Тезисы Г. Тосуняна о реформе банковской системы России (2002)

Источник: http://www.arb.ru/site/docs/docs.php?doc=5

 

В очередной раз Россия встала перед необходимостью реформирования национальной банковской системы. Банковский сектор недостаточно развит и играет неоправданно скромную роль в экономике страны.

Для успешного реформирования банковской системы необходим четкий механизм правового регулирования банковской деятельности, закрепленный законодательными нормами.

1. К числу приоритетных проблем банковской системы относятся:

  • низкий уровень капитализации (совокупный капитал банковской системы не превышает 4% ВВП, что существенно меньше показателей не только развитых, но и основной части развивающихся стран);

  • высокий уровень налогообложения банковской деятельности;

  • низкая кредитоспособность кредитных организаций;

  • несоответствие по срокам активов и пассивов кредитных организаций;

  • олигопольная и непрозрачная структура банковской собственности.

  • слабое судебное обеспечение финансово-кредитной деятельности, в частности отсутствие судебной защиты срочного рынка;

  • недооценка со стороны власти значимости банковской системы в функционировании экономики страны и отсутствие концепции развития банковского сектора;

  • отсутствие ряда существенных элементов механизма правового регулирования банковской деятельности;

  • отсутствие нормальной конкурентной среды на рынке банковских услуг;

  • низкое качество управления в кредитных организациях и в целом низкий уровень правового образования финансово-кредитных работников (как в государственном, так и в частном секторе);

  • неблагоприятные условия, способствующие проникновению в банковскую систему криминальных элементов.

2. Все это:

  • снижает функциональную роль банковской системы в экономике страны;

  • тормозит развитие промышленности, производства, сельского хозяйства, социального и иных секторов экономики;

  • подрывает экономическую безопасность и суверенитет России (финансово-кредитная система является одним из важнейших атрибутов государственного суверенитета);

  • препятствует интеграции банковской системы в международное банковское сообщество;

  • негативно влияет на устойчивость банковской системы;

  • формирует атмосферу неадекватно высокого уровня недоверия к российским банкам со стороны населения и иностранных инвесторов

3. В процессе банковской реформы должны быть сохранены фундаментальные принципы организации российской банковской системы.

В частности:

а) двухуровневая структура банковской системы (на 1-ом уровне - органы государственной власти, осуществляющие управление банковской системой, а на 2-ом - равноправные кредитные организации);
В целях укрепления прямых и обратных связей между субъектами 1-го и 2-го уровней следует законодательно закрепить статус банковских союзов и ассоциаций как саморегулируемых организаций.
б) универсальный характер банков (круг разрешенных операций, сделок и возможность его расширения должен зависеть не от формы собственности, организационно-правовой формы, размеров самого банка или его клиентуры, а от объективных показателей его хозяйственно-экономической деятельности и соблюдения им нормативных предписаний, а также его реноме в банковском сообществе).

4. Проблема повышения уровня капитализации банковской системы может быть решена путем:

а) создания экономико-правовых условий, стимулирующих, с одной стороны, банки к рекапитализации прибыли, а с другой - инвесторов к вложению своих средств в банковские капиталы;
б) повышения капитальных и структурных требований к кредитным организациям;
в) репатриации вывезенного капитала;
г) грамотного сочетания экономических и административных методов стимулирования банков к повышению своей капитализации.

Простое повышение капитальных требований не ведет к увеличению совокупного капитала банковской системы. Оно лишь отсекает от банковской деятельности подавляющее большинство средних и мелких банков, подталкивая их к самоликвидации либо поспешным слияниям. В результате риск возникновения системных банковских кризисов не снижается, а возрастает.

Реализация предложения о выдаче банкам генеральных лицензий на основании размера собственного капитала может привести к монополизации рынка банковских услуг узкой группой банков.

Предложение о повышении капитальных и структурных требований к банкам обоснованно лишь при условии, если критерием выдачи генеральной лицензии будет не абсолютный размер собственных средств банка, а показатели достаточности и, следовательно, ликвидности его капитала

5. Система налогообложения кредитных организаций должна стимулировать банки не только к формированию, но и к увеличению своих резервов (созданных под высокорисковые активы, на возможные потери по ссудам, для покрытия валютных, процентных и иных рисков).

Для этого необходимо:

  • включить создаваемые банками резервы в состав капитала (собственных средств) кредитных организаций;

  • отменить налогообложение резервов, создаваемых банками в соответствии с законодательством и нормативами Банка России;

  • создать другие условия, обеспечивающие экономическую заинтересованность банков в формировании и увеличении собственных резервов

6. Условия налогообложения банков не могут быть хуже, чем для других участников гражданского оборота. В отношении налога на прибыль эта задача решена. Однако в дополнение к этому с учетом специфики банковской деятельности следует:

  • исключить переоценку средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов банков, из состава доходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения;

  • отменить налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, как непродуктивный и стимулирующий теневой бизнес и коррупцию;

  • предусмотреть возможность использования льготы по снижению налогооблагаемой базы на сумму убытков прошлых лет, полученных от реализации ценных бумаг (такая возможность предусмотрена для убытков от реализации товаров, работ и услуг);

  • отменить ограничения по учету расходов по операциям с ценными бумагами при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль суммой доходов, полученных по конкретной категории ценных бумаг, обращающихся и необращающихся на организованном рынке;

  • отнести затраты капитального характера по имеющим отношение к банковской деятельности объектам производственного назначения, а также расходы, связанные с организацией банком филиалов и представительств, к расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

  • отнести нематериальные активы к объектам, имеющим отношение к банковской деятельности (это позволит относить начисленный по ним износ к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг).

7. Стратегическая цель России - войти как равноправный партнер в европейское экономическое сообщество.

Цель российской банковской системы - интеграция в международное банковское сообщество. Исходя из этого, важнейшей задачей является повышение траспарентности российских банков

Для этого необходимо:

а) ввести международные стандарты финансовой отчетности кредитных организаций.
Введение международных стандартов банковской финансовой отчетности не может не сопровождаться введением аналогичных стандартов для некредитных и нефинансовых предприятий. В связи с этим соответствующие предложения Банка России, содержащиеся в проекте документа "Концептуальные вопросы развития банковской системы РФ", представляются вполне обоснованными.
б) детализировать законодательство о банковских группах и банковских холдингах, а также об участии банков в финансово-промышленных группах.

8. Для создания в стране благоприятного инвестиционного климата необходимо:

а) провести либерализацию системы валютного регулирования и валютного контроля.
б) ввести институт кредитных историй всех участников гражданского оборота, в том числе банков;
в) способствовать преимущественно экономическими методами репатриации капиталов, вывезенных за рубеж. В отношении криминальных капиталов принять жесткие уголовно-правовые и административные меры;
г) усовершенствовать систему надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций (в том числе банковского, валютного, антимонопольного, налогового, бюджетного и т.п.);
е) организовать современную систему противодействия отмыванию преступных доходов;
ж) модернизировать системы налогообложения банков (см. выше);

Это в том числе поможет решению задач предотвращения использования кредитных организаций для целей недобросовестной банковской деятельности, снижения криминогенности банковской и финансовой деятельности, исключения различных "серых схем" из банковской практики.

9. Для обеспечения нормальной конкурентной среды на рынке банковских услуг необходимо:

а) упростить систему антимонопольного регулирования деятельности кредитных организаций, в частности исключить множественность регулирующих органов и дублирование их функций и компетенции;

В настоящее время:

 антимонопольное регулирование деятельнотси банков как участников финансово-промышеленных групп осуществляется совместно МАП России, Минэкономики России и Банком России;

 антимонопольное регулирование лизинговых операций кредитных организаций - Минфином России и МАП России;

 антимонопольное регулирование деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг - ФКЦБ России, Банком России и МАП России;

 антимонопольное регулирование рынка банковских услуг - Банком России и МАП России.

Эти органы нередко имеют неодинаковые взгляды на формы и методы антимонопольного регулирования, в связи с чем возникает множество проблем.
б) обеспечить равные права банкам по объему лицензии и финансовым параметрам вне зависимости от форм собственности;
б.1. Следует поддержать предложение РСПП о том, что если учредителем той или иной кредитной организации является государство, то это не может служить основанием для предоставления ей каких-либо преимуществ по сравнению с другими участниками рынка банковских услуг.
б.2. С другой стороны, есть опасения, что реализация предложения об изменении содержания банковских лицензий (только генеральная лицензия должна предоставлять право на открытие филиалов и представительств по всей территории России за границей, а также на открытие корреспондентских счетов в иностранных банках) создаст неоправданные преимущества банкам, имеющим генеральную лицензию, по сравнению с иными участниками рынка банковских услуг.
в) развивать сеть региональных кредитных организаций, создавая условия для равномерного распределения банковских капиталов и организаций по территории страны;
Любой банк вне зависимости от охвата обслуживаемой им территории должен иметь равные возможности для расширения своей деятельности, как в пределах всей страны, так и за рубежом.
г) обеспечить специализацию банков методами экономического стимулирования.
Вызывает вопросы предложение об изменении содержания и порядка банковского лицензирования и введении профильного лицензирования для специализированных банков. Это создаст неравные конкурентные условия.

Реформирование универсальных банков в специализированные должно осуществляться по единым понятным для всех принципам и на общих основаниях, исключающих субъективное усмотрение отдельных лиц.

Специализация банка это не принудительное сужение количества выполняемых им банковских операций или ограничение территории, на которой разрешено осуществлять банковскую деятельность, а добровольное сосредоточение банка на обслуживании определенного сегмента экономики или определенной группы клиентов.

В связи с этим, государственное регулирование процесса специализации банков может осуществляться только экономическими методами: снижением размера отдельных резервных требований, введением льготного режима финансового обеспечения отдельных видов деятельности либо иными формами государственной поддержки

Если же государство считает необходимым в приоритетном и особом порядке обслуживать банковскими услугами отдельный сегмент рынка либо отдельную группу клиентов, то оно может создать специализированное учреждение в предусмотренной законодательством форме государственной корпорации. Создание же банков с государственным участием и последующим наделением их эксклюзивными полномочиями не согласуется с конституционными принципами поддержки конкуренции и запрещения монополизации.

10. Для укрепления доверия населения и инвесторов к банкам, повышения качества реализации банковской системой функций по аккумуляции денежных ресурсов и их трансформации в кредиты и инвестиции необходимо:

  • принять Федеральный закон "О гарантирования вкладов граждан в банках" в редакции, адекватной его целям и задачам;

  • ввести особый режим надзора за банками, работающими с физическими лицами;

  • обеспечить создание условий, стимулирующих рынок потребительских кредитов, в сочетании с рынок банковских вкладов населения;

  • стимулировать банки к развитию рынка корпоративных ценных бумаг;

  • жестко пресекать деятельность юридических лиц, осуществляющих незаконное привлечение денежных средств населения.

11. Необходимо уточнить компетенцию Банка России, в частности в плане совмещения функции надзора и права на осуществление сделок на финансовом рынке.

Так, РСПП высказывает предложение, которое предусматривает лишение Банка России права на осуществление операций на открытом рынке, валютных интервенций, рефинансирование банков и т.п. Это обосновывается невозможностью совмещения в одних руках надзорно-контрольной функции и активной финансово-хозяйственной деятельности.

Поддерживая тезис о невозможности совмещения в компетенции одного и того же органа надзорно-контрольной функции и права осуществлять операции на рынке банковских услуг, подчеркнем, что приведенное выше предложение не учитывает ряд обстоятельств.

Функции кредитора последней инстанции, управляющего валютными резервами, а также осуществления денежно-кредитной политики самым непосредственным образом связаны с функцией эмиссионного центра государства. Эти функции имманентно присущи центральному банку любой страны, так как все они служат для выполнения его основной функции - защиты и обеспечения устойчивости национальной валюты. Таким образом, устойчивость национальной валюты не может быть обеспечена без осуществления центральным банком активных операций на национальном и международном рынках банковских услуг.

Поэтому считаем правильным ставить вопрос о выделении в перспективе из компетенции Банка России надзорно-контрольной функции с передачей ее специально созданному в системе исполнительной власти органу банковского надзора