Антикризисная модель российского школьного образования (2016)

Современные проблемы школьного образования во многом связаны с затянувшимися противоречиями между старой системой и новыми потребностями общества. Происходит всеобщее снижение мотивации к обучению – в мире, а не только в России. Традиционная система образования выполнила свои задачи к середине XX века и необратимо устарела. Кто раньше найдет решение, тот и окажется впереди. Успех этих поисков зависит от глубины понимания масштабов и сложности задач. Это понимание должно стать массовым. Модель будущей системы образования нужно строить открыто и согласованно с обществом. Что же необходимо менять в системе образования?

Кризис системы образования

Традиционная система образования создавалась в условиях массовой безграмотности, немногочисленные грамотные становились проводниками безграмотных. Наиболее эффективной моделью для массового всеобуча стал образовательный конвейер – стандартизованные программы обеспечивали стандартизованных выпускников. Чем лучше учитель проводил по стандартной траектории, тем надежнее безграмотный или малограмотный ученик попадал в образованное общество. Получался социальный лифт для тех, кто точно и послушно выполнял задания учителя. Этот лифт был главным мотивом для учеников слушать указания учителя. В поколении детей войны не выполнить задание учителя – совершенно невозможная ситуация.

По мере решения задачи всеобуча потребности в образовании менялись, поскольку общий уровень образованности общества рос, образовательные потребности становились все более разнообразными, а роль социального лифта брали на себя родители, имеющие образование и полезные связи. В ответ на эти изменения появились внешкольные образовательные структуры и специализированные школы. Спецшколы были инородны исходной системе, их директивно под разными предлогами разваливали, несмотря на успешность выпускников. Но они упорно возрождались. До сих пор не утихают споры о соотношении избирательности и равенства возможностей – с аргументами о природном неравенстве людей, их способностей и стремлений, с одной стороны, и по-разному понимаемой справедливости, с другой.

В 1990-е годы разрастание различных форм образования на основе закона «Об образовании» 1992 года вышло из-под контроля старой системы управления, оставшейся практически неизменной. Вместо анализа новых условий, потребностей общества, реструктуризации системы управления власть на местах силой продолжает ужимать это разнообразие. У энтузиастов зачастую не хватает энергии пробивать старую структуру управления, которая уверенно и твердо ведет маятник развития назад к старым проверенным схемам, хотя они не отвечают современным задачам общества. Кого это не устраивает, предпочитают выходить из государственных школ и формируют островки нового в рамках дополнительного образования, в частных школах. Но большинство остальных даже не задумывается о новом.

Новые формы и модели образования отторгаются и значительной частью общества, придавая силы консервативным тенденциям в управлении образованием. Большая часть населения, воспитанного в советском духе «единственно верной стратегии партии», не готова к ответственному самостоятельному выбору образовательной программы, предпочитает патерналистские модели поведения, когда «старшие товарищи» лучше знают, как надо учить и воспитывать. Подавляющее большинство родителей предпочитает отдать ребенка в школу и минимально отвлекаться на его образование: «там профессионалы, они лучше знают». Их вводит в состояние стресса необходимость делать выбор из разнообразных возможностей. Поэтому они не только сами избегают выбора, но и отстаивают для всех остальных необходимость жить в единых программах, единых учебниках, единых подходах к обучению.

Единый государственный экзамен, введенный для решения проблемы массовых претензий к выпускным и вступительным экзаменам в традиционной форме, превратился в жупел образовательных реформ, хотя ориентирован на традиционную логику образовательного конвейера. Он был задуман как независимый измеритель обученности в стране и прекрасно с этим справился. Но попутно он выявил неприглядную особенность старой системы образования: учатся в ней не ради образования, а ради сдачи экзамена. А ради успешного результата экзамена все средства хороши. У подавляющего большинства населения, включая родителей и педагогов, нет образовательных целей, поэтому в качестве цели они выбирают результат экзамена. Родителям и учителям так проще не думать, а тупо натаскивать на ЕГЭ, перекладывая на него собственные недостатки мотивации. Пока экзамены были разные, это было не так очевидно.

Внутренняя мотивация к образованию формируется на осознанности образовательных целей. У тех, у кого образовательные цели есть, замечаний к ЕГЭ нет: это понятный и несложный технологический этап на пути к цели. И они предпочитают иметь возможность выбора. Они могут изменить цель на основе анализа пройденного пути, полученной квалификации, оценки новых внешних условий. Человек, способный критически оценивать обстановку, себя и делать осознанный выбор, будет успешно ставить перед собой новые цели, адаптироваться в стремительно меняющемся современном мире. Именно эти качества критически важно сформировать сегодня, как бы ни хотелось спокойного надежного и предсказуемого будущего. Нет его, и не будет.

Нас ждет нашествие роботов и искусственного интеллекта, которые уже постепенно вытесняют людей из сравнительно простых сфер деятельности, учась выполнять сложные функции. Искусственный разум и механические манипуляторы экономически выгоднее человека. А человек должен постоянно развиваться, занимаясь более тонкими интеллектуальными и эмоциональными задачами. Чем быстрее будет идти прогресс, тем быстрее и гибче нужно быть в постановке перед собой новых образовательных целей, чтобы осваивать новые виды деятельности.

Альтернативы навыкам формирования осознанного выбора, собственной индивидуальной образовательной траектории нет. Чтобы быть успешным, нужно жить в необходимости и возможности делать выбор. Для этого с раннего детства должен быть выбор и ответственность за него. Ответственные родители должны это осознать и поместить ребенка в условия выбора и ответственности, обеспечив разумный уровень безопасности, ответственности и возможностей для развития, соответствующих интересам и способностям ребенка. Чем точнее ребенок сможет определиться со своими образовательными целями, тем эффективнее и интереснее для него будет процесс собственного образования, разных форм обучения. Не ради натаскивания на экзамен, а ради самореализации и удовлетворения здорового любопытства о мироздании.

Пора наконец-то осознать, что неудачи реформ традиционной системы образования связаны не со злой волей реформаторов, а с недооценкой масштабов необходимых изменений, когда устаревшую систему локальными изменениями пытались привести в соответствие с новыми реалиями. В результате старую систему сломали, а новую, удовлетворяющую современным запросам, так и не построили.

Проблемы образования живо обсуждаются на разных уровнях, появляются комплексные декларации направлений его развития: «Образование-2035», прогнозы дрейфа профессий, глобальное образование, Манифест гуманистической педагогики XXI века, опирающийся на идеи успешные авторские школы 1990-х годов и закон «Об образовании» 1992 года. Манифест родился в ответ на активные попытки унификации образования в рамках единых учебников, программ, возрождения традиционных для советской школы форм обучения и воспитания. Обнародован также Манифест современного цифрового образования, идеологи которого опираются на бурный расцвет новых педагогических инструментов на основе современных информационных технологий.

Появилось множество новых индивидуальных запросов, которые нужно осознать и формализовать. Удовлетворение разных запросов требует согласования интересов всех участников образовательного процесса. Управление этими запросами требует соответствующей реструктуризации системы образования и управления ею.

Ученики и учителя в новых условиях

Известно, что просвещение предполагает активное целенаправленное воздействие учителя на учеников. Учитель знает, чему учить, а ученик знает, что он должен учиться и что предложенное учителем обучение ему во благо. Эта постановка задачи опиралась на ограниченность доступа к информации.

В современных условиях, когда в 2–3 щелчка по экрану можно получить любую информацию, учитель перестал быть носителем знания. Получить, разжевать знания в любом объеме и любого качества сегодня можно без учителя и даже бесплатно. Знание перестало быть информированностью, стало компетентностью, то есть способностью оценивать поступающую информацию для дальнейшей ее обработки. Значит, знания сегодня передать уже невозможно, это личный конструкт каждого. Только личное переживание, переосмысление получаемой информации позволяет сформировать знание. Эта важная граница между информацией и знанием пока не общепризнанна.

Переосмысление понятий «информация» и «знание» – одна из важнейших задач образования. Нужно не забыть при этом пресловутые ЗУН, которые неудачной коннотацией англоязычных KSA (knowledge, skills, abilities) испортили хорошие русские понятия «знания» и «умения». Они поплыли в смыслах и привели к появлению понятий «компетентность» и «компетенция». При формировании знания как интеллектуальной компетенции важно различать уровни знания. Компетентностное восприятие знания требует переоценки содержания образования, изменение его целей и форм. ФГОС нового поколения несет в себе такое содержание, но он остается вне деятельности многих педагогов.

Соответственно, из пассивного восприятия внешней информации образование становится личностным процессом формирования знания, личного образа мира. Обучение является только одним из возможных способов получения образования, причем при условии востребованности этого обучения. Когда обучение не востребовано, образования не происходит. Останется традиционное накачивание информацией, основанное на побочных феноменах памяти, а не в результате заинтересованного восприятия. Что-то из этого может преобразоваться в компетентностное знание, но КПД такого обучения крайне низкий.

Когда информация доступна в любом количестве, направленности и форме любому желающему, ученик из пассивного объекта обучения становится самостоятельным субъектом. В этих условиях насильственное обучение по внешнему выбору неэффективно. Важнее умение создать условия для повышения мотивации ученика к обучению. Ставка на поддержку активных учеников требует постепенного продвижения новых образовательных отношений на фоне сохранения традиционных, но под ответственность самих учеников и их родителей, а не в рамках всеобщей единой для всех программы. Важнейшей целью системы образования становится возможность обеспечить каждому его собственную, оптимальную именно для него, образовательную траекторию, программу.

Очевидно, что далеко не все готовы к активному самостоятельному выбору и смогут сами ориентироваться в океане знаний. Уверенно можно утверждать обратное: только единицы смогут без профессиональной помощи подобрать оптимальный образовательный маршрут. Таким образом, при реализации предложенной новой цели системы образования ключевой задачей педагогики становится образовательная диагностика ученика и подготовка предложений по его образовательной навигации в мире разнообразных образовательных услуг.

По оценкам социологов, более 2/3 имеющихся компетентностей люди приобретают вне основного образования. При создании системы образования, адаптивной к индивидуальным потребностям, стирается грань между видами образования. Любую развивающую и интересующую учеников активность можно рассматривать как полноправное образование наравне с привычно важными «предметами». Театры, музеи, галереи, кружки, студии, ансамбли, музыкальные школы, спортивные секции, тематические выездные лагеря и фестивали – все это и многое другое, подтверждающее полезные обществу компетенции, встанет в единый ряд системы образования.

Изменение отношений учителя с учениками и необходимость формировать индивидуальные образовательные траектории требуют новых компетенций и расслоения традиционной единой профессии учителя на различные виды деятельности:

  • ведение разных по формам и содержанию учебных курсов, позволяющих заинтересовать и активизировать учеников (педагог, игропрактик);
  • подбор оптимальной комбинации учебных (развивающих) курсов из доступных ученику по различным критериям с учетом его интеллектуального, эмоционального, психологического, физиологического развития, помощь в выборе направления развития и решении образовательных проблем (тьютор);
  • разработка учебных материалов и программ, предусматривающих различные активные стратегии освоения, в том числе игровые (методист, образовательный технолог, игротехник);
  • разработка и реализация методик оценки освоенных знаний и компетенций, органично сочетающихся с активными формами освоения знаний, в том числе игровых (тестолог).

Например, родители на конкурсной основе заключают срочный договор с тьютором – куратором класса (расширенный статус классного руководителя). Он представляет интересы родителей, все время находясь с подопечными в школе и контролируя образовательные программы и систему жизнеобеспечения. Он разрешает конфликтные ситуации, информирует родителей и согласовывает с ними все значимые аспекты жизни детей в школе. Для того чтобы тьютор был в состоянии оценить соответствие условий потребностям подопечных, он должен обладать набором соответствующих компетенций по психологии, медицине, педагогике, юриспруденции. И это надо обеспечить подготовкой учителей.

Учиться не в школе. В конце 2016 года в школе сошлись две негативные тенденции: удушающее административно-командное давление изнутри системы (проверки, отчеты, бумажный вал, бессмысленные мероприятия, контрольные работы без конца и края, показатели, показатели, показатели) и искусственно созданная мифология о «развале школы и необходимости возврата к советской школе». В действительности никакого развала нет. Посмотрите на медицину, транспорт, систему безопасности, дороги, сельское хозяйство и сравните со школой. Конечно, в каждой сложной системе случаются ЧП, сбои. Но каждый мало–мальски серьезный сбой в системе образования становится моментально известным всей стране. Школа – самая открытая система в России. Насилие над ребенком, самоуправство директора, поборы, грубость воспитательницы в детском саду, не говоря уже о нарушениях на ЕГЭ, – школа просвечена насквозь! Важный результат улучшения системы – ее прозрачность.

Но использовать увеличение информации о происходящем для уничтожения источников этой информации, значит возвращать систему в ее исходное состояние. Какая глупость. Зато сколько политических очков можно получить, эффективно построить предвыборную кампанию, быстро исправить огрехи руководства правительства («учителя, идите в бизнес!») или ведомства, какую популярность в массах можно стремительно завоевать, поддерживая мифологию развала и играя на ностальгии!

Цена такого простого решения – усиления административно-командного регулирования и дискредитации усилий государства и сообщества по улучшению школы – в падении мотивации учеников, учителей и родителей. Никто не будет хотеть учить и учиться ради проверочных контрольных работ. И в установке родителей и детей на поиск нешкольных ресурсов образования. В определенном смысле это неплохо. Будет активно развиваться рынок дополнительных образовательных услуг. Он уже растет. Интересные проекты развития детей, летние и зимние школы, конкурсы, олимпиады, языковые, математические, творческие программы вузов, финансовая грамотность, филологические школы, клубы, планетарии, зоопарки, технопарки – всего не перечислить. Детские уголки развития сегодня есть в каждом крупном торговом центре, не говоря уже о кинотеатрах и книжных магазинах.

Помимо школы, существуют сетевые ресурсы, дополнительное образование, многочисленные образовательные предложения. Учиться не в школе становится не только модно и круто. Каждый день родители, ученики и учителя узнают о новых подходах в обучении и развитии, новых методиках, системах, школах, сетях. И уже никого не пугает то, что одни подходы противоречат другим, что свести все предложения в «единую образовательную систему» невозможно даже мысленно. Не пугает, потому что все больше родителей стремятся развивать в своем ребенке то особенное, уникальное, что в нем есть изначально. Самореализация ребенка, интерес, мотивация, коллективная творческая деятельность, развитие способности к сотрудничеству и поощрение успешности привлекают родителей сильнее, чем жесткая установка на контроль за успеваемостью и проверки результатов усвоения программ.

Попытки удержать административный контроль над открытыми ресурсами, инициативой разработчиков, спросом родителей на индивидуальное образование, стремлением преподавателей вырваться из рутинных ограничений «образовательных учреждений» (в широком смысле слова) и пытливостью учащихся лишь выталкивают наиболее мотивированных из формальной системы образования. Система может ответить созданием образовательных комплексов: таким путем пошла Москва, и мы видим какие сложности проявились, когда система вытаскивает себя из болота, пытаясь переродиться изнутри. Но семьям, родителям и детям надо учиться сегодня, им нет дела до трудностей административных структур. Поэтому вполне реален взрыв неформального образования, оправданное стремление родительского сообщества к самоорганизации, к расширению семейного образования, клубных форм, сетевых образовательных программ.

Но тогда государство должно будет направить средства налогоплательщиков на компенсацию такого выбора родителей. Потому что они будут рассчитывать получать именно общее, а не дополнительное образование за счет неформальных ресурсов. И никто не захочет платить дважды. Да это и несправедливо! А цена слепого ведомственного авторитаризма и популистской мифологии «разрушения» возрастет многократно. С другой стороны, может быть в этом и есть смысл общего образования? Может, оно потому и общее, что не только школьное?

Александр Адамский, кандидат педагогических наук, научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика».

Подробнее: Александр Адамский. Что ждет российское образование в 2017 году? // MEL. 09.01.2017. – http://mel.fm/2017/01/09/changes_2017

Заказчики образования и оценка его качества

Заказчиком образования традиционно было государство, оно определяло потребности в специалистах. По мере насыщения острых кадровых потребностей и повышения уровня образованности общества, государство перестало справляться с этой функцией, хотя органы власти по инерции контролируют образовательный процесс. А без явно выраженного заказчика и внятного заказа невозможно сформировать обоснованные критерии оценки качества образования.

В современных условиях заказчиками образования могли бы выступать: ученики и их родители, которым тьюторы и педагоги помогают определять образовательные потребности и выбирать траектории обучения; государство в лице конкретных ведомств и территорий с учетом различных интересов на разных уровнях и местных особенностей; бизнес; образовательные организации, имеющие устойчивый спрос и внешние связи; научно-педагогические организации, проверяющие какие-то модели и создающие новые в качестве ориентира для остальных.

Наличие разных заказчиков и их заказов с различными критериями оценки качества обеспечат выбор возможностей. Это позволит без видимых революций сохранить традиционные формы обучения и развивать новые. Отсутствие жестких требований к содержанию образования, формирование реального выбора в виде конкурса образовательных программ и наличие инструмента выбора в виде индивидуальных образовательных счетов позволят изменить модель управления образованием.

Пока состав подтвержденных знаний был сравнительно невелик, стандартные экзамены, проверяющие их освоение, были логичными. Они определяли годность выпускника к следующему этапу деловой или учебной карьеры и уровень его амбиций (по бренду выпускающей организации).

В условиях существенного расширения и углубления диапазона знаний и обучения на протяжении всей жизни привычные границы квалификации теряют смысл. Индивидуальная образовательная траектория может приводить каждого к своим образовательным и профессиональным целям собственным путем, и традиционные документы об образовании слабо помогают разобраться в его реальных компетенциях. Поэтому придется отказаться от единых по времени и содержанию экзаменов и этапов обучения: каждый сможет двигаться к своим образовательным и профессиональным целям в своем графике. Если школьная программа при традиционном изучении требует 11 лет, а при мотивированном может быть пройдена за 2–4 года, значит, за 11 лет содержание образования по индивидуальным планам может быть существенно расширено и/или углублено.

Для унификации образовательного пространства, независимо от способа и места получения образования, необходимы независимые центры тестирования и квалификации (НЦТК). Постоянно действующие НЦТК оценивали бы любые стандартизованные компетенции в любое время по желанию ученика, обеспечив декларированное в законе «Об образовании» право на любые формы организации образования. Каждый учится, где и как хочет, в приемлемом для него ритме, темпе и направлении. А подтверждает результаты НЦТК. Если квалификационные оценки станут для них основным бизнесом, они будут заинтересованы в их достоверности и честности. Честности – главная их ценность по условиям бизнеса. Если уровень знаний по всем областям и на всех уровнях в любое время по желанию оценивает только сертифицированный центр, не нужны и бессмысленны отметки в качестве административного инструмента в школе и других образовательных организациях.

Вынос процедуры оценки в независимые структуры и отмена привязки ее ко времени сделают ученика и образовательную организацию равноправными независимыми игроками. Каждый человек начинает сам выстраивать оценку своей компетентности и отвечать за нее. Образовательные организации потеряют контроль над планированием обучения конкретного человека и должны будут заинтересовывать его программами и качественным обучением. Только авторитет и польза образовательной организации смогут привлечь и удержать ученика при такой схеме оценки результатов. Активный ученик будет искать более эффективные способы обучения, а пассивный выберет минимальные затраты физических и умственных усилий. Но любой ученик сам будет инициатором тестирования, потому что ему нужно предъявлять свои результаты при всех учебных и кадровых переходах. Этот результат является его подтвержденной компетентностью и одновременно косвенно формирует обобщенные характеристики результативности системы образования.

Кстати, уровень знаний, приобретенные компетентности логично проверять у обучаемого не на выходе, а на входе: перед новым учебным курсом или при собеседовании на занимание вакансии, так как компетенции проверяемого являются входными условиями. А вот проверка на выходе учебного курса возможна по инициативе самого ученика (как заказчика) для проверки качества работы учителя. Вопреки желанию ученика, проверка по окончанию курса выглядела бы странной, разве как условие родителя или учителя при заключении договора.

Для того чтобы такая схема была продуктивной, надо традиционные образовательные цензы в виде аттестатов и дипломов заменить на гибкие развивающиеся по мере необходимости «карты знаний», задающие пространство обучения. Движение по ним может формировать гибкие личностные профили. Сопоставляя их с компетентностными профилями, людей будут принимать на работу и учебу, выявлять зоны развития при проектировании карьеры. Естественно, в цифровом виде – бумажные подтверждения образовательного ценза уже устарели и являются удивительным рудиментом бумажной эпохи.
Вместо пачки сертификатов НЦТК для подтверждения компетенций на этапе приемных испытаний и собеседований была бы удобнее «карта знаний». Стандартизованные на государственном или ведомственном уровне «карты знаний» сделают наглядным процесс собеседований: достаточно иметь опубликованный профиль «карты знаний» для требуемой компетенции и сопоставить его с заполненной «картой знаний» соискателя.

Для того чтобы облегчить задачи построения гибкой траектории и оценки ее прохождения, необходимо привычные крупные блоки знаний разбить на более мелкие («гранулы»), классифицируемые по уровням. Наиболее заметным изменением станет отсутствие границ между видами и уровнями образования, так как каждый сможет двигаться по «карте знаний» собственным образом, а любой новый шаг будет определяться его собственным заполнением «карты знаний». Это, помимо создания условий для мотивированного обучения, обеспечивает гибкость освоения новейших видов деятельности, поскольку они обычно определяются небольшими новыми блоками знаний на традиционном фундаменте знаний. Любой имеющий карту на уровне этого фундамента может войти в новую деятельность, освоив новые блоки знаний. Контроль за содержанием образования выходит на общедоступный контур независимого тестирования и постоянно развиваемую «карту знаний». Это позволяет обеспечить независимый мониторинг состояния образованности всей страны с детализацией до населенных пунктов.

Наличие «карты знаний» меняет весь ландшафт не только образования, но и рынка труда, особенно если она будет дополнена профессиональными «картами компетенций». Это сложная работа, но, во-первых, «карты компетенций» давно обсуждаются, во-вторых, с «картой знаний» будет проще создавать «карты компетенций», так как в них не нужно будет отражать знаниевый уровень. Чтобы согласовать компетентности и компетенции, достаточно будет сопоставить оцифрованные траектории на «карте знаний» соискателя вакансии и ее держателя. А чтобы получить новую профессию, достаточно будет освоить на традиционной базе курсов нескольких новых модулей.

Разделение школы на независимые структуры – обучения и жизнедеятельности

Традиционная школа транслирует стандартные образовательные программы. Новая образовательная задача требует от школы концентрации на творческих решениях и мотивации, удовлетворения различных образовательных потребностей, нестандартных образовательных траекторий. Это возможно только при свободе выбора образовательной стратегии, декларированной в законе, но необеспеченной на практике.

Формальным условием подавления самостоятельности школы является подчиненность директора школы органу власти как работодателю. На психологическом уровне авторитарные отношения поддерживает совмещение в единой структуре управления двух разных функций – обучения и обеспечения жизнедеятельности. Отношения жесткого контроля в вопросах жизнедеятельности переносятся на отношения в вопросах обучения.

Раздел школы на независимые юридические лица позволит разрешить эти противоречия и обеспечить понятные критерии качества. Эксплуатацию здания школы и обеспечение всей инфраструктуры целесообразно оставить под контролем одного юридического лица, действующего в традиционной логике директора школы (назовем его комендантом), собственно обучение доверить другому юрлицу, а обеспечение учебным оборудованием – третьему, обслуживающему группу школ.

Это открывает перспективы реализации в одном здании одной образовательной модели, или в одном здании несколько образовательных моделей, программ (образовательный «бизнес-центр»), или в нескольких зданиях одной образовательной модели («образовательная сеть»). Третья модель в традиционной реализации внешне неотличима от советской школы с единым образовательным пространством по единой программе по всей стране. В современной реализации возможны разные формы: от центров образования до независимых школ, работающих по общей идеологии, например, «развивающего обучения», Монтессори, Международного бакалавриата и др.

При таком разделение традиционной школы по функциональному признаку становится прозрачным различие частных и государственных школ – по владению зданием. Упрощается формирование критериев выбора независимой образовательной организации – по заказчикам образования. Главным критерием оценки работы коменданта и его структуры являются качество и надежность всех сервисов жизнедеятельности, безопасность и здоровье детей. Стимулирующим критерием становится количество проведенных ученико-часов. Сервисы нормируются, а за учебное содержание часов комендант не отвечает. Конкуренция между организациями, поставляющими учебное оборудование, снизит затраты и обеспечит квалифицированное его обслуживание.

Для того чтобы независимые обучающие организации реально отвечали за качество обучения, они должны отбираться по конкурсу и с ними должен заключаться договор на определенный срок. Победа на конкурсе означает ответственность победителя за реализацию именно этой программы перед своим заказчиком и защищает образовательную организацию и заказчика от любых иных вмешательств. Единственная возможность оспорить победившую программу – аргументированное заключение Обрнадзора о несоответствии ее ФГОС.

Взаимосвязь и взаимозависимость участников образовательных отношений являются ключевыми принципами идеи разделения школы, позволяющими каждому участнику отвечать за реализацию своих интересов по понятным критериям оценки качества. Это создает условия для саморегулирования и резко снижает потребность во внешних проверках. Но для эффективного саморегулирования правила этих отношений не должны провоцировать выхолащивание содержательных смыслов под давлением формальных критериев. В частности, комендант не должен иметь голос в образовательных конкурсах, но будет их инициатором, если остается неиспользованный резерв ресурсов. Разумеется, все нюансы правил и критериев требуют тщательной проработки.

Органы власти в системе образования

Органы власти не справились с возникшим после 1990-х годов ростом разнообразия школьных моделей и начали его подавлять. Критерии оценки качества выбираются умозрительно, реальные потребители на них практически не влияют.

При разделе школы на независимые структуры систему жизнедеятельности логично передать под контроль Министерства строительства и ЖКХ. Достаточно вычленить для зданий образовательных организаций формальные стандарты соответствия по возрастам, которые должны быть обеспечены. Превышение возможностей над требованиями стандартов может стать конкурентным преимуществом здания или предметом договора, местных стандартов.

Поскольку каждое ведомство в изложенной логике становится заказчиком образования, на его кадровую структуру полезно возложить дополнительные задач: планирование потребностей в кадрах, профориентацию, мониторинг, разработку или заказ образовательных программ. Если образовательные организации становятся независимыми и отвечают непосредственно перед заказчиками, нет смысла в отдельном ведомстве – Минобрнауки. Мониторинг результатов образовательной деятельности в стране, научную проработку планов и результатов следует доверить экспертным структурам под контролем Межведомственного комитета по координации системы образования.

Межведомственный комитет должен отвечать за статистику и ее анализ, нормативное обеспечение образовательной деятельности, координацию образовательных подразделений в ведомствах, формирование согласованной образовательной политики государства, подготовку бюджета всей системы образования, анализ мероприятий и их результатов, связанных с участием в образовательных процессах учреждений культуры, науки и спорта. Комитет был бы логичен в составе Министерства экономического развития в качестве расширения деятельности по управленческим кадрам. Нормированные требования к качеству независимого тестирования обеспечат контур государственного контроля для всех участников на всех этапах обучения. А Обрнадзор продолжит контролировать образовательный процесс и деятельность НЦТК.

Финансирование образования

Поскольку школьные здания останутся под управлением местных органов власти, финансирование их эксплуатации (без учета затрат на образовательный процесс) принципиально не поменяется. А для оплаты работы образовательных организаций предлагается обеспечить каждого ученика специальным счетом на обучение (образовательный сертификат, ваучер) с ежегодным начислением из федерального бюджета в зависимости от возраста ученика, результатов независимого тестирования и творческих мероприятий (олимпиад, конкурсов, конференций). Этот счет должен дробиться до одного учебного часа, чтобы ученик (родители) мог гибко его использовать для оплаты различных образовательных услуг в разных образовательных организациях. Для согласования гарантий и гибкости в использовании счета можно вести его в учебных часах, достаточных для предусмотренного государством уровня образования. Стоимость учебного часа может пересчитываться по единой логике и меняться год от года или зависеть от различных критериев.

Для оплаты услуг могут приниматься не только сертификаты, но и деньги. А в государственных образовательных организациях можно регламентировать их соотношение. Если инновации действительно станут государственным приоритетом, за успехи в образовании ученики могут получать дополнительные образовательные сертификаты сообразно масштабу успехов.

Для обеспечения баланса спроса и предложения образовательных моделей государство может поощрять более востребованные модели в виде госзаданий или образовательных конкурсов для аренды помещений. Ключевым здесь является непрямое управление – информацией и стимулирующим финансированием при заключении срочного договора. Компенсацией срочности договора должны быть гарантии повышения квалификации или переквалификации в случае незаключения преподавателем договора.

Выделение подушевых средств на обучение из федерального бюджета будет стимулировать финансирование местных условий для обучения, так как лучшие образовательные программы, особенно при развитии дистанционных форм обучения, будут способствовать притоку обучающихся из менее успешных в образовательном смысле регионов. С другой стороны, могут быть разные стратегии развития регионов: кто-то будет успешен в организации условий для обучения, а кто-то сумеет лучше обеспечить в своем регионе заказ и трудоустройство специалистов.

Непосредственное погашение утвержденной стоимости образования вместо сквозного регулирования всех аспектов образования создаст реальные условия для формирования активных и ответственных граждан, способных к мотивированному выбору собственной образовательной программы. Перенос ответственности за оплату обучения и смежных образовательных услуг на ученика (родителей) освободит государство от необходимости оценивать качество и непосредственно финансировать образовательные организации, переориентирует их на заказчиков обучения и вынудит конкурировать друг с другом на стандартных рыночных принципах. Государство может поддерживать и стимулировать конкретные организации по специальным программам. С переносом акцента на гражданское финансирование существует риск госбюджетного недофинансирования реального образования. Но лучше открытая ситуация для гражданского диалога с властью, чем демагогическая профанация реальных условий образования.

Постепенное внедрение новой системы образования

Учитывая инертность систем образования, сопротивление многих педагогов, администраторов, родителей и учеников, необходимо избегать резких изменений и создавать условия для постепенного прорастания новой системы из старой. Каждый родитель должен самостоятельно обсудить со своим ребенком предлагаемые возможности и сделать выбор: обучаться по традиционной модели или пробовать новые формы. А каждая образовательная организация должна выбрать свое место на образовательном поле в виде предлагаемой образовательной программы и отвечать перед заказчиком за ее реализацию.

Этапы реализации антикризисной модели образования:

  • корректировка нормативной базы для раздельного лицензирования и независимого функционирования зданий и образовательных организаций без собственной учебной базы, раздельные требования стандартов;
  • разделение школы на два юридических лица (обучение и жизнеобеспечение);
  • развитие центров независимого тестирования и квалификации;
  • подготовка и переквалификация кураторов-тьюторов;
  • переподчинение структур органов власти в сфере образования, связанных с жизнеобеспечением, Министерству строительства и  ЖКХ;
  • формирование в ведомствах структур развития кадров (HR), разработка «карт знаний»;
  • создание Межведомственного комитета по координации системы образования на базе структур Минобрнауки, ответственных за обучение.

Параллельно необходимо разрабатывать правила взаимодействия всех участников, включая условия оборота образовательных ваучеров и наличных денег, проведения конкурсов и заключения срочных договоров с образовательными организациями, расчет и запуск ваучерной модели компенсации стоимости обучения. На подготовительном этапе, пока указанные выше этапы не реализованы, эти механизмы не актуальны.

Риски предлагаемой антикризисной модели:

  • борьба за доминирование между руководителем образовательной структуры и руководителем службы обеспечения;
  • потеря влияния на оперативное управление учителями, учениками и родителями;
  • неумение управлять с помощью информации;
  • неналаженный бизнес в сфере оценивания компетенций;
  • отсутствие достоверной оценки стоимости разных образовательных услуг;
  • отсутствие практики подготовки преподавателей, способных строить увлекательный образовательный процесс;
  • отсутствие представлений о возможной образовательной динамике в условиях свободного определения;
  • протест педагогов против срочных договоров;
  • неопределенность отношений собственности на технологическое оборудование, используемое в образовательном процессе. С одной стороны, оно относится к инфраструктуре, с другой – от выбора оборудования зависят возможности его применения (требуется уточнение или отнесение его на отдельную аутсорсинговую структуру).

Дайджест по материалам Михаила Кушнира: Антикризисная модель образования, согласующая интересы и ответственность всех участников. 29.05.2013. – http://medwk.blogspot.ru/2013/05/blog-post_29.html; Манифест новой системы образования: от просвещения к образованию (соавтор Павел Максименко) // Newtonew. 29.02.2016. – https://newtonew.com/discussions/new-education-system-manifesto; Какой должна быть образовательная реформа? Что отличает систему образования от системы просвещения? // MEL. 18.11.2015. – http://mel.fm/2015/11/18/kushnir; Тупик педагогики сотрудничества. 30.11.2016. – https://newtonew.com/discussions/partnership-pedagogics-fail; Карта знаний может перевернуть высшее образование. 30.09.2016. – https://newtonew.com/higher/unified-higher-education

Михаил Кушнир проработал 25 лет в школе, в том числе замдиректора по ИТ в московской гимназии № 45 имени Мильграма, эксперт по ИТ в образовании, идеолог электронных классных журналов, тренер образовательной программы Apple, член правления Лиги образования.