Лидерство в космосе: уверенная поступь Китая
Китай демонстрирует впечатляющие достижения в космической гонке, тесня признанных ее лидеров. По данным UCS, на 1 февраля 2014 года у США на орбите находилось 488 действующих спутников (подавляющая их часть отвечает за коммерческую связь), у России – 118 (в основном спутники ГЛОНАСС, военные спутники навигации и связи), у Китая – 117. Причем Китай существенно опережает Россию по количеству невоенных спутников, предназначенных для исследования Земли, метеорологии, космоса и развития собственных технологий. Симптоматично и то, что с 2002 года у России добавилось лишь 6 спутников, а у Китая – 100. По информации UCS, средние ожидаемые сроки эксплуатации российских спутников – 6,3 года, китайских – 7,4, американских – 9,9.
По оценке Euroconsult, за 2013–2016 годы китайцы запустят больше всех собственных спутников (100). В декабре 2013 года Китай запустил луноход, к 2020 году планирует высадить человека на Луну и построить собственную орбитальную станцию. Любопытно, что в космических программах Китай стремится к полному самообеспечению. А Россия, утрачивая технологии создания спутников, при производстве аппаратов все больше использует импортные комплектующие. По оценкам российских специалистов, доля иностранных деталей в спутниках связи превышает 70%, в космических аппаратах достигает 90%. Примечательно, что российские операторы спутникового ТВ для распространения сигнала арендуют иностранные спутники («Триколор-ТВ» и НТВ-плюс – транспондеры (ретрансляторы) французского спутника Eutelsat, «Орион Экспресс» – люксембургский, «Радуга-ТВ» – китайский ABS-2).
Россия удерживает 1-е место по числу орбитальных запусков ракет. Из 82 космических стартов в 2013 году на Россию пришелся 31 запуск. Лидерство России во многом обеспечено коммерческими запусками. До сих пор основным конкурентным преимуществом России была более низкая стоимость вывода полезной нагрузки в космос. По оценке РБК, средневзвешенная по количеству запусков последних 5 лет рыночная стоимость доставки максимальной полезной нагрузки на низкую опорную орбиту (НОО) с помощью российских ракет составляла 6,3–8,9 тыс. долларов/кг, в Китае – 8,1–10,8 тыс., в США – 12,5–18,8 тыс.
В ближайшие годы лидерство России как космического перевозчика может быть оспорено. США, ЕС и Китай разрабатывают новые ракеты и космические корабли, в том числе для доставки пилотов и грузов на МКС. В. Лопота, глава РКК «Энергия»: «После начала эксплуатации челноков Dragon американской компании SpaceX спрос на российские транспортные корабли “Прогресс“ упал на треть». Разрабатываемая SpaceX тяжелая ракета Falcon Heavy способна доставить на НОО до 53 т грузов за 1,5–2,5 тыс. долларов/кг. Китай разрабатывает недорогие тяжелые ракеты Long March 5/7 и к 2020 году планирует довести свою долю в коммерческих запусках до 15% (в 2013 году у китайцев не было коммерческих запусков).
Если в 2000-е годы неудачными оказались менее 4% российских запусков ракет, то за последние 3,5 года – 7%. И. Комаров, гендиректор Объединенной ракетно-космической корпорации: «Настораживает то, что все эти аварии связаны с качеством контроля процессов на производстве, с его организацией и подготовкой персонала. Это системные вещи. Нет такого, что поставили контролеров, ввели военную приемку – и все чудесным образом решилось раз и навсегда. Дефекты не повторяются, что свидетельствует о деградации системы». Аварийность китайских ракет семейства Long March за последние 10 лет составила 1,8%, причем у Long March 3 не было серьезных происшествий. Безаварийно летали и европейские ракеты Ariane-V, американские Atlas-V, японские H-II, индийские PSLV. Правда, у России тоже есть безаварийные ракеты – Союз-ФГ, специализирующиеся на доставке космонавтов на МКС.
Согласно отчету Space Report 2014, совокупные госрасходы на космос в мире в 2013 году превысили 74 млрд долларов: на США приходилось более 41 млрд, на Россию – 10 млрд долларов (ее расходы выросли с 2003 года в 14 раз). По государственным расходам на космос в расчете на 10 тыс. долларов ВВП Россия в 2013 году занимала 1-е место в мире – 47 долларов, США – 25 долларов, Китай – 4 доллара. А по уровню космических доходов наша страна находилась на периферии. По оценке РБК, на нее приходилось 1,6% мировой выручки коммерческого космоса.
Согласно отчету Space Report 2014, объем мировой экономики космоса в 2013 году превысил 314 млрд долларов: коммерческий сегмент – 240 млрд, государственный – 74 млрд. Около 60% выручки приходилось на спутниковое телевидение и рынок глобальных навигационных услуг. В России рынок спутникового ТВ в 2013 году оценивался в 560 млн долларов (менее 1% мирового) при 3-м месте в мире по числу абонентов – 13 млн (Индия – 41 млн, США – 34 млн). Небольшие доходы от спутникового телевидения в России связаны с низкой стоимостью услуг для пользователей.
Мировой рынок оборудования и устройств глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) в 2013 году оценивался в 86 млрд долларов, российский – в 670 млн долларов (менее 1% мирового рынка). А. Гурко, глава ГЛОНАСС: «Российский рынок спутниковой навигации может увеличиться к 2020 году до 10 млрд долларов». Китай, учитывая огромный внутренний рынок с десятками автопроизводителей и то, что подавляющая часть производств навигационных чипов и смартфонов размещена в этой стране, планирует увеличить к 2015 году рынок спутниковой навигации до 37 млрд долларов, к 2020 году – до 65 млрд. Сейчас 15 спутников китайской ГНСС BeiDou покрывают Азиатско-Тихоокеанский регион, к 2020 г. Китай намерен иметь 35 спутников, которые обеспечат всемирное покрытие.
По данным Федерального управления гражданской авиации США, в 2013 году 23 коммерческих запуска в мире принесли выручку 1,9 млрд долларов, 12 пусков пришлись на Россию, которая заработала 759 млн долларов.