Тонкости приватизации автомобильной промышленности
Источник: Коммерсант. № 45(45). 15.11.1993.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=2c89e72e-5095-4dad-a13b-b4b7819aaeea&docsid=9092
Отсутствие официального оппонента облегчает реализацию намерений Госкомимущества
После роспуска Верховного Совета — самого опасного оппонента ГКИ в вопросах приватизационной стратегии — фонды имущества постепенно подпадают под более или менее прямое влияние комитетов. В регионах это постепенно происходит явочным порядком; на федеральном уровне ожидается соответствующее постановление правительства. Возникла и активно реализуется возможность выбросить на чековые аукционы ранее зажимавшиеся пакеты акций.
Но едва ли стоит оценивать монополию ГКИ на решение приватизационных вопросов только положительно: монополия ведь, как известно, ведет к загниванию. Не исключено возникновение серьезных раздоров внутри победившего ведомства.
Тонкости приватизации автомобильной промышленности
Другим заметным сектором теперешнего приватизационного рынка стала автомобильная промышленность. Скажем несколько слов и о ней.
С 12 ноября на чековом аукционе должны были быть выставлены акции Горьковского автомобильного завода. Однако ГКИ удалось отложить продажу акций этого предприятия. Причина — разное видение масштабов события: по замыслу ГКИ ГАЗ должен был продаваться на всероссийском аукционе, а по замыслам самого ГАЗа — в Нижегородской области и в Саранске, то есть среди смежников. Любопытно, что на продаже акций ГАЗа среди смежников, по сведениям Ъ, настаивал губернатор Нижегородской области Борис Немцов — он умел соответствующим образом воздействовать на председателя РФФИ Фикрята Табеева, и тот распорядился выдать заявку-поручение Фонду имущества Нижегородской области с указанием узкой сети пунктов приема заявок (что вообще-то не входит в компетенцию РФФИ). Однако, повстречавшись с зампредом ГКИ Дмитрием Васильевым, Борис Немцов согласился на проведение Всероссийского аукциона.
Интересные события разворачивались и вокруг приватизации другого автозавода — Ульяновского. За прошедший месяц, по сведениям Ъ, в ГКИ несколько раз пересматривался план приватизации этого предприятия. Коллектив предприятия выбрал первый вариант льгот при приватизации: 25% привилегированных и 10% обыкновенных акций распределено между работниками, 10% акций передано в ФАРП, 5% обыкновенных акций предприятия распределено между его администрацией. Итак, к свободной продаже предназначается 50% акций.
По поводу продажи этих акций в Госкомимуществе ведутся достаточно жаркие споры. Планировалось выставить 20% акций на инвестиционный конкурс и 30% акций — на чековый аукцион, рассматривались и другие варианты — например, 29% акций на чековый аукцион, 11% акций на инвестиционный конкурс и 10% акций на открытый денежный аукцион. Однако похоже, все это были разговоры об ушедшем поезде. Дело в том, что в октябре газета "Реформа" опубликовала объявление о том, что 17 сентября утверждены итоги денежного аукциона, проводившегося в форме закрытого тендера (кстати, ни эксперты Ъ, ни действующее в России законодательство не знают, что это такое), на котором было продано 10% уставного капитала предприятия. Победителями аукциона стали все участники, предложившие за тысячерублевую акцию цену 1,7 тыс. руб. и выше.
Умиленный дешевизной акций предприятия, корреспондент Ъ попытался выяснить некоторые подробности — и выяснил. Например, что денежный аукцион состоялся аж в декабре прошлого года. Или, что самым крупным победителем аукциона, который приобрел 8% акций от уставного капитала предприятия, стало некое АО "Капитал", председатель Совета директоров которого заодно являлся председателем аукционной комиссии. Самым же интересным является то, что итоги этого аукциона действительно не утверждались с декабря прошлого до сентября этого года. А тут вдруг взяли — и утвердились. По сведениям Ъ, в ГКИ приватизацию УАЗ курировал зампред Олег Качанов.
Любопытно, что комитет по управлению имуществом Ульяновской области отказывается проводить чековый аукцион, мотивируя это тем, что не располагает планом приватизации предприятия. По сведениям Ъ, план приватизации застрял где-то в высших эшелонах ГКИ. Такими чиновничьими фиоритурами восхищался еще Герцен: "Дело об исчезновении неизвестно куда дома губернского правления и об изгрызении плана оного мышами". Кто говорит, что россияне мельчают?
Между тем Ульяновский завод засыпает ГКИ письмами о том, что Фонд имущества отказывается продавать акции из ФАРП предприятия. По сведениям Ъ, фонд бы и рад был продать эти акции (до проведения чекового аукциона, что само по себе является беспрецедентным случаем), однако этому препятствует глава администрации Ульяновской области (и это — случай уникальный: обычно интересы глав администрации совпадают с интересами областных структур, регулирующими процесс приватизации).
Интересно идут дела в приватизации автомобилестроения, не правда ли? Ъ не намерен упускать из вида хода событий. Ведь сейчас приватизируется и ПО "Москвич" — там наверняка тоже творят что-нибудь занимательное...