Уфимцев Р. Телега с колесом от «мерседеса». Зачем реформируют российские вузы?
Болонский процесс в России: аргументы «за» и «против»
В 2003 году Российская Федерация в лице тогдашнего министра образования В.Филиппова присоединилась к Болонскому процессу, цель которого – унифицировать национальные высшие школы стран Европы, чтобы выпускники европейских вузов могли трудоустраиваться по специальности в любой стране Евросоюза. В 2001–2008 годах в порядке эксперимента некоторые принципы Болонской парадигмы образования были внедрены в вузах ряда городов России (Москва, Петербург, Астрахань, Новосибирск
Но, как признает само руководство Минобразования, присоединение России к Болонскому процессу вовсе не означает полного отказа от национальной системы образования. Прежде всего реформирование по Болонскому образцу затронет не все вузы России. Из сферы реформирования выведены вузы МВД, ФСБ, Министерства обороны, технические вузы (например, готовящие специалистов для нефтяной промышленности или специалистов для оборонной промышленности), медицинские вузы.
Далее, академическая свобода российских студентов, вопреки Болонской парадигме, сильно ограничена. У них даже после реформы сохраняются обязательные посещения лекций и семинаров, обязательные, назначаемые самим деканатом, а не студентами, экзамены. Они не могут выбирать сами, сколько оставить предметов по выбору и сколько – базовых (хотя из предложенных необязательных курсов выбор у них теперь есть). Они лишены возможности выбирать себе преподавателей, как это делается на Западе.
Не исключено также, что бакалавриат в российских вузах будет частично платным, а магистратура почти повсеместно платной (об этом много писали в прессе), хотя одно из требований Болонской парадигмы – выведение высшей школы из сферы рынка и, желательно, бесплатное высшее образование.
По мере того как эксперименты по переходу на Болонскую систему расширялись, все острее становилась дискуссия по поводу этого нововведения. Общество раскололось на два неравноценных лагеря: сторонников вхождения России в Болонский процесс, каковых меньшинство, и противников этого, каковых большинство. Рассмотрим аргументы тех и других.
Сторонники вхождения России в Болонский процесс и реформирования российской высшей школы высказывают следующие доводы:
– реформа приведет к тому, что российские студенты смогут обучаться за границей, преподаватели станут стажироваться в зарубежных вузах, а наши вузы – принимать европейских педагогов, что положительно скажется как на качестве образования в РФ, так и на укреплении культурных связей между Европой и Россией;
– выпускники российских вузов смогут трудоустраиваться в странах Европы;
– подготовка специалистов станет более эффективной и менее дорогой. За счет исключения из учебных программ вводных и общих предметов можно будет сократить подготовку специалиста (бакалавра) на год, сделав при этом больший упор на обучение навыкам будущей профессии, что соответствует вызовам современного рынка труда;
– появление курсов по выбору увеличит свободу студента, даст ему возможность получать более разностороннее образование, даст возможность варьировать профессиональную подготовку, менять специальность;
– академические кредиты (система балов) сделают оценку знаний и умений более прозрачной, объективной, а их накопительный характер делает возможным не пересдавать предметы после перерыва в учебе, а продолжать образование, суммируя новые кредиты к уже имеющимся.
Сторонники Болонской реформы делают отсюда вывод, что в целом эта реформа направлена на повышение эффективности высшего образования России, приближение его к европейским стандартам и соответствие новым условиям жизни.
Противники реформы выдвигают следующие аргументы:
– сближение нашего образования с евростандартами будет способствовать «утечке мозгов» из России в Европу (то есть эмиграции лучших выпускников), что негативно скажется на отечественной экономике и культуре;
– сокращение срока учебы в бакалавриате до 4 лет и упразднение общих и вводных дисциплин снизит уровень подготовленности выпускников, в результате чего большинство из них будут не востребованы на отечественном рынке труда;
– конкурсный отбор при поступлении в магистратуру и тем более введение платы за нее лишит большое число студентов возможности получить полноценное образование;
– система кредитов приведет к тому, что студенты будут стремиться набрать баллы легкими способами (например, не работой в лаборатории, а самостоятельной работой, которую труднее проконтролировать), в итоге диплом бакалавра получат студенты, не обладающие должной квалификацией;
– в результате реформы российское высшее образование утеряет свое национальное лицо, произойдет разрыв с отечественной университетской традицией.
Противники реформирования российской высшей школы по Болонскому образцу делают отсюда вывод, что цель реформы – разрушение отечественной системы образования и ослабление России. Этот вывод вписывается в популярные среди оппозиционеров «теории заговора», представляющие политическое руководство РФ как марионетку в руках западных держав.
Во всем этом хотелось бы разобраться предметно.
Сторонники реформы не правы в том, что она позволит нашим студентам обучаться на Западе. Выезд за рубеж и проживание там должны быть финансово обеспечены (не говоря уже о том, что в ряде зарубежных вузов, прежде всего в Германии и в Великобритании, существует пусть небольшая, но плата за обучение). Реформа российских вузов не предусматривает дополнительное финансирование пребывания студентов за рубежом, скорее, наоборот, пафос реформы состоит в том, чтобы сэкономить на образовании, сократить расходы государства на него. Поэтому оплата академической мобильности ляжет на плечи самих студентов и их родителей (за исключением разве что нескольких столичных вузов, которые имеют хорошие связи с зарубежными университетами и солидных спонсоров, а также отдельных наиболее талантливых студентов, учеба которых будет оплачиваться фирмами, заинтересованными в контрактах с ними). Таким образом, воспользоваться этой широко разрекламированной возможностью смогут единицы.
Что же касается трудоустройства выпускников в Европе, то в странах Евросоюза констатируется стабильная (от 5 до 10%) безработица, даже выпускники европейских вузов не могут найти себе место, вряд ли при этом работодатели будут отдавать предпочтение выпускникам из России, притом что россияне, очевидно, будут хуже знать язык, обычаи, традиции страны пребывания, чем коренные жители и даже жители других европейских стран, а платить им придется как дипломированному европейскому специалисту.
Далее, трудно не согласиться с утверждениями противников реформы о том, что переход на подготовку бакалавров, связанный с сокращением учебных программ и сроков обучения, приведет к понижению уровня подготовки выпускников. Бакалавр педагогики или агрономии, безусловно, будет уступать в профессиональной квалифицированности дипломированному специалисту, учившемуся пять лет по стандартной программе. Во всяком случае, опыт Запада (Швеции, Германии) показывает, что работодатели с недоверием относятся пока к выпускникам с дипломами бакалавров.
Более того, мы убеждены, что сами архитекторы реформирования высшей школы из госаппарата не вполне искренни, когда убеждают всех, что бакалавриат эффективнее специалитета или, по крайней мере, не уступает ему. Если бакалавриат столь эффективен, то государство было бы заинтересовано в том, чтобы ввести его в вузах, которые готовят специалистов жизненно важных, приоритетных для государства областей – защиты от внешних врагов, поддержания внутреннего порядка. Однако, как мы уже замечали, Министерство образования и руководство России не пожелало вводить «эффективный» бакалавриат в вузах Минобороны, ФСБ, МВД и сохранило в них «устаревший», «затратный» специалитет. Как известно, если слова расходятся с делами, то доверять следует делам. Под аккомпанемент красивых речей о модернизации образования по европейскому образцу Минобразования своими делами показало, что считает традиционный российский специалитет более эффективным.
Но отсюда же видно, что не правы те, кто считает, что наше руководство целенаправленно разрушает доставшуюся нам от СССР систему высшего образования, действуя в интересах наших геополитических оппонентов – стран Запада, и прежде всего США. Если б это было так, то логично, что разрушение надо начать со стратегических, необходимых для нормального функционирования государства сфер – тех же вузов Минобороны, МВД, ФСБ. Кроме того, Запад заинтересован в том, чтобы Россия не имела своих
Советская система высшего образования и ее судьба в постсоветскую эпоху
Советская высшая школа в ее классическом виде была создана в начале
Однако опыт показал, что эта реформа привела к плачевным результатам. Когда перед страной встала необходимость ускоренной индустриализации, выяснилось, что вузы не могут обеспечить промышленность и народное хозяйство в целом высококвалифицированными специалистами. Вузы заканчивали лишь около 10% тех, кто поступил в них, но и эти выпускники были фактически полуграмотными, им нельзя было доверять серьезные технические и организационные задачи. В начале
Наиболее характерными чертами советской высшей школы, резко отличающей ее от западного университета, были:
Общедоступность высшего образования. В отличие от стран Запада и от дореволюционной России, для которых характерно существование «школы двух коридоров» (школы для элиты и школы для народа), в СССР была создана общая бессословная бесплатная средняя школа, после окончания которой каждый выпускник имел право сдавать экзамены в вуз. Система поступления строилась так, чтобы единственным критерием были соответствующие способности. Конечно, жизнь вносила свои коррективы, так, хотя Конституция 1937 года гарантировала всем равные права, фактически вплоть до
Общепризнанно, что индустриальный рывок, который СССР совершил дважды – в
Полное огосударствление высшей школы. Советская высшая школа в отличие от университетской системы Запада, находилась полностью под контролем государства. В СССР не было и в принципе не могло быть частных вузов, все вузы принадлежали государству. Советское государство полностью контролировало всю жизнь и деятельность высшей школы. Вузы были лишены даже намеков автономии. Во всех вузах – от Бреста до Владивостока – действовали одни и те же, принятые органами государства учебные планы и программы, ученые степени и звания по всей стране утверждал общесоюзный государственный орган (ВАК СССР), независимо от того, где происходила защита диссертации. Даже должности в университетской иерархии (ректор, проректор, декан, заведующий кафедрой) назначались с согласия соответствующих партийных и государственных органов. Безусловно, это имело ряд негативных последствий (мало учитывались особенности того или иного региона или даже университета, на должности в руководстве университетов попадали случайные люди: карьеристы и бюрократы), вместе с тем в полном согласии с законами диалектики эти недостатки были связаны и с определенными достоинствами.Прежде всего благодаря этому была осуществлена стандартизация высшего образования по всей территории страны. Выпускник сибирского вуза мог поехать работать на Украину, и там были уверены, что он получил тот же самый набор знаний и умений, что и выпускник украинского вуза, что сибирский диплом эквивалентен украинскому. То же самое касалось и научных работников:
Авторитаризм учебного процесса. Для советской высшей школы был характерен авторитарный характер отношений между преподавателем и студентами и вообще – всего учебного процесса. Идеалом являлось искреннее уважение студента по отношению к преподавателю и добровольное послушание ему, то есть не отношения взаимовыгодного договора, как в модернистском обществе (
Администрация вуза также обязывала студентов подчиняться учебному плану и расписанию занятий, которые составлялись без учета мнения студентов (впрочем, как и преподавателей). Студенты не могли выбирать преподавателя, предметы
Жизнь студентов в западном вузе строилась и строится по совершено противоположным принципам. Студент западного вуза видит в преподавателе партнера, обращается к нему на «ты», оценивает его занятия, общается с ним в неформальной обстановке. Студент обладает самостоятельностью и активностью в плане организации учебного процесса: он сам решает, какие занятия каких преподавателей ему посещать, не будучи при этом ограничен рамками факультета (конечно, некоторые базовые, «обязательные» курсы он освоить должен, но
Обычно критики советской системы обращают внимание на то, что в отличие от западного университета, студенты советских вузов (а зачастую и современных российских вузов) лишены элементарных либеральных прав, к ним относятся не как к полноправным гражданам, которые сами могут решать, как им организовать свое учебное время и учебный процесс, а как к детям, которые нуждаются в том, чтобы за них принимал решение «отец», некая авторитетная инстанция (преподаватели, администрация вуза, министерство, государство). Не говоря уже о том, что такой авторитаризм органичен для обществ традиционного типа, каковым во многом оставался СССР, он оправдывал себя практически.
Благодаря авторитаризму учебного процесса и жесткой дисциплине советские вузы в короткий срок готовили в массовом количестве специалистов стандартного и выше стандартного уровня. Работая по принципу: «не хочешь – заставим, не можешь – отчислим», они выдавали более 90 квалифицированных выпускников на каждые 100 поступивших. Тогда как результатом академической свободы в западных университетах является то, что большинство студентов учатся гораздо больше срока, который отводится на получение определенной степени (например, вместо 3–4 лет от 5 до 7), и, кроме того, только около 30% получают итоговые академические степени, большинство бросают учебу на ранних стадиях.
В сегодняшней Европе растет обеспокоенность этим фактом: ведь, с одной стороны, студенты требуют и добиваются бесплатного высшего образования, с другой стороны, они готовы учиться десятилетиями; расходы на их обучение ложатся на плечи налогоплательщиков. Современные европейские политики пытаются решить эту проблему, не нарушая принципов «священной» для них либеральной парадигмы – личных свобод, они вводят плату за образование, дабы финансовый фактор подталкивал студентов учиться побыстрее, но за это приходится расплачиваться еще большей элитаризацией образования. Согласимся, что в Советском Союзе эта проблема все же была решена за счет того самого авторитаризма высшей школы, который теперь является предметом критики.
Связь советской высшей школы с народным хозяйством. Еще одна характерная черта советского вуза – его неразрывная связь с хозяйством. Он не давал образование свободным индивидам, которые потом сами решают, где им применить свои знания, и, значит, сами несут ответственность за то, найдут они себе работу или нет. Это свойственно западному вузу. Советский вуз давал образование гражданам, которые, став специалистами, были обязаны отдать свой труд и умения в той области хозяйства, на какую им укажет государство. В СССР существовала система трудового распределения, согласно которой каждый выпускник вуза обязан был в течение некоторого времени (обычно 3 года) «отработать» на определенном производстве, в определенном городе или поселке
Итак, в СССР была создана и функционировала общедоступная, огосударствленная, авторитарная, тесно связанная с народным хозяйством высшая школа, которая досталась теперь в наследство РФ. Бесполезно сравнивать эту школу по эффективности с западной, это все равно что спрашивать: что лучше – комбайн или самолет? Комбайн хорош для того, чтобы убирать хлеб, самолет – чтобы быстро перемещаться на большие расстояния. Западная и советская высшая школа также имели различные предназначения. Западная высшая школа характерна для общества либерального, модернистского типа, которое современный российский политолог
Цель советского вуза – производство большого количества специалистов как минимум среднего, а желательно и высокого качества для всех отраслей народного хозяйства. В отличие от западного или дореволюционного российского вуза для него норма – не 10% квалифицированных выпускников от общего количества поступивших, а более 90%. С этой целью связаны и его особенности: экзаменационная система отбирала пригодный для обучения «человеческий материал», принудительный характер обучения обеспечивал количественный фактор (по принципу «не хочешь – заставим»), обязательное трудоустройство переправляло этих специалистов в систему хозяйства, культуры, образования, здравоохранения
Цель советского вуза была оправдана самими условиями его возникновения.
Кстати, ориентированность советской высшей школы на задачи модернизации, определяла и ее недостатки. Так, слабым местом советского вузовского образования была подготовка
Советская высшая школа в постсоветскую эпоху: зачем реформируют российские вузы
В
Вместе с тем доставшиеся от СССР вузы, которые, как мы выяснили, по природе своей суть не что иное, как конвейеры специалистов, продолжают все выпускать и выпускать новых и новых выпускников, значительная часть которых не может да и не хочет работать по специальности. Это напоминает ситуацию из сказки Андерсена, когда волшебный горшочек, которому было приказано «вари!», наварил столько каши, что ее никто уже не мог есть, а он все продолжал варить. В результате дипломированные инженеры и педагоги, окончившие российские вузы, занимаются посредничеством, торговлей, частным извозом
В то же время, по данным 2009 года, государство тратит на обучение одного среднестатистического студента вуза (содержание и оснащение зданий, лабораторий, библиотек, оплата труда
В этой ситуации необходимость реформы очевидна, и вызвана она не злой волей чиновников от образования, а теми патовыми обстоятельствами, в которые загнало себя политическое руководство, осуществив шоковую реформу экономики. Система вузовского образования была тесно связана с
Таков наш ответ на вопрос о причинах реформирования высшего образования в РФ.