Перспективы образования: от запоминания к развитию креативности, воображения, инициативности и лидерских качеств

От экономики товарной к интеллектуально-творческой. Современное общество постепенно переходит от товарной экономики к интеллектуально-творческой. Как говорил Тони Блэр, Англия получает больше доходов от рок-н-ролла, чем от своих шахт. Гораздо больше шансов на успех у тех стран, которые смогут сбалансировать товарные рынки и когнитивно-креативный потенциал. Нации, которые верят только в сельское хозяйство, долго не протянут, они обречены на бедность.

Самыми денежными будут биотехнологии, нанотехнологии и искусственный интеллект. Скоро не останется людей на фабриках, зато появится много новых специальностей в интеллектуальной сфере. Важно вовремя сориентироваться и переключиться. Проблема большинства людей в том, что они инертны и ни шагу не могут сделать без оглядки на толпу. Если вы хотите добиться успеха, главное – не бояться быть непохожим на других, брать на себя полную ответственность за свою жизнь, не страшиться в один день все изменить и пойти по новому пути.

Действующая система образования готовит специалистов прошлого. Мы учим их для того, чтобы они шли на работу, которой уже не существует, обеспечиваем неэффективными интеллектуальными инструментами. Поэтому в мире такой высокий процент безработных. С какой стати владельцу бизнеса принимать на работу выпускников, у которых нет надлежащих знаний и опыта? В результате в большинстве ведущих мировых компаний доминируют 50-60-летние.

Учеба не будет базироваться на запоминании. Сейчас специалисты образовательной сферы во многих странах кардинально пересматривают учебные программы по естественным наукам, которые имеют непосредственное отношение к технологиям будущего. Главное, что учеба не будет базироваться на запоминании. Скоро компьютеры и очки Google Glass трансформируются в крохотные линзы, предоставляющие возможность загружать всю необходимую информацию. Уже существуют очки дополненной реальности с такой функцией. Поэтому школьники и студенты на экзаменах смогут запросто найти ответы на вопросы в интернете: достаточно моргнуть – и появится нужная информация. Не нужно будет перегружать мозг бесполезными знаниями, которые впоследствии не используется. А освободившийся умственный резерв переориентируется на развитие способности думать, анализировать, аргументировать и в итоге принимать верные решения.

Беря на себя ответственность за свою жизнь, осознавая, какие именно знания им нужны, люди станут образовывать сами себя, без оглядки на «контролирующие органы». А необходимую консультацию можно будет получить, например, у «умной» стены. Скоро такие устройства, основанные на технологиях искусственного интеллекта, появятся в офисах, квартирах и даже на улицах. Достаточно будет приблизиться к стене и сказать: «Я хочу поговорить с профессором биологии». На стене появится ученый, который даст нужную информацию. Такая система будет применима не только в образовании, но и в медицине, юриспруденции, дизайне, психологии и др. Конечно, реальные специалисты, например хирурги, будут нужны, но простые проблемы можно будет решить виртуально. А преподаватели «живьем» не понадобятся, отпадет необходимость и в экзаменах.

Уже существуют университетские онлайн-курсы. Пока многие бросают их, потому что не могут перестроиться, обойтись без наставника, не имеют высокой мотивации. Но онлайн-система совершенствуется, и за ней образование предстоящих 50 лет. Университеты сохранятся, однако это будут преимущественно виртуальные вузы, где обучение основано на облачной системе. Тех, кто будет посещать лекции в традиционных учебных заведениях, сочтут неудачниками, которые не сумели сами сконструировать свое образование.

Вместо дипломов портфолио. Дипломы исчезнут за ненадобностью, потому что образование перестанет ограничиваться временными и пространственными рамками. Появятся центры сертификации, в которых специалисты будут сдавать квалификационные экзамены, определяющие навыки и компетенции. В зависимости от результата человек получит или не получит определенную должность. Возможно, внедрят унифицированную шкалу баллов: их количество позволит занять определенное положение в обществе. Университеты станут поставщиками услуг, но сами оценивать их не смогут. Это будет похоже на популярную в США, Канаде, Японии и Европе систему портфолио, когда за время учебы человек накапливает дипломы, свидетельства, сертификаты и предоставляет их работодателю. В будущем такой запас регалий обретет статус основного элемента в образовательной системе, а IT-технологии сделают доступ к таким документам простым и понятным.

Онлайн-педагогика. Будут активно развиваться и детские образовательные сервисы. Возможности несистемного образования станут безграничны, появится онлайн-педагогика. Причем «онлайн» не значит, что все будут сидеть перед компьютерами. Изменится сама среда, в которой мы живем, и интерфейсы взаимодействия. Города будущего будут интерактивными: большие игры для детей будут проходить в реальных городских или специально подготовленных пространствах в течение многих дней. Научатся начинять учебники искусственным интеллектом. Он будет самостоятельно подбирать образовательные материалы (фото, тексты, видео, задания, схемы) под потребности конкретного обучающегося (от 6 до 60 лет). Таких разработок уже много, они постепенно внедряются.

Развивать способности, недоступные роботам. Понятно, что ни один высокоразвитый искусственный интеллект не в состоянии полностью заменить человека. У нас много преимуществ перед машинами. У роботов отсутствует образное мышление, нет сознания, интуиции. Поэтому они не могут заменить, скажем, фондовых брокеров, для которых главное – не интеллект, а интуиция. Выживут садовники, строители, работники физического труда, у которых работа завязана на креативе, то есть предполагается не автоматическое исполнение функций, а изменение подхода на разных этапах. В ближайшее время «рабочими» будут признаны специальности, которые сейчас считаются интеллектуальными – программирование, веб-дизайн, 3D-проектирование.

Чем бы человек ни занимался, у него ко всему должен быть творческий подход, живое воображение, способность быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах и хорошо развитая интуиция. Таким образом, чтобы добиться реального успеха, нужно развивать те способности, которые недоступны роботам: креативность, воображение, инициативу, лидерские качества.

Дайджест: Митио Каку. Учеба уже не будет базироваться на запоминании. Утопия или прогноз? // NewConcepts Journal. Выпуск 11. 2015.

Автор: Митио Каку, американский физик-теоретик и преподаватель с мировым именем, основатель теории струн, профессор теоретической физики в университете Нью-Йорка.