Реформа РАО "ЕЭС России" обеспечит России лидирующее положение в мировой экономике

Источник © Алексей Морозов http://www.rg.ru/2008/06/25/rao-ees.html

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4691 от 25 июня 2008 г.

РАО уходит... энергия остается

Через неделю РАО "ЕЭС России" прекратит существование, а капитан этого флагманского корабля сойдет на берег. Но останется мощный "флот" - два с половиной десятка крупных энергетических компаний, - основанный на потенциале советской энергосистемы, но прошедший за минувшую десятилетку самую глубокую модернизацию.

Дезинтеграция

Чтобы энергосистема работала бесперебойно, необходимо постоянное обновление энергообъектов, строительство новых. Во времена СССР вопрос - "на какие шиши строить?" не стоял - на государственные, конечно. Но когда вся страна дружно встала на рыночные рельсы, энергетика осталась на советской платформе - финансирование строек практически прекратилось. В самом деле, откуда было взять средства, если госбюджет уже "не тянул". Чтобы построить электростанцию, нужен не один десяток миллионов долларов. А поднимать тарифы на электричество, чтобы оплачивать новые ТЭЦ и ЛЭП за счет потребителей, государство было не готово. Получалась патовая ситуация: правительство и губернаторы требовали обеспечить надежное энергоснабжение, а энергетикам денег не хватало даже на поддержание "штанов" электростанций. Да и потребители не хотели платить за свет - даже по заниженным гостарифам.

В 1998 году уровень оплаты электроэнергии и тепла потребителями составлял не более 85 процентов, причем из этой суммы на долю живых денег приходилось менее 20 процентов, остальное составляли зачеты и бартер. Некоторым региональным "дочкам" РАО ЕЭС потребители задолжали столько, сколько эти компании зарабатывали за 2-3 года. На самом деле это называется "банкротство", и действительно - около 20 энергосистем находилось именно в банкротном состоянии. Энергетики устраивали забастовки - сейчас даже странно об этом вспоминать - и голодовки. Излишне говорить, что энергооборудование почти не ремонтировалось, и уж совсем ничего нового не строилось.

Чубайс и его команда пришли в РАО "ЕЭС России" весной 1998 года. Правительство тогда поставило задачи - навести элементарный порядок и запустить преобразования. Антикризисные меры были сформулированы в подготовленной менеджментом Программе действий. В ней, в частности, говорилось о "создании на базе холдинга общероссийской электросетевой компании, обеспечивающей функционирование и реализацию экономических преимуществ ЕЭС России; создание саморегулирующейся рыночной среды; развитие конкуренции в сфере производства и поставки электроэнергии; формирование генерирующих компаний".

"Эта задача была решена, - говорит сейчас председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс. - На это потребовалось больше времени, чем мы планировали, - 10 лет, а не пять. К двум задачам - антикризисное управление и реформа - прибавилась еще одна: задача инвестиционного развития электроэнергетики непосредственно во время реформы, а не после ее завершения. Это оказало принципиальное воздействие на ход преобразований".

Реформа: первый подход

Но что есть реформа электроэнергетики в России? Это сегодня едва ли не школьники затвердили, что "генерация отделяется от сетей" (очень упрощенное, кстати, представление). На тот момент о стратегии реформы шли серьезнейшие споры, и, что самое плохое, ничем не мог помочь и пресловутый мировой опыт. Энергосистем такого масштаба, как российская, в мире просто нет.

Что такое электроэнергетика, как не естественно монопольная отрасль? Однако такое представление устарело. На самом деле структура отрасли намного сложнее. Наряду с естественно монопольными секторами - диспетчеризацией, передачей электроэнергии по магистральным и распределительным сетям, она включает и потенциально конкурентные сектора: производство и сбыт. "В конкурентных секторах должна превалировать частная собственность, функционировать рынок. Характерными чертами монопольного сектора должно стать преобладание государственной собственности и государственное регулирование", - чеканил понятия Анатолий Чубайс.

Противники реформы говорили, что команда Чубайса против вертикальной интеграции в бизнесе. Но то, что это, мягко говоря, не так, было очевидно даже им. "В нашем понимании вертикальная интеграция оправданна, например, в нефтяной промышленности, где добыча соединена с переработкой и сбытом. Ведь сбыт готового продукта экстерриториален", - говорит Анатолий Чубайс. В то же время модель вертикальной интеграции в старой структуре РАО была замкнута на регионы. Потребитель оказывался полностью привязан к поставщику. Как следствие - исчезает сама возможность конкуренции.

Крайне интересно посмотреть, как менялись взгляды даже и апологетов реформы. Слово - Расиму Хазиахметову, члену правления дочерней компании РАО ЕЭС - ГидроОГК: "Мое некогда твердое убеждение, что вертикально-интегрированная энергосистема идеально подходит для нашей страны, было поколеблено в 1997-1998 годах. К тому времени электроэнергетика стала почти что разделом госбюджета, который покрывает платежный дефицит по обещаниям, необеспеченным доходной частью. Я пришел в РАО "ЕЭС России" в период подготовки концепции реформирования. В рамках функциональной группы мы разрабатывали подходы к реорганизации научно-проектного комплекса, ремонтно-сервисных услуг и диспетчирования. Чем дальше шел процесс, тем глубже становилось понимание проблем, их многоуровневости".

Что на самом деле важно в реформе с точки зрения технологии? Разделение АО-энерго по функциональному признаку: появление в регионах генерирующих, сетевых, сбытовых компаний с последующей межрегиональной интеграцией. На базе генерирующих активов в свою очередь созданы оптовые и территориальные генерирующие компании (ОГК, ТГК). А сетевые объекты легли в основу межрегиональных сетевых компаний. Распредсети перешли в МРСК, а магистральные, объединяющие регионы - в Федеральную сетевую компанию.

Как сейчас признают эксперты, рациональность реформаторского замысла заключалась и в том, что из этой структуры были выведены гидроэлектростанции как крайне специфические субъекты рынка. Если тепловая электростанция работает постольку, поскольку сжигает топливо, которое стоит денег, то на ГЭС "бесплатная" вода "просто вращает турбины" (оставляем за скобками вопрос, сколько стоит, чтобы она их вращала). Так или иначе, структура формирования цены на электроэнергию на ГЭС совершенно иная, отчего и понадобилось этот сектор бизнеса обособить.

Новая структура отрасли делает РАО "ЕЭС России", головную компанию холдинга, ненужной. Поэтому с 1 июля 2008 года оно прекращает свое существование.

Процесс пошел

Ключевой вопрос реформы - вопрос о деньгах. В 2000 году была озвучена цифра, что до 2010 года электроэнергетике нужны 75 миллиардов долларов. Конечно, отрасль зарабатывала сама: было такое понятие, как "инвестиционная составляющая тарифа". Было и осталось. Но за счет потребителей новую станцию не построишь.

Часто говорят, что реформа затеяна ради привлечения инвестиций. Это верно, но это не раскрывает одной важной детали: без формирования конкурентного рынка не было бы и инвестиций. Поэтому вместо первой пришедшей в голову аналогии "реформа - это инвестиции", стоит сформулировать дилемму так - "реформа - это конкуренция".

Для формирования конкуренции нужно сначала сформировать рынки. И не один рынок - а рынки, систему рынков. Основой этой системы стала модель конкурентного оптового рынка электроэнергии, запущенная 1 сентября 2006 года, в рамках которой идет постепенная либерализация с выходом к 2011 году на полностью свободные цены. Одновременно началась либерализация розничных рынков. Но основа - именно опт.

Сердцевина новой системы - оптовый рынок построен в принципе просто. Формируется спрос, формируется предложение, и эти "доминанты" вступают друг с другом во взаимодействие. Поставщик предлагает свое, покупатель - свое, и они находят общий язык и по объемам, и по цене.

В скором времени будет запущен и так называемый рынок мощности, который "на пальцах" можно описать как рынок резерва. Резерв в электроэнергетике необходим, но чтобы его держать, кто-то должен за это платить. Идея в том, что даже рынок мощности, который можно было бы устроить путем простого субсидирования субъектов генерации, накапливающих резервы, они поставили на рыночную основу. "Запасы" можно продавать, покупать, делать их таким образом становится выгодно.

Естественное опасение по поводу введения либерального рынка заключалось в том, что поднимутся цены. Но в первую зиму функционирования оптового рынка электроэнергии ожидаемого роста цен не произошло. Правда, та зима была необычно теплой. "Рынок это увидел быстрее, чем мы, - вспоминает Анатолий Чубайс. - Наши расчеты на традиционные дополнительные зимние доходы не оправдались. Неожиданным оказался всплеск цен в июле и сентябре 2007 года. Начиная с 2006 года энергосистема страны функционировала в режиме жесткого дефицита. В традиционный для электроэнергетики летне-осенний период ремонтов значительной части энергооборудования даже в условиях невысокого, по сравнению с зимним, уровня энергопотребления привел к возникновению дефицита и повышению цен. Температурный режим зимы 2007-2008 годов был на среднем многолетнем уровне. Это вызвало рост спроса и, как следствие, рост цен на электроэнергию". Таким образом, рынок сам по себе не привел к росту цен. Зато он стал непревзойденным индикатором процессов, происходящих в электроэнергетике и вокруг нее. Иными словами, специалисты получили, наконец, в распоряжение инструмент, позволяющий быстро оценивать ситуацию и принимать управленческие решения.

Инвестиционный бум

Тезис о том, что российская электроэнергетика не может развиваться без инвестиций, очевиден: более десятилетия было потеряно, в отрасль не вкладывались деньги вообще, а в 2000-е годы пошел бурный рост потребления электричества. К 2005 году в ряде регионов потребляли столько же, сколько в 1991 году, причем темп роста потребления каждый год удваивался. Это привело к дефициту электроэнергии в первую очередь в динамично развивающихся регионах - Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Тюмени.

Ждать, пока реформа "закончится", и тогда, мол, "пойдут инвестиции", было нельзя. Инвестиционная программа версталась одновременно с реформой. Были разработаны долгосрочная программа до 2030 года, среднесрочная - до 2020 года и краткосрочная - на 5 лет.

Инвестиционная программа холдинга РАО "ЕЭС России" на 2008-2012 годы, утвержденная в мае 2008 г., предполагает строительство 43,9 тысячи мегаватт новой генерации, 98,8 тысячи километров линий электропередачи, 156,9 тысячи мегавольтампер трансформаторной мощности. Это примерно 10-15-кратный рост в годовом исчислении.

Безусловно, такие объемы могут быть достигнуты только за счет частных инвестиций. Они и будут привлечены в объеме почти 1 триллион рублей (вся инвестиционная программа - 4,375 триллиона). "Поступление частных инвестиций удалось обеспечить за счет продажи акций генерирующих компаний, принадлежащих РАО "ЕЭС России". Часть средств, полученных от продажи акций энергохолдинга, приходящихся на долю государства, была направлена на финансирование инвестиционной программы ФСК и ГидроОГК, которые контролирует государство", - поясняет Анатолий Чубайс.

После 2012 года инвестиционный процесс, как предполагается, из взрывообразной стадии выйдет на стационарную. Централизованное планирование охватит только магистральную и распределительную сетевые компоненты, а также гидро- и атомную генерацию. А тепловая генерация, вырабатывающая более 60 процентов электроэнергии, будет развиваться на основе рыночных сигналов.

А что с сетями, ведь магистральная сетевая компонента осталась государственной (так, в ФСК доля государства превышает 75 процентов)? Частные инвестиции в сколько-нибудь значимых объемах туда пока не пойдут, и на этот счет ни у кого нет никаких иллюзий. Импульсом развития станет механизм перераспределения части дохода от продажи государственной доли РАО "ЕЭС России" в ОГК и ТГК. Это уже позволило магистральному сетевому комплексу получить 252 миллиарда рублей, причем бюджет России дает на развитие сетей всего 73 миллиарда рублей. Общий объем средств на сетевые инвестиционные программы за пять лет превысит триллион рублей. Примечательно, что за эти годы ФСК сможет заработать всего 300 миллиардов, иными словами, ФСК не смогла бы профинансировать такие объемы инвестиций из своего тарифа.

Это о магистральных сетях. С распределительными сетями все несколько сложней: такие сети замкнуты на региональных потребителей, стратегическому инвестору они мало интересны. Приватизировать их тоже нельзя (по крайней мере, закон запрещает это делать до 2011 года, и эксперты считают такой запрет экономически и политически разумным). Остаются две потенциальные возможности: инвестиционная составляющая в тарифе и плата за присоединение к сетям. К 2011 году плату планируется отменить, поскольку эксперты считают, что к тому времени заработают сугубо рыночные механизмы.

Так или иначе, объем ежегодных капитальных вложений в отрасли с 2002 до 2009 года увеличивается в 17 раз, мощность ежегодных вводимых в строй энергетических объектов - в 20 раз. Эти процессы провоцируют рост в промышленности, которая обеспечивает энергетиков оборудованием, стройматериалами и так далее.

Итог

Реформа энергетики сегодня стала свершившимся фактом. Деньги в развитие отрасли пошли. Мы постоянно слышим о вводах новых объектов, самые последние примеры - в Липецкой и Ивановской областях, Москве. А на самом деле вся страна превращается в гигантскую энергостройку.

"Проведенная реформа электроэнергетики обеспечит нашей стране конкурентные преимущества в глобальной экономике. Отрасль получила возможность модернизации, развития новых мощностей и теперь будет в состоянии обеспечить стабильный рост производства в других секторах экономики. При этом в отрасли будут сформированы экономически обоснованные тарифы, а в стране реально начнут работать механизмы энергосбережения", - считает Андрей Бугров, управляющий директор "Интеррос". И его мнение как человека не из РАО и крайне важно само по себе, и симптоматично. " Я убежден, что реформа энергетики - это успешный реформаторский проект колоссального масштаба, позволивший ликвидировать угрозу разрушения и деградации одной из базовых отраслей российской экономики, - вторит ему Владимир Рашевский, председатель правления угольной компании "СУЭК". - Кроме того, за эти годы РАО "ЕЭС России" дало стране целый класс талантливых, профессиональных и, что особенно значимо, рыночно ориентированных менеджеров. Благодаря тому, что в энергетике начали работать нормальные экономические законы, в нее пришли инвестиции, которые еще недавно казались фантастическими. И это создало возможность реальной инновационной модернизации предприятий отрасли, нацеленной на бездефицитное энергосбережение потребителей и на оптимальное использование топливных ресурсов".

А что было бы, если бы? Последствия отказа от реформы хорошо видны, например, на опыте Южно-Африканской Республики. Это государство не пошло по пути преобразований электроэнергетики, сохранив вертикально-интегрированную структуру отрасли. То, что инвестор никогда не придет в регулируемую государством вертикально-интегрированную компанию, очевидно. Итогом политики властей ЮАР стала серия энергоаварий и блэкаутов и решение о единовременном повышении тарифов на 60 процентов. Удастся ли властям ЮАР ограничиться одним таким решением - покажет время.

Итак, РАО "ЕЭС России" уходит. Уходит по графику. Свет остается. Более того, электроэнергетика России получает новое качество. Мы это видим. Мы стали свидетелями мощнейшего рывка не просто одной из отраслей России, а - в силу интегрирующего характера электроэнергетики как таковой - всей российской экономики. И я не исключаю, что через несколько десятков лет реформу РАО будут изучать в школах. Не в каком-то специфическом "курсе экономической истории России", просто в курсе истории. Россия не смогла бы выжить без этой реформы. Мы видим, что Россия не только выжила, но и развивается, уверенно идет вперед. И когда наша страна к 2020 году (если не ранее) займет одно из лидирующих мест в мире, в чем лично у меня нет никаких сомнений, вклад тех, кто разработал и осуществил реформу энергетики, будет оценен по достоинству.

акции

Что ждет акционеров РАО?

Даже после кончины холдинга энергетика будет самой "народной" отраслью

Надежда Куприянова

В последнее время стало модным проводить народное IPO, привлекая в акционерный капитал крупных корпораций физических лиц. Но еще никому не удалось обойти по "народности" РАО "ЕЭС России" - свыше 300 тысяч акционеров-"физиков" по всей стране - это не шутка. Кто-то из них стал владельцем РАО "ЕЭС России" еще при приватизации, кто-то инвестировал в энергохолдинг позже.

Акции РАО "ЕЭС России" полюбились не только народу. Инвесторы фондового рынка, профессиональные скептики, любовно называли их "Раечкой". Они были одной из самых ликвидных и востребованных ценных бумаг фондового рынка, долгие годы обеспечивая значительную долю его оборота.

Но менее чем через неделю завершится реорганизация РАО "ЕЭС России". Из него будут выделены ключевые энергетические компании, созданные в ходе правительственной реформы отрасли. Само РАО "ЕЭС России" присоединится к Федеральной сетевой компании (ФСК) и прекратит свое существование. Вместе с ликвидацией компании будут погашены и акции РАО "ЕЭС России".

Казалось бы, с исчезновением РАО уйдет в историю и его рекорд по "народности". Но не тут-то было: взамен всеми любимой "Раечки" акционеры РАО "ЕЭС России" получат набор из 23 акций целевых энергокомпаний. И электроэнергетика по-прежнему останется самой "народной" отраслью фондового рынка.

Своим акционерам РАО "ЕЭС России" передаст акции 5 ОГК и 13 ТГК - крупных производителей электроэнергии. В наборе будут также акции двух крупных федеральных компаний - сетевой и гидрогенерирующей - ФСК и ГидроОГК, которые, по прогнозам фондовых аналитиков, станут "голубыми" фишками. Первая отвечает за транспортировку электроэнергии по магистральным сетям, а вторая - за развитие российской гидроэнергетики. Будут в корзине и акции Интер РАО ЕЭС (владеет энергоактивами за рубежом и в России, осуществляет экспорт-импорт электроэнергии), а также Холдинга межрегиональных распредсетевых компаний (Холдинг МРСК) и "РАО Энергосистемы Востока" (будет управлять энергокомпаниями Дальнего Востока).

Чтобы стать обладателем всего этого пакета, нынешним акционерам РАО не нужно совершать никаких специальных действий. Единственное, что ему нужно было сделать - оставаться акционером РАО "ЕЭС России" на 6 июня 2008 г. - дату закрытия реестра. А сейчас ни аналитики, ни менеджеры энергохолдинга не рекомендуют совершать какие-либо сделки с бумагами "Раечки". Это объясняется тем, что торги акциями РАО "ЕЭС России" на биржах закрылись 6 июня, и, совершая сделки на внебиржевом рынке после этой даты, акционеры рискуют купить акции по цене, которая существенно отличается от их реальной рыночной стоимости.

Фондовые аналитики, напротив, считают, что для владельцев "Раечки" все самое интересное только начинается. "Корзина активов, выделяемых из РАО "ЕЭС России", по нашим оценкам стоит на 40% дороже, чем текущая оценка энергохолдинга", - отмечает Даниил Гутеев из "КИТ-Финанса".

Но сейчас новым акционерам "заходить" в акции РАО уже смысла нет. Купив их после 6 июня на внебиржевом рынке, 1 июля можно будет получить на них не весь набор акций, выделяемых энергокомпаний, а только акции ФСК.

Аналитик инвесткомпании "Совлинк" Екатерина Трипотень уверяет, что в дальнейшем на рост капитализации энергокомпаний - наследниц РАО будут влиять позитивные новости, связанные с дальнейшим продвижением энергореформы, например, введение рынка мощности или нововведения на рынке тепла.

 

Вопреки невозможному

Евгений Ясин,

научный руководитель Высшей школы экономики:

- Я наблюдал битвы вокруг реформы электроэнергетики, и казалось, что при таком количестве врагов, которые атакуют ее основы, она не удержится и свернет с пути. И самый главный вопрос был в том, чтобы сохранить возможности для конкуренции. Потому что, по моим оценкам, конкуренция, даже небольшая, все равно оказывает очень серьезное влияние на всю атмосферу в отрасли. Не могу утверждать, что положительные последствия реформы энергетики скажутся немедленно, потому что она охватывает слишком большой круг проблем. Но успех реформы предполагает, что она будет распространяться и на другие секторы экономики - жилищно-коммунальное хозяйство, газовую промышленность, сферу доходов населения. Каркас новой системы электроэнергетики уже создан. И это создано героическими усилиями реформаторов, колоссальной выдержкой, умением искать компромиссы. Я считаю, что в тех условиях, которые сложились в стране в последние годы, все проделанное - это колоссальный успех.

Герман Греф,

экс-министр экономического развития и торговли, ныне - председатель правления Сбербанка россии:

- Я считаю, что случилось невероятное: реформа электроэнергетики - крупнейшая структурная реформа в стране за последние годы - завершилась практически в установленные сроки. В истории российского реформаторства - это уже само по себе беспрецедентный факт. При этом нужно учесть масштаб проделанной работы - оценка активов, "распаковка" вертикально-интегрированных АО-энерго, создание новых компаний - эти процессы охватили все регионы России. Прибавьте создание нормативной и законодательной базы - ведь большинство преобразований не имело прежде аналогов. Это один из немногих случаев, когда те, кто задумал и сделал реформу, руководствовались долгосрочными интересами отрасли. К сожалению, сегодня это не часто встретишь, особенно в частном секторе. Возможно, поэтому уже сейчас инвестпрограмма в энергетике - самая крупная среди всех отраслей экономики. Чего, собственно, и хотелось на заре реформы.

Сеппо Ремес,

член Совета директоров РАО "ЕЭС России", представитель миноритарных акционеров:

- Характерно, что в то время, как Еврокомиссия только публикует свои рекомендации по реформе энергетики в странах Европейского союза, в России преобразования в этом секторе уже завершились. При этом инвестиционная привлекательность отрасли усилилась фундаментально и, самое главное, будет расти дальше в разы.

Виктор Христенко,

министр промышленности и торговли:

- За годы реформы в отрасли произошли колоссальные изменения, причем без малейшей потери управляемости Единой энергосистемой России, без малейшего снижения надежности энергосистемы. И в этом, безусловно, есть заслуга государства, которое заложило прочную нормативную основу для развития отрасли в новых условиях. Созданная практически с нуля правовая среда позволила без сбоев осуществить структурные преобразования на корпоративном уровне: "распаковать" региональные АО-энерго и сформировать новые генерирующие и сетевые компании, запустить новую модель рынков электроэнергии, обеспечить привлечение инвестиций.

Кирилл Андросов,

заместитель руководителя аппарата правительства России:

- Я думаю, что реально оценить значение проведенных в 2000-2008 годах преобразований в электроэнергетике смогут только те менеджеры и собственники компаний, которые придут после нас. Для современной России - эта та реформа, которая оказывает прямое влияние на фундаментальную систему сложившихся экономических отношений в обществе. К стандартному девизу энергетиков - "надежное и безопасное энергоснабжение" теперь можно смело добавить еще одно прилагательное - "эффективное". Отрасли реформа дала самое главное - стимулы к осуществлению инвестиций в создание новых генерирующих и распределительных мощностей. Сегодня возвращается почет и престиж профессии энергетика, растраченный в середине 1990-х годов.

Андрей Дементьев,

заместитель министра промышленности и торговли:

- Сегодня мы можем с уверенностью говорить о том, что достигнуты основные цели реформы: повышение эффективности работы предприятий электроэнергетики и создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций. На мой взгляд, этот успех во многом обусловлен слаженной работой государства, холдинга РАО "ЕЭС России", других участников процесса. Хорошо помню, как около двух лет назад текст разногласий государства и РАО "ЕЭС России" по поводу введения новой модели рынка электроэнергии значительно превышал текст самих предлагавшихся новых правил, и мы начали кропотливую работу по их согласованию. Сложность дискуссии, завершившейся принятием новых правил, я бы сравнил с изначальными спорами на тему "быть или не быть в государстве реформе электроэнергетики". Все эти дискуссии объединяет также и другое - успешная "точка". Сейчас, когда мы поставили последнюю из них - завершение реорганизации РАО "ЕЭС России", у нас гораздо больше уверенности в том, что реформа состоялась.

Олег Королев,

губернатор Липецкой области:

- Наша область вырабатывает для своих нужд только 40 процентов энергии, остальные 60 процентов поставляются извне. С открытием особой экономической зоны "Липецк" эта проблема стала еще острей. Благодаря реформе энергетики стало возможным преодолеть этот дисбаланс. Мы надеемся, что до конца 2011 года ситуация изменится, регион будет полностью обеспечивать себя необходимой электроэнергией. Липецкая ТЭЦ-2 - одна из самых крупных теплоэлектростанций ТГК-4. В результате начатой энергетиками реконструкции здесь почти вдвое увеличится выработка электроэнергии, снизятся удельные расходы условного топлива на отпуск тепловой и электрической энергии. Пуск новой установки на Липецкой ТЭЦ-2 поможет региону в решении проблемы энергодефицита.

Андрей Шаронов,

экс-замминистра экономического развития и торговли,

ныне - управляющий директор Группы компаний "Тройка-Диалог":

- Реформа электроэнергетики - это глобальный проект одновременной трансформации нерыночной вертикально интегрированной государственной организации в группы рыночных неаффилированных частных компаний и инфраструктурных регулируемых компаний. Он был реализован в сложных экономических и политических условиях с необходимостью поддержания надежности поставок электроэнергии и тепла. Словом, это весьма сложный и рискованный процесс. И хотя он еще не завершен, первые его результаты демонстрируют наличие огромных возможностей частного капитала в решении серьезных инфраструктурных проблем, появление конкуренции и стремление к эффективности, важность ценовых сигналов и антимонопольного регулирования. Эта реформа - ориентир для других естественных монополий и иных проектов разгосударствления важных сфер экономической деятельности.

Дэвид Херн,

управляющий директор инвестиционного фонда Halcyon Advisors, представитель миноритарных акционеров РАО "ЕЭС России":

- Вначале миноритарные акционеры РАО принимали реформу энергетики настороженно. Было непонятно, какие структурные изменения предстоят, были сомнения, насколько прозрачным и справедливым будет перераспределение активов. Для снятия этого "напряжения" при совете директоров РАО был создан комитет по стратегии и реформированию. Это была первая площадка для обсуждения ключевых вопросов с "миноритарными" акционерами среди всех российских компаний.Мы решили сделать акцент на открытости. На заседания приглашался широкий круг - представители российских и иностранных стратегических инвесторов, портфельных фондов. Эта открытость позволила менеджменту РАО и государству получить поддержку владельцев небольших пакетов акций головной компании и его "дочек". В итоге принимались взвешенные решения, учитывающие интересы всех сторон, а это работало на капитализацию РАО "ЕЭС России" и на развитие отрасли в целом

Напомним, накануне РАО ЕЭС прекратило свое существование как юридическое лицо. Анатолий Чубайс отчитался о ходе реформы электроэнергетики перед Дмитрием Медведевым и получил от главы государства предложение о работе.

 

По словам Чубайса, главными итогами реформирования отрасли стали запуск рынка электроэнергии и мощности, а также развертывание инвестиционной программы общим объемом 4,3 триллиона рублей, в том числе прямых частных инвестиций в размере около 1 триллиона.

 

___________________________________________________________________________________

http://www.rg.ru/2008/07/01/rao.html

 

 

Сергей Зыков

 

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4696 от 1 июля 2008 г.

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

Сегодня в полночь Анатолий Чубайс перестал быть главным энергетиком страны - РАО "ЕЭС России" прекратило свое существование. Кресло экс-главы компании будет продано на открытом аукционе, но с закрытым составом участников.

 

"Были многочисленные попытки вырвать его из-под меня раньше, - пошутил Анатолий Борисович на итоговой конференции, - но я не отдал". Как стало известно, все вырученные средства от продажи главного "энергокресла страны" будут перечислены на счет Калужского детского дома.

 

После полуночи стала возможна не только продажа кресла Чубайса, но и завершение передачи акций холдинга ряду компаний. Среди них правопреемники РАО "ЕЭС" - 24 теперь уже бывших дочерних предприятия холдинга. Напомним, что реформа электроэнергетики, которая сегодня завершилась, предусматривает разделение естественной монополии - РАО "ЕЭС России" - по видам бизнеса. Генерация энергии перестает быть государственной. Основную массу станций уже объединили в генерирующие компании - ОГК и ТГК, которые, предполагается, после завершения преобразований станут конкурировать друг с другом.

 

В ведении государства останется сеть гидроэлектростанций (их объединят в "ГидроОГК") и передающие энергию сети. Магистральные сети находятся под контролем Федеральной сетевой компании (ФСК), а местные контролируются межрегиональными сетевыми компаниями (МРСК). Кроме того, государственным останется и "Системный оператор" - компания, которая управляет энергосистемой страны.

 

По версии Чубайса, "необходимость реформирования российской электроэнергетики стала очевидной в середине 1990-х годов. Еще в 1980-е годы генерирующие мощности обновлялись медленнее, чем росло потребление электроэнергии. В следующее десятилетие, в период общеэкономического кризиса в России, объем электропотребления еще более существенно сократился, а процесс обновления мощностей практически остановился". К тому времени большинство оборудования на станциях уже устарело. Перебои с энергоснабжением в регионах угрожающе участились, назревал энергетический кризис. Для замены или строительства новых станций требовались огромные средства. Однако рассчитывать на бюджетное финансирование в то время не приходилось.

 

Тем временем во весь рост встала проблема неплатежей, и электроэнергетическая отрасль не стала исключением. Так, в 1998 году потребители оплачивали лишь 85 процентов электрической и тепловой энергии, при этом лишь 20 процентов вносилось деньгами - подавляющая часть платежей происходила в форме взаимозачетов и бартерных сделок. Именно тогда, весной 1998 года, в электроэнергетику и пришла команда Чубайса. Основной задачей в то время стало наведение элементарного порядка в компании. Цели реформирования отечественной электроэнергетики были впервые намечены в постановлении правительства РФ 11 июля 2001 года и конкретизированы концепцией стратегии РАО "ЕЭС России" на 2003-2008 годы".

 

Результаты, которые с сегодняшнего дня уже можно называть историческими, впечатляют. Суммарный объем привлеченных в российскую электроэнергетику частных инвестиций за счет размещения и продажи акций на конец июня 2008 года превысил 837 миллиардов рублей. Эти средства идут на реализацию инвестиционных проектов генерирующих компаний. Кроме того, 388,35 миллиарда рублей частных инвестиций было привлечено за счет продажи приходящихся на долю государства пакетов в 14 генкомпаниях. Средства от продажи акций, приходящихся на госдолю, пойдут на финансирование инвестиционных программ ФСК и ГидроОГК.

 

Но не все так безоблачно. Нетрудно предсказать, что могут возникнуть проблемы из-за потери централизованного управления РАО ЕЭС всей отраслью. Кстати говоря, именно грядущим трудностям было посвящено прошедшее недавно совещание в минэнерго, где министр Сергей Шматко обсудил с представителями крупных акционеров частной энергетики вопросы развития отрасли. Собравшиеся уделили довольно много времени рассмотрению исполнения инвестиционных соглашений, привлечению инвестиций в отрасль, а также вопросам платы за технологическое присоединение генераторов к сетям. Особое внимание было уделено проблемам прохождения самого трудного в России осенне-зимнего периода.

 

Впрочем, может возникнуть и другая проблема. Эксперты уже сейчас допускают потенциальную возможность появления новых монополистов. Акции генкомпаний свободно поступают на рынок, что может повлечь за собой ситуацию, когда собственники крупных пакетов акций в результате различных слияний и поглощений попытаются оказать давление на рынок. Но что будет дальше - покажет время. А пока Анатолий Чубайс, уже отвинтивший свою табличку с дверей кабинета главы РАО ЕЭС, утверждает, что "магистральные и распределительные сети в России отделены от генерации, что не позволит какой-либо компании воспроизвести структуру РАО ЕЭС и воссоздать монополию в электроэнергетике".

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

Просим обратить внимание на то, что в разных по времени подписания и региону распространения выпусках газеты текст статьи может несколько различаться. Этот вариант можно использовать только как ориентировочный. Для получения дословного текста публикации воспользуйтесь платной подпиской на получение точных полных текстов газетных публикаций

_____________________________________________________________

Чубайс простился с энергетикой

и получил предложение о работе от Дмитрия Медведева

Сергей Белов

"Российская газета" - Центральный выпуск №4697 от 2 июля 2008 г.

Завершив свою долгую карьеру в качестве главы энергентической компании РАО "ЕЭС России", Анатолий Чубайс вчера приехал в Кремль, где отчитался о ходе реформы электроэнергетики перед главой государства и получил от Дмитрия Медведева предложение о работе.

Вчера РАО ЕЭС прекратило существование как юридическое лицо. Ровно в оговоренные сроки Анатолий Чубайс передал управление электроэнергетикой страны. Вечером он приехал на встречу к Дмитрию Медведеву, где доложил о завершении ключевого этапа реформирования отрасли. По словам Чубайса, главными итогами этого этапа стали запуск рынка электроэнергии и мощности, а также развертывание инвестиционной программы общим объемом 4,3 триллиона рублей, в том числе прямых частных инвестиций в размере около 1 триллиона.

Реформа РАО "ЕЭС России" создала в отечественной электроэнергетике совершенно новую структуру. Государство оставило за собой все, что относится к энергетической инфраструктуре. А вот производственные мощности (кроме гидроэлектростанций и, конечно же, АЭС) в итоге были отданы в частные руки, что должно привести к здоровой конкуренции на электроэнергетическом рынке и установлению реальной цены на электричество.

Правда, государство все равно собирается пристально следить за тем, как поведут себя тарифы на электроэнергию. Во всяком случае, вчера в беседе с Анатолием Чубайсом глава государства особо отметил необходимость обеспечения должного контроля за тарифами с целью обеспечения прав граждан. Масштабная реформа электроэнергетики - сродни знаменитому плану ГОЭЛРО. Что тогда, что сейчас государство всерьез берется за развитие отечественной электроэнергетики. Сегодня одна из причин, тормозящих развитие российской экономики, - дефицит мощностей. Новая программа развития предусматривает до 2012 года ввести в строй более 43 тысяч мегаватт генерации.

__________________________________________________________

ФАС зажигает В Федеральной антимонопольной службе появилось управление контроля на рынках электроэнергии

Сергей Зыков

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4732 от 20 августа 2008 г.

 

Инициатива создания новой структуры, контролирующей энергорынок, исходит от самой Федеральной антимонопольной службы. Как пояснили корреспонденту "РГ" в пресс-службе ФАС, его задача - создание эффективной системы мониторинга и контроля на оптовом рынке электроэнергии, чтобы не допустить манипулирования ценами.

Руководителем управления назначен бывший заместитель начальника управления контроля топливно-энергетического комплекса Виталий Королев. По его словам, подразделение, которое он возглавил, будет также контролировать крупные сделки на рынках электрической энергии. По мнению Королева, "давно уже пора упорядочить правоотношения, складывающиеся в рамках функционирования розничных рынков. Внимание ФАС будет обращено на контроль деятельности гарантирующих поставщиков электроэнергии, а также обеспечение конкуренции сбытовых компаний".

Кроме того, в свете последних распоряжений правительства страны особое внимание управление будет уделять соблюдению правил недискриминационного доступа к услугам в энергосфере, в частности особую важность имеет контроль за технологическим присоединением к электрическим сетям.

Шаги, предпринятые ФАС, вполне оправданны, говорят эксперты, ведь рынок электроэнергии и мощностей пока еще только "встает на ноги". Впереди еще более масштабные структурные реформы. Более того, энергетике страны предстоит пройти дерегулирование тарифов. Пока в ФАС не раскрывают механизмов воздействия вновь созданного комитета на энергорынок страны. Тем не менее уже сейчас ясно, что деятельность гарантирующих поставщиков электроэнергии в России будет находиться под особым контролем.

________________________________

Чубайс сделал свое дело

Депутаты Госдумы обсудили реформу электроэнергетики

Тамара Шкель

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4677 от 5 июня 2008 г.

 

К новому министру энергетики Сергею Шматко вопросов почти не было, зато Анатолию Чубайсу депутаты припомнили и аварии на ТЭЦ, и замерзающую Россию, и даже ваучерную приватизацию

Вчерашнего "правительственного часа" депутаты Госдумы ждали с нетерпением. Во-первых, им хотелось увидеть и услышать нового министра энергетики Сергея Шматко. И, во-вторых, попрощаться с главой РАО ЕЭС Анатолием Чубайсом, а заодно и с самой компанией, которая с 1 июля прекращает свое существование.

Впрочем, это еще вопрос - что на самом деле было для думцев во-первых и что - во-вторых. Особенность момента понимали, наверное, и Сергей Шматко, и сам Анатолий Чубайс, которого Госдума много раз за годы "плодотворного сотрудничества" безуспешно пыталась отправить в отставку. Отчитавшись перед депутатами за реформу электроэнергетики, которая проходила без его участия, объявив им об окончании в целом структурных преобразований в отрасли, Шматко отправился в правительственную ложу, где уже ждал своей очереди Анатолий Чубайс, готовый вести с народными избранниками привычный "конкретный диалог". Ему и были адресованы почти все депутатские вопросы и претензии. Припомнили на прощание и аварии на ТЭЦ, и замерзающую Россию, и даже ваучерную приватизацию. "В свое время Анатолий Чубайс обещал на каждый ваучер по две "Волги", - напомнил эпизод из девяностых годов прошлого века Николай Харитонов (КПРФ) и пожаловался: "У меня в семье было шесть ваучеров, но ни одной "Волги" я не сумел приобрести". "С "Волгой", видимо, не получилось у вас, - посочувствовал депутату Чубайс, - но я видел, что вы вроде сейчас к Думе на "Мерседесе" подъехали. Или я ошибся? Если ошибся - извините". Впрочем, коммунисты ждали от покидающего свой пост главы РАО ЕЭС других извинений - например, за растущие тарифы, за недооцененный план ГОЭЛРО и обманутые надежды на реформу.

Хотя факты, которые приводил в своем выступлении Сергей Шматко, свидетельствовали как раз о том, что многие ожидания оправдались и сейчас как раз пришло время пожинать плоды преобразований в отрасли. "Производство электрической энергии за четыре месяца 2008 года составило 369 миллиардов киловатт-часов, что выше аналогичного периода прошлого года на 5,1 процента. За 2007 год и первое полугодие 2008 года введено в эксплуатацию 1484 мегаватта новых мощностей. До конца 2008 года планируется ввести в эксплуатацию и технически перевооружить, реконструировать порядка 2645 мегаватт". Шматко рассказывал о сотнях километрах новых линий электропередачи, о прогнозах на потребление электроэнергии, о том, что минэнерго решило выйти в ближайшее время с масштабной программой по повышению энергоэффективности российской промышленности, о частных компаниях, которые приходят на смену РАО ЕЭС.

Однако народные избранники не могли скрыть своего беспокойства: "Сильной стороной советской энергосистемы была надежность, останется ли она, когда в энергетике начнут доминировать частные собственники? А вдруг чрезвычайная ситуация?" Но министр думцев успокоил, пообещав создать при минэнерго специальный штаб по нештатным ситуациям и вообще "предпринять все меры для того, чтобы потребитель вообще бы не почувствовал ничего, что связано с прекращением деятельности РАО "ЕЭС России". "Пока мы только чувствуем, каким образом будет складываться диалог с новыми собственниками, с новыми игроками на рынке, но есть вещи, которые нам помогут утяжелить этот диалог", - заметил Шматко и пояснил свою позицию: "Я считаю, что вопросы контроля и надзора в области ТЭК, в области электроэнергетики должны быть если не пересмотрены, то как минимум пронивелированы". Ностальгическое настроение под конец "правительственного часа" овладело и Анатолием Чубайсом. Он вспомнил, сколько за прошедшие десять лет в этом зале было самых разных баталий. И поблагодарил депутатов за то, что их "здравая критика" привела к тому, что реформаторы отрасли более детально, более основательно продумывали каждый свой шаг и иногда меняли подходы.

"Но цыплят по осени считают", - признал Чубайс правоту реплики из зала. "Я тоже считаю, - сказал он, - что в такой отрасли, как энергетика, сейчас бить в колокола - "ура, ура, все прекрасно" - неправильно". По словам Чубайса, нужно еще минимум пять лет, чтобы по-настоящему все встало на ноги и по-настоящему пошло вперед. Но самая главная задача, ради чего все это делалось, все-таки решена. Инвестиции в отрасль пошли - "причем для энергетики это ж цифры космические - триллионы рублей". "Я бы считал это не победой кого-то над кем-то, - заметил Чубайс. - Я считал бы это общим результатом при очень сложных дискуссиях, которые десять лет шли". Впрочем, несмотря на прощальные ноты, которые прозвучали в последних словах Анатолия Чубайса, он уточнил, что встречается с депутатами в последний раз только по этой теме, то есть по энергетике. Думцам оставалось только гадать, какие встречи с Чубайсом их ждут впереди.

______________________________________________________

Уходя, не гасят свет http://www.rg.ru/2008/05/29/rao.html

В среду состоялось последнее собрание акционеров РАО ЕЭСИгорь Велетминский

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4671 от 29 мая 2008 г.

Через 33 дня РАО "ЕЭС России" прекратит свое существование и его место займут компании, созданные в ходе пятилетней реформы электроэнергетики. Вчера состоялось последнее собрание акционеров энергохолдинга, которых Анатолий Чубайс поблагодарил за "терпение ко всем преобразованиям".

По оценке председателя правления РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса, "цели, которые мы ставили в начале реформы, достигнуты: создан рынок электроэнергии, привлечены масштабные частные инвестиции". Инвестпрограмма РАО "ЕЭС России" на 2008-2012 годы предусматривает ввод новых мощностей в объеме более 40 гигаватт и гигантские инвестиции в размере 4,3 триллиона рублей. К нынешнему моменту, по оценке Анатолия Чубайса, уже 10 лет стоящего у штурвала энергохолдинга, бизнес вложил в отрасль порядка одного триллиона рублей. Заметим, что акционеры не стали выплачивать дивиденды за 2007 год, поскольку из планируемой чистой прибыли уже более 75 миллиардов рублей было также направлено на инвестиции. "Энергетика потребует развития машиностроения, производства оборудования, а значит, она уже стала локомотивом развития смежных отраслей", - добавил глава холдинга. И поблагодарил акционеров, "которые все это время с терпением относились ко всем преобразованиям".

Впрочем, 52 процента акций РАО "ЕЭС России" принадлежит государству, которое и дало добро на реформу монополиста, и терпения теперь предстоит набраться новым органам, которым предстоит регулировать отрасль. Государственный контроль теперь переходит к вновь созданному минэнерго, остальные функции отошли к Совету рынка, который включает всех его игроков. Это не значит, что государство уйдет из отрасли: бизнес получает лишь конкурентные сектора, такие как тепловая генерация и сбытовая деятельность. Согласно пакету законов о реформе электроэнергетики от 2003 года доля государства в "Федеральной сетевой компании" должна быть не менее 75 процентов, а в "ГидроОГК" - более 50 процентов.

Этот порог уже достигнут и даже превышен в октябре прошлого года, когда 95 процентов акционеров проголосовали за ликвидацию "материнской" компании.

Конечно, "пейзаж после битвы" далек от идиллического. Дефицит электроэнергии и сетевых мощностей будет преодолен нескоро.

Не случайно Чубайс еще до начала собрания акционеров сделал заявление по самой, пожалуй, болезненной проблеме. По его заверениям, система взимания платы за технологическое присоединение к электросетям будет кардинально изменена, и в первую очередь для малого бизнеса и населения: "Система требует новых решений. Мы завершаем их подготовку. Дальше - дело за государством". Эти решения будут содержать и некие "антикоррупционные механизмы", которые и должны помочь достичь вожделенной прозрачности. Проблема эта, разумеется, вторична по отношению к вводам новых мощностей: если их нет, то прозрачность не поможет.

Возможности же выполнения инвестпрограмм упираются в мощности и качество оборудования отечественного энергомаша. Выпуск продукции в этой отрасли вырос в 2007 году на 10 процентов, а требуются в разы большие темпы. Правда, интерес новых собственников к корректировке инвестпрограмм в сторону снижения уже наметился, и нужно будет находить весомые контраргументы, отстаивающие заявленные объемы, уже в отсутствии РАО "ЕЭС России".

Другая интрига - как будут расти цены, учитывая все тот же дефицит. Известно, что государство будет регулировать тарифы на электроэнергию для населения до 2014 года. Но либерализация оптового рынка электроэнергии должна завершиться уже к 1 января 2011 года, когда будет запрещено государственное ценообразование, кроме так называемых неценовых зон - Дальнего Востока, Калининграда и изолированных энергосистем, которые составляют порядка 10-15 процентов от объема оптового рынка. Конечно, могут быть сюрпризы по примеру того, как только что минэкономразвития сумело добиться откладывания до 2014-2015 годов введения принципа равнодоходности внутренних и внешних цен на газ, то есть сразу на три-четыре года. Хотя Анатолий Чубайс и заявил о том, что эта отсрочка для электроэнергетиков неважна, но все же успех реформы связывался и с либерализацией рынка газа. Низкие цены на газ чреваты его дефицитом, с чем уже несколько лет сталкиваются электростанции, а "отложенная либерализация" таит риск не 100-процентного, а гораздо более серьезного роста стоимости газа. Переходить же на современные угольные технологии энергетики не торопятся. Возможно, этот процесс могут ускорить два крупных акционера РАО "ЕЭС России" - "Газпром" и СУЭК, активно скупающие генерацию и создавшие совместное предприятие. Этот расклад, кстати, высвечивает и другую проблему периода "после РАО" - новый монополизм. Генерирующие активы скупаются несколькими мощными игроками: к двум уже названным можно добавить "Норникель", "Комплексные энергетические системы" Виктора Вексельберга и итальянскую Enel. Опасность возрождения монополизма в отрасли и сам Чубайс не раз называл одной из главных послереформенных угроз. Но здесь, говоря его словами, дело за государством, у которого, несмотря на приватизацию электростанций, в руках осталось достаточно рычагов влияния. Чтобы решить все проблемы с новыми собственниками.

Досье "РГ"

Крупнейшими собственниками РАО "ЕЭС России" являются государство (52,6 процента акций), "Газпром" (10,5 процента), "Норильский никель" (3,5 процента), СУЭК (1 процент). Около 2 процентов акций энергохолдинга находится в собственности 320 тысяч акционеров, практически все они - граждане России.

_________________________________________________________________

Жизнь "после РАО ЕЭС": как будут расти цены на электроэнергию

Опубликовано на сайте rg.ru 29 мая 2008 г

Через месяц с небольшим прекратит свое существование крупнейший российских энергоходинг - РАО "ЕЭС России". Вчера прошло последнее собрание акционеров компании, на котором итоги работы подвел глава РАО Анатолий Чубайс.

Но расформирование холдинга - еще не конец реформы отрасли. И многие проблемы остаются. Одна из самых острых - как будут расти цены. Известно, что государство будет регулировать тарифы на электроэнергию для населения до 2014 года. Но либерализация оптового рынка электроэнергии должна завершиться уже к 1 января 2011 года, когда будет запрещено государственное ценообразование, кроме так называемых неценовых зон - Дальнего Востока, Калининграда и изолированных энергосистем, которые составляют порядка 10-15 процентов от объема оптового рынка. Конечно, могут быть сюрпризы по примеру того, как только что минэкономразвития сумело добиться откладывания до 2014-2015 годов введения принципа равнодоходности внутренних и внешних цен на газ, то есть сразу на три-четыре года. Хотя Анатолий Чубайс и заявил о том, что эта отсрочка для электроэнергетиков неважна, но все же успех реформы связывался и с либерализацией рынка газа. Низкие цены на газ чреваты его дефицитом, с чем уже несколько лет сталкиваются электростанции, а "отложенная либерализация" таит риск не 100-процентного, а гораздо более серьезного роста стоимости газа. Переходить же на современные угольные технологии энергетики не торопятся. Возможно, этот процесс могут ускорить два крупных акционера РАО "ЕЭС России" - "Газпром" и СУЭК, активно скупающие генерацию и создавшие совместное предприятие. Этот расклад, кстати, высвечивает и другую проблему периода "после РАО" - новый монополизм. Генерирующие активы скупаются несколькими мощными игроками: к двум уже названным можно добавить "Норникель", "Комплексные энергетические системы" Виктора Вексельберга и итальянскую Enel. Опасность возрождения монополизма в отрасли и сам Чубайс не раз называл одной из главных послереформенных угроз. Но здесь, говоря его словами, дело за государством, у которого, несмотря на приватизацию электростанций, в руках осталось достаточно рычагов влияния. Чтобы решить все проблемы с новыми собственниками

________________________________________________

Чубайс поблагодарил акционеров РАО ЕЭС за "терпение ко всем преобразованиям"

http://www.rg.ru/2008/05/28/rao-anons.html

Опубликовано на сайте rg.ru 28 мая 2008 г.

 

Через месяц РАО "ЕЭС России" прекратит свое существование и его место займут компании, созданные в ходе пятилетней реформы электроэнергетики. Сегодня состоялось последнее собрание акционеров энергохолдинга.

По оценке председателя правления РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса, "цели, которые мы ставили в начале реформы, достигнуты: создан рынок электроэнергии, привлечены масштабные частные инвестиции". Инвестпрограмма РАО "ЕЭС России" на 2008-2012 годы предусматривает ввод новых мощностей в объеме более 40 гигаватт и гигантские инвестиции в размере 4,3 триллиона рублей. К нынешнему моменту, по оценке Анатолия Чубайса, уже 10 лет стоящего у штурвала энергохолдинга, бизнес вложил в отрасль порядка одного триллиона рублей. Заметим, что акционеры не стали выплачивать дивиденды за 2007 год, поскольку из планируемой чистой прибыли уже более 75 миллиардов рублей было также направлено на инвестиции. "Энергетика потребует развития машиностроения, производства оборудования, а значит, она уже стала локомотивом развития смежных отраслей", - добавил глава холдинга. И поблагодарил акционеров, "которые все это время с терпением относились ко всем преобразованиям".

______________________________________________________

Чубайс огласил "завещание"

стоимостью в четыре триллиона рублей

Игорь Велетминский

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4643 от 19 апреля 2008

РАО "ЕЭС России" утвердит 12 мая единый стандарт взимания платы за техническое присоединение к электросетям новых потребителей. Об этой важнейшей для бизнеса новости вчера сообщил председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс на всероссийском совещании энергетиков.

Как видим, перед ликвидацией энергохолдинга, которая произойдет 1 июля этого года, энергетики намерены решить, пожалуй, самую болезненную проблему, сделав плату за присоединение максимально прозрачной. О необходимости этого недавно заявил глава Росэнерго Дмитрий Аханов, а именно его ведомство будет регулировать отрасль со стороны государства после ухода со сцены РАО "ЕЭС России". По словам Чубайса, в связи с тем что в сфере техприсоединения развивается коррупция, энергохолдинг наметил серьезные действия.

Уже разработан корпоративный стандарт, который регламентирует все детали взимания платы за техприсоединение: его проект одобрен правлением энергохолдинга вместе с тремя типовыми договорами о присоединении к разным видам мощностей. "В ближайшее время эти проекты документов будут опубликованы и доведены до потребителей", - сообщил глава РАО "ЕЭС России". При этом он уточнил, что плата за присоединение будет сохранена по крайней мере до 31 декабря 2010 года.

Глава энергохолдинга также выразил уверенность в надежности работы отрасли после завершения реформы: "Потребители не заметят ликвидации РАО "ЕЭС России". Управление электроэнергетикой будет базироваться на двух опорах: государство и рынок". В части энергорынка полномочия РАО перейдут к недавно созданному "Совету рынка", который, по прогнозу Чубайса, будет "важнейшим органом саморазвивающегося рынка". А Дмитрий Аханов заверил, что "никаких повышений тарифов после реорганизации РАО "ЕЭС России" не будет".

И, наконец, Чубайс, недавно заявивший о желании уйти на пенсию после 1 июля этого года, вчера представил свое "политическое завещание". Именно так он назвал инвестиционную программу энергохолдинга на 2008-2012 годы объемом в 4 триллиона рублей. Реализовывать ее придется территориальным и оптовым генерирующим компаниям, образовавшимся в ходе реформы отрасли, а также Федеральной сетевой компании, на долю которой приходится четвертая часть всех инвестиций.

"В 2009 году мы введем в два раза больше мощностей, чем в 2008 году, а в 2010 году - в два раза больше, чем в 2009 году", - пообещал Анатолий Чубайс. И добавил, что параметры инвестиционной программы "должны быть непременно соблюдены и выполнены". "Это мое личное политическое завещание вам всем", - заявил он генеральным директорам энергокомпаний, в последний раз председательствуя на традиционном Всероссийском совещании энергетиков

__________________________________________________

Энергия дорожает

Бизнес начинает экономить на зарплатах и других соцвыплатах

Алексей Чичкин

"Российская Бизнес-газета" №648 от 8 апреля 2008 г.

Тарифы в энергетике в 2009 году могут вырасти на 20-23 процента против ранее прогнозируемых 16-17 процентов: таков свежий прогноз Федеральной службы по тарифам (ФСТ), озвученный 31 марта ее руководителем Сергеем Новиковым. По мнению специалистов ФСТ и Минпромэнерго России, темпы роста тарифов в электроэнергетике будут зависеть прежде всего от цен на электро- и теплоэнергию на свободном рынке. Участники же этого рынка связывают рост тех тарифов в первую очередь с продолжающимся ростом цен на энергосырье и на энергетическое оборудование. Особенно быстро в последние месяцы дорожают не только нефтепродукты и уголь: строительные и ремонтные услуги тоже быстро растут в цене. А последнее может "законсервировать" программу реконструкции действующих и создания новых энергомощностей.

Что касается прибыли добывающих и генерирующих компаний, многие эксперты полагают, что она в современных условиях может увеличиваться за счет экспорта по заниженным ценам или за счет стагнации или даже сокращения в первую очередь зарплатных расходов в энергетике. Ибо по мере повышения цен на энергосырье и готовые энергопродукты сокращается платежеспособный спрос внутрироссийских потребителей: как следствие, невостребованная внутри РФ энергетическая продукция вывозится в основном по демпинговым ценам. А если такой возможности нет - например, из-за высоких транспортных затрат ввиду значительной удаленности энергообъектов от границы, - тогда приходится обеспечивать должную прибыль за счет зарплаты рабочих и служащих (включая сокращение их численности и самого производства).

По имеющимся данным, на Урале, в угольной отрасли которого развивается забастовочное движение, в росте прибыли местного угольно-энергетического бизнеса за последние 5 лет доля экономии на зарплатах и других соцвыплатах шахтерам превысила 40 процентов, а доля экономии на мероприятиях по охране труда и окружающей среды - почти достигла 30 процентов. Схожие методы обеспечения растущей прибыли начинают проявляться в других энергетических отраслях страны. "Забастовка уральских шахтеров - это доказательство неблагополучности угольной индустрии", - заявил 28 марта журналистам зампред Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. По его мнению, "крайне высокая ставка НДС, нереализованная программа субсидирования процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение, а также несправедливые тарифы на уголь, установленные так, чтобы за счет угольщиков прибыль могли получать энергетики. Эти факторы... противоречат поручениям президента РФ принять меры по налоговому стимулированию угольной отрасли. Одно из главных требований горняков - строительство новых шахт и предприятий - созвучно подготовленному законопроекту о налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Пора выработать комплексную программу по подъему угольной индустрии".

Тем временем согласно утвержденному правительством РФ графику либерализации энергетического рынка осуществляется поэтапное повышение доли продаж по свободным ценам. Если в первом полугодии 2008 года, например, 85 процентов объемов электроэнергии реализуется по регулируемым, хотя и тоже растущим ценам (но растущими медленнее, чем при свободных продажах), то во втором эта доля уменьшится на 10 процентов. А к 2011 году запланирован окончательный переход на "электро/теплосбыт" по свободным ценам.

Что касается внутрироссийских цен на газ, то, по словам руководителя ФСТ Сергея Новикова, рост этих цен после 2010 года будет умеренным, а в 2011 году должен быть достигнут уровень цен, обеспечивающий равную доходность газовой отрасли в России и станах - членах ОЭСР. По оценкам ФСТ и Мин промэнерго России, в 2008 году цены на газ могут увеличиться на 25 процентов, а начиная с 2009 года они будут расти на 13 процентов один раз за полгода.

Подчеркнем в этой связи, что, как сообщали "РГ" и "РБГ", упомянутые "ценовые" меры обусловлены давними требованиями к России со стороны ВТО, ЕС и США. По мнению российского аналитика энергетического рынка, доктора экономических наук Игоря Дривятина, "расчет в таких требованиях, похоже, на то, что в России будет расти объем невостребованных энергопродуктов из-за их дорожания, которые будут экспортироваться наверняка по заниженным ценам. А это понизит мировые цены на энергетические товары".

_________________________________

Реформа минус дефицит http://www.rg.ru/2007/06/06/chybais.html

Цену энергии для населения будет по-прежнему определять государство

Игорь Велетминский

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4382 от 6 июня 2007 г.

 

Реформа электроэнергетики обеспечит потребителей электроэнергией, а в настоящее время энергетика не является тормозом для развития экономики России. Этого риска удалось избежать благодаря реформе электроэнергетики. Такую уверенность вчера выразил глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, выступая на конференции "Реформа РАО "ЕЭС России": импульс развития электротехнической отрасли страны".

Начал работать механизм, на который и уповали авторы реформы, - частные инвестиции. Чубайс не скрывает удовлетворения: в ходе первых торгов акциями генерирующих компаний "ожидалось привлечь 4 миллиарда долларов, а в итоге привлечено более 6 миллиардов долларов".

Но вложения частных инвесторов не будут "отбиваться" за счет взвинчивания тарифов для населения, заверил глава энергохолдинга. Говоря о ценообразовании на электроэнергию для населения, он отметил, что эта категория потребителей выведена из рыночного ценообразования: "Цена на электроэнергию для населения будет определяться и регулироваться государством, что даст гарантии населению". А цена на электроэнергию для остальных потребителей будет формироваться из соотношения спроса и предложения, то есть вполне рыночным путем.

Как пояснили "РГ" в Центре общественных связей минпромэнерго, государство уделяет много внимания развитию электроэнергетики, а, напротив, электротехническая промышленность до сих пор оставалась на периферии промышленной политики. В то же время быстрый экономический рост привел к росту дефицита электроэнергии. Деньги на инвестиционные программы энергетиков и станут стимулом для смежных отраслей. В качестве инструмента такой координации минпромэнерго разработало Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, которая была принята за основу на заседании правительства России 19 апреля этого года. "Спрос на оборудование и материалы со стороны энергетиков в ближайшие годы вырастет в разы", - спрогнозировал Анатолий Чубайс. Все оборудование и материалы энергохолдинг будет закупать на тендерной основе. При прочих равных условиях приоритет будет отдаваться российским поставщикам.

______________________________________________________

Чубайс не станет акционером

Правление РАО "ЕЭС России" отказалось получать акции энергохолдинга

Надежда Куприянова

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4382 от 6 июня 2007 г.
Версия для печати

 

 

Когда в 2004 году было объявлено, что РАО "ЕЭС России" берет курс на реорганизацию и одно из последствий реформы энергетики - прекращение существования самого РАО, топ-менеджеры компании встали перед нелегким выбором: как удержать персонал на оставшиеся 3-4 года?

Было принято решение внедрить опционную программу для сотрудников. Специалисты компании получили право через три года купить акции РАО "ЕЭС России" по цене лета 2004 года. Рост котировок - это и есть "бонус" для персонала. И довольно существенный: с начала запуска программы в результате проведения реформы электроэнергетики капитализация РАО "ЕЭС России" возросла более чем в четыре раза.

25 июня 2007 года наступает срок реализации опционного соглашения на приобретение акций компании. С этого дня сотрудники получают право распоряжаться пакетами акций РАО "ЕЭС России" по своему усмотрению. Что будут делать со своими опционами рядовые сотрудники компании, пока не ясно, но члены правления РАО "ЕЭС России" недавно заявили, что готовы повременить с получением вознаграждения до полного завершения реформы компании.

"Мы заключали опционные договоры, рисковали собственными средствами и брали на себя кредитные обязательства, потому что верили в реформу и не сомневались в ее результатах. Как известно, срок завершения реформы был перенесен на конец июня 2008 г. Однако и сегодня, на финишной прямой преобразований в электроэнергетике, мы по-прежнему убеждены, что их результаты будут благотворными как для наших акционеров, так и для экономики в целом", - говорится в заявлении команды Чубайса. "После реализации опциона и выплаты всех налогов и платежей по кредитам мы, члены правления РАО "ЕЭС России", не будем продавать остающиеся в нашем распоряжении пакеты акций до полного завершения реорганизации РАО, а конвертируем их в акции компаний целевой структуры на общих основаниях со всеми акционерами компании". Таким образом, как и предполагалось изначально, топ-менеджеры энергохолдинга получат свое вознаграждение лишь после полного выполнения тех задач, которые поставлены перед ними акционерами и руководством страны.

Два сценария энергетического завтра

Правительство одобрило план ГОЭЛРО-2

Андрей Константинов

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4349 от 24 апреля 2007 г.
Версия для печати

 

 

Правительство приняло за основу проект Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Это первый в истории постсоветской России документ, определяющий приоритетные направления для развития одной из ключевых отраслей экономики сроком на 15 лет. Реализация намеченных планов будет означать полное решение проблемы энергодефицита в стране.

В последний раз подобный документ был разработан в далеком 1981 году. В работе над нынешней Генсхемой наряду с федеральными ведомствами (минпромэнерго, ФСТ, минэкономразвития, Росатомом и Ростехнадзором) приняли участие РАО "ЕЭС России", "Газпром", "Росэнергоатом", а также Российская академия наук.

Генеральная схема, как отметил председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс после заседания правительства, позволит увязать инвестиционные программы всех участников рынка в единый комплекс и учесть интересы инвесторов при определении площадок для строительства энергетических объектов.

Кроме того, важной особенностью Генсхемы стал учет предложений всех регионов в части прогнозирования территориального спроса на электроэнергетические и тепловые ресурсы.

Генсхема составлена, исходя из двух сценариев роста потребления электроэнергии. Как сообщил на заседании кабинета министров глава минпромэнерго Виктор Христенко, в качестве базового варианта принят прогноз, предусматривающий рост электропотребления к 2015 году до уровня 1426 миллиардов киловатт-часов, а в максимальном варианте - до 1600 миллиардов киловатт-часов. А к рубежному 2020 году первая из этих цифр подрастет на 300 миллиардов. Согласно базовому сценарию потребление электроэнергии будет расти на 4,1 процента в год, а согласно максимальному - на 5,2 процента в год.

К настоящему времени суммарная установленная мощность электростанций составляет 211 тысяч мегаватт. Для удовлетворения спроса на электро- и теплоэнергию к 2020 году по базовому сценарию необходимо иметь более чем в полтора раза больше - 340 тысяч мегаватт, а по максимальному - 392 тысячи мегаватт. Принятая Генсхема базируется в том числе на конкретной пятилетней инвестиционной программе электроэнергетики, реализация которой уже началась. По ней уже к 2011 году будет введено в строй 40,9 тысячи МВт новых мощностей, в том числе РАО "ЕЭС России" планирует построить 34 тысячи МВт (для сравнения: по плану ГОЭЛРО было введено 1,7 тысячи МВт).

При этом, как отметил Анатолий Чубайс, Генеральная схема будет реализована на основе самого современного оборудования, включая парогазовый цикл, технологию сжигания угля в циркулирующем кипящем слое, активное развитие гидроаккумулирующих и приливных видов генерации и новейших технологий в сетевом комплексе.

Реализация Генсхемы принесет и мощный, как модно сейчас говорить, мультипликативный эффект. Программа развития энергетики обеспечит заказами на много лет смежные отрасли, включая энергомашиностроение, электротехническую промышленность, строительный комплекс. Как отметил премьер-министр Михаил Фрадков на прошедшем заседании правительства, электроэнергетическая отрасль сейчас является "определяющей в развитии экономики".