Ценности, менталитет финнов и благоприятный фон реформ школьного образования
Демократическое государство всеобщего благосостояния. Всеобщее благосостояние стало главным принципом финского государства. Государство всеобщего благосостояния было создано в относительно короткий период. Перед Второй мировой войной в Финляндии было много бедных. Сегодня дифференциация по уровню доходов населения в Финляндии одна из самых низких в мире. По данным ОЭСР, Всемирного банка 2009–2012 годов, соотношение доходов 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных граждан по странам, в разах: Дания – 5,3, Финляндия – 5,4, Швейцария – 6,0, Норвегия – 6,1, США и Канада – 8,9, Великобритания – 10,0, Южная Корея – 10,7, Россия – 16,4, Китай – 17,6.
В государстве всеобщего благосостояния налоги высоки, но люди готовы платить за социальное обеспечение, здравоохранение и хорошее образование. Этот принцип не пошатнулся даже во время экономического спада. Три основных элемента государственной политики составляют модель «государства всеобщего благосостояния»: необходимость экономического роста, социальные права граждан, гарантированное государством благосостояние граждан. Социальное равноправие, производительный труд, материальное благосостояние, демократическое устройство (управление) идеологически связывались в модели между собой. Благодаря этому равноправие и солидарность стали средствами повышения экономической эффективности, одновременно они являются целями, для достижения которых важен экономический рост. В рамках реформы большое значение придавалось пенсионному и медицинскому страхованию, бюджетным отчислениям на воспитание, уход за пожилыми и инвалидами, на помощь в обеспечении жильем, пособия по безработице, стипендии. Центральным аспектом модели стало обеспечение права каждого гражданина на полноценное образование, из которого проистекла концепция реформ школьной системы.
Ключевую роль в обеспечении детей из всех семей равными условиями для получения хорошего образования, начиная с
Ключевую роль в разработке стратегий и проведении реформ как экономики в целом, так и образования сыграли хорошее централизованное управление, высокий уровень государственных учреждений и правопорядка. Методы оценивания достижений ориентированы на развитие, и различные участники процессов развития отвечают за их ход и результаты. В парламентский Комитет будущего входят представители государственного и частного секторов, а также заинтересованных групп граждан. Подобные учреждения вырабатывают консенсус по обсуждаемым вопросам.
Частый и открытый диалог между руководителями частных предприятий и представителями государственной системы образования способствовал развитию общего понимания того, что важно для достижения общих целей, и построению экономики, основанной на знаниях. Активное взаимодействие образования и предпринимательства поощряло школы к экспериментированию с творческими подходами к преподаванию и обучению, особенно в области воспитания предприимчивости и формирования позитивного отношения к работе. Важнее же всего было то, что главным принципом развития финского общества стало поощрение интеллектуального роста и обучения всех граждан. Развитие культуры личного роста и обучения, как в образовательных учреждениях, так и на рабочих местах оказалось одним из ключевых факторов успеха. Профессионализм учителей позволяет им активно участвовать в планировании и внедрении изменений в деятельности школ.
Консенсус в обществе по главным вопросам. Это касается и построения конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях, и реформирования образования. В обществе сложилось отчетливое представление, каким должно быть школьное образование – «хорошая система базовых школ для каждого ребенка, финансируемых государством и управляемых на местах». Эта общая цель так прочно укоренилась в финской политике и госсекторе, что оставалась неизменной при смене 20 правящих партий и 30 министров образования. Эту цель называют «финской мечтой».
Финны воспринимают образование как общее благо, уверены, что оно существенно влияет на развитие общества, а чтение – на формирование образованной личности. На самых ранних этапах реформирования системы образования было решено считать, что то, чему школьникам удается научиться в школе, определяется характером преподавания, а не стандартами, методами оценивания успеваемости или альтернативными программами обучения.
Взаимное доверие общества, государства, местной исполнительной власти, родителей, учителей. Благодаря доверию между руководством системы образования и школами реформы стали делом самих учителей. «Образованную нацию нельзя создать насильно», «нужно прислушиваться к учителям и ученикам, для движения вперед требуется активное сотрудничество с ними». Центральные власти практически не вмешиваются в повседневную жизнь школ. Финские учителя настаивали на большей гибкости и большей свободе в разработке методов преподавания и учебных программ. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации. Каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим. Культура доверия ценит профессионализм учителей и директоров в определении прогресса учащихся и отрицает важность инспектирования и тестирования. Экспериментирование, творчество и сетевые связи положены в основу совершенствования школ, а доверие к учителям и школам стало главным принципом управления образованием. В финской педагогике принято говорить об ответственности, а не о подотчетности.
Уважение законов и правил. Многие народы считают, что они находятся на пересечении западной и восточной культурных традиций. Финляндия исторически была ареной столкновения миссионерской деятельности западной и восточной христианской церквей, шведского и русского влияния. Западное и восточное влияние просматривается и в финской административной системе, представляющей собой смесь наследия царского времени и протестантской этики. Первое выражается в том, что законы и предписания, способы ведения дел традиционно сохраняются и иерархичны; второе – в укоренившемся представлении о том, что все нужно делать правильно, по закону, как положено, и буквальное, добросовестное соблюдение всех формальностей – вопрос чести. Именно поэтому финская административная система строгая и работоспособная.
Циники утверждают, что в Финляндии все запрещено до тех пор, пока вам не объявят, что именно это разрешено. Скрупулезное следование правилам может раздражать. Когда вы хотите
Соблюдение законов, исполнительность, надежность, безопасность – различные проявления негласного общего договора между финнами. Случаи нарушения закона обсуждаются всенародно и особенно заметны на общем законопослушном фоне. Финны доверяют полиции, суду, чиновникам, ученым, учителям. Никто не пытается проехать по встречной полосе или влезть между ранее прибывшими машинами. Ни в коем случае нельзя нарушать очередь, как и нарушать законы природы. Иначе это парализует финнов, подрывает их основу благополучия и стабильности.
Стремление к стабильности. Для финнов нормальное состояние – стабильность, устойчивое развитие, непрерывное постепенное совершенствование. Слишком быстрое и слишком медленное движение вызывает тревогу. Главное условие равновесия – взаимопонимание, которое достигается медленным сближением точек зрения сторон.
Жизнь в маленькой стране, зажатой с востока и запада крупными державами, научила финнов принимать действительность такой, какая она есть, и стараться не упускать имеющихся возможностей. В результате характерными особенностями современной финской культуры стали дипломатичность, готовность к сотрудничеству, практичность и стремление к выработке консенсуса. Вероятно, этим объясняется то, что их привлекают к улаживанию спорных мировых вопросов.
Ярко выраженный индивидуализм в сочетании с низким уровнем иерархичности финского общества и традиционной готовностью к сотрудничеству (а не соперничеству) открывает пути к неограниченным творческим возможностям.
Свобода и ответственность. Для финнов демократия означает «свобода и ответственность». У них повышенное чувство общей ответственности не только за свою жизнь, но и за жизни других. Забота о благополучии детей начинается еще до их рождения и продолжается до тех пор, пока они не станут взрослыми. Ясли и детские сады гарантированы всем детям дошкольного возраста.
Как часть демократии укоренилась концепция «меритократии», когда положение человека в обществе зависит не от прав, полученных при рождении, а от личных достижений, определяется его способностями. Ключевым звеном стала равная для всех возможность получения образования.
Характерно сочетание демократичности и порядка, в том числе в школах. Все заинтересованные стороны, без деления на старших и младших, начальников и подчиненных, сообща и на равных участвуют в решении школьных проблем. Дети сами выбирают ученические советы. Они с ранних лет чувствуют себя не винтиками или пешками, а полноправными членами общества, привыкая к свободе, сочетающейся с ответственностью. Финны уверены: «чтобы
Честность.Финны настолько честны в своих мыслях, что иногда могут показаться туповатыми. Такая честность неотделима от гражданской законопослушности. Уже много лет в мировых рейтингах уровня коррупции Финляндия признается наименее коррумпированной страной. Если финн обещает
Sisu – в вольном переводе это жесткая сила воли, безжалостность к себе, настойчивость, выносливость, не сиюминутная храбрость, а рациональное поведение в преодолении неприятностей, стоическое упорство при достижении поставленной цели. «То, что должно быть сделано, будет сделано, несмотря ни на что». Это национальный символ, особенность финского характера, неотъемлемая составляющая в понимании финской культуры. «Sisu означает упорно делать некоторые вещи не потому, что они очень важны, а потому, что вы просто терпеть не можете, когда
Практически во всем сказывается удивительная национальная черта, выработанная в условиях сложного геополитического положения между двумя большими соседями (шведами и русскими): когда давят – сжиматься, а когда давление ослабевает, непременно занимать упущенные позиции.
Финны решительны и свое мнение отстаивают твердо.Правда, им требуется время, чтобы подумать. Если действительно есть причина для возражения, они заново исследуют вопрос. Финны считают, что проблемы нужно решать, а не обсуждать. Они не склонны разговаривать попусту. За решениями следуют быстрые действия по принципу «если вы начали
Предпочтение функциональности, а не показной роскоши. Финны обладают воображением, легко схватывают дух нового и при этом нацелены на решение конкретных задач во всех сферах жизни. Финские изобретения и инновации зачастую связаны с нехитрыми, но принципиально важными идеями и простыми методами. Финны стремятся поступать, жить и одеваться, не «как другие», а как считают разумным. Людей, выставляющих роскошь напоказ, большинство финнов осуждает. «Часы за 5 и за 500 евро показывают время одинаково». В то же время финны проявляют повышенный интерес к ежегодно публикуемым спискам крупнейших налогоплательщиков.
Принципы финского школьного образования[4]. Финны сообща выработали принципы школьного образования и строго придерживаются их.
Равенство школ. Нет элитных и простых, сильных и слабых школ. В самой крупной школе учатся 960 учеников, в самой маленькой – 11. Все имеют одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы – государственные, есть десяток
Равенство всех предметов. Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Математика не считается важнее географии или искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.
Равенство учеников. Финны не разделяют детей на разные классы в зависимости от их способностей и финансовых возможностей родителей. Одаренные дети и дети с дефицитом умственных способностей, которые считаются «особенными», учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети в инвалидных колясках. Финны максимально интегрируют в общество тех, кому требуется особое отношение. Нет «плохих» и «хороших» учеников, сравнивать учеников друг с другом запрещено. Правда, сами финны признали, что «демократичный подход и натаскивание слабых неблагоприятно сказываются на способных учениках», и пытаются найти выход. В школах нормой считается уважительное отношение к ученикам. Детям с первого класса объясняют их права, в том числе право «жаловаться» на взрослых социальным работникам. Это стимулирует родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую запрещено и словом, и ремнем.
Равенство родителей. Учителям нельзя задавать детям вопросы, связанные с местом работы, статусом и уровнем дохода их родителей. От родителей никакой специальной подготовки к школе не требуется. «Все хорошо, ваш ребенок замечательный», – говорят всем. Единственное, о чем заботятся, – достаточно ли времени проводят вместе ребенок и родители. Родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
Равенство учителей. Нет «любимых» и «ненавистных» учителей. Учителя тоже не выделяют «любимчиков». Любые «отклонения от гармонии» чреваты расторжением контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны – физики, «лирики», учителя труда и физкультуры. В Финляндии учителей уважают, но не боготворят, не заваливают цветами на праздники, к ним редко ходят в гости после окончания школы. Финский учитель (в духе финского равенства) – скорее товарищ, помощник, эксперт. Обучение «у доски» не используется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе). В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом.
Почет, уважение, высокий статус учителей и повышенное внимание к их подготовке. В Финляндии учителя – элита. Их социальный статус находится на уровне докторов и юристов. Подготовка финских педагогов включает множество курсов по методам преподавания и исследовательский компонент – будущие учителя самостоятельно разрабатывают новые методики, а затем в течение года проверяют их на практике в школах, сотрудничающих с университетом. В этих «университетских» школах тестируются инновационные педагогические практики. Освоение методологии исследований позволяется учителям развивать исследовательские навыки у своих подопечных.
Во время практики будущие учителя работают в группах, совместно планируют занятия, а затем оценивают результаты. В будущем они будут строить собственные уроки по аналогичной схеме. Для финских учеников работа над групповыми проектами и самостоятельная их оценка – обычная практика. Особый акцент при подготовке педагогов делается на том, как варьировать методики преподавания в зависимости от способностей и потребностей учеников. Педагоги учатся работать с учениками с особыми потребностями (например, с инвалидами). Большинство финских педагогов имеет две магистерские степени: одну в области педагогики, другую в области своей специализации.
Не соперничество школ и учителей, а сотрудничество. Конкуренция между школами, недостаточная автономность учебных заведений, постоянное тестирование учеников ради того, чтобы родители знали, какая школа лучше, губительны для образования. Если школы ориентированы на бизнес, а не на производство касающихся всех общественных благ, директора, как предприниматели, конкурируют друг с другом, при помощи одинаковых тестов хотят заполучить самых эффективных учеников. Когда образование подчиняют правилам экономики, выживают сильнейшие, а разрыв между преуспевающими и последними школами усугубляется. В результате увеличивается количество частных школ, снижается уровень подготовки в других школах. В Финляндии реализовали противоположную идею – создали максимально равные условия для всех и избегающее конкуренции основное образование. И дали больше свободы школам и муниципалитетам.
Не получение учениками высоких баллов по тестам, а воспитание думающих, деятельных, творческих личностей. В стране принята
Каждый преподаватель самостоятельно разрабатывает систему тестирования для своих подопечных. Преподаватель отмечает, что у ученика получилось хорошо, а над какими навыками и знаниями стоит поработать, как это лучше сделать. Любой тест ученик может пересдать, предварительно разобравшись в материале под руководством учителя. Поскольку в финских школах нет стандартных оценок, там нет и деления на «отличников» и «двоечников», учеников не сравнивают друг с другом. Если финский ученик
Нет в Финляндии и рейтинга школ, в соответствии с которым одни школы считаются хорошими, а другие плохими. Учителей не награждают за выдающиеся успехи их учеников по сравнению с другими детьми и не делают им выговоры за то, что дети написали «окружную контрольную» хуже, чем ребята из соседней школы.
Финские дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, велосипедах, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.
Бесплатность. Кроме самого обучения, все дети бесплатно получают учебники, канцелярские принадлежности, калькуляторы,
Индивидуальность. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: от одних требуется более подробное изложение, от других – кратко о главном. На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разной сложности. И оцениваются они согласно персональному уровню. Если ребенок отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получит «отлично». Завтра дадут уровень выше, не справится – снова получит задание попроще.
В финских школах наряду с обычным обучением есть:
– поддерживающее обучение слабых учеников (чем в России занимаются частные репетиторы). В Финляндии репетиторство отсутствует, учителя добровольно дополнительно занимаются с учеником во время урока или после него;
– коррекционное обучение связано с непониманием неродного финского языка, на котором ведется обучение, сложностями с запоминанием, с математическими навыками, с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение ведется в малых группах или индивидуально.
Практичность. Финны говорят: «Либо мы готовим детей к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы. Учителя не пекутся об его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят («что есть, то и хорошо»). В школе преподают многое из того, что понадобиться в жизни. Ученики с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или доходы, цену товара после нескольких скидок, создать
Добровольность. Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги стараются привлечь внимание ученика. Если у него отсутствует интерес или способности к учебе, то сориентируют на практически полезную в будущем «несложную» профессию. Не всем строить самолеты,
Самостоятельность. Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому учат размышлять и самим получать знания. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором, то есть привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем. Учителя не вмешиваются в конфликты учеников, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, развить умение постоять за себя.
[1] Уровень детской бедности – процент детей, живущих в семьях, доход которых менее 50% среднего по стране.
[2] Паси Сальберг. Парадоксы финского образования // Финские уроки. История успеха реформ школьного образования в Финляндии.
[3] Роман Шатс. Из Финляндии с любовью. – http://samlib.ru/e/efimowa_m/fromfinlandwithlove.shtml
[4] Наталья Киреева. Загадки финской школы: меньше учишься – больше знаешь.
Татьяна Михайловская