Мировые образцы образовательных систем: слагаемые успеха Сингапура
Система образования в Сингапуре считается одной из лучших в мире – по функциональной грамотности населения, по подготовке учителей, по приспособленности к требованиям глобальной экономики. Сингапурские школьники стабильно показывают лучшие результаты в международных тестах знаний.
История системы образования в Сингапуре
Великобритания предоставила Сингапуру независимость в 1959 г. Общая численность населения тогда достигала 1,6 млн человек: 70% составляли китайцы, 15% – индийцы, 10% – малайцы. И никто не считал себя сингапурцами. Наряду с английскими школами, в которых учились дети военных, европейцев и состоятельных местных жителей, работали национальные школы, где обучение велось на родном языке. Преобладали китайские школы, их выпускники без знания английского языка не имели перспектив получить высшее образование, не было у них и шансов занять посты на госслужбе. Государство не воспринимало китайское большинство как активную силу, способную стать основой сингапурского сообщества.
Полностью самостоятельным Сингапур стал в 1965 г., не имея ни единой нации, ни единой системы образования, ни армии, ни флота. Не было и природных ресурсов для ускоренной индустриализации. Из промышленности – лишь судостроение и ремонт кораблей. Рассчитывать можно было только на удачное расположение страны на пересечении активных мировых торговых путей и третий в мире по глубине порт.
Правительство сделало ставку на человеческий капитал как локомотив экономического и социального развития. Предстояло создать такую общенациональную систему образования, которая объединила бы нацию, создала единое представление о гражданственности, обеспечила консенсус относительно базовых ценностей. И была бы способна готовить конкурентоспособных профессионалов, приспособленных к требованиям глобальной экономики.
1965–1978 гг. – выживание сингапурской системы образования
Правительство поставило цель привлечь в страну иностранный капитал с передовыми технологиями, создать экспортно-ориентированную экономику. Это требовало грамотной, технически подготовленной рабочей силы, способной вести переговоры и быстро адаптироваться во всех уголках мира. Если во время британского правления в системе образования на первый план выходили локальные и этнические цели, воспроизводство культуры, то теперь правительство во главу угла поставило «экономические интересы и эффективность». Министерство образования: «Мы стремимся к сохранению одинаковых возможностей для граждан, созданию условий для поддержания единства в многообразии, формированию долгосрочной программы подготовки нового поколения для нужд современного индустриализированного и технологичного общества». В стране проводились пропагандистские кампании, в которых политическое выживание и экономический успех Сингапура связывались с принятием гражданами новых социальных установок. Наивысшей доблестью провозглашалось подчинение личных стремлений «национальному интересу».
Предстояло привести к единому стандарту разные национальные образовательные системы. Правительство не стало объединять английскую и китайскую школьные системы. Единым языком преподавания всех школьных предметов был выбран английский (переход был плавным и закончился к середине 1980-х годов). Сначала это решение вызывало протесты китайского большинства, поскольку английский язык ассоциировался с колониальным прошлым. Поэтому Министерство образования совмещало жесткую политику приведения образования к единому стандарту с убеждением этнических групп в том, их культурное своеобразие сохраниться, не будет прививаться пренебрежительное отношение к родной культуре, их родной язык также будет изучаться.
Такой подход, развившийся в отлаженную систему языковой подготовки всех без исключения граждан, позволил Сингапуру сочетать в своей международной промышленной, торговой и образовательной политике западное направление с восточным. Если в Европе и США обычно изучают родной язык и еще один из европейских языков, то в Сингапуре изучают английский язык, являющийся средством общения в международном бизнесе, и китайский, который является lingua franca для бизнесменов Азии.
Хотя обязательное начальное образование в английских школах не было закреплено законодательно, родители оказались прагматичными и сделали свой выбор, руководствуясь продуманной системой стимулов: в 1959 г. 47% детей в Сингапуре учились в 6-летних начальных английских школах и 53% – в китайских, в 1979 г. – 91 и 9%.
После получения независимости Сингапур принял пятилетнюю (1961–1965) программу развития образования. Приоритет в ней был отдан созданию системы универсального и бесплатного начального образования. С 1959 по 1966 г. были построены 83 новые школы – примерно одна школа каждый месяц на протяжении семи лет, впечатляющие темпы для небольшого города-государства. Система образования на этом этапе финансировалась из госбюджета, частные инвестиции не привлекались. Министерство образования формировало годовую смету расходов и представляло ее в Минфин, она рассматривалась и утверждалась парламентом.
До получения независимости в Сингапуре использовались учебники, изданные в странах, родных для этнических групп. Содержавшиеся в них отсылки к культурным нормам и ценностям оказались чуждыми для Сингапура как единой нации. Правительство видело в этом серьезную угрозу формированию национальной идентичности молодежи. Кроме того, дорогие импортные учебники были недоступны для значительной части населения. Поэтому с 1967 г. при Министерстве образования было организовано специализированное бюро, началась реализация программы «Учебник для каждого». Была установлена единая, гарантированная государством цена, малообеспеченным семьям стали выплачивать субсидии.
Не хватало учителей, способных на должном уровне преподавать естественнонаучные и гуманитарные предметы на английском языке. Учителя совмещали учебу в Колледже подготовки учителей с преподаванием 6 дней в неделю. Колледж с трудом справлялся с большим потоком обучаемых. Все это негативно сказывалось на качестве подготовки. Дефицит кадров был преодолен лишь к 1970 г.
На этапе выживания особый акцент был сделан на профессиональном техническом образовании. В 1964 г. правительство, ощутив серьезный недостаток «синих воротничков», создало первые профессиональные школы. В них направляли школьников, которые из-за низкой успеваемости по результатам выпускного экзамена после окончания 6-летней начальной школы не могли продолжить обучение в академической средней школе. Учебный план школы был разработан специально для обучения детей профессиональным навыкам, чтобы они могли сразу найти работу на предприятиях. Получавших техническое образование было крайне мало: в 1968 г. только 12% выпускников начальных школ поступили в профессиональные школы. Поэтому с 1969 г. всем школьникам в первые два года обучения в средней школе предложили параллельно получать техническое образование. Создавались технические институты, которые принимали выпускников средних школ. К 1976 г. уже 20% выпускников школ получали техническое образование.
К концу 1970-х годов в Сингапуре было налажено издание национальных школьных учебников, организована подготовка учителей, заработала система технического образования. И отчетливо проявились проблемы, которые чиновники вовремя не распознали:
– необходимо адаптировать обучение английскому языку к способностям школьников. Уровень языковой подготовки сильно различался даже в одном классе. Поскольку все предметы преподавались на английском, недостаточное знание языка затрудняло их усвоение. В 1970-х годах только 40% выпускников школ имели удовлетворительный балл по английскому языку;
– выявилась необходимость дифференцировать обучение в зависимости от способностей и потребностей учеников. Так, только 30% детей, окончивших начальную школу, по результатам экзаменов соответствовали требованиям средней школы. Менее половины из них поступали профессиональные школы и институты. Из 1000 учеников, поступавших в начальную школу, 206 заканчивали обучение после 9-го класса, не получив профессиональной квалификации. Менее половины школьников проходили курс средней школы, не оставаясь «на второй год»;
– Министерство образования редко советовалось со школами, разрабатывая и реализуя программы, статус школ и учителей оставался низким. Учителя массово увольнялись, а оставшиеся теряли мотивацию к профессиональному росту и успехам в преподавании;
– в профессиональном образовании по-прежнему не хватало квалифицированных педагогов. Более привлекательными были рабочие места на предприятиях. После того как в 1971 г. из Сингапура была выведена военно-морская база Великобритании, страну покинули военные и члены их семей, которые составляли пул высококвалифицированной рабочей силы.
1979–1997 гг. – повышение эффективности системы образования
За 1968–1979 гг. доля промышленности в ВВП поднялась с 12 до 28%. При этом все больше азиатских стран стали конкурировать с Сингапуром в производствах, требующих интенсивного труда низко квалифицированных работников. Правительство сформулировало новую стратегию: перейти из разряда стран с трудоемкими отраслями к государствам с преимущественно капиталоемким производством.
Школьное образование. Все молодое поколение сингапурцев уже имело начальное или среднее образование. Необходимо было от количества переходить к повышению качества. Образовательная система Сингапура создавалась, исходя из предположения, будто все дети равны по способности и готовности к обучению. Но, как показала практика, ориентация на среднего ребенка ведет к тому, что наиболее способные дети, быстро освоив материал, скучают, их активность снижается, а менее способные не успевают за своими сверстниками. Этот разрыв сохраняется на протяжении всей школьной жизни.
Поэтому в 1979 г. в начальной и средней школе ввели потоковое обучение, позволившее детям продвигаться по образовательной лестнице в соответствии со своими способностями. Потоки предоставили каждому ребенку возможность окончить среднюю школу, получить базовые знания для профессионального обучения и трудоустройства. Озаботились и повышением социального статуса учителя, организацией постоянного повышения квалификации преподавателей и директоров школ. Результаты были впечатляющими: в 1984 г. успешно сдали экзамены по английскому и родному языку 90% учащихся начальных и средних школ, ранее – 40%. Снизился отсев из средней школы: в 1986 г. менее 1% детей ушли из школы, не получив полноценного 10-летнего образования.
Труднее поддавались корректировке патерналистский стиль управления Министерства образования, характерный в то время для правительства в целом, жесткий авторитарный подход к планированию деятельности образовательной системы с ограничениями на распространение информации и принуждением к исполнению принятых решений. Отсутствие обратной связи со школами порождало большие трудности. Во-первых, культивировалась соглашательская позиция «снизу», многие поручения принимались к исполнению без широкого обсуждения и экспертной оценки. Во-вторых, директора школ избегали принимать важные здесь и сейчас решения, ждали указаний «сверху». В-третьих, система образования была крайне несамостоятельной, требовала постоянного «ручного» управления. Директора школ и учителя, отстраненные от обсуждения принимаемых министерством решений, не чувствовали ответственности за их реализацию, не стремились к самоотдаче. Да и вообще не были убежденными приверженцами реформ. Остро не хватало инициативных людей, способных действовать самостоятельно.
Профессиональное образование. Традиционно профессиональное образование в Сингапуре получали наименее обеспеченные и наименее академически способные группы населения. В обществе бытовало стереотипное представление, что профессиональное образование – удел неудачников, тех, кто не был успешен в школе. Конфуцианская культура веками формировала имидж образованного человека как государственного чиновника или административного (офисного) служащего. Родители не желали свои детям будущего «простых работников». Такая система ценностей ограничивала возможности экономического развития Сингапура.
Министерство образования целенаправленно повышало престиж профессионального образования. Из разрозненных учреждений профобразования в 1992 г. был создан Институт технического образования, построенный по кампусной системе. По всему острову возвели несколько корпусов института. Их учебные лаборатории оснастили современным оборудованием, на высоком уровне была и спортивная база. Учиться в институте стало комфортно и приятно. Существенно повысили требования к поступающим в этот институт.
С 1992 г. в средних школах ввели специальный технический поток, на который переводили школьников, недостаточно хорошо сдавших выпускной экзамен в начальной школе. В этом потоке больше времени уделялось английскому языку и совершенствованию технических навыков школьников, а выпускники имели право поступать в Институт технического образования. С 1994 г. в институте была введена программа профориентации: школьников знакомили с кампусом, процессом обучения, их будущей профессией. Для популяризации технических специальностей применялись маркетинговые технологии, в средствах массовой информации активно распространялись «истории успеха» выпускников Института технического образования. Результатом стал значительный приток студентов.
Высшее образование. Для построения высокотехнологичной экономики требовалось много ученых и инженеров с высшим образованием. Однако в начале 1980-х годов только 9% выпускников школ поступали в вузы, отпугивали жесткие критерии отбора абитуриентов. Для повышения интереса молодежи к научно-исследовательским и инженерным профессиям были повышены начальные зарплаты в этой сфере. Кроме того, к поступлению на технические специальности вузов активно привлекали девушек, многие из них показывали более высокие результаты на выпускных экзаменах, чем юноши, но считали технические специальности неженским делом. К 1998 г. число инженеров с высшим образованием удвоилась по сравнению с началом десятилетия.
К 1995 г. система образования Сингапура выдавала продукт действительно высокого качества. Молодые сингапурцы показывали отличные результаты в международных тестах по математике и естественным наукам. В 1995 и 1999 гг. они стали лучшими по итогам тестов TIMSS.
С 1997 г. – реализация возможностей системы образования
Включение Сингапура в глобальную экономику, основанную на знаниях, потребовало создания национальной инновационной инфраструктуры. В образовании следовало сместить акцент с производственной эффективности на механизмы зарождения и развития идей. Министерство образования наметило переход от «парадигмы эффективности» к «парадигме реализации существующих возможностей». В июне 1997 г. появилась программа «Умные школы, образованная нация». В ней будущее Сингапура непосредственно связывалось со способностью его граждан обучаться, причем на протяжении всей своей жизни, поскольку в XXI в. качество образования является критическим для выживания и процветания нации, оно определяет уровень национального богатства.
Сегодня в Сингапуре принято 10-летнее школьное обучение (включая 6 лет начального), в течение которого дети участвуют в разнообразных учебных программах. Школьникам предоставлен широкий выбор образовательных возможностей, тем самым система адаптируется под нужды каждого ребенка. В 2004–2008 гг. постепенно отменили потоковое обучение в начальной школе, теперь индивидуальные программы обучения складываются из комбинаций предметов, которые ученики изучают по собственному выбору и по рекомендации школы. Министерство образования пришло к выводу, что группирование детей в раннем возрасте по уровню способностей не повышает успеваемость, а снижает мотивацию к обучению и ведет к застою. На уровне среднего образования при формальном сохранении потоков была увеличена гибкость системы: школьникам предоставили возможность менять направление обучения при изменении их успеваемости.
Повышенное внимание уделяется изучению естественнонаучных предметов, математики и языков, развитию творческого подхода, реализации различных проектов и занятиям спортом. Образовательный процесс направлен на воспитание открытых миру лидеров, способных работать в команде. Формально средняя наполняемость класса в сингапурской школе – 40 человек, но они разбиты на 8 групп по 5 человек. Во время урока учитель взаимодействует с группами. Каждый ученик в группе отвечает за свою часть работы и вместе они выдают готовый результат.
Правительство целенаправленно создавало среду, которая мотивировала бы каждого человека учиться на протяжении всей жизни, получать новые знания и навыки, осваивать технологии, развивать дух инноваций и предпринимательства, уметь рисковать и брать на себя ответственность и обязательства. Внедряло институциональные механизмы выявления и развития способностей и талантов ребенка на каждом этапе школьного образования.
Реализации разнообразных образовательных возможностей способствовала грантовая схема Edusave, которая позволяет ученикам покрывать затраты на обучение, в том числе расходы на дополнительное образование и поездки за рубеж. Для поддержания схемы Министерство образования создало эндаумент в размере 5 млрд сингапурских долларов. Школы оснащались ИКТ-оборудованием, за 1997–2002 гг. на эти цели было направлено 2 млрд сингапурских долларов. С помощью компьютеров сегодня преподается 30% учебного плана. В единую систему увязываются учебный план, оценка знаний, профессиональное обучение и предоставление каждому ребенку возможности изучать культуру своего народа.
Управление школьным образованием
Административно Сингапур разделен на 4 образовательных округа, в каждом – по 7 школьных кластеров, которые управляются суперинтендантами, в кластере – 12–14 начальных и средних школ (всего в стране более 350 школ, в которых обучается 522 тыс. школьников при общей численности населения более 5 млн человек).
В рамках кластера школы соревнуются друг с другом за получение дополнительного финансирования на проекты или углубленные специализации. В то же время близко расположенные школы образуют своеобразные центры коллективного пользования спортивными сооружениями, лабораториями, сложным учебным оборудованием.
Суперинтендант кластера, обычно имеющий директорский опыт, контролирует директоров школ, распределяет финансирование. Тем не менее директора школ достаточно самостоятельны, особенно школ, по результатам их деятельности получивших статус автономной. У директора такой школы появляются дополнительные права в подборе кадров, финансовой деятельности и выстраивании образовательного процесса.
Все школы подчинены Министерству образования, учителя являются госслужащими. Характерно, что бюджет Министерства образования в Сингапуре – второй по величине (5% ВВП) после Министерства обороны, и в кризисное время его не урезают, а увеличивают, аргументируя это необходимостью развития человеческого капитала. Министерство материально поощряет школы развивать специализацию в сфере, где школа имеет наилучшие результаты. Школа сама выбирает свою нишу и обосновывает реальность ее развития перед суперинтендантом и министерством. После одобрения программы она получает дополнительные ресурсы и становится центром развития лучших практик по выбранному направлению в данном кластере. Ее ресурсами по согласованию могут пользоваться все школы кластера. Министерство следит за тем, чтобы специализированные школы равномерно распределялись по всем кластерам и в каждом кластере были различные специализации.
Подготовка учителей
Министерство образования исходит из того, что качество преподавания напрямую зависит от квалификации учителей и эффективнее вкладываться в систему подготовки педагогов, чем добиваться повышения качества обучения «в ручном режиме» в собственно образовательном процессе. Долгий и сложный процесс отбора и подготовки учителей в Сингапуре гарантирует, что учителями становятся лучшие из лучших. Только Национальному институту образования, созданному в 1991 г. и работающему на базе Наньянгского технологического университета, дано право готовить учителей и по согласованию с Министерством образования направлять их в школы. Институт анализирует и обобщает лучшие педагогические практики по всему миру.
До подачи заявления на обучение в Национальном институте образования кандидат должен не менее 5 недель поработать в школе (помощником учителя или администратором), при этом ему выплачивается минимальное содержание. После завершения стажировки директор школы и суперинтендант кластера оценивают потенциального кандидата.
Получившие положительные заключения попадают на первый этап отбора, где оцениваются резюме кандидатов. Минимальные квалификационные требования: заявитель должен быть в верхних 30% рейтинга успеваемости в своей возрастной группе; иметь предуниверситетское или высшее образование соответствующее направлению желаемой педагогической деятельности; должен доказать свой интерес к детям, преподаванию и учительской профессии. Предпочтение отдается кандидатам, которые уже имеют высшее образование в сфере предполагаемой специализации. На втором этапе отбора кандидат проходит функциональные тесты, оценивается его грамотность. На третьем этапе три опытных эксперта проверяют психологические установки, личностные качества, «преподавательскую активность» кандидата. Все этапы отбора удается преодолеть в среднем одному из 6 заявителей.
Во время обучения в Национальном институте образования будущих учителей продолжают контролировать, тех, кто не соответствует стандартам, исключают. Специализацию будущие учителя получают через год обучения, а диплом бакалавра защищают через 3 года. Все время обучения студенту выплачивается стипендия, которая не намного меньше его будущей стартовой зарплаты (примерно 2,5–2,8 тыс. сингапурских долларов). После окончания института педагог обязан отработать в школе 3 года. Иначе он должен возместить государству затраты на его обучение. На практике такие случаи крайне редки, поскольку правительство прилагает все усилия, чтобы удержать учителей в школе.
Зарплаты учителей вполне конкурентоспособны – на уровне средней зарплаты в стране. Постоянно начисляются премии и надбавки в зависимости от эффективности педагогической деятельности и дополнительной профессиональной подготовки. Учителя выстраивают портфолио дополнительного образования и курсов повышения квалификации. Каждому преподавателю оплачиваются 100 часов повышения квалификации в год. В результате зарплаты учителей существенно различаются и зависят от их активности. Нередко учителя, которые проводят много времени в классе с учениками, получают меньше тех, кто постоянно в разъездах и повышает свою квалификацию.
Окончив Национальный институт образования, типичный сингапурский учитель возвращается в него много раз на протяжении своей карьеры на курсы повышения квалификации. В процессе получения дополнительного образования учителей распределяют на три потока: «преподавание» – для тех, кто хочет посвятить школе всю свою карьеру и брать на себя дополнительные обязательства в рамках школы или школьного кластера, проводя тренинги, реализуя наставничество для молодых педагогов; «специалитет» – для тех, кто хочет работать в Министерстве образования, разрабатывать и реализовывать образовательную политику, образовательные стандарты; «лидерство» – для будущих руководителей цикловых комиссий, завучей или директоров школ.
В каждом потоке свои специализированные практические и теоретические курсы. Впрочем, учителя могут перемещаться по группам (бывает, что учитель школы уходит на работу в министерство, получает навык разработки образовательных программ, затем возвращается в школу заместителем директора или директором). По общему правилу по потокам учителей распределяют по итогам интервью, проводимых линейными менеджерами, и результатам мониторинга показателей их деятельности. Для оценки результатов интервью разработана балльная система.
Развитая система повышения квалификации учителей приводит к тому, что они часто отсутствуют в школах. Так, заместитель директора школы может 6 месяцев подряд обучаться на курсах лидерства, Министерство образования предоставляет ему отпуск. Учителя часто выезжают за пределы страны на несколько недель по различным программам. Поэтому перманентно не хватает педагогов Министерство вынуждено было сформировать пул преподавателей на подмену. Тем не менее постоянное повышение квалификации учителей министерство считает важнейшей задачей.
В Сингапуре все делается для того, чтобы сохранить подготовленных учителей в образовательной сфере и максимально использовать опыт высококвалифицированных преподавателей старшего поколения. Учителям предоставляется объемный социальный пакет, включающий социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение, особые схемы накопления, за выслугу лет предусмотрены дополнительные выплаты и финансовая поддержка. Учителя выходят на пенсию в 60–62 года, хотя ограничений по возрасту на занятие преподаванием нет. При этом средний возраст преподавателей составляет 34 года.
Слагаемые успеха
Создатели и реформаторы системы образования Сингапура отмечают, что их политика не всегда была четко выверенной и благотворно сказывалась на состоянии общества. От многих программ реформирования отказывались так же быстро, как их разрабатывали. Но основная цель образовательной политики оставалась неизменной: все молодые сингапурцы, независимо от расы, языка, половой и религиозной принадлежности, должны быть образованными. Образовательная система «адаптировалась к меняющимся потребностями национальной и мировой экономик, но сохраняла верность гражданским и моральным ценностям, главным для страны».
Слагаемые успеха сингапурской системы образования:
– Сингапур на этапе получения независимости в 1965 г. находился в уникальной ситуации: в стране не было универсальной образовательной системы. Это обстоятельство расценили не как недостаток, а как благо, и использовали возможность с нуля сконструировать систему образования, которая отвечала бы нуждам даже не национальной, а мировой экономики. Привлекались лучшие мировые эксперты;
– Сингапуром удобно управлять. Небольшая по размеру, с высокой, но равномерной плотностью населения, удобным географическим положением, страна является идеальным полем для интегрированного планирования. Все учебные учреждения подчинены единому органу – Министерству образования. Оно задает вектор реформ, реализует их, управляет и координирует. Это позволяет существенно снизить общие затраты;
– принятие английского языка в качестве основного языка преподавания в школах и языка межнационального общения оказалось дальновидным шагом. Английский язык позволил использовать лучшие англосаксонские практики преподавания, а главное – мировой интеллектуальный капитал и экспертов. Стали возможными академические обмены и «перекрестное опыление» лучшими идеями с западным миром. При этом сохранение и изучение в школах языков этнических групп позволило развивать культурные и экономические связи с азиатским миром, пользоваться возможностями его бурного роста. А в знак признания коренной принадлежности острова в качестве национального языка в Сингапуре был принят малайский;
– Сингапур после обретения независимости избежал серьезных социально-политических и экономических конфликтов. Сложилась устойчивая и при этом динамичная система, которая эффективно функционирует с минимальными издержками. Позитивный и удачный опыт поддерживает и воспроизводит сам себя. Видя наглядные успехи реформирования образования, население доверяет государству, благожелательно воспринимает предлагаемые нововведения и надеется на удачи в будущем;
– правительству удалось создать имидж образовательной системы как одной из наиболее инновационных и престижных сфер, в которой интересно работать и комфортно учиться. Развитие образования стало национальным проектом, в который вовлечены все граждане, правительство оказывает ему максимальную поддержку, повышая его ценность в глазах населения;
– для малых наций постоянная ресурсная мобилизация, конкурентная идеология и желание быть лучшими являются практически единственным вариантом выживания – более крупные нации имеют больше шансов пережить кризисные времена. Конкурентная идеология и желание быть лучшими превалируют и в системе образования Сингапура. Выработаны четкие и объективные оценки работы директоров школ, преподавателей, чиновников от образования и учеников. Вместе с целью «быть успешным», которая ставится массовой культурой перед каждым сингапурцем, разработаны понятные критерии успешности, прозрачные и ясные способы ее достижения. Известно, каких показателей нужно достичь, чтобы получить повышение или премию в конце года;
– в Сингапуре образовательные учреждения формулируют «собственные системы ценностей, видение своей миссии» и встраивают их в учебный процесс. Сингапурская гражданственность изначально основана на конфуцианских идеях патернализма, подчинения и прилежания (дисциплины). В отношении современных граждан к этим ценностям нет цинизма, средства массовой информации распространяют истории достижения успеха при усердной и дисциплинированной учебе и работе. И они становятся примером для подражания.