Елисеева Н.В. Крах коммунистического режима. Банкротство и распад СССР
Елисеева Наталья Викторовна,
профессор Российского государственного университета, руководитель учебно-научного центра "Новая Россия. История постсоветской России"
Центробежные тенденции
К началу 1991 года союзная власть уже мало контролировала
Экономическая самостоятельность предприятий – одна из главных целевых установок экономических реформ – выводила государственные предприятия, а следом и целые отрасли
Политическая самостоятельность новых властных структур – свободных от КПСС и выбранных по новому избирательному законодательству – лишала центральную власть возможности регулировать политические процессы. Идеологический плюрализм, провозглашенный реформаторами в ходе гласности, способствовал формированию национально ориентированных проектов развития независимо от союзного центра, причем не только на республиканском, но и на внутриреспубликанском уровне. Эти проекты оформились в виде Деклараций о независимости в 1990 году во всех 15 республиках и многих субъектах внутри республик. Разворачивался «парад суверенитетов».
Лидирующее положение в борьбе за суверенитет занимала Россия. Этому способствовал ее статус в Союзе: огромные территории и их центральное географическое положение в союзном пространстве, более 50% населения страны и 62% основных производственных фондов, симбиоз союзных и республиканских властных структур, сложное внутреннее федеративное устройство. Субъектами РСФСР были 16 автономных республик, 5 автономных областей, 10 автономных округов и 2 города союзного значения, 6 краев и 49 областей. Часть субъектов была сформирована по признаку национального состава населения, а часть – по территориальному. При этом автономные области и округа входили в состав краев и одновременно являлись самостоятельными субъектами Федерации. Существовали полиэтничные образования (Дагестанская и
Ссылаясь на национальную специфику, к началу 1991 года Декларации о суверенитете провозгласили практически все субъекты РСФСР. Более того, о желании объявить суверенитет заявляли руководители сугубо русских областей – Иркутской, Уральской и Дальневосточной.
Такое положение дел проистекало как из общей смуты, царившей в еще союзном государстве, так и из политики российской власти, увлеченной борьбой за суверенитет с союзным центром.
Росту этнического сепаратизма способствовал принятый 26 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР Закон «О реабилитации репрессированных народов» №
Особенно остро этнический сепаратизм проявился на Северном Кавказе, где почти два десятка народов имели взаимные территориальные претензии. Новый характер приобрела проблема так называемых разделенных народов – осетин, лезгин, чеченцев. В итоге Северный Кавказ стал рекордсменом по количеству самопровозглашенных государств. Только в
Борясь со сторонниками суверенитета, союзная власть использовала экономическую блокаду, перекрывая источники энергии, препятствуя прибытию гуманитарной помощи
Углубление экономического кризиса
К началу 1991 года кризис в сфере производства, связанный с развалом
Катастрофическое сокращение валютных доходов от экспорта нефти и другого сырья неуклонно приближало СССР к банкротству. 19 февраля Председатель Совета Министров СССР на заседании Президиума Верховного Совета СССР сообщил, что задолженность СССР странам Запада выросла до 326 млн инвалютных рублей[1]. В апреле он же сообщил, что если в 1981 году на погашение внешнего долга и процентов по нему расходовали 3,8 млрд инвалютных рублей, то в 1991 году – с учетом роста цен – требовалось уже почти 60 млрд[2]. Таких средств СССР не имел.
В то же время стремительно росла потребность в валюте на закупку продовольствия за рубежом. Колхозы и совхозы резко снизили невыгодные для них поставки зерна государству, в 1988 году было заготовлено лишь 84% уровня 1987 года. А цена 1 тонны пшеницы на мировом рынке выросла со 133 долларов в 1987 году до 176 долларов в 1988 году и 207 долларов в 1989 году. В 1989 году было принято решение уравнять условия закупок хлеба у российских и зарубежных поставщиков, платить колхозам и совхозам за сданное сверх плана зерно, как и за импортное, – конвертируемой валютой. Это на первый взгляд справедливое решение до предела обострило ситуацию в хлебозаготовках и на потребительском рынке, потому что у государства не было валюты.
Источником валютных средств был экспорт ресурсов, в первую очередь нефти, который зависел от цен на нефть и от объемов ее добычи. К лету 1990 года цены упали в 1,4 раза по сравнению с 1984 годом[3], темпы падения добычи нефти достигли максимума. Недостаток валюты лишал страну необходимых импортных товаров: продовольствия, медикаментов, оборудования для предприятий, в том числе и для нефтяной отрасли, что еще более обостряло валютный кризис. Министерство внешнеэкономических связей докладывало о срыве экспортных поставок 4 тыс. тонн нефти в IV квартале 1990 года на сумму около 500 млн инвалютных рублей[4].
К осени 1990 года союзное правительство открыто признало положение во внешнеэкономической сфере чрезвычайным. Но парадокс состоял в том, что и в таком положении выделялись средства коммунистическим лидерам на Западе и в странах «третьего мира», выполнялись программы экономической помощи Кубе и Вьетнаму. Одновременно в связи с переходом к расчетам в конвертируемой валюте сократился товарооборот со странами СЭВ.
В конце апреля 1991 года цена на нефть упала со 100 до 68 долларов за тонну, по экологическим соображениям остановились 1,2 тыс. предприятий, в результате потери бюджета составили 10 млрд рублей. На заседании Совета безопасности при обсуждении мер по стабилизации работы промышленности были приведены следующие данные. В последние полгода импорт снизился на 45%. Практически все закупки на внешнем рынке делались в кредит. Общая сумма полученных кредитов и тех, по которым велись переговоры, достигла 16 млрд рублей. Платежи по кредитам в 1992 году оценивались в 6–10,5 млрд рублей, долги странам СЭВ – в 3–4 млрд. А добыча нефти сократилась на 40 млн тонн. Встал вопрос о продаже странам Запада долгов развивающихся стран в сумме примерно 20 млрд долларов. Если за экспорт оружия раньше получали до 5 млрд рублей, то в 1991 году могли рассчитывать лишь на 1,5–2 млрд[5].
Финансовый хаос в СССР обеспокоил деловые круги Запада. Тема его неплатежеспособности активно обсуждалась в западной печати. Получение новых кредитов от западных стран становилось все более проблематичным.
Исполнить союзный бюджет 1991 года за счет налоговых поступлений было невозможно. Формирование его доходной части полностью зависело от воли республик, которые в новых условиях не торопились выполнять свои союзные обязательства. Они игнорировали союзные законы и подзаконные акты, отдавая предпочтение республиканскому законодательству, бурно развивавшемуся благодаря нормотворчеству республиканских парламентов. Главным источником доходов союзного бюджета стала рублевая эмиссия Госбанка СССР, которая с апреля 1991 года стремительно росла по месяцам: апрель – 4,77 млрд рублей, май – 5,50, июнь – 18,74, июль – 19,87, август – 17,13 млрд рублей[6].
Союзные и республиканские власти принимали популистские решения, не заботясь о том, где взять для них деньги, тем самым усугубляя кризис. Так, в соответствии постановлением Верховного Совета СССР «О повышении минимального уровня зарплаты бюджетникам» от 12 января 1991 года на социальную поддержку населения было выделено 47,6 млрд рублей. А депутаты РСФСР решили направить не менее 15% национального дохода на поддержку сельского населения и выделить значи¬тельные дополнительные средства
События в Вильнюсе и Риге
Экономический кризис, угроза голода, межнациональные конфликты на территории державы, напичканной ядерным оружием, подрывали авторитет союзной власти. Она оказалась на исторической развилке: как удержать республики в составе СССР – силой оружия или путем договора?
В январе 1991 года союзное руководство попробовало силовые методы, пытаясь ввести прямое президентское правление в Литве. Союзный центр сделал ставку на промосковские силы внутри Компартии этой республики. Были инспирированы «требования с мест» о восстановлении на ее территории действия Конституции СССР. В Вильнюсе совместно с войсками Минобороны и Министерства внутренних дел СССР действовала группа спецподразделения «Альфа». С ее помощью и при поддержке рабочих дружин Комитета национального спасения Литвы были захвачены Дом печати и телецентр. В ответ жители Вильнюса построили баррикады для защиты Верховного Совета республики. В результате столкновений погибли 14 человек. Ситуация повторилась в Риге 20 января, когда в результате штурма МВД силами просоюзно настроенного ОМОНа погибли 5 человек.
События в Вильнюсе и Риге вызвали большой политический резонанс в мире, испортили репутацию
Независимо от того, были события в Вильнюсе и Риге инициированы союзным центром или возникли спонтанно вследствие противоречий в позициях разных групп в силовых органах и в партаппарате, их итог свидетельствовал о нараставшей недееспособности союзной власти. Горбачев назвал эти события провокацией с целью «подставить Президента СССР».
Противостояние союзного центра и российского руководства
К началу 1991 года борьба российского руководства с союзным за собственный суверенитет стала доминантой в политической жизни СССР. В основе противоречий между российскими лидерами и союзным руководством лежали экономические и как следствие политические факторы. В реальной жизни они переплетались, и многим тогда и позднее казались сугубо личностным противостоянием двух политиков –
Опасения, что союзная власть сделала поворот вправо, свернула с реформ и готова использовать армию для пресечения самостоятельности республик, консолидировали республиканских лидеров. 14 января
Боясь повторения попыток силового разрешения политических разногласий, Верховный Совет РСФСР 1 февраля 1991 года принял постановление «О политическом положении в РСФСР», в котором осудил вовлечение воинских подразделений и военизированных формирований в политические конфликты. Это породило ответное постановление Секретариата ЦК КПСС от 5 февраля 1991 года «К партийным организациям, всем коммунистам Вооруженных сил СССР и железнодорожных войск». В нем критиковались «так называемые независимые средства массовой информации», которые систематически ведут «кампанию клеветы на партию, Вооруженные силы, органы войск КГБ и МВД СССР, очерняют отечественную историю». Новый скандал между союзным и российским руководством разгорелся на следующий день, когда в здании Верховного Совета РСФСР была обнаружена комната сотрудника КГБ СССР с «прослушкой» кабинета Ельцина.
Остроту политического кризиса и позицию силовых структур по его разрешению хорошо иллюстрирует письмо в адрес Горбачева председателя КГБ
19 февраля
Но и сам центр фактически вел СССР к политическому банкротству. В январе 1991 года новым премьером был назначен
Реальных шагов по переходу к рыночной экономике союзный центр так и не сделал. Только в апреле Павлов выступил на сессии Верховного Совета СССР с новой антикризисной программой, ориентированной на совместную деятельность союзной и республиканских властей. Но программы и инициативы союзного правительства уже мало что значили. Оно не владело финансовыми рычагами, которые перешли в руки республик. Возможности же административного давления центра на них таяли на глазах.
В марте 1991 года проходил III съезд народных депутатов РСФСР. Обстановка в Москве была напряженной, центр города был наводнен войсками и боевой техникой, что подавалось как желание сохранить порядок в столице. Но российские политики усмотрели в этом угрозу и заставили Горбачева вывести военные подразделения из города.
Неспокойно было и на самом съезде. Среди депутатов, членов КПРФ и директоров предприятий сформировалась активная оппозиция Ельцину, которая была недовольна его демократическими, антиноменклатурными взглядами и решениями и потребовала его отставки. Ситуацию спас
Союзное руководство проигрывало соревнование в проведении политических и экономических реформ и как следствие теряло поддержку населения. Это хорошо видно на примере приватизации. Верховный Совет РСФСР после трехдневной дискуссии 3 июля 1991 года принял Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Это был закон прямого действия[11]. Союзные власти тоже внесли на рассмотрение Верховного Совета СССР законопроект «О разгосударствлении и приватизации промышленных предприятий». Он состоял из общих фраз и требовал в соответствии с советской традицией издания огромного числа инструкций и других подзаконных актов. Небольшая дискуссия на заседании Верховного Совета СССР возникла лишь в связи с тем, что законопроект открывал легальный путь для передачи большей части предприятий «теневым» и криминальным структурам. Закон прошел через голосование в Верховном Совете практически без прений, но так и не был реализован.
Признание в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года суверенитета Российской Федерации, объявление ее демократическим правовым государством, функционирование которого основано на принципе разделения властей, стало важной предпосылкой судебной реформы в России. Ее концепцию подготовила группа независимых экспертов под руководством депутата
Референдум о сохранении СССР
Политический кризис обострялся. Консервативное крыло в руководстве СССР давило на
Верховный Совет СССР утвердил формулировку: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности?» По сути она содержала несколько вопросов, поэтому порождала проблему интерпретации.
Верховный Совет РСФСР в бюллетень о голосовании на территории России по вопросу о сохранении СССР включил вопрос: «Считаете ли вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?»[14] Вопрос о введении поста Президента Украины по решению украинского парламента был включен в бюллетени для украинского населения.
15 марта 1991 года
Положение
Подготовка к очередному Пленуму ЦК КПСС, назначенному на
В этих условиях
Пленум ЦК КПСС, начавший работу на следующий день, резко осудил действия
Борьба вокруг нового Союзного договора
На IV съезде народных депутатов РСФСР (май 1991 года) было принято решение о проведении выборов Президента РСФСР, которые были назначены на 12 июня. Лучшие шансы быть избранным на этот пост имел
Первые выборы Президента РСФСР (и единственные с таким названием страны) состоялись 12 июня 1991 года. В отличие от последующих выборов, вместе с президентом избирался
На пост Президента РСФСР баллотировались
Консервативная оппозиция усиливала нападки на
Несмотря на ослабление позиций союзного руководства,
10 июля 1991 года состоялась инаугурация первого Президента РСФСР. Она была обставлена очень торжественно и демонстрировала историческую преемственность в развитии России. В Кремлевском Дворце съездов под гербами советских республик были развернуты выставки государственных наград России и СССР, священных книг всех конфессий страны, звучал новый гимн России, написанный на музыку «Патриотической песни»
Выступая на инаугурации,
Надо отметить, что ярые российские сторонники сохранения СССР, да и большинство россиян, искренне голосовавших на референдуме за это, не задавались вопросом: что думают по этому поводу жители Прибалтийских республик, Грузии, Азербайджана, Среднеазиатских республик? Как можно сохранить Союз, если они выступают против и даже не участвовали в референдуме? Люди, как правило, не осознавали, что их призывы любым способом сохранить Союз по существу означали призывы к гражданской войне.
Через два дня (
Совершая поездки по стране летом 1990 года,
Чтобы ослабить позиции союзных республик на переговорах о Союзном договоре, Горбачев попытался привлечь к его подготовке не только союзные, но и автономные республики в составе союзных. Российские политики усмотрели в этом враждебный шаг по отношению к РСФСР, потому что тем самым статус автономий поднимался до уровня республик. В результате напряжение в борьбе за суверенитет перекинулось на внутриреспубликанский уровень.
В ходе обсуждения Союзного договора
В конце июля 1991 года Россия в числе семи союзных республик согласилась заключить новый Союзный договор. Украина ждала референдума. 23 июля 1991 года состоялось самое большое совещание по тексту договора. Обсуждение длилось 12 часов, но один из самых важных разделов – о союзных налогах – остался неурегулированным. 29 июля
2 августа
В договоре была статья о создании Союза Суверенных Республик – суверенного федеративного демократического государства как правопреемника СССР. Новая аббревиатура (ССР) принципиально меняла характер будущего Союза. Участниками договора становились государства, обладающие всей полнотой суверенной политической власти.
К полномочиям нового Союза относились внешняя политика, обеспечение государственной безопасности, защита суверенитета Союза и его субъектов, внешнеэкономическая деятельность. Для выполнения этих функций предполагалось формировать союзный бюджет. Предусматривалась следующая структура власти: глава государства – президент, обладающий высшей
Проект Союзного договора был компромиссным и потому крайне противоречивым. Например, Союз создавался по «принципу матрешки», так как включал «государства непосредственно» или в «составе других государств», при этом говорилось, что они «обладают равными правами и несут равные обязанности»[20]. Конструкция, в которой целое уравнивается с частями, крайне неустойчива. Автономная республика получала право выхода из состава Союза, но могла при этом оставаться в составе союзной республики; ее граждане являлись бы гражданами Союза, но не обязательно – союзной республики. Не был решен вопрос о процедуре разрешения противоречий между союзными законами и законами автономных республик. Межгосударственный характер приобретали административные границы между республиками[21]. Эти и многие другие противоречия проекта открывали путь к развалу союзных республик.
Достаточно сбалансированно была разведена компетенция Союза и входящих в него государств в сфере обороны, безопасности, правоохранительных органов, внешней политики, денежной эмиссии. Однако спорными оставались вопросы: сколько и каких союзных министерств должно остаться, какой должна быть налоговая система?
Проект критиковали и демократы, и консерваторы. Демократы, как и национальные элиты республик, считали, что такой договор возрождал имперские традиции и ущемлял национальный суверенитет. Консерваторы, напротив, видели в нем угрозу для сохранения целостности Союза, оценивали его как «трамплин» для выхода из состава СССР большинства союзных республик. Они предлагали пересмотреть этот документ на Верховном Совете, а затем на Съезде народных депутатов.
Отсутствие согласия в обществе по поводу проекта Союзного договора предопределило ход истории. Поставить свои подписи под этим документам соглашались лидеры лишь семи республик. От любых переговоров по этому поводу отказались государства Балтии. Столь же категорично о своей независимости заявила Грузия. Центробежные тенденции были сильны в Азербайджане и Молдове. Украина ждала референдума. Активно поддерживали идею обновленного Союза республики Средней Азии, которые рассчитывали на сохранение традиционных финансовых вливаний из России. Союзное руководство планировало подписать договор 20 августа 1991 года.
Согласившись подписать Союзный договор,
Таким образом, подписание Союзного договора оказалось в эпицентре противоборства между главными политическими силами. В зависимости от того, кто победит, должны были сложиться личные судьбы политиков союзного и республиканского уровней. Впрочем, по прошествии почти двух десятков лет стало очевидным, что подписание договора вряд ли могло предотвратить распад СССР как единого государства. К августу 1991 года перераспределение властных полномочий в пользу республиканских элит зашло так далеко, что возврата к унитарному Союзу уже не было. У политического руководства разных союзных республик были зачастую диаметрально противоположные взгляды на пути их модернизации. Не только республики Прибалтики, но и Россию нельзя было «впрячь в одну телегу» с Туркменией и Таджикистаном. Республиканские элиты жаждали получить все атрибуты независимости, включая собственную валюту, право печатать деньги, полномочия в сфере обороны и иностранных дел.
Не работали на новый Союзный договор и перспективы общего рынка. Ведь в республиках не была еще проведена приватизация, не было частных собственников предприятий, которые могли бы получить весомые преимущества от общего рынка.
Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР
В июле 1991 года в Москве побывал президент США Дж. Буш. Был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (
Но выяснилось, что судьба
Еще в июне 1991 года на закрытом заседании Верховного Совета СССР
До подписания Союзного договора Горбачев решил провести с семьей отпуск в Форосе – летней резиденции президента в Крыму. Историк
Есть и другие свидетельства: «после августовского путча… следователи прокуратуры нашли в двух сейфах горы папок с текстами его телефонных разговоров. В том числе был записан и один из разговоров в „
19 августа 1991 года около четырех часов утра ТАСС сообщил о введении чрезвычайного положения в ряде районов СССР. В своем указе
«Обращение к советскому народу», несколько постановлений и указов ГКЧП были переданы руководству телевидения, радио и ТАСС. Их начали зачитывать по всем каналам. Из этих передач о создании ГКЧП узнали население, руководители государственных и партийных органов в Москве и республиках. В озвученных документах была сказано, что «перестройка» потерпела крах, ее провал привел к распаду государственности, экстремистские силы в обличье демократов поставили целью захватить власть и разрушить СССР. ГКЧП объявил о роспуске несоответствующих Конституции СССР властных структур, приостановке деятельности оппозиционных партий, запрете митингов и демонстраций. В Москву, Ленинград и другие крупные города были направлены войска. Министр обороны СССР отдал приказ о приведении Вооруженных сил СССР в боевую готовность.
На этом активные действия ГКЧП закончились: у путчистов было желание остановить историю, но не было плана действий. Они наивно верили, что стоит только с высокой трибуны призвать к восстановлению прежних советских порядков – как население радостно их поддержит и все немедленно вернется «на круги своя».
Вышло иначе. В тот же день, 19 августа, Президент РСФСР и российское правительство оценили действия ГКЧП как реакционный антиконституционный переворот. С обращением к народу выступил
После того как
20 августа
23 августа был подписан Указ Президента РСФСР «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР» № 79. В тот же день депутаты Верховного Совета РСФСР в ультимативной форме потребовали от
При оценке событий августа 1991 года бесспорными являются несколько фактов. С юридической точки зрения при создании ГКЧП было нарушено несколько статей Конституции СССР. Все главные участники событий действовали за пределами правового поля Советского Союза. Инициаторы ГКЧП не имели четкой программы действий, были разобщены. Они сумели только продемонстрировать свое отрицательное отношение к предстоящему подписанию нового Союзного договора, в котором не было места старым институтам советской власти. Августовские события стали последней страницей в истории союзного государства. После ГКЧП началось юридическое оформление распада СССР.
Осень 1991 года
В октябре 1991 года в Белом доме открылись слушания о запрещении деятельности КПСС и КП РСФСР как организаций, принявших участие в «государственном перевороте ГКЧП». 6 ноября Ельцин подписал Указ Президента РСФСР «О деятельности КПСС и КП РСФСР» № 169, который вместе с Указом Президента РСФСР «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» от 25 августа 1991 года № 90 закрепил уже совершенные действия: деятельность этих партий была запрещена и их имущество переведено в собственность российского государства.
Власть союзных министерств осенью 1991 года стала эфемерной. Сохранились здания, кабинеты. Писались документы и распоряжения, но никто их не принимал всерьез. Заставить исполнять их было некому. Совет Министров СССР был ликвидирован еще в конце августа. Вместо него был создан Комитет оперативного управления народным хозяйством с призрачными полномочиями. Его возглавил тогдашний российский премьер
15 ноября Ельцин подписал Указ о полном прекращении деятельности союзных министерств. Они переводились под юрисдикцию России. Их аппараты должны были ликвидироваться или влиться в российские структуры. Все отраслевые союзные министерства были подчинены Министерству промышленности РСФСР. На базе Министерства экономики РСФСР и Министерства финансов РСФСР было образовано Министерство экономики и финансов[24]. Российская власть форсировала формирование новых управленческих структур, изначально ориентированных на рыночную экономику, таких, как Антимонопольный комитет, Государственный комитет по управлению государственным имуществом (ГКИ), который занимался приватизацией предприятий.
Подписанные
Реформирование КГБ СССР шло с августа, одновременно создавалась самостоятельная Служба безопасности РСФСР. До конца 1991 года под российскую юрисдикцию перешли органы военной и гражданской прокуратуры.
Собранный в начале сентября V (внеочередной) съезд народных депутатов СССР принял решение о самоликвидации. Был создан Государственный совет СССР, состоявший из Президента СССР и высших должностных лиц республик. На этом последнем съезде депутатов СССР была принята «Декларация прав и свобод человека». 22 ноября аналогичный документ под названием «Декларация прав и свобод человека и гражданина» был вотирован Российской Федерацией. Историческое значение этих документов трудно переоценить, они свидетельствовали о тектонических сдвигах в политическом сознании общества.
В концепции Союзного договора приоритетной стала экономическая тематика, так как разработчики полагали, что именно экономическое сотрудничество могло стать основой для политического объединения. Лидерство в разработке теперь принадлежало России и Украине. Ответственным за окончательный документ был назначен
18 октября 1991 года президент СССР и руководители семи республик – России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии, Туркмении, Таджикистана – подписали Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Сразу после его подписания
На протяжении сентября–октября
Парафировать новый Союзный договор предполагалось 25 ноября 1991 года. Но в этот день на заседании Госсовета
Референдум на Украине, проведенный 1 декабря, показал, что 90,3% голосовавшего населения высказалось за независимость Украины,
Чечня
К концу 1991 года с проблемой сепаратизма в самой острой форме столкнулась сама Россия. Ли¬деры националистического крыла в Общенациональном конгрессе чеченского народа (ОКЧН) выдвинули лозунг независимости Чечни от России и создания «исламского государства». Под эгидой ОКЧН формировались вооруженные отряды, которые готовились к захвату власти.
В начале сентября 1991 года боевики заняли несколько правительственных зданий в Грозном. 6 сентября «национальные гвардейцы» Д. Дудаева штурмом взяли помещение, где шло заседание Верховного Совета
По инициативе руководства российского парламента из небольшой группы депутатов Верховного Совета
Не прошло и трех недель, как исполком ОКЧН принял решение о роспуске Временного высшего совета и взял на себя всю полноту власти. Тем временем чрезвычайный съезд депутатов Ингушетии провозгласил Ингушскую Республику в составе РСФСР. 27 октября 1991 года в обстановке, близкой к военному положению, под полным контролем боевиков ОКЧН были проведены выборы президента и парламента Чеченской Республики. В них приняли участие лишь 10–12% избирателей. Выборы проводились с большими нарушениями, на произвольно очерченной территории, что фактически вывело из избирательного процесса не согласившееся с этой схемой население 6 из 14 районов
Съезд народных депутатов РСФСР признал выборы незаконными. В ответ в октябре 1991 года ОКЧН объявил всеобщую мобилизацию мужчин в возрасте от 15 до 50 лет, привел в боевую готовность национальную гвардию, запретил армейским частям перемещение войск и техники и объявил всех противников независимой Чечни врагами народа. 1 ноября 1991 года генерал Д. Дудаев, объявленный Президентом Чечни, обнародовал Указ «Об объявлении суверенитета Чеченской Республики».
7 ноября 1991 года
Образование новых независимых государств
События августа 1991 года резко ускорили формальное оформление распада СССР. В сентябре Госсовет СССР признал суверенитет республик Прибалтики, которые заявили о своем намерении стать независимыми государствами еще в 1990 году. Генеральная Ассамблея ООН приняла их в свои ряды. Вокруг России начали формироваться другие государства с разными политическими режимами, далеко не всегда демократического толка. После путча ГКЧП в течение нескольких дней в республиках были распущены коммунистические партии. Последней ушла с политической сцены России КПСС (табл. 1). Также обстояло дело и с решением выйти из состава СССР. Национальные элиты были готовы к государственной самостоятельности, так как последние годы существования СССР жили в условиях нарастания экономического кризиса и политического самоопределения. Выход из Союза в этой ситуации воспринимался как необходимое условие для разрешения национальных экономических проблем.
Таблица 1. Даты роспуска компартий союзных республик и принятия решения о выходе из СССР
Союзные республики | Дата роспуска компартий союзных республик |
Дата принятия решения о выходе из СССР |
---|---|---|
Эстония | 22 августа 1991 года | 20 августа 1991 года |
Литва | 23 августа 1991 года | 11 марта 1990 года |
Молдавия | 24 августа 1991 года | 27 августа 1991 года |
Белоруссия | 25 августа 1991 года | 25 августа 1991 года |
Грузия | 26 августа 1991 года | 9 апреля 1991 года |
Туркмения | 26 августа 1991 года | 27 октября 1991 года |
Украина | 30 августа 1991 года | 24 августа 1991 года |
Киргизия | 31 августа 1991 года | 31 августа 1991 года |
Армения | 7 сентября 1991 года | 21 сентября 1991 года |
Казахстан | 7 сентября 1991 года | 16 декабря 1991 года |
Латвия | 10 сентября 1991 года | 4 мая 1990 года |
Азербайджан | 14 сентября 1991 года | 30 августа 1991 года |
Узбекистан | 14 сентября 1991 года | 31 августа 1991 года |
Таджикистан | 2 октября 1991 года | 9 сентября 1991 года |
Россия | 6 ноября 1991 года | 12 декабря 1991 года |
Республики имели разное экономическое положение в силу огромного природно-географического разнообразия территорий СССР, но почти для всех Россия была донором (табл. 2).
Таблица 2. Сальдо межреспубликанского и внешнеэкономического товарообмена
в мировых ценах 1988 года, млрд рублей
Республика | Межреспубликанский обмен | Внешнеэкономический обмен | Всего |
---|---|---|---|
Россия | +23, 88 | +6,96 | +30,84 |
Украина | -1,57 | -1,32 | -2,89 |
Казахстан | -5,94 | -0,64 | -6,58 |
Белоруссия | -1,59 | -0,46 | -2,05 |
Узбекистан | -2,63 | +0,09 | -2,54 |
Азербайджан | -0,24 | -0,21 | -0,45 |
Литва | -3,33 | -0,36 | -3,69 |
Грузия | -1,61 | -0,30 | -1,91 |
Молдавия | -2,22 | -0,41 | -2,63 |
Латвия | -0,99 | -0,32 | -1,31 |
Армения | -1,06 | -0,31 | -1,37 |
Киргизия | -0,54 | -0,52 | -1,06 |
Эстония | -1,06 | -0,24 | -1,30 |
Таджикистан | -1,20 | +0,08 | -1,12 |
Туркмения | +0,10 | -0,06 | +0,04 |
Источник: Гайдар Е. Гибель империи. Уроки для современной России. М., 2006. С. 299.
Тем не менее республиканские политические лидеры, возглавившие процессы суверенизации, обосновывали свою линию тем, что экономическому процветанию якобы мешало положение их республики в сложившейся системе хозяйственных связей внутри СССР. При этом одни говорили об эксплуатации центром природных богатств республики, другие – о необходимости избавиться от «нахлебников». В Армении, Грузии и Азербайджане политические элиты консолидировались вокруг лозунга независимости от России. Прибалтийские республики успешно создавали свои структуры власти и быстро превращались в субъектов международных отношений. Сказались и конкретные исторические черты развития республик, уровень культуры и образования, трудовые и культурные традиции населения, религия и ментальные особенности. В условиях банкротства СССР и острого экономического кризиса они выдвинулись на первый план.
Национальные лидеры имели свой взгляд на происходившие в России события, и далеко не все из них были настроены идти вслед за Россией по пути рыночных и демократических реформ. В Узбекистане и Туркмении, где политические элиты были идейно связаны с ГКЧП, выход из СССР стал способом дистанцироваться от России, создав авторитарные режимы. Хотя строительство новой государственности в республиках СССР шло по разным сценариям, реализовалось оно как антисоветский проект. Это касалось и политического устройства, и идеологических установок.
Армения и Азербайджан, формально не объявляя друг другу войну, вели полномасштабные военные действия за Нагорный Карабах. Еще в феврале 1991 года в Армении был принят радикальный закон о земле – первый такого рода закон на постсоветском пространстве: земля передавалась в частную собственность, было разрешено ее покупать и продавать, арендовать и наследовать; участок земли получали даже люди, занятые вне аграрного сектора. По убеждению многих наблюдателей, приватизация земли спасла страну от массового голода в самый тяжелый период первых лет независимости. Армения была первой из неславянских республик бывшего СССР, которая заявила о готовности присоединиться к Беловежским соглашениям. Уже 29 декабря 1991 года она подписала Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности с Россией.
В Азербайджане Верховный Совет республики Президентом страны назвал первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана А. Муталибова. Однако его авторитет был подорван неудачами в войне с Арменией
Политические лидеры Нагорного Карабаха в конце 1991 года провозгласили его независимым государством. Но он не был признан международным сообществом, в том числе Россией. Абхазия (в рамках Грузии), Крым (Украина) и Приднестровская область (Молдавия) в ответ на отказ принять их в Содружество Независимых Государств (СНГ) организовали собственный союз.
В Грузии перестроечное движение изначально основывалось на программе выхода из СССР. В стране развернулось мощное антикоммунистическое движение, в результате союзная власть оказалась полностью парализованной, а политическая инициатива перешла к оппозиции – партии «Круглый стол» во главе с известным грузинским диссидентом
К лету 1991 года в Грузии назрел один из острейших общенациональных кризисов, вызванный обострением борьбы за власть в самом Тбилиси. Парламент и правительство З. Гамсахурдиа не могли реализовать свою предвыборную программу. Летом 1991 года у Дома правительства на проспекте Руставели началось противостояние сторонников З. Гамсахурдиа и отрядов «Мхедриони» и Национальной гвардии (военные и полувоенные образования), требовавших «наведения порядка» в стране. В декабре все окончилось вооруженным восстанием и низложением З. Гамсахурдиа.
Власть перешла к Государственному совету, куда вошли руководители основных вооруженных формирований республики. Не сумев преодолеть внутренние разногласия, коалиция направила Э. Шеварднадзе приглашение возглавить Госсовет. 10 марта 1992 года недавний министр иностранных дел СССР и соратник
Украина категорически отказалась от подписания Союзного договора в любой его форме. 13 декабря 1991 года было объявлено о переподчинении Украине всех находившихся на ее территории подразделений Сухопутных и
В Белоруссии часть Верховного Совета, поддержавшая ГКЧП, вынуждена была уйти с политической сцены. Вслед за этим Верховный Совет приостановил деятельность Компартии Белоруссии и принял решение придать Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 года силу конституционного закона. Были приняты новые герб, флаг и наименование страны (Республика Беларусь), председателем Верховного Совета был избран
Молдавия в конце 1991 года особенно остро переживала экономический кризис. К тому же внутри республики разразился острейший политический кризис, связанный с расколом двух элит – промышленной элиты Приднестровья и
В республиках Средней Азии политическое оформление новых государств проходило более спокойно. Декларация о независимости, принятая Верховным Советом Узбекистана 1 сентября 1991 года, отражала скорее политическую конъюнктуру, сложившуюся в Союзе после августовского путча, чем
В Киргизии ГКЧП был осужден уже 19 августа, а 31 августа республика провозгласила свою независимость. 12 октября в стране прошли прямые президентские выборы. Подавляющим большинством голосов (95%) победу одержал А. Акаев – член ЦК КПСС в 1990–1991 годах. Он принял на себя и руководство правительством. Новый расклад политических сил позволил на
В Туркмении руководство поддержало ГКЧП. В октябре была провозглашена независимость республики. В декабре Компартия Туркмении провела съезд, на котором объявила о самороспуске, а затем вновь организовалась под названием Демократическая партия Туркменистана. Новое государство в экономике сделало ставку на развитие своих углеводородных ресурсов. В Туркменистане сосредоточено до трети мировых запасов газа при населении в 4,6 млн человек. Политическая элита отказалась от проведения «капиталистических экспериментов», сохранила жесткое государственное регулирование экономики и относительно низкие цены в потребительском секторе за счет дотаций, получаемых от экспорта нефти и газа. В мае 1992 года Туркменистан принял новую Конституцию, которая предусматривала авторитарную президентскую систему правления.
В Таджикистане 24 ноября 1991 года состоялись президентские выборы, победа на которых большинством в 57% голосов досталась Р. Набиеву – руководителю Компартии и Председателю Верховного Совета Таджикистана. В стране был установлен режим личной власти Набиева, опиравшийся на его собственную же гвардию. Началось массовое преследование оппозиции и инакомыслящих.
В Казахстане в сентябре 1991 года была распущена Компартия, на основе которой создана Социалистическая партия Казахстана. 1 декабря на общенародных выборах Н. Назарбаев 98% голосов был избран Президентом. Казахстан объявил независимость последним из союзных республик – 16 декабря 1991 года. До этого руководство республики активно участвовало в поиске иных возможностей сохранить СССР. Для Казахстана, экономика которого в советские времена обеспечивала лишь 27% конечного продукта, потребляемого в республике, а за счет союзного бюджета покрывалось от 15 до 20% государственных расходов, начальный период независимости обернулся глубочайшим экономическим кризисом. Все эти события в республиках Союза свидетельствовали о фактическом распаде СССР.
Беловежские соглашения
8 декабря 1991 года на встрече в Беловежье (Белоруссия) Прези¬дент РСФСР
В специальной декларации стороны объявляли Содружество открытым для присоединения других государств. Соглашение вступило в силу в Белоруссии и на Украине 10 декабря 1991 года, а Верховный Совет РСФСР ратифицировал его и другие подписанные вместе с ним документы 12 декабря 1991 года. Одновременно Россия расторгла Союзный договор 1922 года.
13 декабря 1991 года в Ашхабаде по инициативе президентов Туркменистана С. Ниязова и Казахстана Н. Назарбаева состоялась встреча президентов пяти
25 декабря 1991 года Президент СССР сложил с себя полномочия. Выступая по телевидению с заявлением по этому поводу,
После распада СССР на территории бывших союзных республик осталось русскоязычное население. Его судьба оказалась тесно связанной с судьбами новых государств и с политикой России в отношениях с ними. Доля русскоязычных в общей численности населения республики составляла: Казахстан – 37,8%, Латвия – 37,6, Эстония – 30,0, Украина – 22,0, Киргизия – 21,5, Белоруссия – 13,2, Молдавия – 13,0, Туркмения – 9,4, Литва – 9,3, Узбекистан – 8,0, Таджикистан – 7,6, Грузия – 6,3, Азербайджан – 5,5, Армения – 1,5%. После обретения независимости союзными республиками началась репатриация части русскоязычного населения в Россию. Ее интенсивность зависела от того, какую политику проводили республиканские власти по отношению к русскому языку и русскоязычным учебным заведениям, а также от уровня жизни в республиках. Репатриация продолжается и сегодня, доля русскоязычного населения в бывших союзных республиках значительно уменьшилась.
В декабре 1991 года решением Верховного Совета название РСФСР было заменено на Российскую Федерацию.
Некоторые итоги
В течение нескольких лет произошло крушение коммунистического режима. Советский Союз обанкротился в финансовом отношении и прекратил существование как единое государство. Получили независимость 15 союзных республик.
Почему это произошло? Прежде всего по причинам экономическим. После открытия и освоения нефтяных месторождений в Западной Сибири, окончания строительства магистральных газопроводов в Европу у СССР появился новый дешевый источник доходов – доходы от экспорта нефти и газа. Его высокая доходность сглаживала проблемы собственной экономики: неспособность сельского хозяйства обеспечить города продовольствием, низкая производительность труда, отсутствие стимулов к повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и внедрению достижений
Благодаря доходам от продажи нефти СССР мог покрывать недостаток продовольствия, закупая за рубежом огромные объемы зерна и мяса, и импортировать высокотехнологичное оборудование, которое не производилось в стране. Эти доходы шли на милитаризацию страны, на прокорм
Иногда высказывается мнение, что СССР погубила гонка вооружений. Это не совсем верно. Хотя точно подсчитать уровень военных расходов трудно (данные были засекречены), но ясно, что они были огромны. Ведь СССР поддерживал военный паритет не только с США, но и с их союзниками. Да еще держал 40 дивизий на границе с Китаем.
ЦРУ в докладе Конгрессу США, проанализировав производство танков в СССР, записало, что ничем иным, кроме как намерением развязать войну в Европе, такие объемы объяснить невозможно. Но из документов того времени известно, что подобных планов ни у
Военные расходы лежали непосильным бременем на экономике страны. Но проблема СССР как до, так и в период «перестройки» состояла в том, что бюджетные средства, остававшиеся на развитие гражданских отраслей, не удавалось инвестировать с должной эффективностью. Столкнувшись с продовольственной проблемой в начале
То же самое происходило и в промышленности. Несмотря на огромные бюджетные вливания в машиностроение, в развитие радиоэлектроники, новая продукция советских предприятий по техническим характеристикам сильно уступала зарубежным аналогам. Это касалось не только бытовой техники, автомобилей, ширпотреба, но и станков, судов, железнодорожного и авиационного транспорта. Экспортировать такую продукцию удавалось только развивающимся странам и партнерам по СЭВ, да и то с огромными трудностями. В годы «перестройки»
Причинами банкротства СССР стали не личные качества Горбачева и не консерватизм партноменклатуры. Они глубже. Это крайняя степень неэффективности сформировавшейся еще в
Судьба СССР оказалась предопределена, когда стало ясно, что у союзного центра нет решимости отказаться от обанкротившейся
В распаде СССР сыграла свою роль и убежденность национальных элит в том, что независимым республикам справиться с кризисом
Противопоставить этой стихии распада
Источник: © 2010 www.ru-90.ru
[1] Гайдар
[2] Там же. С. 332.
[3] К концу 1990 года цены выросли с 20 до 42 долларов за баррель в связи с захватом Ираком Кувейта. Данные по ценам на нефть отличаются в разных изданиях. Считается, что в 1984 году они составляли 29 долларов, летом 1990 года — от 17 до 20 долларов. (Капусткин В.И., Маргания
[4] Гайдар
[5] В Политбюро ЦК КПСС… С. 659–660.
[6] Гайдар
[7] Гайдар
[8] Власть. 1991. № 34 (54). 21 января. http://www.kommersant.ru/vlast/?IssueID=8742
[9] Пихоя
[10] Эпоха Ельцина. Очерки политической истории. М., 2001. C. 110.
[11] Постановление Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991 года. http://www.comhoz.ru/pravo/DocumShow_DocumID_38778.html
[12] Основополагающие идеи Концепции судебной реформы были зафиксированы в конституционном законодательстве: законы РСФСР от 1 ноября 1991 года, от 21 апреля 1992 года, от 9 декабря 1992 года; Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года; Конституция РФ 1993 года.
[13] Закон РСФСР от 6 мая 1991 года, утвержденный съездом народных депутатов 12 июля 1991 года, и Закон РСФСР от 4 июля 1991 года.
[14] http://lyubarev.narod.ru/elect/book/soderzh.html
[15] Коргунюк Ю.Г., Заславский
[16] По Конституции 1993 года этот срок был сокращен до четырех лет, а в 2008 году поправками к Конституции увеличен до шести лет. Но переходные положения Конституции 1993 года предусматривали, чтобы ранее избранный президентом
[17] Эпоха Ельцина. С. 120.
[18] Эпоха Ельцина. С. 129.
[19] Шейнис
[20] Зевелев А., Павлов Ю. Созидатель или разрушитель?
[21] Шейнис
[22] Согрин
[23] Эпоха Ельцина. М., 2001. С. 145.
[24] Министерство экономики и финансов РСФСР было образовано Указом Президента РСФСР «О Министерстве экономики и финансов РСФСР» от 11 ноября 1991 года № 190 на базе Министерства экономики РСФСР и Министерства финансов РСФСР.
[25] Известия. 19 октября 1991 года.
[26] http://www.
[27] Никуличев