Колганов А. Приватизация в странах с переходной экономикой
До начала радикальных рыночных реформ для всех стран «мировой системы социализма» было характерно преобладание государственной собственности. Но доля этой собственности все же не была одинакова, да и содержание отношений собственности в государственном секторе также было далеко не идентично в различных странах. К концу
В СССР мелкие частные и даже кооперативные предприятия практически отсутствовали и в розничной торговле (за исключением магазинов Центросоюза в сельской местности), и в сфере услуг, и в производстве потребительской продукции (за исключением артелей, занятых художественными промыслами, рыболовством и золотодобычей). Хотя колхозы формально считались кооперативными предприятиями (артелями), их реальный статус был близок к государственным.
В Польше мелкая частная собственность абсолютно преобладала в сельском хозяйстве как по площади занимаемых сельхозугодий (около 90%), так и по объему производства, а в Югославии – только по площади сельхозугодий. Весьма велика была доля мелкого частного производства и в аграрном секторе Венгрии. В других странах (в том числе и в СССР) при формальном преобладании в сельском хозяйстве государственного и кооперативного производства довольно существенная часть сельскохозяйственной продукции производилась в личных подсобных хозяйствах крестьян и горожан.
В бывших «социалистических» странах лозунг разгосударствления собственности первоначально сводился к попыткам расширить негосударственный сектор экономики, упорядочить легальные основы его функционирования и одновременно с этим децентрализовать хозяйственную власть в государственном секторе, провести коммерциализацию государственных предприятий, приспособить их к работе в условиях рыночной экономики. Тем самым создавались предпосылки для дальнейшего, более широкомасштабного и глубокого изменения структуры собственности в пользу негосударственных секторов. Однако в разных странах степень развития этих предпосылок и само их содержание заметно различались.
Если в Венгрии или Польше сектор мелкого частного и кооперативного производства выступал,
Институты рыночной инфраструктуры на рубеже
Следует сказать, что схожие явления происходили и в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), однако существовавшие там
Приватизация государственной собственности в России породила многочисленные
В Румынии была создана стройная система институтов, являющихся распорядителями акций приватизируемых объектов. К ним относились пять Фондов частной собственности (ФЧС), действующих в режиме коммерческих акционерных обществ и являющихся держателями акций на бесплатно передаваемую населению часть государственного имущества, а также Фонд государственного имущества (ФГИ) – держатель акций на госимущество, подлежащее открытой продаже. Несмотря на то что ФЧС и ФГИ являлись самостоятельными юридическими лицами, государство на основе закона жестко контролировало их деятельность. Члены руководства ФЧС утверждались обеими палатами парламента страны сроком на пять лет, в течение которых было намечено завершить бесплатную передачу госимущества населению, после чего ФЧС подлежали преобразованию в паевые инвестиционные фонды.
В Румынии первоначально приватизации подлежали коммерческие общества, собственность которых составляла 50% всего национального богатства; 30% стоимости их капитала бесплатно передавалось всем совершеннолетним гражданам страны в форме сертификата собственности. Эмиссией сертификатов занимались фонды частной собственности. Остальные 70% имущества коммерческих обществ поступили в распоряжение ФГИ, и по мере акционирования и готовности к приватизации были распроданы в течение семи лет румынским и иностранным юридическим и физическим лицам.
Граждане Румынии получили по одному сертификату собственности от каждого ФЧС. Каждый фонд специализировался на определенных отраслях. Гиганты промышленности, значительно осложнявшие приватизацию и не поддающиеся рациональному реструктурированию, были распределены между всеми фондами. Так же пропорционально, но уже ради избежания монополизма и создания для фондов равных возможностей, были распределены между фондами банковские и страховые общества. Граждане могли либо оставить сертификат в Фонде и через три года начать получать дивиденды, либо обменять сертификат на акции предприятия, где они работают. С точки зрения владельца сертификата, перспективы получения по ним дивидендов были крайне неопределенны, поэтому, несмотря на то что номинальная стоимость сертификата была много выше, чем российского ваучера – примерно 10 среднемесячных зарплат, – в стране начался массовый сбыт сертификатов собственности и их обесценение на фоне быстрого формального приватизационного процесса.
Единственной страной ЦВЕ (если исключить находившуюся в особых условиях Восточную Германию), которая отказалась от идеи всеобщего и бесплатного раздела государственного имущества и попыталась более или менее последовательно осуществить приватизацию только на основе
Первоначально (1991–1994) приватизация осуществлялась по трем направлениям, каждое из которых было связано с деятельностью Государственного имущественного агентства (ГИА). Приватизация могла инициироваться агентством «сверху» или проводиться по инициативе самих государственных предприятий, а также третьих лиц – потенциальных инвесторов и собственников.
В рамках приватизации «сверху» ГИА ежегодно формировало
Хозяйственные организации, желающие участвовать в конкурсе по приобретению того или иного приватизируемого предприятия, могли (за определенную плату) приобрести всю экономическую информацию о данном предприятии. В пакет входила информация о первоначальной и остаточной стоимости имущества, объемах производства, прибыли, направлениях реализации продукции, численности и квалификации занятых, банковской задолженности.
Ориентации приватизационного процесса на эффективность способствовали не только тщательная проработка соответствующих программ, но и техника приватизации и использование полученных средств.
В Венгрии применялись различные механизмы приватизации:
– уже упомянутая открытая конкурсная система, при которой через прессу объявляется конкурс на приобретение определенного пая в собственности предприятия или всего имущества хозяйственной организации;
– увеличение основного капитала, при котором для свободной реализации предлагается не наличное имущество, акции
– реализация через фондовую биржу акций предприятия при преобразовании в акционерное общество.
В случае приватизации предприятий по инициативе коллективов использовались такие формы, как выкуп предприятия коллективами или руководством, лизинг и аренда.
Приватизация значительной доли государственного имущества по рыночным ценам стала возможной в Венгрии только благодаря широкому привлечению иностранного капитала, поскольку национальный капитал и сбережения венгерских граждан оказались заведомо не в состоянии обеспечить эффективный спрос на производственные фонды. В 1990–1993 годах около 80% приватизационных доходов было получено от реализации государственной собственности иностранным покупателям. Новый всплеск активности иностранных инвесторов пришелся на 1995 год, когда доля доходов от продажи собственности иностранцам поднялась в общем объеме доходов от приватизации до 94%. Попытки активизировать отечественных инвесторов путем разработки и распространения льготных кредитных конструкций не дали заметных результатов.
Модель приватизации, примененная в Чехии, была одной из самых демократических, постепенных и социально ориентированных в ЦВЕ. Малая приватизация в Чехии развернулась не столь быстрыми темпами, как первоначально намечалось: с января
Важнейшей составляющей большой приватизации в бывшей ЧСФР выступала купонная приватизация, обеспечившая процессу большую динамичность. Приватизационные купоны мог купить любой совершеннолетний гражданин страны за символическую цену. Обмен купонов на акции происходил в форме аукционной продажи, в несколько раундов. Единовременно оглашались курсы (в инвестиционных очках) акций всех представленных для приватизации предприятий и через специальные бюро собирались заявки на приобретение акций. Затем сравнивался спрос и предложение акций по каждому отдельному предприятию. Если спрос оказывался ниже предложения, заявки подтверждались,
К декабрю 1992 года (до разделения Чехословакии) в ходе купонной приватизации были проданы акции 291 акционерного общества (193 в Чехии и 98 в Словакии). Еще 116 предприятий были проданы не полностью (часть акций – 7,2% – осталась в распоряжении Фондов национальных имуществ).
Во второй волне купонной приватизации в Чехии приняли участие 6,2 миллиона владельцев купонов. Им было реализовано 861 акционерное общество. Было продано 96% представленной к продаже собственности.
К концу 1994 года было реализовано около 90% имущества, ранее принадлежавшего государству. Поступления в Фонд национальных имуществ от всех форм большой приватизации составили 81,5 миллиарда крон. Из них 37 миллиардов было получено от прямой продажи акций (в том числе 21 миллиард – от иностранных инвесторов).
Следует отметить, что граждане Чехии в большинстве случаев не выступали прямыми покупателями акций приватизированных предприятий, доверив эту функцию инвестиционным фондам (купоны обменивались на акции этих фондов).
В числе сильных сторон разработанного в ЧСФР механизма купонной продажи акций и его явных преимуществ перед механизмом ваучерного обмена в России следует отметить: полную синхронизированность поступлений на фондовый рынок купонов и акций приватизируемых предприятий, чего не было в российском варианте; именной характер купонной книжки; возможность дробления индивидуального «купонного капитала» и его вложения по частям в акции разных предприятий; отличное информационное обеспечение купонной приватизации и хорошую подготовленность населения для участия в ней.
Господствующим методом в рамках
Реальное содержание перемен в системе отношений собственности в Чехии, однако, довольно трудно определить однозначно. Инвестиционные фонды сделались основным держателем акций крупных приватизированных предприятий (эти фонды контролировали около двух третей таких акций). Большинство фондов контролировалось пятью основными чешскими банками. Главным держате лем капиталов этих банков было государство (только после финансового кризиса 1999–2000 годов оно стало снижать свою долю в капитале коммерческих банков). Образовалась, таким образом, сложная многоступенчатая система переплетения прав собственности. Такую систему собственности, безусловно, крайне трудно назвать классической частной собственностью.
В Польше довольно быстро была развернута малая приватизация. Уже в 1992 году в частной собственности находилось 40% предприятий розничной торговли, в том числе 60% магазинов, около 65% объектов общественного питания, 68% грузовых автомобилей. Несмотря на прокламируемые намерения, до конца 1995 года так и не была развернута в широких масштабах большая приватизация. В результате при огромном числе приватизированных мелких предприятий доля негосударственного сектора в числе занятых оказалась не слишком значительна. Еще в первые годы реформ были приватизированы 147 крупных государственных фирм, а затем процесс приватизации резко сбавил обороты.
Не в последнюю очередь такая осторожность в проведении массовой приватизации была связана с бюджетными проблемами, поскольку государственные предприятия оказались основным источником поступления налоговых платежей в бюджет. Частные же предприятия, с одной стороны, пользовались многочисленными льготами, с другой – более изобретательно уклонялись от налогов, а кроме того, многие из них испытывали серьезные экономические трудности.
В таких странах, как Китай и Вьетнам, в отличие от других стран с переходной экономикой, не ставилась задача широкомасштабной приватизации государственного сектора. Изменение структуры собственности в этих странах было основано не на приватизации, а на быстром росте кооперативного и частного производства на собственной основе. Государственный сектор лишь косвенно служил источником роста для этих секторов. Государственный контроль над ценами на энергию, сырье и материалы, промышленное оборудование, производимые в государственном секторе, позволил негосударственному предпринимательству, занятому в основном производством потребительских товаров, получить весьма выгодное для себя соотношение цен (поскольку продукция негосударственного сектора продавалась по ценам свободного рынка).
В то же время в этих странах длительное время развивается процесс коммерциализации государственных предприятий, связанный с децентрализацией управления государственной собственностью и передачей принятия хозяйственных решений на уровень предприятий. И лишь в середине
Малая приватизация в странах ЦВЕ прошла относительно быстро и эффективно. Небольшие предприятия торговли, общественного питания и сферы услуг в большинстве своем распроданы за «живые» деньги. При этом в большей степени, чем в России, были учтены интересы потребителей. Так, в Чехии и Словакии для предотвращения переориентации деятельности купленного объекта на более прибыльную, но менее общественно значимую в Закон о малой приватизации был включен специальный раздел об обязанностях нового владельца. В нем предусматривалось, что лицо, ставшее собственником приватизированного объекта, может в течение двух лет продать его только отечественному гражданину. Если на аукционе покупался продовольственный магазин, то его работа должна была возобновиться не позднее чем через семь дней со дня покупки, а специализация сохранялась минимум на два года. В случае нарушения данного пункта закона на нового собственника налагались высокие штрафы.
По целому ряду причин (ограниченность денежных ресурсов у населения, слабый приток иностранного капитала, нежелание правительств в таких условиях превращать приватизацию в акт чисто формальной смены юридического лица, низкая доходность приватизируемых предприятий
Что касается динамики приватизации, то, исходя из имеющихся в распоряжении автора данных, наиболее радикальными были процессы приватизации в Молдавии, Киргизии, Казахстане, ряде других стран СНГ, несколько медленнее они шли в России и на Украине (
О постепенном изменении структуры форм собственности в Китае свидетельствуют статистические данные (см. табл. 1).
Гораздо менее очевидно то, что факты свидетельствуют об относительной постепенности приватизации в ряде стран ЦВЕ, в которых по видимости проводились весьма радикальные реформы.
Так, в Польше постепенно возрастает доля частных предприятий с уровня около 30% в 1989 году (хотелось бы обратить внимание на этот довольно высокий для стран ЦВЕ стартовый уровень) темпами 3–6% в год с единственным
Это означает, что в Польше приватизация проводилась постепенно, была ограниченной по своим масштабам и не привела к повсеместному изживанию общественного сектора, в руках которого к началу века сохранялось до 30% экономики.
Широкий спектр форм и методов приватизации, который демонстрируют трансформационные экономические системы, является следствием многих причин, в частности:
– трудностей использования традиционных форм ввиду отсутствия достаточных национальных и ограниченности притока иностранных капиталов, а также неразвитости институциональной сферы;
– многообразия приватизируемых предприятий;
– необходимости использования различных методов устранения монополизма.
Преимущественно рыночные методы приватизации удалось реализовать практически только в Восточных землях Германии (и то не в полной мере). Венгрия, провозгласившая отказ от идеи всеобщего и бесплатного раздела государственного имущества и попытавшаяся осуществить приватизацию только на основе
Как показывает практика, внешне привлекательный метод массовой приватизации, эффективно решающий проблему ее «запуска», не обеспечивает привлечения в производство реальных инвестиций, необходимых для реализации насущных задач структурной перестройки, и более того, может стать источником новых финансовых проблем. Низкая ликвидность большинства приватизированных этим способом компаний создает реальную возможность банкротства многих инвестиционных фондов.
странах ЦВЕ (за исключением Словении) весьма незначительны льготы, предоставлявшиеся в ходе приватизации трудовым коллективам. Так, например, в Чехии провозглашен принцип недопущения в ходе приватизации привилегий и льгот, преимуществ одних групп населения перед другими; лишь в ходе малой приватизации «право первой руки» на аукционе предоставлялось трудовым коллективам. В Венгрии льготы трудовым коллективам, участвующим в программе «Акции предприятий – трудящимся» сведены к получению ими льготных кредитов на приобретение акций. Лишь в Восточных Землях Германии трудовым коллективам отдавалось предпочтение при приватизации предприятия в том случае, если они предлагали равные с прочими покупателями условия (перспективная концепция развития, соответствующее предложение по цене, гарантирование определенного уровня занятости
На начальном этапе приватизации в странах ЦВЕ реформаторы надеялись, что иностранный капитал станет локомотивом процесса. Надежды не оправдались. Исключением в определенном смысле стала Венгрия, где сегодня каждое четвертое предприятие в промышленности является совместным. В 1990–1992 годах иностранные участники, получив систему разнообразных финансовых льгот, приобрели в Венгрии государственное имущество на сумму 1,3 миллиарда долларов, обеспечив 70–80% поступлений в госбюджет от приватизации. Для таких отраслей венгерской промышленности, как наукоемкие подотрасли машиностроения и фармацевтика, привлечение иностранного капитала, по мнению венгерских аналитиков, оказалось единственным путем спасения в сложившихся условиях.
Существенное значение для будущего венгерской промышленности имеют транснациональные корпорации, 35 из которых постоянно присутствуют на венгерском рынке и с помощью которых началась динамичная смена структуры венгерского производства, создан ряд принципиально новых отраслей.
Признавая определенную роль иностранного капитала в формировании отраслевой структуры экономики стран ЦВЕ по образцу стран «второго эшелона»[2], следует отметить стремление западных инвесторов к монополизации целых отраслей и производств, ликвидации возможных конкурентов. В Венгрии, например, под контроль иностранного капитала, причем на льготных условиях, попали такие отрасли, как цементная, бумажная, полиграфическая, сахарная, табачная,
Прочие страны ЦВЕ были либо менее привлекательными для иностранного капитала, либо более осмотрительными в его привлечении.
Хозяйственная практика приватизированных предприятий показывает, что сама по себе приватизация, даже в случае успешного ее проведения в отношении конкретизации собственников и юридической процедуры, может служить лишь предпосылкой изменения процессов в сфере производства.
Если в странах ЦВЕ некоторые процессы структурной перестройки экономики, хотя и не всегда способствующие ее модернизации, являются реальностью, то в России до настоящего времени продолжается очевидная деградация структуры экономики, усугубленная длительным (1990–1998) инвестиционным кризисом, делавшим невозможным осуществление серьезных мероприятий по технологической модернизации производства. Массовая ускоренная приватизация не только не остановила, но и усугубила процесс декапитализации предприятий, перекачки капитала из реального сектора в финансовый, бегства капиталов за границу.
Таким образом, сравнительный анализ изменения системы собственности в различных странах с трансформационной экономикой показывает, как правило, низкую эффективность форсированной массовой приватизации, проводимой без
[1] См.: Преобразование предприятий: американский опыт и российская действительность / Под ред. Дж. Лоуга, С. Плеханова, Дж. Симмонса. М.: Вече; Персей, 1997. Гл. 10.
[2] Под этим термином понимаются промышленно развитые страны, специализирующиеся на относительно более простых производствах, дополняющих технологические цепочки наиболее развитых стран: на сборке изделий из импортных комплектующих, на производстве продукции невысокой степени переработки (основная химия, отливки, поковки), на производстве технологически не сложной продукции (мебель, текстиль