Новации в российском образовании: проектный метод обучения, проектные школы (2017)
Проектный метод обучения – панацея от начитывания
Сложно придумать
В основе проектного метода обучения – внимание к процессам решения задач и проблем, которые максимально приближены к реальности. Это главные идеи Дьюи о роли образования как полноценной модели общества, которое должно стимулировать формирование навыков сотрудничества. Решение проблемы должно иметь понятный результат, желательно тот, который можно измерить, а потом применить. Процесс решения
Создание проектов – это самостоятельная работа при подготовке школьника к вузу. Проекты могут разрабатываться в малых группах. Но эффективность их выполнения определяют все участники. Проектный метод позволяет смоделировать распределение ролей в коллективе, сложности коммуникации в относительно напряженной рабочей атмосфере, делегирование полномочий и многое другое. Проекты могут быть межпредметными и развивать социальные навыки, знания и умения каждого участника группы.
Проектный метод – панацея от начитывания, которое должно уйти в прошлое вместе с дисковым телефоном и паровозом. Конечно, при изучении предмета ребенку надо подсказывать траекторию, помогать с контентом. Но предоставление контента не должно быть сутью обучения. А оценка за его усвоение не должна быть единственным критерием успешности школьника.
При всех достоинствах проектный метод плохо приживается в школе, потому что:
– он дорогой, сделать проект в классе сложнее, дороже и дольше, чем просто начитать лекцию;
– особые требования к преподавателю: надо быть экспертом в предметной области и даже в нескольких смежных. Межпредметность метода проектов означает, что преподаватель должен регулярно делать проекты. К сожалению, таких практиков мало даже в вузах, в школах – тем более;
– результаты проектов мало кому нужны. Индустрия, заказчик кадров, не очень активно взаимодействует с вузами и откровенно прохладно – со школами. Хотя последние 10 лет ситуация медленно улучшается. Но даже на решение прикладных задач, например, в робототехнике,
Подробнее: Дмитрий Волошин. Почему лекции – самая бесполезная форма обучения, и как проекты могут это исправить? // MEL – http://mel.fm/obrazovaniye/4520138-obucheniye-ot-dostizheny-i-proyektny-
Проектные школы
Всем хорошо известны идеальные нормы выпускника основной школы: готов к выбору, обладает избирательностью интересов, познает себя, утверждает себя как взрослый, готов нести ответственность перед самим собой и другими, умеет действовать с ориентацией на другую позицию, умеет работать в группе и индивидуально, осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни. В том же время мы прекрасно понимаем, что традиционная школа не может обеспечить такой результат.
В качестве модели образования, которая позволит преодолеть хотя бы некоторые ограничения нынешней школы, предложена проектная школа – «особое пространство активной продуктивной гуманистической деятельности учащихся и взрослых в сотрудничестве с окружающим человека миром – природой, артефактами, людьми». Особое – значит, специально организованное, со сменой среды, за пределами школы, для получения эффекта выхода из традиционной школьной жизни. Пространство – место для странствий, поиска себя. Активность проявляется тогда, когда есть мотив и цель, созданы условия для деятельности. Продуктивность связана с обязательным появлением совместного продукта, значимого не только для авторов, но и для других людей. Гуманистическая – значит, учитывающая особенности возраста, восприятия, темперамента и другие характеристики человека, его природы.
В проектной школе нет классов – есть разновозрастные (из разных школ) группы (отряды). Нет учителей – есть взрослые, которые входят в состав отрядов на общих основаниях. Во главе отряда стоят ребята – комиссары и руководители проектов. Нет расписания занятий – есть
В проектной школе каждый день продумывается как возможность для проживания образовательного события. Есть ключевое дело дня, место для проявления частных инициатив и возможность для неформального общения. В проектной школе удерживается позиция «здесь и теперь». Жизнь в школе строится по нормам, которые устанавливают сами участники. При этом поддерживаются традиции прошедших школ. Понимание того, что одно и то же дело в проектной школе для
В проектной школе четко высвечивается проблема основной школы – есть знание, но нет понимания. Эта проблема порождает другую – имитацию знания, деятельности, развития. Пробивать эту броню имитации все сложнее. Как следствия – неумение и боязнь задавать вопросы, неумение работать с информацией, нежелание видеть ресурсы своего развития. Рефлексивные эссе участников таких школ фиксируют прогресс в понимании: «я и не знал, что я такой», «я, оказывается, много не знаю, но хочу знать», «я многое умею, а даже не догадывался об этом», «я понимаю, зачем мне учиться», «я хочу изменить систему своего образования».
Преодоление проблемы бессмысленности образования имеет особое значение. Ответ на вопрос «Ради чего?» лежит в плоскости системы ценностей. А это самое сложное не только в образовании, но и в жизни. Тьюторы должны обеспечить работу со смыслами в проектной школе… Благодаря стремлению дойти до смыслов в проектной школе у части детей происходит прорыв в осознании самого себя, своего образования, своего будущего. Деловые игры «Образовательная картография», «Большой процесс» также позволяют это сделать.
Вскрылись и промахи традиционных школ, использующих данные технологии в своей практике. Они опять же связаны с поверхностностью и имитацией. Сложность заключается в том, что ребята – выходцы из проектной школы, не подхваченные в своих школах в стремлении обретать смыслы, теряются, переживают стресс от непонимания, снова скатываются на имитационный уровень.
Подробнее: Марина Тюмина. Образовательное путешествие в проектной школе. Поиск путей индивидуализации // Сайт Межрегиональной тьюторской организации. – http://www.thetutor.ru/
«Проектория». В ноябре 2016 года в России на сайте «Проектория» запущен проект бесплатной профориентации для школьников. Здесь ученики могут попробовать решить технологические задачи от крупных компаний и инженерных вузов. Наиболее успешным участникам предложат пройти стажировку или даже устроиться на работу. Там можно найти около 60 задач в различных областях – от создания внедорожника для арктических экспедиций для «Автоваза» и беспилотного автомобиля для МГТУ имени Баумана до планетохода для ОРКК и неинвазивного нейроинтерфейса для Курчатовского института.
Для участия в проекте нужно зарегистрироваться на сайте. После этого можно объединиться в команды и предлагать собственные концепции решения задач. Помогают школьникам ученые и преподаватели вузов, тьюторы. Работа школьников над задачами делится на несколько этапов. На финальном этапе ученики показывают свои предложения представителям бизнеса. Именно они решают, насколько хорошо участники проекта справились с задачей. Организаторы проекты мотивируют школьников возможностью стажировки и трудоустройства в компании, предлагающие свои задачи на сайте. Однако пока система поощрения не проработана до конца, подобных случаев еще не было. «Проектория» финансируется из государственного гранта.