В.С. Соловьев, русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик: «Русский народ находится в крайне печальном состоянии: он болен, разорен, деморализован. Он в лице значительной части своей интеллигенции хотя и не может считаться формально умалишенным, однако одержим ложными идеями, граничащими с манией вражды к нему всех и каждого. Равнодушный к своей действительной пользе и действительному вреду, он воображает несуществующие опасности и основывает на них самые нелепые предположения. Ему кажется, что все соседи его обижают, недостаточно преклоняются перед его величием и всячески против него злоумышляют. Всякого из своих домашних он обвиняет в стремлении ему повредить, отделиться от него и перейти к врагам, а врагами своими он считает всех соседей».
Д.С. Лихачев, академик, был «совестью России» и воплощением великой русской традиции веры и духовного сподвижничества в литературе и в жизни: «Почему огромная по численности и великая по своей культуре страна оказалась в таком трагическом положении? Десятки миллионов расстрелянных и замученных, умерших от голода и погибших в „победоносной“ войне? Страна героев, мучеников и… тюремных надсмотрщиков. Почему? И опять идут поиски особой „миссии“ России. Я отказываюсь верить даже в одну сотую, одну тысячную долю благодетельности такой „миссии“. Никакой особой миссии у России нет и не было! Любая нация отвечает за свою судьбу. И не надо ни на кого сваливать вину за свою „несчастность“ – ни на коварных соседей или завоевателей, ни на случайности, ибо случайности далеко не случайны, но не потому, что существует какая-то „судьба“, рок или миссия, а в силу того, что у случайности есть конкретные причины».
Ю.М. Нагибин, русский писатель, сценарист: «Народ, которому я принадлежу, мне не нравится. Не по душе мне тупой, непоколебимый в своей бессмысленной ненависти охотнорядец. Как с ним непродышно и безнадежно! С него как с гуся вода стекли все ужасы века: кровавая война, печи гитлеровских лагерей, Бабий Яр и варшавское гетто, Колыма и Воркута… Пора перестать валять дурака, что русский народ был и остался игралищем лежащих вне его сил, мол, инородцы, пришельцы делали русскую историю, а первожитель скорбных пространств или прикрывал голову от колотушек, или доведенный до пределов отчаяния, восставал на супостатов. Удобная, хитрая, подлая ложь. Все в России делалось русскими руками, с русского согласия, сами и хлеб сеяли, сами и веревки намыливали. Ни Ленин, ни Сталин не были бы нашим роком, если бы мы этого не хотели. Как хочется поверить, что есть выход! Как хочется поверить в свою страну!»