КГБ и радикальные перемены. Интервью с В.В. Иваненко
Биографическая справка
- В 1970–1986 годах работал в Управлении КГБ по Тюменской области, отвечал за безопасность нефтегазового комплекса, руководил Нижневартовским городским отделом. Последняя должность в Тюменском УКГБ – заместитель начальника управления;
- в 1986–1991 годах – старший инспектор, начальник отдела, заместитель начальника Инспекторского управления КГБ СССР;
- с мая 1991 года – и.о. председателя, с августа по ноябрь – председатель КГБ РСФСР;
- в ноябре – декабре 1991 года – генеральный директор Агентства федеральной безопасности РСФСР, министр РСФСР;
- в 1992 году – консультант, в возрасте 44 лет уволен из органов госбезопасности «по сокращению штатов»;
- с апреля 1993 года по октябрь 1998 года – вице-президент, первый вице-президент, заместитель председателя правления нефтяной компании «ЮКОС»;
- с октября 1998 года по октябрь 1999 года – советник министра по налогам и сборам РФ;
- с февраля 2000 года по февраль 2004 года – вице-президент Фонда развития парламентаризма в России;
- с февраля 2004 года по настоящее время – председатель совета директоров Арктической торгово-транспортной компании, генерал-майор запаса ФСБ, член Совета по внешней и оборонной политике, член Московского Английского клуба.
– Виктор Валентинович, что представляли собой органы КГБ СССР на рубеже
– Это была мощная разветвленная структура, которая решала поставленную ЦК КПСС задачу по тотальному контролю за состоянием дел в государстве и обществе, за умонастроениями людей, поставляла руководству страны оперативную информацию о происходивших процессах и обеспечивала высокий уровень такого контроля. КГБ также вменялось в обязанность противодействовать угрозам извне и бороться с антисоветскими элементами внутри страны. Нельзя сказать, что эта структура была очень эффективной, как в порыве ностальгии пытаются представлять многие выходцы из спецслужб. У нее были свои плюсы и минусы. Сильные стороны проистекали из высокого профессионализма сотрудников – более высокого, чем в прокуратуре и МВД. В те годы кадры КГБ меньше были заражены коррупцией. Слабостью системы было нечеткое целеполагание, которое исходило от партийного руководства.
– Известно, что КПСС не была политической партией в европейском смысле. Эта была
– Решения партии и приказы КГБ СССР… О верховенстве закона разговоры пошли с началом перестройки. Хотя тогда это было скорее дань моде, чем внутренние убеждения. Конечно, полную аналогию с английскими и германскими солдатами провести трудно – «у советских собственная гордость». В то время внутри КГБ шло расслоение сотрудников по политическим взглядам. Не скажу, что все были так уж преданы КПСС, хотя костяк руководства КГБ составляли выдвиженцы из партийных органов, так называемый «партийный набор». Они обеспечивали проведение линии партии в каждом подразделении органов госбезопасности, выдвигали кадры на повышение, формировали кадровую политику на местах.
К тому времени произошли драматические события, связанные с падением Берлинской стены, «бархатными» революциями в Чехословакии, Польше, ГДР. Сотрудники КГБ видели, что их коллеги из Штази в ГДР выброшены на улицу, подвергались унижениям и оскорблениям. Поневоле зарождались сомнения, менялась позиция, возникали серьезные вопросы: стоит ли слепо следовать партийным установкам, особенно после отмены
И все же дискуссии тех лет о необходимости верховенства закона не прошли бесследно и для чекистов. Даже партийная верхушка КГБ СССР «завибрировала», не решившись отдать преступный приказ на штурм Белого дома 20 августа 1991 года. Это говорит о том, что она учитывала настроения в самой системе госбезопасности. Ведь уже были прецеденты – разгон демонстрации в Тбилиси, трагичные события в Вильнюсе в январе 1991 года, крайне негативно воспринятые обществом. Никому не хотелось подставляться.
– Страна находилась в тисках валютного голода, цены на нефть упали, закупать продовольствие за рубежом было не на что. Обострился вопрос: как выйти из этого положения? Экономистов, побывавших в командировках в странах Восточной Европы, спецслужбы просили составлять отчеты о том, как там проходят экономические реформы. Приходилось ли Вам видеть аналитические материалы, которые сотрудники КГБ готовили на основе таких отчетов и направляли в ЦК КПСС? Насколько они отражали реалии?
– Из того, что мне довелось читать, отмечу интересные докладные записки, которые исходили из
– В этой связи интересно сравнить степень опасности для социалистического строя извне и со стороны внутренних процессов. Мы помним термин «агенты влияния».
– Руководство КГБ СССР, прежде всего
Во время поездок по стране я встречался с крупными хозяйственниками, с руководителями нефтегазового сектора, был знаком с
Другой пример. В 1990 году я был вместе с начальником Инспекторского управления КГБ на судостроительном заводе «Звездочка» в Архангельске. Представитель Минобороны, показывая нам его состояние, сетовал: наша страна не может бесконечно участвовать в гонке вооружений, мы передовые по атомным подлодкам, но у нас люди живут в бараках, социальная сфера безнадежно отстала. Это не может продолжаться вечно,
– Какие?
– О том, что надо менять экономическую систему. Идея очень осторожно, но продвигалась. Например,
Профилактика – это промывание мозгов конкретному гражданину. Человека вызывали в органы КГБ или созывалось собрание. С участием общественности ему объясняли, в чем он неправ, чем его деятельность противоречит линии партии, какой вред он наносит своими взглядами и публикациями, к чему в конце концов может скатиться – станет «слугой империализма», будет «лить воду на мельницу империалистических разведок» либо совершит уголовное преступление, предусмотренное статьей УК РСФСР об антисоветской агитации и пропаганде. То есть его фактически предупреждали: если он не прекратит свое инакомыслие и неправильное поведение, то по этой статье пойдет в тюрьму, и старались вырвать обещание «я больше не буду». Многим людям эти профилактические мероприятия исковеркали жизнь.
Официальное предостережение применялось, когда речь шла о более опасных для партии проявлениях инакомыслия. Предостережение утверждалось прокурором. Практика официальных предостережений, особенно в органах военной контрразведки, иногда доводилась до абсурда, поскольку была гонка за количеством этих мероприятий.
– Когда в Ленинграде был создан клуб «Перестройка», две дискуссии о назревшей экономической реформе удалось провести в Доме
– Такая технология противодействия реализовывалась в тесной связке с райкомами, горкомами, обкомами КПСС. Органы КГБ ничего не делали без санкции соответствующих партийных комитетов.
– По своей истории, по менталитету сотрудников органы госбезопасности должны были негативно относиться к частной собственности, стремлению к прибыли. Они должны были неизбежно войти в конфликт с политикой, проводимой Горбачевым, с политикой гласности и демократизации…
– По моим наблюдениям, политика Горбачева вызывала изжогу у многих чекистов, они его считали человеком без определенной стратегии, говоруном, опасным для будущего. На съезде народных депутатов один из наших авторитетных писателей хорошо сказал: «Мы подняли самолет в воздух и не знаем, куда садиться будем». Разговоры о перестройке, о демократии воспринимались тяжело. «Ты лучше, милый человек, скажи, что нам делать?» Ведь никто не отменял повседневную оперативную работу, которая является сутью этой профессии. Работник спецслужб должен вербовать, устанавливать доверительные связи, получать информацию. А для чего?
Чекисты – в большинстве своем люди консервативные. Только некоторые искали выход из положения, в котором оказалась страна. Остальные хотели стабильности, сидеть в своей крепости и решать поставленные начальством задачи. Они – люди конкретные, им нужен приказ. Сформулируйте задание. А четкости в формулировках заданий в то время не было. Решения коллегии КГБ СССР состояли из общих фраз. «Углубить», «расширить», «повысить уровень» – сплошные призывы.
– Характерно, что научные работники и предприниматели понимают, что соблюдение закона гарантируется только системой сдержек и противовесов во власти. А у военных, в том числе у работников спецслужб, эта идея встречает глухое непонимание. С чем это связано?
– Люди в погонах подневольные. Это не предприниматель, который сам составляет
В мае 1991 года я был назначен на должность и.о. председателя КГБ РСФСР и готовился выступить с докладом на всероссийском совещании. Я хотел написать в докладе, что мы, чекисты, должны принести покаяние, осмыслить, какой вред наши предшественники нанесли стране, и не повторить этого в будущем. Но против этого стали возражать даже мои сотрудники, я вынужден был отказаться от своей затеи. Тема покаяния не принималась. Считалось: почему мы должны каяться? Мы честно отрабатываем свой хлеб, получаем информацию, заводим дела, предотвращаем чрезвычайные происшествия, разоблачаем агентуру зарубежных разведок. Да, мы осуждаем преступления наших предшественников, совершенные в
Чекисты готовы были критически осмыслить, осудить содеянное, но не покаяться. Покаяние должно было прежде всего предотвратить глупости с профилактиками и официальными предостережениями, прекратить борьбу с инакомыслием, перестать сбрасывать с крыш ледяные камни на демократов. Глупости, к сожалению, продолжались. Вспомним хотя бы историю ссылки академика
– Виктор Валентинович, расскажите о создании КГБ РСФСР – этом троянском коне демократов.
– Тут встретились два потока – «сверху» и «снизу». Чекисты искали выход. Как я уже говорил, после событий в Восточной Европе усилились тревожные ожидания, чувствовалось, что нечто подобное назревает и у нас. И «сверху» поступил сигнал – Россия приняла Декларацию о суверенитете. И тут же осознали, что в стране нет своего органа КГБ, ее защищают союзные органы.
Я был тогда заместителем начальника Инспекторского управления КГБ, и меня часто посылали на «круглые столы», где демократы жестко критиковали мои выступления по поводу перестройки работы органов госбезопасности. После одного из таких «круглых столов» осенью 1990 года депутаты Верховного Совета РСФСР
К маю 1991 года мы с депутатами подготовили документы о разграничении полномочий между КГБ СССР и КГБ РСФСР. Затем состоялась встреча Ельцина и Крючкова, 6 мая они подписали протокол об образовании КГБ РСФСР со статусом
Возможно, Крючков пошел на это, как бы отмахиваясь от назойливой мухи: «Если вы так хотите, я подпишу и это». Штат у нас был смехотворный – 13 человек на всю Россию, потом его увеличили до 20. Из союзного КГБ поступило любезное предложение: пользуйтесь нашей инфраструктурой, берите информацию из наших массивов, но туда же вносите свою информацию. Как только мы попытались получить сокровенную информацию, оказалось, что это предложение – блеф. Мне нужно было информировать Бориса Николаевича о процессах, происходивших в армии, о разоружении, чтобы он представлял, какая там таится опасность, в каком состоянии находятся ядерные заряды
Борьба действительно шла жесткая. Я оказался между двух огней. Подавая информацию Ельцину, я вынужден был «приглаживать» ее. Он это видел и открыто говорил об этом.
Сначала Крючков меня воспитывал, наставлял, призывал думать о главном – как не допустить развала союзного государства. Он боялся этого. На мои попытки акцентировать внимание на других проблемах – нечем кормить людей, полки магазинов пусты, значит, экономическая модель не та, нужно ее менять - он отвечал: «Этот экстремист Ельцин развалит государство!» Подобные разговоры продолжались до июля 1991 года.
В июле российское руководство предложило провести Всероссийское совещание руководителей территориальных органов КГБ РСФСР и представителей центрального аппарата КГБ СССР. Я не уставал повторять, что чекистам надо дать надежду на будущее, показать, что их работа нужна, ведь суверенитет новой России надо защищать. От Ельцина ждали, что он выскажет свое видение ситуации и свое отношение к органам КГБ в будущем. Совещание состоялось
Главная мысль выступления Ельцина была в том, что деятельность служб безопасности не должна противоречить магистральному пути развития общества. Крючков говорил о необходимости во что бы то ни стало сохранить союзное государство. Я отбросил политес и сказал, что на повестке дня стоит вопрос о смене строя, мы не должны служить интересам одной партии, нужна департизация. Крючков после моих слов крякнул. Надо было видеть, как он опустил голову, когда я говорил, что дело не в происках
– Вас в КГБ РСФСР так и оставалось 20 человек?
– Да. В
Я активно общался с сотрудниками территориальных органов, имел возможность доносить свою точку зрения о назревших переменах внутри системы, о необходимости отказаться от выполнения решения одной партии, о подчинении закону. Я настаивал на более конкретной регламентации функций органов, чтобы не было их размытого толкования. Это и сейчас, кстати, большая проблема.
Требование отказаться от фаворитизма в кадровой политике сотрудники встречали на ура. Везде и всегда (с царских времен и по сей день) власть пытается на эту сложную и опасную работу направлять своих людей не только потому, что больше им верит, но и потому, что надеется: они выполнят деликатные поручения – ледорубом
Приближались выборы первого президента России. Хотя
В
– А что Вы скажете о Жириновском? Его называли кандидатом в президенты от КГБ.
– Разговоров о
– Перейдем к ГКЧП, к обретению Россией реального суверенитета. Какова здесь роль российского КГБ?
– Накануне мы в аэропорту встречали Ельцина, прилетавшего, кажется, из Казахстана. По принятым правилам этикета при отлете и прилете первого лица все главные должностные лица должны были пожать ему руку. Российская демократия, к сожалению, впитала эту феодальную, а затем и советскую традицию. Накануне я поговорил с коллегами из окружения Крючкова, пытаясь таким примитивным образом прояснить ситуацию: уже ходили разговоры, что на осень
События 19 августа 1991 года явились для меня полной неожиданностью. Мне позвонил коллега: «Включи телевизор, передают указ о введении чрезвычайного положения, о создании ГКЧП». Я тут же вызвал машину и решил ехать в КГБ СССР, чтобы поговорить с Крючковым.
В кабинете продолжали работать все виды связи, в том числе кремлевка первая и вторая. Не отключили! Девяти еще не было, когда раздался звонок от Бориса Николаевича. Я доложил ему, что в городе войска, но четкой картины происходящего нет. Он ответил: «Будем думать». И положил трубку. Я позвонил
Потом подъехало все российское руководство. Из Архангельского вырвался Борис Николаевич. Начали совещание. Передо мной была поставлена задача получить максимум информации. Я стал обзванивать всех руководителей КГБ, с которыми имел более или менее хорошие отношения. Звонил в территориальные органы, выяснял обстановку, какие поступили указания из центра. На местах получили постановление ГКЧП о введении чрезвычайного положения и шифрованную телеграмму о том, что надо усилить контроль за обстановкой, пресекать вылазки экстремистских элементов, то есть стандартные указания.
В этот же день, 19 августа, я пытался отправить в территориальные управления госбезопасности
– А было дано указание блокировать лидеров демократического движения?
– Нет. По крайней мере, письменных указаний на сей счет не поступало. По личной инициативе руководители некоторых подразделений приняли превентивные меры, готовились к арестам, за
На кабинет Бурбулиса стали замыкать звонки лидеров других стран, позвонили
По телефонам, по которым была уверенность, что они не прослушиваются, я выходил на известных мне людей в аппарате Управления КГБ по Москве и Московской области. Оттуда днем 20 августа пришла первая тревожная весть: есть указание готовить пункты фильтрации участников обороны Белого дома. Фильтрация – это когда всех задерживают, а потом по одному выводят и выясняют, кто есть кто: мелкая сошка или лидер? И отправляют кого в «Матросскую Тишину», кого – под домашний арест или еще
Ельцин находился в соседнем кабинете. Я по нескольку раз в день заходил к нему с докладом. Но больше работал с Бурбулисом. Мы использовали тактику морального давления на активных участников путча. Сначала с Крючковым поговорил я, потом трубку взял Бурбулис и своим скрипучим голосом произнес: «Вся ответственность за возможное кровопролитие ляжет на Вас! Вы это понимаете?» Тот ему
Звонил начальнику Управления КГБ по Москве и Московской области
Хотя устные указания о подготовке групп фильтрации были, но приказ так и не поступил. Какую роль во всем этом сыграли мы? Не знаю. Но думаю,
– А группа «Альфа» не выполнила приказ или не получила его?
– Не получила, по информации из аппарата Крючкова и от самого Карпухина.
– Кто был двигателем ГКЧП? Как его члены сплотились в команду?
– Идеологом проекта введения чрезвычайного положения и разработки всего пакета документов ГКЧП был
Не думаю, что гэкачеписты решились на переворот в расчете на будущие весомые должности, скорее, искренне были озабочены идеей наведения порядка в стране, как они его понимали. Считали, что надо убрать, изолировать смутьянов – Ельцина и его команду. Восторгались
– Ваше мнение о роли Горбачева во всем этом?
– Думаю, члены ГКЧП не видели ему места в будущей системе политического устройства страны, считали, что он себя уже изжил и как Генеральный секретарь КПСС, и как инициатор нового Союза. Горбачев хотел подписать новый Союзный договор, а для Крючкова это означало развал страны. Поэтому Горбачева как потенциального разрушителя СССР надо было отстранить. Впрочем, члены ГКЧП окончательно стратегию не продумали, не исключено, что они рассчитывали потом
Но наступили драматические события ночи на 21 августа. В Белом доме были слышны выстрелы на пересечении Нового Арбата и Садового кольца. Мне мои сотрудники докладывали: десятки жертв, море крови – у страха глаза велики. Утром я получил информацию о том, что готовится правительственный самолет. Начали узнавать по всем каналам: кто, куда, с кем. Выяснили, что члены ГКЧП летят к Горбачеву. То ли к
Пока Крючков летел в Форос, я отправил в территориальные управления КГБ телеграмму – о том, что путч провалился, и они должны выполнять указания избранной народом верховной российской власти. Доступ к шифросвязи
Получив информацию о том, что самолеты возвращаются, в кабинете у
Мне со Степанковым пришлось задерживать Крючкова. Не просто арестовывать своего бывшего начальника… Честно говоря, мне было его жалко, никакого злорадства не испытывал. Мы ему говорим, что он арестован по постановлению прокурора РФ… Он сидит совершенно отрешенный. Подхватили с собой его портфель и усадили в машину. Куда везти? Где содержать арестованных? Следственный изолятор КГБ СССР отмели сразу. В «Лефортово» нет ни друзей, ни твердых позиций. К уголовникам в «Матросскую Тишину» тоже не повезешь.
– Всех членов ГКЧП привозили в пансионат?
– Нет,
Вместе со мной поехали его арестовывать заместитель Генерального прокурора РСФСР
Наступило 22 августа, все праздновали победу, подняли флаг России. Эйфория. Мне было не до того, у здания КГБ на Лубянке собиралась толпа. Внутри шли разговоры о том, что сейчас ворвутся, начнут архивы выносить, а этого допустить было никак нельзя, нельзя было повторить опыт ГДР, ущерб был бы невосполнимый. В этих архивах хранилось столько информации, которую можно было использовать в неблаговидных целях. Были сведения и о преступных авторитетах. Я обрисовал ситуацию Борису Николаевичу. Он позвонил мэру Москвы
Когда скульптуру Дзержинского снимали с постамента, я ребятам из охраны здания КГБ еще раз продублировал команду
– Расскажите о переменах в системе КГБ в первые месяцы независимости России.
– Систему госбезопасности надо было спасать от развала, потому что на Лубянке пили водку, жгли свои черновики и смотрели по телевизору, что происходит в стране. Ждали, чем все закончится. Надо было внушить сотрудникам надежду, уверенность в том, что они нужны стране. Ведь республика без органов безопасности беззащитна и перед агрессивными притязаниями соседей, и перед вылазками экстремистов.
Я попытался наладить руководство системой, подготовил приказ о подчинении КГБ РСФСР всех территориальных управлений, кроме Управления по Москве и Московской области. Приказ подписывал председатель КГБ СССР
Возникли большие трудности с
Бакатин не был профессионалом в нашей работе и поначалу просто не понимал, на что его поставили. У него была установка на разрушение КГБ. Когда он стал формировать свою структуру, ужесточилась борьба за ресурсы между союзным и российским КГБ. Бакатин – популист, его действия зачастую были направлены на обретение личной популярности. Например, он отдал детскому дому санаторий КГБ СССР, не учитывая, что у детского дома нет и не будет средств на его содержание. Но это пустяки по сравнению с передачей американцам схемы подслушивания в здании американского посольства. Он сдал систему, не посоветовавшись с профессионалами. Я об этом узнал только по радио. Бакатин потом говорил, что этот шаг он согласовал с обоими президентами, у него было письмо с их визами. Но разве это компетенция президентов? Думаю, что они не понимали, к чему это может привести.
А для сотрудников КГБ это был удар. Сдавать святая святых – технику подслушивания в посольстве если не противника, то конкурента! Бакатин оправдывался: мол, американцам все равно об этом было известно. Ничего подобного! Там была применена совершенно новая технология. Элементы звукопроводящей системы были замурованы в кирпичах. Мы их получали от зарубежных поставщиков. Это было
А жесткая борьба за ресурсы и структуры между союзным и российским КГБ продолжалась, причем в обстановке интриг вокруг Бориса Николаевича. Все боролись за влияние на лидера. Приведу примеры. Я был в хороших отношениях с
Тем не менее я пытался проводить принципиальную кадровую политику. Примерно в 40 территориальных управлениях (в том числе в Управлении по Москве и Московской области) партийных функционеров сменили
– Именно тогда пытались объединить МВД и КГБ?
– Да. По каналам Министерства иностранных дел я получил информацию о том, что
Я упирал на то, что такая структура ведомств прописана в Конституции, органы госбезопасности объективно должны действовать отдельно, сегодня – не 1937 год, когда Сталин объединил МВД и МГБ. Главное отличие в том, что задача МВД – охрана общественного порядка, а задача КГБ – обеспечение государственной безопасности. Если эти системы, их функции, кадры объединить, то цели будут размыты, а задачи не будут выполняться в должной мере. Появится возможность для серьезных злоупотреблений, так как вся система будет зажата в одном кулаке. При раздельном функционировании между ними есть соперничество, и КГБ контролирует, что происходит в МВД.
Но убедить Ельцина мне не удалось. У нас оказались разные представления. Борис Николаевич упрощал ситуацию. Мол, эти ведомства и под одной крышей как работали каждое по своим задачам, так и будут работать. Но так не бывает. Я по своему опыту знал: кто возглавит объединенное министерство, тот и расставит на ключевые посты свои кадры. Получится: каждому чекисту – по милицейскому свистку. Или наоборот.
Не хочу обижать сотрудников милиции, они считают, что по уровню профессионализма они не ниже сотрудников КГБ. Но если смотреть на вещи объективно, учитывать систему отбора, уровень образования, то общий уровень в милиции
Я понимал, что у сторонников слияния была еще одна цель – получить доступ к
Я излагал свои аргументы, но Борис Николаевич их не воспринимал. Он считал, что сотрудники МВД – прекрасные люди, в дни путча они замечательно себя проявили. А сотрудники КГБ только подслушивали и заняли выжидательную позицию в антиконституционном перевороте, можно сказать, способствовали Крючкову, который был мотором ГКЧП. Поэтому КГБ должен быть распущен!
Позже я предпринял еще одну попытку исправить положение с помощью нового российского правительства, куда вошли
И все же 26 ноября 1991 года
Менее чем через месяц АФБ было упразднено, так как Ельцин все же решил объединить КГБ и МВД. Я оказался за штатом, меня отправили в отпуск. Я связался с депутатами Верховного Совета РСФСР – своими единомышленниками. Решили обратиться в Конституционный суд, который
В январе 1992 года меня вызвали на заседание Конституционного суда, где я выступил свидетелем. 14 января 1992 года Указ № 289 был отменен. И уже 24 января 1992 года
21 декабря 1993 года было упразднено и Министерство безопасности, создана Федеральная служба контрразведки (ФСК). 3 апреля 1995 года ее правопреемницей стала нынешняя Федеральная служба безопасности (ФСБ). Такие вот были перипетии.
– Где нашли свое место ушедшие из органов?
– По моим наблюдениям, большинство адаптировалось к рыночной экономике. Многие меня просто радуют. У чекистов высокая способность к самообучению, хорошо поставлен ситуационный анализ, хотя стратегическое мышление может быть неважным.
Работают выходцы из системы госбезопасности преимущественно консультантами, советниками руководителей по связям с общественностью, в деликатной сфере отношений с органами власти. И неудивительно, ведь они умеют вербовать, знают психологию, слабые стороны людей. Многие ушли в частные охранные предприятия, но мне почти не известны факты, когда сотрудники КГБ пошли в «черный» криминал.
– Рыночная экономика не может функционировать без защиты прав собственности, без принуждения к исполнению договоров. В
– ЧОПы – скорее посредники, они не заменяют государственные органы. Впрочем, между государственной и частной системами охраны сегодня существует перекос.
– Коррупция, откаты, взятки не оставляют нашей стране шансов войти в число развитых стран. Какие меры, на Ваш взгляд, помогли бы быстрее решить эту проблему?
– Я не считаю себя специалистом по борьбе с коррупцией, но мой опыт подсказывает, что на
Сегодня общественный контроль реально допустим только с разрешения Кремля. Все остальные попытки воспринимаются как оппозиция, покушение на власть или даже призыв к «оранжевой» революции. Но для органов безопасности общественный контроль стал бы благом, помог оградить их от попыток власти давать деликатные поручения, скажем, собрать компромат на тех или иных кандидатов во время выборов. К сожалению, избирательный подход к применению различных норм права к разным гражданам и организациям сегодня присутствует. Мы это видим.
И бизнесмены не готовы к честной конкуренции, предпочитают решать проблемы с помощью взяток и откатов. Для реальной борьбы с коррупцией надо, чтобы мы по уровню политической культуры доросли до Европы. Вопрос в том, можно ли этот процесс ускорить?
– В одних государствах перед службой безопасности поставлена цель защиты конституционного строя, гарантии прав граждан, в других – лишь охраны конкретных представителей действующей власти. А что в России?
– Я сегодня не работаю в ФСБ. Не знаю, насколько корректно мне судить об их работе. Но мне кажется, что выбор целей и приоритетов идет от нашей общей политической культуры, менталитета. Раньше санкция на проведение мероприятий, имевших политический подтекст, давалась внутри системы КГБ. Потом разрешения стал штамповать прокурор, теперь их дает суд. По сути ничего не изменилось, если надо, санкция будет получена с помощью своих людей и в прокуратуре, и в суде.
Правоохранительная система не находится под общественным контролем. Созданные при ФСБ и при МВД общественные советы – только видимость. Нет и парламентского контроля. Надо, чтобы общество захотело осуществлять такой контроль и получило для этого возможность. Следует сделать хотя бы первый шаг, скажем, предоставить Госдуме право на парламентские расследования деятельности спецслужб. Будет создан прецедент, появится опыт. В 1991 году такая попытка была, я уже говорил о депутатской Комиссии по рассмотрению кадрового резерва КГБ. Возможно,
В России очень многое зависит от воли первых лиц государства. А наши вожди всегда сами опасались органов и противоречиво управляли ими (то заигрывали, задабривали, то мордовали). А нужны спокойный, компетентный подход и сопоставление информации из разных источников.
Если говорить о сегодняшних проблемах органов госбезопасности, то, несомненно, необходимо более четкое обеспечение правовой регламентации их деятельности. Надо ограничить компетенцию ФСБ в сфере экономической безопасности. Борьба с терроризмом – это одно, а отслеживание процесса приватизации, тем более влияние на него, – уже лишнее для этих органов. Пока у них большие возможности выполнять деликатные заказы, хорошо бы их ограничить.
Органы госбезопасности – не заповедник, тем более не инкубатор, а часть общества. И правы те, кто утверждает, что российской службе госбезопасности сегодня нужны новые люди – из бизнеса, из успешных людей, с европейским, рыночным мышлением.
Беседу провели Петр Филиппов и Татьяна Бойко Май 2010 года
Источник: © 2010 www.ru-90.ru