ИЭПП. Налоговая реформа в России: анализ первых результатов и перспективы развития
Источник: Налоговая реформа в России: анализ первых результатов и перспективы развития / Научные труды ИЭПП. № 50. М.: ИЭПП. 2003.
Авторский коллектив: С.Баткибеков, Ю.Бобылев, П.Кадочников, С.Пономаренко, К.Непесов, С.Синельников-Мурылев, И.Трунин, Е. Шкребела
Вопрос о реформировании налогового законодательства стоит на повестке дня достаточно давно. Еще в 1997 г. в Государственной Думе обсуждался проект Налогового кодекса, внесенный Правительством Российской Федерации. Практическое воплощение реформы началось с принятием в июле 1998 г. первой части Налогового кодекса. Однако собственно реформирование порядка исчисления и взимания конкретных налогов стало реализовываться по мере принятия, начиная с 2000 г., первых глав второй час-ти Налогового кодекса.
Первый этап налоговой реформы включал в себя принятие четырех глав второй части Налогового кодекса РФ - "Налог на доходы физических лиц", "Акцизы", "Налог на добавленную стоимость", "Единый социальный налог".
По налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу) основным нововведением было установление единой ставки для большинства доходов в размере 13%. При этом для отдельных видов доходов, таких, как: выигрыши, получаемые в лотереях, конкурсах, играх; страховые выплаты, превышающие проиндексированную сумму страховых взносов или размеры ущерба застрахованному имуществу; процентные доходы по вкладам в бан-ках в части превышения нормируемой суммы, - была установлена повы-шенная ставка в размере 35%. В значительной степени устранено двойное налогообложение дивидендов путем зачета ранее уплаченных сумм налога на прибыль в счет обязательств по подоходному налогу. Существенно увеличен необлагаемый минимум, установлен ряд льгот социального характе-ра. Изменен порядок налогообложения при сделках с недвижимостью.
Единый социальный налог заменил собой страховые взносы, взимав-шиеся ранее в социальные государственные внебюджетные фонды. Ставка единого социального налога расщепляется на несколько частей, и соответствующие суммы зачисляются в Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Государственный фонд занятости консолидируется в федеральный бюджет.
Установлена регрессия социального налога со следующей шкалой: 35,6% - при уровне годового дохода на одного работника до 100 тыс. руб., 20% - при уровне дохода от 100 до 300 тыс. руб., 10% - при уровне дохода от 300 до 600 тыс. руб., и, наконец, 5% - (2% - с 1 января 2003 г.) для доходов свыше 600 тыс. руб. При этом возможность применения регрессии обусловлена определенным размером средней заработной платы на предприятии при соответствующем количестве работников. Налоговая база, равно как и перечень не подлежащих налогообложению социальным налогом до-ходов, приведены в соответствие с налоговой базой налога на доходы фи-зических лиц.
При принятии второй части Налогового кодекса был решен целый ряд важных проблем функционирования НДС. В число налогоплательщиков включены индивидуальные предприниматели. За счет сокращения перечня услуг, освобождаемых от уплаты НДС, расширена налоговая база. В целях снижения затрат на налоговое администрирование предусмотрена возможность выхода из режима плательщика НДС при том условии, что величина выручки за квартал не превышает 1 млн руб. С 1 июля 2001 г. осуществлен переход от взимания налога по принципу страны происхождения к принципу страны назначения во взаимоотношениях со странами СНГ. Налоговым кодексом для налогоплательщика была предусмотрена возможность выбора учетной политики между кассовым методом определения момента возник-новения налоговых обязательств и соответствующим общепринятым в международной практике нормам методом начислений.
По акцизам, помимо индексации ставок на алкогольную продукцию, было принято решение разделить уплату акцизов на алкогольную продукцию между ее производителями и организациями, занимающимися ее оптовой реализацией, при введении с 1 июня 2001 г. режима акцизного склада. Введены акцизы на дизельное топливо и моторные масла, а ставки акциза на бензин повышены по сравнению с существующими в среднем приблизи-тельно в три раза в рамках компенсации отмены налога на реализацию ГСМ и снижения ставки налога на пользователей автомобильных дорог, взимае-мого с оборота предприятий.
Законом о введении в действие части второй Налогового кодекса РФ было установлено, что окончательная отмена налога на пользователей ав-томобильных дорог и налога с владельцев автотранспортных средств произойдет с 1 января 2003 г., был несколько расширен список изначально предполагавшихся к принятию освобождений от уплаты НДС, хотя в то же время срок действия иных освобождений был ограничен, а с 1 января 2002 г. переход на определение объема реализации товаров (работ, услуг) в целях налогообложения по выставлению счетов-фактур (по методу начислений) может быть осуществлено по выбору налогоплательщика. При этом следует отметить некоторое искажение смысла метода начислений: в соответствии с принятыми изменениями налогоплательщики, избравшие в каче-стве учетной политики метод начислений, имеют право определять лишь момент возникновения налоговых обязательств по данному налогу, в то время как право на вычет, как и ранее, возникает лишь после подтверждения фактической уплаты входящего налога в составе цены приобретения.
Продолжение налоговой реформы в 2001 г. включало принятие ряда важных законов, касающихся налогового администрирования, в частности Кодекса РФ об административных правонарушениях, регулирующего вопросы, связанные с наложением административных штрафов за неуплату налогов (сборов).
Ряд изменений был внесен в порядок акцизного налогообложения, в частности при налогообложении минерального сырья и алкогольной про-дукции.
Взимание единого социального налога подверглось ряду изменений. Введен новый порядок определения налоговой базы для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, изменен порядок применения регрессивной шкалы единого социального налога.
Изменения, в отношении налога на добавленную стоимость, можно считать последовательным осуществлением намерения сократить число льгот в налоговом законодательстве с последующим снижением ставки налога. Так, был введен 10%-ный НДС на лекарственные средства, медицин-ские изделия и периодические печатные издания. С 1 января 2002 г. не применяются при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации льготы в отношении ряда товаров.
Принятие главы 25 "Налог на прибыль организаций" было связано с существенными изменениями в порядке налогообложения прибыли. Введен обязательный (кроме мелких предприятий) порядок применения для целей налогообложения учета по методу начислений, значительно расширены возможности принятия к вычету расходов, изменен порядок начисления амортизации, в соответствии с которым теперь налоговое списание амортизируемого имущества осуществляется существенно быстрее, снижена ставка налога с отменой значительной части льгот, принципы определения налоговой базы приближены к мировой практике. Уменьшено налогообложение дивидендов с исключением каскадного эффекта. В то же время сохранились некоторые рудименты старой системы: так, например, перенос убытков на будущее существенно ограничен. При этом не устранены и даже расширены некоторые возможности налогового плани-рования, а также сохранены некоторые налоговые преимущества, в частности, финансовому лизингу.
Федеральным законом № 126-ФЗ вторая часть Налогового кодекса бы-ла дополнена главой 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", а также внесены соответствующие поправки, связанные с введением этого налога, в другие законодательные акты Российской Федерации, в частности в Закон "О недрах". Рассматриваемым законом в налоговую систему Российской Федерации с 1 января 2002 г. введен новый налог - налог на добычу полезных ископаемых, который заменяет три действовавших в 1992-2001 гг. платежа: плату за пользование недрами (роялти), отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть и газовый конденсат. Порядок исчисления и уплаты данного налога основывается на действо-вавшем порядке исчисления платы за пользование недрами при добыче полезных ископаемых. Налогоплательщиками признаются организации и ин-дивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу полезных ископаемых. Объектом налогообложения признаются добытые полезные ископаемые, а налоговой базой - стоимость добытых полезных ископае-мых. Налоговые ставки установлены дифференцированно по видам полезных ископаемых в процентах от стоимости добытых полезных ископаемых. Установленные налоговые ставки определены на основе средних фактиче-ских ставок роялти и половины действовавших ставок отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (другая половина указанных отчислений, как и при действовавшей налоговой системе, остается в распоряжении добывающих предприятий, однако использование этих средств теперь не регламентируется). По нефти утвержденная ставка налога учитывает также величину акциза.
В числе важнейших проблем налогового законодательства, обсуждаемых в 2002 г., можно выделить проблемы налогообложения малого предпринимательства и налогообложения "богатства", т.е. недвижимости, наследства, дарения. И в том, и в другом случае решение вопроса сопряжено с существенными трудностями. Налогообложение малого предпринимательства не должно создавать препятствий развитию малого бизнеса, во всяком случае, не должно быть так, что именно налоговые вопросы мешают созда-нию и функционированию малых предприятий в тех сферах деятельности, где их деятельность эффективна. В то же время налоговый режим, предназначенный для малых предприятий, не должен использоваться для уклонения от налогообложения. В вопросах налогообложения богатства значительную роль играет проблема оценки имущества, особенно недвижимости.