Почему ЕГЭ, этот прогрессивный инструмент оценки знаний учащихся, у нас выродился в инструмент насилия над школой?

Потому что наша вертикаль управления «переварила» идею единого госэкзамена не «как лучше», а «как всегда». На этот крючок она повесила слишком многое: аттестацию учащихся за курс средней школы, поступление в вуз, борьбу с коррупцией в системе образования, оценку деятельности школ и педагогов при выплате стимулирующего фонда зарплаты. По показателям сдачи ЕГЭ теперь отчитываются все – начиная с педагогов и директоров школ при соответствующей аттестации и заканчивая губернаторами. За наивысшие показатели соревнуются школы, города, регионы.

При этом нет ни одна сторона в этом процессе не заинтересована в объективных очках: и губернаторам, и чиновникам, и директорам, и учителям, и ученикам нужны баллы повыше. Все соучастники итоговой аттестации поневоле поставлены в двусмысленное положение, когда требуется и честные экзамены провести, и показатели не испортить, чтобы не подвести школу, город, регион, иначе финансирование урежут. Отсюда бесчисленные фальсификации, которые не устранить ни с помощью веб-камер, ни привлечением тысяч наблюдателей.

Доходит до абсурда: в Перми управление образования дает муниципальное задание школе и заключает с ней договор, по которому она обязуется, что дети сдадут ЕГЭ не ниже определенного уровня. Директора развили идею и стали заключать договоры с родителями… Осталось заключить договор с детьми, и можно упразднять педагогику. Зачем она, когда все подписано и заверено?

Специалисты предлагают новому министру образования своим приказом запретить сравнивать между собой по результатам ЕГЭ учителей, школы с различным контингентом учащихся, регионы. Кстати, когда единый экзамен только вводили, декларировалось, что сравнивать школы, работающие в разных социальных условиях, по его результатам не будут. Но уж очень удобным для чиновников оказался этот инструмент.

Не потребует средств и особых усилий и отмена жесткого срока, отведенного ученикам Положением о едином экзамене: они должны определиться с перечнем сдаваемых экзаменов до 31 марта, а дальше ни шагу в сторону… Но дети до конца школы раздумывают, в какой вуз поступать.

Или такой простой путь облегчить жизнь школе и детям: центры приема ЕГЭ должны работать постоянно в течение всего года, чтобы старшеклассник, подготовившись, имел возможность сдать нужный ему экзамен, и при необходимости повторить попытку. Сейчас же, если какой-то экзамен в сельской школе выбрал только один ученик, то в день сдачи экзамена ему необходимо вовремя добраться до города и самостоятельно найти пункт приема ЕГЭ.

Безусловно, надо устранить и такое одиозное нововведение, как ограничение действия свидетельства о результатах ЕГЭ полутора годами. Оно фактически лишает выпускника документа об образовании.