Разделение властей придумывают, чтобы кормушек было больше и чтобы спихнуть с себя ответственность? Разве нельзя просто избрать хорошего президента?
Действительно, на генетическом уровне закреплена именно иерархическая модель власти. Даже в стаде обезьян во главе всегда стоит наиболее сильный и агрессивный вожак, ниже по иерархии – слабые, но пользующиеся его покровительством самцы, в самом низу – рядовые члены стада. По аналогичной схеме были выстроены все аграрные государства древнего мира и средних веков. Ее черты просматриваются в абсолютной монархии Российской империи и во власти генерального секретаря КПСС. Сходным образом организована команда корабля и управление небольшой фирмой. Но такая организация государственной власти имеет большой недостаток. Слишком многое зависит от личности вождя. Если на уровне фирмы всевластие недалекого собственника оборачивается ее банкротством, то для государства некомпетентность правителя грозит народу лишениями, а порой и массовыми репрессиями.
Когда в Европе началась череда великих революций, люди задумались над тем, как улучшить эту «естественную» модель власти. Было предложено разделить власть на три ветви – представительную (парламент), исполнительную (правительство) и судебную – и так прописать их полномочия в Конституции, чтобы ни одна из них не могла довлеть над другими. Например, правительство вправе расходовать собранные налоги, но ставки налогов утверждает парламент. Парламент может принять закон, но президент вправе наложить на него вето. Парламенту придется преодолевать его квалифицированным большинством. Конституционный суд вправе признать закон не соответствующим Конституции, то есть заблокировать его применение. Президент может заключить международный договор, но парламент вправе отказаться его ратифицировать. Тем самым создается система сдержек и противовесов, сильно затрудняющая злоупотребление властью.
Каждая ветвь власти имеет преимущества и недостатки, вытекающие из ее природы. Парламент – лучшее место для дискуссий по законопроектам, но не пригоден для проведения международных переговоров или сбора налогов. Правительство может успешно руководить строительством федеральных дорог, но дискуссии и голосование чиновникам противопоказаны. Здесь приказ руководителя обязателен для подчиненного, если он не противоречит закону. В суде тщательно взвешиваются аргументы «за» и «против», но судебный процесс долгий и радикально отличается от парламентских дискуссий. Больших успехов добиваются те страны, в которых система сдержек и противовесов прописана так, что ветви власти проявляют свои лучшие стороны.
Беспрецедентное ускорение экономического роста началось в Европе и