Е. Серова, Т. Тихонова и др. Сельская бедность и сельское развитие в России

Источник: Серова Е.В., Тихонова Т.В., Храмова И.Г., Храмова С.В., Шик О.В. Сельская бедность и сельское развитие в России. М.: ИЭПП, 2004.

 

Введение

Социальное развитие села в настоящее время становится одним изосновных направлений аграрной политики России. Вопервых, Россия –одна из немногих стран с переходной экономикой, в которой в ходе аграрных реформ производительность труда в сельском хозяйстве уменьшилась. За 1990е годы производство сократилось почти на 40%, в товремя как занятость в сельском хозяйстве практически не изменилась.Основная причина этого процесса – неразвитость неаграрной занятостив сельской местности. Так, основная доля (61%) трудоспособного сельского населения занята в аграрном секторе. В результате этого менеджеры традиционных сельхозпредприятий не могут в массовом порядкеувольнять избыточную рабочую силу. Как следствие, тормозится реальная реорганизация сельхозпроизводства. Сельхозпредприятия фактически не только платят заработную плату работникам, но и в неявной форме несут бремя выплат пособий по безработице, что не может не сказаться отрицательным образом на их эффективности. Таким образом,создание альтернативной занятости в сельской местности – одна изважнейших задач, решение которой необходимо для повышения эффективности аграрного производства.Вовторых, Россия стоит перед этапом резкого сокращения занятости в сельском хозяйстве. Такой период пережили все индустриальноразвитые страны мира после Второй мировой войны. Численность занятых в аграрном секторе в подавляющем большинстве стран ОЭСР составляет 2–5%, в России этот показатель попрежнему находится науровне 13%. Поэтому модернизация аграрного сектора неизбежно приведет к сокращению занятости в нем. В России абсорбция излишней рабочей силы может быть затруднена в связи с большей территориальнойрассредоточенностью поселений – сельские поселения, как правило,находятся на большом удалении от городских центров, способных предложить занятость в городском секторе экономики. Указанная проблема всоциальном плане может привести к ускорению маргинализации сельского населения, к формированию устойчивой сельской бедности, чтохарактерно для развивающихся стран и до сих пор не имеет удовлетворительного решения, либо миграция в города больших масс низкоквалифицированной рабочей силы создаст еще большее напряжение на городском рынке труда.Втретьих, за десятилетия неэффективной аграрной политики и объективного спада производства в период реформ произошло заметноеухудшение качества предлагаемого сельскохозяйственного труда. Этоозначает, что наметившийся рост в аграрном секторе не находит адекватного предложения рабочей силы. Отсутствие квалифицированнойрабочей силы в сельской местности может в скором времени стать одним из основных сдерживающих факторов роста в аграрной сфере. Преимущества инвестирования в аграрный сектор, обозначившиеся в по6следние 2–3 года, могут оказаться не столь очевидными при необходимости вкладывать средства также в формирование соответствующихтрудовых ресурсов.Таким образом, сельское хозяйство, с одной стороны, сталкивается сограничениями роста эффективности и, с другой – само становится фактором повышения социальной напряженности в стране в целом. Единственным способом ответить на этот вызов является государственная политика социального развития села, ориентированная на создание неаграрных источников доходов в сельской местности и условий для формирования эффективного предложения труда в сельском хозяйстве. Покаэтот вопрос решается спонтанно, путем компенсаторного механизмаличного подсобного хозяйства населения. Однако с ростом товарногосельскохозяйственного производства ЛПХ перестанет играть даннуюроль. Кроме того, бизнес, начавший развиваться в аграрной сфере, всилу своей природы не будет брать на себя ответственность за решениесоциальных проблем села. Именно поэтому у государства просто нетиного выбора – нужна эффективная аграрная политика в этой сфере.

Подробнее..