Мониторинг социальных последствий реструктуризации (результаты третьей фазы исследований)
Источник © http://www.sotsugol.ru/coalreg/monitoring.html
В рамках Проекта оказания технической помощи структурной перестройке угольной промышленности России по заказу Фонда “РеформУголь” Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проводятся социологические исследования социальных последствий реструктуризации угольной отрасли. Результаты третьей фазы мониторинга, опубликованные в журнале “Человек и труд” (№ 12, 2000, с.19-24), приводятся ниже.
Мониторинг социальных последствий реструктуризации
(результаты третьей фазы исследований)
Важной составной частью Проекта оказания технической помощи структурной перестройке угольной промышленности в России является Мониторинг социальных последствий. Информация о социальных аспектах реструктуризации собирается в ходе социологических исследований, начиная с 1995 г. Они дают представление о региональной специфике последствий реструктуризации угольной промышленности, способствуют выбору наиболее эффективных мер социальной защиты уволенных шахтеров и их семей, пенсионеров и инвалидов, а также повышению прозрачности использования дотаций на закрытие шахт.
В конце 1998г. была начата новая стадия Мониторинга, предполагающая систематическое отслеживание изменения ситуации в угледобывающих регионах. В декабре 1998 г. - январе 1999 г. проведена первая фаза Мониторинга, направленная на изучение социально-экономических условий в шести угледобывающих регионах (Кемеровская, Ростовская, Пермская, Тульская области, Приморский край, республика Коми). Опрос проводился среди работающих на действующих шахтах и уволенных с ликвидируемых угольных предприятий шахтеров, а также других жителей шахтерских городов и поселков. В июне 1999г. исследования продолжились в Кемеровской, Ростовской и Сахалинской областях среди шахтеров, уволенных с ликвидируемых и действующих шахт в течение 1998г. – первом квартале 1999 г.
Исследования в рамках третьей, заключительной фазы Мониторинга, по результатам которой подготовлен настоящий материал, проводились в марте – мае 2000 г. в Кемеровской, Ростовской и Тульской областях. Изучались процессы высвобождения работников на ликвидируемых и действующих шахтах в четвертом квартале 1999г., а также анализировались последствия массового высвобождения шахтеров с точки зрения социально-экономического положения шахтерских городов и поселков.
Впервые в число опрашиваемых были включены шахтеры, уволенные по всем иным основаниям, предусмотренным законодательством, помимо ликвидации предприятия и массовых сокращений. Кроме того, было проведено количественное исследование среди получателей пайкового угля.
Социальные аспекты закрытия шахт
Информированность о процедуре увольнения. В исследуемых регионах шахтеры, уволенные в связи с ликвидацией шахт или массовыми сокращениями, хорошо осведомлены об основных правилах увольнения, в том числе о возможности получения полагающихся пособий и компенсаций. Как показывали и предыдущие исследования, основными источниками информации о действующей системе выходных пособий и компенсаций для уволенных работников являлись администрации их предприятий и межличностное общение на работе и дома. В Кемеровской области стала заметней роль профсоюзов в информировании шахтеров об их правах.
Выплата выходных пособий и компенсаций в связи с увольнением. На момент опроса практически все полагающиеся в связи с увольнением в четвертом квартале 1999 г. выплаты были произведены как на ликвидируемых, так и на действующих шахтах. Если сравнивать размеры начисленных и фактически выплаченных сумм, то по трем регионам доля выплат составляет от 91 до 99%.
По сравнению с данными первой фазы Мониторинга существенно сократилась группа респондентов, столкнувшихся с трудностями при получении выплат, положенных в связи с увольнением. В Кемеровской области в январе 1999 г. об этом заявили 41% уволенных в связи с ликвидацией шахт, в апреле 2000 г. – 2% респондентов. В Ростовской области – соответственно 47% и 6%. Положительная динамика наблюдалась и в Тульской области: в январе 1999 г. 80% респондентов указывали на наличие серьезных проблем с получением выплат в связи с увольнением, в апреле 2000 г. – 22% респондентов.
Выплата пособий в возмещении вреда (по регрессным искам). Передача дел в Фонд социального страхования.Из числа опрошенных шахтеров, уволенных по ликвидации и массовым сокращениям, в Кемеровской, Ростовской и Тульской областях пособия в возмещение вреда получают около 100 респондентов. В силу малочисленности категории получателей пособий в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, данные количественного исследования были проанализированы в совокупности только по трем регионам. Результаты опроса показывают, что большая часть респондентов (около 70%) оформили свое право на получение пособий в возмещение вреда в течение первого года после получения травмы и возникновения заболевания, каждый пятый сделал это спустя три и более года.
Большинство получателей пособий в возмещение вреда знают, что теперь эти выплаты осуществляет Фонд социального страхования (85% опрошенных). В основном люди получают деньги в Сбербанке (51%) или на почте (25%). У 18% респондентов возникали проблемы с оформлением при передаче дел в ФСС. На момент опроса 60% респондентов вовремя получили пособия в возмещение вреда. Имеющаяся задолженность относится в основном к 1998-1999 гг.
Результаты исследования позволяют также утверждать, что средства на выплату пособий поступают регулярно, механизм оформления документов и осуществления выплат отлажен.
Как показывает анализ индикаторов, произошли ощутимые положительные сдвиги в решении ряда социальных проблем, возникающих в ходе закрытия неперспективных шахт и реструктуризации действующих угольных предприятий. В первую очередь следует отметить высокий уровень информированности шахтеров, затронутых процессом ликвидации шахт, об основных правилах увольнения, в том числе о возможности получения полагающихся пособий и компенсаций. За полтора года Мониторинга социальных последствий реструктуризации угольной отрасли (с начала 1999 г. до середины 2000 г.) заметно улучшилось положение с выплатами выходных пособий и компенсаций, регрессных выплат, выплат задолженности по заработной плате как на ликвидируемых, так и на действующих шахтах. Это обстоятельство способствовало смягчению социальной ситуации в угольных регионах. Повышению субъективных оценок материального положения шахтерских семей.
Содействие занятости
Программой реструктуризации угольной промышленности предусмотрен широкий комплекс мер, которые должны содействовать занятости высвобождаемых и высвобожденных работников угольной отрасли, а также жителей шахтерских городов и поселков в ходе реструктуризации - программы местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Предоставление высвобождаемым работникам предуволь-нительных консультационных услуг. Согласно результатам третей фазы Мониторинга в Кемеровской области, наличие возможности получения предувольнительных консультаций отмечено 47% респондентов, в Ростовской – 58% и в Тульской – 69%. В ходе первой фазы Мониторинга ситуация складывалась иным образом: 60,38 и 47% соответственно. Эти данные свидетельствуют, скорее всего, о снижении потребности в получении консультационных услуг со стороны увольняемых работников в Кемеровской области. Действительно, в Кемеровской области консультациями воспользовались 17% опрошенных (в первой фазе – 27%).
Социологические исследования поведения людей на рынке труда выявили, что люди чаще обращаются к посредникам и нуждаются в консультациях, когда сталкиваются с трудностями при поиске работы, в противном случае они больше полагаются на самостоятельное трудоустройство. Эти выводы подтверждают данные Мониторинга, о которых пойдет речь при рассмотрении вопроса о доступности рабочих мест на действующих и новых предприятиях. Они свидетельствуют об улучшении ситуации на рынке труда в Кемеровской области, о снижении уровня тревожности людей в отношении получения новой работы после увольнения. К тому же рынок труда в Кемеровской области более динамичен по сравнению с Тульской и Ростовской областями.
Ответы на вопрос о том, кем организованы консультации, различаются по регионам. В Тульской области стала более заметной роль службы занятости, в Кемеровской – профсоюзов. Роль работодателей в качестве организаторов предувольнительных консультаций осталась сравнительно высокой во всех трех регионах. Администрацию шахты в качестве основного источника информации о полагающихся выплатах отметили 46% респондентов в Кемеровской области и по 68% в Ростовской и Тульской областях.
Наличие возможностей для профессиональной переподготовки. На момент опроса лишь единицы опрошенных из числа уволенных шахтеров, не имеющих работы и ищущих ее, уже прошли профессиональную переподготовку и немногим меньше половины этой категории респондентов хотели бы ее пройти. Желающие пойти на переобучение по большей части такую возможность имеют (от 45 до 55% общего числа желающих в зависимости от региона).
Анализ ответов тех уволенных шахтеров, которые на момент опроса уже устроились на работу, показывает, что профессиональная переподготовка довольно распространена среди вновь поступивших на работу: от 17% нашедших работу шахтеров в Тульской области и 19% - в Ростовской до 31% - в Кемеровской проходили переподготовку на новом месте работы. В то же время лишь один-два устроившихся на работу респондента в каждом регионе отмечали, что они прошли переподготовку с помощь службы занятости.
Наличие временных рабочих мест в рамках программ общественных работ. Исследования показали, что информация об общественных работах, которые организуются местной администрацией постепенно распространяется среди населения. Однако осведомленность о них по-прежнему низка: информированы об общественных работах не более 10% опрошенных. Менее всего знают об этой форме временной занятости уволенные по ликвидации или сокращению численности (штатов) в Кемеровской области (1%), более всего (10%) – среди уволенных по сокращению в Ростовской области. Исследование, проведенное качественными методами, выявило тенденцию повышения уровня оплаты и расширения возможности участия в общественных работах (Ростовская и Кемеровская области).
Доступность рабочих мест на действующих и новых предприятиях. Проблема получения работы особенно актуальна для тех высвобожденных шахтеров, которые спустя несколько месяцев после увольнения ищут новое место работы. На момент опроса доля неработающих и ищущих работу среди уволенных по ликвидации или сокращению существенно различалась от региона к региону. Лучше дела обстоят в Кемеровской области, хуже – в Тульской и Ростовской областях. При этом доля неработающих среди уволенных шахтеров по иным причинам практически одинаковая для исследованных регионов и составляет около четверти опрошенных.
Сравнение полученных данных с результатами первой фазы Мониторинга показывает, что ситуация на рынке труда для уволенных шахтеров в Кемеровской и Тульской областях значительно улучшилась, а в Ростовской области не изменилась. О том, что ситуация на рынке труда анализируемых регионов несколько улучшилась, говорят не только объективные показатели (с точки зрения доли ищущих работу), но и субъективные: у людей снизились опасения потерять работу. Судя по субъективным оценкам опрошенных, ситуация на рынке труда в Ростовской области хуже, чем в других областях, где увольняющиеся преимущественно по собственному желанию (более мобильные) шахтеры обладают существенно меньшим уровнем тревожности.
Расширение возможностей для занятости путем поддержки малого предпринимательства и микрокредитования. Исследования, проведенные в рамках третьей фазы Мониторинга, показали, что в процессе создания новых рабочих мест путем развития самозанятости и поддержки малого предпринимательства, существуют проблемы. Это малый объем субсидий и кредитов, отсутствие рынков сбыта, маркетингового анализа, нехватка навыков ведения бизнеса у тех, кто начал свое дело на субсидии или кредиты в рамках программ поддержки малого предпринимательства.
Вместе с тем в Тульской области есть примеры успешного развития бизнеса, открытого на средства господдержки угольной промышленности в рамках программ местного развития. Так, были выделены кредиты на строительство электроремонтного предприятия, цеха по розливу газированных напитков, станции техобслуживания. Эти предприятия успешно функционируют и планируют расширяться.
Все они созданы представителями руководящего состава закрывающихся шахт – энергетиками, инженерами. Они имели доступ к информации о реструктуризации отрасли и о возможностях помощи новым предприятиям. Большинство работающих на этих предприятиях – высвобожденные угольщики.
Практически во всех регионах участники программ местного развития подчеркивали еще одно обстоятельство – низкую привлекательность предоставляемых кредитов. По словам всех, кто пользовался кредитами или получал субсидии на создание бизнеса, решающего значения эти деньги не имели. Во-первых, речь идет о маленьких суммах. С их помощью ускоряется решение второстепенных задач, но важнейшим фактором успеха они не становятся. Во-вторых, короткий срок кредита. Не оказывая существенного влияния на организацию бизнеса, кредит, не успевая окупиться, уже должен быть возвращен.
В целом в рассматриваемых угольных регионах положение на рынках труда улучшилось. Вместе с тем результаты третьей фазы Мониторинга подтвердили, что программы создания новых рабочих мест, содействия занятости путем поддержки самозанятости и малого предпринимательства, осуществляемые в рамках смягчения социальных последствий реструктуризации угольной отрасли, по-прежнему не в состоянии эффективно противостоять безработице. Предпринимаемые усилия по созданию новых рабочих мест недостаточны для обеспечения работой всех высвобождаемых работников угольной отрасли, способных и желающих работать.
Социальные последствия реструктуризации для жителей городов и поселков
Изменения в структуре доходов и занятости жителей шахтерских городов и поселков по сравнению с базовыми данными. Изменения в структуре доходов и занятости жителей шахтерских городов и поселков исследованных регионов происходили на фоне общей положительной динамики социально-экономического развития страны в целом, начиная с января 1999 г., когда проводились исследования в рамках первой фазы Мониторинга.
Особенно заметно существенное повышение субъективных оценок изменения материального положения семей жителей шахтерских регионов и их текущего материального положения.
Сравнение данных количественных исследований, проведенных на первой и третьей фазах Мониторинга, свидетельствует о росте денежных доходов семей и улучшении их имущественного обеспечения (т.е. увеличении в среднем количества товаров длительного пользования, имеющихся в распоряжении семей).
Во всех обследованных регионах за последние полтора года возросла доля работающего населения, особенно это заметно в Тульской области. Как минимум осталась неизменной или даже сократилась доля граждан, не имеющих работу и ищущих ее. При этом заметно уменьшилась доля населения, занятого в угольной промышленности: в Ростовской и Кемеровской областях почти на треть. Доля занятых в угольной промышленности Тульской области низка (4-6% занятого населения), поэтому делать выводы о динамике занятых в этой отрасли затруднительно.
Так же, как и уволенные шахтеры, опрошенное население своими ответами подтверждает вывод об улучшении положения на рынках труда шахтерских городов и поселков анализируемых областей России. В полтора-два раза снизилась доля работающего населения, опасающегося потерять свою работу.
Улучшилось положение дел в части полноты и своевременности выплаты заработной платы. В апреле 2000 г. во всех анализируемых регионах 2/3 работающих (напомним, что речь идет о населении, а не только о шахтерах) уже получили заработную плату за месяц, предшествующий опросу. В начале 1999г. в среднем лишь ? работающих респондентов давала такой ответ (16% - в Тульской, до 37% - в Кемеровской области). В целом сократилась доля тех респондентов, кому приходилось получать заработную плату в натуральной форме (товарами, продуктами питания, зачетом коммунальных платежей и п.т.).
В целом исследования третьей фазы зафиксировали наметившееся улучшение социально-экономического положения в угольных регионах. Сравнение данных первой и третьей фаз Мониторинга убедительно демонстрирует положительную динамику ситуации на рынке труда анализируемых областей и улучшение материального положения жителей шахтерских городов и поселков.
Состояние объектов социальной сферы. Данные качественных исследований, проведенных в рамках третьей фазы Мониторинга, подтвердили, что состояние объектов социальной сферы в шахтерских городах неудовлетворительное. Передача объектов социальной инфраструктуры в ведение муниципальных властей чаще всего осуществлялась без достаточного финансирования, поэтому объекты постепенно приходят в негодность, перестают функционировать или перепрофилируются. В Киреевском районе Тульской области, где проходило качественное исследование, нехватка жилья и его плохое состояние – одна их главных проблем.
Количественные исследования показали, что в сравнении с респондентами, представляющими все население шахтерских городов и поселков, уволенные шахтеры чаще проживают в частных домах. А это значит, что качество жилья у них существенно хуже, поскольку, как правило, это одноэтажные дома старой застройки и без необходимых удобств, которые обычно имеются в стандартных многоэтажных и многоквартирных домах.
Состояние жилого фонда у уволенных шахтеров и населения в целом различается незначительно: в Кемеровской области – от 38 до 44% опрошенных считают, что их жилье нуждается в капитальном ремонте, еще 4% респондентов заявили об аварийном состоянии домов, в которых они живут. У 41-46% респондентов дома требуют текущего ремонта, у остальных квартиры или дома находятся в нормальном состоянии. В Тульской и Ростовской областях ситуация с жилым фондом шахтерских городов и поселков такова: 46-50% жилья требует капитального ремонта,2-5% - находятся в аварийном состоянии, 10-12% - в хорошем состоянии, у прочих жилье (дом, квартиры) нуждается в текущем ремонте.
Уровень удовлетворенности своими жилищными условиями среди уволенных шахтеров ниже, чем у населения шахтерских городов и поселков, особенно это заметно в Ростовской и Тульской областях.
По оценкам самих респондентов, характер обеспечения коммунальными услугами не изменился или незначительно ухудшился. Речь идет главным образом об ухудшении положения с водоснабжением в Ростовской и Тульской областях и отключениях электричества в Ростовской области.
Снабжение пайковым углем. Согласно действующему законодательству получение бесплатного (пайкового) угля является одной из льгот, которыми пользуются следующий категории: пенсионеры, которым назначена пенсия в связи с работой на шахте, разрезе, в подразделениях военизированной горноспасательной части (ВГСЧ); инвалиды, которые пользовались правом получателя бесплатного угля до наступления инвалидности; вдовы (вдовцы) бывших работников угольной отрасли, подразделений ВГСЧ; семьи, которые получают пенсию по случаю потери кормильца, работавшего в угольной отрасли, в подразделениях ВГСЧ.
В рамках Мониторинга было проведено специальное количественное исследование 499 получателей пайкового угля. Для анализа также использовались углубленные интервью с получателями пай-угля, представителями местной администрации, руководства угольных компаний и шахт, профсоюзными работниками.
Материалы этого исследования (в силу отсутствия региональной репрезентативности выборки) не позволяют проводить межрегиональные сравнения.
Около 80% опрошенных получателей пай-угля - пенсионеры, работавшие на предприятиях угольной отрасли или в военизированных горно-спасательных частях. Вторая по величине категория получателей бесплатного угля – вдовы бывших работников угольной отрасли (12% опрошенных). Инвалиды составляют около 5% получателей этой льготы. Практически все получатели пай-угля – это неработающие (96% опрошенных). Средний возраст получателей пай-угля – 66 лет.
Большая часть опрошенных проживает в частном секторе (имеет отдельный дом или полдома) – 60% респондентов. Средний доход в семьях получателей бесплатного угля весной 2000г. составил 563 руб. на одного члена семьи в месяц. Субъективные оценки респондентами уровня жизни своих семей свидетельствуют о его весьма скромном уровне.
Практически все участники опроса реально нуждаются в угле: 97% респондентов отметили, что их семьи используют уголь для отопления и других бытовых нужд.
Исследование показало, случаев нарушений при выдаче талонов на получение бесплатного угля в 1999 г. практически не было.
В основном люди не смогли получить талон по личным причинам. Лишь четыре респондента отметили, что им было отказано в выдаче талона.
В основном талоны выдаются на тех шахтах, где респонденты или члены их семей ранее работали (68% опрошенных). В городской администрации талоны в 1999 г. получили 11% опрошенных. Остальные получили талоны в ликвидационных комиссиях, на других шахтах и т.п. В большинстве случаев талоны выдаются в летний период, а уголь по ним получают несколько позже, по мере надобности, - чаще осенью, перед началом отопительного сезона. На момент опроса (апрель – май 2000 г.) респонденты уже успели получить по талонам 1999 г. причитающийся им бесплатный уголь (87% опрошенных). Остальная причина, по которой респонденты еще не получили уголь, - отсутствие в пунктах выдачи. Никто из респондентов не сослался на проблемы с транспортом как причину несвоевременной доставки бесплатного угля.
Вместе с тем транспортировка получаемого бесплатного угля является прерогативой самих получателей. В соответствии с законодательством государство не берет на себя решение этой части проблемы по обеспечению льготных категорий граждан пайковым углем. Исследование показало, что нередко транспорт предоставляется администрацией угольных предприятий (34% респондентов отметили, что транспорт был предоставлен шахтой, на которой они получали уголь, 6% - шахтой, выдающей талоны на уголь), в редких случаях – местной администрацией (2%). Остальные респонденты ответили, что транспортировку бесплатного угля они обеспечивали самостоятельно (с помощью родственников, путем частного найма автотранспорта и т.п.).
Независимо от того, каким способом был обеспечен транспорт для перевозки бесплатного угля, он, как правило, оплачивался получателями из собственных средств. Лишь 16% опрошенных отметили, что уголь был им привезен бесплатно. За доставку пай-угля получателям пришлось заплатить в среднем 157 руб. (т.е. примерно 40 руб. за доставку 1 т угля).
Многие респонденты не знают, за счет каких средств финансируется выдача бесплатного угля.
Таким образом, исследование показало, что у большей части респондентов трудностей с отоплением в 1999 г. не возникало (такой ответ дали 61% опрошенных). О них упомянули 22% опрошенных. Наиболее часто респонденты упоминали снижение нормы пай-угля в Ростовской области и низкое качество пай-угля в Тульской и Кемеровской областях.
Институциональные аспекты реструктуризации
Информированность о Программе реструктуризации угольной промышленности. Важный вопрос, ответ на который должен был дать Мониторинг, - насколько жителям шахтерских городов и поселков и шахтерам доступна информация о Программе реструктуризации угольной промышленности. Опираясь на результаты исследования, можно говорить о высокой степени осведомленности шахтеров о важнейших задачах Программы, ее основных этапах и составляющих. Не менее 4/5 уволенных шахтеров (90% в Кемеровской области) знают о ликвидации неперспективных и убыточных шахт и разрезов и если не всегда разделяют те аргументы, которые проводятся в пользу их закрытия, то, во всяком случае, знакомы с общей логикой Программы и последовательностью предпринимаемых шагов.
Однако процедурный и практический порядок реализации Программы представляется респондентам менее определенным и четким, что вызывает беспокойство у высвобождаемых шахтеров. Менее информированы об отдельных направлениях реализации Программы бывшие работники угольной отрасли в Тульской и Ростовской областях, лучше дело обстоит в Кемеровской области.
Если сравнивать нынешний порядок информированности с тем, что было полтора года назад, то можно сказать, что значимость разных информационных источников практически не изменилась. На первом месте стоят СМИ, зачем – неформальные и дружеские связи. Единственное серьезное изменение – заметно выросший уровень значимости информации, предоставляемой администрацией шахт. В рамках первой фазы Мониторинга в среднем не более 5% респондентов отметили значимость этого источника информации, по результатам третьей фазы в Кемеровской области – 29%, в Тульской области – 12%.
Эффективность работы местных Наблюдательных советов. Во всех шахтерских городах, получающих средства государственной поддержки по программам местного развития, созданы общественные органы – Наблюдательные советы. В их состав входят, как правило, представители администрации города, службы занятости, руководство неугольных предприятий, а также представители профсоюзов и других общественных организаций. О задачах Наблюдательных советах см. в тексте.
Исследования показали, что о наличии и деятельности НС знали в основном руководители и люди, причастные к этой деятельности.
В шахтерских городах и поселках Ростовской области о том, что существует НС, знают 14% жителей и 2% из числа уволенных шахтеров, в Тульской – 5 и 3%, в Кемеровской – 16 и 17 соответственно.
Содержательный и иногда позитивные оценки работы НС дают местные предприниматели, которые получают средства господдержки угольной промышленности в рамках программ местного развития. Наиболее позитивные отзывы о работе НС можно слышать от тех, кто не только входит в его состав, но и оказывает решающее влияние на принимаемые НС решения.
Как правило (это же показатели и исследования на предыдущем этапе), это руководители местных администраций, в некоторых случаях – руководители угольной отрасли на местах.
Из сказанного выше однако, не следует, что НС всегда только фикция или декоративный институт. Основные задачи, которые они решают, включают: определение приоритетов и основных направлений и развития социальной сферы организацию и проведение конкурсного отбора проектов для финансирования с использованием средств господдержки привлечение других источников финансирования программы развития города (поселка).
Во многих городах НС не ограничивают свою работу лишь распределением средств господдержки, они активно содействуют привлечению в город инвестиций, созданию соответствующего делового климата, инфраструктуры для развития бизнеса.
По результатам качественных исследований, менее активны НС в г. Киреевске Тульской области и в г. Гуково Ростовской области, более активен НС – в г. Березовский Кемеровской области.
Один из важных вопросов - уровень доверия шахтеров и жителей шахтерских городов и поселков к участникам процесса реструктуризации на местах. Ни один из основных институтов, на которых, по мнению шахтеров и населения, лежит ответственность за проведение практики реструктуризации отрасли (администрации предприятий, местные власти и т.д.), не пользуется заметным доверием и авторитетом. Менее негативное отношение выражено к профсоюзам, суду, СМИ, службе занятости.
Оценка надежности информации, поступающей от различных участников процесса реструктуризации о политических или экономических событиях, одна и та же в трех регионах, тем не менее уровень доверия к ним заметно различается. Он выше в Кемеровской области, слабее в Ростовской и минимальный в Тульской области.
Наибольшее доверие уволенные шахтеры выразили к СМИ (в первую очередь, телевидению, затем газетам, в меньшей степени радио). Следующими по степени авторитетности и надежности названы люди из ближайшего круга общения (члены семьи, родственники), затем соседи, сотрудники и коллеги по работе. Последних упомянули 24-27% опрошенных. Исключением является Кемеровская область – 41%, что говорит о сильной средовой сплоченности и солидарности.
Наличие и использование механизмов апелляций и правовой помощи. Об ущемлении своих прав как работника, имевшем место в течении последнего года, говорили 43% уволенных шахтеров в Кемеровской области, 32% - в Тульской и 16% - в Ростовской областях. У респондентов, представлявших население шахтерских городов и поселков Кемеровской и Тульской областей, эти цифры существенно меньше 21 и 12% соответственно. Основные формы ущемления прав заключались в невыплате или задержке заработной платы без объяснения причин нарушения условий труда. Жалобы на незаконное увольнение или невыплаты пособий по ликвидации или в связи с сокращением штатов отмечались в единичных случаях (главным образом в Кемеровской области). Тем не менее за юридической помощью, включая различного рода консультации, в течение последнего года обращались всего от 3 до 6% уволенных шахтеров; среди опрошенных, представляющих население угольных регионов, частота посещения юристов та же. Это говорит о крайне низкой готовности использовать правовые средства для решения возникающих проблем и конфликтов, что является следствием не только несовершенной правовой системы, но и правового нигилизма как населения, так и властей. Даже положительное решение суда не гарантирует его реализации и удовлетворения нарушенных прав шахтеров. По результатам исследования, за последний год с исками к администрациям шахт по поводу невыплат заработной платы, регрессных исков и незаконного увольнения в суд обращалось незначительное число уволенных шахтеров или жителей шахтерских городов (в Ростовской области – 2% общего числа уволенных, в Тульской – 9%, в Кемеровской – 1%). При этом следует отметить, что длительность судебных процессов в среднем составляет около восьми месяцев, а в случае удовлетворения иска решение суда ответчиком зачастую не выполняются.
Данные исследований также показывают, что правовые формы коллективного обращения работников предприятий в суд по поводу невыплат заработной платы используются как способ погашения задолженности, поскольку по решению суда средства на эти цели направляются в первую очередь.
Таким образом, исследование выявило высокую степень информированности шахтеров, населения шахтерских регионов о важнейших задачах Программы реструктуризации угольной отрасли. Однако большинство опрошенных имеют довольно смутное представление о том, как проходит реструктуризация в других регионах страны, хотя проблемы такого рода интересуют и волнуют население шахтерских городов и поселков. Кроме того, исследования показали, что основные институты, на которых, по мнению шахтеров, лежит ответственность за проведение политики реструктуризации отрасли, не пользуются заметным доверием и авторитетом.
Качественные и количественные исследования, проведенные в рамках третьей фазы Мониторинга, позволили сделать выводы о результатах осуществления за период с января 1999 г. по май 2000 г. специальных мер и программ, признанных смягчить социальные последствия реструктуризации угольной промышленности.
Результаты Мониторинга станут основой для дальнейших действий российского правительства по совершенствованию социальной политики в угледобывающих регионах и корректировке социальной составляющей Программы реструктуризации.