Нечаев В. Региональные политические системы в постсоветской России
«Федерализм ест территориальное выражение демократии». Для исследований федерализма в западной политической науке эта формула стала почти классической. Она прочно связывает демократизацию авторитарного или тоталитарного политических режимов с децентрализацией системы государственного управления, постепенным разделением прав и полномочий между разными уровнями власти, развитием демократического участия, самоуправления и долевого правления. Российский случай посткоммунистического перехода заставляет усомниться, справедливо ли такое соотношение между федерализацией и демократизацией. Изучение отечественного варианта политической децентрализации, идущей под лозунгом построения «реального федерализма», поставило проблему дивергенции региональных политических режимов.
Выяснилось, что перераспределение прав и властных полномочий от Центра к регионам и введение процедур демократической легитимации региональных органов власти (прежде всего через из прямые выборы), как правило, не ведет к формированию в регионе демократического политического режима. Разброс возникающих вариантов настолько широк, что, по образному выражению, одного из российских политологов, в современной России можно найти все, что угодно, – от парламентской республики до средневекового ханства. Это разнообразие поставило не только теоретическую проблему («Почему децентрализация не ведет к демократизации?», но и политическую: в какой мере Центр, проводя региональную политику, в состоянии предвидеть ее результаты?