Энергопаек: только его нам и не хватало

Правительство не нашло эффективного способа контроля за издержками и приняло энергопаек – грубый, лобовой механизм сдерживания конечных цен.

Правительство намерено ввести в России нормированное потребление электроэнергии, воды, отопления и газа. Эксперимент начали с электроэнергии: с 1 сентября 2013 года энергопаек ввели в 7 пилотных регионах (Забайкальском и Красноярском краях, Владимирской, Нижегородской, Орловской, Ростовской и Самарской областях), с 1 июля 2014 года его распространят на всю страну. По горячей и холодной воде пилотным будет 2014 год, окончательным – 2015 год. Далее на очереди – отопление и газ.


Причины

Д. Медведев, премьер-министр: Правительство отказывается от индексации тарифов базовых инфраструктурных монополий в 2014 году, затем (два года подряд) эти тарифы предполагается индексировать на сложившийся уровень инфляции. Но сделать это необходимо без сокращения обоснованных инвестиционных программ, то есть без нарушения прав потребителей услуг инфраструктурных монополий.

А. Силуанов, министр финансов: Инвестпрограммы компаний могут в номинальном выражении пострадать, но… государство поджимается, мы пересматриваем свои бюджетные расходы, и компании тоже должны этим заниматься.

А. Улюкаев, министр экономического развития: Мы не проводим индексацию тарифов по газоснабжению и по электрическим сетям в июле 2014 года, а проводим ее в июле 2015 года по уровню инфляции 2014 года. В последующие два года проводим индексацию по инфляции предшествующего года.

Д. Козак, вице-премьер: 2013 годом мы завершаем выравнивание тарифов до экономически обоснованных по всей стране и далее будем идти в плановом порядке, устанавливая предсказуемые тарифы на долгосрочный период, понятные и инвесторам, и бизнесу, и гражданам.

М. Егоров, начальник управления регулирования электроэнергетики Федеральной службы по тарифам: Экономически обоснованный тариф на электроэнергию в России составляет 4,5 рублей за 1 кВт-ч. Но такие тарифы пока только в Москве, Петербург лишь приближается к ним. Сейчас значительную часть тарифной нагрузки несут на себе предприятия, которые платят за население, – величина перекрестного субсидирования в 2013 году оценивается в 232 млрд рублей. И эта сумма из года в год растет, что не стыкуется со стратегией свести к 2023 году перекрестное субсидирование к минимуму в 50 млрд рублей.

По данным Минэкономразвития, электроэнергия для населения в 2013–2015 годах будет отпускаться по ценам на 17–20% меньше, чем для промышленных предприятий, в 2019–2020-х годах цены выровняются, а в 2030 году стоимость энергии для населения будет в 1,7 раза дороже.

Итак, правительство намерено скачкообразный рост тарифов на услуги естественных монополий сделать частью программы ресурсосбережения и стимулировать рост энергоэффективности, перейти к формированию цены на электроэнергию на рыночной основе, отказаться от извечного нашего перекрестного субсидирования, когда за население частично платят предприятия, и побудить население экономить электроэнергию.

Но… Эксперты и население смотрят на эту злободневную проблему иначе. С одной стороны, власти утверждают, что тарифы расти не должны, с другой – они все равно ползут вверх, по объективным и субъективным причинам. Энергетики жалуются, что им не хватает денег на ремонт обветшавшей инфраструктуры, через дыры в которой улетает более 30% электроэнергии. При этом в ее себестоимости 49% составляют некие «прочие расходы» – за счет постоянно растущих тарифов содержатся футбольные команды, богатеют руководители ЖКХ и т. п. С введением соцнорм тарифы все равно будут повышаться – за пределами установленного лимита, но завуалировано и бесконтрольно. И это повышение решили переложить на граждан, введя «скрытую перекрестку», когда не государство помогает людям, а другие граждане.

Планы. Окончательно размер энергопайка будут устанавливать региональные власти, федеральное правительство определило диапазон от 50 до 210 (на одного жильца) кВт-ч в месяц, при этом в соцнорму должны попадать 65–85% жителей региона. Пропорционального увеличения нормы за счет прибавления числа зарегистрированных в квартире жильцов не предполагается. Так, второй жилец увеличит соцнорму на 50 кВт-ч, третий, четвертый, пятый – по 20 кВт-ч, а шестой и т. д. не будут приниматься во внимание. По квартире, где никто не зарегистрирован, норма равна нулю. Если летом все уехали на дачу и на энергопаек работал только холодильник, сэкономленные киловатт-часы перенести на зиму не удастся.
Электроплита добавит к энергопайку не более 90 кВт-ч, бойлер – не более чем до 100 кВт-ч, отопительные приборы – до 3000 кВт-ч. Но этими приборами дом или квартира должны быть оборудованы «в установленном порядке». Для сельских жителей соцнорма может превышать базовую на 100 кВт-ч. Для одиноких пенсионеров предусмотрен коэффициент 1,5. В первый год действия энергопайка все пенсионеры смогут оплачивать по низкому тарифу всё электричество.

На «начальном» этапе правительство разрешило разницу между тарифами за нормативно и сверхнормативное потребление максимум на 30%. Постепенно стоимость сверхнормативного потребления электроэнергии должна выйти на экономически обоснованный уровень, то есть станет в 1,5–2 раза выше, чем платит население сегодня.

Факты. В пилотных регионах с 1 сентября 2013 года энергопаек (на одного жильца) составляет: во Владимирской области – 50 кВт-ч, в Забайкальском крае – 65, в Красноярском крае – 70 в летний период и 400 кВт-ч с 15 сентября по 15 мая. В Нижегородской области на одного зарегистрированного жильца приходится 50 кВт-ч в месяц, на двух – 100, на трех – 120. В Орловской области – 190, 240 и 260 кВт-ч соответственно.

В Ростовской области энергопаек в зависимости от числа жильцов составляет от 96 до 206 кВт-ч, этот объем оплачивается по 3,5 рубля за 1 кВт-ч, свыше – по 3,89 рубля. Во Владимирской области разброс тарифов больше – 3,34 и 3,99 рубля, в Забайкальском крае – 2,28 и 3,78 рубля.

От чего предпочтете отказаться? В среднем в месяц холодильник потребляет 33–35 кВт-ч, телевизор – 30–38 (при просмотре телепередач в течение 5 часов в сутки), стиральная машина – 30 (при стирке 3 раза в неделю по 2 часа),чайник – 25–30 (4 раза в сутки по 5 минут), утюг – 25 (3 раза в неделю в течение одного часа), лампы накаливания для освещения – 60, компьютер – 62 (при работе по 4 часа в сутки). Итого 265–280 кВт-ч. И это не считая кухонных плит, пылесосов, микроволновых печей, посудомоечных машин и комнатных обогревателей, которые являются не роскошью, а жизненно важной необходимостью в большинстве северных регионов.

Российское новшество на мировом фоне. Во Франции и Швеции соцнорма по электроэнергии составляет 120–150 кВт-ч на жильца в месяц. В среднем в месяц за электричество в этих странах платят от 25 до 40 евро при средней зарплате во Франции 2410 евро, в Швеции – 7213 евро. Норма потребления электроэнергии в Белоруссии для квартир, оборудованных электроплитами, – 250 кВт-ч в месяц, газовыми плитами – 150.

По данным Института проблем естественных монополий, среднестатистический житель США потребляет в год 4587 кВт-ч, Финляндии – 4261, Китая – 3700, Англии – 1878, Германии – 1730, России – 935. И на таком фоне российские власти решили воздействовать на россиян рублем за «рачительное» и за «расточительное» жизнеобеспечение – кому что по карману.
Согласно последним оценкам Росстата, почти у 61% россиян средние душевые доходы не дотягивают до 15 тыс. рублей, а у 43,9% они ниже 10,5 тыс. рублей, при том что реальный размер прожиточного минимума должен составлять не менее 10 тыс. рублей. 80% россиян не могут позволить себе приобрести крупную бытовую технику и товары длительного пользования без потребительского кредита. Это весьма репрезентативный индикатор бедности в развитых странах.

В развитых странах, где энергорынок регулируется рыночными механизмами, цена электроэнергии для населения в 2–3 раза выше, чем для промышленности. Электричество дешевле продавать и поставлять большими объемами, «поквартирная доставка» обходится существенно дороже. Таким образом, при нынешнем уровне цен на энергию в России (2,5 рубля за 1 кВт-ч) условно рыночной можно считать ставку для населения в 5 рублей за 1 кВт-ч.

Мрачные перспективы. Россияне будут вынуждены оплачивать якобы «избыточное» по меркам чиновников потребление электроэнергии не только за самих себя, но и за всех жителей дома, это относится к освещению подъездов и работе лифтов. Сюда же приплюсуется бесхозяйственность управляющих, коммунальных служб. Картина складывается безрадостная, учитывая неразвитость в России самоуправления.

Раздаются опасения, что некоторые российские города могут превратиться в подобие Пхеньяна, где за пределами центральных районов крайне слабо освещены улицы, мало окон светится по ночам. Но если в КНДР такая ситуация сложилась из-за гигантского дефицита электроэнергии и бедности одного из последних оплотов коммунизма, то в России, обладавшей мощнейшей и реформированной энергосистемой, «погружение во мрак» станет следствием того, что правительство не нашло эффективного способа контроля за издержками, приняло грубый, лобовой механизм сдерживания конечных цен. Временную заморозку тарифов нельзя считать универсальным механизмом, ведь у энергосистемы и водосистемы разные балансы, разные источники потребления и условия. Для того чтобы привести в нормативное состояние все источники тепло-, водо-, газо- и электроснабжения в России, по данным Минэкономразвития, необходимо более 9,3 трлн рублей.

Откуда взять такую фантастическую сумму? У населения. Но большинство россиян не могут и не готовы платить за коммунальные услуги по экономически обоснованному тарифу, тем более видя поистине олимпийские масштабы расходования средств.

Олимпиада в Сочи была признана самой дорогой в истории зимних игр еще в 2009 году, когда ее смета оценивалась в 950 млрд рублей. Взлет затрат в 5 раз относительно начальной сметы 2007 года – до 1,5 трлн рублей (37,5 млрд евро) – позволил России подняться на недосягаемую высоту. На зимнюю Олимпиаду в Турине (Италия, 2006) – на строительство спортивных объектов, транспортной инфраструктуры, спортивных деревень – официально было потрачено 1,7 млрд евро, или в 22 раза меньше, чем на сочинскую. Зимняя Олимпиада в Ванкувере (Канада, 2010) обошлась вместе с частными средствами в 4,2 млрд евро. Летнюю Олимпиаду в Лондоне (Великобритания, 2012) активно критиковали за расточительность при затратах в 15,4 млрд доллара.

В Сочи не было практически ни одного объекта, способного принять спортивные соревнования международного уровня, срочно создавалась новая инфраструктура, вплоть до того, что по дну моря к городу был проложен газопровод. Дорого обошлась и сама «изюминка» – зимняя Олимпиада в субтропиках. Не говоря уже о коррупционной составляющей, величину которой можно прикинуть, исходя из того, что прошлые зимние и летние Олимпиады в мире дорожали в ходе строительства примерно в 2 раза относительно заявленной стоимости, а сочинская – в 5 раз…

Поговорим на тему

А. Клепач, заместитель министра экономического развития: По мере перехода к экономике с доминирующей долей среднего класса перекрестное субсидирование сойдет на нет. Сейчас средний класс составляет 20–26% населения, бедные – порядка 13%, богатые – 5–7%, а остальное большинство – малообеспеченные. К 2025 году 50% населения будут представлять среднеобеспеченные слои. В этих условиях субсидировать потребление тепла, электроэнергии, газа нет смысла.

В. Киселев, директор некоммерческого партнерства «Сообщество потребителей энергии»: Проблема перекрестного субсидирования не может быть решена только за счет дифференцированного тарифа. Более существенным шагом является оптимизация инвестиционных и операционных расходов сетевых компаний (80% от перекрестного субсидирования). Но реальных действий в этом направлении мало или совсем нет.


А. Нечаев, член экспертного совета при Счетной палате: Ситуация с тарифами в очередной раз показывает, что у естественных монополий есть мощные лоббисты, а у народа нет. Хотя, по идее, защитниками интересов населения должны быть депутаты Госдумы. Но эта роль им удается не лучшим образом. Была озвучена идея, которую я полностью поддерживаю, о замораживании на 2014 год тарифов естественных монополий. Не прошло и нескольких дней, как раздался плач Ярославны, мол, эти монополии будут вынуждены резко сократить инвестиционные программы, окажутся на грани краха. И буквально через несколько дней правительство сообщило, что заморозка будет только для промышленности, а для населения замораживания тарифов не будет (а будет индексация тарифов на величину «инфляции минус 0,25%», то есть на 75% общего роста цен). Возможны и другие сюрпризы.

Н. Бояркина, журналист: В России население потребляет 10% электроэнергии, а промышленность – 70%. Поднимется ли наша экономика, если народ начнет потреблять еще меньше? Скорее снизятся доходы производителей бытовой техники, да и «лишние» электростанции придется закрывать. Может быть, введение соцнормы связано с тем, что электричества стране не хватает? Россия в год производит 1050 млрд кВт-ч, из них 23 млрд мы продаем Китаю, Украине, Белоруссии, Монголии, Казахстану, Прибалтике. Могли и больше, да не покупают. Цены на мировом рынке сбивают Финляндия, США, Канада, Парагвай, Германия. У них дешевле. У нас себестоимость производства одного киловатта от 0,5 до 1,5 рубля. Сколько же накруток делают многочисленные посредники, пока этот киловатт дойдет до потребителя! Чиновники уверяют, что энергопаек позволит людям платить меньше. Но цена на электричество по норме снижена на 4 копейки за 1 кВт-ч, а сверх выходит на 68 копеек больше. Почему энергетики активно лоббируют введение соцнормы? Если население будет меньше платить, они будут меньше получать. Значит, они все же рассчитывают на то, что повышенный тариф сверх соцнормы принесет им больше прибыли.

АиФ. 25.09.2013: Опять нас обманули: рост тарифов на электроэнергию, газ, тепло в 2014 году заморозят, но только для предприятий. Население из этого списка выбросили и пообещали, что коммунальные платежи будут расти не на 6% в год, а на 4,2%. Чиновники оправдываются: на ремонт коммунальной инфраструктуры нужны триллионы, если тарифы на услуги ЖКХ прекратят расти, россияне рискуют остаться вообще без тепла и света. Государство сбросило с себя коммуналку вместе с гнилыми трубами и дырявыми крышами, хотя по закону должно было передать частникам ликвидный жилой фонд. Сегодня коммунальщики собирают платежи, безнаказанно накручивают за свои услуги миллионы, но батареи от этого теплее не становятся. История, когда в Санкт-Петербурге за огромные деньги вместо новых в землю закапывали старые ржавые трубы, типична для многих регионов. Здесь государство порядок навести не может. Или не хочет. Если жестко контролировать эту сферу, хватило бы и тех денег, что поступают на коммуналку. Но проще взять из нашего кармана.