Мировые образцы образовательных систем: слагаемые успеха школьного образования Финляндии

Различные международные сравнительные исследования образовательных достижений учащихся регулярно выводят Финляндию в мировые лидеры по уровню среднего образования. Финские учащиеся особенно умело находят нужную информацию, критически оценивают ее и последовательно излагают свои суждения. Легко обращаются с различными текстами, анализируют и размышляют, любят читать, применяют эффективные стратегии чтения. Грамотные. Показывают умение решать сложные математические задачи, требующие развитого мышления. Демонстрируют способность объяснять природные явления, представлять доказательства, обоснованные выводы, сопоставлять точки зрения, и главное – применять полученные знания в жизни.

Финляндия – маленькая страна, не богатая природными ресурсами, может конкурировать в глобальной экономике только за счет своего превосходства в области знаний и образования в целом – с таким пониманием финны реформировали свою систему образования. Ставилась цель создать такую систему, которая обеспечила бы каждому ученику равные возможности получить базовое образование независимо от его способностей, места жительства, языка и обеспеченности родителей.

Финны сразу отказались от избирательной школьной системы, разброс в уровне отдельных школ незначительный, обеспечивается равенство возможностей для получения образования. Все дети в возрасте 7–16 лет в любом муниципалитете ходят в одинаковые школы. Они полностью финансируются государством, включая учебники, обеды, транспорт в школу, социальное обеспечение. При этом Финляндия тратит на одного ученика примерно на треть меньше, чем США. Частных школ мало, в них обучаются менее 3% учеников.

Для того чтобы не допускать снижения уровня подготовки в каких-то школах (даже в районах сосредоточения иммигрантов, которым сложно учиться в финских школах), практикуется «позитивная дискриминация». В ней нет ничего плохого: ослабевшим школам выделяют больше денег, а классы уменьшают. Хорошие учителя стремятся попасть на работу в такие школы, а родители не переживают за своих детей.

Реформы в Финляндии разворачивались на благоприятном фоне:

  • уверенность финнов в том, что образование существенно влияет на развитие общества, а чтение – на формирование образованной личности, высокая ценность чтения в обществе;
  • характерные черты финнов – трудолюбие, честность, ответственность, предпочтение функциональности, а не показной роскоши («часы за 5 и за 500 евро показывают время одинаково»);
  • низкая дифференциация по уровню доходов населения;
  • взаимное доверие общества, государства, местной исполнительной власти, родителей, учителей;
  • центральные власти практически не вмешиваются в повседневную жизнь школ;
  • культура доверия, которая ценит профессионализм учителей и директоров в определении прогресса учащихся и отрицает важность инспектирования и тестирования;
  • в финской педагогике принято говорить не о подотчетности, а об ответственности;
  • традиционное сотрудничество школ с библиотеками, музеями и образовательными центрами.

Финны изначально отказались от использования для повышения результатов обучения распространенных в других странах стандартов для школ, учителей и учащихся. Они предпочли «гибкость и разнообразие». Учителя самостоятельны в организации учебного процесса. Национальный учебный план дает только общие рекомендации. «Мы можем выбирать стиль преподавания, у нас немного правил, мы имеем больше свободы, но это означает и большую ответственность».

Через профессиональные сообщества учителя обмениваются опытом, обсуждают проблемы, ищут новации. Используются современные методики и технологии преподавания: активное обучение, принцип «учить учиться», критическое мышление, решение проблем и исследования. Распространено интегрированное преподавание родственных предметов (физика-химия, биология-география, ремесло-art vision, драма-литература).

Учитель направляет учеников и не дает готовых ответов. В классах в среднем по 25 учеников. Практикуется групповое обучение: учитель взаимодействует не с классом в целом, а с группами; каждый ученик в группе отвечает за свою часть работы, и вместе они выдают общий результат. Большое внимание уделяется развитию навыков поиска нужной информации, ее критической оценке, выделения главного, моделированию текста, использованию дополнительной литературы на всех уроках. Создаются сайты по предметам.

Упор делается на всестороннее обучение, одинаково важны все аспекты индивидуального роста (личностное, моральное, творческое развитие, знания и навыки), фиксируется вся совокупность достижений (портфолио ученика). Обеспечивается постоянная поддержка каждого ученика. Индивидуальный подход к каждому ученику прописан в законе. Составляется индивидуальный план ученика – до 7-го класса вместе с родителями, после – с детьми.

Все дети, умнее или глупее, учатся в одном классе. Для помощи слабоуспевающим в школах созданы специальные группы, в которые входят директор, его заместитель, логопед, куратор, психолог. Примерно половина финских школьников все 9 лет обучения пользуется дополнительной помощью узких специалистов. В классах выделены специальные зоны отдыха, куда ученик может уединиться на 5–15 мин, чтобы «собраться с мыслями» и снова включиться в урок, там же он может общаться с консультантом. В итоге результаты самых сообразительных учеников не ухудшаются, а разница между сильными и отстающими в Финляндии минимальная по сравнению с другими странами.

Финны отказались от порочной, на их взгляд, практики связывать успехи школы, учителей и учеников с инспектированием и тестированием, с последующим поощрением или наказанием школ и учителей. Им предпочтительнее «доверие через профессионализм учителей». Учителя категорически не приемлют тестирования для определения рейтинга школы или учителя. А участвовать в международном тестировании соглашаются исключительно ради того, чтобы общепризнанным лидерством финской системы образования доказать правоту своей позиции.

Финские учителя сами разрабатывают для себя формы контроля, которые позволяют им понять, что их ученики усвоили, а в чем их знания недостаточны. Работают они с максимальной отдачей, поскольку ими движет чувство профессионального долга. Как любой другой мастер своего дела, финский педагог руководствуется внутренними стимулами, а не страхом перед увольнением или надеждой на прибавку к зарплате. И то же внутреннее чувство ответственности он стремится привить своим ученикам. За неимением единых тестов как инструмента сравнения учеников и школ финские учителя должны воспитывать в своих подопечных тягу к знаниям, рассчитывать и полагаться исключительно на нее.

На начальной и основной ступенях обучения (базовое образование с полных 7 до 16 лет) нет экзаменов. На всех предметах ученики получают задания, где они выражают свои чувства и отношение к изучаемому, приводят свои размышления, описывают свои наблюдения. Приоритетами при оценивании является самооценка и самоанализ ученика. Учитель может проверить домашнее задание и классную работу, ставя печать о том, что работа выполнена. Записи в тетрадях он делает только по желанию ученика и то простым карандашом. Детей больше хвалят и поощряют за хорошую работу. Учитель формирует отчеты для родителей («ребенок овладел таким-то навыком»). На протяжения базовой ступени обучения детям дается возможность «познавать, творить и развивать природное любопытство», а по ее завершении проводится только один обязательный стандартизированный тест.

После завершения базового образования молодой человек может продолжать обучение или начать трудовую деятельность. Последнее нежелательно, поэтому образование бесплатное не только на базовом уровне, но и в старшей школе (3 года, с 16 до 19 лет) и организациях технического и профессионального образования, ТиПО (2–4 года). Сохраняются также бесплатные обеды, медицинская поддержка. Ученикам, живущим на расстоянии от школы более 5 км, оплачивается проезд или предоставляется бесплатный транспорт. Если на дорогу в школу ежедневно уходит более 3 часов, ученик имеет право на проживание в общежитии и бесплатное питание. И 93% подростков продолжают обучение.

Для получения сертификата об окончании старшей школы им необходимо сдать 4 госэкзамена: обязательно родной язык и по выбору минимум 3 учебных дисциплины (второй официальный язык, иностранный язык, математика, гуманитарные и естественнонаучные предметы). Тестирование проводит специальный экзаменационный совет при Министерстве образования.

В Финляндии тем ученикам, знания и навыки которых слабоваты для продолжения образования в старшей школе или ТиПО, предоставляется возможность в течение года наверстать упущенное – организовано добровольное дополнительное обучение в 10-ом классе.

Отбор и подготовка учителей. В финской образовательной системе центральной фигурой является учитель, его профессионализм, мастерство, отношение к делу, ответственность. Все учителя в Финляндии должны иметь степень магистра. В Финляндии учителя – это элита. Их социальный статус – на уровне докторов и юристов. Они пользуются почетом и уважением.

Но до этого они проходят строгий отбор и серьезную подготовку. Только 8 университетов в стране имеют право выдавать диплом учителя. К обучению на педагога допускаются лишь лучшие из выпускников школ, а сами они действительно хотят овладеть этой престижной профессией. Для того чтобы поступить на педагогический факультет университета, необходимо в старшей школе изучать физику, химию, философию, по меньшей мере два иностранных языка, психологию общения. Приветствуется владение хотя бы одним музыкальным инструментом и артистичность натуры. Проходной бал для поступления на педагогические специальности не менее 9. Конкурс большой, всем требованием удовлетворяют лишь 10% кандидатов.

В вузе будущие учителя учатся 3 года по интенсивной программе, затем обязаны окончить 2-летнюю магистратуру. При этом учителя-предметники защищают дипломы магистра на соответствующих кафедрах, а не на кафедре педагогики.

В Финляндии 5 категорий учителей: учителя подготовительной школы, специализирующие в педагогическом образовании; классные учителя (учителя начальной школы), специализирующие в педагогическом образовании; предметные учителя; учителя специального образования (отдельные требования к ним); учителя ТиПО (отдельные требования к ним). Учителя проводят только 4 часа в день в школе и 2 часа в неделю посвящают профессиональному совершенствованию. Каждый учитель вместе с директором составляет персональный план профессионального развития. На повышение квалификации учителей правительство ежегодно направляет 5 млн евро.

Средняя стартовая зарплата учителя в Финляндии не сильно отличается от зарплат учителей в Европе (28 тыс. долларов в год в 2008 году). Не существует никаких доплат. Распространено мнение, что «во главу угла не должны быть поставлены деньги и льготы, так как быть учителем в Финляндии – это гордость и призвание».

Конкуренция между школами губительна. По мнению Паси Сальберга[1], одного из авторов финской модели образования, соревнование между школами, недостаточная автономность учебных заведений, постоянное тестирование учеников ради того, чтобы родители знали, какая школа лучше, губительны для образования. Если школы ориентированы на бизнес, а не на производство касающихся всех общественных благ, директора, как предприниматели, конкурируют друг с другом, и при помощи одинаковых тестов хотят заполучить самых эффективных учеников. Когда образование подчиняют правилам экономики, выживают сильнейшие, а разрыв между преуспевающими и последними школами усугубляется. Как следствие – расширение сети частных школ и углубляющийся упадок образования во все большем количестве мест.

В Финляндии реализовали противоположную идею – создали максимально равные условия для всех и избегающее конкуренции основное образование. И дали больше свободы. Основной целью финской системы образования является не получение учениками высоких баллов по тестам, а воспитание думающих, деятельных, творческих личностей. Фундамент этой системы составляет не соперничество, а сотрудничество. Парадоксально, но все получилось.

В современном мире везде ищут инновационные подходы, а школа не может определить талант ребенка. Выход Сальберг видит в еще большей автономии школ. Если сейчас ученик находится в школе 30 часов в неделю, то надо сократить это время вдвое, а оставшиеся 15 часов использовать для изучения любимых предметов вне уроков. Многие дети говорят, что им нравится учиться, но они ненавидят школу. Поэтому следует позволить им учить то, что они хотят.


[1] Паси Сальберг. Конкуренция между школами губительна // Педагоги-новаторы. 05.12.2013.