Программное выступление Б.Н. Ельцина на Съезде народных депутатов РСФСР 22 и 29 мая 1990 года и реакция М.С. Горбачева
АПРЕЛЬ – ИЮЛЬ 1990 ГОДА
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ
22 мая 1990 г.
…Многолетняя имперская политика центра привела к неопределенности нынешнего положения союзных республик, к неясности их прав, обязанностей и ответственности. Прежде всего это относится к России, которая понесла наибольший ущерб от изжившей себя, но все еще цепляющейся за жизнь
Нельзя мириться с положением, когда по производительности труда республика находится на первом месте в стране, а по удельному весу расходов на социальные нужды – на последнем, пятнадцатом. Единодушное голосование на- родных депутатов по включению обсуждаемого вопроса в повестку дня говорит о том, что всем нам до предела ясно, что один из важнейших тактических путей выхода из кризиса – обеспечение реального народовластия в России. Средством достижения этой цели является обеспечение реального суверенитета России, равной среди равных союзных республик. Но нужен такой суверенитет, который не означал бы перетягивания власти и привилегий от союзных бюрократов к российским. Проблемы республики нельзя решить, не обладая полнокровными политическим суверенитетом. Только он позволит гармонизировать отношения России и Союза, между автономными территориями внутри России. Необходим политический суверенитет России и в международных делах. политическими основами новой Конституции республики, которая должна быть принята раньше новой Конституции Союза, думаю – в текущем году, должны стать следующие принципиальные положения.
1. Российская республика – суверенное демократическое правовое государство добровольно объединившихся в нем равноправных народов.
2. Вся власть в республике принадлежит народу, который осуществляет ее непосредственно и через Совет народных депутатов.
3. Отношения России с другими союзными республиками регулируются отдельными договорами, отношения с Союзом также регулируются специальным отдельным договором.
Сегодня центр для России – и жестокий зксплуататор, и скупой благодетель, и временщик, не думающий о будущем. С несправедливостью этих отношений необходимо покончить. Сегодня не центр, а Россия должна подумать о том, какие функции передать центру, а какие оставить себе. Не пора ли поставить вопрос и о том, а какой центр нужен России и другим республикам Союза.
4. Акты, принимаемые Союзом, не должны противоречить новой Конституции России и договору с Союзом.
5. Вне делегируемых Союзу полномочий республика самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
6. Отношения между субъектами федерации внутри России регулируются на основе федеративного договора, по которому им гарантируются суверенитет, экономическая самостоятельность автономий, их культурная, национальная самобытность, право на справедливое и равноправное представительство во всех органах федерации.
7. В России устанавливается единое республиканское гражданство. Никто не может быть лишен этого гражданства.
8. Конституция республики гарантирует политический плюрализм, многопартийную систему действующую в рамках парламентской демократии. Исключается монополия любой партии на власть. Партии и общественные организации действуют в рамках специального закона.
9. Гражданам России, гражданам других союзных республик, проживающим на ее территории, гарантированы все гражданские, политические и имущественные права.
10. Все формы собственности граждан России защищаются законом.
11. В республике осуществляется полное и безусловное разделение законодательной, исполнительной и судебной власти.
12. Выборы в представительные органы государственной власти являются всеобщими, равными, прямыми и тайными.
13. Пересмотреть атрибутику России, предусмотрев, в частности, создание республиканского гимна.
Экономический суверенитет России возможен лишь при условии формирования республиканской собственности, основу которой должны составить земля, ее недра, воздушный бассейн, лесные, водные и другие природные ресурсы, предприятия, вся производимая продукция, весь
Передача принадлежащих республике природных и других ресурсов в пользование Союзу, другим союзным республикам может производиться на возмездной, выгодной для республики основе только парламентом России.
Очевидно, что зтот же принцип должен быть распространен и «вниз», на субъекты Российской Федерации. Субъектами Федерации могут быть не только
Считаю необходимым обеспечить реальную хозяйственную самостоятельность предприятий, независимо от форм их собственности. Схема такова: самый главный первичный суверенитет в России – это человек, его права. Дальше – предприятие, колхоз, совхоз, любая другая организация – вот где должен быть первичный и самый сильный суверенитет. И, конечно, суверенитет районного Совета или
Исходя из специфики Российской Федерации, ее государственной и политической суверенности, республика должна иметь право самостоятельно, без обязательного согласия союзного правительства вводить и отменять на своей территории экономические, хозяйственные механизмы, проводить кардинальные реформы.
Взаимоотношения России с другими союзными республиками строятся на принципе взаимной экономической заинтересованности, как правило, на основе мировых цен. России сама определяет партнеров в своих взаимоотношениях с зарубежными странами.
Но все это не значит, что речь идет о
Что же должно быть главным, первоочередным, в программе демократического обновления и обретения суверенитета Россией?
…Добровольный отказ России от роли гаранта существования прежней системы правления в стране. Следует законодательно запретить использование ресурсного, экономического, людского, интеллектуального, военного патентам России для проведения политики диктата и вмешательства в дела других государств и народов как за рубежом, так и внутри страны.
Второе. Парламент России должен принять Обращение к парламентам и народам других союзных республик с предложением о безотлагательном начале переговоров по выработке новых взаимоприемлемых форм содружества. В эти переговоры предлагается вступить без
Третье. Обеспечение ненасильственными методами гарантий соблюдения гражданских, политических, экономических и имущественных прав той части народов России, которая проживает ныне в других союзных республиках. И, наконец, четвертое. Сплочение всех национальных и патриотических сил в борьбе за построение в России демократического гражданского общества.
Советская Россия. – 1990. – 25 мая
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ М.С. ГОРБАЧЕВА НА СЪЕЗДЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РСФСР
23 мая 1990 г.
…Просят, чтобы я высказался о выступлении Бориса Николаевича Былина. Я так понимаю, что это, по сути, его Программное выступление. (Шум в зале.)
Не надо? Или сказать
…Это, я думаю, нормально, там есть очень сильные позиции, которые могут обогатить дискуссию и способствовать принятию такого документа, который сложится в результате обсуждения.
Что я подверг бы критике в его положениях? Это прежде всего два наиболее существенных момента.
Первое, с чем я бы не согласился в его выступлении, вот что. Это у него прозвучало. По сути, в нем содержится попытка отлучить Россию от социализма, который ни разу не упоминается в выступлении товарища Ельцина. И вообще автор программы – а она у него из многих пунктов – как бы одним росчерком пера хочет нас пригласить, чтобы мы распрощались с социалистическим выбором
Я бы сказал так, подытоживая: для нас, россиян,
Это первое.
Я думаю, в своем выступлении – оно сильно у него политизировано – Борис Николаевич не избежал конфронтационных подходов. Это проглядывает. Если, товарищи, очень подвергнуть серьезному анализу то, что он говорил, то получается, что нас призывают под знаменем восстановления суверенитета России к развалу Союза. Что значит своя денежная система, что значат мировые пены в экономических отношениях с остальными республиками
Всех нас, кажется, может затронуть такой яркий тезис: Борис Николаевич утверждает, что суверенитет принадлежит и человеку, и предприятию, и районному Совету. но я должен вам сказать: ни теоретически, ни политически этот тезис не проработан. Это очень сомнительный тезис, и он доводит вопрос о суверенитете до абсурда, создает такие перегородки, которые вообще подтолкнут сепаратизм в самой Российской Федерации и столкнут народы республики. И вообще привело бы к анархии, к местничеству.
Может быть, остается у Бориса Николаевича привязанность к его старой концепции – создать несколько русских республик на территории России. Но это – возврат к княжествам и к междоусобицам, противопоставлению. Правда, сейчас он к этому тезису не возвращается, но в завуалированной форме он содержится и здесь. Выходит, через его концепцию мы будем разваливать не только Союз, но и развалим Российскую Федерацию. Вот два самых серьезных замечания.
Не буду вдаваться во многие другие вопросы. А мог бы предложить и другие очень серьезные замечания…
Советская России. – 1990. – 25 мая.