Кристина Гросс-Ло. Каждый ребенок бесценен: высокие достижения по-фински
«Не нужно недооценивать детей. Верьте в своего ребенка. И не забывайте настраивать его на успех» – финское образование опирается на такие принципы. Финны убеждены: чтобы хорошо учиться, школьники должны,
Финский и американский пути
Стороннему наблюдателю финский подход к обучению может показаться парадоксальным, поскольку нарушает общепринятые правила. В образовании Финляндия придерживается принципа «лучше меньше, да лучше». До 7 лет дети вообще не занимаются серьезной учебой, В школе они отдыхают по 10–15 минут после каждого
Тем не менее последние 10 лет эта страна демонстрирует отличные результаты на тестах Международной программы PISA для учеников старших классов. Американские школьники обычно держатся в середине списка, а финские стабильно выбиваются в лидеры. Так было не всегда. Несколько десятилетий назад Финляндия практически с нуля выстроила качественную, действенную и сбалансированную образовательную систему.
В ходе реформ финны пошли путем, противоположным американскому. Вместо централизованной системы и экзаменов, ориентированных на количество баллов, а не на проверку реальных знаний, финны сделали ставку на опытных и высококвалифицированных педагогов и обеспечили им максимальную свободу действий. Финское правительство помогает школам, испытывающим трудности, а не урезает им финансирование. И не прибегает к внешнему тестированию, чтобы оценить деятельность школы.
В Америке педагоги вынуждены уделять огромное количество времени подготовке школьников к всевозможным тестам. В Финляндии основные предметы, такие как математика и чтение, тоже не обойдены вниманием, но не в ущерб музыке, рисованию, труду, домоводству, физкультуре и иностранным языкам. Американцы то и дело требуют увеличить количество школьных часов, а финны сосредоточились на качестве каждого урока. В Финляндии на долю учителей приходится от 600 до 700 академических часов в год (в среднем – по 4 урока в день), в США – более 1 тысячи (6 часов в день). Хотя количество рабочих часов у финских и американских педагогов совпадает, непосредственно на преподавание финны тратят меньше времени, что позволяет им тщательно работать над учебной программой, взаимодействовать с коллегами и анализировать достижения учеников.
Неполное среднее образование (9 классов) имеют 99% финских школьников, полное среднее – более 90%. Важно, что высокие результаты выпускников характерны для абсолютного большинства школ. Несмотря на растущий уровень иммиграции из развивающихся стран, финны не сдают позиций: почти все дети учатся хорошо. Именно поэтому педагоги со всего мира стремятся перенять финский опыт.
Финские дети меньше беспокоятся
В Финляндии у подростков много прав, взрослые прислушиваются к их мнению, уважают их решения. Дети сами составляют расписание, а педагоги помогают им сделать программу интереснее. Когда приходит время сдачи экзаменов, школьники решают, в какой день какой предмет им удобнее сдать…
В Финляндии только 7% детей переживают
Качественные учителя
Стать учителем в Финляндии сложно. Еще в
В этой стране к учителям относятся с огромным уважением (как к медикам в США). Государство активно поддерживает педагогов (чего в США не наблюдается). Финские учителя самостоятельно разрабатывают учебную программу и организуют работу в классе так, как считают нужным. Зарплата педагогов не зависит от результатов учеников. Считается, что преподавание – искусство, которое невозможно оценить с помощью тестов. Вместо этого финское правительство тратит примерно 30 млн долларов в год на повышение квалификации педагогов, поскольку учителя должны не только преподавать, но и заниматься научными исследованиями в области педагогики…
В США университетским преподавателям не придет в голову наблюдать за работой своих студентов в школе, а в Финляндии – это их прямая обязанность. Университетские профессора знакомятся с планами уроков, присутствуют на занятиях, а после их вместе со студентами анализируют успехи и недочеты. Система жесткого контроля на ранних этапах в сочетании с необходимостью постоянно повышать квалификацию – залог дальнейшего доверия к учителям, благодаря которому они могут брать на себя большую ответственность и проявлять значительную самостоятельность.
Разнообразие стимулирует учебу
В Финляндии я посетила среднюю школу Кауниайнена, названную «Школой мечты»… В ней, как и в других средних школах, обязательными предметами являются финский, шведский, английский, математика, химия, физика, биология, география, история, обществознание, труд, искусство, домоводство и физкультура. По желанию можно выбрать дополнительные иностранные языки. Перечисленные предметы считаются необходимыми для серьезного и всестороннего образования. Музыка и труд не менее важны, чем физика и математика: учителя убеждены, что занятия творчеством благотворно влияют на успеваемость по всем предметам…
Финские учителя полагают, что дети лучше учатся, если занимаются в течение дня самыми разными вещами. На уроке домоводства в старших классах большую часть присутствовавших составляли мальчики. В тот день они варили сосиски, пекли блины и жарили яичницу. В классе играло радио, школьники негромко переговаривались, не отвлекаясь от дел. Правильно вести себя за столом, готовить, пришивать пуговицы и разбираться в продуктах, покупать одежду и вести домашний бюджет учат школьников не только в Финляндии, но в Японии и других странах. «Такие занятия не только готовят детей к самостоятельной жизни, но и помогают сбросить напряжение. Нужны уроки, на которых можно перевести дух и пообщаться с друзьями».
Раньше домоводство и в Америке входило в обязательную школьную программу, подразумевалось, что оно будет популярно у девочек. Звездный час домоводства наступил в середине XX века, когда ко всем занятиям, в том числе кулинарии и домашнему хозяйству, стали применять научный подход. Сегодня в США домоводство (переименованное в «науку о семье и потреблении») перестало быть неотъемлемой частью школьной жизни, считается, что готовить, убирать, штопать одежду и стирать дети должны учиться дома. А финские педагоги осознают, что у родителей не всегда есть на это время, следовательно, школа должна научить детей всему необходимому для полноценной жизни.
Практические занятия помогают расширить кругозор и развить гибкость ума. Творческие занятия уравновешивают научные. Финские дети с радостью идут в школу, потому что знают, что им не придется все время сидеть над учебниками, и испытывают чувство удовлетворения, когда создают
Настроить каждого на успех
В Финляндии говорят: «Мы не можем бросаться нашими мозгами». Преподаватели делают все от них зависящее, чтобы дать каждому школьнику шанс проявить себя. Все дети, а не только те, что испытывают трудности с учебой, имеют право на индивидуальную поддержку квалифицированных профессионалов. В старших классах дети дважды в неделю общаются с психологом. В Финляндии в отличие от США не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна отвечать потребностям каждого ребенка…
В США не покидает чувство, что родители все время должны защищать интересы ребенка. Когда у него возникают проблемы с учебой, приходится договариваться с учителями, просить их составить индивидуальный план занятий и убеждать в том, что ребенку нужно больше времени на выполнение тестов. В Финляндии ничего подобного нет. Складывается впечатление, что в Америке поощряют неправильное поведение детей… Важно вовремя сдать работу, а усвоил он
В Америке родителей интересуют успехи ребенка, они волнуются о его будущем. В Финляндии каждое решение, принятое в рамках системы образования, направлено прежде всего на создание равных – в смысле наилучших – условий для всех учеников, в том числе иммигрантов… Иммигранты, которые учатся в Финляндии, на тестах Международной программы контроля за образованием опережают
В США, по данным ЮНИСЕФ, за чертой бедности живут 23,1% детей, в Финляндии – 5,3%. В этой стране люди верят, что нельзя
Самое главное – финским детям не мешают просто быть собой. Когда Пяйви была маленькой, взрослые позволяли ей самой решать, с кем дружить и чем заниматься. Теперь у нее трое своих детей (5, 9 и 11 лет). По утрам дети сами идут на остановку школьного автобуса через небольшую рощицу. Мама не провожает их даже зимой, когда светает поздно. После уроков дети играют с друзьями. Пяйви не всегда знает, где ее дети, и относится к этому спокойно. Они занимаются футболом, хоккеем и лыжами, но без принуждения. И сами поймут, что им действительно нравится. Американские родители не решаются оставить ребенка младше 14 лет одного на катке. В Финляндии никому в голову не придет присматривать за такими большими детьми. Здесь родители придерживаются мнения, что у ребенка должна быть своя жизнь.
Приучать к ответственности с малых лет
В Финляндии детей не оберегают от ответственности – важнейший принцип воспитания… Родители не говорят, что делать. Они предлагают варианты, рассказывают о собственном опыте, приводят примеры из жизни, но окончательное решение остается за детьми.
В Америке, Китае и Южной Корее родители боятся, что без их помощи дети не смогут выстоять в условиях жесткой конкуренции. Выбрать для ребенка правильные увлечения, решить, как он будет проводить свободное время, убедиться, что информация, которую он получает, ему не навредит, – вот далеко не все задачи, которые мы упорно берем на себя. В идеале мы хотели бы нанести на жизненный путь наших детей пошаговую разметку и убрать с него все камни. Может быть, тогда мы вздохнули бы спокойно… В Америке взрослые привыкли считать себя бдительными стражами на пути в мир знаний. В Финляндии спокойно относятся к тому, какую информацию потребляют дети, не запрещают на всякий случай все потенциально опасное. Это удивительно, учитывая, как там заботятся о подрастающем поколении. Дошкольники, играющие в парке, в обязательно надевают жилеты со светоотражателями, чтобы быть заметными издалека. Государство максимально обеспечивает детей всем необходимым: едой, жильем, одеждой, качественной медициной и образованием. В младших классах преподаватели внимательно относятся к каждому ученику, стараются предупредить проблемы, чтобы потом не бороться с последствиями. Но, окружая детей заботой, взрослые постепенно нагружают их ответственностью, которая развивает самостоятельность. Не все обязанности связаны только с уроками, школа предоставляет огромное поле для деятельности. Учителя доверяют детям, те видя, что их воспринимают всерьез, ведут себя соответствующим образом…
Благодаря поездке в Финляндию я четко осознала, что в первую очередь необходимо удовлетворять основные потребности детей: в хорошей еде, эмоциональной поддержке, прогулках на свежем воздухе, разнообразных ежедневных занятиях. Я поняла, что «научить учиться» не менее важно, чем вложить в голову необходимые знания или воспитать слепую покорность. Лишь дав детям свободу и позволив им самостоятельно открывать мир и следовать своим интересам, мы поможем им развить гибкость ума и творческое мышление, необходимые в XXI веке.
Родители под давлением общества пытаются сделать все от них зависящее, чтобы подготовить детей к взрослой жизни. Но мои дети упираются каждый раз, когда я пытаюсь им
Дайджест: Кристина
Автор: Кристина