америка в постиндустриальном мире // МЭиМо. 1999, №9. С. 32.

Что касается сельского хозяйства, то в результате создания высокоспециализированных агропромышленных предприятий рост сельхозпродукции составил 20% за 1991-97 гг. По производству сои и соепродуктов Бразилия вышла на 2-е место в мире после США и на первое - по экспорту концентрированного сока.

Пришедшее к власти в 1973 г. правительство А. Пиночета в основу своей хозяйственной политики положило экономическую реформу, базирующуюся на неолиберальной модели Чикагской школы. Для решения экономических проблем были реализованы следующие мероприятия: сведение к минимуму роли государства в производстве, приватизация, всесторонняя либерализация экономики и всемирное привлечение иностранного капитала.

К 1990 г. из 630 предприятий, подлежавших приватизации, было приватизировано 553.

Приход к власти демократического правительства в марте 1990 г. внес некоторые новые черты в процесс приватизации. Сохраняя частный сектор как основную движущую силу развития Чили, демократы все же считают необходимым полностью ликвидировать госсектор. По мнению демократов, в новых условиях частный сектор должен повысить свою роль в решении социальных проблем, а его развитие должно происходить главным образом за счет расширенного воспроизводства путем реинвестиций прибылей, а не за счет перемещения в него госсобственности.

В начале 90-х гг. чилийская экономика выгодно отличалась от экономик других ЛАС, развиваясь устойчивыми темпами. В 1991 г. Чили занимала второе место после Венесуэлы место по темпам роста ВВП и первое в душевом его исчислении (3,5%), превосходя по этим показателям среднерегиональный уровень (соответственно 3,0 и 0,9%). Чили - единственная из ЛАС, имеющая с начала 80-х гг. непрерывный рост ВВП, что позволило ей в 1991 г. иметь валовой продукт на душу населения на 16% выше, чем в 1980 г.

Таблица 2. Темпы прироста ВВП в отдельных странах Латинской Америки в 1991-98 гг. (в процентах к предыдущему году )

Страна

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Бразилия

0,3

-0,9

4,6

6,1

4,1

2,9

3,1

0,5

Мексика

4,2

3,6

2,0

4,5

-6,2

5,1

7,1

4,8

Чили

7,3

10,7

6,6

4,2

8,5

7,2

7,6

3,4

 

Источники: Красильщиков В.А. Там же. С.31., Statistical Yearbook for Latin America and the Caribbean. ECLAC, Feb. 1996. P.70. 

Существенные изменения имели место и в сфере внешней торговли. Не отказываясь от политики наращивания экспорта фруктов, овощей, лесной продукции, правительство взяло курс на защиту внутреннего рынка продовольствия, приняв в 1991 г. закон об "антидемпинговой политике" и разработало меры по стимулированию национального производства продуктов питания.

В целом, пример Чили является эталоном последовательной реализации неолиберальных преобразований.

Результаты экономических преобразований в Мексике, Бразилии и Чили весьма противоречивы. В к. 1980 - сер. 90-х гг. этим странам удалось стабилизировать основные макроэкономические показатели и перейти к структурному реформированию. Обстоятельствам, доказывающим относительную устойчивость сложившейся системы, может служить успешное преодоление этими странами последствий сначала мексиканского кризиса 1994-95 гг., а затем азиатского в 1997-98 гг.

В рассматриваемых странах произошли серьезные изменения в соотношении государственного и частного секторов экономики в сторону усиления последнего.

Был создан благоприятный инвестиционный климат, что помогло преодолеть негативное влияние низкой нормы внутреннего накопления на ход реформ. При этом Чили продемонстрировала особый метод стимулирования роста внутренних сбережений и накоплений. Приватизация пенсионной системы, начавшаяся в 1980 г., сыграла главную роль в этом процессе. Пенсионные фонды, а также страховые компании стали основными инвесторами в реальный сектор экономики.

С другой стороны, имеет место рост внешнеторгового дефицита. Так, в 1996 г. в Мексике он составлял 2,1, а в 1997 - 11,1 млрд. долл.; в Бразилии, соответственно - 9,1 и 12,0 млрд. долл. Дело в том, что ЛАС усовершенствовали старые технологические уклады и традиционные для своей экономки отрасли, в то время как адекватной замены

Результаты экономических преобразований в Мексике, Бразилии и Чили весьма противоречивы. В к. 1980 - сер. 90-х гг. этим странам удалось стабилизировать основные макроэкономические показатели и перейти к структурному реформированию. Обстоятельствам, доказывающим относительную устойчивость сложившейся системы, может служить успешное преодоление этими странами последствий сначала мексиканского кризиса 1994-95 гг., а затем азиатского в 1997-98 гг.

В рассматриваемых странах произошли серьезные изменения в соотношении государственного и частного секторов экономики в сторону усиления последнего.

Был создан благоприятный инвестиционный климат, что помогло преодолеть негативное влияние низкой нормы внутреннего накопления на ход реформ. 

С другой стороны, имеет место рост внешнеторгового дефицита. Так, в 1996 г. в Мексике он составлял 2,1, а в 1997 - 11,1 млрд. долл.; в Бразилии, соответственно - 9,1 и 12,0 млрд. долл. Дело в том, что ЛАС усовершенствовали старые технологические уклады и традиционные для своей экономки отрасли, в то время как адекватной замены высокотехнологическому импорту, необходимому для дальнейшей модернизации, создано не было. Более того, в Бразилии, например, национальный капитал уступил свои позиции в отраслях средних и высоких технологий иностранным компаниям, а в экспорте, несмотря на усилия правительства, постоянно снижается доля промышленных товаров глубокой степени переработки.

В большинстве ЛАС реформы проводились без учета социальной составляющей. Рецепты МВФ вызвали народные волнения в Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике. Усилилась имущественная дифференциация населения. Так, в Мексике соотношение между доходами самых богатых и самых бедных составляет 40:1. Половина населения страны тратит в день сумму, равную одному доллару США. В 1996 г. 35% бразильцев жили в нищете.

Что касается использования опыта латиноамериканских стран Россией, то представляется возможным сделать два вывода:

1. стратегию реформ и способы их реализации нужно выбирать творчески, исходя из всей совокупности экономических, социально-политических и культурных особенностей национального развития. Некритическое использование чужой модели может принести только вред;

2. если Россия не желает окончательно превратиться в страну, находящуюся на периферии мирового хозяйства, ее главной стратегической целью должно стать внедрение методов стимулирования развития национальной экономики, характерных для стран Запада: защита отдельных отраслей, мощная социальная политика, продвижение высокотехнологичной продукции на внешние рынки, поддержка сельского хозяйства, что, вообще говоря, далеко не совпадает с рецептами, предлагаемыми международными экономическими организациями как России, так и странам Латинской Америки. 


Список литературы: 
1. Ectudio Economico de America Latina y El Caribe: 1998-99. - Santiago de Chile: Naciones Unidas, CEPAL,1999. 364 p.
2. Financing and External Debt of Developing Countries. 1985 Survey. Paris: OECD, 1986. 240 p.
3. Statistical Yearbook for Latin America and the Caribbean. 1995 ed. New York a.o.: UNO, ECLAC, February 1996. 786 p.
4. Опыт экономических реформ в развивающихся странах. М.: Наука. Изд. фирма Восточная литература , 1992. 286 с.
5. Cоrbo V. Development strategies and policies in Latin America: A historic perspective. - San Fransisco, 1992. - 48 p.
6. Лопес Гарсиа Делия Луиса. Истоки индустриализации в Латинской Америке (на примере Аргентины и Бразилии): Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1984. 19 с.
7. Неолиберализм в Латинской Америке: Реф. сб. Сер. Латинская Америка сегодня . Вып. 11./Отв. ред. А.А. Сосновский. М.: ИНИОН РАН, 1995. 148 с.
8. Современный финансово-экономический кризис. Реакция нарождающихся рынков и центров мировой экономики: Материалы научной конференции, проведенной ИЛА РАН 30 марта 1999 г./Отв. ред. В.М. Давыдов. М.: ИЛА РАН, 1999. 219 с.
9. Красильщиков В.А. Латинская Америка в постиндустриальном мире//Мировая экономика и международные отношения. 1999. - 9. с.26-35.