Магомедов А. Общество регионов
Сепаратизм – осмысленная политическая практика, направленная на политическое обособление и создание собственного государства. В условиях России непосредственный толчок к своему развитию получил с конца
Важнейшая особенность российской посткоммунистической истории заключается в том, что традиционно сильная центральная власть «перетекает» в нижние горизонты управления. Число участников политического процесса при этом растет. На фоне упадка государственных ценностей и ослабления созидательной политической воли Центра региональные элиты начали завоевывать значительную автономию и усиливать свою опеку над обществом. По приблизительной оценке Сергея Павленко, к осени 1993 года они сосредоточили в своих руках около 60 проц. полномочий федеральной власти[1]. Остальное делили между собой ее враждующие ветви – высшая законодательная и исполнительная. Другими словами, государство перемещается в провинцию, а местные правящие элиты – в центр общероссийской политики. Сегодня 89 субъектов Российской Федерации отличаются друг от друга, пожалуй, даже больше, чем государства Европейского союза. Как заметил директор Института Кеннана Блэр Рубл, «Москва, оставаясь психологическим якорем для жителей всей страны, будет, скорее, напоминать Рим, нежели Париж – национальную столицу как символ национального единства для регионов, стремящихся к самоопределению в соответствии с местными экономическими и политическими связями»[2].
Такой характер эволюции был задан, помимо всего прочего, самоутверждением провинциальных элит, которые стремились чувствовать себя независимо. Они выступают в роли правящих меньшинств, играющих стратегическую роль в принятии решений на местном уровне. Их ценности, идеологические позиции и взгляды по существенным политическим вопросам решающим образом влияют на нормы поведения в региональных политических системах. Изучение политического вызова, бросаемого местными элитами, и их действий может дать ответ на чрезвычайно актуальные вопросы:
- Каковы возможности и пределы российского регионализма и сепаратизма?
- Вселяют ли перспективы развития регионов надежду на стабильное и действенное функционирование российского государства?
- Способны ли Москва и субъекты Российской Федерации создать
по-настоящему прочную федерацию? - Не превратится ли Россия в поле боя конфликтующих этнических и региональных клик, добивающихся собственного господства?
Фрагментация власти и складывание «общества регионов»
Нынешний взлет российского регионализма – следствие драматических изменений в советском обществе, относящихся к рубежу
Провозглашение суверенитета России не остановило дальнейшей фрагментации общества. Более того, начало рыночных реформ в 1992 году ознаменовало собой новый этап регионализации государства. Подобно тому, как горбачевская перестройка раскрыла матрешку национализма, разрушившего Советский Союз, так ельцинская «шоковая терапия» открыла матрешку регионализма, ставшего серьезной угрозой единству российского общества.
И процесс складывания «общества регионов», и усиление региональных элит – это часть более широкого процесса приспособления к переменам. Провинциальные руководители начинали действовать самостоятельно перед лицом грозящего хаоса. Объясняя президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву скандальную историю с провозглашением Уральской республики, Эдуард Россель сказал: «… первая идея объединения Уральского региона возникла на базе развала. В то время когда все на глазах разваливается, прямые связи с Москвой ликвидируются, а другой идеологии или эффективного управления не наработано и не предложено, мы оказались брошены и каждый, в зависимости от своего уровня развития, определял, как быть в данной ситуации»[3]. Такого рода усилия провинциальных лидеров и сформировали особенности нынешнего регионального развития России.
Отсутствие продуманной региональной политики оказалось серьезнейшим изъяном в гайдаровской программе реформ. Она не была созвучна особенностям регионов, их
Чтобы точнее оценить возможности регионализма и роль локальных элит, полезно взглянуть на события с учетом пережитого россиянами духовного и культурного потрясения. Усиливающаяся регионализация – феномен не столько
Чтобы преодолеть коллективный стресс, провинция начала самопроизвольно создавать собственные идеологические центры. Различные концепции регионализма обретали значение именно на фоне этого глубинного
Некоторые региональные лидеры превратились для населения своих регионов, пораженных кризисом, в своего рода культовые фигуры. Побывавшему в Ульяновске корреспонденту газеты
Исследовательница из Элисты
В условиях нараставшего регионализма локальные правящие группы стремились придать своему статусу законный характер. Наиболее активные и дальновидные местные лидеры пошли по пути не усвоения рыночных моделей через столицу, а выработки опережающей реформаторской стратегии. Так появились на свет знаменитые варианты регионального развития: «нижегородский», «татарстанский», «калмыцкий» и др.
Свой вызов местные политики обосновывали тем, что именно предложенный ими путь и есть исторически осмысленное испытание для населения соответствующего региона. Государственный советник президента Татарстана Рафаиль Хакимов заявил, например: «Почему следует российские реформы брать за эталон? Разве не имеет право Татарстан идти своим путем к реформам, отвечающим интересам его населения? Или в мире существует только один путь – предложенный Москвой?»[9]. Представления региональных лидеров об их миссии явно требовали внутренней культурной реформации и демонстративного отказа от проповедуемых Центром приоритетов. Различные региональные мировоззрения, программы и лозунги были проявлениями компенсаторных реакций кризисного сознания.
Оказалось, что в условиях системного общественного кризиса у многих провинциальных элит и локальных сообществ обнаружились немалые возможности приспособления и обновления. Усиливавшаяся регионализация способствовала возникновению особых типов политического и геополитического поведения. В регионах формируются новые, собственные геополитические ориентации (у Дальнего Востока и Приморья – на Китай, Японию, Южную Корею; у Тувы и Бурятии – на Монголию и Китай; у Карелии – на Скандинавию
В качестве примера любопытно рассмотреть поведение правящих групп в субъектах Федерации, которые с точки зрения сепаратистских тенденций можно назвать пороговыми: в Чечне и Татарстане. Начиная с 1991 года в заявлениях генерала Дудаева навязчивым рефреном повторялась идея Кавказского союза. В «чеченской революции» он видел лишь первую стадию так называемого «эффекта домино»; конечной же целью идеологов
Смягченный вариант подобного же сценария можно было наблюдать и в Татарстане. Казанские идеологи заявили о существовании особой
Хочу заметить следующее: заявлять будто всевозможные региональные ассоциации в Сибири, Поволжье, на Севере
Этим объясняются формальный характер существования многих межрегиональных ассоциаций и в целом «разорванный» характер экономического и политического пространства России. Например, ассоциация «Большая Волга», созданная в 1990 году, ныне бездействует. Сначала из нее вышла Республика Марий Эл, затем Калмыкия присоединилась к Северокавказскому региональному союзу, а Татарстан вошел в Ассоциацию нефтедобывающих регионов России. За исключением, пожалуй, «Сибирского соглашения» межрегиональные ассоциации не отличаются ни устойчивостью, ни организованностью.
Таким образом, в числе основных источников, питающих энергию российского регионализма, можно назвать следующие:
- задержалась самоидентификация России;
- федеральный Центр утратил инициативу при реформировании страны;
- общество лишено объединяющей его идеологии, а также внятной системы национальных приоритетов и государственного целеполагания.
Вследствие этого:
- инициатива реформирования перешла к регионам;
- локальные правящие группировки с их эгоистическими интересами и текущими стимулами оказались в центре общероссийской политики;
- региональные концепции и модели развития формируются их усилиями.
Это объясняет форму фрагментации России. Возникает другой вопрос: каковы характер и содержание регионального политического вызова?
Глубина и характер вызова
В периоды идеологических и цивилизационных поисков неизбежно обнаруживается, что носитель идей – элита. Создаваемые ею конструкции служат своего рода шаблонами, влияющими на весь ход политической жизни.
С самого начала местные элиты формулировали идеи в ответ на вызовы, с которыми им приходилось сталкиваться на местах, и во имя воплощения в жизнь региональной модели развития. Если нынешние московские
Особенно яркий пример в этом смысле – Татарстан. Современные политические реалии республики, ее особый статус во взаимоотношениях с Центром и яркий имидж в мире отражены в таких формулах, как «модель Татарстана – новая парадигма», «татарстанцы – нация», «глобальный федерализм», «евроислам»
Иными словами, в некоторых регионах на новую Россию смотрят как на дефектный политический субъект. У нее нет устойчивого стратегического курса, нет единой линии при отстаивании
У этой идеи, бесспорно, есть
Евроисламские идеи служат культурологическим обоснованием внешнеполитической стратегии, избранной для реализации «татарстанской модели». Они, в частности, призваны оградить образ республики от пугающих Запад ассоциаций с исламским фундаментализмом. Об этом официально заявил президент Татарстана Шаймиев[16].
Особая форма экономического и политического вызова федеральному Центру со стороны некоторых локальных элит – закрытые экономические корпорации, призванные создать завершенные локальные хозяйственные системы. Образцы: корпорация «Калмыкия», построенная по схеме «одна республика – одна корпорация»[17], и аналогичная структура в Ингушетии – «Бин». Начиная с 1994 года такой же курс взят и в Татарстане[18]. Регионализируется не только власть, но и собственность.
Строительство корпораций – одна из составляющих модернизаторской политики региональной власти. Само местное сообщество выступает в качестве пространства для исторического творчества элиты. Как заявляют политики в Элисте, цель «Калмыкии» – взять под контроль все республиканские ресурсы, чтобы делать из ресурсов деньги в условиях сильного экономического отставания и финансовой зависимости региона. Именно в силу такой ориентации и сложилась концепция корпорации, охватывающей целый регион. Показательно в этом отношении заявление Хакимова: «И хотя сегодня нет тоталитаризма, сохраняется экономическая и финансовая империя Москвы. Она держит в своих руках до 70 проц. кредитных ресурсов, не давая возможности эффективно развиваться регионам»[19].
Хотя риторика региональных властей и носит явно выраженный модернизаторский характер, на деле их ближайшая цель – закрепить за собой право распоряжаться местными ресурсами через корпорации. Вытеснение центрального правительства из сферы текущего экономического управления становится для локального истеблишмента гарантией реальности прав регионов.
Пределы сепаратизма в России
Возникает вопрос: существует ли фактор, который положил бы предел сепаратизму? Доктрина локализма уже отчетливо вырисовалась, но современные политические реалии в провинции предопределяют не крайние взгляды. Даже лидер суверенизационных процессов – Татарстан – не проповедует и не реализует идеи безоговорочного сепаратизма и абсолютного местничества, рожденные фантазией радикалов. В мышлении и действиях региональных властных элит преобладает прагматическая ориентация.
Попытаюсь на примере Татарстана и Чечни показать грань, отделяющую осмысленную суверенизацию от иррациональных и экстатических вариантов локализма. В отличие от татарстанских политиков, доказавших свою способность действовать в соответствии со своими рациональными интересами, окружение Джохара Дудаева руководствовалось идеей судьбы или миссии. Этим и объясняются выдвигавшиеся ими притязания: полная независимость, установление «нового кавказского порядка» путем создания Кавказского общего дома. Этим требованиям вполне соответствовали и методы их достижения: «война до последнего чеченца», насыщенные
Правители и политические активисты Татарстана по многим вопросам выступают с позиций радикализма[20], но при этом все же стараются использовать ценности и символы локализма для достижения рациональных и просчитываемых целей. Именно поэтому становятся возможными (и даже предсказуемыми) компромиссы и уступки. В этом смысле татарстанское руководство проявило последовательность: оно реализовало ряд идей, связанных с суверенностью республики, не переступив при этом разумных границ урегулирования конфликта внутри Федерации. Характерен один пример: 17 октября 1991 года, когда после прихода к власти Дудаева население Чечни повально вооружалось, в Казани вышел президентский указ «О запрещении создания и деятельности общественных военизированных объединений и вооруженных формирований на территории Татарской ССР»[21]. Так Шаймиев пресек в зародыше всякую возможность того, что ситуация в республике выйдет
В идеологии татарстанской элиты националистический синдром занял ограниченное место. Это, в свою очередь, создавало предпосылки для разумных решений и расширяло маневренное пространство при обновлении политики и дипломатии («Гаагская инициатива»[22], «глобальный федерализм»
В целом по России некая условно усредненная формула правления большинства региональных властей представляет собой сочетание отчетливо выраженного регионального комплекса и умеренного морализаторства по отношению к центральной власти. Высокая самооценка не сопровождается заметными проявлениями крайнего местничества, экстремизма и национализма. Даже в «
Таким образом, региональные элиты выступают одновременно носительницами
Мои выводы таковы:
1. Рассуждения о сепаратизме и балканизации российского государства строятся на упрощенном его понимании как механического лоскутного образования, которое можно растащить по частям или просто ликвидировать по воле отдельных политиков. Сейчас между народами и республиками России не существует ни горизонтальных, ни вертикальных прочных экономических, политических или иных связей. Преобладающая характеристика современного политического процесса – хаотическая фрагментация общества. Поэтому каждый отдельно взятый народ и каждая республика тесными узами связаны с Россией, но не как часть более широкого комплекса, например Кавказского общего дома,
2. Местные властные элиты осознают, что у региональных экономических систем нет благоприятных перспектив вне России. Говоря проще, экономика начинает диктовать свою волю. Переломным в этом отношении стал 1996 год, когда дезинтеграционные центробежные тенденции достигли объективно возможного предела. Аргументы в пользу такого вывода очевидны:
- завершились военные действия в Чечне, и новое руководство республики больше говорит о развитии экономики;
- былой суверенизационный пафос постепенно превращается в рутину. Даже первопроходцы – лидеры Татарстана заявили, что их задача – освоить круг полномочий, завоеванных в переговорном процессе с Центром. Характерно также принятие на местном уровне стратегических программ
социально-экономического развития[23]. В среде республиканских и областных правящих группировок все более широкое хождение получают аргументы типа «Рубль не обманешь», «Независимость – слишком дорогое удовольствие»и т. п. ; - мощный фактор, кладущий конец своеволию местных элит, – наличие в Центре крупных
материально-финансовых ресурсов. Начиная с 1996 года в стране усилилась экспансия московских банков в регионы, шло создание широкой сети местных филиалов. Необходимость и желательность данного процесса признал в узком кругу республиканской элиты сам Шаймиев[24]. Влияние капиталов московских банков на экономику регионов, добавившись к прагматической ориентации политических элит, могло бы ускорить интеграционные процессы в обществе.
3. При всех этих обнадеживающих тенденциях было бы, однако, легкомысленным строить иллюзии о путях построения жизнеспособной федерации. Некоторые аналитики предлагают, например, принять закон о сохранении государственной целостности России, который лег бы в основу нормализации взаимоотношений «Центр – регионы»[25]. Трудно говорить о четких правовых механизмах в ситуации, когда государство подчас отказывается от части своих функций по отношению к национальным институтам,
Государственную целостность нельзя сохранить силой декрета, закона или договора. Сами по себе они ничего не решают и выполнимы только тогда, когда соответствуют политическим интересам сторон. Я считаю, что внимание прежде всего должно быть направлено на изучение мотивов, которыми руководствуются лидеры, и на то, как распознать их мотивы с помощью стимулов, заложенных в формулы правления региональных элит. Эти стимулы, в свою очередь, определяют, какую форму примет политическая конкуренция между регионами и Центром.
4. В России невозможно будет построить эффективное государство до тех пор, пока система государственного политического и геополитического целеполагания будет оставаться фрагментарной и технически несовместимой. В стране должен сложиться ориентир в виде
Работа выполнена при поддержке Московского общественного научного фонда.
[1] С.Павленко. Центр – регионы: кто кого? «Международная жизнь», 1993, № 4, с.91; «Московские новости»,
[2] Б. Рубл. Институт Кеннана и региональная Россия. «Земство. Архив провинциальной истории России». Пенза, 1994, № 3, с.35.
[3] Стенограмма встречи президента Республики Татарстан Шаймиева с делегацией Свердловской областной думы и Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона
[4] «Сибирская газета»,
[5] «Известия»,
[6]
[7] «Симбирский курьер»,
[8] «Независимая газета»,
[9] Р.Хакимов. Россия и Татарстан: у исторического перекрестка. «Молодежь Татарстана», 17–
[10] В идеологическом плане наиболее тяжелый случай – «чеченская революция» с ее целями и лозунгами.
[11] Е.Сарматин. Проблемы «чеченской революции». «Полис», 1993, № 2, с.170.
[12] По названию адыгского народа шапсугов, который наряду с убыхами и абазинами проживал на Кубани до своего массового исхода в Турцию в XIX веке. Постоянное обращение чеченских идеологов к теме Кавказской войны с целью подчеркнуть пафос кавказского единства привело даже к тому, что хрестоматийных героев той эпохи – Шамиля и
[13] Эта интерпретация особенно настойчиво звучала на международном семинаре по проблемам регионализма, прошедшем в сентябре 1994 года в Казани (см. «International Research and Exchanges Board. News in Brief.», 1994, № 6, p.18).
[14] См.: В. Пастухов. Парадоксальные заметки о современном политическом режиме. «Pro et Contra», 1996, т.1, № 1, с.19.
[15] Д. Исхаков. Модель Татарстана: «за» и «против».
[16] Стенограмма встречи президента Республики Татарстан Шаймиева с президентом Конгресса местных и региональных властей Европы Александром Черноффым
[17] Вариант подробного изложения проблемы см.: А.Магомедов. Корпорация «Калмыкия» – выражение идеологии калмыцкой правящей элиты. «МЭиМО», 1995, № 12.
[18] «Известия Татарстана»,
[19] Р. Хакимов. Год упущенных возможностей. Казань, 1994, с.3. Его же: Подходы к федерализму в России: вариант Татарстана. Казань, 1994, сс.2,7.
[20] Например, крайние националисты из организаций «Иттифак» и Всетатарский общественный центр пытались сформировать психологию «волков». З. Аглиуллин писал: «Борцов за свой язык, свое государство мы называем волками. Тех татар, кто на стороне сильных… мы называем собаками. Волков немного, но они сильны духом… В национальном движении мы объединяем тех, у кого волчий дух» (
[21] Общий отдел аппарата президента Республики Татарстан.
[22] В январе 1995 года по инициативе Шаймиева состоялась встреча глав и представителей постсоветских государств, посвященная урегулированию конфликтов Грузия – Абхазия, Украина – Крым, Молдова – Приднестровье. Татарстанские политики стремились распространить свой опыт на все конфликтные зоны СНГ.
[23] «Федеральная целевая программа по комплексному
[24] Стенограмма совещания у президента Республики Татарстан Шаймиева М.Ш. по вопросу о «Государственной программе экономического и социального прогресса Республики Татарстан».
[25] См., например, Р. Абдулатипов. Только закон может остановить беззаконие. «Независимая газета»,