2.2 Продовольственная катастрофа
Советское государство строилось на идее безграничного всевластия центра. Стоило центру ослабеть – система перестала функционировать. Прошел страх, и на следующей неделе после августовского путча практически остановились заготовки зерна. Зачем председатель колхоза будет поставлять зерно государству, если знает, что за непоставку его не снимут с работы и не посадят в тюрьму? А других стимулов не было. Нельзя же было всерьез считать стимулом деньги, которые ничего не стоили, за что их называли «деревянными».
С приближением зимы 1991/1992 года над страной все отчетливее нависала угроза голода и холода, особенно в индустриальных центрах, а с ней – и угроза массовых социальных потрясений. Отовсюду поступали сообщения о перебоях с самыми необходимыми продуктами, за хлебом и молоком выстраивались многочасовые очереди. В магазинах за ненадобностью закрылись пустые мясные и гастрономические отделы. Продажа колбасы, которая была символом благополучия в советском «развитом социализме», снизилась за 1991 год на 24%, молокопродуктов – на 41%. Если товарные запасы в розничной торговле составляли (на конец года) в 1985 году 93 дня товарооборота, то в 1990 году – 44, а в 1991 году – лишь 39 дней. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 года составляли: сахар – 1 кг на человека в месяц, мясопродукты – 0,5 кг (с костями), масло животное – 0,2 кг. Часть продовольствия поступала в виде гуманитарной помощи стран Запада.
При потребности в продовольственном зерне 5 млн т в месяц в январе 1992 года было в наличии лишь 3 млн т. По расчетам Росхлебопродукта, дефицит зерна по импорту составлял 17,4 млн т. Чтобы закупить такое количество зерна, требовалось около 3 млрд долларов. В кредит уже никто не поставлял. По самым оптимистичным прогнозам запасов зерна в стране хватало примерно до февраля–марта 1992 года. Драматическим было положение и с запасами топлива.
В городах вспыхивали стихийные «табачные бунты». В отдельных регионах продовольствия оставалось на считанные дни. К примеру, в
Мэр Москвы
Председатель Государственного комитета СССР по закупкам продовольственных ресурсов
«В настоящее время запасы хлебопродуктов крайне ограничены. Остаток муки по состоянию на 21 мая с. г. к целом по Союзу составил 1,5 млн тонн, или на 15 дней обеспечения потребностей страны».
В. Акулинин (Отдел агропромышленных отраслей) –
«В стране в ближайшее время может сложиться чрезвычайная ситуация со снабжением населения хлебопродуктами, а животноводства – концентрированными – кормами. Ежемесячно на эти цели расходуется около 8 млн. тонн продовольственного и фуражного зерна. По состоянию на 1 марта с.г. остатки его в государственных ресурсах (без учета семян) оцениваются по расчетам специалистов в количестве около 13 млн тонн, из них почти половина находится в Казахской ССР. Это означает, что запасы продовольственного зерна (кроме Казахстана, где его хватит до нового урожая) будут исчерпаны в конце марта. Уже сегодня крайне тревожное положение с обеспеченностью мукой. При необходимых нормативных ее запасах в 30 дней в Азербайджанской ССР и Армянской ССР они составляют 6 дней, Грузинской ССР – 7, Таджикской ССР – 8, ССР Молдова, и Киргизской ССР – 9 дней. Менее чем на 10 суток запасы муки в г. Москве, Ивановской, Тульской, Нижегородской, Тюменской, Свердловской, Читинской, Камчатской и некоторых других областях.
Не решают хлебную проблему поступления зерна по импорту. В январе – марте с.г. завезено импортного зерна только 3,7 млн тонн при намечавшихся поставках 12,4 млн тонн. Неоднократные поручения руководства страны по усилению отгрузки товарного зерна из Казахской ССР, а также ускорению поставок его по импорту ощутимого влияния на изменение ситуации не оказали».
«Вчера был Совет безопасности. Проблема продовольствия… Но теперь уже конкретнее – хлеб. Не хватает 6 миллионов тонн до средней нормы. В Москве, по городам уже очереди такие, как года два назад за колбасой. Если не добыть где то, к июню может наступить голод. Из республик только Казахстан и Украина (
Премьер правительства Москвы
«Правительство Москвы доводит до Вашего сведения, что снабжение населения продовольственными товарами продолжает оставаться критическим…
Петербургская
По схеме… 15% товаров, производимых на предприятиях города, можно обменять на любые виды продовольствия. При этом 30% полученного продовольствия предприятие может забрать себе, а 70% обязано отдать в городские магазины для реализации по коммерческим ценам.
Как сообщил исполнительный директор биржи Олег Романенко, таблица меновых соотношений для бартерных торгов составлена на основе анализа бартерных сделок на 70 биржах различных регионов страны. Например, за 3 стиральных машины «Вятка» можно было взять 1 т говядины, за две машины – 1 т свинины или 1 т сахара, за одну – 2,5 т картофеля или 1,54 т гвоздей (в силу дефицитности приравненных к продовольствию); за один трактор «Кировец» -7,14 т говядины, 10 т свинины, 10 т сахара, 50 т картофеля, 30,8 т гвоздей; за 9,3 т бензина
По сведениям из неофициальных источников, явное нежелание многих петербургских предприятий участвовать в бартерных торгах объясняется тем, что им пока выгодно действовать без посредников и не отдавать городу 70% полученного продовольствия. Однако, по словам председателя биржевого комитета Алексея Коновалова, в этом году под угрозой голодных бунтов питерские производители станут сговорчивее и следующие торги, которые состоятся 8 января, должны пройти более удачно.
Перед российским правительством встал выбор:
Какой курс выбрали бы Вы? |
Попытаться отобрать хлеб силой значило повторить путь, выбранный царским правительством в 1915–1916 годах в условиях острого кризиса зернового снабжения городов и армии. В 1917 году его продолжило Временное правительство и затем с большей жесткостью большевики. Этот путь продразверстки Ленин называл «героическим походом за хлебом с пулеметами». Результаты известны: отобрать хлеб не удалось. Если в IVквартале 1916/1917 сельскохозяйственного года заготовки зерна достигали примерно 100 млн пудов, то в соответствующем периоде следующего года они упали практически до нуля.
Разница между 1917 и 1991 годами была в духе времени. В 1917 году в мире доминировало представление, что усиление влияния государства на экономическую жизнь – благо. Базой таких убеждений были социальные проблемы, порожденные началом современного экономического роста, индустриализацией. В благотворность прямого государственного регулирования в начале ХХ века верили все: эксперты, высокопоставленные чиновники, политики. Без учета этого трудно понять, почему царское правительство, Временное правительство и правительство большевиков с разной эффективностью и жестокостью проводили продовольственную политику, в основе которой лежало принудительное изъятие зерна у крестьян по ценам, не соответствовавшим условиям рынка.
На этом интеллектуальном фоне идея Ленина «героического похода в деревню за хлебом с пулеметами» не представлялась
Осенью 1991 года, когда Россия столкнулась со схожими проблемами продовольственного снабжения городов, с угрозой голода, интеллектуальная атмосфера в мире была иной. Убеждение в благотворности государственного регулирования экономики перестало быть символом веры. В России убеждение в том, что государственные органы способны эффективно решать проблемы, встающие перед страной в условиях кризиса, была подорвана
Возможность послать вооруженные отряды в регионы за хлебом российское правительство всерьез не обсуждало. В 1991–1992 годах такой путь был не только неприемлем по идейным соображениям, но и неосуществим на практике. Действенных и одновременно поддерживаемых обществом административных рычагов изменения ситуации уже не было. Старая административная система управления, базировавшаяся на тотальном партийном и гэбэшном контроле, была разрушена. Новая российская государственная машина и система управления только создавались и были слишком слабы для реализации такого подхода.
Ситуация была парадоксальной. Россия после принятия Декларации о независимости 12 июня 1991
К ноябрю 1991 года рычаги экономической власти формально находились в руках не российских, а союзных ведомств. Союзные органы контролировали ключевые секторы экономики: всю оборонную и почти всю тяжелую промышленность,
При этом в конце 1991 года органы союзной власти были парализованы, деморализованы и беспомощны. Аппарат многих ведомств разваливался и все больше утрачивал способность осознанно распоряжаться предметами своего ведения. Союзный центр не имел ни идей, ни стратегии, ни способности использовать формально находившуюся в его руках, но реально ускользавшую власть. А Россия была лишена реальных рычагов и инструментов реализации своей возросшей политической силы.
Отношения с другими советскими республиками, хозяйственные связи с которыми имели существенное значение для российской экономики, было уже невозможно поддерживать
К тому же вариант насильственного изъятия зерна у сельхозпроизводителей, при котором точно не обошлось бы без крови – и это в стране, начиненной ядерным оружием, прочно и надолго перекрыл бы кредитную помощь от развитых стран.
Оставался шанс побудить экономических субъектов действовать не
Осенью 1991 года российские власти приняли решение не посылать продотряды в деревню, а формировать свободный рынок продовольствия, не имея гарантий, что денежное предложение удастся удержать под контролем, инфляция не достигнет уровня, при котором производители зерна откажутся продавать хлеб городу.