Ю. Нисневич. Коррупция убивает
Источник: http://www.ej.ru/?a=note&id=10019
После страшного понедельника 29 марта невольно возникла мысль, что при расследовании этой трагедии непременно всплывет тот или иной факт коррупции. И это неслучайно. В последние годы такие факты постоянно фигурируют практически во всех трагических событиях, унесших десятки и сотни человеческих жизней. Будь то террористический акт — захват Театрального центра на Дубровке в 2002 году или взрывы самолетов над Тульской и Ростовской областями в 2004 году, техногенная авария — на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году или пожар — в пермском ночном клубе «Хромая лошадь».
Сегодня беда России состоит не просто в том, что в систему власти и управления государством проникла коррупция как часть «богатого» наследства СССР. Коррупция — это не только российская проблема. Это проблема для подавляющего большинства современных государств, среди которых насчитывается не более двадцати пяти, достаточно успешно справляющихся с коррупцией и, если и не полностью искоренивших, то существенным образом ограничивших ее. Основная беда нашей страны в том, что за последнее десятилетие коррупция полностью подавила свободу и конкуренцию и стала доминирующим механизмом жизнедеятельности сиамских близнецов — номенклатурной власти и такого же бизнеса, борьбы правящих номенклатурно-олигархических кланов за приватизированные ими государственную власть и ресурсы как средства для обогащения.
Коррупция как ржа проела российскую власть до дыр, разрушает государство, призванное, прежде всего, обеспечивать безопасность и защиту своих граждан, уничтожает страну, ее природную среду и ресурсы и уже вполне буднично убивает все больше и больше людей, от Калининграда до Камчатки и от Мурманска до Сочи.
При этом одна из голов двуглавого мутанта российской власти сочиняет национальные доклады о борьбе с коррупцией по методу барона Мюнхгаузена, приказывая каждому органу власти вытащить самого себя за волосы из трясины коррупции. И для пущей важности публично топает ногами на министров за неисполнение ее указаний, забыв, что любовь, особенно корыстная, как говорил принц датский Гамлет, магнит попритягательнее, чем родная мать, а тем более чем такая голова со всеми ее указаниями. Другая голова, защищая интересы коррумпированных и коррумпирующих все вокруг себя правящих кланов, разрешает возобновить вредное производство на байкальском ЦБК, спускает деньги налогоплательщиков в черную дыру Тольяттинского автомобильного завода, создает зону особой инновационной коррупции в Подмосковье. И, совсем потеряв себя из-за полной профнепригодности несущей ее «шеи» органов охраны и безопасности, насквозь продажных и коррумпированных, приказывает этим органам «выковырять террористов со дна канализации», забыв, что до этого уже приказывала их «замочить в сортире».
Тот, кто захватил и удерживает власть посредством политической коррупции, не может и не будет реально бороться с коррупцией, так как тогда пришлось бы начать с себя как с первоисточника всех ее проявлений и разновидностей. Неслучайно российский закон о противодействии коррупции определяет ее как преступление исключительно материального характера, как дачу и получение взятки, коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями и служебным положением с целью получения выгоды для себя или третьих лиц в том или ином материальном выражении. Однако коррупция — это преступление не только материального характера. Сущность коррупции в сфере публичной власти состоит в использовании административного ресурса этой власти не в общественных интересах и целях, не для выполнения ее публичных функций, а в злоупотреблении этим ресурсом для получения неправомерного преимущества любого характера, извлечения личной или групповой как материальной, так и политической выгоды.
Конвенция ООН, государством-участником которой Россия стала с мая 2006 года, против коррупции установила в качестве одной из необходимых мер борьбы с коррупцией признание уголовным преступлением злоупотреблений влиянием и служебным положением с целью «получения какого-либо неправомерного преимущества», а также незаконного обогащения, которое определяется как «значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Если бы Россия последовательно соблюдала эту конвенцию, то сегодня почти все российские публичные должностные лица и чиновники различных уровней должны были бы сидеть в тюрьме как уголовные преступники.
Авторитарный номенклатурно-олигархический режим корпоративного типа, который сегодня правит в России, исторически обречен на полное разъедание коррупцией и самоуничтожение. Дни этого режима сочтены.
Поэтому бесполезным представляется дальнейшее копание в продуктах жизнедеятельности такого режима с заранее известным результатом только для того, чтобы в очередной раз, собрав небольшую группу даже самых отважных и активных людей, публично заклеймить его позором. Это никак не влияло, не влияет и не будет влиять ни на сам режим, ни на нарастающее в обществе недовольство режимом, ни на развивающийся по своим правилам процесс его саморазрушения. Подобную политическую псевдоактивность можно оставить КПРФ, традиционно специализирующейся на выпускании пара и сотрясании воздуха призывами «заклеймить позором кровавый режим». И при этом органически неспособной к реальному противостоянию. Представляется, что многие деятели КПРФ и известные сторонники этой партии относятся к категории так называемых «реактивных оппозиционеров», то есть тех, кто находится в оппозиции власти не столько по каким-либо идейным соображениям, сколько по тому, что просто «не взяли в команду». Еще с 90-х годов это стало достаточно распространенным явлением в российской политике.
Сегодня большинство думающих граждан России, действительно озабоченных как своей судьбой, так и судьбой своей страны, уже достаточно отчетливо понимает, что же представляет собой правящий режим и на что он способен, а тот, кто не хочет думать, никогда этого и не поймет. Поэтому закономерно, что по данным Левада-центра, полученным в феврале этого года, 62% российских граждан «живет, полагаясь только на себя и избегая вступать в контакт с властью».
Главное сегодня — это направить все совместные усилия, использовать все возможные и допустимые для каждого силы и средства на то, чтобы защитить людей от агонизирующей в припадке беспредельной коррупции власти, от миазмов и конвульсий ее распада. Для того чтобы жестко и наотмашь бить власть по ее жадным и загребущим рукам. По щупальцам, которые она протягивает к людям, чтобы залезть к ним в карман и забрать заработанные их трудом средства и собственность, чтобы лишить людей возможности оказывать ей сопротивление и отобрать у них остатки политических и гражданских прав и свобод. Своими некомпетентными и движимыми исключительно жаждой наживы действиями власть лишает людей возможности жить достойно и безопасно, создает угрозу их здоровью, а зачастую и жизни. Поэтому лозунгом сегодняшнего дня должен стать лозунг «Власть, руки прочь от людей!». Возможность действенной реализации этого лозунга демонстрирует интернет-сообщество. В последнее время это совсем не виртуальное сообщество своими сплоченными действиями все чаще и чаще заставляет власть и подконтрольное ей телевидение менять повестку дня и публично реагировать на те события, которые власть с удовольствием обошла бы молчанием. Примерами таких событий могут служить досрочное освобождение Светланы Бахминой, защита прав жителей поселка «Речник», многочисленные случаи бесчинства милиционеров и ДТП с участием «членовозов» с мигалками.
Но есть важная задача и на завтрашний день, которую надо начать решать уже сегодня. Для того чтобы как можно быстрее и с минимальными потерями выбраться из-под обломков режима, крах которого предрешен и может произойти в любой день и час, и воссоздать в стране демократические политические и государственные порядки, необходимо немедля приступить к разработке программы конкретных политических, экономических, управленческих, информационных и просветительских мер и действий.
Нельзя еще раз повторить просчеты лидеров революции 90-х годов, когда никто, кроме небольшой группы экономистов, не был готов и не имел хоть сколько-нибудь вразумительного плана построения нового государства после краха коммунистического режима и распада СССР. Анализ просчетов, в результате которых слабый демократический просвет, образовавшийся в начале 90-х годов, сегодня плотно затянула номенклатурная трясина коррумпированной власти, а советский, не только экономический, но и социальный, политический, управленческий, идейно-ценностный и нравственный кризис так и остался не преодоленным, должен стать отправной точкой для разработки программы демократического возрождения России.