Нечаев А.А. Сокращение военной нагрузки на бюджет
Нечаев Андрей Алексеевич
- c ноября 1991 года по февраль 1992 года – первый заместитель министра экономики и финансов;
- с февраля 1992 года по март 1993 года – министр экономики;
- в настоящее время президент банка «Российская финансовая корпорация», доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН и Международной академии информатизации.
Первое российское правительство в конце 1991 года и в 1992 году для снижения дефицита бюджета стремилось максимально допустимо сократить оборонные расходы. Предстояло определить, от каких из них можно избавиться и при этом не навредить обороноспособности страны. В затратах на оборону есть несколько основных составляющих: расходы на НИОКР – все то, что относится к
Разбираясь со всем этим хозяйством, я обнаружил, что
Сокращать не статьи расходов, а саму армию
В результате России, ставшей правопреемницей СССР, досталась армия, по численности вполне пригодная для ведения приличной войны среднего масштаба, – около 3 млн человек. Правда, часть войск располагалась на территории других республик и короткое время называлась Объединенными Вооруженными силами стран СНГ, но содержала всех все равно в основном Россия. Хуже того – выяснилось, что армия в значительной степени небоеспособна и является заложницей собственных вооружений, во многом занимаясь охраной накопленного оружия и боевой техники. Причиной тому был колоссальный недокомплект непосредственно в боевых частях. И это при устрашающей общей численности! Армия была огромной, но сотни тысяч человек трудились в аппарате управления, многочисленных ведомствах при Минобороне и Генштабе, военных научных институтах, академиях и училищах, военкоматах, были заняты в разнообразных специальных и вспомогательных частях – строительных, железнодорожных, госпиталях
Так, ставшая вскоре знаменитой
Несмотря на огромный запас оружия, его продолжали выпускать непонятно зачем и для кого. Когда же требовалось сформировать мобильную, действительно боеспособную часть для отправки в «горячую точку», собирали буквально с миру по нитке, чуть ли не по взводу со всей армии. Именно так формировался боевой корпус, впоследствии направленный в Чечню, – по крохам с воинских частей, расположенных от Калининграда до Дальнего Востока. К сожалению, за последние годы мало что изменилось.
Когда я прикидывал, по каким статьям можно сократить расходы на текущее содержание армии, выяснилось, что сокращать нечего – каждая из них финансируется по утвержденным нормам, то есть уменьшить расходы на содержание армии можно только сократив саму армию.
С самого начала мне было ясно, что такую армию Россия содержать не может и не должна. Наверное, я иначе, чем мои предшественники – министры экономики, понимал, что такое обороноспособность и на какие жертвы страна может пойти во имя постоянной подготовки к войне. Я был уверен, что не может быть действительно мощным и защищенным государство, которое разрушает собственную экономику и финансы ради содержания второй в мире по численности армии.
Когда я окончательно утвердился во мнении, что без сокращения армии не обойтись, то написал соответствующую бумагу
Военные возмутились, но мы с Гайдаром стояли на своем. Генералы зашли с другого конца: на само сокращение потребуется еще больше средств, ведь увольняемым по сокращению офицерам надо платить выходные пособия, давать жилье, а у нас и так масса бесквартирных офицеров. Если отдать жилье увольняемым, то без квартир останутся кадровые служащие. Западня, в которую советское руководство загнало страну своей военной политикой, состояла в том, что на крупномасштабное, но цивилизованное сокращение армии денег не было, тем более их не было на сохранение прежней армады. Так мы спорили, выбирая лучшее решение из худших. В конце концов наши аргументы перевесили, и Ельцин сказал военным: готовьте план поэтапного сокращения – на первые полгода, на вторые полгода, на перспективу, чтобы через год выйти на численность армии в пределах 1,9 млн человек. Увы, эта задача не была решена и через несколько лет. В середине
Фактически шло некоторое «естественное» сокращение за счет увеличения числа уклонявшихся от призыва и не попадавших в армию по состоянию здоровья. Но до недавнего времени оставалась почти неизменной численность офицеров и прапорщиков, а генералов стало даже больше. Сегодня в армии, похоже, дошли до соотношения: на одного солдата – один командир. Эта проблема загоняет страну в тупик. Ее пытается сейчас решить министр обороны
Разумеется, чисто механический подход к определению необходимой численности армии и возможности ее сокращения неприемлем. Но сухие цифры давали повод для серьезных размышлений, ведь в современной войне воюют не числом, а умением и передовой техникой. В СССР армия составляла примерно 1% населения, а в России, которая отказалась от политики конфронтации с «мировым империализмом», в 1992 году – почти 1,5%.
Беда была в том, что руководство армии не хотело сокращать реальную численность войск. Жилье для тех, кого нужно отправлять в запас, почти не строилось, выделяемые на эти цели деньги расходовались неэффективно и с большими злоупотреблениями. А выталкивать офицеров на улицу без положенных им компенсаций означало копить гигантский потенциал социального недовольства людей, умеющих обращаться с оружием и озлобленных. Я не уверен, что одним из факторов чеченской авантюры середины
Во второй половине
Сохраняем только технологии и НИОКР
В конце 1991 года огромным достижением Министерства экономики стало резкое сокращение расходов на закупку военной техники и боеприпасов. Правда, сначала я излишне «развоевался». Увидев, что боеприпасов в стране накоплено на 100 лет вперед, дал команду свести закупки новых боеприпасов к нулю. Но тут же встал вопрос: что делать с заводами, производившими порох и другие боевые взрывчатые вещества? В перспективе запасы могли закончиться, значит, на этих производствах нужно было сохранять мощности. Существует понятие «потеря технологии»: если завод перестает производить технологически сложную продукцию, он потом не может опять начать ее выпускать. Получалось, что дешевле платить рабочим зарплату, хотя они ничего не делали в рамках основного производства, просто охраняли производственные мощности или налаживали выпуск другой продукции. Буквально по каждой позиции мы мучительно искали минимальный уровень оборонного заказа, чтобы обеспечить сохранение технологий, мобилизационных производственных мощностей в потенциально рабочем состоянии, даже если в то время они были совершенно не нужны.
Похожим было и положение по основным видам вооружений. Оно усугублялось тем, что при распаде СССР почти все лучшие войска и лучшая техника остались в других союзных республиках. После обретения Россией суверенитета обнаружилось, что солдат много, а современного вооружения почти нет, армия состоит преимущественно из тыловых частей, лучшая стратегическая авиация осталась на Украине (например, новые стратегические бомбардировщики
Правда, в Россию выводились войска из ГДР и Прибалтики. Но они обладали преимущественно тактическим наступательным вооружением, в частности в Советской Армии в ГДР было огромное количество танков, которые согласно прошлой военной доктрине должны были за несколько дней оккупировать половину Европы. Вывод этих войск создавал гигантские дополнительные проблемы, их нужно было
Хотя сразу после распада СССР формально существовали Объединенные Вооруженные силы стран СНГ, было ясно, что России придется создавать собственную армию. Принципиально вопрос о том, чтобы при разделе армии современные вооружения хотя бы частично были переданы России, решался на высшем политическом уровне. Их удалось получить, но на это потребовались годы. Так, современная стратегическая авиация была выведена с Украины только в середине
В начале 1992 года ситуация была малопредсказуемой и затрудняла поиск компромисса между нормализацией бюджета и потребностями поддержания обороноспособности, в том числе в закупках вооружений. Если по расходам на текущее содержание армии без сокращения ее численности снижать было особенно нечего, то в закупках вооружений были немалые резервы. И мы пошли на серьезное урезание этой статьи расходов. Впрочем, делали это не волюнтаристски и не бездумно. Было понятно, что нельзя сильно сокращать
Согласовав основные принципы нового оборонного заказа, мы рассматривали каждую конкретную позицию, чтобы выйти на запланированные объемы финансирования. При этом я принял решение о выделении средств на достройку находившихся на стапелях авиазаводов трех самолетов
Зато закупку танков сократили кардинально – буквально до нескольких штук, потому что мы выводили танки из ГДР, да и на некоторых заводах скопилось огромное количество этой техники. Так, на Омсктрансмаше я увидел величественное и одновременно трагическое зрелище. Гигантская просека в тайге, и, сколько хватало взгляда, аккуратные ряды тысяч танков. Директор завода упорно не соглашался на конверсию, отказывался поверить, что продукция его предприятия в прежних объемах больше не требуется стране, и все ждал нового заказа. И требовал денег. Деньги ему мы все же дали, но на доработку новых моделей. Благодаря этому появился лучший в нашей истории танк своего класса «Черный орел». Увы, он и по сей день существует в единственном экземпляре, который демонстрируют на важнейших выставках военной техники в России. А недавно я прочитал в газете, что Омсктрансмаш объявлен банкротом.
Тогда же после тяжелейших обсуждений было принято драматическое решение о судьбе трех авианосцев, которые строились в Николаеве и давали работу украинской промышленности: один авианосец достраивать, второй – законсервировать, а третий, находившийся на начальной фазе постройки, – утилизировать. Продолжение их строительства и даже консервация двух, тоже недешевая, «съели» бы львиную долю средств, которые мы могли выделить на закупку вооружений.
По многим видам военной техники заказ сводился к нескольким экземплярам – только ради сохранения технологии производства и кадров. Меня сильно ругали, например, в Минавиапроме за то, что директорам оборонных предприятий приходилось держать огромные мощности в простое. Ведь если заказ сокращен условно со 100 до трех
С огромным трудом я настоял на закрытии производства подводных лодок на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Мне удалось убедить Минпром сконцентрировать производство подводных лодок в Северодвинске, где мощностей было достаточно для обеспечения и текущей, и будущей потребности. А их выпуск на заводе «Красное Сормово» был закрыт, мощности высвободились для конверсии, которая в целом прошла успешно. Мы сокращали и мобилизационные мощности, но в меньшей степени, чем закупки вооружений.
Предприятиям, лишившимся оборонного заказа, по моей инициативе стали выдавать государственные конверсионные кредиты на финансирование перепрофилирования мощностей. Они выдавались на предельно льготных условиях – под 8% годовых при ставках коммерческого кредита выше 100%. Мы понимали, что далеко не все директора рационально воспользуются этим кредитом, часть его уйдет на выплату зарплаты работникам предприятий, чтобы не было массового оттока кадров или даже социального взрыва. Но и такое «нецелевое использование» было для страны экономически выгоднее, чем производство никому не нужных дорогих железок, которые потом еще надо было перевозить и охранять.
Конверсионные кредиты давали предприятиям шанс выжить, и многие этим воспользовались. Благодаря им, а главное – твердой линии на сокращение производства вооружений, чего так не хватало
Мы твердо нацелились жить по средствам, поэтому резко сокращали оборонные расходы бюджета, проявляя гибкость, искали возможность производить военную технику в таких объемах, чтобы и технологию сохранить, и минимизировать производственные издержки. Директора оборонных предприятий сначала намекали нам, что мы ничего не понимаем в этом деле (а
Выход оборонных предприятий на внешний рынок
На одной из первых встреч с руководителями авиапредприятий и конструкторских бюро они возмущались и сокрушались: мы делаем лучшие военные самолеты в мире, а вы не хотите их закупать. На что я отвечал: самолеты у нас действительно хорошие, а бюджет почти самый худший в мире, давайте искать компромисс. Министерство экономики поддерживало производителей в их стремлении выйти на мировой рынок, преодолевая сопротивление Министерства внешнеэкономических связей и Рособоронпрома, которые оставляли за собой эту сферу и держали предприятия в узде.
В
Я помню, как поразил своего коллегу из ФРГ, министра экономики Ю. Меллемана, на первом заседании
Ю. Меллеман, оторопев, пробормотал
Важным событием тех лет стало первое авиационное шоу в Сингапуре, где мы участвовали именно как Россия. Там были представлены многие наши самолеты и вертолеты, в том числе новый
Помню первое совещание по оборонному заказу с многочисленными генералами – руководством Минобороны, проходившее у меня в кабинете. Они запросили на закупку вооружений 46 млрд рублей, а готовы были согласиться, по сведениям моих информаторов, на 21 млрд. Я же мог предложить лишь 5 млрд рублей. Удар для генералов оказался настолько неожиданным и сильным, что они были просто не в состоянии обсуждать конкретные детали. Что можно закупить на столь мизерную, по их понятиям, сумму? Мы расстались, ни о чем конкретно не договорившись, даже не обсудив всесторонне тему. Ни меня, ни все «правительство реформаторов» генералы всерьез не воспринимали: слишком высоко было влияние военных в Советском Союзе даже после горбачевских реформ. Никто и никогда не позволял себе посягать на святая святых – финансирование обороны и ВПК.
До сих пор удивляюсь, как нам тогда удалось провести такое решение. Конечно, нас прикрывал президент, но все же… Закупка вооружений была сокращена на 67%. Безусловно, армия находилась в трудном положении. Не было решено, что станется с оборонным союзом, будут ли войска СНГ или сформируется российская армия, останется ли министром обороны
Источник: © 2010 www.ru-90.ru