Лекарство от голландской болезни. Интервью с А. Милюковым

Источник: Национальный банковский журнал. 2007. № 4(38), 09 апреля. http://www.nbj.ru/publs/banki-i-biznes/2007/04/09/archive-publ-11520/index.html

НБЖ: Что способствовало развитию банковской системы?

А. МИЛЮКОВ: Ускорение произошло во многом за счет капитализации, вливания дополнительных ресурсов, притока иностранных ресурсов. Кредиты реальному сектору увеличились на 40%. Капитал вырос на 36%, что значительно выше, чем в предшествующие годы.

Опираясь на эти цифры, многие эксперты говорят: вот вам банкизация в действии. Банковская система растет на глазах. Однако более глубокий анализ показывает, что рост идет от очень низкого уровня. Нельзя забывать, что наши частные банки входили в рыночную экономику практически с нуля.

Поэтому, когда мы сравним активы российских банков, то обнаружим, что доля банковских активов в разы ниже, чем в развитых странах. Удельный вес этого соотношения остается даже ниже, чем в республиках бывшего Советского Союза. В Казахстане удельный вес банковских кредитов в ВВП - 56%. (в 2002 году он составлял 20%). На Украине с 2002 по 2006 год этот показатель увеличился с 19 до 46%, а в России - с 19 до 25%.

В нашей стране удельный вес капитала банков в ВВП составляет около 5%. В среднем цифра по 15 странам ЕС 18%. т. е. у нас отставание - более чем в 3 раза.

Не решив эти проблемы, серьезно говорить о банкизации России вряд ли можно. А это сдерживает воздействие денежных ресурсов страны на экономический рост и социальное развитие. Нельзя, однако, думать, что, осуществив банкизацию и расширив кредитную систему, мы решим все проблемы. Экономическая политика страны многогранна. Но кредитная политика может и должна способствовать экономическому росту.

Есть и другие острые проблемы. Кредиты, выдаваемые российскими банками, предоставляются на очень короткий срок. Доля кредитов сроком более 3 лет составляет 11%. Поэтому среди источников финансирования в основной капитал кредиты равны лишь 10%, а требуется в 2-3 раза больше. Где же выход? Некоторые руководители Центрального банка утверждают, что если банковская система будет расти слишком быстро, то мы наделаем беды, потому что можем не справиться с управлением активов и с возрастающими рискам. Я же думаю, что нет причин для такого опасения. Этот процесс находится под контролем и ЦБ, и самих банков. Естественно, возникает вопрос: как можно обеспечить рост активов и капитала банков? На наш взгляд, без активной государственной политики в этом вопросе радикально изменить положение нельзя. Новая госполитика по значительно большему насыщению банков ресурсами и капиталом как раз должна отражаться в денежно-кредитной политике, поэтому АРБ выносит этот вопрос как исходный для обсуждения на своем XVIII съезде АРБ.

НБЖ: Чем отличается альтернативный проект денежно-кредитной политики, предлагаемый АРБ, от официального?

А. МИЛЮКОВ: Мы не ставим задачу менять всю денежную политику от А и до Я. Но в ней есть широчайший круг вопросов, которые завязаны на банки. И наша задача - вынести на обсуждение съезда именно те проблемы, которые в наибольшей мере влияют на развитие банковской системы.

Самый главный вопрос: имеются ли средства в стране для того, чтобы насытить банки ресурсами. Не думаю, что надо рассказывать о потоке нефтедолларов, огромном профиците бюджета, о золотовалютных резервах. Это все знают. Но как только мы начинаем говорить, что надо значительную часть этих средств в той или иной мере пропускать через банки, нам отвечают, что мы заболеем голландской болезнью. Все ее боятся, как черт ладана.

Действительно, голландская болезнь характерна для стран, которые получают значительный приток валютных ресурсов от добычи и продажи дешевого сырья. Но если государство будет вести взвешенную экономическую политику, диверсифицировать вложения, способствовать развитию технологических процессов, эффективно управлять, тогда вполне можно избежать такой болезни.

Если бы мы имеющиеся от продажи сырья ресурсы более активно пустили в оборот, в том числе через банки, то смогли бы добиться очень существенных результатов, не неся существенных потерь. Что происходит сейчас? Власти и частный сектор ведут себя как очень богатая страна - средства, размещенные в иностранных активах, составляют 75% (по отношению к ВВП), а величина активов национального банковского сектора составляет менее 50%, т. е. одна из самых низких в мире. В результате наши предприятия идут за кредитами не в российские, а в зарубежные банки.

Опыт последних лет показывает, что государство стало поддерживать технологические, новаторские отрасли, что дает возможность обрабатывающей промышленности развиваться. В недавнем Бюджетном послании президента страны делается определенный поворот в политике использования денежных ресурсов. Предлагается разделить Стабилизационный фонд на две части: фонд будущих поколений и резервный фонд. Значительная часть фонда направляется на решение структурных задач в стране, осуществление инвестиционных программ, на решение самых актуальных вопросов развития экономики. Может быть два пути. Первый путь это развитие частно-государственного предпринимательства, когда решение какой-то проблемы или создание нового инвестиционного проекта требуют вложений от государства и туда же притягивается частный капитал за счет выдачи государственных гарантий и других форм поддержки. В этих условиях банки уже вполне могут быть задействованы, особенно банк развития, который сейчас формируется.

Второе направление - это пополнение капитала банков. Если мы с помощью рекапитализации ведущих банков серьезно пополним капиталы, активы будут нарастать мгновенно. Кроме того, давно пора определить форму включения пенсионных накоплений в банковскую систему.

АКЦЕНТ

наша банковская система, как показали западные исследования, стала самой привлекательной сферой для вложения иностранного капитала

НБЖ: Каким образом могут быть использованы деньги «молчунов»?

А. МИЛЮКОВ: Должны быть существенно увеличены квоты на их инвестирование в банковские депозиты. Сегодня миллиарды рублей пенсионных денег лежат мертвым грузом во Внешэкономбанке, без должной отдачи и для пенсионеров, и для страны в целом. Поэтому нужно коренным образом перестроить политику управления этими ресурсами . Возьмем далее систему рефинансирования банковской системы. Центральный банк, как кредитор последней инстанции, должен способствовать расширению кредитования и экономическому росту за счет тех огромных ресурсов, которыми он обладает. Но Центральный банк делает очень немного. Есть ряд причин такого положения. Важнейшая из них: в Законе о Банке России сказано, что он отвечает за курс рубля, за состояние денежного обращения, но нет ничего о том, какое он имеет отношение к экономическому росту в стране. Между прочим, даже в США узаконено, что ФРС должна способствовать экономическому росту в стране. Мы постоянно настаиваем и будем на съезде об этом говорить, чтобы наш закон изменили, в нем должна быть прописана эта новая функция Центрального банка.

Если ЦБ развернет кредитование, поддержку банков, эффект будет колоссальный. Банки будут более уверенно кредитовать. Они будут знать, что при недостаточной ликвидности могут обратиться в Центральный банк и, как скорую помощь, получить необходимые кредиты. Разумеется, речь идет о хороших, крепких банках.

Если Центральный банк развернет кредитование, поддержку банков, эффект будет колоссальный

Думаю, что обсуждение на съезде конкретных направлений денежно-кредитной политики станет для банковского сообщества добрым знаком. Банкиры должны понять, что страна знает основные проблемы развития банковской системы и готова помочь в их разрешении. Тогда им не придется переживать: какова будет судьба их банков. Я почему об этом говорю? Потому что иностранный капитал активно внедряется в банковскую систему страны. И не случайно. Наша банковская система, как показали западные исследования, стала самой привлекательной сферой для вложения иностранного капитала.

НБЖ: Это еще одно подтверждение того, что наша банковская система - не очень развита?

А. МИЛЮКОВ: Да, есть огромный потенциал развития, огромные возможности, у нас самые дешевые активы. В России лишь 18% граждан имеет свои счета банках. Даже в Бразилии их 28%. В Турции - 50%.

На миллион россиян сейчас приходится 23 отделения банка. А в той же Бразилии - 96. Задолженность российских домохозяйств перед банками составляет около 9% по отношению к доходам этих хозяйств. Так что перспективы огромные, потому что еще вся база дохода населения свободна. Бум в потребительском кредитовании, ежегодное удвоение - это мелочи по сравнению с тем раскручиванием, которое еще предстоит. И поэтому сюда рвется иностранный капитал.

Я убежден, что очень важно привлекать иностранный капитала в развитие банковской системы России. Но одновременно надо ускоренными темпами наращивать активы и капитал российских банков. Тогда преобладающую роль в развитии российской банковской системы будет играть собственный капитал, тогда национальная банковская система России действительно будет опорой экономической независимости страны.

НБЖ: Разве Банк России не решает эти проблемы?

А. МИЛЮКОВ: Нет, ЦБ РФ старается укрепить банковскую систему, расширить кредитование. Но опирается он в основном на долгосрочные факторы: снижение инфляции, изменение режима функционирования курса рубля, улучшение регулирования процентных ставок и другое. Такой длительный, эволюционный путь приведет к потере времени, к медленному развитию. Изменение денежно-кредитной политики страны, активное включение других инструментов, о чем говорилось выше, ускорит решение проблем тормозящих развитие банков.

НБЖ: Какие еще факторы сдерживают кредитование российскими банками?

А. МИЛЮКОВ: Острая проблема - цена кредита. Сегодня проценты за долгосрочный кредит в инвестиции в 1,5-2 раза превышают проценты по кредитам выдаваемым банками с иностранным капиталом. И это понятно: дочерний банк иностранного банка подпитывается дешевыми ресурсами материнской компании. Нашим банкам трудно конкурировать в этих условиях.

Решать эту проблему предстоит комплексно. Конечно, прежде всего, надо снизить уровень инфляции в стране, уменьшить издержки на ведение банковского дела. Для решения этих проблем, конечно, надо время. Но уже сегодня необходимо активное участие государства в расширении кредитования, особенно предоставления гарантий по многим видам кредитов и, прежде всего, малому бизнесу. Такая практика расширяется, но крайне медленно.

НБЖ: Что даст обсуждение данной проблемы на XVIII съезде АРБ?

А. МИЛЮКОВ: Очевидно, что чудес не произойдет, не все изменится сразу. Но мы исходим из того, что обсуждение альтернативных подходов в денежнокредитной политике позволит довести эту позицию до органов государственного управления, ответственных за ее решение.

Съезд даст новый импульс активному и глубокому обсуждению этой проблемы в экономических кругах. Далее АРБ будет настойчиво и последовательно ставить эти вопросы при их обсуждении в Центральном банке, Министерстве финансов, в Правительстве РФ, в Совете Федерации и Государственной Думе РФ. Надо твердо верить: дорогу осилит идущий!