Кристина Гросс-Ло. Каждый ребенок бесценен: высокие достижения по-фински

«Не нужно недооценивать детей. Верьте в своего ребенка. И не забывайте настраивать его на успех» – финское образование опирается на такие принципы. Финны убеждены: чтобы хорошо учиться, школьники должны, во-первых, быть заинтересованы в получении знаний, во-вторых, обладать навыками, которые помогут им принимать взвешенные и эффективные решения. Не только педагоги, но и другие взрослые стремятся помочь детям реализовать таланты. Для этого они стараются найти общий язык со школьниками, уважают их мнение и создают оптимальные условия, чтобы те стремились к успеху.

Финский и американский пути

Стороннему наблюдателю финский подход к обучению может показаться парадоксальным, поскольку нарушает общепринятые правила. В образовании Финляндия придерживается принципа «лучше меньше, да лучше». До 7 лет дети вообще не занимаются серьезной учебой, В школе они отдыхают по 10–15 минут после каждого 45-минутного урока (даже в старших классах), учебный день заканчивается раньше, чем в США (в год американские дети проводят в школе на 3 тысячи часов больше, чем финские). На дом им задают меньше, чем в других развитых странах. В Финляндии нет отдельных программ для одаренных, частных школ и стандартизированных государственных экзаменов.

Тем не менее последние 10 лет эта страна демонстрирует отличные результаты на тестах Международной программы PISA для учеников старших классов. Американские школьники обычно держатся в середине списка, а финские стабильно выбиваются в лидеры. Так было не всегда. Несколько десятилетий назад Финляндия практически с нуля выстроила качественную, действенную и сбалансированную образовательную систему.

В ходе реформ финны пошли путем, противоположным американскому. Вместо централизованной системы и экзаменов, ориентированных на количество баллов, а не на проверку реальных знаний, финны сделали ставку на опытных и высококвалифицированных педагогов и обеспечили им максимальную свободу действий. Финское правительство помогает школам, испытывающим трудности, а не урезает им финансирование. И не прибегает к внешнему тестированию, чтобы оценить деятельность школы.

В Америке педагоги вынуждены уделять огромное количество времени подготовке школьников к всевозможным тестам. В Финляндии основные предметы, такие как математика и чтение, тоже не обойдены вниманием, но не в ущерб музыке, рисованию, труду, домоводству, физкультуре и иностранным языкам. Американцы то и дело требуют увеличить количество школьных часов, а финны сосредоточились на качестве каждого урока. В Финляндии на долю учителей приходится от 600 до 700 академических часов в год (в среднем – по 4 урока в день), в США – более 1 тысячи (6 часов в день). Хотя количество рабочих часов у финских и американских педагогов совпадает, непосредственно на преподавание финны тратят меньше времени, что позволяет им тщательно работать над учебной программой, взаимодействовать с коллегами и анализировать достижения учеников.

Неполное среднее образование (9 классов) имеют 99% финских школьников, полное среднее – более 90%. Важно, что высокие результаты выпускников характерны для абсолютного большинства школ. Несмотря на растущий уровень иммиграции из развивающихся стран, финны не сдают позиций: почти все дети учатся хорошо. Именно поэтому педагоги со всего мира стремятся перенять финский опыт.

Финские дети меньше беспокоятся

В Финляндии у подростков много прав, взрослые прислушиваются к их мнению, уважают их решения. Дети сами составляют расписание, а педагоги помогают им сделать программу интереснее. Когда приходит время сдачи экзаменов, школьники решают, в какой день какой предмет им удобнее сдать…

В Финляндии только 7% детей переживают из-за отставания по математике (в Японии – 52%, во Франции – 53%). Иностранцев финские школы поражают атмосферой спокойствия. Финские подростки меньше переживают по поводу будущего, ведь к их услугам бесплатное качественное высшее образование. К среднему специальному образованию здесь относятся с уважением. Большое количество уроков, связанных с практической деятельностью, показывает детям, что в ручном труде нет ничего зазорного. Поскольку над школьниками не висит дамоклов меч непоступления в «приличный» университет и как результат – карьерный крах, поводов для беспокойства у них значительно меньше, чем у сверстников из других стран. Старшеклассники не перечисляют в краткой автобиографии для колледжа все дополнительные занятия и общественные работы, как это делают в США. И после уроков они не бегут на подготовительные курсы, как в Южной Корее, Сингапуре и Китае.

Качественные учителя

Стать учителем в Финляндии сложно. Еще в 1970-х годах правительство обязало всех педагогов иметь магистерскую степень (от их американских коллег ничего подобного не требуется). Но диплом с отличием (на получение которого тратится 5–7 лет) и ученая степень – еще не гарантия успешной карьеры. Для того чтобы стать учителем младших классов, кандидатам нужно не только сдать экзамен, но на собеседованиях показать комиссии преданность профессии, коммуникативные способности и доброжелательное отношение к детям. В итоге остаются лишь лучшие из лучших (примерно один из 10). Из года в год в систему школьного образования приходят педагоги высочайшей квалификации, что выгодно отличает Финляндию от других стран.

В этой стране к учителям относятся с огромным уважением (как к медикам в США). Государство активно поддерживает педагогов (чего в США не наблюдается). Финские учителя самостоятельно разрабатывают учебную программу и организуют работу в классе так, как считают нужным. Зарплата педагогов не зависит от результатов учеников. Считается, что преподавание – искусство, которое невозможно оценить с помощью тестов. Вместо этого финское правительство тратит примерно 30 млн долларов в год на повышение квалификации педагогов, поскольку учителя должны не только преподавать, но и заниматься научными исследованиями в области педагогики…

В США университетским преподавателям не придет в голову наблюдать за работой своих студентов в школе, а в Финляндии – это их прямая обязанность. Университетские профессора знакомятся с планами уроков, присутствуют на занятиях, а после их вместе со студентами анализируют успехи и недочеты. Система жесткого контроля на ранних этапах в сочетании с необходимостью постоянно повышать квалификацию – залог дальнейшего доверия к учителям, благодаря которому они могут брать на себя большую ответственность и проявлять значительную самостоятельность.

Разнообразие стимулирует учебу

В Финляндии я посетила среднюю школу Кауниайнена, названную «Школой мечты»… В ней, как и в других средних школах, обязательными предметами являются финский, шведский, английский, математика, химия, физика, биология, география, история, обществознание, труд, искусство, домоводство и физкультура. По желанию можно выбрать дополнительные иностранные языки. Перечисленные предметы считаются необходимыми для серьезного и всестороннего образования. Музыка и труд не менее важны, чем физика и математика: учителя убеждены, что занятия творчеством благотворно влияют на успеваемость по всем предметам…

Финские учителя полагают, что дети лучше учатся, если занимаются в течение дня самыми разными вещами. На уроке домоводства в старших классах большую часть присутствовавших составляли мальчики. В тот день они варили сосиски, пекли блины и жарили яичницу. В классе играло радио, школьники негромко переговаривались, не отвлекаясь от дел. Правильно вести себя за столом, готовить, пришивать пуговицы и разбираться в продуктах, покупать одежду и вести домашний бюджет учат школьников не только в Финляндии, но в Японии и других странах. «Такие занятия не только готовят детей к самостоятельной жизни, но и помогают сбросить напряжение. Нужны уроки, на которых можно перевести дух и пообщаться с друзьями».

Раньше домоводство и в Америке входило в обязательную школьную программу, подразумевалось, что оно будет популярно у девочек. Звездный час домоводства наступил в середине XX века, когда ко всем занятиям, в том числе кулинарии и домашнему хозяйству, стали применять научный подход. Сегодня в США домоводство (переименованное в «науку о семье и потреблении») перестало быть неотъемлемой частью школьной жизни, считается, что готовить, убирать, штопать одежду и стирать дети должны учиться дома. А финские педагоги осознают, что у родителей не всегда есть на это время, следовательно, школа должна научить детей всему необходимому для полноценной жизни.

Практические занятия помогают расширить кругозор и развить гибкость ума. Творческие занятия уравновешивают научные. Финские дети с радостью идут в школу, потому что знают, что им не придется все время сидеть над учебниками, и испытывают чувство удовлетворения, когда создают что-то своими руками.

Настроить каждого на успех

В Финляндии говорят: «Мы не можем бросаться нашими мозгами». Преподаватели делают все от них зависящее, чтобы дать каждому школьнику шанс проявить себя. Все дети, а не только те, что испытывают трудности с учебой, имеют право на индивидуальную поддержку квалифицированных профессионалов. В старших классах дети дважды в неделю общаются с психологом. В Финляндии в отличие от США не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна отвечать потребностям каждого ребенка…

В США не покидает чувство, что родители все время должны защищать интересы ребенка. Когда у него возникают проблемы с учебой, приходится договариваться с учителями, просить их составить индивидуальный план занятий и убеждать в том, что ребенку нужно больше времени на выполнение тестов. В Финляндии ничего подобного нет. Складывается впечатление, что в Америке поощряют неправильное поведение детей… Важно вовремя сдать работу, а усвоил он что-нибудь или нет – дело десятое. В Финляндии педагогов в первую очередь волнует, удалось ли ребенку разобраться в материале. Некоторым детям на выполнение заданий требуется больше времени, и учителя с готовностью идут навстречу. В США учат при помощи наказания, то есть плохой оценки. Но разве не лучше будет разобраться, почему ребенок не справляется с работой? «В США приходится бороться с системой в интересах ребенка, которого стараются загнать в рамки. А в Финляндии рамки раздвигают ради детей»…
Сорок-пятьдесят дней в году школьники проводят в автомастерских, салонах красоты и других местах, где они могут видеть, как люди применяют на практике полученные знания. Подобный опыт очень мотивирует, а ведь отсутствие заинтересованности в учебе – одна из основных проблем, с которыми сталкиваются педагоги, занимающиеся «трудными» детьми.

В Америке родителей интересуют успехи ребенка, они волнуются о его будущем. В Финляндии каждое решение, принятое в рамках системы образования, направлено прежде всего на создание равных – в смысле наилучших – условий для всех учеников, в том числе иммигрантов… Иммигранты, которые учатся в Финляндии, на тестах Международной программы контроля за образованием опережают школьников-иммигрантов из других стран в среднем на 50 баллов.

В США, по данным ЮНИСЕФ, за чертой бедности живут 23,1% детей, в Финляндии – 5,3%. В этой стране люди верят, что нельзя чему-то научить человека, если его базовые потребности не удовлетворены. Пока США не организуют эффективную систему поддержки всех учеников, многие дети обречены на неудачу, несмотря на все старания.

Самое главное – финским детям не мешают просто быть собой. Когда Пяйви была маленькой, взрослые позволяли ей самой решать, с кем дружить и чем заниматься. Теперь у нее трое своих детей (5, 9 и 11 лет). По утрам дети сами идут на остановку школьного автобуса через небольшую рощицу. Мама не провожает их даже зимой, когда светает поздно. После уроков дети играют с друзьями. Пяйви не всегда знает, где ее дети, и относится к этому спокойно. Они занимаются футболом, хоккеем и лыжами, но без принуждения. И сами поймут, что им действительно нравится. Американские родители не решаются оставить ребенка младше 14 лет одного на катке. В Финляндии никому в голову не придет присматривать за такими большими детьми. Здесь родители придерживаются мнения, что у ребенка должна быть своя жизнь.

Приучать к ответственности с малых лет

В Финляндии детей не оберегают от ответственности – важнейший принцип воспитания… Родители не говорят, что делать. Они предлагают варианты, рассказывают о собственном опыте, приводят примеры из жизни, но окончательное решение остается за детьми.

В Америке, Китае и Южной Корее родители боятся, что без их помощи дети не смогут выстоять в условиях жесткой конкуренции. Выбрать для ребенка правильные увлечения, решить, как он будет проводить свободное время, убедиться, что информация, которую он получает, ему не навредит, – вот далеко не все задачи, которые мы упорно берем на себя. В идеале мы хотели бы нанести на жизненный путь наших детей пошаговую разметку и убрать с него все камни. Может быть, тогда мы вздохнули бы спокойно… В Америке взрослые привыкли считать себя бдительными стражами на пути в мир знаний. В Финляндии спокойно относятся к тому, какую информацию потребляют дети, не запрещают на всякий случай все потенциально опасное. Это удивительно, учитывая, как там заботятся о подрастающем поколении. Дошкольники, играющие в парке, в обязательно надевают жилеты со светоотражателями, чтобы быть заметными издалека. Государство максимально обеспечивает детей всем необходимым: едой, жильем, одеждой, качественной медициной и образованием. В младших классах преподаватели внимательно относятся к каждому ученику, стараются предупредить проблемы, чтобы потом не бороться с последствиями. Но, окружая детей заботой, взрослые постепенно нагружают их ответственностью, которая развивает самостоятельность. Не все обязанности связаны только с уроками, школа предоставляет огромное поле для деятельности. Учителя доверяют детям, те видя, что их воспринимают всерьез, ведут себя соответствующим образом…

***

Благодаря поездке в Финляндию я четко осознала, что в первую очередь необходимо удовлетворять основные потребности детей: в хорошей еде, эмоциональной поддержке, прогулках на свежем воздухе, разнообразных ежедневных занятиях. Я поняла, что «научить учиться» не менее важно, чем вложить в голову необходимые знания или воспитать слепую покорность. Лишь дав детям свободу и позволив им самостоятельно открывать мир и следовать своим интересам, мы поможем им развить гибкость ума и творческое мышление, необходимые в XXI веке.

Родители под давлением общества пытаются сделать все от них зависящее, чтобы подготовить детей к взрослой жизни. Но мои дети упираются каждый раз, когда я пытаюсь им что-то навязать. Я снова и снова убеждаюсь в бесперспективности подобных методов. Прежде всего мы должны показать детям, что обучение может быть интересным и увлекательным, пробудить в них тягу к знаниям. Нужно ставить перед ними достижимые цели, чтобы они ощутили радость успеха. Нужно верить в их способности и таланты, возлагать на них большие надежды. Ведь важно даже не то, что они узнали. Важно само стремление к знаниям и радость от их применения в жизни.

Дайджест: Кристина Гросс-Ло. Родители без границ. Секреты воспитания со всего мира. Глава 8. Каждый ребенок бесценен: высокие достижения по-фински / Перевод с анг. Екатерины Колябиной. Изд. «Синдбад», 2014.

Автор: Кристина Гросс-Ло родом из Кореи, получила образование и живет в США, воспитывает четверых детей. Она побывала в Китае, Южной Корее, Финляндии, Швеции, Германии и во Франции, где изучала, в частности, системы школьного образования. Написала книгу «Родители без границ. Секреты воспитания со всего мира», в которой поделилась своими наблюдениями и выводами. Они особенно интересны, потому сравниваются разные страны.