Новации в российском образовании: проектный метод обучения, проектные школы (2017)

Проектный метод обучения – панацея от начитывания

Сложно придумать что-то более соответствующее современным реалиям, чем мысли о методе проектов Уильяма Килпатрика: «Только при такой системе обучения воспитание может превратиться в непрерывную перестройку жизни ребенка и поднять ее на высшую ступень, а школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем».

В основе проектного метода обучения – внимание к процессам решения задач и проблем, которые максимально приближены к реальности. Это главные идеи Дьюи о роли образования как полноценной модели общества, которое должно стимулировать формирование навыков сотрудничества. Решение проблемы должно иметь понятный результат, желательно тот, который можно измерить, а потом применить. Процесс решения какой-либо проблемы построен на цикле PDCA: планирование, реализация, проверка и корректировка. Всё, как в жизни.

Создание проектов – это самостоятельная работа при подготовке школьника к вузу. Проекты могут разрабатываться в малых группах. Но эффективность их выполнения определяют все участники. Проектный метод позволяет смоделировать распределение ролей в коллективе, сложности коммуникации в относительно напряженной рабочей атмосфере, делегирование полномочий и многое другое. Проекты могут быть межпредметными и развивать социальные навыки, знания и умения каждого участника группы.

Проектный метод – панацея от начитывания, которое должно уйти в прошлое вместе с дисковым телефоном и паровозом. Конечно, при изучении предмета ребенку надо подсказывать траекторию, помогать с контентом. Но предоставление контента не должно быть сутью обучения. А оценка за его усвоение не должна быть единственным критерием успешности школьника.

При всех достоинствах проектный метод плохо приживается в школе, потому что:

– он дорогой, сделать проект в классе сложнее, дороже и дольше, чем просто начитать лекцию;

– особые требования к преподавателю: надо быть экспертом в предметной области и даже в нескольких смежных. Межпредметность метода проектов означает, что преподаватель должен регулярно делать проекты. К сожалению, таких практиков мало даже в вузах, в школах – тем более;

– результаты проектов мало кому нужны. Индустрия, заказчик кадров, не очень активно взаимодействует с вузами и откровенно прохладно – со школами. Хотя последние 10 лет ситуация медленно улучшается. Но даже на решение прикладных задач, например, в робототехнике, по-прежнему сложно найти вменяемых заказчиков. Компании не охотятся за юношескими коллективами, за свежим взглядом на свои проблемы.

Подробнее: Дмитрий Волошин. Почему лекции – самая бесполезная форма обучения, и как проекты могут это исправить? // MEL – http://mel.fm/obrazovaniye/4520138-obucheniye-ot-dostizheny-i-proyektny-podkhod-v-obrazovanii

Проектные школы

Всем хорошо известны идеальные нормы выпускника основной школы: готов к выбору, обладает избирательностью интересов, познает себя, утверждает себя как взрослый, готов нести ответственность перед самим собой и другими, умеет действовать с ориентацией на другую позицию, умеет работать в группе и индивидуально, осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни. В том же время мы прекрасно понимаем, что традиционная школа не может обеспечить такой результат.

В качестве модели образования, которая позволит преодолеть хотя бы некоторые ограничения нынешней школы, предложена проектная школа – «особое пространство активной продуктивной гуманистической деятельности учащихся и взрослых в сотрудничестве с окружающим человека миром – природой, артефактами, людьми». Особое – значит, специально организованное, со сменой среды, за пределами школы, для получения эффекта выхода из традиционной школьной жизни. Пространство – место для странствий, поиска себя. Активность проявляется тогда, когда есть мотив и цель, созданы условия для деятельности. Продуктивность связана с обязательным появлением совместного продукта, значимого не только для авторов, но и для других людей. Гуманистическая – значит, учитывающая особенности возраста, восприятия, темперамента и другие характеристики человека, его природы.

В проектной школе нет классов – есть разновозрастные (из разных школ) группы (отряды). Нет учителей – есть взрослые, которые входят в состав отрядов на общих основаниях. Во главе отряда стоят ребята – комиссары и руководители проектов. Нет расписания занятий – есть план-график дня, который обсуждается накануне и утверждается общим сбором. Нет деления дня на учебное и неучебное время. Каждый момент времени сможет стать для кого-то образовательным, а для кого-то нет. Ребята, которые приезжают в проектную школу во второй, третий раз отмечают, что школы отличаются одна от другой. Это обеспечивается не только запуском новых моделей, но и сменой состава, комиссаров и руководителей проектов, инициативами самих участников. Таким образом преодолевается одна из проблем основной школы – хабитуализация образования, когда все привычно: циклы – дневной, недельный, четвертной, годовой; уроки похожи друг на друга; учащийся ежедневно утверждается в мысли «от меня ничего не зависит».

В проектной школе каждый день продумывается как возможность для проживания образовательного события. Есть ключевое дело дня, место для проявления частных инициатив и возможность для неформального общения. В проектной школе удерживается позиция «здесь и теперь». Жизнь в школе строится по нормам, которые устанавливают сами участники. При этом поддерживаются традиции прошедших школ. Понимание того, что одно и то же дело в проектной школе для кого-то станет образовательным событием, а для кого-то нет, каждый день заканчивается подведением итогов (рефлексией), которая происходит сначала внутри отрядов под руководством комиссаров, а затем в общем кругу. Событийность проектной школы создает ощущение, что она длится не 5 дней, а гораздо больше. Происходит эффект сжатия времени и пространства. Эмоциональное насыщение, переживание и проживание разных жизненных ситуаций (удач и неудач, но отрефлексированных) создают мощный импульс для последующего развития участников. В результате преодолевается еще одно ограничение традиционной школы – бессобытийность.

В проектной школе четко высвечивается проблема основной школы – есть знание, но нет понимания. Эта проблема порождает другую – имитацию знания, деятельности, развития. Пробивать эту броню имитации все сложнее. Как следствия – неумение и боязнь задавать вопросы, неумение работать с информацией, нежелание видеть ресурсы своего развития. Рефлексивные эссе участников таких школ фиксируют прогресс в понимании: «я и не знал, что я такой», «я, оказывается, много не знаю, но хочу знать», «я многое умею, а даже не догадывался об этом», «я понимаю, зачем мне учиться», «я хочу изменить систему своего образования».

Преодоление проблемы бессмысленности образования имеет особое значение. Ответ на вопрос «Ради чего?» лежит в плоскости системы ценностей. А это самое сложное не только в образовании, но и в жизни. Тьюторы должны обеспечить работу со смыслами в проектной школе… Благодаря стремлению дойти до смыслов в проектной школе у части детей происходит прорыв в осознании самого себя, своего образования, своего будущего. Деловые игры «Образовательная картография», «Большой процесс» также позволяют это сделать.

Вскрылись и промахи традиционных школ, использующих данные технологии в своей практике. Они опять же связаны с поверхностностью и имитацией. Сложность заключается в том, что ребята – выходцы из проектной школы, не подхваченные в своих школах в стремлении обретать смыслы, теряются, переживают стресс от непонимания, снова скатываются на имитационный уровень.

Подробнее: Марина Тюмина. Образовательное путешествие в проектной школе. Поиск путей индивидуализации // Сайт Межрегиональной тьюторской организации. – http://www.thetutor.ru/napravlenie-deyatelnosti/starshaya-shkola/246-obrazovatelnoe-puteshestvie-v-proektnoj-shkole-poisk-putej-individualizatsii.html

«Проектория». В ноябре 2016 года в России на сайте «Проектория» запущен проект бесплатной профориентации для школьников. Здесь ученики могут попробовать решить технологические задачи от крупных компаний и инженерных вузов. Наиболее успешным участникам предложат пройти стажировку или даже устроиться на работу. Там можно найти около 60 задач в различных областях – от создания внедорожника для арктических экспедиций для «Автоваза» и беспилотного автомобиля для МГТУ имени Баумана до планетохода для ОРКК и неинвазивного нейроинтерфейса для Курчатовского института.

Для участия в проекте нужно зарегистрироваться на сайте. После этого можно объединиться в команды и предлагать собственные концепции решения задач. Помогают школьникам ученые и преподаватели вузов, тьюторы. Работа школьников над задачами делится на несколько этапов. На финальном этапе ученики показывают свои предложения представителям бизнеса. Именно они решают, насколько хорошо участники проекта справились с задачей. Организаторы проекты мотивируют школьников возможностью стажировки и трудоустройства в компании, предлагающие свои задачи на сайте. Однако пока система поощрения не проработана до конца, подобных случаев еще не было. «Проектория» финансируется из государственного гранта.