Россия–Чечня. Хроника вооруженного конфликта. Предыстория 1990–1994
12 июня 1990 г. первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР.
23-25 ноября 1990 г. в Грозном прошел Чеченский национальный съезд. Съезд избрал Исполнительный комитет, впоследствии преобразованный в Исполнительный комитет Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН). Председателем его стал генерал-майор Джохар Дудаев. Съезд принял декларацию об образовании Чеченской Республики Нохчи-Чо.
27 ноября 1990 г. сессия Верховного Совета ЧИР приняла Декларацию о государственном суверенитете республики.
11 марта 1991 г. Верховный Совет ЧИР принял постановление об отказе от проведения российского референдума о введении поста президента РСФСР. С тех пор Чечня не участвовала ни в одном общероссийском голосовании. Ингушские Назрановский, Малгобекский и Сунженский райсоветы постановили провести у себя российский референдум.
12 июня 1991 г. в России на выборах президента РСФСР в первом же туре победу одержал Борис Николаевич Ельцин, набравший 57,3% голосов. Следующиевыборы президента должны были состояться через пять лет - в июне 1996 г.
В июле 1991 г. второй съезд ОКЧН заявляет, что Чеченская Республика Нохчи-Чо не входит в состав СССР и РСФСР.
Oсенью 1991 г., после августовского путча, Москва впервые была вынуждена решать проблему отношений с Грозным и практически сразу подошла к грани прямого вооруженного вмешательства в Чечено-Ингушетии.
19-21 августа 1991 г. в Москве была предпринята неудачная попытка государственного переворота, образован Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП).
19-22 августа 1991 г. Чечено-Ингушский республиканский комитет КПСС, Верховный Совет и правительство ЧИР поддержали ГКЧП. ОКЧН выступил против ГКЧП и потребовал отставки правительства республики и выхода из состава СССР и РСФСР.
4 сентября 1991 г. после многодневного непрекращающегося митинга в Грозном председатель исполкома ОКЧН Д.Дудаев объявил о низложении Верховного Совета.
6 сентября 1991 г. здание, в котором проходило заседание Верховного Совета, было захвачено митингующими и гвардейцами ОКЧН2. Председатель Верховного Совета Д. Завгаев подал в отставку.
7 сентября 1991 г. создан Временный Высший совет ЧИР, в который вошли "представители всех народов республики".
15 сентября 1991 г. прошедший в Назрани чрезвычайный съезд депутатов Ингушетии всех уровней провозгласил Ингушскую Республику в составе РСФСР.
17 сентября 1991 г. исполком ОКЧН отстранил Временный Высший совет и взял на себя функции организатора проведения выборов президента и парламента республики. Выборы были назначены на 27 октября. Противники Дудаева - сторонники сохранения ЧИР в составе РСФСР - требовали проведения выборов в Верховный Совет на месяц позднее, 27 ноября.
8 октября 1991 г. Верховный Совет РСФСР признал единственным законным органом власти в республике Временный Высший совет ЧИР. В Чечне в его поддержку выступили оппозиционные Д.Дудаеву политические силы, начавшие формировать в противовес Национальной гвардии ОКЧН собственное народное ополчение.
27 октября 1991 г. прошли выборы президента и парламента Чеченской Республики, президентом был избран Д.Дудаев. По данным Центризбиркома Чечено-Ингушетии, в выборах приняли участие 72% избирателей, за Дудаева проголосовали 90,1%. Противники Дудаева заявили о фальсификации результатов выборов.
1 ноября 1991 г. Дудаев издал свой первый Указ "Об объявлении суверенитета Чеченской Республики".
8 ноября 1991 г. Б.Н. Ельцин подписал Указ о введении в Чечено-Ингушетии чрезвычайного положения, однако практические меры по его реализации провалились - приземлившиеся на аэродроме в Ханкале два самолета со спецназом были блокированы сторонниками чеченской независимости.
10 ноября 1991 г. исполком ОКЧН призвал порвать отношения с Россией и превратить Москву в "зону бедствия".
11 ноября 1991 г. сессия Верховного Совета РСФСР отказалась утвердить Указ о введении чрезвычайного положения. Лидеры чеченской оппозиции заявили о своей поддержке президента Дудаева как защитника суверенитета Чечни. Временный высший совет прекратил свое существование.
30 ноября - 1 декабря 1991 г. в трех ингушских районах бывшей ЧИР - Малгобекском, Назрановском и Сунженском - прошел референдум "О создании Ингушской Республики в составе РСФСР с возвратом незаконно отторгнутых ингушских земель и со столицей в г.Владикавказ". В референдуме участвовали 75% ингушского населения, 90% высказались "за". Через полгода, 4 июня 1992 г., Верховный Совет РСФСР принял Закон "Об образовании Республики Ингушетия в составе РСФСР". Граница Чеченской и Ингушской Республик обозначена не была; в состав ЧР был включен Сунженский район, населенный преимущественно ингушами, но входивший в состав Чеченской АО в 1922-1934 гг.; впоследствии чеченская и ингушская стороны договорились о временном характере и условности границы между ними.
С конца 1991 г. в ходе распада СССР в Москве, как и в столицах бывших союзных республик, были слишком заняты поспешным разделом союзного имущества, чтобы уделять должное внимание событиям на собственных окраинах. После подписания 8 декабря 1991 г. Беловежского соглашения об образовании Содружества Независимых Государств и денонсации 12 декабря 1991 г. Договора об образовании СССР Российская Федерация стала его правопреемником и независимым субъектом международного права.
С конца 1991 г. проходил раздел между новыми независимыми государствами (бывшими союзными республиками) войск, инфраструктуры, вооружения и имущества Вооруженных Сил СССР (преобразованных в Объединенные Вооруженные Силы СНГ). 7 мая 1992 г. президент России Б.Н. Ельцин подписал Указ "О создании Вооруженных Сил Российской Федерации".
С ноября 1991 г. на территории ЧР начался захват сторонниками Дудаева военных городков, вооружения и имущества Вооруженных сл и внутренних войск.
27 ноября 1991 г. Дудаев издал указ о национализации вооружения и техники воинских частей, находящихся на территории республики.
К 8 июня 1992 г. все федеральные войска покинули территорию Чечни, оставив большое оличество техники, вооружения и боеприпасов.
С марта 1992 г. по январь 1993 г. было проведено несколько (в целом безуспешных) раундов консультаций и переговоров между российской и чеченской делегациями, посвященных урегулированию отношений.
Осенью 1992 г., через год после первого кризиса, ситуация в регионе вновь резко обострилась.
30 октября 1992 г. в Пригородном районе Северной Осетии начался вооруженный осетино-ингушский конфликт.
2 ноября 1992 г. Дудаев заявил о нейтралитете Чечни, однако во время обострения конфликта российские войска вышли на административную границу Чечни.
10 ноября 1992 г. Дудаев ввел чрезвычайное положение, началось создание мобилизационной системы и сил самообороны ЧР.
18 ноября 1992 г. была достигнута договоренность между правительственно-парламентскими делегациями Чечни и Российской Федерации о разведении российских и чеченских вооруженных формирований.
С конца 1992 г. обострившиеся внутренние противоречия в Москве и в Грозном уже не давали сторонам ни поля, ни времени для политического маневра во взаимоотношениях.
В феврале 1993 г. обострились разногласия между парламентом Чечни и Дудаевым.
В преле 1993 г. Дудаев объявил о роспуске парламента и введении прямого президентского правления.
3-4 июня 1993 г., после покушения на Дудаева, его вооруженные сторонники в Грозном штурмом взяли ряд административных зданий. Назначенный парламентом на 5 июня референдум о доверии президенту и парламенту Чечни и о форме государственного устройства не состоялся - бюллетени были уничтожены вооруженными сторонниками Дудаева в здании Центризбиркома ЧР. В столкновениях погибло, по разным данным, от 7 до 50 человек. Д.Дудаев лишился легальной оппозиции, ее вооруженные сторонники отступили в Надтеречный и Урус-Мартановский районы Чечни.
4 октября 1993 г. В 1992 г. обострились противоречия между Верховным Советом и президентом России. Пройдя через несколько кризисов (в декабре 1992 г. и в марте 1993 г.) политический конфликт завершился Указом Б.Н.Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 г. о прекращении полномочий парламента, двухнедельным противостоянием и штурмом Белого дома 4 октября 1993 г. В ходе столкновений погибло с обеих сторон около 150 человек. Победа над внутренней оппозицией позволила московскому и грозненскому режимам вернуться к вопросу урегулирования российско-чеченских отношений и поставила их перед выбором: переговоры или конфронтация.
6 ноября 1993 г. Б.Н. Ельцин одобряет предложения С.М. Шахрая по урегулированию ситуации вокруг Чечни в контексте новых условий. Предполагалось организовать переговоры, с тем чтобы заставить Чечню снять вопрос о самоопределении вне России "на фоне силового давления" (вплоть до свержения Дудаева и замены его на политиков, лояльных Москве).
12 декабря 1993 г. на всероссийском референдуме, прошедшем одновременно с выборами депутатов парламента России, принята новая Конституция РФ, согласно которой Чеченская Республика является субъектом Российской Федерации. На территории Чечни выборы не проводились.
14 января 1994 г. в Чечне, в ответ на принятие новой Конституции РФ, к названию республики было добавлено слово Ичкерия, отличающее ее от субъекта Российской Федерации.
16 декабря 1993 г. был создан Временный совет Чеченской Республики, объединивший оппозиционные Дудаеву силы. Председателем Временного совета избран Умар Автурханов, глава администрации Надтеречного района, полугодом ранее объявившего о неподчинении администрации Дудаева. В тот же день обнародовано заявление Б.Н. Ельцина о закрытии границы с Чечней и взятии под контроль проходящих через нее железных дорог.
В первой половине 1994 г. еще оставалась надежда на мирное разрешение кризиса. В январе в послании Федеральному Собранию РФ Б.Н.Ельцин заявил, что основой для урегулирования отношений "могут стать проведение в Чечне свободных демократических выборов и переговоры по разграничению полномочий с федеральной властью". И хотя принятое Государственной Думой Федерального Собрания РФ (далее - Государственная Дума РФ) 25 марта постановление № 75-1ГД "О политическом урегулировании отношений федеральных органов государственной власти с органами власти ЧР" выдвигало в качестве
предварительного условия для начала переговоров проведение в Чечне под международным контролем новых выборов в республиканские органы власти и в российский парламент.
14 апреля 1994 г. Б.Н.Ельцин дает правительству поручение провести консультации с Грозным и на их основе подготовить договор с Чеченской Республикой.
2 июня 1994 г. Р. Лабазанова совершил вооруженный налет на Дом радио.
3 июня 1994 г. вооруженные формирования ЧРИ штурмом взяли базу Р. Лабазанова, отряд которого был рассеян. Погибло несколько десятков человек.
3 июня 1994 г. оппозиция провела Съезд чеченского народа, который утвердил состав Временного совета республики и придал ему "всю полноту власти в Чечне". Временному совету Чеченской Республики, о котором некоторые должностные лица в Москве заявляли уже как о "законной власти" - силе, которая "уже контролирует значительную часть территории Чечни" и способна "стабилизировать ситуацию", было выделено свыше 150 млрд рублей.
8 июня 1994 г. заместитель директора, начальник управления ФСК по Москве и Московской области генерал-майор Е.В.Савостьянов направил С.М.Шахраю совершенно секретное письмо с предложениями по деятельности ФСК в Чечне. Одновременно летом в неконтролируемых сторонниками Д.Дудаева районах и населенных пунктах Чечни - Знаменском, Толстой Юрте и Урус-Мартане – при поддержке структур Российской Федерации шла подготовка свержения Дудаева - организовывалась "оппозиция", формировались вооруженные отряды.
12 июня 1994 г. состоялся митинг вооруженных сторонников оппозиции, предъявивших политические требования к правительству Дудаева.
Летом-осенью 1994 г. внутри исполнительной власти России сузился круг лиц, влияющих на происходящее вокруг Чечни. Так, к сентябрю Аналитический центр при президенте РФ перестал получать какие-либо поручения по чеченской проблематике; соответственно, сузились каналы получаемой им информации.
К ноябрю 1994 г. от курирования чеченской проблемы фактически был отстранен и автор концепции "переговоров на фоне силового давления" С.М.Шахрай. Организация и поддержка оппозиции осуществляются теперь министром по делам национальностей и региональной политике РФ Н.Д. Егоровым, его заместителями А.А. Котенковым и К.М. Цаголовым. От ФСК РФ информационным обеспечением занимался отдел Управления по борьбе с терроризмом под руководством полковника А.И.Хромченкова, а координировал их действия Е.В.Савостьянов.
24 июля 1994 г. С.А.Филатов беседует в Москве с У.Автурхановым.
23-25 июля 1994 г. Савостьянов совершил поездку в Чечню. Ввернувшись из Чечни, 25 июля он встречается с Филатовым, а 26 июля – с Ельциным. Грозный тем временем постоянно заявлял о вмешательстве ФСК России в события в Чечне; официальные лица в Москве все отрицают. Тайное, однако, стало явным 25 августа, когда спецслужбы ЧРИ захватили на территории Чечни полковника ФСК Станислава Крылова, участвовавшего в операции, и тот дал показания перед телекамерой. В прилегающих к Чечне районах шла концентрация внутренних войск. В июле министр обороны России П.С.Грачев инспектировал части СКВО, в том числе 22-ю отдельную бригаду спецназа ГРУ. Одновременно с силовыми действиями одних групп вооруженных противников Д.Дудаева другие оппозиционные силы предприняли попытки под председательством Ю.Сосламбекова возобновить деятельность Верховного Совета ЧР.
1 августа 1994 г. Верховный Совет ЧР заявил о возможности заключения договора о разграничении полномочий с федеральными властями и о предстоящем рассмотрении пакета документов о будущей организации власти в республике.
2 августа 1994 г. глава Временного совета У.Автурханов обратился к президенту России с просьбой считать Временный совет единственным законным органом власти в Чечне и оказать ему поддержку. Автурханов заявил о низложении Дудаева и о принятии на себя всей полноты власти. Одной из основных своих задач Временный совет объявил подготовку и проведение выборов и формирование правительства национального возрождения7.
Президент ЧРИ Дудаев назвал Автурханова предателем Родины.
11 августа 1994 г. Дудаев ввел в Чечне военное положение и объявил мобилизацию. В течение месяца с переменным успехом шли столкновения верных Дудаеву сил с оппозиционерами.
17-20 августа 1994 г. силы Временного совета безуспешно пытались овладеть Грозным, а 1 сентября уже вооруженные формирования ЧРИ атаковали окраину Урус-Мартана.
5 сентября 1994 г. в г. Аргун был разгромлен отряд Р. Лабазанова. И хотя 3 сентября правительство России обнародовало свое обращение к чеченскому народу, в котором "в связи с обострением обстановки" Д.Дудаеву предлагалось "найти мужество и достоинство уйти в отставку", стало ясно, что только с организационной и материальной поддержкой, но без военной помощи Москвы "оппозиция" не может свергнуть Д.Дудаева.
5 сентября 1994 г. была объявлена повышенная боеготовность войск СКВО, ужесточен контроль на основных магистралях и наблюдение за воздушным пространством. Усиливалась поддержка вооруженных формирований Временного совета федеральной стороной. Согласно директиве Генерального штаба ДГШ № 312/1/0112ш от 5 сентября 1994 г. Северо-Кавказский военный округ через МВД предоставил оппозиции 10 бронетранспортеров и 6 боевых вертолетов с экипажами.
17 сентября 1994 г. отряды сторонников Дудаева окружили с.Толстой Юрт.
20 сентября 1994 г. Автурханов заявил, что мирные пути решения чеченской проблемы практически исчерпаны и что Временный совет имеет полное право "нанести по
режиму Дудаева такой удар, чтобы он пал".
27 сентября 1994 г. вооруженные формирования ЧРИ неудачно атаковали оппозицию в Надтеречном районе, и одновременно отряды оппозиции со стороны Урус-Мартана совершили налет на пригород Грозного Черноречье, ими был захвачен прокурор ЧРИ Усман Имаев.
28 сентября 1994 г. формирования ЧРИ отошли от с. Толстой Юрт. Пресс-служба правительства РФ заявила, что нападение вооруженных формирований Дудаева на населенные пункты Надтеречного района означает окончательный отказ властей ЧРИ от мирного разрешения кризиса.
30 сентября 1994 г. "неопознанные" вертолеты, якобы принадлежащие оппозиции, обстреляли аэропорт "Северный" (уничтожено пять гражданских и два военных самолета) и учебный авиационный центр в станице Калиновская. До 24 ноября было совершено четыре налета, в которых участвовали до девяти боевых машин.
13 октября 1994 г. вооруженные формирования ЧРИ атаковали базу отрядов оппозиции в районе с. Гехи.
15 октября 1994 г. отряды оппозиции в свою очередь атаковали Грозный: Беслан Гантемиров - с юга, У. Автурханов и Р. Лабазанов - с севера; однако атакующие были остановлены.
16 октября 1994 г. отряды оппозиции отступили на исходные рубежи - в села Знаменское и Гехи. Силы ЧРИ снова взяли под контроль столицу. Таким образом, как и двумя месяцами ранее, установилось неустойчивое равновесие. Многим казалось, что для победы оппозиции достаточно ей оказать небольшую помощь.
В конце октября 1994 г. Автурханов и Гантемиров встречались с высокопоставленными должностными лицами в Москве. В октябре, в соответствии с указаниями президента России Б.Н.Ельцина, министр обороны П.С.Грачев распорядился об образовании в Главном оперативном управлении Генерального штаба оперативной группы по Чечне, которая должна разработать сценарии развития событий при силовом давлении на Чечню, включая ввод войск и боевые действия, и обеспечить координацию действий армии, МВД, ФСК, пограничных войск при планировании и подготовке вторжения. Группу возглавили заместитель начальника Главного оперативного управления генерал-лейтенант А.В.Квашнин и генерал-лейтенант Л.В.Шевцов. Директивой Генштаба предписано доукомплектовать части СКВО, которые планировалось задействовать в операции. В течение октября отряд чеченской оппозиции из 120 человек под руководством офицеров 33-го мотострелкового полка прошел четырехнедельный курс подготовки на полигоне "Прудбой" 8-го Волгоградского армейского корпуса Российской Армии.
В ноябре 1994 г. военная помощь чеченской оппозиции усилилась. Согласно директиве Генерального штаба ДГШ № 312/1/0130ш от 1 ноября 1994 г. Северо-Кавказский военный округ предоставил оппозиции 40 танков.
3-9 ноября 1994 г. офицеры Управления ФСК по Чеченской Республике, действующего при Временном совете ЧР, с санкции Управления по борьбе с терроризмом (начальник - генерал-лейтенант А.П.Семенов) и Управления военной контрразведки (начальник - генерал-полковник А.А.Моляков) ФСК России вербуют в частях Московского округа танкистов. Отправкой военнослужащих на Кавказ, которую санкционирует начальник Генерального штаба генерал-полковник М.П.Колесников, руководит заместитель министра по делам национальностей А.А.Котенков.
К 16 ноября 1994 г. наемники прибывают в Моздок и ведут подготовку 40 танков к броску на Грозный.
17 ноября 1994 г. Временный cовет ЧР начал подготовку своего последнего наступления на Грозный. Из Москвы в Моздок прилетела большая группа офицеров во главе с М.П.Колесниковым, непосредственное руководство боевыми действиями было возложено на заместителя командира 8-го Волгоградского армейского корпуса Г.Н.Жукова.
26 ноября 1994 г. антидудаевская оппозиция штурмовала Грозный. Ее танки без особых проблем дошли до центра города, где вскоре были расстреляны из гранатометов. Многие танкисты погибли, десятки попали в плен. Выяснилось, что все они - российские военнослужащие. Крах "специальной операции", катастрофическое поражение антидудаевской "оппозиции" и ставшее достоянием гласности участие в боевых действиях силовых структур и специальных служб РФ поставили президента и правительство России перед выбором. Можно было, приняв на себя ответственность за случившееся, вернуться к политическим средствам урегулирования взаимоотношений. Однако федеральный центр, стремясь загладить позорный провал с помощью "маленькой победоносной войны", вновь предпочел путь эскалации конфликта, теперь уже - до прямого и неприкрытого участия армии и внутренних войск.
С 27 ноября 1994 г. в Грозном корреспондентам телевизионных агентств показывали пленных, которые признавались, что они – российские военнослужащие, нанятые по контракту ФСК.
28 ноября 1994 г. министр обороны России П.С.Грачев публично отрицает участие его подчиненных в штурме, назвав такую версию "бредом". Представители МВД и ФСК столь же уверенно отрицали свою причастность к событиям в Грозном.
В ночь на 29 ноября 1994 г. было распространено "Обращение президента РФ к участникам вооруженного конфликта в Чеченской Республике", в котором было заявлено, что "остановить внутренний конфликт в Чечне не удалось", а участникам этого конфликта был предъявлен ультиматум: в течение 48 часов "прекратить огонь, сложить оружие, распустить все вооруженные формирования, освободить всех захваченных и насильственно удерживаемых граждан".
29 ноября 1994 г. Дудаев заявил, что пленных расстреляют, если российская сторона не признает их своими. Однако официальные лица России по-прежнему отказывались от них. 29 ноября Совет Безопасности РФ принял решение о военной операции против Чечни. Б.Н.Ельцин выдвигает ультиматум - либо в Чечне прекращается кровопролитие, либо Россия будет вынуждена "пойти на крайние меры".
30 ноября 1994 г. Б.Н.Ельциным был подписан секретный Указ № 2137с "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", предусматривавший "разоружение и ликвидацию вооруженных формирований на территории Чеченской Республики". Указ предусматривал осуществление мер чрезвычайного положения в Чечне, предоставлял особые - в том числе и не предусмотренные Конституцией и законами РФ - полномочия группе руководства действиями по разоружению и ликвидации вооруженных формирований.
К 6 декабря 1994 г. планировалось сосредоточить группировку сил МО и МВД, с 7 по 9 декабря - выдвинуться к Грозному и блокировать его, а с 10 по 13 декабря установить контроль над городом. С 13 по 19 декабря предполагалось "стабилизировать военную обстановку"10.
30 ноября 1994 г. П.С. Грачев заявил, что "началась операция по принудительному перемещению в центральные регионы России офицеров российской армии, воюющих против Дудаева на стороне оппозиции". В тот же день в телефонном разговоре министра обороны РФ с Д.Дудаевым была достигнута договоренность о "неприкосновенности российских граждан, захваченных в Чечне".
1 декабря 1994 г. от имени президента РФ было заявлено, что для спасения "российских воинов" компетентные органы предпримут "все необходимые меры". Министерство обороны РФ, однако, направило в Государственную Думу РФ письмо, в котором утверждалось, что люди, взятые в Чечне в плен, в российской армии не служат.
В начале декабря 1994 г. в военных округах сухопутных войск, в дивизиях воздушно-десантных войск, на флотах России началось спешное формирование сводных частей для отправки на Северный Кавказ. По плану предполагалось "фронтовую авиацию и боевые вертолеты перебазировать на аэродромы применения к 1 декабря 1994 г.". В этот день "неопознанные" самолеты и вертолеты начали бомбить Грозный. Штабы ВВС и ПВО России отказались подтвердить факты налетов.
1-3 декабря 1994 г. бомбежки Грозного наблюдали в Грозном депутаты фракций "Выбор России" и "Яблоко" Государственной Думы РФ. Они провели переговоры с Д.Дудаевым. Была достигнута договоренность об освобождении пленных. Двоих вызволенных из плена депутаты вывезли в Москву, где их на пресс-конференции представил С.Н.Юшенков.
2 декабря 1994 г. "Известия" опубликовали статью, в которой приводились документы, доказывающие, что плененные в Грозном военнослужащие были наняты ФСК РФ, которая теперь была вынуждена признать свою причастность к этой операции.
3-6 декабря 1994 г. в Грозном побывала группа депутатов Государственной Думы РФ от ЛДПР во главе с Е.Ю.Логиновым. В результате встречи власти ЧРИ освободили еще двоих пленных.
6 декабря 1994 г. прошла встреча министра обороны РФ П.С.Грачева, министра внутренних дел РФ В.Ф.Ерина и президента ЧР Д.Дудаева в станице Орджоникидзевская (Слепцовская) в Ингушетии. По окончании переговоров П.С.Грачев заявил, что в ближайшие дни будет решена проблема российских военнослужащих, плененных во время штурма Грозного, а также что он будет докладывать о результатах поездки Б.Н.Ельцину, после чего на Совете Безопасности РФ "будут сделаны окончательные выводы о том, как Россия будет себя вести по отношению к Чечне". Российский министр добавил, что они с Д.Дудаевым как люди военные поняли друг друга, однако необходима еще одна встреча. Вопрос о статусе Чечни не обсуждался, поскольку генералы решили, что эту политическую проблему должны решать "высшие эшелоны власти России".
Накануне, 5 декабря, 1994 г. после известия о планируемой войсковой операции в Грозный прибыли депутаты демократических фракций Государственной Думы РФ (С.Н.Юшенков, Г.А.Явлинский и другие). Они предложили Д.Дудаеву в обмен на освобождение пленных самим остаться в Грозном, чтобы попытаться воспрепятствовать штурму. Предложение было отклонено, и 7 декабря им были переданы еще семь пленных военнослужащих.
8 декабря 1994 г. состоялось закрытое заседание Государственной Думы РФ по поводу чеченских событий. Несмотря на внешнюю конфронтационность выступлений, их основная идея заключалась в том, что чеченский конфликт должен быть решен мирным путем. Дума приняла постановление "О ситуации в ЧР и мерах по ее политическому урегулированию", согласно которому деятельность исполнительной власти по разрешению конфликта признана
неудовлетворительной. Группа депутатов направила Б.Н.Ельцину телеграмму, в которой предупредила его об ответственности за кровопролитие в Чечне и потребовала публичного разъяснения своей позиции.
8 декабря 1994 г. в Грозном Д.Дудаев передал семерых военнослужащих в руки полномочного представителя министра обороны РФ И.Чижа. В плену еще оставались солдаты, в частности тяжело раненный Пришаков.
9 декабря 1994 г. президент РФ издал Указ № 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории ЧР и в зоне осетино-ингушского конфликта", в котором правительству РФ поручалось "использовать все имеющиеся у государства средства для обеспечения государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, разоружения всех незаконных вооруженных формирований".
9 декабря 1994 г. правительство РФ приняло Постановление № 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности РФ, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории ЧР и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа", которым на ряд министерств и ведомств возлагались обязанности по введению и поддержанию на территории ЧР особого режима, подобного чрезвычайному, без формального объявления там чрезвычайного или военного положения.