М.Шаккум. Как модернизировать промышленность России

Источник: Экономика России: ХХI век. 2006. № 22. http://www.ruseconomy.ru/nomer22_2006 11/ec20.html

 

Тема поддержки отечественного производителя стала весьма популярной среди руководителей промышленных предприятий в период либеральных экономических реформ, когда на фоне сворачивания отечественного производства в страну хлынул поток импортных товаров и продуктов, внешне очень привлекательных, но зачастую некачественных и даже опасных для жизни. К сожалению, этот термин приобрел в то время негативный смысл, поскольку "поддержка отечественного производителя" нередко оборачивалась предоставлением необоснованных льгот и преференций некоторым предприятиям, "закачиванием" бюджетных средств в отдельные отрасли, которые так и не доходили до потребителя, а также консервацией технологической отсталости по принципу "пусть плохонькое, но свое". Наверное, самой характерной иллюстрацией такой "поддержки" стало состояние отечественного легкового автопрома, который только сегодня наконец-то приступает к технологической модернизации.

 

В результате у некоторых экономистов либерального толка сами термины "промышленная" или "отраслевая" политика стали вызывать непреодолимое отвращение, поскольку они отождествлялись с коррупцией и неэффективностью. Акцент делался ими исключительно на формировании и совершенствовании рыночных институтов. Это нужный процесс, он продолжается и сегодня. Хотел бы отметить, что не последнюю роль в нем сыграла и Государственная Дума последних двух созывов, ориентированная на конструктивное взаимодействие с исполнительной властью. В частности, без реформы банковского сектора мы не смогли бы обеспечить доступ российских предприятий к дешевым кредитным ресурсам, необходимым для их эффективного развития и выхода на мировые рынки. Далек от утверждения, что эта реформа в полной мере уже состоялась. Но все же состояние банковской системы образца 1998 года, когда из кредитных организаций за рубеж выводились гигантские активы, и сегодняшнее положение дел - это принципиально разные ситуации.

 

При этом необходимо понимать: "свободная игра рыночных сил" может намертво закрепить Россию в роли "сырьевого дополнения Евросоюза", как изящно выражаются некоторые европейские политики. Понятно, что Россия должна играть ведущую роль в современной глобальной энергетике; для этого имеются все необходимые предпосылки, в том числе и такой фактор, как защита и продвижение на мировых рынках интересов российских нефтяных и газовых компаний на самом высоком государственном уровне. Достаточно успешно развивается и российская сталелитейная промышленность; уже сегодня многие российские компании соответствуют западным стандартам по качеству менеджмента, эффективности и финансовой прозрачности, что делает возможным тесное взаимодействие между ними и зарубежными партнерами, включая в некоторых случаях и объединение.

 

Но было бы странно ограничиться только этой ролью, особенно с учетом тех ресурсов, которые были накоплены в советское время в таких отраслях, как космическая техника, авиастроение, судостроение, компьютерная техника, электроника, лазерная техника, энергетическое и атомное машиностроение, биотехнологии, системы связи и т.д. К сожалению, некоторые из них сегодня балансируют на грани выживания.

 

Понятно, что в условиях растущей экономической глобализации и с учетом перспективы присоединения России к ВТО характерное для советских времен стремление производить все - от иголки до самолета - себя исчерпало. Необходимо определить, какие отрасли отечественной промышленности нуждаются в государственной поддержке и каковы могут быть формы этой поддержки с учетом их реального состояния.

 

При этом следует все-таки понимать, что сам термин "отечественный производитель" в какой-то мере условен: если та или иная российская компания работает эффективно и прибыльно, туда стремятся прийти зарубежные инвесторы. Важно только, чтобы их приход не наносил ущерба интересам национальной безопасности, ведь было немало случаев, когда зарубежный концерн поглощал российское предприятие, имеющее оборонное значение, с последующим прекращением нужного для страны производства и утечкой за рубеж секретов государственной важности.

 

Но, прежде чем говорить о поддержке конкретных отраслей, необходимо заметить следующее. Ошибаются те, кто полагает, что мы можем вывести нашу промышленность на передовые позиции в мире исключительно за счет расширения государственного участия в экономике, в том числе - создания гигантских государственных высокотехнологичных корпораций, хотя такие предложения подчас раздаются на очень высоком уровне. Во всем мире локомотивом модернизации промышленности выступает частный бизнес. Задача государства - создать для него благоприятные условия и в то же время поставить в достаточно жесткие рамки национальных интересов.

 

Прежде всего речь идет о снижении бесчисленных бюрократических барьеров. На протяжении многих лет мы имели предельно забюрократизированную экономику, и сегодня расставание с этим печальным наследием происходит очень нелегко. Возьмем такой исключительно актуальный вопрос, как строительство жилья, от которого зависит реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". На сегодняшний день создалась парадоксальная ситуация: велика Россия, а строить негде. Почему? Дело в том, что от момента выделения участка под застройку до начала строительства проходит в среднем 3,5-4 года, в течение которых будущему застройщику приходится проходить гигантское количество различных согласований, сопровождаемых поборами чиновников. С этим приходится вести активную борьбу прежде всего, конечно, путем совершенствования действующего законодательства. Но здесь не обойтись и без повышения качества работы правоохранительных органов, ибо, как заметила еще Екатерина Великая, "пустое дело законы писать, если они не исполняются".

 

Другое препятствие на пути развития отечественного бизнеса - недостаточное, а в большинстве случаев просто убогое состояние инфраструктуры, прежде всего транспортной. В процентах от ВВП Россия вкладывает в строительство и модернизацию дорог вдвое-втрое меньше бюджетных средств по сравнению с развитыми странами. Между тем направление необходимых ресурсов на эти цели могло бы принести мультипликативный эффект за счет совокупного воздействия целого ряда факторов. Во-первых, строительство дорог приводит к резкому возрастанию инвестиционной привлекательности территорий. Во-вторых, снижается транспортная составляющая в себестоимости продукции. В-третьих, повышается производительность труда: ведь одно дело, когда человек приезжает на работу из пригорода в столицу в комфортабельном скоростном поезде, и совсем иное - когда он по три-четыре часа мучается за рулем в пробках - какой он после этого работник? В-четвертых, происходит резкая интенсификация жилищного строительства в пригородах. В-пятых, развитие транспорта - это и внедрение высоких технологий, и загрузка целого ряда предприятий, и необходимость подготовки квалифицированных кадров. Как тут не вспомнить, что с конца 30х годов XIX столетия до самой Октябрьской революции развитие железнодорожного дела рассматривалось в качестве важнейшей государственной задачи, которая решалась при непосредственном участии первых лиц государства с привлечением лучших специалистов на принципах государственно-частного партнерства.

 

Серьезным фактором, сдерживающим развитие отечественного производства, является недобросовестная конкуренция со стороны зарубежных производителей, наличие в стране огромного числа поддельной и контрафактной продукции. Борьба с этим явлением - прямая задача государства, которое, к сожалению, нередко выступает в роли "слона в посудной лавке", как это случилось с неуклюжими попытками навести порядок на алкогольном рынке.

 

В структуре себестоимости отечественной продукции немалое место занимает и такая составляющая, как поборы со стороны чиновников и правоохранительных органов. Борьба с коррупцией - серьезный инструмент повышения конкурентоспособности отечественного бизнеса, а это, как ни парадоксально, также требует направления соответствующих бюджетных средств на регламентацию деятельности чиновников и контроль за ними. И здесь нет необходимости "изобретать велосипед": механизмы такого контроля достаточно наработаны во всем мире.

 

Что касается поддержки отдельных высокотехнологичных отраслей российской промышленности, то формы и методы этой поддержки также известны из мирового опыта. Прежде всего, конечно, недопустимо положение, когда зарубежные конкуренты отечественных предприятий поставлены по сравнению с ними в лучшее положение в плане налоговой, тарифной и иной политики. Это наблюдается у нас, например, в судостроении. Но просто создать для российских предприятий равные по сравнению с зарубежными условия уже недостаточно, поскольку в ряде отраслей, как, например, в авиапроме, наше отставание от мировых гигантов, таких как "Боинг" и "Эйрбас", очень велико. Необходимо проведение активной промышленной политики, включая такие формы, как объединение разрозненных предприятий в холдинги, субсидирование процентной ставки по кредитам, поддержка НИОКР, лизинговые и венчурные государственные компании, поддержка экспорта. Государство и частный бизнес должны работать прежде всего над новыми проектами самолетов, в том числе и дальнемагистральных, иначе создаваемой с большим трудом Объединенной авиастроительной корпорации просто нечего будет производить: ведь сегодня имеются только два перспективных проекта: российский региональный самолет RRJ и истребитель пятого поколения. При этом важно понимать, что зарубежные конкуренты подчас не слишком благосклонно относятся к перспективам появления российской высокотехнологичной продукции на мировых рынках и готовы помешать этому под любыми надуманными предлогами: последний пример тому - введение американских санкций против российской компании "Сухой".

 

Серьезную роль в развитии высокотехнологичных производств могут сыграть и особые экономические зоны, прежде всего технико-внедренческие. Закон о них был принят Государственной Думой. Уже сегодня создается ряд особых экономических зон, где планируется строительство высокотехнологичных предприятий; одна из них - в городе Дубне - будет работать при активном участии предприятий Белоруссии, которой удалось в значительной степени сохранить свой технологический и производственный потенциал.

 

Некоторые отрасли российской промышленности отстали уже настолько, что здесь не обойтись без массированного притока западных капиталов и технологий. Однако такой приход в ряде случаев возможен только при наличии государственных гарантий. Вот что говорит, например, генеральный директор французской фирмы "Рено" Карлос Гон: "Мы будем сотрудничать с АВТОВАЗом только в случае безоговорочного одобрения этого сотрудничества со стороны Правительства России".

 

В наше время важнейшие высокотехнологичные отрасли тесно взаимосвязаны. Невозможно, например, строить самолеты пятого поколения, когда в стране существует всего восемь штук станков, пригодных для производства таких самолетов. Вот почему, на мой взгляд, необходимы не только программы развития отдельных отраслей, но и программа модернизации российской экономики и, если угодно, страны в целом. Особенность текущего момента заключается в том, что у государства имеются финансовые ресурсы для проведения такой модернизации, обусловленные высокими мировыми ценами на продукты российского экспорта. Это наш реальный шанс поддержать отечественного производителя и сократить технологическое отставание России от развитых стран Запада. Шанс, который не должен быть упущен.

 

 

 

 

Промышленное производство в январе-августе 2006 года*

Топливно-энергетический комплекс

Производство первичных топливно-энергетических ресурсов, по оперативным данным Минпромэнерго России, составило 1167,6 млн.т у.т. (102,6%). За 8 месяцев 2006 года добыча угля возросла на 4,5%, нефти - на 2,4%, газа - на 2,6%, выработка электроэнергии на АЭС - на 6,1%. Добыча нефти с газовым конденсатом составила 317,93 млн.т (102,4%). Потребление электроэнергии, по предварительным данным, составило 635,9 млрд. кВт.ч (104,9%).

 

Металлургическое, химическое и нефтехимическое, машиностроительное производства

Рост металлургического производства и производства готовых металлических изделий - 111,5%, в том числе металлургического производства - 108,7%.Производство готового проката черных металлов составило 108,0%, труб стальных - 118,2%, алюминия первичного - 102,1%, меди рафинированной - 100,8%, никеля - 106,5%. За восемь месяцев 2006 го-да производство готового проката черных металлов составило 38,6 млн. т (108%). При этом рост производства сортового проката составил 109,6%, листового проката - 106,1%.Рост производства алюминия первичного, включая силумин, составил 102,1%. Он обусловлен в основном совершенствованием производственных процессов и расширением производства сплавов. Меди рафинированной было произведено 100,8%, а никеля - 106,5%.

 

Рост химического производства составил 101,4%, производства резиновых и пластмассовых изделий - 110,5%. Синтетических смол и пластических масс выпущено на 4,4% больше. Это во многом обусловлено увеличением производства полистирола и сополимеров стирола, поливинилхлоридной смолы и сополимеров винилхлорида. Производство полиэтилена составило 665,4 тыс. т (на 2,4% меньше). Снижение производства во многом обусловлено недостатком сырья - этилена. Минеральных удобрений было произведено 10,6 млн. т (на 3,7% меньше). Выпуск калийных удобрений снизился на 12,8%. Снижение производства машин и оборудования составило 7,4%. Это во многом обусловлено существенным снижением выпуска механического оборудования (на 35,7%), главным образом турбин (газовых - на 18,6%, паровых и гидравлических - более чем в 2 раза). Вместе с тем вырос выпуск тракторов (123,1%). Ожидается стабилизация производства зерноуборочных комбайнов. Сохраняется положительная динамика производства на предприятиях станкостроения. Рост производства металлорежущих станков составил 101,6%.

 

Оборонно-промышленный комплекс

Анализ развития промышленного производства ОПК показывает, что в большинстве отраслей (начиная с марта 2006 года) прекратился спад производства (в основном в результате увеличения выпуска военной продукции), с мая наметилась тенденция роста производства гражданской продукции (рост в августе составил 116,1%). Вместе с тем тенденция увеличения производства гражданской продукции пока не имеет стабильной закономерности.

 

Лесопромышленное производство

Рост выпуска обработанной древесины и изделий из дерева составил 102,1%. Динамика производства по виду деятельности "лесозаготовка" - 92,4%. Деловой древесины произведено 93,7%.

 

Легкая промышленность

Рост производства по видам экономической деятельности составил: текстильное и швейное производство - 109,2%, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви - 113,3%.

*По сравнению с соответствующим периодом

2005 года (данные Минпромэнерго России)