Резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС

Приняты 1 июля 1988 года

  • О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны
  • О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки
  • О демократизации советского общества и реформе политической системы
  • О борьбе с бюрократизмом
  • О межнациональных отношениях
  • О гласности
  • О правовой реформе

О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны

XIX Всесоюзная партийная конференция широко обсудила и приняла крупные решения по углублению перестройки, реформе политической системы, дальнейшей демократизации партии и общества. Они имеют огромное историческое значение для судеб страны, являются неотъемлемой составной частью перестройки и одновременно ее мощным ускорителем, открывают возможность обществу уверенно идти по пути революционного обновления, укрепить роль партии как политического авангарда.

Проведение в жизнь принятых решений имеет безотлагательный характер, и важно, исходя из интересов дела, незамедлительно приступить к их реализации.

Конференция считает необходимым:

1. Провести в этом году отчетно-выборную кампанию в партийных организациях, руководствуясь решениями конференции о реформе политической системы, демократизации жизни партии.

Осуществить до конца нынешнего года реорганизацию партийного аппарата, внести необходимые изменения в его структуру с учетом принятых решений о разделении функций между партией и Советами.

Рекомендовать ЦК КПСС осуществить в этих целях необходимую практическую работу.

2. Конференция высказывается за внесение на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета СССР проектов законодательных актов по перестройке советских органов, за необходимые дополнения и изменения в Конституции СССР, а также организацию выборов и проведение Съезда народных депутатов в апреле 1989 года, на котором образовать новые органы государственной власти.

Выборы в республиканские и местные Советы и формирование на этой основе руководящих советских органов в республиках, краях, областях, округах, городах, районах, поселках, в сельской местности провести осенью 1989 года.

О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки

1. XIX Всесоюзная партийная конференция, обсудив доклад Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева «О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки», а также основные итоги первой половины двенадцатой пятилетки, констатирует: выработанный партией на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису.

Под воздействием идей и дел перестройки происходят консолидация общества, подъем творческой энергии рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Люди поверили в перестройку и выступают за ее углубление, за то, чтобы придать революционным преобразованиям необратимый характер.

Демократизация и гласность коренным образом изменили идейно-политическую и общественную атмосферу.

Начался процесс оздоровления экономики страны, ее поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идет перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсужден и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идет перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.

Развернутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны.

Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике.

Таким образом, перестройка все глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него все возрастающее преобразующее воздействие.

Вместе с тем конференция отмечает, что процессы перестройки идут противоречиво, сложно, трудно, в противоборстве старого и нового. И хотя налицо позитивные тенденции, есть первые результаты, коренного перелома в экономическом, социальном и культурном развитии не произошло. Механизм торможения полностью еще не демонтирован и не заменен механизмом ускорения. Экономика продолжает во многом движение по экстенсивному пути. Давление валовых, объемных подходов не преодолено.

Структура экономики сохраняет в основном затратный характер. Медленно развертывается научно-технический прогресс, не выполняются планы по увеличению национального дохода и ресурсосбережению. Нет заметного улучшения в качестве продукции. Остается сложным финансовое положение страны. Сохраняется напряжение в снабжении продовольствием, товарами народного потребления, не удовлетворяется спрос населения на услуги. Продолжает оставаться острой жилищная проблема.

Наряду с демократизацией общества радикальная экономическая реформа является фундаментом всей нашей перестройки. Реформа получает теперь новый стимул от преобразования политической системы. Она должна быть в основном завершена в рамках текущей пятилетки. От этого, в свою очередь, зависит и темп, и успех намечаемой реконструкции политической системы. Между тем вводимый новый экономический механизм пробуксовывает подчас из-за того, что в центральных ведомствах не выполняются должным образом соответствующие постановления партии и правительства. Серьезным препятствием интенсивному развитию экономики остаются уравнительность и иждивенчество. Проявляется медлительность в создании условий для широкого распространения кооперативных, подрядных и арендных форм хозяйствования.

Сдерживающее влияние на процессы перестройки оказывает тяжелое наследие застоя. Но медленное осуществление намеченных преобразований нельзя объяснить только этим. Многое коренится в недостатках нынешней работы партийных, государственных, хозяйственных органов, общественных организаций. Отсутствует должная настойчивость и целеустремленность в осуществлении решений XXVII съезда КПСС, январского и июньского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС. Новые демократические методы руководства, открытость и гласность с трудом пробивают себе дорогу, наталкиваются на консерватизм и инертность, догматизм мышления и действия. В различных звеньях общества, включая трудовые коллективы, не изменилось как следует само отношение к труду, к делу. Добросовестное выполнение своих обязанностей не стало еще нормой. Не отвечает требованиям перестройки уровень трудовой дисциплины. Все это сказывается на конечных результатах работы.

На всех ступенях общественной, государственной: и хозяйственной деятельности еще много работников, которые не хотят или не могут расстаться с командно-административными методами, болезненно воспринимают новое. Немало и таких, кого пугают масштабы и глубина перестройки, кто предпочел бы остановиться на полпути, ограничить революционное содержание перестройки полумерами. В то же время есть попытки искусственно подтолкнуть ход событий, перескочить через этапы, раздаются призывы решить все одним махом, не сообразуясь с наличием объективных предпосылок и уровнем общественного сознания.

В целях преодоления бюрократических методов управления, характерных для административно-командной системы, конференция решительно поддерживает курс на преобразование функций и стиля работы министерств и других центральных ведомств, ликвидацию излишних звеньев и передачу их прав на места, существенное сокращение аппарата и повышение квалификации занятых в нем кадров. Дело это недопустимо затягивать на долгое время.

Отстает от задач перестройки деятельность многих партийных организаций, которые не сумели своевременно и правильно оценить причины торможения, выжидают, проявляют нерешительность в борьбе со старым и в быстром освоении новых форм и методов деятельности.

Все это говорит о том, что перестройка нуждается в дальнейшем углублении и в надежных гарантиях ее необратимости. Конференция подчеркивает, что перестройка- единственно возможный путь укрепления и развития социализма, решения назревших проблем общественного развития в интересах народа. По этому пути надо идти твердо и решительно, проявляя выдержку и реалистически используя возможности каждого данного этапа.

Конференция считает, что на первый план сегодня выдвигается кардинальная реформа политической системы. Именно она должна открыть новые возможности углубления перестройки во всех областях общественной жизни и обеспечить гарантии ее необратимости.

2. В социально-экономической сфере важнейшей задачей является ускорение решения насущных проблем народного благосостояния.

Прежде всего надо добиться существенного улучшения продовольственного снабжения страны. Это крупнейший социально-политический вопрос. Кратчайший путь к его решению лежит через всемерное раскрытие потенциала колхозов и совхозов на основе развития разнообразных форм подряда и аренды, создания широкой сети кооперативов как в рамках существующих хозяйств, так и во взаимосвязях с другими предприятиями и отраслями экономики. Необходимо принять неотложные меры по улучшению транспортировки, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, эффективно использовать средства, выделенные для технического перевооружения и строительства предприятий этих отраслей.

Конференция считает, что сейчас в стране созрели необходимые условия для повсеместного перехода колхозов и совхозов на новые принципы хозяйствования, и все препятствия, мешающие этому,- и на местах, и в центре – должны быть устранены. Особая ответственность за решение этой задачи ложится непосредственно на руководителей и специалистов колхозов в совхозов, сельских коммунистов, Советы народных депутатов.

Должны быть немедленно прекращены всякие попытки командовать колхозами и совхозами. Они в состоянии самостоятельно решать вопросы внутрихозяйственной деятельности, определять формы межхозяйственных связей и производственного обслуживания. Коренными вопросами современной аграрной политики являются социальное переустройство деревни, улучшение условий труда и жизни на селе, обеспечение его необходимыми материально-техническими ресурсами. Суть аграрной политики в том, чтобы восстановить социально-экономическое равновесие между городом и деревней, изменить производственные отношения в самом сельском хозяйстве.

Используя возможности нового механизма хозяйствования, необходимо ускорить насыщение рынка разнообразными товарами и услугами, повсеместно развернуть работу по увеличению выпуска товаров народного потребления. Требуется коренное перевооружение легкой промышленности и других отраслей, выпускающих товары массового спроса. Должны быть широко использованы местные ресурсы, возможности кооперативного движения и индивидуальной трудовой деятельности. Необходимо повысить заинтересованность местных Советов, трудовых коллективов в увеличении производства товаров для удовлетворения потребностей населения региона.

Конференция одобряет принятые меры по резкому увеличению объемов, темпов и улучшению качества жилищного строительства с целью выполнения поставленной XXVII съездом КПСС задачи обеспечить к 2000 году практически каждую семью отдельной квартирой или домом. Отмечая, что расширение масштабов государственного, кооперативного и индивидуального жилищного строительства, инициативу в этом, деле трудовых коллективов, местных Советов сдерживают слабость строительной индустрии и прежде всего нехватка строительных материалов, острый дефицит специальных машин и оборудования, конференция высказывается за безотлагательное решение этих, вопросов правительственными органами СССР и союзных республик.

Одновременно следует тщательно проработать и решить вопросы, связанные с поддержанием в надлежащем состоянии жилого фонда, обеспечением демократического контроля за распределением квартир и установлением справедливого порядка в оплате жилья.

Конференция считает важнейшей задачей безусловное выполнение принятых программ по здравоохранению и охране окружающей среды, улучшению экологической обстановки в стране. В основе всех мероприятий в этих сферах должны быть интересы людей, социальная ориентация, а эффективность работы- значительно поднята за счет внедрения методов экономического стимулирования и современного научно-инженерного обеспечения.

Стержнем всей структурной и инвестиционной политики, исходной основой формирования темпов и пропорций воспроизводства должна стать линия XXVII съезда КПСС на социальную переориентацию экономики. Она неразрывно связана с новым качеством экономического роста, всесторонней интенсификацией производства, ресурсосбережением, ускорением научно-технического прогресса, реконструкцией машиностроения. Такой подход должен определять и концепцию тринадцатой пятилетки.

Развивая и углубляя экономическую реформу, необходимо завершить формирование нового экономического механизма, довести принципы реформы до каждого первичного трудового коллектива, до каждого рабочего места. Надо резко усилить заинтересованность людей в наивысших конечных результатах, до конца преодолеть уравнительность, смелее и повсеместно руководствоваться принципом оплаты труда по его количеству и особенно качеству, не допускать такого положения, когда можно безбедно жить при плохой работе.

Конференция подчеркивает, что решение всех экономических и социальных задач может быть обеспечено только на основе добросовестного и высокопроизводительного труда советских людей.

Считать целесообразным в рамках нынешней пятилетки осуществить отработку хозяйственного механизма, перестройку организационных структур управления в центре и на местах и системы внешнеэкономических связей. Ускорить переход к оптовой торговле средствами производства, осуществление программы финансового оздоровления народного хозяйства, включая наведение порядка в бюджете, финансово-кредитной системе, деятельности банков. После всенародного обсуждения провести реформу ценообразования, пересмотр оптовых, закупочных и розничных цен. При осуществлении реформы розничных цен твердо исходить из принципа, что изменение цен не должно нанести какого-либо ущерба жизненному уровню людей.

3. Революционная перестройка невозможна без всемерной активизации интеллектуального, духовного потенциала общества, прогресса науки и техники, без увеличения научно-технического вклада ученых и инженерных кадров, повышения их престижа и улучшения условий работы, без современного уровня всей системы образования и роста общей и политической культуры народа.

Конференция подчеркивает важное значение интенсивного развития фундаментальных и прикладных наук, решения острой проблемы внедрения открытий и изобретений в практику, постоянной связи науки с производством. Нужны новые формы организации научной жизни. Насущно необходима глубокая перестройка в общественных науках, которым предстоит до конца преодолеть догматизм и отрыв от жизни. Их долг – творчески разрабатывать актуальные и перспективные вопросы развития социализма, проблемы мирового развития, повысить реальную отдачу для политики, для общества.

Конференция высказывается за дальнейшую демократизацию сферы науки и культуры, за создание и развитие отвечающей требованиям перестройки общества материальной базы для этой сферы. Поддерживая многообразие поисков и художественного постижения истины, состязательность, новаторство и преемственность, партия рассчитывает на активность, самоотдачу и высокую ответственность перед народом деятелей науки, литературы и искусства.

Конференция придает принципиальное значение приращению теоретического арсенала перестройки, обновлению идеологической работы, освобождению ее от рутины, пустословия и шаблонов, соответствию ее содержания и тона реальностям жизни, умению вести честный, прямой разговор с людьми по всем интересующим их вопросам.

Ответственная задача КПСС, всего нашего общества- воспитание и образование молодого поколения. Конференция требует последовательной и ускоренной реализации реформы средней и высшей школы. Это касается и укрепления их материальной базы, и главное- роли учителя, преподавателя, воспитателя.

Партия видит активную и инициативную силу перестройки в молодежи. Конференция считает необходимым иметь сильную, целостную государственную политику в отношении подрастающего поколения, создающую условия, которые позволяли бы молодежи как можно раньше обретать самостоятельность, максимально раскрывать свои способности и реализовывать свои жизненные цели, быть лучше подготовленной к тому, чтобы своевременно принимать на себя экономическую, политическую и моральную ответственность за судьбу страны, за судьбу социализма.

Конференция выступает за полное восстановление ленинских традиций партийного руководства комсомолом, соблюдение его организационной самостоятельности, права участвовать в политической деятельности и выработке политики, отстаивать интересы молодежи в партийных, советских и хозяйственных органах. Особую ответственность перед всем обществом комсомол несет за свою работу в пионерском движении – этой первоначальной школе гражданственности и нравственности.

Конференция обращает внимание на необходимость более энергично решать проблемы, непосредственно затрагивающие интересы женщин. Женщины должны быть широко представлены в руководящих органах снизу доверху. Необходимо возвышать их роль в обществе и политической жизни, защищать и оберегать авторитет и права матери, создавать условия для выполнения ею своих обязанностей, усилить заботу о молодых семьях.

4. Конференция одобряет изложенные в докладе М.С. Горбачева предложения о реформе политической системы и высказывается за их практическую реализацию.

Ключевое значение имеет разграничение функций партийных и государственных органов и возрождение полновластия Советов снизу доверху. Вместе с реформой судебной системы и других институтов, обеспечивающих правовое регулирование взаимоотношений между государством и гражданами, охрану политических, экономических, социальных и личных прав всех членов общества, это направлено в конечном счете на завершение создания социалистического правового государства, в котором высшим принципом будет безусловное подчинение всего и всех закону.

Конференция считает важнейшими предпосылками эффективного функционирования политической системы преобразование высшей власти в государстве, предусматривающее созыв съездов народных депутатов СССР, деятельность на регулярной основе двухпалатного Верховного Совета, учреждение поста Председателя Верховного Совета, демократическое использование ими своих прерогатив, конституционно регламентированное взаимодействие всех высших эшелонов власти, включая Совет Министров СССР.

Конференция высказывается за обновление в духе перестройки деятельности общественных организаций и объединений – профсоюзных, комсомольских, женских, ветеранских и других, творческих союзов – и значительное повышение их роли в функционировании политической системы, в реализации и координации интересов различных слоев населения на благо всего народа.

5. Конференция отмечает, что КПСС, взяв на себя революционную инициативу, сумела дать объективный критический анализ состояния общества и самой партии, выдвинула программу перестройки, сплотила широкие народные массы вокруг ее идей, организовала практическую работу по революционному преобразованию общественных отношений. Таким образом, Коммунистическая партия еще раз продемонстрировала, что она является носителем программных целей общества, выступает как авангард народа.

В условиях разграничения функций партийных и государственных органов должна быть во всей полноте и с учетом современных условий возрождена ленинская концепция партии как авангарда общества, который, основываясь на марксистско-ленинском учении, обеспечивает теоретическую разработку важнейших вопросов развития страны, занимается выработкой идеологии перестройки и через это, через организаторскую работу в массах, вдохновляя и воодушевляя их, дает правильное, социалистическое направление движению всего нашего многонационального общества вперед. Партия осуществляет кадровую политику, обеспечивая рациональную расстановку кадров через демократические механизмы преобразованной политической системы. Свою политическую линию КПСС должна проводить через коммунистов, работающих в государственных и хозяйственных органах, в общественных организациях и трудовых коллективах. Партия действует в рамках Конституции и советских законов.

Решение судьбоносных для страны и социализма задач перестройки требует повышения руководящей роли партии и новых критериев оценки выполнения ею этой своей роли.

КПСС никогда не допустит впредь повторения чего-либо подобного тому, что связано с периодами культа личности и застоя, которые вызвали глубокие деформации в социалистическом обществе, задержали его развитие на целые десятилетия, привели к огромным человеческим жертвам и неисчислимым нравственным и идейным потерям.

6. Конференция одобряет международную деятельность ЦК КПСС, основанную на новом политическом мышлении, новые методы включения миролюбивых намерений Советского Союза в мировую политику. Подтверждает, что только политический подход к разрешению противоречий мирового развития и урегулированию конфликтных ситуаций открывает для СССР возможность сыграть предназначенную ему историей роль в обеспечении выживания человечества и его дальнейшем прогрессе.

В этом контексте конференция высоко оценивает принципиальную линию и предпринятые практические меры по укреплению интернационалистского взаимодействия с социалистическими странами, улучшению советско-американских отношений, оживлению общеевропейского процесса, развитию связей в азиатско-тихоокеанском регионе, Латинской Америке, Африке, плодотворные контакты с Движением неприсоединения, различными политическими партиями и мировой общественностью. Одобряет усилия в поддержку авторитета Организации Объединенных Наций и по урегулированию региональных конфликтов на принципах национального примирения и свободы выбора.

Конференция считает правильным подход советского руководства к проблеме устранения угрозы войны посредством откровенного, конструктивного диалога и разоружения, открывший путь к заключению Договора по РСМД, переводу в практическую плоскость переговоров о ядерных, химических и обычных вооружениях.

Конференция полностью одобряет решение о выводе войск из Афганистана на основе женевских соглашений и отношения с этим нашим соседом как независимым, нейтральным, неприсоединившимся государством.

Внешнеполитическая деятельность должна вносить все больший вклад в высвобождение ресурсов страны на мирное строительство, на перестройку и быть тесно увязана с демократизацией общества, включая процесс выработки решений и контроля за их исполнением.

Все оборонное строительство должно отныне быть ориентировано преимущественно на качественные параметры – как в отношении техники, военной науки, так и состава вооруженных сил. Гарантируя надежную безопасность Советского государства и его союзников, оно должно осуществляться в строгом соответствии с нашей оборонительной доктриной.

Перестройка нуждается во внешней политике, адекватно отражающей ее гуманистическую сущность, открывающей советскому обществу широкий выход на взаимовыгодное сотрудничество и многообразные демократические связи с окружающим миром.

Конференция подтверждает курс КПСС на неизменную солидарность с борьбой коммунистических и рабочих партий, всех общественных сил за мир и социальный прогресс, за свободу и демократию.

7. Выражая волю 20-миллионной армии коммунистов, коренные интересы советского народа, конференция заявляет: партия будет настойчиво и целеустремленно углублять процесс революционной перестройки, обеспечивать ее необратимость, делать все, чтобы достичь ее целей.

Конференция призывает все парторганизации, всех коммунистов и беспартийных еще активнее включиться в процессы обновления общества, имеющие историческое значение для судеб Родины.

8. Конференция считает необходимым, чтобы Центральный Комитет КПСС обеспечил рассмотрение всех конкретных предложений и просьб, высказанных делегатами конференции от имени избравших их коммунистов, а также предложений и вопросов, изложенных в коллективных и индивидуальных обращениях, направленных в ее адрес в ходе обсуждения Тезисов, и информировал о результатах рассмотрения через средства массовой информации.

О демократизации советского общества и реформе политической системы

1. Опыт трех лет перестройки, революционного обновления страны, демократизация партийной и общественной жизни поставили в повестку дня необходимость глубокой реформы политической системы.

Советское государство родилось как орудие диктатуры пролетариата и на определенной стадии общественного развития превратилось в общенародное государство. Теперь задача состоит в том, чтобы советская государственность в полном объеме соответствовала этому понятию, чтобы все дела в стране решались народом и его полномочными представителями, находились под его полным и действенным контролем.

Предстоящая реформа политической системы, по мнению конференции, призвана решить следующие задачи:

– открыть максимальный простор самоуправлению общества, создать условия для полного развития инициативы граждан, представительных органов власти, партийных и общественных организаций, трудовых коллективов;

– отладить механизм демократического выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп, их согласования и реализации во внутренней и внешней политике Советского государства;

– обеспечить условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепления их дружбы и равноправного сотрудничества на принципах интернационализма;

– радикально укрепить социалистическую законность и правопорядок, с тем чтобы исключить возможность узурпации власти и злоупотреблений, эффективно противостоять бюрократизму и формализму, обеспечить надежные гарантии защиты конституционных прав и свобод граждан, а также выполнения ими обязанностей по отношению к обществу и государству;

– четко разграничить функции партийных и государственных органов в соответствии с ленинской концепцией роли Коммунистической партии как политического авангарда общества и роли Советского государства как организации и орудия власти народа;

– создать эффективный механизм, который обеспечивал бы своевременное самообновление политической системы с учетом меняющихся внутренних и международных условий, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов социалистической демократии и самоуправления.

Реформа политической системы должна носить комплексный характер, охватить все ее звенья, осуществляться скоординированно в единстве с перестройкой в экономике и во всем обществе, причем в возможно короткие сроки.

2. Решающее направление реформы политической системы – обеспечение полновластия Советов народных депутатов как основы социалистической государственности и самоуправления в нашей стране.

Конференция считает необходимым укрепление законодательных, управленческих и контрольных функций Советов, передачу на их рассмотрение и решение всех важных вопросов государственной, хозяйственной и социально-культурной жизни, восстановление руководящего положения выборных органов по отношению к исполнительным и их аппарату. Политика партии – экономическая, социальная, национальная – должна проводиться прежде всего через органы народного представительства.

Руководство местными делами должно быть реорганизовано на принципах самоуправления, самофинансирования, самообеспечения, согласования региональных интересов с общегосударственными. Для этого нужно создать реальные условия, при которых обеспечивались бы ответственность и самостоятельность Советов в решении проблем комплексного развития подведомственных территорий. Они должны иметь устойчивые, основанные на долгосрочных нормативах источники доходов, включая поступления от всех предприятий, расположенных на их территории, накапливать средства, необходимые для экономического развития и улучшения жизни населения, защиты окружающей среды, решения других насущных задач, формировать внебюджетные фонды развития из дополнительных доходов, в том числе из поступлений от населения, при твердых гарантиях свободно распоряжаться средствами, полученными в результате умелого руководства хозяйством и социалистической предприимчивости.

Следует обновить саму организацию работы Советов: расширить круг вопросов, решаемых исключительно на сессиях; предусмотреть периодическое освобождение депутатов от служебных и производственных обязанностей для работы в Совете, постоянных комиссиях и избирательных округах, исходить из того, что каждый Совет в рамках закона имеет полную возможность выбора форм и методов своей деятельности с учетом местных условий. При формировании исполкомов, назначении и утверждении руководителей отделов, управлений, служб исполкомов должны стать правилом выдвижение нескольких кандидатур, тайное голосование, проведение конкурсов. Надо добиться, чтобы работа Советов всех звеньев велась гласно, была постоянно на виду у избирателей.

Конференция высказывается за то, чтобы в местных органах власти, кроме сельских и поселковых, избирались постоянно действующие президиумы Советов и во всех без исключения Советах тайным голосование ем – их председатели. Повышению роли представительных органов способствовала бы рекомендация на должности председателей Советов, как правило, первых секретарей соответствующих партийных комитетов.

Члены исполнительных комитетов местных Советов всех ступеней, а также руководители их отделов и управлений, судьи, государственные арбитры и прокуроры не могут входить в состав депутатов соответствующего Совета. Такой принцип следовало бы распространить на членов правительства и руководителей ведомств Союза ССР, союзных и автономных республик.

Важным демократическим установлением явится введение ограничения на занятие выборных должностей, а также должностей, подлежащих назначению и утверждению Советами, двумя сроками подряд.

Восстановление авторитета и влияния Советов нуждается в существенном обновлении действующей избирательной системы. Позитивно оценивая опыт, накопленный в этом деле после XXVII съезда КПСС, конференция считает необходимым пойти дальше, обеспечив неограниченное выдвижение кандидатур, широкое и свободное их обсуждение, включение в избирательные бюллетени большего числа кандидатов, чем имеется мандатов, строгое соблюдение демократической процедуры выборов, регулярную отчетность депутатов и возможность их отзыва. Обширные полномочия надо предоставить окружным предвыборным собраниям, которые должны стать демократическими форумами состязательного отбора кандидатов в депутаты. Советы станут действительно работающими органами при условии, если в них будут избираться люди принципиальные, с широким государственным кругозором, твердо стоящие на позициях социалистического обновления, способные достойно представлять своих избирателей и активно реализовать предоставляемые им права.

Конференция высказывается за установление для всех Советов народных депутатов одного срока полномочий – 5 лет.

Обобщив итоги дискуссии по Тезисам ЦК КПСС и учитывая обсуждение на самой конференции, делегаты считают необходимым провести реконструкцию высших органов государственной власти и высказываются за то, чтобы высшим органом власти страны стал Съезд народных депутатов СССР, в состав которого наряду с депутатами от территориальных и национально-территориальных избирательных округов должны войти депутаты, представляющие основные звенья политической системы – партию, профсоюзы, комсомол, другие массовые общественные, а также кооперативные, творческие, научные организации, избранные демократическим путем на съездах или пленумах их центральных органов. Съезд народных депутатов СССР, ежегодно собираясь на свои заседания, мог бы решать самые важные конституционные, политические и социально-экономические вопросы жизни страны. Съезд образует сравнительно небольшой по численности двухпалатный Верховный Совет СССР – постоянно работающий законодательный, распорядительный и контрольный орган, тайным голосованием избирает Председателя Верховного Совета. Следует устранить функциональную обезличенность палат, по-новому организовать работу постоянных комиссий и депутатов.

Новые подходы следует использовать при формировании и организации деятельности Советов всех других ступеней, закрепив это в законодательстве.

3, Одно из важных направлений реформы политической системы конференция видит в децентрализации управления и таком перераспределении функций и полномочий, которое обеспечило бы максимальную инициативу и самостоятельность мест. При этом должны исключаться ведомственность, местничество и обеспечиваться функции центра, без чего невозможны реализация преимуществ социализма, соблюдение общесоюзных интересов в огромном многонациональном государстве.

Конференция отмечает, что в ходе хозяйственной реформы и реформы политической системы возрастают роль и ответственность Совета Министров СССР как высшего исполнительного и распорядительного органа власти, подотчетного Верховному Совету СССР, за реализацию внутренней и внешней политики, разработку и осуществление планов и перспективных программ экономического и социально-культурного развития.

Демократизация общества предполагает проведение систематической работы по упрощению структуры и совершенствованию методов работы всего государственного аппарата. Должны быть ликвидированы излишние звенья и сокращена численность аппарата до оптимального предела. Необходимо иметь аппарат нового типа, основанный на высоком профессионализме, владеющий современной информационной технологией, демократически контролируемый народом, способный двигать вперед экономический и социальный прогресс. Отмечая положительное значение проводимой в этом направлении работы, конференция высказывается за ее ускорение, за то, чтобы ни одно звено системы управления не осталось вне перестройки. Целесообразно создать в стране единую, подчиненную выборным органам власти систему общественно-государственного контроля.

При осуществлении реформы политической системы должно уделяться первостепенное внимание вопросам развития советской социалистической федерации в интересах дальнейшего укрепления равноправного братского союза всех входящих в СССР наций и народностей.

4. Конференция считает делом принципиальной важности формирование социалистического правового государства как полностью соответствующей социализму формы организации политической власти. Решение этой задачи неразрывно связано с максимальным обеспечением прав и свобод советского человека, ответственности государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми партийными и государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов. Коренная перестройка деятельности этих органов должна стать сердцевиной правовой реформы, которую конференция считает целесообразным провести в сравнительно короткие сроки.

5. Реформа политической системы предполагает перестройку таких ее важных звеньев, как общественные организации. Профсоюзы, комсомол, кооперация, женские, ветеранские и другие организации, выражая интересы и чаяния различных слоев советского общества, способствуют формированию внутренней и внешней политики партии и государства, в которой органично соединяются интересы всего нашего народа.

Как позитивное явление следует рассматривать возникновение в последнее время ряда новых общественных ассоциаций и объединений, ставящих своей целью содействие делу социалистического обновления. Конференция в то же время осуждает всякую деятельность, направленную на подрыв социалистических устоев общества, разжигание национальной и расовой вражды, проповедь войны, насилия и аморальности.

Высоко оценивая деятельность общественных организаций, конференция отмечает необходимость демократизации их жизни, повышения самостоятельности и ответственности, решительного преодоления таких недостатков, как заорганизованность, формализм, ослабление самодеятельных начал. Со своей стороны партия будет всемерно содействовать тому, чтобы общественные организации по-новому осмыслили свое место в обществе, энергичнее включили свой творческий потенциал в процесс обновления, чтобы и дальше развивалось общенародное патриотическое движение в поддержку линии на перестройку.

В условиях исторически сложившейся в нашей стране однопартийной системы наличие постоянно действующего механизма свободного диалога, критики и самокритики, самоконтроля и самооценки в партии и обществе – вопрос жизненного значения.

6. Партия полна решимости содействовать укреплению социальных прав трудящихся, являющихся ярким выражением преимуществ социалистического общественного строя. Успехи на этом пути будут определяться последовательной реализацией хозяйственной реформы, ускорением социально-экономического развития страны. В этой связи конференция подчеркивает необходимость укрепления дисциплины труда, сознательного и творческого подхода работников к своим производственным обязанностям. От отношения к труду каждого коллектива и каждого советского человека зависят в конечном счете уровень и качество социальных благ, которые общество может предоставить своим членам.

Важное значение для расширения политических прав и личных свобод граждан будет иметь установление в законодательстве порядка осуществления этих конституционных прав и свобод. Среди них особое место принадлежит правам человека на участие в управлении, на выражение своего мнения по любому вопросу, свободе совести. Закон должен надежно оберегать личное достоинство гражданина, неприкосновенность его жилища, тайну переписки, телефонных переговоров и т. д. Права и свободы советских людей неразрывно связаны с их гражданскими обязанностями, с неукоснительным для всех уважением к закону. Социалистическая демократия несовместима ни со своеволием, ни с безответственностью.

7. Конференция считает, что успех реформы политической системы в определяющей мере зависит от работы партии, и обязывает все партийные организации, всех коммунистов принять самое активное, творческое участие в решении встающих в связи с этим задач. Выступая инициатором реформы и активным проводником ее в жизнь, партия на деле выполняет свою миссию политического авангарда рабочего класса, всех трудящихся.

Главная особенность переживаемого нами исторического момента заключается в том, чтобы не только по содержанию, но и по методам деятельности КПСС в полной мере соответствовала ленинской концепции руководящей роли партии в обществе. Это требует в первую очередь отказаться от подмены партийными комитетами государственных и хозяйственных органов, исключить принятие партийных решений, содержащих прямые указания в их адрес, строго придерживаться принципа: свой политический курс КПСС проводит через коммунистов, работающих в различных сферах жизни общества.

Конференция выдвигает как задачу сегодняшнего дня бесповоротный отказ от командно-приказных методов работы партийных органов, строжайшее соблюдение демократических принципов, требований Конституции СССР и других законов. Именно по способности проводить партийную политику по-новому, методами идейно-политической и организаторской работы в массах следует определять уровень деятельности каждой партийной организации, зрелость партийных работников.

8. Авангардная роль КПСС в перестройке и обновлении общества невозможна без глубокой демократизации внутренней жизни партии. Первоочередная задача – в полной мере восстановить ленинское понимание принципа демократического централизма, предусматривающего свободу дискуссий на стадии обсуждения вопросов и единство действий после принятия решений большинством. Должны быть разработаны и осуществлены меры по углублению внутрипартийной демократии, с тем чтобы все звенья КПСС действовали в атмосфере партийного товарищества, свободного обсуждения всех актуальных вопросов политики и практической деятельности, критики и самокритики, коллективизма и сознательной дисциплины, личной ответственности.

Большое значение конференция придает демократизации жизни первичных партийных организаций. Надо прежде всего повысить их самостоятельность, избавив от мелочной регламентации сверху, укрепить авторитет выборных партийных органов, секретарей первичных партийных организаций, создать условия, стимулирующие их работу, преодолеть пассивность части партийцев. Конференция отмечает, что степень привлечения коммунистов к деятельности партийных комитетов не соответствует потребностям коренной перестройки партийной работы, развитию внутрипартийной демократии, становлению социалистического самоуправления народа. Каждый коммунист должен стать борцом за перестройку, революционное преобразование нашего общества.

Демократизация должна затронуть и такой важный процесс, как прием в КПСС новых членов. Надо решительно покончить с регулированием пополнения партийных рядов путем «разнарядки», нередко создающей искусственные препятствия для приема в партию передовых, инициативных людей. Главные критерии, из которых следует исходить при оценке качеств вступающего в партию,- его политическая позиция, реальное участие в перестройке, отношение к делу, моральный облик. При этом следует объективно учитывать мнение трудового коллектива, обсуждать вопросы о приеме на открытых партийных собраниях.

9. Одним из ключевых направлений демократизации партии конференция считает восстановление в полном объеме ленинского принципа коллегиального обсуждения и принятия решений. Недопустимо, когда партийный аппарат подменяет выборные органы, а роль коммунистов сводится к присутствию на собраниях и голосованию за списки предложенных кандидатов и готовые проекты резолюций. Надо менять характер партийных собраний и пленумов партийных комитетов, повышать их деловитость, развивать критический и конструктивный подход к проблемам политического руководства, идейно-воспитательной работы.

Конференция высказывается за расширение участия членов ЦК КПСС в деятельности Политбюро ЦК, за то, чтобы регулярно заслушивать отчеты и информации Политбюро на Пленумах Центрального Комитета, создать комиссии из членов ЦК по различным направлениям внутренней и внешней политики.

Демократизация партийной жизни требует максимальной открытости в работе всех партийных организаций, их руководящих органов. Конференция поддерживает предложение о публикации стенограмм пленумов партийных комитетов, а также проектов готовящихся постановлений по крупным вопросам партийной и общественной жизни.

Особая роль в обновлении внутрипартийных отношений принадлежит выборным органам партии. Конференция обращает внимание на необходимость регулярных отчетов бюро райкомов, горкомов, окружкомов, обкомов, крайкомов партии, ЦК компартий союзных республик перед своими комитетами, а парткомов и партийных бюро – перед первичными, цеховыми парторганизациями. При этом коммунисты вправе досрочно отзывать из выборных партийных органов лиц, не справляющихся с обязанностями или скомпрометировавших себя, а при необходимости переизбирать весь состав выборного органа.

В условиях демократизации нуждается в серьезном обновлении кадровая политика партии. Изживает себя формально-номенклатурный подход к подбору и расстановке кадров. Основным методом работы партийных комитетов в этой области должны стать организация подготовки и переподготовки кадров, их воспитание с учетом возможной рекомендации на руководящие посты в соответствии с демократическими процедурами. Окончательное решение кадровых вопросов должно определяться результатами выборов.

10. Конференция считает вопросом первостепенного значения демократизацию избирательного процесса в партии. При выборах членов и секретарей всех партийных комитетов – вплоть до ЦК КПСС – обеспечивать широкое обсуждение кандидатур и тайное голосование, возможность включения в избирательные бюллетени большего числа кандидатов, чем имеется мандатов. Целесообразно признать право партийных организаций одновременно с выборами делегатов на конференцию или съезд вносить предложения по кандидатурам в состав вышестоящего партийного органа, оставляя последнее слово за делегатами конференции, съезда.

Конференция поддерживает предложение установить единый срок полномочий – 5 лет для выборных партийных органов – от ЦК КПСС до райкомов партии. Учитывая сравнительную длительность этого срока полномочий, следовало бы ввести в практику проведение через 2–3 года партийных конференций, наделив их правом частичного обновления – до двадцати процентов – состава партийных комитетов. Это распространяется и на Всесоюзную конференцию КПСС.

Важнейшей гарантией от застоя в кадровом корпусе партии призвано стать ограничение сроков пребывания на выборных должностях. Конференция считает целесообразным, начиная с предстоящей отчетно-выборной кампании в КПСС, ввести в действие следующее правило: все члены бюро и секретари партийных комитетов, включая членов Политбюро ЦК КПСС и Генерального секретаря ЦК КПСС, могут избираться на ту же должность не более чем на два срока подряд.

11. В целях совершенствования контрольно-ревизионной работы в партии, обеспечения надежных гарантий против субъективизма, самоуправства, влияния личных и случайных обстоятельств на партийную политику предлагается создать единый контрольный орган- Центральную контрольно-ревизионную комиссию КПСС и соответствующие органы на местах, упразднив КПК при ЦК КПСС и Центральную Ревизионную Комиссию КПСС, партийные и ревизионные комиссии местных организаций. Новые органы должны избираться на партийных съездах и конференциях и быть им подотчетны.

12. Большое значение в условиях перестройки, разграничения функций партийных комитетов и государственных, хозяйственных органов приобретает вопрос об изменениях в партийном аппарате. Конференция считает, что структура аппарата партийных комитетов должна целиком отвечать задачам усиления политического руководства, соответствовать целям нового этапа Перестройки. Реорганизацию партийного аппарата при одновременном его сокращении и повышении эффективности работы следует провести в ближайшее время. Должен неукоснительно соблюдаться принцип строгого подчинения и подотчетности партийного аппарата выборным органам партии.

13. Реформа политической системы – большая и напряженная работа, которая потребует принятия ответственных партийных решений и крупных законодательных актов, включая внесение существенных изменений в Конституцию СССР, конституции союзных и автономных республик, а также в Устав КПСС.

Конференция рекомендует коммунистам, работающим в соответствующих органах государственной власти и управления, массовых общественных организациях, принять необходимые меры для реализации программы демократизации советского общества и реформы политической системы, одобренной XIX Всесоюзной конференцией КПСС.

О борьбе с бюрократизмом

1. Конференция отмечает, что решения апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, XXVII съезда партии положили начало действенному наступлению на бюрократизм, на такие уродливые его проявления, как диктат, административный произвол в экономике, социальной кг духовной сферах, казенное равнодушие к правам и нуждам людей, пренебрежительное отношение к общественному мнению и социальному опыту трудящихся. В обстановке застоя, скованности демократических институтов бюрократизм разросся до опасных пределов, стал тормозом общественного развития. Бюрократические извращения, особенно в политическом руководстве, чужды социализму как живому творчеству масс.

Радикальная экономическая реформа, реформа политической системы, процессы демократизации в партии и обществе, гласность, развитие критики и самокритики, реальное вовлечение народа в управление обществом основательно подрывают позиции бюрократизма. Но вся борьба впереди.

Неоправданно громоздким остается управленческий аппарат. Значительная его часть действует в отрыве от потребностей и интересов общества. Выработанные партией меры по преобразованию экономики, других сторон жизни страны нередко парализуются бюрократическими действиями министерств, государственных и хозяйственных органов, пассивностью многих партийных организаций, Советов народных депутатов. Все еще распространены ведомственность и местничество, не изжиты очковтирательство и своеволие, нарушения советских законов. Немало случаев зажима критики, подавления инициатив трудящихся.

Долг всех партийных организаций, всех коммунистов – на полную мощь использовать создаваемые перестройкой условия для последовательной, бескомпромиссной борьбы с социальной скверной бюрократизма, за высокое качество социалистического аппарата управления.

Ее надо разворачивать в экономике через неукоснительное соблюдение законов о предприятии, о кооперации, полномочий советов трудовых коллективов, всемерное и всеохватывающее развитие хозрасчетных отношений, самостоятельности и ответственности предприятий, подрядных, арендных, кооперативных форм хозяйствования, производственной демократии, через совершенствование организационных структур управления.

Эту борьбу надо разворачивать в социальной сфере через усиление заботы об удовлетворении материально-бытовых и духовных потребностей трудящихся, через последовательное проведение в жизнь принципа социалистической справедливости, точное исполнение законов.

Борьбу с бюрократизмом в общественно-политической жизни надо вести через неустанное углубление демократии, широкое развитие форм социалистического самоуправления, возвышение и укрепление власти Советов, через прямое участие трудящихся в выработке и реализации государственных решений, расширение информированности населения о состоянии дел в различных сферах жизни общества, усиление народного контроля за деятельностью органов управления. Необходимо давать отпор любым попыткам подменять демократический централизм централизмом бюрократическим.

– В области духовно-нравственной развивать наступление на бюрократизм значит возрождать ленинские традиции и критерии духовной жизни, творчески использовать и развивать идеологию марксизма-ленинизма, осваивать и развивать новое политическое мышление, нетерпимо относиться к проявлениям догматизма, мещанской морали, социального иждивенчества и служебных злоупотреблений. Надо создавать обстановку свободного сопоставления взглядов и мнений, решительно преодолевать мелочную опеку, пережитки командного стиля в руководстве наукой и культурой.

Увлечь за собой все общественные силы на борьбу с бюрократизмом, добиться в ней реальных успехов партия сможет лишь в том случае, если она подаст убедительный пример демократизации собственной деятельности и внутрипартийной жизни, очищения их от каких бы то ни было бюрократических наслоений.

2. Конференция положительно оценивает осуществляемые в соответствии с решениями XXVII съезда КПСС и июньского (1987 г.) Пленума ЦК меры по перестройке управления, сокращению его звеньев и аппарата и считает, что эта работа не должна затягиваться, а также не может быть сведена к единовременной кампании и механическим реорганизациям. Ее надо вести непрерывно, обеспечивая соответствие системы управления постоянно происходящим в обществе изменениям.

Необходимо добиваться все большей передачи управленческих функций и полномочий сверху вниз, сосредоточивая централизованное руководство прежде всего на главных процессах. Особое значение имеют совершенствование управления непосредственно на производстве, строгое соблюдение руководителями всех уровней установленных законом прав трудовых коллективов, активизация работы их советов.

Обязанность партийных организаций, всех коммунистов добиваться неукоснительного соблюдения принципа: аппарат управления служит и полностью подотчетен выборным органам, Советской власти, народу. Антиконституционны его действия, ведущие к извращению, выхолащиванию законов и правительственных решений. Нормой работы аппарата должны стать открытость, доступность для контроля и проверки со стороны трудящихся, общественности.

Первейшая задача аппарата – компетентная организация дела. Для этого требуются серьезные перемены в самой процедуре разработки и принятия управленческих решений, предельное упрощение ее, освобождение от круговорота перестраховочных согласований, надуманного запрашивания никчемных справок и сведений с мест, многократное сокращение отчетности. Практиковать вынесение вариантов решения наиболее важных хозяйственных и социальных проблем на экспертизу ученых, общественности, на всенародное обсуждение или референдумы.

Следует четко определить и разграничить функции и ответственность каждого звена управления и его работников. Неукоснительно проводить в жизнь ленинское указание: «…при всех без исключения обстоятельствах коллегиальность должна сопровождаться самым точным установлением личной ответственности каждого лица за точно определенное дело».

Конференция высказывается за то, чтобы решительно поправить положение, когда органы управления фактически не несут материальной ответственности за негативные последствия своей деятельности, а исполнители, трудовые коллективы не имеют на них реальных средств воздействия. Необходимо включить аппарат управления в систему новых экономических связей и отношений, преодолеть уравнительный подход к оплате труда управленцев, тесно увязать ее с хозрасчетными результатами работы отраслей, предприятий и организаций, территорий.

Борясь с бюрократизмом, следует вместе с тем беречь и всемерно укреплять авторитет руководителя. Широко развернуть подготовку и переподготовку кадров в области управления, существенно повысить управленческую культуру руководящих работников, специалистов. Слаженный, четко работающий и гибкий аппарат управления призван быть эффективным рабочим инструментом перестройки.

3. Необходимо сделать государственные и общественные учреждения, партийные комитеты в полной мере доступными для трудящихся, устранить всякие проволочки, формализм и крючкотворство в практике управленческого аппарата, исключить ситуации, когда человек чувствует себя бессильным перед равнодушием и упрямством бюрократа. Следует пресекать любые попытки ущемить законные права граждан ведомственными инструкциями, бюрократическими ухищрениями.

Необходимо существенно улучшить организацию приема людей по личным вопросам в учреждениях и на предприятиях, в партийных, советских, профсоюзных органах. Уклонение от рассмотрения обоснованных просьб и законных требований трудящихся следует считать серьезным должностным проступком, влекущим за собой самые строгие меры взыскания, вплоть до освобождения от работы. Министры, другие руководящие работники союзных, республиканских и местных органов должны вести прием граждан непосредственно в трудовых коллективах, оперативно решать возникающие вопросы, устранять недостатки, которые беспокоят людей. Сделать нормой отчеты руководителей этих органов в трудовых коллективах и по месту жительства граждан.

Руководителям партийных органов, вплоть до секретарей ЦК КПСС, систематически встречаться с коммунистами, трудящимися для разрешения назревших вопросов жизни и деятельности партийных организаций, трудовых коллективов.

4. Конференция требует от всех партийных организаций в борьбе с бюрократизмом в полной мере использовать кадровую политику. Добиться, чтобы подбор и расстановка кадров велись открыто, на конкурсной, состязательной основе. В полной мере возродить атмосферу принципиальности, товарищества, ответственности руководящих кадров перед избравшими их коллективами. Партийные организации должны отказывать в доверии коммунистам, которые, занимая ответственные посты, проявляют формальное отношение к делу, черствость, безразличие к нуждам людей. От таких следует без проволочек освобождаться, пресекать попытки перемещения их на другие руководящие должности.

5. Решающим фактором искоренения бюрократизма является реальное полновластие народа, широкое вовлечение трудящихся в управление государственными и общественными делами.

Конференция подчеркивает исключительную важность создания подчиненной выборным органам власти единой системы общественно-государственного контроля. Партийным организациям надлежит добиться, чтобы эта система опиралась на инициативу и активность народных масс, творческих, ветеранских, женских и других самодеятельных общественных организаций, выражающих интересы различных слоев и групп населения.

КПСС считает своим долгом создать в стране обстановку, в которой каждый гражданин будет уверен, что он найдет в Советах и органах народного контроля управу на бюрократов, что его трудовые и социальные права отстоит профсоюз, что на защиту интересов молодежи встанет комсомол, что надежный заслон против административного произвола, нарушений прав и свобод обеспечат правоохранительные органы.

Конференция считает необходимым создание правовых условий усиления борьбы с бюрократизмом, предусмотрев их в разрабатываемых ныне законодательных актах. Следует совершенствовать практику применения Закона СССР о порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан.

Регулярно обсуждать и оценивать работу аппарата на сходах граждан, собраниях в трудовых коллективах и общественных организациях.

Средства массовой информации призваны конкретно показывать истоки и проявления бюрократизма, примеры успешной борьбы с ним. В борьбе с негативными проявлениями в полной мере использовать силу такого жанра, как сатира.

6. От всех организаций партии конференция требует энергичных мер по устранению всяких элементов бюрократизма в собственной деятельности, утверждению ленинского стиля в работе. Необходимо поднять на качественно новый уровень проверку фактического выполнения решений, политических установок партии. В борьбе с бюрократизмом это вопрос первостепенной важности, на что особенно обращается внимание коммунистов, работающих в министерствах, ведомствах, в организациях и учреждениях, непосредственно связанных с удовлетворением нужд и запросов людей.

Обеспечить последовательное осуществление принципа подотчетности и ответственности всех коммунистов-руководителей перед первичными партийными организациями, добиваться, чтобы каждый руководитель был тесно связан с массами, показывал пример высокого профессионализма, трудолюбия, скромности, доступности и уважения к людям.

Строить работу каждой партийной организации на основе принципа коллективности, улучшать практику систематических отчетов выборных партийных органов на пленумах партийных комитетов и собраниях коммунистов; развивать критику и самокритику; строго спрашивать за нарушения норм внутрипартийной демократии. Ни одна партийная организация, ни один работник не должны оставаться вне контроля.

В борьбе с бюрократизмом следует опираться на людей инициативных, творческих, непримиримых к косности и застою, доказавших на деле умение действовать демократическими методами. Именно таких людей следует всячески поддерживать, рекомендовать на партийную работу.

XIX Всесоюзная конференция КПСС призывает коммунистов, всех трудящихся активнее развернуть борьбу с бюрократизмом во всех звеньях управления, во всех сферах жизни общества.

О межнациональных отношениях

1. Созданное В.И. Лениным Советское социалистическое государство воплотило в себе революционную волю и стремления многонациональной семьи равноправных народов. Общность их исторической судьбы – основа интернационального социалистического братства. Результатом усилий многих поколений советских людей стал уникальный союз республик. На его знамени – интернациональное единство трудящихся всех наций и народностей СССР, право наций на самоопределение, возрождение и развитие национальных культур, ускорение прогресса ранее отсталых национальных регионов, преодоление межнациональной розни. Сложился целостный народнохозяйственный комплекс – материальный фундамент единства народов СССР. Неизмеримо увеличился экономический, культурный, кадровый потенциал всех республик и автономий. Стала реальностью новая историческая общность – советский народ. Происходит закономерный рост национального самосознания.

Вместе с тем динамизм, присущий начальному этапу формирования многонационального государства Советов, был существенно утрачен и подорван отходом от ленинских принципов национальной политики, нарушениями законности в период культа личности, идеологией и психологией застоя. Абсолютизировались достигнутые результаты в решении национального вопроса, утверждались представления о беспроблемности национальных отношений. Недостаточно учитывались потребности социально-экономического, культурного развития как отдельных республик и автономных образований, так и национальных групп. Немало острых вопросов, выдвигавшихся самим ходом развития наций и народностей, не находили своевременного решения. Это приводило к общественной неудовлетворенности, которая приобретала порой конфликтный характер. Продолжают иметь место факты национального эгоизма и кичливости, иждивенческих настроений и местничества. Негативные явления, которые накапливались десятилетиями, долгое время игнорировались, загонялись внутрь, не получали должной партийной оценки. Перестройка, демократизация и гласность обнажили эти явления и в то же время создали необходимые условия для их демократического преодоления.

2. Партийная конференция считает задачей исторической важности настойчиво утверждать и творчески развивать ленинские нормы и принципы национальной политики, решительно очищать их от искусственных наслоений и деформаций. Основа для этого – выработанный XXVII съездом КПСС политический курс, сочетающий удовлетворение интересов всех наций и народностей с общими интересами и потребностями страны, интернационалистская идеология, несовместимая с любыми разновидностями шовинизма и национализма.

Развитие самостоятельности союзных республик и автономий партия видит в неразрывной связи с их ответственностью за укрепление и прогресс нашего многонационального государства. Социалистический идеал – не омертвляющая унификация, а полнокровное и динамичное единство в национальном многообразии.

3. Партийная конференция считает, что в рамках перестройки политической системы следует осуществить назревшие меры по дальнейшему развитию и укреплению советской федерации на основе демократических принципов. Речь идет прежде всего о расширении прав союзных республик и автономных образований путем разграничения компетенции Союза ССР и советских республик, децентрализации, передачи на места ряда управленческих функций, усиления самостоятельности и ответственности в сфере экономики, социального и культурного развития, охраны природы.

Одна из центральных задач – создавать условия для большей самостоятельности регионов, осуществлять такие формы сотрудничества, при которых каждая республика была бы заинтересована в улучшении конечных результатов своей хозяйственной деятельности как основы собственного благополучия, умножения общего богатства и могущества Советского государства. Радикальная экономическая реформа, процесс демократизации открывают широкий простор для оптимального сочетания интересов как национально-государственных образований, так и страны в целом. Надо поставить дело так, чтобы трудящиеся хорошо знали, сколько республика или область производит, каков ее вклад в экономику страны и сколько она получает. Заслуживает внимания идея перехода республик и регионов на принципы хозрасчета с четким определением их вклада в решение общесоюзных программ.

Интернационализация экономики и всей общественной жизни – закономерный процесс. Всякое стремление к национальной замкнутости может привести только к экономическому и духовному оскудению.

Предстоит законодательно отработать качественно новый механизм формирования республиканских и местных бюджетов, существенно повысить их роль в решении вопросов социально-экономического развития регионов. Необходимо обеспечить эффективное взаимодействие территориальных органов управления с министерствами и ведомствами СССР, предприятиями союзного подчинения, усилить ответственность как республиканских, так и союзных органов управления за комплексное развитие каждого региона. Глубокой правовой проработки и практических решений требуют вопросы развития прямых связей между союзными республиками.

Следует активизировать те институты политической системы, посредством которых должны выявляться и согласовываться национальные интересы. Первостепенное значение в связи с этим имеет повышение роли Советов народных депутатов, прежде всего Совета Национальностей Верховного Совета СССР, его постоянных комиссий, а также правительства СССР. Является целесообразным создание в Верховном Совете СССР, Верховных Советах союзных и автономных республик, в местных Советах, где это необходимо, постоянных комиссий по вопросам межнациональных отношений. Следовало бы также рассмотреть вопрос об образовании специального государственного органа по делам национальностей и национальных отношений.

Конференция рекомендует осуществить с учетом новых реальностей развитие и обновление законодательства о союзных и автономных республиках, автономных областях и округах, более полно отразив их права и обязанности, принципы самоуправления и представительства всех национальностей в органах власти в центре и на местах. Это потребует внесения соответствующих изменений в Конституцию СССР, конституции союзных и автономных республик.

4. Важно, чтобы в каждом национальном регионе экономический и социальный прогресс сопровождался прогрессом духовным с опорой на культурную самобытность наций и народностей. Социалистическая культура, развиваясь как многонациональная, и впредь должна оставаться мощным фактором идейно-нравственной консолидации нашего общества.

Следует позаботиться, чтобы национальности, проживающие за пределами своих государственно-территориальных образований или не имеющие их, получили больше возможностей для реализации национально-культурных запросов, особенно в сфере образования, общения, народного творчества, а также для создания очагов национальной культуры, использования средств массовой информации, удовлетворения религиозных потребностей.

Важнейший принцип нашего многонационального государства – свободное развитие и равноправное использование всеми гражданами СССР родных языков, овладение русским языком, добровольно принятым советскими людьми в качестве средства межнационального общения. Следует создавать все условия, чтобы национально-русское двуязычие развивалось гармонично и естественно, с учетом особенностей каждого региона, было свободно от формализма. Проявлять больше заботы об активном функционировании национальных языков в различных сферах государственной, общественной и культурной жизни. Поощрять изучение языка народа, именем которого названа республика, проживающими на ее территории гражданами других национальностей, в первую очередь детьми и молодежью. Все это не должно противопоставляться демократическим принципам свободного выбора языка обучения.

5. Каждое поколение советских людей по-своему проходит школу патриотизма и интернационализма. Важно, чтобы уже в первоначальном социальном опыте личности, начиная с семьи и школы, пионерской и комсомольской организаций, эти ценности органически сочетались, выступали в неразрывном единстве, исключали как национальный нигилизм, так и национальную обособленность. Следует раскрывать истоки дружбы наших народов, активно формировать культуру межнационального общения, воспитывать уважение к традициям, языку, искусству, истории народов страны, других народов мира. Подлинной школой интернационализма должна стать служба в рядах Вооруженных Сил СССР.

Конференция считает, что следует повысить общественно-политическую значимость всенародного праздника – Дня образования СССР.

Жизнь убедительно показала: там, где обескровливается практика советского патриотизма и социалистического интернационализма, начинают активизироваться национальная ограниченность и шовинистическое чванство. Борьба с этими уродливыми отклонениями, устранение порождающих их причин – гражданский долг каждого советского человека. Всякие действия, разобщающие нации и народности, попытки ущемления прав граждан любой национальности нужно рассматривать как нравственно неприемлемые и противоречащие интересам Советского государства.

Надо научиться различать подлинно национальные интересы и их националистические искривления. Любые претензии на национальную исключительность недопустимы и оскорбительны, в том числе и для народа, от имени которого они высказываются. В духе ленинской традиций следует бороться прежде всего со «своим» национализмом и шовинизмом, и делать это должны в первую очередь представители соответствующей национальности.

6. Конференция отмечает, что многонациональность в условиях нашей страны – могучий источник развития и взаимного духовного обогащения народов. Формирование социалистического, интернационалистского образа жизни является делом всей партии, всех советских людей. Для этого надо мобилизовать политический опыт, трудовую мораль и нравственный потенциал рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, их глубокую приверженность добрососедскому общежитию разных народов. Особая роль в этой работе отводится советской интеллигенции. Общий климат национальных отношений в огромной мере зависит от ее гражданской зрелости и глубины понимания коренных интересов своего народа и общества в целом.

Любые национальные проблемы требуют взвешенного, всестороннего подхода на основе глубокого анализа и объективных оценок каждой конкретной ситуации. Они должны решаться спокойно, чрезвычайно ответственно, в рамках социалистической демократии и законности, в первую очередь путем шагов навстречу друг другу, с учетом развернувшихся процессов революционного обновления, без ущерба интернациональной сплоченности советского народа. Надо вести дело к созданию такой общественной атмосферы, при которой человек любой национальности чувствовал бы себя как дома в любой части нашей социалистической Родины.

7. Современная национальная политика нуждается в глубокой научно-теоретической разработке. Это – ответственный социальный заказ научным учреждениям и специалистам. Для его успешного выполнения предстоит создать соответствующие организационные и кадровые предпосылки, объединить усилия научной общественности. Целесообразно рассмотреть вопрос о создании на общегосударственном уровне научного центра по комплексному изучению актуальных проблем национальных отношений, расширить научно-исследовательскую и информационную работу в этой области.

8. Цементирующей силой, душой социалистического союза народов, активными проводниками интернационализма призваны быть партийные организации, коммунисты всех национальностей. Всей своей деятельностью они должны обеспечивать сплочение трудящихся вокруг задач перестройки, формировать здоровое общественное мнение, вести за собой людей. Необходимо в духе ленинских требований твердо проводить линию на то, чтобы в партийных, государственных, профсоюзных, комсомольских, хозяйственных органах, в том числе на союзном уровне, были представлены все нации и народности, чтобы состав руководящих кадров наиболее полно отражал национальную структуру советского общества.

Конференция поддерживает предложение Политбюро ЦК КПСС о проведении Пленума ЦК по вопросам национальных отношений.

Конференция выражает твердую уверенность, что в консолидации и единстве всех советских народов – наше настоящее и будущее. Патриотический и интернациональный долг каждого гражданина, каждого коммуниста – беречь и приумножать все, что служит сплочению советского общества как основы свободного развития и процветания всех народов Союза ССР, укреплению могущества нашего общего Отечества. К этому нас призывал В.И. Ленин, и по этому пути идет Коммунистическая партия.

О гласности

1. XIX Всесоюзная конференция КПСС, руководствуясь интересами социализма и перестройки, считает одной из важнейших политических задач дальнейшее развитие гласности.

Первые три года перестройки убедительно подтвердили, что обстановка гласности в деятельности партийных, советских, общественных организаций, средств массовой информации, развертывание реальной критики и самокритики, утверждение открытости и правдивости в политике позволили партии, всему народу лучше понять свое прошлое и настоящее, выявить факторы торможения, пробудить мощные патриотические силы к активной и целеустремленной работе на благо страны, социализма. Именно включение в общественную жизнь гласности помогло глубоко и объективно, с участием общественности оценить ситуацию в стране, коллегиально выработать принципиальные решения по ускорению социально-экономического развития, обеспечить активную и заинтересованную поддержку трудящимися курса КПСС на перестройку.

Конференция рассматривает гласность как развивающийся процесс и подчеркивает, что ее последовательное расширение является непременным условием выражения демократической сущности социалистического строя, его обращенности к человеку, приобщения личности ко всем делам общества, государства, коллектива, как действенную гарантию против деформаций социализма на основе всенародного контроля за деятельностью всех социальных институтов, органов власти и управления.

Конференция видит в гласности необходимое условие реализации социалистического самоуправления народа, конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, способ сопоставления и аккумулирования всего многообразия существующих в советском обществе интересов, социалистического плюрализма мнений, действенный путь укрепления интернационализма и воспитания социалистического патриотизма, утверждения гуманистического облика социализма. Гласность во всех сферах жизни -одно из важнейших условий дальнейшего углубления процессов перестройки, ее необратимости.

На международной арене гласность, раскрывая позиции правительств и народов, помогает делу мира и сотрудничества, укреплению идей создания безъядерного и ненасильственного мира, формированию современных, цивилизованных международных отношений. Являясь средством претворения в жизнь принципов открытой внешней политики, она помогает включению в международные контакты общественных организаций, трудовых коллективов, масс трудящихся, деятелей науки и культуры, развертыванию народной дипломатии, содействует решению сложных международных проблем на межгосударственном уровне, по межправительственной линии.

В конечном счете гласность, критика и самокритика служат интересам народа, отражают открытость политической системы общества, свидетельствуют о его силе, политической жизнеспособности, нравственном здоровье.

2. Вместе с тем конференция отмечает, что гласность, будучи острым оружием перестройки, сама нуждается в углублении и поддержке. Значительный массив информации еще остается недоступным широкой общественности, не используется для целей ускорения социально-экономического и духовного развития, повышения политической культуры масс, кадров управления. Имеют место попытки сдерживать гласность в деятельности партийных, советских и общественных организаций, коллективов, средств массовой информации. На ее пути нередко воздвигаются ведомственные и местнические барьеры. Стремление сделать достоянием общественности те или иные недостатки, злоупотребления, факты бюрократизма и комчванства, другие негативные явления наталкивается на административное сопротивление. Не сокращается число писем трудящихся с различного рода жалобами в партийные органы и средства массовой информации. До сих пор имеют место преследования и даже расправы за критику. Не изжиты случаи, когда гласность используется в интересах личных и групповых амбиций, что разрушает нормальные связи взаимного общения и товарищеской требовательности между людьми. Не всегда проводится в жизнь неотъемлемый принцип подлинной гласности, заключающийся в том, что свобода выражения мнений должна служить делу возвышения личности и ограждению ее достоинства, а не унижению ее посредством наветов и оскорбительных ярлыков.

Конференция подчеркивает, что последовательное расширение гласности является непременным условием развертывания процессов демократизации всех сфер общественной жизни, обновления социализма. Развивая гласность, партия неизменно руководствуется ленинским указанием, что массы должны знать все, обо всем судить и на все идти сознательно. Коммунистической партии, советскому народу нужна правда, полная и объективная информация обо всем, что происходит в обществе. Гласность должна служить целям консолидации всех общественных сил вокруг идей и принципов перестройки.

3. Конференция видит неотложную задачу партии в том, чтобы всемерно способствовать утверждению и развитию основных принципов гласности: неотъемлемого права каждого гражданина на получение по любому вопросу общественной жизни полной и достоверной информации, не составляющей государственной и военной тайны; права на открытое и свободное обсуждение любого общественно значимого вопроса.

Конференция отмечает, что примером инициативы в развертывании гласности призвана быть партия. Широкая информированность коммунистов и населения о работе руководящих органов КПСС и местных партийных организаций, их комитетов, о деятельности руководящих кадров, открытость партийных форумов и собраний, свободное обсуждение вопросов партийной жизни, партийного руководства социалистическим строительством; внимательный подход к рассмотрению критических замечаний, мнений и предложений трудящихся; обнародование и обсуждение проектов важнейших решений – все это слагаемые открытого характера политики КПСС, укрепления ее связей с обществом.

Считать обязанностью партийных руководителей всех уровней, членов выборных партийных органов систематически выступать как перед партийными организациями, так и перед трудовыми коллективами и населением с информацией и отчетами о работе. Долг партийных организаций – воспитание культуры гласности, умения вести демократическую полемику, товарищеские дискуссии.

Конференция полагает необходимым привести в соответствие с требованиями демократизации жизни партии существующие инструкции и регламенты работы партийных комитетов и организаций. Предусмотреть свободный доступ членов выборных партийных органов на заседания подотчетного им бюро партийного комитета, в том числе Политбюро ЦК КПСС, право пользоваться документами, сведениями, данными, находящимися в распоряжении парткома и его аппарата.

Конференция придает особое значение гласности в кадровой политике, созданию демократичного, опирающегося на общественное мнение механизма выдвижения руководящих кадров.

4. Конференция подтверждает, что гласность, открытость для контроля и критики масс – непременное условие эффективного функционирования органов государственной власти. Следует расширять гласность на всех стадиях их деятельности, планирования и управления, изучать и учитывать общественное мнение, практиковать публичное обсуждение общегосударственных и региональных экономических, национальных, молодежных, экологических, социальных и других проблем.

Гласно призваны действовать руководители предприятий и учреждений, правления колхозов и кооперативов, советы трудовых коллективов. Трудящиеся должны быть в курсе решений производственных и социальных вопросов, знать результаты деятельности и финансовое положение своих коллективов. Проекты решений, затрагивающих интересы людей, администрация обязана заблаговременно доводить до сведения коллектива и выявлять отношение к намечаемым мерам.

Гласность – обязательная сторона деятельности народного контроля, правоохранительных органов. Следует систематически публиковать данные об их работе, статистические сведения о состоянии преступности и мерах по ее предупреждению.

Необходимо снять неоправданные ограничения в использовании статистической информации о социально-экономическом и политическом развитии общества, экологической обстановке, создать основанную на современной информационной технологии систему ее сбора, обработки и распространения, обеспечить доступность всех фондов библиотек, законодательно упорядочить пользование архивными материалами.

Конференция призывает все общественные организации гласно и открыто осуществлять свои уставные функции, широко информируя население о работе съездов, конференций, выборных органов, принимаемых ими решениях.

5. Конференция отмечает важную роль средств массовой информации в расширении гласности. Они призваны всесторонне отражать деятельность партийных, государственных и общественных организаций, служить консолидации социалистического общества, активно пропагандировать накопленный опыт, быть инструментом всенародного контроля за положением дел в стране. Конференция считает недопустимым сдерживание критических выступлений прессы, как и опубликование необъективной информации, задевающей честь и достоинство гражданина. Гласность предполагает социальную, правовую и моральную ответственность средств массовой информации. Непременными требованиями в этой сфере должны быть высокая идейность и нравственность, .компетентность, строгое соблюдение профессиональной этики, безусловная достоверность информации, право для каждого гражданина, подвергнутого критике, на публикацию обоснованного ответа в том же органе печати. На почве открытости и критики не должны произрастать групповщина, проявление демагогии, национального, регионального или корпоративного эгоизма. Следует объективно, без искажений отражать в средствах массовой информации точки зрения всех спорящих сторон. Никто не имеет монополии на истину, не должно быть и монополии на гласность.

6. Конференция считает, что гласность полностью оправдала себя, ее нужно всемерно развивать и дальше. В этих целях считать необходимым создать правовые гарантии гласности, для чего предусмотреть закрепление в конституционном порядке права граждан СССР на информацию. Разработать законодательные акты, определяющие права и обязанности государства, должностных лиц и граждан по реализации принципов гласности. Создать систему постоянного и полного информирования трудящихся о положении дел на предприятии, в селе или городе, области, республике, стране, юридически закрепив право граждан, средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных организаций получать интересующие их сведения. Четко определить пределы необходимой секретности, служебных тайн, установить ответственность за распространение сведений, составляющих государственную и военную тайну, нарушающих законные права граждан, наносящих ущерб общественному порядку, безопасности, здоровью и нравственности населения, а также ответственность за воспрепятствование реализации права граждан на информацию, за ее сокрытие, искажение и неправомерное употребление.

Недопустимо использование гласности в ущерб интересам Советского государства, общества, правам личности, для проповеди войны и насилия, расизма, национальной и религиозной нетерпимости, пропаганды жестокости и распространения порнографии, а также манипулирование гласностью.

Настойчиво утверждая и расширяя гласность в партийных, государственных и общественных делах, в средствах массовой информации, партия, советское общество приводят в движение могучие потенциальные возможности социалистического строя, его глубинные резервы. Без гласности нет перестройки, нет демократии. Гласность – естественная атмосфера жизни и прогресса демократического, гуманного социализма.

Конференция призывает всех коммунистов, все партийные организации нести правдивое слово в массы, активно развивать социалистический демократизм, культуру дискуссий, создавать благоприятные условия для живого и откровенного обсуждения любых вопросов, проявления инициативы и творческой мысли советских людей.

Конференция выражает уверенность в том, что все коммунисты будут содействовать утверждению гласности как нормы жизни социалистического общества.

О правовой реформе

1. Всесоюзная партийная конференция отмечает, что за время, прошедшее после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, осуществлены крупные меры по правовому обеспечению перестройки. Однако их следует рассматривать лишь как начало большой работы, связанной с формированием социалистического правового государства. В ближайшие годы в стране предстоит провести широкую правовую реформу, которая призвана обеспечить верховенство закона во всех сферах жизни общества, усилить механизмы поддержания социалистического правопорядка на основе развития народовластия.

2. Большое значение приобретает улучшение законодательной деятельности высших органов власти Союза ССР, союзных и автономных республик, направленной на укрепление конституционного режима в стране и решительное повышение роли советских законов, регулирующих важнейшие области общественных отношений, последовательное проведение принципа: разрешено все, что не запрещено законом. Особенно важно демократизировать законодательный процесс, который должен идти на основе гласности, компетентной научной оценки и обсуждения законопроектов с участием широкой общественности, всего народа.

3. Неотъемлемую часть правовой реформы должны составлять кардинальный пересмотр, кодификация и систематизация законодательства. Под углом зрения новых условий хозяйствования, гуманизации и демократизации общественной жизни, усиления профилактики правонарушений предстоит внести существенные изменения в законодательство о социалистической собственности, планировании, финансовых, налоговых и хозяйственных отношениях, охране окружающей среды, в нормы, регулирующие гражданский оборот, трудовые, жилищные, пенсионные и другие вопросы жизни трудящихся, радикально пересмотреть уголовное, административное, процессуальное и исправительно-трудовое законодательство. Первостепенное внимание необходимо уделить правовой защите личности, упрочить гарантии осуществления политических, экономических, социальных прав и свобод советских людей. Одновременно следует повысить ответственность каждого гражданина перед своим трудовым коллективом, государством и обществом в целом. В целях обеспечения строгого соответствия законов и постановлений правительства требованиям Конституции СССР было бы полезно учредить комитет конституционного надзора, а также усилить всю работу по контролю за тем, чтобы в ведомственных нормативных актах точно соблюдались предписания законов, а число таких актов было резко сокращено.

4. Конференция считает одной из важных задач перестройки повышение роли суда в системе социалистической демократии. Необходимо значительно укрепить гарантии осуществления таких начал советского судопроизводства, как состязательность, гласность, неукоснительное соблюдение презумпции невиновности, недопустимость как обвинительного уклона, так и попустительства по отношению к тем, кто посягнул на советский закон. Нужно поднять авторитет суда, обеспечить безусловную независимость судей и подчинение их только закону, определить конкретные меры ответственности за вмешательство в их деятельность и за неуважение к суду. Одной из гарантий укрепления независимости судей должно стать избрание районных, городских, окружных, областных и краевых судов вышестоящими Советами народных депутатов, а также установление более продолжительного срока их полномочий. В целях повышения объективности правосудия, роли и ответственности народных заседателей целесообразно пойти на увеличение их числа при рассмотрении в суде наиболее сложных дел.

5. В условиях экономической реформы, внедрения хозрасчета, самоуправления и самофинансирования возникает потребность расширить полномочия Государственного арбитража в деле укрепления договорной дисциплины, защиты прав предприятий и кооперативов, существенно поднять роль органов юстиции, укрепить юридические службы в Советах народных депутатов, министерствах и ведомствах, хозяйственных организациях.

6. Необходимо решительно повысить ответственность прокуратуры, в полной мере восстановить ленинские принципы прокурорского надзора, призванного строго следить за исполнением, единообразным пониманием и применением законов по всей стране, настойчиво бороться с нарушениями социалистической законности, от кого бы они ни исходили. Этой задаче должно служить дальнейшее укрепление независимости прокуроров, исключение любого давления на них и вмешательства в их деятельность.

7. Постоянного внимания требует улучшение работы милиции, повышение культуры и профессиональной грамотности сотрудников органов внутренних дел, строжайшее соблюдение ими социалистической законности, укрепление связей с трудовыми коллективами и населением, устранение имеющихся здесь злоупотреблений. В интересах лучшего использования возможностей органов внутренних дел в борьбе с преступностью представляется целесообразным сосредоточить расследование основной массы уголовных дел в следственном аппарате МВД, выделив его в самостоятельную структуру, не подчиненную республиканским и местным органам внутренних дел, повысить ответственность следователей, укрепить правовые гарантии законности их деятельности, усилить прокурорский надзор за предварительным следствием.

8. Конференция придает важное значение повышению роли адвокатуры как самоуправляющейся ассоциации по оказанию юридической помощи гражданам, государственным предприятиям и кооперативам, представительству их интересов в суде, других государственных органах и в общественных организациях. Должно быть расширено участие защитников в предварительном следствии и судопроизводстве.

9. Неотложным делом является кадровое обеспечение правовой реформы, предполагающее создание стройной системы подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов, направляемых на работу в Советы народных депутатов, народное хозяйство, милицию и другие правоохранительные органы. С этой целью следует осуществить реорганизацию подготовки научных и преподавательских кадров высшей квалификации, устранить отрыв их от практики, повысить компетентность в решении правовых вопросов, связанных с проведением хозяйственной реформы.

10. Формирование социалистического правового государства, реформа политической системы и внедрение новых методов хозяйствования требуют принятия эффективных мер по перестройке правового воспитания населения, организации юридического всеобуча как единой общегосударственной, общепартийной программы, охватывающей все слои трудящихся, все кадры в центре и на местах. Правовая литература должна быть доступна для каждого советского человека и издаваться необходимыми тиражами. В воспитании уважения к советскому закону, культуры социалистического демократизма, высокой гражданской активности и ответственности важное место должно принадлежать средней, профессиональной и высшей школе, средствам массовой информации, творческим союзам и другим общественным организациям.

11. Конференция считает целесообразным, чтобы Центральный Комитет КПСС, Верховный Совет СССР, Совет Министров СССР с участием общественных и научных организаций уже в ближайшее время разработали и осуществили конкретный план действий по проведению правовой реформы в нашей стране.