2.1 Валютный кризис

Картина экономического развала страны, которая открылась российскому правительству Ельцина-Гайдара, была ошеломляющей. В последние месяцы 1991 года инфляция носила преимущественно скрытый характер и выражалась не в прямом росте государственных цен, а в обострении тотального дефицита. Хотя цены пытались как-то контролировать, в октябре 1991 года, по официальным данным, они выросли на 12,8%, в ноябре – на 24,1, в декабре – на 32,4%. А с учетом павловской денежной реформы цены за 1991 год выросли в прямой или скрытой форме в 7-8 раз.

Подробнее. Павловская денежная реформа:

Актуальность предстоявшей реформы цен была общепризнанной. В основу перестройки системы ценообразования была положена идея повышения цен с учетом себестоимости. Издержки производства предлагалось считать общественно необходимыми затратами.

В СССР за 1985–1991 годы розничные цены выросли примерно в 3 раза, происходило вымывание из ассортимента дешевых товаров. Денежный механизм СССР функционировал в условиях падения производства. В это время на территории СССР имели хождение безналичный рубль, наличный внутренний рубль, наличный инвалютный рубль (в 4,6 раза больше внутреннего рубля), переводной рубль системы СЭВ, сертификатные рубли Внешэкономбанка, боны союзного Министерства морского флота. На рубеже 1990-х годов внутренний рубль стоил 42 копейки 1961 года.

Летом 1990 года министр финансов Валентин Павлов секретной запиской довел до сведения президента СССР Михаила Горбачева и председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова свои соображения в пользу обмена 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года. По его сведениям, крупнокупюрные советские денежные знаки в большом количестве сконцентрировались за рубежом и в руках теневого капитала. Правда, в ответ на запрос Рыжкова главное таможенное управление сообщило, что за рубеж нелегально уходят в основном 10-рублевые купюры.

14 января 1991 года Валентин Павлов сменил на посту премьера Николая Рыжкова. Председатель правления Госбанка СССР Виктор Геращенко публично опровергал слухи о предстоящей реформе. Тем не менее 21 января 1991 года, Горбачев подписал указ об обмене в трехдневный срок 50- и 100-рублевых купюр образца 1991 года и о замораживании вкладов граждан в сберкассах. Выдача наличности со вкладов граждан в сберкассах ограничивалась 500 рублями.

Поскольку обмен денег проводился в очень сжатые сроки, в сберкассах моментально выстроились длинные очереди. Обмен осуществлялся также по месту работы граждан и на почте. Итогом нескольких дней паники стало изъятие из оборота небольшого количества банкнот. Вместо планируемых 20 млрд рублей правительство получило от этой операции только 10 млрд рублей. После завершения обмена крупных денег Павлов выступил в печати с обвинениями в адрес западных банков в скоординированной деятельности по дезорганизации денежного обращения в СССР.

Обмен денег был характерен для послевоенного времени: Сталин, например, провел такую реформу в 1947 году вслед за многими европейскими странами. Обмен носил конфискационный характер: до определенного минимума деньги менялись из расчета 1:1, а далее в пропорциях вплоть до 1:10. При Хрущеве в 1961 году придумали выражение «изменение масштаба цен», за которым скрывалась та же конфискация, но в более мягком варианте (при этом монеты в 1, 2 и 3 рубля остались в обращении и поднялись в цене в 10 раз).

2 апреля 1991 года были в 2–4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. Реформа ударила по тысячам людей, державшим рубли и «в чулке», и в Сбербанке. Рухнули состояния в 15–30 тысяч, копившиеся десятилетиями.

Источник: Личные деньги. 22 января 2007 года. – http://www.systema.biz/622.html?action=print

***

С полуночи 22 января 1991 года в СССР прекратили хождение 50- и 100-рублевые банкноты образца 1961 года. Сообщение об этом прозвучало в программе «Время», то есть после 21 часа, когда сберкассы и магазины уже были закрыты. Наличные надо было сдавать в кассы предприятий, спорные случаи рассматривали комиссии по месту работы или проживания – всем было понятно, что всё не обменяют. Самые находчивые успевали разменять доживавшие свои часы бумажки на вокзалах и у таксистов, посылали переводы с круглосуточных железнодорожных почт. Остальные несколько дней доказывали «трудовое происхождение» своих купюр.

Расчет очевиден: изъять у населения хотя бы часть гигантских сумм, необеспеченных товарами. Успешные в новых условиях люди действительно имели на руках многие тысячи рублей в крупных купюрах, считая это солидной «заначкой». Вклады в сберкассах были «приторможены»: разрешалось снимать только 500 рублей в месяц.

Павлов говорил, будто правительство упреждает западный заговор против денежного обращения в СССР и таким образом пытается бороться с теневой экономикой. Но она с небольшим дисконтом легко обновила всю свою наличность. Павловский обмен никакого видимого эффекта финансового оздоровления не имел. Население еще больше озлобилось на союзную власть и ждало новых подвохов.

Через два месяца были повышены цены, регулируемые сложной системой «предельных уровней и компенсаций». Результат тоже нулевой: колбасы не было по 2,2 рублей, нет ее и по 8 рублей за килограмм. Павлов изрек: порок не в системе, порок в людях.

Источник: Парфенов Л. Намедни. Наша эра. 1991–2000. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2010. С. 20.

Подробнее. Ажиотажный спрос, бегство от денег:

Из доклада ВЦИОМ руководству СССР:

«Потребительское поведение всех, без исключения слоев, населения характеризуются: ажиотажным характером спроса, бегством от денег, созданием товарных запасов (продовольствия, предметов одежды домашнего обихода, и т. п.). Судя по данным опроса, проведенного в августе 1991 года, в среднем почти треть населения стремится скупать все дефицитные товары, вне зависимости от того, нужны они респонденту или нет. Половина опрошенных выразила готовность переплатить при покупке того или иного товара.

Недоверие к деньгам, стремление избавиться от них проявляется не только в покупках товаров впрок (на что пока в первую очередь потребителей толкает дефицит), но и в формировании стратегии сбережений, характерных для кризисной экономики. Наибольшей популярностью у населения пользуется покупка изделий из драгоценных металлов (38% респондентов ответили, что сейчас подходящее время для их покупки), чуть меньшей -свободно конвертируемая валюта (33% опрошенных считают, что сейчас подходящее время для ее приобретения). Недоверие к правительству проявляется в низком рейтинге вкладов в сберегательные банки, облигаций и др. государственных ценных бумаг».

Источник: Шпилько С. П., Хахулина Л. А., Куприянова З. В., Бодрова В. В., Зубова Л. Г. Ковалева Н. Л., Красильникова М. Д., Авдеенко Т. В. Оценка населением социально экономической ситуации в стране (по результатам социологических опросов 1991 г.). Научный доклад. М.: ВЦИОМ, 1991. С. 55, 56.

Союзный бюджет разваливался, ведь ни одна республика, кроме России, денег в него практически не перечисляла. Финансовая система СССР была разрушена. Быстро нарастал паралич хозяйственных связей, товарный рынок умирал. Имевшиеся товарные запасы придерживались их владельцами в ожидании еще большего повышения цен, что еще более обостряло дефицит. Пытаясь вырваться из его тисков, руководители местных администраций препятствовали движению товаров, переводили на бартер отношения с другими областями. Несмотря на то, что Указом Президента РСФСР «О едином экономическом пространстве РСФСР» от 12 декабря 1991 года было запрещено вводить ограничения на межрегиональное перемещение зерна, продуктов питания и других товаров, помешать окончательному развалу товарного рынка не удалось.

Уже в первом полугодии 1991 года, еще до августовского путча, Россия получила из других республик лишь 22% запланированных поставок сахара, 30% чая, 19% крупы, 22% мыла. Все республики, кроме России, ввели таможни на своих границах, чтобы ограничить вывоз товаров соседям, в частности в Россию. Таможни работали в одну сторону – вывозить товары в Россию было нельзя, ввозить оттуда можно.

Централизованное снабжение многими потребительскими товарами опиралось только на импорт, завозившийся в счет иностранных кредитов и остатков золотовалютных резервов. К моменту распада СССР почти вся экономика страны была сориентирована на западные кредиты. От внешних займов зависело снабжение крупных городов продовольствием и товарами, а животноводства – кормами. До августа 1991 года использовались крупные кредитные линии из Италии, Германии, Франции, США и даже из арабских стран. Степень заинтересованности советского руководства в кредитах видна из попыток получить хотя бы небольшие политические кредиты: 500 млн долларов от Южной Кореи за восстановление дипломатических отношений и 200 млн долларов от Кувейта как награду за позицию, занятую СССР в ходе конфликта в Персидском заливе в 1989–1990 годах. Без согласия клиентов были изъяты 6 млрд долларов средств советских организаций и граждан, хранившихся во Внешэкономбанке.

Подробнее. Просьбы советского руководства о помощи:

А. С. Черняев, помощник президента СССР М. С. Горбачева:

«Вечером я сел писать письмо Горбачева к Колю. По телефону он не стал ему говорить о своей просьбе, а это “SOS“: ибо наступает голод в некоторых областях, забастовал Кузбасс, тоже “Долой президента!“ В магазинах больших городов полки пустуют абсолютно, в буквальном смысле. М.С. просит Коля срочно помочь – заставить банки открыть кредит, а также дать деньги вперед под заклад военного имущества, оставляемого нашими уходящими из Германии войсками».

Источник: Черняев А.С.1991 год: Дневник помощника президента СССР. М.: ТЕРРА, Республика. 1997. С. 115.

***

Заместитель председателя правительства СССР С. А. Ситарян – М. С. Горбачеву:

«Делегации ФРГ были переданы сводные предложения советской стороны в осуществлении первоочередных мер помощи по поставке в Советский Союз с начала 1991 г. продовольствия, медикаментов, потребительских товаров первой необходимости. При этом мы хотели получить из Германии и других стран Европейского Сообщества в форме такой помощи продовольствия на сумму 1,1 млрд руб., медикаментов – на 0,4 млн руб., медицинской техники – 0,2 млрд руб., товаров народного потребления и повседневного спроса – 0,5 млрд руб. С нашей стороны было высказано пожелание, чтобы часть указанных товаров поставлялись в виде безвозмездной помощи, часть на благоприятных коммерческих условиях с использованием льготных товарных кредитов с последующим погашением после 1995 г. традиционными товарами советского экспорта. (…) Конкретно на данной встрече договорились о поставках на безвозмездной основе продовольственных и потребительских товаров на сумму 415 млн марок из резервов Федерального правительства ФРГ и сената Западного Берлина (для Москвы)».

Источник: Ситарян С. Президенту СССР тов. Горбачеву М.С. О переговорах с заведующим внешнеэкономическим отделом Ведомства федерального канцлера Х. Тельчиком (27–28 ноября 1990 г. в Москве). 7 декабря 1990 г. ГА ОФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 1192. Л. 113.
***

Из Резолюции Европарламента «О предоставлении продовольственной и медицинской помощи Советскому Союзу»:

«Принимая во внимание растущие призывы Советского Союза к европейскому сообществу через средства массовой информации и по дипломатическим каналам помочь в облегчении ситуации с нехватками продовольствия и медикаментов путем принятия срочных мер, но оказанию помощи. (…) Призывает комиссию в кратчайшие сроки обеспечить срочную продовольственную помощь Советскому Союзу путем использования имеющихся фондов. (…) Выражает пожелание, чтобы распределение помощи осуществлялось под контролем Комиссии, которая должна будет представить Европейскому парламенту отчет по этому вопросу».

Источник: Резолюция «О предоставлении продовольственной и медицинской помощи Советскому Союзу». Принята Европарламентом 13 декабря 1990 года. ГА РФ. Ф. 5446. Он. 163. Д. 1028. Л. 25–27.

***

Министр внешнеэкономических связей CCCP К. Ф. Катушев 26 июня 1991 г. – премьер-министру СССР В. С. Павлову о греческом кредите:

«…Если в конце прошлого года греческая сторона сама проявляла инициативу в оказании нам финансовой поддержки, то в июне с. г. с трудом удалось согласовать с ней сроки официальных переговоров, при этом из-за неготовности греков переговоры были перенесены с начала на конец июня…»

Источник: Катушев К.Ф. (министр внешнеэкономических связей СССР) – премьер-министру СССР тов. Павлову B. C. Об оплате долгов греческим фирмам. 26 июня 1991 г. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. ЮЗ. Д. 1504. Л. 82.

***

Заместитель председателя правления Внешэкономбанка СССР Ю. В. Полетаев – руководителю Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР И. С. Силаеву:

«В связи с решением Президента США в конце августа с. г. (1991.– ред.) об ускорении предоставления СССР гарантий в рамках программы Министерства сельского хозяйства США докладываем, что Внешэкономбанк СССР через свое Представительство в Нью-Йорке провел переговоры с рядом американских банков. Однако ни один из этих банков не намерен в настоящее время участвовать в предоставлении кредитов СССР. Позиция американских банков объясняется нежеланием принятия на себя какого-либо советского риска в связи с нестабильностью и неясностью экономического и политического положения СССР, т. к. по условиям программы гарантируется только 98% от основной суммы кредита и часть процентных платежей. Возможным вариантом, предлагаемым американскими банками и фирмами-экспортерами, является изменение одного из основных положений гарантий с целью гарантирования 100% основной суммы кредита».

Источник: Полетаев Ю.В.(зам. председателя правления Внешэкономбанка СССР) руководителю Комитета по оперативному управлении» народным хозяйством СССР тов. Силаеву И.С. О финансировании закупок зерна в США под гарантию Минсельхоза США. 11 сентября 1991 г. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 163. Д. 1436. Л, 12.

Риск потерять даже 2% предоставленных кредитных ресурсов в случае непредвиденного развития событий в СССР представлялся американским банкирам чрезмерным.

После путча основные кредитные линии были заморожены, поставки за счет кредитов постепенно прекратились, весь этот поток иссяк в IV квартале 1991 года. Полученные советским правительством гигантские кредиты были израсходованы, а внешний долг с 1988 года вырос почти в 3 раза. При этом огромные платежи по внешним долгам, включая проценты, приходились уже на 1992–1993 годы. России в 1992 году предстояло выплатить около 20 млрд долларов. Средств на обслуживание внешнего долга не было, не осталось на это и золотовалютных резервов.

Только за 1990–1991 годы советское правительство вывезло из страны 800 тонн золота. В конце 1991 года золотой запас составлял примерно 240 тонн. Обязательства Внешэкономбанка, который обеспечивал внешнеэкономическую деятельность страны, оценивались в 87 млрд долларов. Валютные резервы Госбанка колебались в пределах 26–100 млн долларов (сумма, которой сегодня располагает средняя торговая фирма или небольшой банк).

Подробнее. Золотые резервы, дефицит валюты:

Председатель правления Госбанка СССР В. В. Геращенко – М. С. Горбачеву:

«В октябре с.г. (1991. – ред.) было заявлено, что официальные золотые резервы страны составляют всего около 240 тонн. Объявленный уровень официальных золотых резервов, являющихся одним из важнейших показателей кредитоспособности страны, по мнению специалистов, не соответствует статусу великой державы и ведущей золотодобывающей страны. Сообщение о величине золотых резервов СССР вызвало недоумение среди специалистов на рынке золота, которые ранее оценивали их в 1000–1300 тонн».

Источник: Геращенко В. В. Президенту СССР тов. Горбачеву М.С. О золотом запасе Госбанка СССР. 15 ноября 1991 г. РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 32. Д. 4006. Л. 90, 91.

***

Из обращения Верховного Совета СССР к советскому народу:

«В обеспечении населения страны хлебом и хлебопродуктами сложилось критическое положение. (…) В 1989 г. около 40% потребности страны в зерне покрыты путем завоза его из-за рубежа. Это означает, что в каждом килограмме потребленного хлеба треть его стоимости приходится на затраты валюты».

Источник: Верховный Совет СССР. Обращение к советскому народу по поводу повышения розничных иен. 12 июня 1990 г. ГА РФ. Ф. 5446. Oп. 162. Д. 777. Л. 83.

***

В конце 1989 – начале 1990 года советские внешнеторговые организации под влиянием нараставшего валютного кризиса все чаще срывали сроки платежей по заключенным и исполненным контрактам.

Заместитель председателя Госкомиссии по продовольствию и закупкам Ю. А. Борисов – заместителю председателя правительства СССР С. А. Ситаряну:

«Имеющие место в последнее время систематические задержки советской стороной платежей за отгруженные импортные товары привели к приостановке дальнейших отгрузок в СССР законтрактованных 211,6 тыс. тонн растительного масла на сумму 74,4 млн рублей, 177,1 тыс. тонн мяса и мясопродуктов на 160,9 млн рублей, 66,5 тыс. тонн какао бобов и какао продуктов на сумму 78,7 млн рублей, 45,5 тыс. тонн сливочного масла на сумму 39,4 млн рублей, 30 тыс. тонн соевого шрота на сумму 7,1 млн рублей, 20,4 тыс. тонн убойного крупного рогатого скота на сумму 14,3 млн рублей, 19,9 тыс. тонн чая на сумму 26,9 млн рублей, различных видов детского питания на сумму 69,3 млн рублей, 3 млрд штук ацетатных фильтров для табачной промышленности на сумму 7,3 млн рублей, всего на 478,3 млн рублей. (…) Отгрузка недопоставленных продуктов питания по подписанным контрактам на общую сумму 478,3 млн рублей может быть произведена только при условии оплаты уже поставленных в СССР продовольственных товаров в сумме 237,0 млн рублей. Таким образом, всего следует произвести платежи за импортное продовольствие в сумме 715,6 млн рублей».

Источник: Борисов Ю.А.(зам. председателя Госкомиссии по продовольствию и закупкам) Ситаряггу С. А. (зам. председателя Совмина СССР). О платежах за импортное продовольствие. 30 мая 1990 года. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 62. Д. 1495. Л. 64, 65.

Заместитель министра внешнеэкономических связей В. Н. Воронцов – заместителю председателя правительства СССР С. А. Ситаряну:

«Министерство внешних экономических связей СССР информировало Вас, что ВВО “Экспортхлеб“ находится в крайне затруднительном положении с оплатой счетов иностранных поставщиков. (…) Иностранные фирмы постоянно обращаются с требованием произведи немедленную оплату за товары, поставленные в марте июне с.г. (1990. – ред.), а также возмещения убытков в виде процентов за задержку в уплате, которые из-за больших неоплаченных сумм в настоящее время уже составляют около 4,5 млн руб. и увеличиваются на сумму около 16 тыс. руб. за каждый последующий день просрочки. […] Однако Гарантии Внешэкономбанком СССР до сих пор не выданы, несмотря на поручения Правительства от 29.1.90 г., 11.5.90 г., 27.6.90 г.».

Источник: Воронцов В.Н.(зам. министра внешних экономических связей) Ситаряну С.А. (председателю Государственной внешнеэкономической Комиссии Совмина СССР). О платежах за импортное продовольствие, 2 августа 1990 г. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 162. Д. 1500. Л. 81, 82.

***

Отечественное производство удовлетворяло потребности Советского Союза в лекарственных средствах примерно на 40–45%. Влияние валютного кризиса на обеспечение населения медикаментами советские и зарубежные эксперты считали потенциально наиболее опасной проблемой. Поэтому в расходовании валютных средств закупки медикаментов были признаны приоритетным направлением. Но в условиях нараставшего дефицита валюты и это не помогало.

Министр медицинской промышленности СССР В. А. Быков – заместителю председателя Совмина СССР С. А. Ситаряну:

«В соответствии с решением Совета Министров СССР от 10 марта 1990 года об определении приоритетности в оплате Счетов иностранных фирм внешнеторговыми организациями Минмедпром СССР докладывает, что Внешэкономбанк СССР до сих пор не обеспечивает выделение средств на оплату медикаментов и субстанций, закупаемых в странах с расчетами в свободно конвертируемой валюте. Просроченная задолженность В/О “Медэкспорт“ перед иностранными фирмами, по состоянию на 1 апреля 1990 года, составляет 43 418,3 тыс. рублей в свободно конвертируемой валюте (справка прилагается). В связи с просрочками в оплате счетов, иностранные фирмы предъявляют штрафные санкции, а в настоящее время многие из них заявили, что прекратят поставку лекарственных средств по заключенным контрактам. Более того, при заключении контрактов на закупку заказываемых Минздравом СССР остродефицитных медикаментов на 1990 год, иностранные фирмы требуют перехода на авансовую или аккредитивную формы расчетов, либо предоставление банковской гарантии, но Внешэкономбанк СССР в этих формах оплаты отказывает».

Источник: Быков В.А. (министр Минмедпрома СССР) Ситаряну С.А. (зам. председателя Совмина СССР). Об оплате счетов за медикаменты в свободно конвертируемой валюте. 11 апреля 1990 г. ГА РФ. ф. 5446. Оп. 162. Д. 1492. Л, 32.

Союзные власти не только сделали неплатежеспособным само государство, но и растратили валютные средства российских предприятий, хранившиеся во Внешэкономбанке. А проценты по взятым ранее кредитам выплачивали за счет получения новых кредитов – по схеме финансовой пирамиды. Но такая самоубийственная политика в конце 1991 года была уже невозможна.

Перед российским правительством встала дилемма:

  • или объявить банкротом Внешэкономбанк – главный валютный банк страны, благо некоторые займы были оформлены непосредственно на него без формальных гарантий правительства,
  • или резко сократить валютные расходы государства, дать предприятиям возможность самим зарабатывать валюту, находить средства для импорта, то есть максимально либерализовать внешнеэкономические связи.

Что предпочли бы Вы?

В случае банкротства Внешэкономбанк лишился бы собственности за рубежом, которая пошла бы с молотка. Более того, это было бы равносильно объявлению финансового банкротства государства со всеми тяжелейшими последствиями.

Правительство выбрало второй вариант. Была создана Валютно-экономическая комиссия при председателе российского правительства, в которую вошли представители Минэкономики, Минфина, МВЭС, Внешэкономбанка и других ведомств. Она рассматривала все вопросы, связанные с расходованием республиканского валютного резерва, привлечением и использованием иностранных кредитов, выделением валюты предприятиям, организациям и федеральным органам.

В январе 1992 года с подачи правительства решением Верховного Совета все счета во Внешэкономбанке были заморожены. Воспользоваться деньгами можно было только с разрешения Валютно-экономической комиссии. Вкладчики не могли получить свои доллары и дойчмарки, потому что их фактически не было – они существовали только в виде записей по счетам. Комиссия распределяла скудные остатки валюты на самые неотложные нужды – на медикаменты, на инсулин, который в России не производился, на детское питание. Через два года частным лицам замороженные деньги были выплачены полностью, а долги юридическим лицам стали погашать валютными облигациями Министерства финансов (облигациями внутреннего валютного займа), которые до их погашения много лет активно ходили на финансовом рынке, включая международный. Так был создан первый относительно цивилизованный инструмент решения долговой проблемы. Расплата облигациями, которые с первого дня можно было продать на рынке по текущему курсу и по которым выплачивался доход 3% годовых, была значительно лучше отказа государства погашать свой долг перед предприятиями и гражданами, что неоднократно практиковалось в СССР. 15 ноября 1991 года вышел Указ Президента РСФСР «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», который разрешил всем предприятиям и объединениям внешнеэкономическую деятельность без специальной регистрации и открыл доступ любому хозяйствующему субъекту на внешний рынок, снял ограничения на вывоз наличной валюты физическими лицами. Учитывая разницу во внутренних и мировых ценах, с 31 декабря 1991 года был введен экспортный тариф на отдельные товары, вывозимые из России. Были сняты ограничения на экспорт готовой продукции при сохранении жестких количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно-сырьевых товаров, отменены ограничения на импорт. Была проведена частичная либерализация валютного курса при установлении особого курса для расчетов с бюджетом и сохранении дотаций по критическому импорту. Во втором полугодии 1992 года был установлен особый порядок экспорта стратегически важных сырьевых товаров, контроль за вывозом которых охватывал до 70% российского экспорта. В ноябре 1992 года было введено лицензирование и квотирование экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории России. В 1993–1994 годах перешли на тарифные методы регулирования, постепенно была снижена роль количественных ограничений, вступили в силу Таможенный кодекс и Закон «О таможенном тарифе».

Подробнее. Указ Президента РСФСР «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР»:

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РСФСР
О ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР

от 15 ноября 1991 года № 213

В целях стимулирования внешнеэкономической деятельности, стабилизации внутреннего рынка и привлечения иностранных инвестиций постановляю:

1. Разрешить всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности без специальной регистрации. Валютные операции осуществляются на основании лицензий, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством РСФСР.

2. Правительству РСФСР:

отменить в месячный срок не основанные на законах РСФСР ограничения на бартерные операции во внешней торговле;

в месячный срок представить на утверждение новый перечень товаров (работ и услуг), экспорт и импорт которых лицензируется и квотируется, имея в виду существенное сокращение этого перечня;

до 1 января 1992 г. утвердить Положение о системе лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в РСФСР на 1992 год, предусмотрев конкурсную либо аукционную продажу квот и лицензий;

представить до 1 января 1992 г. предложения по порядку налогообложения экспортно-импортных операций, включая бартерные сделки, а также размеры ставок налогообложения и таможенных тарифов.

3. Разрешить банкам, уполномоченным на ведение валютных операций на территории РСФСР, открыть валютные счета всем юридическим лицам и гражданам.

Иностранная валюта, находящаяся на счетах граждан, выдается по их требованию без каких-либо ограничений и разрешений.

4. Установить начиная с 1 января 1992 г. обязательную продажу части валютной выручки предприятиям, расположенными либо зарегистрированными на территории РСФСР, Центральному банку РСФСР для формирования республиканского валютного резерва РСФСР.

Нормативы обязательной продажи части валютной выручки предприятий Центральному банку РСФСР определяются Правительством РСФСР.

Рекомендовать Центральному банку РСФСР самостоятельно определять с 1 января 1992 г. курс рубля, используемый для расчета рублевого покрытия части валютной выручки предприятий, подлежащей обязательной продаже.

Средства, аккумулированные в республиканском валютном резерве РСФСР, используются для обслуживания внешнего долга, централизованных заказов по импорту и на иные цели в порядке, определяемом Правительством РСФСР.

Правительству РСФСР в месячный срок подготовить предложения по сокращению субсидирования импорта на 1992 год.

5. Отменить ограничения на участие граждан и юридических лиц, зарегистрированных на территории РСФСР, в проведении валютных операций через уполномоченные банки, включая ограничения на покупку наличной валюты.

Установить, что продажа иностранной валюты юридическим лицам, зарегистрированным на территории РСФСР, осуществляется только для целей импорта товаров и услуг (проведения текущих операций), а также иностранным инвесторам для перевода за границу прибыли и дивидендов.

Курс рубля к иностранным валютам складывается на основе спроса и предложения на аукционах, биржах, межбанковском рынке, при купле-продаже валюты коммерческими банками и другими юридическими лицами и гражданами.

Рекомендовать Центральному банку РСФСР устанавливать предельную разницу курсов покупки и продажи наличной валюты в коммерческих пунктах и обменных пунктах, а также пределы покупки и вывоза гражданами валюты за рубеж.

6. Отменить на территории РСФСР все виды обязательных валютных отчислений, а также налоги на экспорт и импорт товаров (работ и услуг), установленные Президентом СССР и органами Союза ССР.

Курсы рубля к иностранной валюте, устанавливаемые Госбанком СССР, на территории РСФСР не применяются.

7. Предложить Центральному банку РСФСР принять меры к всемерному развитию валютного рынка, включая межбанковский, и расширению сети обменных пунктов.

8. Запретить на территории РСФСР расчеты и платежи между юридическими лицами, а также между юридическими лицами и гражданами в иностранной валюте за исключением оплаты труда и расчетов в магазинах, расположенных на территориях, имеющих экстерриториальный статус.

9. Установить, что осуществление инвестиций за рубежом, включая покупку ценных бумаг, юридическими лицами, зарегистрированными на территории РСФСР, и советскими гражданами производится по лицензиям в порядке, определяемом Правительством РСФСР.

10. Министерству юстиции РСФСР представить предложения о внесении изменений в решения Правительства РСФСР в связи с настоящим Указом.

11. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания, за исключением пунктов 5 и 6 и абзаца первого пункта 8, которые вступают в действие с 1 января 1992 года.

Президент РСФСР
  Б. ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
15 ноября 1991 года
№ 213

Подробнее. Внешнеэкономические связи российских предприятий:

На протяжении большей части XX века Россия выпадала из системы нормальных внешнеэкономических связей по известным политическим причинам. Кроме того, жестко централизованная, командно-распределительная советская экономика с ее планово-нормативными издержками производства и искусственными (рассчитанными в Госплане) ценами по своей природе трудно совмещалась с мировым рыночным хозяйством и могла поддерживать обмен с ним лишь в ограниченном диапазоне. Неудивительно, что уровень функциональной открытости бывшего СССР оставался низким. С началом реформ положение стало меняться, за 1992–1997 гг. вовлеченность нашей страны в мировую экономику через внешнюю торговлю более чем удвоилась (внешнеторговая квота России повысилась в 2,4 раза). Это наглядно видно на примере отраслей, ориентированных на экспорт

Экспорт. Доля вывоза в производстве древесины за 1992–1997 гг. повысилась с 6,8 до 19%, нефтепродуктов – с 14,8 до 33, природного газа – с 32,2 до 36,5, нефти – с 35,4 до 42, минеральных удобрений – с 69,3 до 74,4, целлюлозы – с 40,8 до 83%. Это особенно важно в кризисной ситуации, когда внутренний потребительский спрос и инвестиции продолжают падать. Внешние рынки сбыта позволяют ряду отраслей держаться на плаву, получать экспортные доходы, пополнять бюджет и тем самым не допускать более глубокого спада экономики в целом.

Но внешний рынок предъявляет спрос в основном на российские топливно-сырьевые ресурсы и полупродукты, почти не принимая нашу готовую продукцию из-за низкой ее конкурентоспособности. За 9 месяцев 1998 г. доля минеральных продуктов в российском экспорте в дальнее зарубежье составила 52,8%, машин, оборудования и транспортных средств – 17,7, текстиля, текстильных изделий и обуви – 9,5, химической продукции – 9,3, продовольствия и сельхозсырья – 4,2, продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности – 2,9, металлов и изделий из них – 2. Продолжалась топливно-сырьевая специализация России.

В то же время состояние экспортоориентированных отраслей и всей российской экономики все больше зависело от конъюнктуры мирового рынка. Это убедительно показало снижение мировых цен на нефть к середине августа 1998 г. до рекордно низкого за последние десять лет уровня – 1,5 доллара за баррель, что привело к существенным потерям экспортных доходов России, уменьшению налоговых поступлений в бюджет и потянуло за собой цепочку других осложнений, усугубивших и без того тяжелый финансовый кризис.

Импорт. Россия активно врастала в мировую экономику и по линии импорта продовольствия, машин, оборудования, электротоваров, бытовой техники, парфюмерии и т. п. Произошло быстрое насыщение внутреннего рынка новыми для россиян потребительскими товарами и продовольствием. Под давлением конкуренции извне отечественные производители вынуждены были повышать качество своей продукции, улучшать ее дизайн, расширять ассортимент, налаживать послесбытовое обслуживание. Но многих отечественных производителей готовых изделий хлынувший поток зарубежных товаров застал врасплох. И они сдали позиции. Так, в первом полугодии 1998 г. в магазинах России ассортимент импортных парфюмерно-косметических товаров был в 2 раза разнообразнее отечественных, электротоваров – в 2,3 раза, фототоваров – в 4, телевизоров и стиральных машин – в 10 раз.

Если рост зависимости от зарубежных поставок товаров бытового назначения решающей опасности для России не представлял, то с импортом продовольствия и оборудования дело было серьезнее. В результате сокращения отечественного сельскохозяйственного производства (почти на 43% с 1990 по 1998 г.) увеличение импорта привело к тому, что доля внешних поставок мяса и других пищевых продуктов во внутреннем потреблении превысила 50% в 1998 г., перекрыв допустимый предел продовольственной безопасности страны.

Будучи в прошлом одной из ведущих мировых станкостроительных держав, Россия к 1998 г. сократила производство станков до 17% от уровня 1990 г. Но и они поставляются в основном в развивающиеся страны. Внутренних заказов на отечественные станки почти нет, поскольку, с одной стороны, не хватает средств на их закупку, а с другой – они значительно уступают по качеству импортным аналогам, на приобретение которых российские предприятия получают связанные кредиты иностранных фирм-поставщиков. В результате отечественное станкостроение оказалось на грани вымирания.

Капиталовложения. Россия врастает в мировое хозяйство и по линии обмена капиталовложениями. Для стран с рыночной экономикой обмен инвестициями – такая же обычная практика, как и товарный обмен. Для СССР был характерен односторонний вывоз отечественного капитала за границу. К моменту распада СССР за его пределами оказалось около 100 млрд долларов отечественного капитала. В течение 1990-х годов из России вывезено от 50 до 80 млрд долларов, по оценкам Центробанка, или от 150 до 300 млрд долларов, по данным Интерпола. Большая часть этих капиталов используется непроизводительно (вкладывается в недвижимость, оседает на счетах зарубежных банков).

С началом реформ в России движение капиталов стало двусторонним. (…) Преимущества иностранных инвестиций становятся более заметными в условиях свободной торговли и открытого инвестиционного режима, конкуренции и экономической стабильности. Инвестиции помогают привлекающим их странам получать выгоды мировой экономической интеграции. В частности, прямые инвестиции транснациональных корпораций ускоряют реструктуризацию отраслей на региональном уровне, нередко способствуют тому, что страна – получатель инвестиций превращается в крупного экспортера продукции или услуг.

Приоритетные для иностранных инвесторов отрасли в основном сходны во всех странах – это химическая и фармацевтическая, пищевая, энергетика, телекоммуникации, производство продуктов питания и т. п. Иностранные инвесторы охотно участвуют в приватизации энергетических компаний, используя схему «строительство – эксплуатация – передача». К примеру, после ее применения на Филиппинах значительно уменьшился дефицит энергоресурсов, тормозивший развитие страны. Иностранные владельцы местных энергетических компаний стали улучшать качество услуг и предоставлять их по более низким ценам.

Привлекать капиталовложения стремятся не только развивающиеся, но и развитые страны. С 1980-х годов США являются не только крупнейшим поставщиком инвестиций на мировом рынке, но и их основным потребителем. Прямые инвестиции резидентов США за рубежом превышают объемы привлекаемых прямых иностранных вложений в 1,5 раза. Франция стоит на втором месте по объемам привлекаемых инвестиций в страну и на третьем – по размерам внешнего инвестирования.

Приток капиталов в развитые страны в 1996 г. составил: США – 1% ВВП, Франция – 1,4, Нидерланды – 2, Швеция – 2,2, Норвегия – 2,5, Великобритания – 2,8%. У стран с переходной экономикой этот показатель был выше: Польша – 3,3% ВВП, Венгрия – 4,4, Китай – 4,9, Латвия – 6,5%. В России он равнялся лишь 0,6%.

В острой конкурентной борьбе за инвестиции преимущества у тех стран, которые сумели обеспечить благоприятный инвестиционный климат, политическую и экономическую стабильность, либерализацию инвестиционного режима, гарантии репатриации прибыли и основного капитала, уменьшили налоговое бремя на производителей, а также создать специальные государственные или коммерческие организации, поддерживаемые государством, облегчающие деятельность инвесторов. Россия пока не может похвалиться успехами ни в одной из этих сфер. В 1997 г. в мировом рейтинге инвестиционных рисков мы находились на 79-м месте, сильно уступая, в частности, Чехии (37-е место), Китаю (40-е), Венгрии (41-е), Польше (47-е). Финансовый и банковский крах осенью 1998 г. отбросил нашу страну еще дальше назад.

Для привлечения иностранных инвестиций Словения пошла на либерализацию законодательства, регулирующего деятельность иностранных инвесторов, создала стимулирующее налогообложение с 25-процентной ставкой налога на прибыль (самая низкая среди европейских стран). Благодаря этому, а также развитой промышленности, высокой покупательной способности населения, ориентации экономики на экспорт, солидному уровню менеджмента, низким транспортным расходам Словения успешно конкурирует с другими странами за иностранные инвестиции. К 1997 г. прямые иностранные инвестиции достигли 2 млрд долларов.

Польша также внесла коррективы в свое законодательство. С мая 1996 г. у иностранных инвесторов появилось законодательное право вкладывать средства почти во все отрасли, включая оборонную промышленность, морские и авиаперевозки. Иностранные инвесторы (все они должны получить лицензию казначейства Польши) могут беспрепятственно переводить прибыль за пределы страны, заплатив 20-процентный налог на дивиденды, а также вправе выпускать облигации на польской территории. А вот покупка недвижимости или компаний, которые владеют недвижимостью, им запрещена. Польша была первой страной Восточной Европы, объемы производства которой начали расти, – в немалой степени благодаря иностранным инвестициям. Несмотря на существующие политические и экономические риски, за 1990–1996 гг. иностранные инвесторы вложили в польскую экономику свыше 14 млрд долларов. Иностранный капитал присутствует в 24 тыс. компаний.

Тем не менее в России зарегистрированы 26–30 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, причем только за январь–сентябрь 1998 г. созданы около 2 тыс. Зарубежные компании организуют совместное производство, рассчитывая использовать дешевую местную рабочую силу или избежать высоких таможенных тарифов. На долю предприятий, частично или полностью контролируемых иностранным капиталом, у нас приходится около 3% промышленной продукции, в основном в топливно-сырьевых отраслях. Даже в нынешней кризисной обстановке такие предприятия работают эффективнее отечественных, поскольку используют передовые технологии и ноу-хау, современный менеджмент и связи на мировом рынке.

Врастание в мировую экономику дается России непросто. Но другого пути, судя по опыту большинства стран, у нас нет. В частности, на протяжении двух десятилетий (1970–1989 гг.) у развивающихся стран с закрытой экономикой среднегодовой темп экономического роста составил 0,69%, с открытой – 4,49%. В пользу открытости убедительно свидетельствует и более поздняя практика наших ближайших соседей, долгие десятилетия также изолированных от мировой экономики, – Китая, Польши, Венгрии, Чехии, Эстонии.