Будущее школьного образования Финляндии

Уйти от «конвейерной», классно-урочной системы

Марьо Киллонен, глава Департамента образования (Хельсинки): «Школа в нынешнем виде, с классами, уроками и переменами, появилась в период развития фабрик. Детей, чьи родители работали на производствах, нужно было чем-то занять. И школа учила их тому, что было необходимо будущим рабочим: слушаться начальство, жить по расписанию, делать то, что тебе велят. Традиционная школа и сама похожа на фабрику – ряды парт, задание одно для всех, разговаривать нельзя, не то учитель накажет. Открываем учебник мировой истории: промышленная революция началась почти 150 лет назад. За это время много раз поменялись заводы, страны и люди. Но школа осталась той же. Лишь учебники распухли от новых фактов и цифр. А парты рядами и учеба от звонка до звонка никуда не делись. Современные технологии сильно изменили жизнь и способ мышления. Раньше у учеников был один источник знаний – учитель. Сегодня им доступны сотни ресурсов, и учитель не должен пересказывать информацию из них, стоя у доски. Проблема также в том, что мир быстро меняется, и непонятно, чему учить ребенка, чтобы это точно пригодилось ему в будущем. Старые профессии умирают, а какие придут им на смену, можно только гадать»[1].

Теоретически понятно, что классно-урочная система с предметным преподаванием и натаскиванием на сдачу экзаменов приспособлена к нуждам ушедшей индустриальной эпохи, конвейерного производства, которая требовала от работника умения четко выполнять пошаговые инструкции и поощряла узкую специализацию. Сейчас рынок труда предъявляет к работникам иные требования, в цене самостоятельность, креативное новаторское мышление, умение не бояться новизны, «падать и ошибаться», адаптироваться к быстро меняющимся условиям.

Уйти от «конвейерной», классно-урочной системы предметов и тестов, сделать школьное образование более интересным, эффективным, развивающим и отвечающим требованиям современного «цифрового» общества – разговоры об этом ведутся в мире не первое десятилетие. Но массовое образование – не та сфера, где легко прививаются инновации. Общество в штыки воспринимает эксперименты на детях. Хотя отдельные новаторы в разных странах давно используют прогрессивные практики.

Методика Джо Фазери (США). В американском Иллинойсе преподаватель Джо Фазери учит своих подопечных рассматривать неудачи как возможность для поиска нового. Проживание поражений, неудач – важный пункт его методики. Дети начинают понимать, что в реальной жизни провалы неизбежны, и учатся правильно к ним относиться. На уроках Фазери дети поют, ставят спектакли, монтируют фильмы, используют трехмерные принтеры. Так они изучают основы тайм-менеджмента, управления проектами, учатся работать сообща, адекватно воспринимать критику – дружескую, но порой и деструктивную. Ключевой элемент подхода – работа в команде. Ребята дополняют друг друга: кто-то ставит свет, кто-то снимает, кто-то придумывает декорации. Это позволяет понять себя («что нравится делать лично мне») и, используя свой потенциал, добиваться результата. Фазери убежден, что эти навыки необходимы абсолютно всем детям, чтобы добиться успеха в жизни. Сначала американская традиционная школа с опаской смотрела на творческие ателье Фазери. Но успехи и эмоциональная стабильность его учеников убедили коллег в эффективности подхода.

Школа «Шико Анисио» в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Она отличается от других школ тем, что ее ученики вправе выбирать профильные для себя предметы (математику, португальский язык и т. д.), при этом все обязаны пройти курс по развитию лидерских качеств, освоить основы тайм-менеджмента. Эти дополнительные предметы «меняют все, такие занятия – прекрасный старт в жизни». В этой школе отказались от привычных классов, занимаются в самых разных местах, чтобы дети могли «адаптироваться к изменению контекста, концентрироваться в разных условиях», что поможет им в реальной жизни. На спортивных занятиях предпочтение отдают не привычным футболу и волейболу, а фехтованию. Поскольку оно помогает развить концентрацию, реактивность, требует гибкости, умения предвидеть. «Эти навыки помогают детям и в классе, и в жизни. Они лучше учатся».

В Финляндии отдельные школы экспериментируют с кросс-предметным подходом с середины 1980-х годов. Начальная школа Kallahti в Хельсинки использует преподавание явлений, широких тем уже более 10 лет. В младших классах на межпредметных уроках сочетают музыку и геометрию, иностранный язык и географию. Недавно отказались от прописей в пользу клавиатуры, сочтя, что в современном мире умение пользоваться ею актуальнее и полезнее, чем умение плавно соединять буквы. Пиши хоть печатными.

Сегодня же финны ставят цель вписать обучение тематическими блоками в образовательный процесс во всех без исключения средних школах и в масштабах всей страны. И при этом выдержать баланс между навыками и предметами, получить новые возможности, не потеряв наработанные достижения. Именно в этом революционность современной финской образовательной реформы, а не просто в «отказе от предметов».

Если у Финляндии получится, и успехи финских школьников станут еще лучше, в эту страну опять потянутся многочисленные иностранные делегации. А сами финны уверены, что у них получиться в очередной раз усовершенствовать массовую школу. Ведь они уже имеют опыт проведения сложных реформ и необходимую инфраструктуру: учителя-магистры, свобода школ и учителей, традиция поощрения рискованных экспериментов, творческих подходов и нововведений, школы-сообщества, прогрессивные учебные программы, школьные комплексы и т. п. Они намерены двигаться к новой общенациональной цели упорно, последовательно и постепенно (2013–2020 годы), не навязывая ее педагогам, а стимулируя их, обеспечивая благоприятные условия для работы по-новому.

Пока же замысел финнов вызывает одновременно повышенный интерес и скептицизм.

Наталья Сухая, учитель русского языка и литературы (Россия): «Такая система образования сформирует свободного человека, способного к саморазвитию. Это революционное событие в истории образования. Ученикам будет интересно учиться, такой подход показывает им необходимость получения знаний, дает свободу в выборе предметов. Есть и несколько „но“. Во-первых, отказ от преподавания по предметам в пользу тем предполагает такой высокий уровень образованности учителя, который могут иметь единицы. Во-вторых, при заявленном финнами подходе знания по предметам не будут глубокими и системными. В-третьих, такая система образования сформирует настолько свободного человека, способного для саморазвития, самообразования, что в нашей стране вряд ли будет являться когда-нибудь плюсом. Согласилась ли бы я работать по такой системе? Не в нашей стране и не при существующей у нас оплате труда. Но следить за тем, как это будет реализовано в Финляндии, интересно»[2].

Алла Тихонова, бывший учитель физики (Россия): «Идея горизонтального построения школьных программ не нова. Я о ней читала лет 10 назад, это называлось методом проектов. Такое построение программ привлекательно и будет мотивировать детей. Но сомневаюсь, что без базовых знаний это возможно. Поэтому я за комплексный подход. В идеале следует поделить программу в равных долях на базовую и проектную части. Ввести проектную часть в сетку часов, сделать обязательной, а не факультативной. В нашем лицее для желающих всегда были спецкурсы, где дети под руководством преподавателей работали в проекте. А в реальности невероятно трудно создать действительно грамотный проект, включить туда предметников и гармонично завязать воедино разделы разных программ. Это под силу немногим педагогам. Нужен высочайший уровень системного мышления. Современные российские педагоги, да еще в условиях несвободы и перегруженности на это неспособны. Даже если государство привлечет для создания горизонтальных программ лучшие умы (ученых, инженеров и программистов), тиражировать программы в массовых российских школах не получится. Выйдет жалкая пародия. Ведь исполнители тоже должны иметь соответствующую подготовку и желание работать по-новому. Я думаю, что сначала нужно освободить педагогов для творческой деятельности, привлечь в школы лучшие умы, а потом менять программы»[3].

Рассмотрим новый этап реформирования финской старшей средней школы. Основные подходы изложил Паси Сальберг, один из авторов финской образовательной политики, разработчик и куратор программ подготовки учителей и руководителей школ в Финляндии.

Паси Сальберг о будущем финского образования[4]

Новая большая мечта о будущем финского образования должна быть примерно такой: «создать из школ сообщества обучающихся, которые обеспечат всех молодых людей условиями, позволяющими им раскрывать свои таланты, предоставят каждому ученику простор для увлечения, углубления знаний и взаимодействия с другими людьми». Новые школы должны по-прежнему обучать знаниям и умениям, а также научить молодых людей готовности ошибаться. Тот, кто не готов ошибаться, не способен придумать ничего нового и стоящего. Только так мы, финны, сможем наилучшим образом использовать имеющийся у нас небольшой запас драгоценных человеческих ресурсов.

Для этого потребуется изменить существующий формат обучения. Школы должны и дальше меняться в сторону большей дружественности по отношению к учащимся, расширяя возможности индивидуализации обучения. Индивидуализация не предполагает замену учителей технологиями и самостоятельным обучением. Напротив, финские школы должны совершенствоваться в формировании социальных навыков, которые понадобятся ученикам в жизни. Для этого каждая школа должна предоставлять учащимся интересную и безопасную социальную среду. Индивидуальное обучение и социализация ведут к большей специализации, но она должна строиться на прочном фундаменте общих знаний и умений.

Для этого понадобятся перемены в четырех направлениях.

Разработка индивидуальной «дорожной карты» обучения. Важно, чтобы каждый молодой человек приобрел базовые знания и умения (научился читать, писать и считать). Но в будущем у школьников появится больше альтернативных (вне школы) путей освоения базовых знаний (СМИ, Интернет, социальные сети). Все больше учеников будут считать, что им ничего не дает обучение в школе, потому что все по-настоящему важное они уже освоили вне школы. Поэтому в основу обучения следует положить индивидуальные учебные планы и уменьшить роль преподавания по стандартным программам для всех. От работников школ потребуется находить оптимальный баланс между этими двумя формами обучения. В связи с расширением образовательных возможностей, предоставляемых цифровыми технологиями, между школьниками может быть огромная разница в знаниях и умениях. Современные школьники интересуются множеством разных предметов, нередко незнакомых их учителям.

Индивидуализация обучения не должна предполагать обучение всех школьников по отдельности с использованием исключительно онлайновых средств и получением информации только из Интернета. Каждому школьнику будет предоставляться собственный хорошо подготовленный, подробный и педагогически оправданный учебный план, разработанный и принятый совместно учителями, родителями и самим учеником.

Меньше традиционных уроков. Развитие индивидуальных и активных методов обучения рано или поздно приведет к тому, что люди смогут благодаря цифровым технологиям обучаться, где угодно и когда угодно, многому из того, что сейчас преподается в школе. Портативные электронные устройства обеспечат всем доступ к онлайновым источникам знаний и взаимодействию с другими обучающимися. Обмен знаниями и умениями, который становится неотъемлемой частой работы специалистов и профессионалов, станет неотъемлемой частью обучения в школе. Опыт Финляндии доказывает, что продолжительность учебного дня и учебного года – далеко не самое главное. Если условия подходящие, а решения удачны, можно меньше преподавать, но лучше обучать. Для этого необходимы доверие к школам, адекватная поддержка и руководство работой всех учеников и учебные программы, которые могут корректироваться на местах в соответствии с интересами и нуждами учащихся.

Пора перестать представлять себе школы будущего в плане изучаемых предметов и выделяемых на них учебных часов. Нужно сократить продолжительность преподавания предметов (родной язык, математика, различные науки) и выделить дополнительные часы на межпредметные темы, индивидуальные проекты и активное обучение. Естественно, в первых классах начальной школы обычных уроков должно быть больше. Но их доля должна сокращаться по мере развития у школьников навыков самоконтроля и самообучения. Одновременно будет происходить и переход от обычного обучения по общим учебным программам к обучению по индивидуальным планам. Все это высвободит ученикам больше времени на интересные каждому из них лично курсы, проекты и творческие занятия.

Развитие навыков межличностных отношений и решения конкретных задач. Школам придется переосмыслить свою главную задачу – обеспечивать молодых людей необходимым минимумом базовых знаний и умений, которые понадобятся им в будущем. Будущее уже настало, и многие молодые люди используют такие умения в повседневной жизни. Школы по-прежнему должны стремиться к тому, чтобы все учащиеся хорошо умели читать, владели основами математики и естественных наук и обладали общепринятым базовым культурным капиталом. Но не менее важным станет стремление к тому, чтобы у всех учащихся выработались представления и навыки, необходимые для поиска и использования информации и имеющихся возможностей, а также базовые навыки социальных взаимодействий (виртуальных и реальных), умение сотрудничать с людьми иного склада, ориентироваться в сложных социальных сетях, решать реальные задачи в сотрудничестве с другими людьми. Если детей не научат этому в школе, им будет трудно научиться этому где-либо еще. В этом будет одна из базовых функций школ будущего: учить сотрудничеству и решению конкретных задач в небольших группах разных людей.

Заинтересованность и творчество как залог успеха. В современных системах образования таланты отдельных людей оцениваются с помощью стандартных тестов. В худших случаях они состоят из вопросов с вариантами ответов, в лучших – содержат задания, требующие навыков анализа, критического мышления и решения задач. Стандартные тесты не охватывают области за пределами академических предметов и не позволяют оценивать творческие способности, навыки комплексного подхода или умение доносить новые идеи до других людей. Важно научиться оценивать все это и следить за тем, как ученики осваивают базовые знания и умения, как они развивают в процессе обучения навыки общения, решение конкретных задач, творческие способности.

Традиционные тесты, применяемые в школах, будут постепенно уступать место новым способам оценивания образовательных достижений учащихся. По мере того, как школы будут придавать все большее значение обучению навыкам, критерии успешной школы тоже будут меняться. Люди будут узнавать все больше нужного им в жизни, используя цифровые устройства и средства связи, и чем дальше, тем сложнее будет разбираться в роли школы в успехах (и неуспехах) учащихся в достижении целей образования.

В конце текущего десятилетия принципиально важно будет заинтересовать учеников тем, что они изучают в школе. Недостаток заинтересованности составляет главную причину трудностей, которые испытывают учителя в современных школах. По мере взросления школьники все меньше интересуются тем, что им может предложить школа. Чем дальше, тем больше учеников к концу обучения в школе считают все, чему их там обучают, ненужным, и ищут альтернативные пути удовлетворения своих образовательных потребностей. Поэтому заинтересованность учеников в плодотворном обучении в школе должна стать одним из важнейших критериев оценивания успеха или неуспеха школ.

Как никогда важна будет и способность большинства учеников создавать в школе нечто новое и ценное. Развитие творческих способностей, создание ценных оригинальных идей придется признать делом не менее важным, чем обучение грамоте. И дорожить тем и другим наравне.

В финских школах давно сложилась традиция поощрения рискованных экспериментов, творческих подходов и нововведений. При оценивании достижений учащихся и эффективности школ следует придавать большое значение творческим сторонам как обучения отдельных школьников, так и поведения школьных коллективов в целом. Иными словами, успешная школа должна вести учеников и учителей по пути личного роста дальше, чем они смогли бы пройти сами по себе.

Чтобы сделать перемены в перечисленных направлениях реальностью, требуется не новая реформа образования, а его общее обновление – последовательное системное совершенствование работы учеников и учителей. У Финляндии есть все, что для этого нужно.

От теории к практике

На выходе из обновленной старшей средней школы финские старшеклассники в идеале должны будут обладать навыками критически мыслить, заботиться о себе и своей безопасности, поддерживать других людей и брать на себя ответственность, планировать повседневную деятельность, аргументировано высказывать свое мнение, работать в группе, владеть информационными и компьютерными технологиями, оценивать и создавать тексты в письменном, аудио и цифровом форматах, разбираться в документах и др.

Для того чтобы все это удалось, с 16 лет в старшей средней школе обучение будет вестись не только по урокам, но и по более широким темам, явлениям, событиям (phenomenon-based learning) с применением полученных знаний по базовым дисциплинам. Так, при изучении темы «Работа кафе» ученики получат «коктейль» из математики, экономики, бухгалтерии, иностранных языков, навыков общения и обращения в государственные органы. При изучении темы «Европейский союз» будут востребованы знания географии Европы, истории, экономики, права, политики и иностранных языков стран-участниц. Тему «Вторая мировая война» можно представить в разрезе истории, географии, математики, техники. При этом приветствуется формирование у учеников целостной картины мира. В теме «Рациональное питание» сойдутся биология, физика, химия и домоводство.

Какие конкретно междисциплинарные темы преподавать – каждый муниципалитет и школы внутри его выбирают самостоятельно. Власти доверяют директорам школ и учителям, так как они достаточно квалифицированны и лучше знают свои возможности выполнить задачу на должном уровне и потребности конкретных учеников. При этом рекомендовано привлекать учеников к выбору из предложенного набора базовых и смежных тем.

Программы по межпредметным темам, явлениям будут совместно разрабатывать учителя-предметники и обязательно учитывать мнение детей, чтобы «развивать осознанное отношение к получению знаний». Преподаватели будут обсуждать с детьми, какие цели они перед собой ставят. Не все знают, зачем посещают уроки, и учителя постараются помочь им это понять. Считается, что доверительное общение повысит мотивацию.

Новые учебные программы бросают вызов учителям. Им приходится менять свои педагогические методы. В помощь им организована специальная подготовка по новой методике обучения. Около 70% городских учителей уже прошли ее. Учителям помогают digital-тьюторы – тренеры по использованию высоких технологий. Работающим по новой системе повышают зарплату.

Кроме изменения учебных программ, предполагается повсеместное внедрение активного обучения[5], которое убирает учителя из центра класса, а основой учебного процесса становится совместная проектная деятельность небольших групп учеников. Учителя перестанут быть просто поставщиками информации, а ученики – пассивными слушателями. «Мы хотим сделать школы сообществами, где все учатся друг у друга, в том числе взрослые у детей».

Меняется формат занятий. Одно занятие длится более трех часов с небольшими перерывами. Дети не сидят на месте, а общаются, сами выбирают актуальную тему, ищут в интернете информацию, готовят и показывают презентации и доклады. Задача учителя – направлять все это в образовательное русло. Занятие могут вести одновременно два учителя. К обучению подключатся и производители игр.

Многие учителя признали, что основное внимание на уроках они уделяют ученикам с трудностями в обучении. Маарит Корхонен, учитель, автор провокационной книги «Школа, проснись!»: «Демократичный подход и натаскивание слабых неблагоприятно сказываются на способных учениках… Если ты не можешь учиться, то существует несколько мест, где можно получить помощь. Но если ты одарен, ты в одиночестве». Междисциплинарные проекты поддержат развитие одаренных детей, которых в стране порядка 10%. Вели-Матти Харюла, педагог: «Красота преподавания явления заключается в том, что всегда можно придумать другой вопрос или расширить тему для повышения интереса, знаний и навыков более продвинутых учеников». Кирси Тирри, профессор: «Талантливые ученики могут работать в своих группах и с другими. Но исследования показали, что они чувствуют себя наиболее комфортно с теми, кто разделяет их интересы».

Марьо Киллонен, глава Департамента образования (Хельсинки): «Мы решили посвятить как минимум два полных семестра методикам обучения, основанным на явлениях и процессах. Очевидно, что жизнь не разделена на предметы, и дети более вовлечены в процесс обучения, когда понимают связь знаний с реальной жизнью. Эти методы позволят поддерживать интерес к изучаемой теме на более высоком уровне, чем традиционные. К тому же проблемы, стоящие перед современным обществом, требуют междисциплинарных знаний. Поэтому мы внедряем новые методики. Не скажу, что фундаментальные принципы образования устарели, но нужно помнить: мы учим детей не ради оценок, а ради того, чтобы им было проще адаптироваться к окружающему миру. Поэтому мы стараемся отражать глобальные процессы современного общества в образовательных методиках.

Свой учебный план финские школьники будут составлять при помощи учителей. Схема такая: существует федеральный учебный план, который направляется в школы разных городов, где его могут немного адаптировать под свои запросы. Учителя тоже имеют полномочия корректировать план для каждого класса и ученика отдельно. После введения этой системы обучение будет больше похоже на совместную работу учителя и ученика. Учитель расскажет о концепциях и целях на семестр, а затем каждый ученик выберет свой способ достижения поставленных целей… В некоторые школы мы уже внедрили этот метод. Все довольны, поэтому мы распространяем новую систему по всей стране, проводим семинары и встречи на уровне городов и районов, где опытные учителя обучают тех, кто только начинает ее применять. Это намного эффективнее, чем приказ сверху… Мы даем учителям свободу и возможность экспериментировать. Удачный опыт быстро расходится среди коллег и применяется на практике»[6].

Новый подход в обучении потребовал и нового пространства, которое может трансформироваться под конкретные задачи: сегодня нужен лекторий со сценой, завтра – столы и стулья для работы с планшетами и книгами. Томас Миаукки, специалист архитектурного бюро (Хельсинки): «Мы разработали концепцию новой школы для образовательного центра Опинмяки. Для этого спросили местных жителей и сообщество, что им нужно и какой они хотят видеть школу, провели несколько обсуждений и постарались воплотить все пожелания. Школа получилась похожей на цветок: в центральном здании находятся общий зал и рекреация, а к нему, словно лепестки, пристроены тематические корпуса. Заниматься там могут не только ученики. Школа открыта для всех местных жителей, проводит дополнительные занятия и факультативы. Похожие проекты появляются по всей стране. Но и старые школы никто сносить не собирается. В прежних кабинетах математики и английского парты и стулья заменяются столами и пуфиками, а в коридорах появляются полки для обмена книгами»[7].

Новый тип преподавания начали тестировать в школах с 2013 года. В 2015 году обязали школы проводить тематическое обучение один раз в год в течение нескольких недель, а в Хельсинки – дважды в год. В августе 2016 года от эксперимента перешли к Новому образовательному стандарту, который задал общие контуры и сроки, а конкретику оставил на усмотрение муниципалитетов и школ. К 2020 году новую систему образования финны намерены внедрить в средних школах всей страны.


[1] Конюхова К. Необычная школьная реформа в Финляндии: без уроков, без экзаменов, одна большая перемена // Комсомольская правда.29.09.2016.

[2] Учительская газета. 06.04.2015.

[3] Там же.

[4] Паси Сальберг. Финские уроки: история успеха реформ школьного образования в Финляндии. 2012.

[5] Активное обучение предполагает практическое применение навыков, полученных в процессе учебно-познавательной деятельности – в форме игр и тренингов, решения прикладных задач реального мира, проведения собственных исследований и создания коллективных проектов. Сейчас активное обучение организуется гораздо проще и эффективнее благодаря распространению обучающих веб-технологий, сервисов презентаций и создания видео, блогов и социальных сетей.

[6] Интервью с Марьо Киллонен. Традиционные школы похожи на фабрики: задание – ответ – отметка. MEL. 08.09.2016.

[7] Конюхова К. Необычная школьная реформа в Финляндии: без уроков, без экзаменов, одна большая перемена // Комсомольская правда. 29.09.2016.

Татьяна Михайловская