Реструктуризация угольной промышленности – как это было…

Источник © http://www.sotsugol.ru/restr/chronicle.html

С переходом России в разряд государств с рыночной экономикой старые принципы хозяйствования перестали работать. Те механизмы советской экономики, которые искусственно поддерживались за счет командно-административных методов хозяйствования, начали давать сбои. К началу реформ положение в угольной отрасли стало катастрофическим: именно в связи с этим открытый протест населения против партийно-советской системы управления начался с шахтерских забастовок 10 июля 1989 года на шахте им. Шевякова в г. Междуреченске Кемеровской области с требованиями улучшения условий труда и повышения жизненного уровня шахтеров.

 

Эти забастовки всколыхнули профсоюзы угольщиков и показали, что, если они хотят быть силой, организующей трудящихся, они должны измениться. С полным пониманием этого профсоюз угольщиков СССР провел свой съезд в марте 1990 года. На нем было положено начало процессу реформирования профсоюзного движения.

 

Весной 1991 года была проведена вторая всесоюзная забастовка угольщиков. Одним из ее результатов стало усиление республиканских отрядов профсоюза, в первую очередь российского. Позже, на фоне политических процессов в стране, было принято решение о создании профсоюза угольщиков России. В мае 1991 года прошел учредительный съезд Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (Росуглепрофсоюз).

 

Угольная промышленность тяжело отреагировала на наметившийся переход российской экономики на рыночные взаимоотношения. После ликвидации Министерства угольной промышленности СССР менеджмент угледобывающих предприятий, привыкший существовать в условиях сдерживаемых цен на уголь и постоянной государственной подпитки, оказался не готов, да и не стремился к переходу на рыночные рельсы.

 

1991 год

 

  • 3 июля 1991 г. Верховным Советом РСФСР принят Закон “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации”, в соответствии с которым в угольной промышленности было акционировано 6 шахт, 3 разреза, одна обогатительная фабрика и 2 машиностроительных завода.

  • 11 октября 1991 г. принято Постановление Совета Министров РСФСР № 528 “Об образовании Российской Государственной корпорации угольной промышленности”. В состав корпорации “Уголь России” вошли 90 объединений, предприятий и организаций. Президентом корпорации “Уголь России” на первом учредительном собрании был избран Зайденварг Валерий Евгеньевич.

  • 28 ноября 1991 г. вышел Указ Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики № 242 “О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР”, в соответствии с которым было образовано Министерство топлива и энергетики Российской Федерации. Первым Министром был назначен Дъяков Анатолий Федорович. В последующие годы Минтопэнерго России возглавляли Лопухин В.М., Шафранник Ю.К., Родионов П.М., Немцов Б.Е., Кириенко С.В., Генералов С.В., Калюжный В.И., Гаврин А.С.

  • 3 декабря 1991 г. впервые в истории России было заключено Отраслевое тарифное соглашение по угольной промышленности между Росуглепрофсоюзом, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации и Правительством РСФСР с целью закрепления гарантий социально-экономической защиты трудящихся отрасли. Был сделан решительный шаг для установления партнерства между профсоюзом, производителями и государством.

1992 год

  • 2 января 1992 г. Президент РФ Б.Н.Ельцин подписал Указ "О либерализации цен". С этого дня в стране началась экономическая реформа, получившая название по имени тогдашнего вице-премьера Правительства Е.Гайдара "гайдаровской шоковой терапии", т.е. государство перестало регулировать цены на товары и услуги. Авторы реформы до сих пор уверены, что благодаря этому в России появился новый класс предпринимателей. Однако большинству граждан это событие запомнилось, как резкое повышение цен на товары и обесценивание сберегательных вкладов. Считается также, что 10 лет назад Россия сменила социалистический строй на капиталистический.

  • 16 сентября 1992 г. в соответствии с Указом Президента РФ “О негосударственных пенсионных фондах” в России было введено дополнительное пенсионное обеспечение.

  • 30 декабря 1992 г. вышел Указ Президента РФ № 1702 “О преобразовании в акционерные общества и приватизации объединений, предприятий и организаций угольной промышленности”, в соответствии с которым жилищный фонд, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия по его обслуживанию, а также объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся на балансе преобразуемых производственных объединений и предприятий, подлежат передаче в муниципальную собственность. Процесс передачи жилого фонда и объектов соцкультбыта от объединений и предприятий угольной отрасли в период 1993-1995 гг. проходил очень медленно: многие главы администраций краев, областей, городов и районов отказывались от приема жилого фонда и объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность, ссылаясь на отсутствие средств на их содержание.

 

1993 год

  • В 1993 году перед началом реструктуризации в угольной промышленности действовало 232 шахты, расположенные в 64 шахтерских городах и 76 крупных административных поселках городского типа, для которых предприятия угольной отрасли, как правило, являлись градообразующими. Численность персонала, занятого в отрасли, составляла 859,6 тыс. чел. (на конец года), объем добычи угля за 1993 год составил 305,3 млн. тонн (на 30,5 млн. тонн меньше, чем в 1992 году).

 

  • В 1993 году доходы от продажи угля в России составили 1,5 трлн. руб. в текущих ценах, а расходы - 2,3 трлн. рублей. Переход на свободные цены за полгода увеличил задолженность потребителей в 7 раз, а рост железнодорожных тарифов за то же время втрое увеличил долги угольщиков железнодорожникам. Необходимость вмешательства государства в ход реформ стала очевидной, однако суть рынка уже полностью исключала возможность использования методов командно-административной экономики. Задача Правительства осложнилась еще и тем обстоятельством, что кроме проведения серьезных экономических преобразований, нужно было перестроить психологию управленцев-угольщиков, не подготовленных в своей массе к работе в условиях рыночных отношений.

 

  • В 1993 году размер средств государственной поддержки угольной отрасли составлял 2,1 трлн. руб., что было эквивалентно 1,2% объема ВВП или 5% всех расходов федерального бюджета! В среднем по отрасли за счет средств потребителей покрывалось около 23%, а за счет бюджетных дотаций около 77% от расходов на добычу угля. Наличие столь масштабной структуры в лице целой угледобывающей отрасли, находящейся на содержании государства, ставило под угрозу не только состояние дел в самой отрасли, но и благополучие российской экономики в целом. Высокий травматизм и аварийность на шахтах, как следствие дефицита финансирования, заставлявшего экономить на всем, включая и безопасность, еще больше усугубляли ситуацию.

  • 10 января 1993 г.вышел Указ Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина № 8 “Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий”, в соответствии с которым был определен перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, которые могут быть включены в состав приватизируемого имущества, а также определен перечень объектов, не подлежащих приватизации согласно законодательству Российской Федерации.

  • 11 февраля 1993 г. Государственный Комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом издал распоряжение “Об учреждении государственного предприятия Российской угольной компании”, подписанное первым заместителем Председателя комитета П.П.Мостовым. Этим же распоряжением был утвержден Устав Государственного предприятия - Российской угольной компании (ГП “Росуголь”). Распоряжением Совета Министров-Правительства РФ от 15 марта 1993 г. № 431-р генеральным директором ГП “Росуголь” был назначен Малышев Юрий Николаевич.

  • 21 июня 1993 г. вышел Указ Президента Российской Федерации “О мерах по стабилизации положения в угольной промышленности”, в соответствии с которым с 1 июля 1993 г. был осуществлен переход на применение свободных (рыночных) цен на уголь и продукты его переработки. Это был смелый и необходимый первый шаг на пути к перестройке угольной промышленности.

  • 27 июля 1993 г.принято Постановление Совета Министров-Правительства РФ № 727 “О мерах государственной поддержки предприятий угольной промышленности и ставке акциза на уголь”, которым были утверждены “Положение о государственной поддержке предприятий угольной промышленности” и “Положение о переходе на применение свободных (рыночных) цен на уголь, сланцы и продукты их переработки”.

  • 10 ноября 1993 г. распоряжением Правительства РФ № 2028-р была образована Межведомственная комиссия по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов (МВК). Её состав и Положение о Комиссии были утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 1993г. № 1249 (вторая редакция Положения утверждена постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997г. № 913). В дальнейшем в соответствии с персональными изменениями в Правительстве и органах государственной власти состав Комиссии неоднократно изменялся. В соответствии с Положением о Комиссии её возглавляли Первые заместители Председателя Правительства РФ.

  • Первым Председателем Комиссии был Е.Т. Гайдар, затем МВК возглавляли А.Н. Шохин, А.Б. Чубайс, В.В. Каданников, В.О. Потанин, вновь А.Б. Чубайс, потом - Б.Е. Немцов, В.А. Густов, Н.Е. Аксененко. В настоящее время МВК возглавляет Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.Б. Христенко.

  • В настоящее время МВК возглавляет Министр энергетики Российской Федерации Юсуфов И.Х.

 

  • 12 ноября 1993 г. Мировым (или Международным, Всемирным) Банком реконструкции и развития (МБРР) выпущен первый вариант Основного доклада о положении в угольной отрасли России с обоснованием необходимости ее перестройки, который был обсужден с представителями Минтопэнерго России и компании “Росуголь” в декабре 1993 года в Москве. В результате этих обсуждений главный акцент доклада был перенесен с угольной промышленности вообще на более подробный анализ последствий перестройки для каждого из основных угольных бассейнов.

  • 25 декабря 1993 г. принято Постановление Совета Министров-Правительства РФ № 1351 “О ликвидации шахты “Хальмер-Ю” производственного объединения “Воркутауголь” и мерах социальной защиты населения поселка Хальмер-Ю Республики Коми. Это было первое постановление Правительства о ликвидации первой убыточной шахты России.

  • 29 декабря 1993 г. состоялось первое заседание МВК под председательством Председателя Правительства РФ Е.Т. Гайдара, на котором были рассмотрены и приняты к сведению одобренные Комиссией по оперативным вопросам (при Правительстве РФ) “Основные принципы санации неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов угольной промышленности России”.

1994 год

  • За год было добыто 271,3 млн. тонн угля (на 34,0 млн. тонн меньше, чем в 1993 году).

  • Необходимость срочных мер общегосударственного характера по реформированию угольной отрасли к 1994-му году стала очевидной реальностью. Пример других стран с развитой угледобычей лишний раз подтверждал: новые реалии требуют серьезных реформ. Через реструктуризацию своих угольных отраслей прошли практически все страны, традиционно занимающиеся угледобычей. Опыт этих стан был учтен Правительством при разработке программы реструктуризации: например, очень подробно изучался опыт угольной реформы, проведенной в Великобритании.

  • Правительство России смело взяло курс на реструктуризацию угольной промышленности. Первостепенной задачей стало упорядочение закрытия угольных предприятий. Средств господдержки на всех не хватало: помогать всем понемногу означало не помочь никому. В свою очередь вместе с бесперспективными угольными предприятиями при подобном подходе были бы потеряны и потенциально перспективные шахты и разрезы. В результате был разработан целый пакет мер, сводящийся к следующему.

  • Во-первых, жесткое разделение угольных предприятий на имеющие перспективу и особо убыточные, которые будущего не имеют. Закрытие шахт не было самоцелью программы реструктуризации. Это вспомогательный процесс для достижения рентабельности угольных компаний и угольной промышленности. Закрытие шахт финансируется за счет бюджета только во время проведения программы реструктуризации, а после приватизации угольных компаний закрытие должно производиться за счет предприятий.

  • Во-вторых, сохраняя государственную поддержку угольной отрасли, постепенно закрывать убыточные предприятия и развивать перспективные, с тем, чтобы в течение примерно десятилетия вывести угольную отрасль на безубыточные рельсы.

  • май 1994 г. - делегация МВК в составе 17 человек, представляющая ключевые экономические и социальные ведомства России, компанию “Росуголь” и шахтерские профсоюзы, посетила МБРР (Вашингтон) с целью более подробного обсуждения результатов исследований, содержащихся в докладе Мирового Банка, о положении в угольной отрасли России с обоснованием необходимости ее перестройки.

  • 4 мая 1994 г.заместителем Председателя Правительства РФ, Председателем МВК Шохиным А.Н. утверждена первая редакция “Основных принципов санации и закрытия неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов угольной промышленности России” (протокол МВК № 2).

  • 8 августа 1994 г.выпущен Основной совместный доклад МБРР и Правительства РФ о перестройке угольной промышленности в Российской Федерации, в котором были обобщены результаты работы, представленные МВК в мае 1994 года и отражены замечания, сделанные членами делегации, посетившими МБРР в Вашингтоне.

  • 17 октября 1994 г.генеральным директором ГП "Росуголь" утверждены "Основные принципы диверсификации производства в угольной промышленности России для трудоустройства работников закрываемых шахт и разрезов", одобренные ранее Правлением компании "Росуголь".

 

1995 год

За год было добыто 262,8 млн. тонн угля (на 8,5 млн. тонн меньше, чем в 1994 году).

Цели реструктуризации угольной отрасли заключались в повышении ее эффективности в долгосрочном периоде и в сокращении нагрузки на федеральный бюджет. Средством достижения этих целей явились мероприятия структурной политики Правительства :

а) ликвидация особо убыточных шахт и неэффективных производственных участков;

б) выделение из состава действующих угольных организаций непрофильных производств и видов деятельности;

в) создание (в частности, путем укрупнения) сильных региональных угольных компаний, конкурирующих между собой;

г) приватизация созданных угольных компаний;

д) передача жилья и объектов социальной сферы от угольных организаций органам местного самоуправления.

 

Проведение столь масштабной реформы важнейшей отрасли российской экономики неизбежно затрагивало интересы огромного числа людей: работников угольной отрасли и сопутствующих производств, жителей углепромышленных регионов, городов, районов и поселков. Отличительной чертой Правительственной программы реструктуризации стало включение в план реформы беспрецедентных масштабных мероприятий по социальной защите жителей углепромышленных территорий. Правительство взяло на себя все обязательства по обеспечению полной выплаты задолженности по заработной плате всем высвобождаемым шахтерам, выплате задолженности по регрессным искам, дополнительное пенсионное обеспечение шахтеров, обеспечение бывших угольщиков бесплатным (пайковым) углем. Кроме того, в программу были включены: создание новых рабочих мест для высвобождаемых шахтеров, профессиональное переобучение шахтеров и содействие переселению шахтеров из тех регионов, где рабочие места создавать нерентабельно.

 

Таким образом, при реализации программы реструктуризации высвобождаемые при закрытии угольных предприятий шахтеры стали получать гораздо больше льгот и компенсаций, чем работники любой другой отрасли страны.

14 января 1995 г. Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Председатель МВК А.Б. Чубайс утвердил “Отраслевое (тарифное) соглашение” между Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации и Министерством труда Российской Федерации на 1995 год.

7 марта 1995 г.принято Постановление Правительства Российской Федерации № 235 “О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность”.

14 июля 1995 г. Первым вице-премьером Правительства РФ, Председателем МВК Чубайсом А.Б. утверждена первая редакция “Основных направлений реструктуризации угольной промышленности России”.

В декабре 1995 г.в г. Шахты Ростовской области прошло учредительное собрание Ассоциации шахтерских городов, на котором присутствовало 23 главы органов местного самоуправления из Тульской, Ростовской, Кемеровской, Пермской и Челябинской областей.

Первым Президентом Ассоциации был избран Астафьев Л.Е. - глава администрации г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области. С конца 1997 г. по февраль 2000 г. пост Президента Ассоциации занимал Наумов А.Н. - глава администрации г. Киселевска Кемеровской области. В феврале 2000 г. на очередном годовом собрании Ассоциации ее Президентом был избран Ротин В.Г. - глава муниципального образования “Веневский район Тульской области”, а в феврале 2001 г. - Президентом Ассоциации шахтерских городов стал Солнцев В.А. - глава администрации г. Новошахтинска Ростовской области. В настоящее время Ассоциация объединяет более 80 шахтерских муниципальных образований России. Основной целью Ассоциации является помощь шахтерским городам в решении социально-экономических проблем, связанных с последствиями реструктуризации угольной отрасли России.

 

1996 год

  • За год было добыто 255,0 млн. тонн угля (на 7,8 млн. тонн меньше, чем в 1995 году).

  • В процессе реструктуризации было ясно, что делать с особо убыточными, бесперспективными предприятиями - выход один: закрытие с максимальной социальной защитой людей. Однако как сделать потенциально перспективные угольные предприятия рентабельными? Общемировая практика показывает: наиболее эффективно работают предприятия, имеющие конкретного собственника, государственные предприятия работают с меньшей эффективностью. Поэтому в рамках программы реструктуризации сначала было проведено акционирование угольных предприятий, а затем начат процесс приватизации - продажи федеральных пакетов акций. Для того чтобы появился эффективный собственник на предприятии, нужно было провести их приватизацию. Проведение качественной приватизации требовало серьезных капитальных вложений со стороны государства. Кроме того, появление реального собственника в угольной промышленности автоматически должно было решить еще одну проблему: практического отсутствия серьезных частных инвестиций в угольную отрасль.

  • В Правительстве понимали, что без серьезной экономической поддержки подобная реформа обречена на крах. Проведение ее в “урезанном виде” без соответствующих мер по защите жителей углепромышленных регионов означало бы социальную катастрофу в масштабах всех угольных регионов. Российский бюджет, едва сводивший концы с концами, самостоятельно вынести такие затраты не мог. Однако мировая практика уже давно создала механизмы, позволяющие государствам, нуждающимся в масштабных реформах, получать для их осуществления низкопроцентные займы. С целью привлечения дополнительных ресурсов для финансирования реструктуризации угольной отрасли Правительство РФ обратилось за помощью к Мировому Банку (МБРР). После изучения экспертами банка перспектив угольной промышленности России Правительство получило согласие от Банка на сотрудничество.

  • 9 февраля 1996 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 168 “О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры угольной промышленности Российской Федерации”, в соответствии с которым было определено считать приоритетным направлением структурных преобразований в угольной промышленности создание рентабельных угольных компаний и разрешено Правительству РФ передавать находящиеся в федеральной собственности акции угольных компаний, в том числе выпущенные в порядке увеличения их уставных капиталов, в доверительное управление, в том числе и ГП “Росуголь”.

  • 24-25 апреля 1996 г. состоялся II съезд Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности.

  • 17 мая 1996 г.принято Постановление Правительства РФ № 598 “Об утверждении Положения о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности”.

  • 22 мая 1996 г. Правительством РФ направлено письмо Президенту Международного Банка реконструкции и развития г-ну Джеймсу Вулфенсону “О политике Правительства Российской Федерации в угольной промышленности” за подписью Председателя Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдина.

  • 25 мая 1996 г. был подписан Президентом РФ Указ № 777 (знаменитые “три семерки”) “О первоочередных мерах по снятию социальной напряженности в Печорском угольном бассейне”, предусматривающий при распределении средств государственной поддержки угольной отрасли для обеспечения конкурентоспособности угольных шахт учитывать отдельной строкой средства на компенсацию расходов по выплате районных коэффициентов и надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предприятиям и организациям, входящим в систему угольной отрасли Республики Коми.

  • 6 июня 1996 г. Правительством РФ принято Постановление № 651 “О преобразовании государственного предприятия “Российская угольная компания” в открытое акционерное общество “Российская угольная компания”. Президентом компании “Росуголь” этим же постановлением был назначен Малышев Юрий Николаевич.

  • 20 июня 1996 г. принят Федеральный закон № 81-ФЗ “О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности”.

  • 24 июня 1996 г. Председателем Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдиным утвержден “План-график распределения средств государственной поддержки по направлениям финансирования и получателям на II полугодие 1996 года”, в соответствии с которым субъектам РФ угледобывающих регионов были предусмотрены средства на содержание объектов социальной сферы и жилого фонда, переданных местным органам власти до 31.12.96 г. В результате до конца 1996 года в муниципальную собственность было передано свыше 35 млн. кв. метров общей площади жилых домов и свыше 1700 объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

  • 25 июня 1996 г. Правительством РФ принято Постановление № 747 “О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования Проекта структурной перестройки угольной промышленности и Соглашения о займе для осуществления программ технической помощи реализации Проекта структурной перестройки угольной промышленности”.

  • 25 июня 1996 г. распоряжением Правительства РФ № 1006-р создан фонд содействия структурной перестройке угольной промышленности “РеформУголь”- некоммерческая организация для обеспечения реализации Первого угольного займа МБРР, деятельность которой должна быть нацелена на содействие российским министерствам и ведомствам, органам власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и другим участникам процесса структурной перестройки угольной отрасли в создании потенциала, необходимого для реализации реформ и смягчения их социальных последствий.

  • 29 июня 1996 г. Правительство РФ приняло Постановление № 763 “Об утверждении Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования Проекта структурной перестройки угольной промышленности и Соглашения о займе для осуществления программ технической помощи реализации Проекта структурной перестройки угольной промышленности”. Это был первый бюджетозамещающий “угольный займ” (СЕКАЛ 1), в соответствии с которым в конце 1996 года в федеральный бюджет России поступило 500 млн. долларов США.

  • 18 июля 1996 г. в Правительстве Российской Федерации состоялось совещание с руководителями органов исполнительной власти угледобывающих регионов, на котором впервые были рассмотрены вопросы о разработке и финансировании программ местного развития и обеспечения занятости в шахтерских городах и поселках; о финансировании объектов социальной сферы, переданных в ведение органов местной власти; об организации деятельности региональных Межведомственных комиссий по социально-экономическим проблемам угледобывающих районов и Наблюдательных советов в шахтерских городах.

  • 9 октября 1996 г. Первым заместителем Председателя Правительства РФ, Председателем МВК Потаниным В.О. утверждена новая (вторая) редакция “Основных принципов ликвидации неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов угольной промышленности России” (протокол МВК № 16).

 

1997 год

  • За год было добыто 244,4 млн. тонн угля (на 10,6 млн. тонн меньше, чем в 1996 году).

  • Для решения социальных проблем, связанных с реструктуризацией угольной отрасли, был разработан и реализован комплекс организационных мер, создана обширная нормативно-правовая база, в составе средств государственной поддержки угольной отрасли выделены специальные направления финансирования.

  • В октябре 1997 г. был осуществлен переход на казначейскую систему доведения средств государственной поддержки, направляемых на мероприятия по реструктуризации отрасли: для каждого конечного получателя средств господдержки был открыт лицевой счет в соответствующих отделениях Федерального казначейства, позволяющий вести раздельный учет движения средств по всем направлениям их использования. Это явилось существенным шагом в обеспечении целевого использования средств господдержки и, прежде всего, направленных на адресную социальную защиту высвобождаемых работников.

  • Средства на социальную защиту каждому работнику стали зачисляться на его лицевой счет, открытый в Сберегательном банке или другом коммерческом банке, избранным самим работником. В порядке исключения разрешается иногородним лицам перечислить средства через предприятия связи. Таким образом, средства на социальную защиту своих работников организация не получает для выдачи им через свою кассу. Исключение составляют только средства государственной поддержки на приобретение пайкового угля, за счет которых организация может покрыть свои расходы и перечислить средства поставщику со своего лицевого счета, открытого в местном отделении Федерального казначейства.

  • 21 марта 1997 г. в Кузбассе в г. Кемерово прошел первый этап Всероссийского съезда работников угольной промышленности ( I съезд шахтеров России).

  • 20 июня 1997 г. в д/о “Шахтер” под Серпуховым (Московская область) состоялся учредительный съезд Российского союза промышленников и предпринимателей угольной отрасли (“Союз углепромышленников России”). Участниками съезда были руководители крупнейших угледобывающих и шахтостроительных акционерных обществ, заводов угольного машиностроения, углеперерабатывающих предприятий, ряда научных институтов и других организаций, связанных с угольной промышленностью России. На съезде был избран Совет Союза углепромышленников в количестве 15 человек. Его председателем единогласно был выбран президент компании “Росуголь”

  • Ю.Н. Малышев.

  • 27 августа 1997 г. в г. Москве прошел второй этап Всероссийского съезда работников угольной промышленности, и состоялось торжественное заседание в честь 50-летнего юбилея профессионального праздника “День шахтера”.

  • 20 ноября 1997 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 1243 “О совершенствовании управления угольной промышленностью” и принято одноименное Постановление Правительства РФ № 1462, в которых говорилось о ликвидации в установленном порядке открытого акционерного общества “Российская угольная компания” и о создании при Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации двух государственных учреждений по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов, координации программ местного развития и решению социальных проблем, вызванных реструктуризацией предприятий угольной промышленности.

  • 28 ноября 1997 г.Правительством Российской Федерации направлено письмо Президенту Международного банка реконструкции и развития г-ну Джеймсу Вулфенсону о политике Правительства Российской Федерации в угольной промышленности в 1997-1998 гг., подписанное Председателем Правительства В.С. Черномырдиным.

  • 18 декабря 1997 г. между Правительством Российской Федерации и МБРР заключено Соглашение на предоставление Второго угольного займа (СЕКАЛ 2) на структурную перестройку угольной промышленности в объеме 800 млн. долларов США.

  • Выделение средств займа должно было осуществляться тремя траншами: первым (400 млн. долларов США), “социальным” (200 млн. долларов США) и “приватизационным” (200 млн. долларов США). Кроме того, Эксимбанк Японии принял решение о предоставлении Российской Федерации 1,6 млрд. долларов США на оказание содействия структурным преобразованиям в экономике России, предоставив эти средства в управление МБРР. Выделение из этих средств 800 млн. долларов США увязывалось МБРР с выполнением российской стороной условий Второго угольного займа. В конце 1997 года в федеральный бюджет поступили средства первого транша Второго угольного займа МБРР (400 млн. долларов США), а в начале 1998 года - связанные с этим траншем 400 млн. долларов от Эксимбанка Японии. В 1998 году оставшиеся средства Второго угольного займа и связанные с ним средства Эксимбанка Японии не были получены из-за того, что российской стороной не были до конца выполнены условия “социального” и “приватизационного” займов. В 1999 году МБРР продолжил предоставление второго угольного займа, ужесточив его условия. Социальный транш был разбит на четыре транша по 50 млн. долларов, приватизационный транш разбит на два транша по 100 млн. долларов. Из оставшихся средств Второго угольного займа российский бюджет еще должен получить один социальный транш (50 млн. долларов ) и один приватизационный - (100 млн. долларов).

  • Сотрудничество с Мировым банком позволило России получить дешевые заемные средства для осуществления полноценного преобразования своего угольного хозяйства и, прежде всего, осуществить адресную социальную защиту высвобождаемых работников отрасли с ликвидируемых и действующих предприятий, а также реализовать программы местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

  • 29 ноября 1997 г.вышли приказы Министра топлива и энергетики РФ Кириенко С.В. № 407 “О создании Государственного учреждения “Соцуголь” и № 408 “О создании Государственного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ)”.

  • 3 декабря 1997 г.принято Постановление Правительства РФ № 1523 “О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности”.

  • 3 декабря 1997 г.Первым заместителем Председателя Правительства РФ, Председателем МВК Чубайсом А.Б. утверждена новая (третья) редакция “Основных принципов государственной поддержки ликвидации неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов угольной промышленности России”.

  • 8 декабря 1997 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 1274 “О мерах по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей на ликвидируемых шахтах и разрезах угольной и сланцевой промышленности” и одноименное Постановление Правительства РФ № 1524.

1998 год

  • За год было добыто 232,2 млн. тонн угля (на 12,2 млн. тонн меньше, чем в 1997 году).

  • По программе закрытия неперспективных предприятий и организаций в 1998 г. ликвидационные работы велись на 165, в том числе на 152 шахтах и разрезах.

  • За период 1994-1998 гг. были прекращены работы по добыче угля на 134 убыточных шахтах и разрезах. За это время из угольной промышленности России было высвобождено по различным причинам 438,2 тыс. человек, что составило больше половины от численности персонала на начало реструктуризации ( 859,6 тыс. чел. на 1 января 1994 г.), в том числе с ликвидируемых и подлежащих ликвидации убыточных и неперспективных предприятий было высвобождено 127,1 тыс. человек, или 29 % от общего сокращения численности.

  • Продолжилось ежегодное сокращение дотаций на поддержание убыточного угольного производства из средств господдержки. Доля бюджетных средств в суммарных финансовых ресурсах организаций отрасли сократилась с 70% в 1993 году до 13 % в 1998 году. Кроме того, было практически прекращено выделение средств на капитальные вложения на безвозвратной основе, и начал внедряться механизм конкурсного выделения бюджетных инвестиций на возвратной основе, на условиях софинансирования проектов частными инвесторами.

  • Был продолжен курс на углубление реструктуризации отрасли и на продолжение приватизации угольных компаний. Стало ясно, что растущий частный сектор российской угольной промышленности демонстрирует гораздо большую эффективность и динамичность, чем государственный. Например, после полной приватизации угольной компании ОАО “Южный Кузбасс” добыча выросла с 8,9 млн. тонн до 9,1 млн. тонн; резко улучшилось качество реализуемой продукции; снизилась себестоимость с 109,5 руб. за тонну в 1997 г. до 104,6 руб. в 1998 году; средняя зарплата за этот период выросла с 1974 руб. в месяц до 2079 руб.

  • Однако в целом по отрасли к началу лета 1998 г. сложилось критическое состояние с задолженностью по заработной плате шахтерам, которая составила на 1 мая 1998 г. 3737,9 млн. руб. в текущих ценах. И тогда прошла серия забастовок с перекрытием железных дорог, вошедших в историю реструктуризации как “рельсовые войны”.

  • 24 апреля 1998 г. состоялся III (внеочередной) съезд Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности.

  • 5-8 мая 1998 г.около 2000 трудящихся интинских шахт блокировали железнодорожную магистраль Москва - Воркута в 12 км от шахтерского города Инта (Республика Коми).

  • 8 мая 1998 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 499 “О мерах по стабилизации социально-экономической обстановки в угледобывающих регионах”.

  • 8 мая 1998 г.Указом Президента Российской Федерации № 500 “О приостановлении действия абзаца третьего пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1996 г. № 777 “О первоочередных мерах по снятию социальной напряженности в Печорском угольном бассейне” с учетом реальных возможностей федерального бюджета были отменены на 1998 год компенсации за счет средств государственной поддержки расходов по выплате районных коэффициентов и надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предприятиям и организациям, входящим в систему угольной отрасли Республики Коми.

  • 13 мая 1998 г.шахтеры г. Анжеро-Судженска в Кемеровской области блокировали Транссибирскую железнодорожную магистраль.

  • 16 мая 1998 г.принято Постановление Правительства РФ № 451 “О мерах по стабилизации социально-экономической обстановки в угледобывающих регионах”.

  • 18-19 мая 1998 г. - начались акции горняков “Ростовугля” по блокированию Северо-Кавказской железной дороги в районе станции “Шахты” (Ростовская обл.).

  • 21-22 мая 1998 г. - прибытие правительственных комиссий в Ростовскую область (во главе с заместителем Председателя Правительства РФ Немцовым Б.Е.), Кемеровскую область (во главе с заместителем Председателя Правительства РФ Сысуевым О.Н.) и Республику Коми (во главе с Министром экономики РФ Уринсоном Я.М.).

  • 23 мая 1998 г. - снята блокировка Северо-Кавказской железной дороги.

  • 24 мая 1998 г. - снята блокировка Транссибирской магистрали.

  • 25 мая 1998 г.заместителем председателя МВК, Министром экономики Российской Федерации Уринсоном Я.М. утверждена новая (четвертая) редакция “Основных принципов государственной поддержки ликвидации неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов угольной промышленности России”.

  • 26 мая 1998 г. - сняты шахтерские пикеты на железнодорожной магистрали Москва - Воркута.

  • 3 июня 1998 г.шахтеры Кузбасса снова блокировали Транссиб.

  • 11 июня 1998 г. - 180 представителей шахтерских коллективов города Воркуты начали пикетирование здания Правительства Российской Федерации (Белый дом) в г. Москве. Позднее к ним присоединилось несколько десятков представителей шахтерских коллективов Ростовской, Кемеровской и Тульской областей. Пикетирование Белого дома на “Горбатом мосту” в центре Москвы длилось четыре месяца (июнь-октябрь).

  • 24 июля 1998 г. принят Федеральный закон № 125-ФЗ “Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

  • 13 августа 1998 г. принято Постановление Правительства РФ № 957 “О проведении эксперимента по предоставлению целевых субсидий высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Шахты и Белая Калитва в 1998 году”.

  • 21 августа 1998 г. Первым вице-премьером Правительства РФ, Председателем МВК Немцовым Б.Е. утверждена вторая редакция “Основных направлений реструктуризации угольной промышленности России”.

  • 3 сентября 1998 г. принято Постановление Правительства РФ № 1026“О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 г. № 1523”.

  • 6 сентября 1998 г. принято Постановление Правительства РФ № 1068 “О проведении эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998 году”.

  • 7-11 декабря 1998 г. в г. Москве в Минтопэнерго России был проведен семинар “Реструктуризация угольной промышленности и местное развитие” для членов Наблюдательных советов 54 шахтерских городов и поселков из 22 субъектов Российской Федерации. В семинаре приняли участие руководители и специалисты Минтопэнерго России, Минэкономики России, Минтруда России, Минрегиона России, ГУ “Соцуголь”, представители инвестиционных компаний, заинтересованных в развитии бизнеса в углепромышленных регионах. Семинар был посвящен вопросам планирования местного развития и распространению успешного опыта реализации программ местного развития в шахтерских городах и поселках.

  • 11 декабря 1998 г. принято Постановление Правительства РФ № 1428 “О Комитете по угольной промышленности при Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации”. Руководителем Комитета был назначен Саламатин Альберт Гергардович.

  • 16 декабря 1998 г. в г. Москве прошел XI пленум Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности с повесткой дня “О кризисном социально-экономическом положении в угольной отрасли”.

  • За весь предыдущий период реструктуризации 1998 год оказался “пиковым” по количеству вовлеченных одновременно в ликвидацию предприятий отрасли и массовому высвобождению персонала с ликвидируемых организаций - 48,4 тыс. чел., что составило 65,2 % от общего снижения численности по отрасли (74,2 тыс. чел.). Это в свою очередь резко осложнило решение социальных вопросов и привело к росту социальной напряженности в некоторых углепромышленных регионах.

  • Первый этап реструктуризации угольной промышленности в течение 1994 -1998 гг. в кардинальном решении ее проблем не привел к положительным результатам. Реструктуризация отрасли на этом этапе свелась, в основном, к массовой ликвидации убыточных и неперспективных угольных предприятий и значительному высвобождению работников отрасли без гарантированного обеспечения финансирования их социальной защиты и последующего трудоустройства. Не была достигнута одна из главных целей реструктуризации - переход на рентабельную работу угледобывающих компаний и отрасли в целом.

1999 год

  • В 1999 году вместо нескольких сотен отдельных шахт уже действовало 30 крупных угольных компаний.

  • Численность трудящихся в отрасли сократилась в 2,3 раза и составила 370,8 тыс. человек к концу 1999 года. За период 1994-1999 годов было высвобождено 488,8 тыс. работников угольной отрасли, в том числе в 1999 году - 50,6 тыс. чел., из которых - 18,2 тыс. чел. с ликвидируемых предприятий.

  • Столь глубокая реструктуризация отрасли сопровождалась неизбежными негативными социальными последствиями. Это потребовало в краткосрочном периоде, прежде всего, полностью решить проблемы финансирования уволенных работников за счет социальных выплат при увольнении, а в перспективе - обеспечить их занятость.

 

  • В связи с закрытием градообразующих шахт и передачей ведомственных объектов социальной сферы, которая часто составляла до 90 % от всех объектов городской социальной инфраструктуры, многие шахтерские города оказались в кризисной ситуации. Необходимо было не только реструктуризировать угольные организации, но и активизировать с помощью программ местного развития экономическое развитие депрессивных моноугольных территорий для создания более разнообразной и устойчивой их экономической структуры.

  • В 1999 г. Комитет по угольной промышленности и ГУ “Соцуголь” возобновили программу переселения работников ликвидируемых шахт, пенсионеров, инвалидов и семей погибших шахтеров из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

  • В соответствии с постановлениями Правительства продолжилась реализация экспериментов: по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобождаемым работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности шахтерских городов Кизеловского бассейна

  • (к середине года 600 семей шахтеров были переселены в перспективные города Пермской области); по усилению адресной социальной защиты высвобожденных работников угольной промышленности в гг. Шахты и Белая Калитва Ростовской области на основе предоставления им безвозмездных целевых субсидий на организацию предпринимательской деятельности (почти 500 бывшим шахтерам государство оказало целевую поддержку на обеспечение их самозанятости).

  • В 1999 году исполнилось 10 лет с начала широкомасштабного забастовочного движения шахтеров, требовавших предоставления большей экономической самостоятельности угольным предприятиям и повышения жизненного уровня шахтеров и населения шахтерских городов и поселков. Забастовочное движение шахтеров в 1989-1991 гг. оказало решающее влияние на перемену общественно-политического строя в Советском Союзе в целом и в России особенно. Экономические требования шахтеров в ходе забастовочного движения в этот период побудили правительство и руководство угольной промышленности России впервые основательно задуматься о причинах неэффективной работы отрасли, необходимости ее реструктуризации и адаптации к работе в условиях рыночной экономики.

  • 15 января 1999 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и администрацией Кемеровской области о передаче части функций управления угольной отраслью на уровень области.

  • 21 января 1999 г. состоялось очередное заседание Правительства Российской Федерации, на котором было принято решение о продлении сроков проведения экспериментов по усилению адресной социальной защиты работников угольной промышленности в ходе реализации программ местного развития. 29 января 1999 г. вышло соответствующее Постановление Правительства № 110 “О продлении сроков действия постановлений Правительства Российской Федерации от 13 августа 1998 г. № 957 и от 6 сентября 1998 г. № 1068”.

  • 1 февраля 1999 г. в г. Москве состоялся IV съезд работников угольной промышленности России (съезд шахтеров). В его работе приняли участие 214 делегатов из всех угледобывающих регионов, а также приглашенные на съезд Председатель Правительства РФ Е.М.Примаков, его заместители В.А.Густов и В.Б.Булгак, Министр топлива и энергетики С.В. Генералов, Министр путей сообщения Н.Е.Аксененко, Министр труда и социального развития С.В.Калашников, губернаторы Красноярского края и Тульской области А.И.Лебедь и В.А.Стародубцев, руководители других министерств и ведомств. Съезд принял развернутое решение, в котором были подведены итоги первого этапа реструктуризации и намечены меры по усилению социальной направленности проводимых в отрасли реформ.

  • 18 февраля 1999 г. состоялось очередное заседание Правительства Российской Федерации, на котором былрассмотрен вопрос о ходе реструктуризации угольной промышленности.

  • 6 апреля 1999 г. в г. Москве состоялся первый (учредительный) съезд горнопромышленников России. На съезд прибыло свыше 450 делегатов практически из всех горнодобывающих регионов страны. На съезде была учреждена организация “Горнопромышленники России” в форме некоммерческого партнерства, был избран Высший горный Совет и президент новой организации - Ю.Н. Малышев, являющийся президентом Академии горных наук.

  • 10 апреля 1999 г. подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и администрацией Красноярского края “О мерах по стабилизации социально-экономической обстановки в угольной отрасли Красноярского края”, в соответствии с которым были разграничены функции в сфере управления федеральными пакетами акций угольных компаний.

  • 8-9 июля 1999 г. в г. Междуреченске Кемеровской области состоялся V внеочередной съезд Независимого профсоюза горняков (НПГ России), на котором был избран новый руководящий состав этого профсоюза. Председателем НПГ стал Э.А. Кинстлер, который руководил Челябинской организацией этого профсоюза. Проведение съезда НПГ России было приурочено к 10-ой годовщине “жаркого” лета 1989 г., когда впервые вспыхнули массовые забастовки шахтеров на всей территории СССР. Первая забастовка с экономическими требованиями началась 10 июля 1989 г. на шахте им. Шевякова в г. Междуреченске Кемеровской области.

  • 2 сентября 1999 г. принято Постановление Правительства РФ № 980 “О мерах по возмещению вреда, причиненного работникам шахт, разрезов, шахтостроительных организаций и подразделений военизированных горноспасательных частей угольной (сланцевой) промышленности вследствие травмы или профессионального заболевания”.

  • 16 октября 1999 г. принято Постановление Правительства РФ № 1177 “О внесении изменений и дополнений в Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки (направления финансирования)”.

 

  • 26 октября 1999 г. принято Постановление Правительства РФ № 1192 “Об утверждении Правил предоставления и возврата средств федерального бюджета, выделяемых на государственную поддержку угольной отрасли и направляемых на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов, размещаемых на конкурсной основе в 1999 году”.

  • 17 ноября 1999 г. по инициативе отраслевых профсоюзов, Минтопэнерго России и других государственных и общественных организаций угольного профиля в г. Москве состоялся очередной V съезд работников угольной промышленности России, на котором были подведены итоги реструктуризации угольной отрасли и намечены пути повышения ее эффективности и социальной направленности.

  • 6 декабря 1999 г. Первым вице-премьером Правительства РФ, Председателем МВК Аксененко Н.Е. утверждена новая (пятая) редакция “Основных принципов государственной поддержки ликвидации неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов угольной промышленности России”.

  • В результате активной социальной политики, проводимой в 1999 году, произошло заметное снижение напряженности на рынках труда в углепромышленных регионах и шахтерских муниципальных образованиях, были осуществлены новые подходы к решению задач реструктуризации угольной промышленности и в производственной сфере. Впервые за годы реформ динамика угледобычи стала расти. В 1999 году Россия увеличила угледобычу на 15,8 млн. тонн и общий объем добычи составил 248,0 млн. тонн. Существенно выросла производительность труда в отрасли: с 65,7 тонны на рабочего в месяц в 1993-м до 103,4 тонны в 1999 году. В три раза по сравнению с 1993 годом снизился травматизм и число несчастных случаев на угольном производстве.

2000 год

За год было добыто 257,9 млн. тонн угля (на 9,9 млн. тонн больше, чем в 1999 году). Позитивные результаты реструктуризации отрасли приобретают объективный характер.

 

В 2000 году была продолжена государственная политика, основанная на социально-экономических приоритетах, адресной социальной защите высвобождаемых шахтеров и поддержке шахтерских городов и поселков.

 

Изменилась структура финансирования технических работ на ликвидируемых предприятиях в сторону значительного увеличения социально-значимых направлений: замену социальной инфраструктуры в шахтерских городах, пострадавшей в результате ведения горных работ; переселение граждан из сносимого ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

 

По сравнению с предыдущими годами реструктуризации, в 2000 году был осуществлен максимальный годовой объем финансирования программ местного развития - 938,37 млн. рублей из средств государственной поддержки было направлено в углепромышленные муниципальные образования для обеспечения занятости высвобожденных работников отрасли, членов их семей и в целом населения шахтерских городов, районов и поселков.

 

23 марта 2000 г. на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос о ходе проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) и 11 апреля 2000 г. принято соответствующее Постановление Правительства № 323 о его завершении в 2000 году.

17 мая 2000 г. Указом Президента Российской Федерации № 867 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” Министерство топлива и энергетики Российской Федерации преобразовано в Министерство энергетики Российской Федерации.

20 мая 2000 г. Указом Президента Российской Федерации № 920 Министром энергетики Российской Федерации назначен Гаврин Александр Сергеевич.

27 октября 2000 г. Постановлением Правительства РФ № 828 “Об управлении угольной промышленностью” упразднен Комитет по угольной промышленности при Министерстве энергетики Российской Федерации.

25 декабря 2000 г. приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 161 в структуре центрального аппарата Министерства образован блок государственной службы угольной промышленности в виде “Департамента угольной промышленности” и “Департамента экономики и финансирования угольной промышленности”.

Таким образом, окончание 2000 года, а вместе с ним и XX-го века, для угольной промышленности ознаменовалось очередным совершенствованием структуры ее управления…

 

2001 год

За год было добыто 269,3 млн. тонн угля (на 11,4 млн. тонн больше, чем в 2000 году). Весь прирост добычи по отрасли обеспечили шахты и разрезы Кузбасса, на которых добыча составила 127,2 млн. тонн и увеличилась по сравнению с уровнем 2000 г. на 13,8 млн. тонн.

 

В 2001 году объем финансирования программ местного развития из средств государственной поддержки угольной отрасли впервые составил более одного миллиарда рублей - 1024,52 млн. руб., в том числе 368,87 млн. руб. (36 %) было направлено на переселение семей шахтеров из неперспективных шахтерских городов и поселков, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и Кизеловском угольном бассейне.

 

В декабре 2001 г. Правительство Российской Федерации приняло специальное распоряжение № 1623-р, в котором определило Государственное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов ("ГУРШ") и Государственное учреждение по координации программ местного развития и решению социальных проблем, вызванных реструктуризацией предприятий угольной промышленности ("Соцуголь"), получателями средств государственной поддержки, выделяемых на мероприятия по устранению последствий ликвидации шахт и разрезов, и наделило их необходимыми соответствующими полномочиями.

 

В 2001 г. были полностью завершены основные работы по технической ликвидации и социальной защите высвобожденных работников на 153 шахтах и разрезах.

25 января 2001 г. в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации зарегистрировано Отраслевое тарифное соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на 2001-2003 годы, заключенное между Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности (в качестве представителя работников) и Министерством энергетики Российской Федерации, Союзом промышленников и предпринимателей угольной отрасли, группой “Сибирский Алюминий”, группой компаний “Углемет” и ОАО “Русуглемаш” (в качестве представителей работодателей) в целях своевременного решения социально-экономических проблем угольной отрасли и обеспечения социальной стабильности в угледобывающих регионах. Впервые соглашение со стороны работодателей заключили частные предприятия.

22 февраля 2001 г. приказом Минэнерго России на статс-секретаря - заместителя Министра Яновского А.Б. временно возложено исполнение обязанностей по вопросам координации деятельности организаций угольной, сланцевой и торфяной промышленности, специализированных машиностроительных, строительных, научных и проектных организаций, обслуживающих данные отрасли, и непосредственное руководство Департаментом угольной промышленности, Департаментом экономики и финансирования угольной промышленности и деятельностью угольных компаний и государственных предприятий “ГУРШ”, “Соцуголь”, ГУП “Внешнеэкономическое объединение “Зарубежуголь”.

29 марта 2001 г. вышел приказ Министерства энергетики Российской Федерации от № 96 "О мерах по улучшению ликвидационных работ на особо убыточных шахтах и разрезах", в котором администрации пяти шахтерских городов были определены получателями средств государственной поддержки на проведение эксперимента по передаче из ведения ликвидационных комиссий шахт и разрезов органам местного самоуправления финансирования технических работ по реконструкции и замене пострадавших в связи с ликвидацией шахт и разрезов объектов социальной инфраструктуры; сносу ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействию гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья (Новошахтинск, Гуково, Нелидово, Киселевск, Полысаево), а также обеспечения бесплатным (пайковым) углем на бытовые нужды (Новошахтинск, Гуково, Киселевск).

25-26 апреля 2001 г. в Москве состоялся IV съезд Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности. На съезде председателем Росуглепрофа был вновь избран Мохначук Иван Иванович. В ходе заседания была принята Программа действий Росуглепрофа на 2001-2005 гг., а также несколько резолюций съезда.

7 мая 2001 г. принято Постановление Правительства РФ № 346 "О межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов", которым утверждено новое Положение о Комиссии и ее состав.

14 июня 2001 г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации, на котором был обсужден ход реструктуризации угольной промышленности. С основным докладом по данному вопросу повестки заседания выступил заместитель Министра энергетики Российской Федерации А.Б. Яновский.

16 июня 2001 г. Указом Президента Российской Федерации № 709 Министром энергетики Российской Федерации назначен Юсуфов Игорь Ханукович.

3 августа 2001 г. вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1039-р, в соответствии с которым разрешено Минэнерго России при переселении высвобождаемых работников ликвидируемых шахт, расположенных в Сахалинской области, а также инвалидов, пенсионеров и семей погибших шахтеров, работавших на этих шахтах, выделять часть предусмотренных для государственной поддержки угольной промышленности средств, направляемых в рамках реализации программ местного развития на финансирование расходов по переселению, для предоставления указанным категориям граждан жилищных субсидий на приобретение квартир в центральных и южных районах области при условии однократного использования ими указанной льготы и гарантированного обеспечения переселяемых граждан трудоспособного возраста рабочими местами.

4 декабря 2001 г. Правительство Российской Федерации приняло специальное распоряжение № 1623-р, в котором определило Государственное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ) и Государственное учреждение по координации программ местного развития и решению социальных проблем, вызванных реструктуризацией предприятий угольной промышленности (СОЦУГОЛЬ), получателями средств государственной поддержки, выделяемых на мероприятия по устранению последствий ликвидации шахт и разрезов, и наделило их соответствующими полномочиями с целью избежания негативных социально-экологических последствий реструктуризации и финансирования оставшихся невыполненными объемов работ, включенных в утвержденные проекты ликвидации шахт и разрезов.

 

2002 год

 

В течение 2002 г. был принят ряд новых законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих управление средствами государственной поддержки на федеральном уровне, а также участие администраций шахтерских городов и поселков в реструктуризации угольной промышленности, в части реализации программ местного развития.

 

Однако на современном этапе своего развития угольная отрасль столкнулась с рядом проблем, связанных с последствиями ее реструктуризации, которые имеют системный характер, как в самой отрасли, так и на углепромышленных территориях.

 

В июне 2002 г. при Государственном Совете Российской Федерации была создана рабочая группа по вопросам государственной политики развития угольной отрасли. Необходимость разработки основ такой политики была связана с нарушением ритмичности угольного производства, которая стала проявляться в 2002 году. Руководителем рабочей группы был назначен губернатор Кемеровской области А.Г. Тулеев. В состав рабочей группы, состоящей из 26 человек, вошли руководители Минэнерго России, Минэкономразвития России, РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", директора угольных компаний, ученые и специалисты.

 

В конце августа 2002 года в Кузбассе под председательством Президента Российской Федерации В.В.Путина состоялось заседание Президиума Госсовета России, на котором был рассмотрен вопрос "Об основных направлениях государственной политики развития угольной отрасли и повышения конкурентоспособности ее продукции на внутреннем и внешнем рынках". На заседании Госсовета существенное внимание было уделено социальным проблемам угольщиков, которые достаточно эффективно решались в процессе реструктуризации угольной отрасли. Вместе с тем, отмечено, что многие из этих проблем не доведены до логического завершения, в частности: обеспечение занятости высвобожденных работников, переселение граждан из ветхого жилья, находящегося в зоне влияния горных работ, переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и др. При этом обеспечение занятости населения продолжает оставаться ключевой проблемой снижения негативных последствий структурных преобразований в угольной промышленности и в экономике углепромышленных территорий.

10 января 2002 г. приказом Министра энергетики Российской Федерации № 1 на основании статей 71 и 72 Бюджетного Кодекса РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ и статьи 2 Федерального закона от 06.05.1999 г. № 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", ГУ "Соцуголь" на договорной основе поручено проведение конкурсов на поставку угля для бытовых нужд для пенсионеров, инвалидов и других лиц, имеющих право на его получение за счет средств государственной поддержки в целях повышения эффективности их использования и снижения затрат на пайковый уголь.

21 января 2002 г. вышел приказ Минэнерго России № 13 "О выполнении распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2001 года № 1623-р", в соответствии с которым в целях повышения эффективности использования средств государственной поддержки по выполнению мероприятий реструктуризации угольной промышленности ГУ "Соцуголь" поручено:

осуществление выплат из средств государственной поддержки выходных пособий, погашения задолженности по заработной плате (включая компенсацию за неиспользованный отпуск за период до начала ликвидации организации) и других компенсаций работникам, уволенным в связи с ликвидацией угледобывающих организаций;

 

организация работы по обеспечению бесплатным (пайковым) углем для бытовых нужд пенсионеров, инвалидов и других лиц, имеющих право на его получение в угледобывающих организациях в соответствии с действующим законодательством, (включая проведение на договорной основе с Минэнерго России конкурсов, заключение договоров на поставку угля с победителями конкурсов, а также с организациями, осуществляющими выдачу бесплатного (пайкового) угля);

 

создание филиалов в городах Тула, Кизел, Кемерово, Новошахтинск, Владивосток, Южно-Сахалинск и Челябинск (пенсионеры других районов и городов будут обслуживаться близлежащими филиалами).

 

14 февраля 2002 г. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2002 г. № 184-р было поручено главному распорядителю средств государственной поддержки угольной отрасли Минэнерго России разработать по согласованию с Минфином России и утвердить в установленном порядке:

положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли;

 

положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли гг. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития.

 

12 марта 2002 г. в Москве состоялся Всероссийский съезд угольщиков, который организовали Минэнерго России, Росуглепрофсоюз и Союз углепромышленников. Целью проведения съезда было обсуждение мер по развитию отечественного угольного рынка, повышению роли угля в обеспечении энергетической безопасности России, последовательной реализации государственной политики в угольной отрасли, определенной "Основными положениями энергетической стратегии России на период до 2020 года". С основным докладом о положении дел в угольной отрасли выступил заместитель министра А.Б. Яновский. Содокладчиками выступили председатель Росуглепрофа И.И. Мохначук и президент Союза углепромышленников Ю.Н. Малышев.

 

Съезд в достаточно жесткой форме осудил политику дистанционирования Федеральных органов исполнительной власти от интересов угольщиков. На съезде было заявлено, что в данной ситуации шахтеры должны рассчитывать только на собственные силы, а также на добрую волю Президента России. В своем обращении к Президенту В.В. Путину съезд выразил крайнюю тревогу и беспокойство существующим положением и перспективой развития угольной отрасли, обеспечением энергетической безопасности России и стабильностью социально-экономической обстановки в угледобывающих регионах.

5 июня 2002 г. принято постановление Правительства РФ № 385 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 г. № 1523".

19 июня 2002 г. вышел приказ Минэнерго России № 185 "Об утверждении Положения о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли" (зарегистрирован в Минюсте России 14 августа 2002 г., регистрированный № 3687).

28 июня 2002 г. распоряжением Правительства Российской Федерации № 898-р (о внесении дополнений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2002 г. № 184-р) было дано поручение Минэнерго России разработать "Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли гг. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область)" с учетом условий, примененных ранее при проведении эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1068.

11 июля 2002 г. вышел приказ Минэнерго России № 214 "Об утверждении Положения о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли гг. Кизел, Губаха, Гремячинек и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития" (зарегистрирован в Минюсте России 13 августа 2002 г., регистрированный № 3685).

*******

Большинство участников реструктуризации угольной промышленности сходятся в одном: реформирование не закончено - пока создан только фундамент для реализации прогнозных сценариев развития угольной отрасли, намеченных Энергетической стратегией России.

 

В ходе реструктуризации в период 1994-2002 гг. происходила общественно необходимая переориентация приоритетов государственной поддержки в сторону увеличения финансирования социально-значимых мероприятий и структурных преобразований в целом (социальная защита высвобожденных работников, обеспечение их занятости, муниципализация объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры, институциональные преобразования в углепромышленных регионах, развитие малого бизнеса, организованное переселение семей шахтеров и др.).

 

Большую роль в социально-значимых структурных преобразованиях в ходе реструктуризации угольной отрасли продолжают играть "Программы местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков", которые Минэнерго России уже на протяжении почти семи лет реализует в 25 углепромышленных регионах и 79 муниципальных образованиях, где осуществляется реструктуризация угольной отрасли. Начиная с 1998 г., объемы финансирования данного направления постепенно возрастали, что свидетельствует об изменении отраслевых подходов к реструктуризации на территориально-отраслевые, а также о понимании отраслевым руководством значимости проблем социально-экономических последствий реформирования угольной промышленности не только для высвобождаемых работников отрасли, но и всего населения углепромышленных территорий. Сегодня программы местного развития являются важнейшим механизмом в системе управления муниципальным образованием и определяют начальные стадии структурной перестройки его экономики.

 

Всего за 1998-2002 гг. на эти цели было инвестировано из средств государственной поддержки 4164,5 млн. рублей, в том числе:

6,2 млн. руб. для оказания предувольнительных консультационных услуг 63,6 тыс. чел;

36,8 млн. руб. на профессиональное консультирование и переобучение 8,2 тыс. чел.;

601,9 млн. руб. на организацию общественных работ для обеспечения временной занятости 22,03 тыс. чел.;

272,4 млн. руб. на трудоустройство 5,97 тыс. чел. на новых рабочих местах, созданных в рамках поддержки малого бизнеса;

1904,2 млн. руб. на содействие созданию 27 тыс. новых рабочих мест (за счет всех источников финансирования);

1343,0 млн. руб. на содействие переселению 5,23 тыс. семей шахтеров из неперспективных шахтерских городов и поселков Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и Кизеловского угольного бассейна.

 

По направлению ПМР "содействие созданию новых рабочих мест" за период 1998-2002 гг. реализовано в различных секторах экономики 1134 проекта, финансируемых с долевым участием средств государственной поддержки угольной отрасли. Благодаря этому в результате технического перевооружения, расширения действующих и нового строительства более 800 крупных, средних и малых предприятий было создано 27 тысяч новых рабочих мест, в том числе: в Кемеровской области - 7,8; в Ростовской области - 7,2; в Тульской области - 4,8; в Челябинской области - 1,8; в Пермской области - 2,8 тыс. новых рабочих.

 

При организации общественных работ на объектах социальной инфраструктуры, газификации шахтерских городов и поселков, ремонте водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций, капитальном ремонте объектов коммунального и жилищного хозяйств было временно задействовано более 22 тыс. человек.

 

Следует отметить, что механизмы социальной поддержки реструктуризации приходилось разрабатывать и вводить в действие параллельно с проведением собственно реструктуризации отрасли. Из-за недостаточного финансирования на первом этапе реструктуризации мероприятий по социальной защите высвобождаемых работников (по сравнению с обоснованной потребностью в объемах финансирования) и отставания в создании механизмов социальной поддержки в углепромышленных регионах периодически обострялась социальная обстановка. Поэтому один из основных уроков опыта реструктуризации угольной промышленности заключается в необходимости опережающего введения механизмов социальной поддержки реструктуризации и обеспечения адекватного финансирования мероприятий по социальной защите и обеспечению занятости высвобождаемых работников отрасли.