Лукин В.Н., Мусиенко Т.В., Федорова Т.Н. Развитие советской высшей школы (исторический и социокультурный аспекты)
Высшие учебные заведения во всех странах мира в настоящее время обеспокоены изменением внешней среды, потерей былой стабильности, сокращением финансирования со стороны государства, стремительным расширением требований потребителей продуктов к основной деятельности вузов – образовательным услугам.
Современное производство, основанное на знании, и развитие общества формируют новый, быстро меняющийся рынок интеллектуального труда. От вузов требуется постоянное изменение и совершенствование образовательных программ и технологий, обновление оборудования, повышение квалификации преподавателей, развитие науки. Они должны адекватно реагировать на вызовы внешней среды, переходить на инновационный путь развития, следовать за рынком, а в ряде случаев самим его формировать.
Таким образом, развитие современного Российского общества не представляется вне определяющей роли образования в формировании ценностных приоритетов, объективно детерминированных процессами глобальной модернизации и демократизации общественной системы. Образование выполняет совершенно особую социальную роль, определяя самым непосредственным образом долговременную перспективу реализации демократического обустройства общества.
Ведущие исследователи мира считают одной из главных проблем современного образования существующий и усиливающийся дисбаланс между имеющимся спросом на основные продукты деятельности вузов и их предложением. Дисбаланс и асимметрия порождают неудовлетворенность университетов своей деятельностью и стремление к трансформациям.
Эти и многие другие вопросы развития образования в России обсуждались на проходившей 28 30 октября 2003 года в Российском государственном педагогическом университете им.
На наших глазах не стало великой державы. В муках рождается новая Россия. «Если русское общество, действительно, еще живо и жизнеспособно, если оно таит в себе семена будущего, то эта жизнеспособность должна проявиться, прежде всего, и больше всего в готовности и способности учиться у истории. Ибо история не есть лишь хронология, отсчитывающая чередование событий, она есть жизненный опыт добра и зла, составляющий условия духовного роста, и ничто так не опасно, как мертвенная неподвижность умов и сердец, костный консерватизм, при котором довольствуются повторением азов, или просто отмахиваются от уроков жизни, в тайной надежде на „новый подъем настроения“, стихийный, случайный, неосмысленный»[1].
Если современное общество не хочет оказаться в плену названных выше крайностей, оно должно иметь достаточно объективное и адекватное представление о том, что осталось позади, в том числе и в сфере образования. В данной статье делается попытка осмыслить советскую систему высшего образования как неотъемлемую часть советской общественной системы, с точки зрения российских цивилизационных особенностей и в связи с предшествующим историческим опытом.
Успехи советской системы образования общепризнанны. Риковерс, «отец» американских подводных лодок, в своей книге «Что знает Иван и чего не знает Джон» постановку преподавания естественных наук в советских школах в
Первое советское правительство имело однозначное мнение о роли образования в стране, население которой было в массе своей безграмотным. «Недостаточно безграмотность ликвидировать, но нужно строить народное хозяйство, а при этом на одной грамотности далеко не уедешь. Нам нужно громадное повышение культуры», – писал
Начиная с
Естественно, в высших учебных заведениях России могла складываться различная атмосфера, но с большой долей уверенности можно говорить о высокой степени свободы, которой обладали в
В 1940/41 учебном году, последнем в мирном развитии СССР, общий контингент студентов насчитывал 811,7 тыс. человек, 58% от числа обучающихся составляли женщины (это означало, что дискриминация по признаку пола в стране была ликвидирована). При населении в 194 млн. человек легко вычислить уровень образованности советского общества в этот период.
Конституция 1936 г. формально провозгласила равное право всех граждан на образование. Однако от декларирования равных прав до их реального воплощения пролегала пропасть. Дети раскулаченных, лишенных гражданства, «врагов народа» этим правом воспользоваться не могли. Не только в
И, тем не менее, произошла несомненная демократизация приема в вузы. На специально созданных рабочих факультетах детей рабочих и крестьян подготавливали к поступлению в них. В дальнейшем эта идея помощи лицам, не имевшим возможности получить полноценное среднее образование, была искажена льготами, представляемыми им при поступлении в вуз (классовая сущность пролетарского государства проявилась здесь в полной мере).
Рассматривая качество высшего образования того времени, следует отметить в целом его высокий профессиональный уровень. Стремительное расширение сети вузов, безусловно, повлекло за собой дифференциацию качества обучения. Однако ведущие университеты продолжали выпускать специалистов высокой квалификации. Парадокс ситуации заключался в том, что вузы готовили первоклассных специалистов, которые были востребованы только в Советском государстве. О «конвертируемости» квалифицированного работника не могло быть и речи. На содержание образования негативно влиял политический режим с единой тоталитарной государственной идеологией.
Проведенное в
Новые параметры приобрела советская высшая школа в послевоенный период. Это касалось и количества вузов, и их профиля, и географии. К концу
Практическая готовность начать профессиональную деятельность сразу после получения диплома небезосновательно была предметом гордости советской высшей школы, определялась хорошо организованной производственной практикой. В каком еще государстве, если не в тоталитарном, в общенациональном масштабе можно было для каждой группы студентов за 5 лет вперед «расписать» базы практики? Высшая степень централизации управления производством, монополия государства на рынке труда позволяли, не опасаясь конкуренции со всеми вытекающими из нее последствиями, допускать практикующегося студента в отделы, представляющие «святая святых» в зарубежных фирмах.
Мощным средством привлечения молодежи к творческой деятельности являлись организованные в государственном масштабе научные и
В
В так называемый «застойный период» по количеству врачей СССР был на первом месте в мире – более 1,2 млн., однако их профессиональный уровень оставлял желать лучшего. Анализ литературы
Причина этого явления заключалась в самой системе, для которой анкетные данные стали преобладать над профессионализмом и культурой. Это, в свою очередь, способствовало замене компетентности и образованности авторитетом организаторских навыков, породило диктатуру администратора. В такой ситуации профессионализм и образованность работника, как наиболее существенные признаки его качества, оказались ненужными.
Уже к
С такими результатами мы оказались в очень непростой период глобальных трансформаций, когда отчетливо сформировалась новая и во многом неожиданная тенденция. Процесс приобретения знаний начал занимать значительную и всевозрастающую долю в индивидуальной жизни людей, в особенности специалистов. Стремительное и повсеместное усложнение всех аспектов профессиональной деятельности, острая потребность в овладении большим объемом разноплановых знаний, с одной стороны, ограниченные возможности человеческого мозга, низкая производительность труда учащихся – с другой, подводили к парадоксальной ситуации: человеку не хватило бы жизни, чтобы приобрести такой запас профессиональных и общекультурных знаний, какой необходим с точки зрения объективных потребностей общества.
Другими словами, ситуация с которой столкнулось советское общество, все более превращаясь в общество «полузнаек», детерминирована как негативной динамикой глобальных процессов, так и развитием системы образования, привычно оцениваемой по принципу «от достигнутого».
И если страны Европы, США достаточно быстро осознали необходимость реформирования системы высшего образования, (администрация США срочно разработала и приняла так называемую программу Д. Кеннеди, предусматривающую ускоренный рост университетов, фундаментализацию школьного образования, поддержку талантливых молодых людей), то в СССР не было предпринято даже
Именно этот период отчетливо проявили себя две тенденции в развитии отечественного образования. Сторонники первой рассматривали сферу образования как сферу лишь потребляющую национальный доход, не участвующую в его создании. Это точка зрения составляла основу т.н. остаточного принципа финансирования образования. Сторонники второй линии придерживались иной точки зрения. Они доказывали высокую эффективность вложений в образование. Победила первая тенденция и, монопольно владея образованием, государство методично стало сокращать расходы на его развитие. Постепенно в обществе формировалось тройное отчуждение: образования от государства, ученика от школы, учителя от ученика, преподавателя от студента. Обесценивавшееся образование обесценивало культуру, духовность, коллективность.
Если в 1970 г. каждый второй окончивший школу, стремился продолжить образование в вузе, то в 1980 г. – только каждый третий. Когда потребности народного хозяйства в специалистах были удовлетворены, то в полном соответствии с той ролью, которая отводилась высшей школе («кузница кадров»), с
Не последнюю роль в этом процессе сыграли и различные ограничения, существовавшие при приеме в высшее учебное заведение:
– по признаку пола (на ряд гражданских и военных специальностей);
– по состоянию здоровья;
– по территориальному признаку (гражданам, поступающим на заочные отделения, рекомендовалось подавать документы в ближайшие к их месту жительства вузы);
– по социальному положению (при приеме на заочные и вечерние факультеты требовалась справка о работе по специальности);
– по возрасту (в ряд художественных вузов принимались лица не старше 30 лет).
Выгоду высшего образования как средства обеспечения жизнедеятельности можно приблизительно оценить соотношением зарплаты лиц с высшим образованием и средней по стране. Это соотношение постепенно снижалось от 2.1. в 1940 до 1.22 в 1985 г. Высшее образование медленно девальвировалось[8].
Пытаясь найти выход из кризиса, высшую школу провозгласили «движущей силой всей работы по созданию системы непрерывного образования». При этом была поставлена задача разрушить барьеры, которые были созданы между высшей школой и промышленностью, вузами и академическими институтами, сместить акценты с методики обучения на передачу студентам передовых научных и инженерных знаний, создать квалифицированную систему как для начального отбора из оканчивающей вузы творчески одаренной молодежи, так и для отсеивания в дальнейшем неудачно отобранных работников. Однако все проводимые мероприятия строились на основе известных критериев, приводили к иллюзии ложного благополучия и не учитывали новых, беспрецедентно жестких требований выживания. В системе образования нужны были революционные перемены, соизмеримые с масштабом глобальных задач и позволяющие коренным образом улучшить ситуацию.
А между тем в
Идеология, как мировоззрение, миропонимание, система взглядов на природу, общество и личность не может не присутствовать в системе образования. Она была, есть и будет частью содержания обучения и воспитания. В данном случае речь идет о догматическом подходе к идеологической направленности образования, зацикленности советской высшей школы на одной идеологии, запрете широкого изучения других идеологических систем.
В результате плюрализм мнений оценивался как инакомыслие, имел отрицательные последствия, особенно если студент учился на «закрытой» специальности или в идеологически важном вузе. Различные молодежные движения либо замыкались на комсомоле, либо сводились на нет
Говоря о деятельности комсомола в вузах, есть основания определить ее как сильную школу организации коллективных действий. При этом следует отметить категорическое неприятие инакомыслия, отсутствие
Вместе с тем нельзя не сказать и о некоторых возможностях, которыми располагали студенты в том, что касалось их влияния на организацию собственно студенческой жизни. Достаточно высокая роль студенческих советов в общежитиях, стипендиальных, учебных и других комиссиях, развитые начала самоуправления в различных спортивных обществах, студенческих строительных отрядах – все это являлось творческим началом в студенческой жизни. Однако у советских студентов практически никогда не было таких академических свобод, которые позволяли бы им активно влиять на содержание образования.
Организация учебного прогресса жестко замыкалась на стратегии центральных государственных органов управления высшим образованием, утверждавших типовые учебные планы и программы, однозначно определявших содержание образования фактически на уровне лекций и практик. Посещение занятий для студентов являлось обязательным. Так называемое «свободное посещение» было уделом «избранных» (ведущих спортсменов, комсомольских, профсоюзных активистов).
В
Некоторые перемены в системе советского высшего образования принесла перестройка
Бесспорно, пакет этих документов можно считать стартовыми положениями, началом реформ, несмотря на некоторые идеологизированные
В центре внимания Всесоюзного съезда работников народного образования (Москва, 20 декабря 1988 г.) были и проблемы управления школой. Предполагалось улучшить централизованное руководство системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сочетании с расширением демократических начал управления, самостоятельности и творческой инициативы учебных заведений. Признавалась необходимость серьезных перемен в перераспределении функций и полномочий между центральными, региональными и местными органами управления. В полном соответствии с решениями съезда исполнительные функции центра начали постепенно перемещаться в республики: вузы приобретали все больше автономии. Начали действовать
Однако при всех этих инновациях, все еще работали старые, проверенные административные рычаги. «Сверху» были введены обязательные анкеты оценки качества проводимых преподавателями занятий для проведения опросов, установлена квота мест в учебном совете для студентов.
Однако есть основания полагать, что в конце
Таким образом, данный, чрезвычайно краткий обзор некоторых исторически значимых вех в развитии советского высшего образования показывает, что эта проблема сегодня достаточно актуальна для дальнейшего совершенствования российского образования в современный период. Значимым становится и преемственность в развитии высшей школы, и анализ изменяющихся во времени и пространстве ее характеристик, и изучение вариабильности и трансформации ценностей как основы высшего образования в стране.
В этом плане, оставляя внутренние закономерности развития высшей школы, попытаемся обратить внимание на некоторые внешние условия ее функционирования в царской России и СССР.
И та и другая системы имели явную классовую направленность. Так в 1914 г. социальный состав 8 русских университетов выглядел следующим образом: дети духовенства и буржуазии – 43,2%, дворян и чиновников – 38,3%, кулацкой верхушки – 14%, рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции – 4,5%[9].
Прием в советские вузы в 20-
Мы далеки от мысли, что в условиях сохранения прежнего – царского режима в России социальный состав студенчества не претерпел бы
В свою очередь, и в СССР в конце
Известно, что как в западных странах, так и в СССР социальный состав студенчества в 70-
Стала догмой заидеологизированность советской системы образования. Однако и досоветская образовательная политика не была нейтральной по отношению к мировззренческим, идеологическим ценностям царской России. Достаточно вспомнить многочисленные факты борьбы царских властей со студенческим и профессорским инакомыслием.
Показательна в этом плане судьба
Будучи человеком либеральных взглядов,
Однако вскоре попечитель Западносибирского учебного округа Лаврентьев и губернатор Нолькен добились нового увольнения
Идеологическая заданность образования закладывалась в СССР во все партийные и государственные документы – постановления ЦК КПСС, резолюции партийных съездов, конституции, законы о школе
Идеологический диктат имел для советской высшей школы огромные негативные последствия. Он закладывал противоречия в систему высшего образования, изменяя, унифицируя и упрощая научную и учебную информацию, и, соответственно, сам дидактический процесс, напрямую связанный с нею. Речь идет о минимизации участия специалистов, ученых, преподавателей в международных программах (возможность длительных зарубежных командировок, публикации в заграничных научных изданиях), связях с западной наукой. Исчезновение многообразия, вариабельности в культурной жизни тоталитарного советского общества вело к потере интереса к научному и образовательному иностранному опыту, ликвидации целых перспективных научных направлений.
Во второй половине XX века объем нового знания перестал «вмещаться» в систему образования, построенную для передачи специализированного, строго иерархизированного опыта. Это, однако, не изменило ситуацию. Тенденция усиления институциализации образования, приобретшего в отечественной культуре гипертрофированные формы идеологизированности (государственное плюс партийное) и всеобщей обязательности усиливались. Главным атрибутом советской системы образования стал не столько известный «параллелизм» обучения и воспитания, сколько нацеленность последнего «на формирование нового человека» – «человека коммунистической морали»,
Интересно проследить изменение в структуре высшего образования в царской России. Начиная с
Достаточно четко просматривается тенденция к увеличению удельного веса инженерного образования. В 1914/15 уч. году в стране с населением в 160 млн. человек было 105 вузов, в которых обучалось 127,4 тыс. студентов, 25 тысяч из них – студенты 18 технических вузов[10], большая часть которых появилась в конце XIX – начале XX веков. Разумеется, такие «достижения» высшей школы царской России никоим образом не удовлетворяли потребности общественной, хозяйственной жизни.
В СССР технократический подход к высшему образованию приобрел самые крайние формы. Курс на преимущественное развитие инженерного образования был не только провозглашен, но и реализован. На всех этапах Советского государства явное предпочтение, вплоть до
Но дело не только в беспрецедентном количестве инженерных вузов и их выпускников. Технократический подход к образованию проявлялся, прежде всего, в определении его места в обществе. Даже в
Таким образом, на наш взгляд, советская высшая школа при всех ее новых по сравнению с высшей школой царской России, характеристиках восприняла и развила ряд черт, присущих предшественнице. Это нам представляется закономерным.
Высшее образование, как, впрочем, и образование вообще, – это сложный системный объект, как с точки зрения своей внутренней структуры, так и с позиций взаимодействия с другими системами, которые образуют социальную сферу. То есть высшее образование – это элемент социальной сферы, социальный институт. Оно осуществляет процесс передачи и усвоения знаний. Но, как известно, это процесс происходит в обществе, вырастает из его потребности, социокультурного наследия и служит удовлетворению общественных потребностей.
Но, коль скоро высшее образование существует и реализует свои функции в определенной социальной сфере, правомерно сравнение социальных сфер царской России и СССР. При всех их отличиях между ними есть и немало общего. Одно из объединяющих начал – недемократический характер общественного устройства. Безусловно, не следует отождествлять политический режим в России до 1917 года и в СССР. Царская Россия, хотя и крайне медленно, противоречиво, но дрейфовала в сторону парламентской демократии. В СССР ценности этой демократии были отброшены изначально. Однако недемократичность царского и советского обществ создавала объективную почву для восприятия советской высшей школой определенных черт и тенденций, присущих высшей школе царской России.
В этой связи следует обратить внимание и на то, что истоки тоталитарного строя в СССР некоторые исследователи, на наш взгляд, справедливо, усматривают в цивилизационных особенностях России, в частности, в гипертрофированной роли государства в отечественной истории. Отнюдь не случайной была борьба за автономию высшей школы в Российской империи, предполагавшей ее освобождение от жесткого государственного прессинга (идеологического, административного, политического, финансового
Как перед царской Россией, так и перед СССР, стояла задача преодоления цивилизационного отставания. Решение этой задачи обусловливали «догоняющий тип развития» общества, так называемого, «развития вдогонку», ускоренное наращивание, прежде всего, промышленного индустриального потенциала. Это, в свою очередь, питало технократический подход к образованию, приводило к перекосам в пользу инженерного образования в системе высшей школы, к уверенности в том, что человек – это лишь средство в решении высоких государственных задач, а не самоценность. Такое представление зиждилось и на более глубоких исторических корнях: человек в истории России всегда был
В менталитете россиян в течение длительного времени формировался отличный от западных представлений образ государственной власти: ее не получают по некоему договору – ей вручают свою судьбу. Подобное представление объективно включает в себя некоторые элементы полицеизма с такими смысловыми составляющими, как «контроль», «опека», «забота». Государственное попечительство совершенно естественно и гармонично рассматривается как благо.
Все это не могло не сказаться на отечественной высшей школе как социальном институте. Формируясь и функционируя в системе патерналистских ценностей, она пропитывалась духом иждивенчества («государство должно предоставить»), пассивного ожидания решения собственных проблем чиновниками от образования, и, разумеется, сама участвовала в воспитании этатистских ценностей (культа государственной власти). Такое достижение советской высшей школы как государственное распределение выпускников, обязательное их трудоустройство есть не что иное, как проявление патернализма.
Конечно, приведенными выше рассуждениями проблема преемственности (с точки зрения принципов) в развитии систем образования царской России и СССР не исчерпывается. Но они, на наш взгляд, достаточны для формулирования вывода о наличии исторических, политических, социокультурных основ этой преемственности, заключения о том, что советская высшая школа – это феномен, впитавший в себя и отразивший в процессе своего функционирования целый ряд цивилизационных особенностей России.
Вместе с тем, не следует забывать, что советская высшая школа – это и феномен, выросший в рамках переустройства общества на основе определенной –
[1] Булгаков
[2] Татур
[3] Елютин
[4] Ленин
[5]
[6]
[7] Мусиенко
[8] Мусиенко
[9] Елютин
[10] Елютин
[11] Елютин